Форум » Гражданская война » Авиация и Броневики в Уральской Армии » Ответить

Авиация и Броневики в Уральской Армии

Шеврон: Интересна тема участия броневых автомобилей (броневиков) в Гражданской войне в составе Уральской армии. Броневики - были новинкой для казаков, никогда до Гражданской не сталкивающихся с подобной военной техникой. Первый броневик в рядах уральцев оказался в июне 1918г. и оказал ощутимую помощь казакам во время наступления красных на столицу Войска. Вот как описывает это событие газета "Яицкая Воля" в статье "Незаметные герои. Бронированный автомобиль.". «О нем мечтали все, начиная от рядового казака и кончая командующим фронтом. Пасхальное наступление большевиков показало, что с доморощенными пулями застревавшими в дуле винтовки, с винтовками без штыков, с двумя пушками без снарядов, трудно бороться с большевиками. Получение из Самары транспорта с оружием открыло мечту о бронированном автомобиле. Туда был послан поручик Петров П.М. за бронированным автомобилем, знающий автодело. В Самаре имелось несколько бронированных автомобилей, но они были приведены большевиками в негодность. На пути в Самару Петров заметил одну такую бронированную автомашину под откосом, с большим трудом он ее исправил и доставил в Бузулук. В этом городе генерал Мартынов захватил у большевиков бронированный автомобиль почти исправный, такого же типа, что у Петрова. Взяв из привезенного недостающие части Петров исправил автомобиль Мартынова и повез его в Уральск…». «Казаки встречали и провожали машину с диким восторгом. Весть о «чеках» и броневике каким-то образом опережали машину, делавшую по хорошим дорогам до 40 верст в час, задолго до приезда. Легенда о движение чехов поддерживалась и самим поручиком Петровым одетым в чешскую фуражку и в штиблеты с обертками». В Уральск бронированный автомобиль прибыл 27 июня 1918 в 10 часов утра и тотчас же двинулся в бой. Поручик Петров сам управлял машиной. В первый же налет броневик пробился во 2-ю линию неприятеля и в упор расстреливал из пулеметов бегущих в панике красных. Стрелять приходилось все время маневрируя, так как автомобиль не имел аккумулятора и при остановке его приходилось пускать вручную. Броня его выдерживала неприятельские пули. На пашне броневик остановился – вода в радиаторе закипела, мотор перегрелся и ослаб, но казак Георгий Кожевников под ужасным огнем красных крутил ручку впуска, пока мотор не заработал. Обстреляв вторую линию броневик двинулся обратно и выгнал красных из передних окопов, артиллерия красных открыла по нему огонь, шрапнелью была пробита броня. Утром 28 июня с другим командиром броневик двинулся догонять отступавших красных.

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Шеврон: А вот как описывает участие уральского броневика в обороне Уральска 27 июня 1918 года Б.Н.Киров: «Как бы усиливая еще больше впечатление через фронт прошел наш бронированный автомобиль «Змей Горыныч» и направился к цепям красных. Автомобиль этот казаки еще никогда не видели, а может быть даже и не знали что такой в Войске имеется, ибо он тоже незадолго до этого боя был получен из Самары. Правда не суждено ему было послужить Войску и в этом же бою, то есть в первый же свой выход он был разбит снарядом и команда его погибла, но все же впечатление на казаков он произвел и они подбодренные слухами о приходе чехов, слыша стрельбу тяжелых орудий и видя свой броневик уже были уверены в победном исходе боя. Была передана команда «Встать, вперед» и цепи поднялись и пошли. Шли как на ученье, все во весь рост равняясь и не отставая и не отрываясь друг от друга. Изредка, по команде, цепи залегали, но почти сейчас же не смотря на сильный огонь который развил противник вставали и шли дальше. Шли в атаку, каждый знал, что вот-вот сейчас ближе и загремит «Ура» и будет решительная рукопашная схватка...»

Леонид: В мемуарах нач.артиллерии Чапаева М.Н.Хлебникова упоминается БА "Безе" ("Поцелуй"-надпись на борту),подбитый красными артиллеристами с экипажем из французского шофера и стрелка.

Леонид: Господа форумчане!Несмотря на крайне малую оснащенность техникой Уральской армии,авто и аэропланы все же были.Просьба ко всем поделиться информацией,м.б. фото,о том,что наносили на технику.Судя по упоминаниям в мемуаристике наносили что-то редко,тем ценнее,то,что удается найти.Спасибо.


Шеврон: Леонид пишет: В мемуарах нач.артиллерии Чапаева М.Н.Хлебникова упоминается БА "Безе" ("Поцелуй"-надпись на борту),подбитый красными артиллеристами с экипажем из французского шофера и стрелка. В каком бою и когда это произошло?

Шеврон: Чтобы не плодить темы, совместил авиацию и броневики в одной теме. Авиацию на Уральском фронте достаточно подробно исследовал Марат Хайрулин, его работы есть в альманахе "Горыныч".

Леонид: Произошло это,если верить мемуарам Николая Хлебникова и приказу по Туркестанскому фронту от 8 января 1920 г.,где описан бой,в ночь с 9 на 10 сентября 1919 г.у форпоста Янайского при попытке красных деблокировать Уральск.В этом бою у красных отличилась 3-я батарея 74-го артдивизиона и подбившая БА уральцев.Со стороны казаков автор частей не называет,но упоминает пехоту и НЕСКОЛЬКО БРОНЕВИКОВ,причем если верить автору подбитый БА "Безе" был наиболее защищенным и вооруженным.

Шеврон: Леонид пишет: В мемуарах нач.артиллерии Чапаева М.Н.Хлебникова упоминается БА "Безе" ("Поцелуй"-надпись на борту),подбитый красными артиллеристами с экипажем из французского шофера и стрелка. Вот выписка из архива. "10 сентября 1919 в 8 утра в бою под Янайкиным от неприятельского снаряда геройски погиб броневик «Безэ» вместе с командиром поручиком Кадомцевым и шофером Тевторадзе. Тяжело ранен шофер Леонтьев и легко пулеметчики Осадчий и Арбузов, которых спас броневик «Лазарь». Леонтьев по дороге скончался, тела погребены, подбитый броневик увезен красными". Как и следовало ожидать, упоминание про французского шофера и стрелка очередные большевистские байки... Грузина Тевторадзе за француза приняли...

Леонид: Точно,ну и как после этого верить мемуарам красных.То у них в других мемуарах встретил про БА:"Ланкастер"открыл по нам огонь из пушки...".Да не было никогда у "Ланкастера" пушки!Ну это так,к слову...За выписку спасибо.А не сможем мы здесь,в этой ветке составить возможно полный перечень уральских БА:название,вооружение,судьба??Из ВСЮР прислали,кажется летом 1919 года 1 или 2 БА.

Шеврон: Леонид пишет: А не сможем мы здесь,в этой ветке составить возможно полный перечень уральских БА:название,вооружение,судьба? Приказ по войскам Уральской отдельной армии № 329 от 21-8 мая 1919г. Включить с 9 мая в состав Уральской Армии прибывший эшелон партизанского отряда им.Л.Ф.Бичерахова: 1. Броневой автомобильный дивизион - броневики Крокодил, Лазарь, Безэ, Еж; 2 орудия; 7 пулеметов - 26 офицеров, 31 солдат. 2. Отдельная пешая Темир-Хан-Шуринская сотня - 20 офицеров, 62 солдат, 2 пулемета "Льюиса". 4. Команда связи - 2 офицера, 8 солдат; 1 автомобильный прожектор; 10 телефонных аппаратов и 2 коммутатора. 5. Автомобильная команда - грузовиков - 10, легковых - 4, офицеров - 1, специалистов- 46. 6. Автомобильная мастерская - заведующий - 1, мастеровых - 17.

мир: Ну, то, что французского шофёра с грузинским перепутали - вполне понятно. Вряд ли в тот момент Хлебников у шофёра национальность спрашивал. А как выглядит французы - кто там тогда знал. Чего возмущаться-то? А веры красным источникам столько же, сколько и белым. Там баек не меньше. Главное - источники сравнивать. К слову, есть ли какая-то информация по символам на бронетехнике? Какие-нибудь значки, например, эмблемы? И часто ли на броневики наносились названия?

Леонид: Приветствую,МИР!Мы с Вами по символам на технике уже говорили на другом форуме.Шеврон,за выписку из приказа спасибо!

Шеврон: мир пишет: А веры красным источникам столько же, сколько и белым. Там баек не меньше. Главное - источники сравнивать. Красные врали нам 70 лет и приучили к вранью не одно поколение... Благодаря этим "борцам за светлое будущее" мы всю жизнь жили во вранье и до сих пор еще живем. Я долго смеялся когда, например, читал книжку правнучки Чапаевой "Мой неизвестный Чапаев". Столько баек и небылиц наберется по рассказам таких вот "чапаевцев", типа Хлебникова, что удивляешься просто, что ж так долго красные не могли разделаться с этой казацкой сволочью, ведь красные же все такие герои были, не в пример казакам, конечно. А белые мемуары честнее только потому, что люди их писавшие честнее были и намного порядочнее...

Шеврон: Леонид пишет: Несмотря на крайне малую оснащенность техникой Уральской армии,авто и аэропланы все же были.Просьба ко всем поделиться информацией,м.б. фото,о том,что наносили на технику. Как написано было в сообщении жителям города Уральска в январе 1919г. (еще до взятия его красными) "отличительные знаки казачьих аэропланов - две черные перекрещенные полосы во всю длину каждого крыла и руля..." Это сообщение опубликовали, чтобы жители Уральска свои аэропланы не обстреливали, не путали их с вражескими.

мир: А белые мемуары честнее только потому, что люди их писавшие честнее были и намного порядочнее... Хе-хе... Конечно, казаки ж белая кость... особенно честным был Шкуро. Как он расписывал, по то, как он всех гонял, всех побеждал, всех облагодетельствовал, как его встречали хлебом-солью все, начиная крестьянами и заканчивая генералитетом Добрармии. "Я" на каждой странице. И каждое слово правда. Сразу видно, что Шкуро честный. И порядочный. А главное, скромный. А всякие казни шкуровцев это либо совковая ложь, либо так и было надо. А уж про порядочность белых вы загнули. Все хороши тогда были. И только не надо опять лезть в бутылку и кричать: "Чапаевцы то, чапаевцы сё, а казаки чистые ангелы!.." Я не поверю, а остальные на форуме и без того так думают. Как написано было в сообщении жителям города Уральска в январе 1919г. (еще до взятия его красными) "отличительные знаки казачьих аэропланов - две черные перекрещенные полосы во всю длину каждого крыла и руля..." А вот за это спасибо, учтём. Приветствую,МИР!Мы с Вами по символам на технике уже говорили на другом форуме.Шеврон,за выписку из приказа спасибо! Что-то не понял. Так вы и есть "Ратник"? К слову, Леонид, видел, как вы на каком-то форуме (уж не у Цветкова ли?) спрашивали про форму красильниковцев. Мне уральские реконструкторы как-то сказали, что был найден красный погон, на котором химическим карандашом было написано "Ирк". Не знаю, может пригодится.

Леонид: Да,Вы правы-"Ратник" мой ник.Просто здесь раньше зарегистрирован был.Спрашивал о красильниковцах,но не у Цветкова,а на "1920".Спасибо,очень ценно.Подозреваю,что погон принадлежал чину Иркутского дивизиона (т.н."красные гусары").Уважаемые МИР и ШЕВРОН!Ваш спор-это и есть продолжение Гражданской войны,потому что самое страшное,что произошло со страной в 1917 и во время ГВ-РАСКОЛ ОБЩЕСТВА на белых,красных,жевто-блокитных,зеленых и т.д.Раскол,который не изжит до сих пор (ваш спор тому лишнее подтверждение).Когда читаешь работы многих (но,к счастью,не всех) современных историков,то одни поют осанну Чапаеву и Котовскому,другие нарисовали чуть не святыми Семенова и Унгерна,украинцы и прибалты талдычат об освободительной войне.А ведь до 1917 г. все как-то уживались.Лично мое мнение,которое я никому навязывать не собираюсь:большевики-разрушители русского государства,общества,культуры,религии-всего,что было дорого русскому человеку.И ради чего:бредовых утопий.Я далек от идеализации белых,но какие бы они не были-насилия как системы не было.История все расставила на свои места-большевики в итоге власть потеряли,а Россия возродилась.По-моему,сам этот факт наглядно показывает на чьей стороне была правда.

Леонид: Уважаемый Шеврон!А полосы на казачьих аэропланах были в виде Андреевского креста надо думать?Как считаете?

Шеврон: Я далек от идеализации кого бы то ни было, любые мемуары спорны и зачастую необъективны, но ложь и фальш красных историков превосходит все мыслимые пределы в этой области. Всю жизнь нам преподносили грабителей, бандитов и убийц как героев, борцов за счастье трудового народа и пр. Но времена изменились и сейчас люди сами в состоянии понять кто был прав и виноват, кто был истинным героем, а кто выдуманным. Леонид пишет: А полосы на казачьих аэропланах были в виде Андреевского креста надо думать?Как считаете? Я не располагаю другой информацией по поводу отличительных знаков уральской авиации.

Шеврон: Шеврон пишет: Как бы усиливая еще больше впечатление через фронт прошел наш бронированный автомобиль «Змей Горыныч» и направился к цепям красных. Позволю себе продолжить историю про первый уральский казачий броневик. Конечно, в воспоминаниях Кирова досадная ошибка. Броневик назывался "Яик Горыныч", о чем свидетельствует отрывок из газеты "Яицкая Воля": «…Подоспевший из Самары броневой автомобиль еще в дороге окрещенный «Яик Горыныч» в два дня подоспел и оказал моральную поддержку…». Эту ошибку в свое время перепечатал, не подумав даже проверить достоверность информации, С.С.Балмасов, за что подвергся нещадной критике в Уральске, да и не только в Уральске. Как справедливо написал уральский краевед А.З.Курлапов в своей книги "Курени" казачий броневик просто не мог называться "Змей Горыныч". Дословно не помню цитату, но найду ее и приведу.

Леонид: Может на нем еще и голова змея была нарисована? (Смеюсь,конечно...).

Шеврон: Леонид пишет: Может на нем еще и голова змея была нарисована? Нигде не встречал упоминаний о том, что было нарисовано или было ли что-то вообще нарисовано на первом уральском броневике. Я думаю, что у казаков времени просто не было что-либо на нем рисовать. Ну в лучшем случае название, не более того, на мой взгляд.



полная версия страницы