Форум » Гражданская война » Авиация на Уральском фронте » Ответить

Авиация на Уральском фронте

BP_TOR: Источники: Сергеев А.В. 5 лет строительства и борьбы Воздушного Флота 1917-1922. Книга 1. Героические годы Красного Воздушного Флота.-М.:Авиоиздательство,1926 Шишов Л.М. На заре советской авиации. - М.:Воениздат, 1960 Жаров Ф.И. Подвиги красных летчиков.-М.: Воениздат, 1963 Хайрулин М.А., Кондратьев В.И. Военлеты погибшей Империи. Авиация в Гражданской войне.-М.:Эксмо, Яуза, 2008 Сергеев [quote]4 армия Восточного фронта получила в сентябре 1918 г. 1 и 2 Саратовские авиаотряды. Во главе были поставлены Начавиармом летчик Никольский (умер впоследствии от тифа) и комиссар т. Швальбе, старый партиец, авиарабочий. Работа авиации этой армии отличалась особенной четкостью, и она сразу заслужила у Штарма отличное положение и оценку. Правда, работе авиации 4 армии способствовало то обстоятельство, что она находилась на водном пути и вблизи Саратовского авиапарка, перехватывавшего весь бензин, которого к концу 1918 г. уже не хватало в других армиях.[/quote]

Ответов - 29, стр: 1 2 All

BP_TOR: Хайрулин/Кондратьев с.148 ...на Южном Урале в составе 4-й армии действовали Саратовская авиагруппа(пилоты: Артамонов, Глебко, Савин, Скороходов, Проходяев и Шпак), 5-й Социалистический (пилоты: Лабренц, Скрастынь, Степанов и Меднис) и 2-й Олонецкий (Калабушкин, Потехин, Лапоногов и Железнов) авиаотряды. В начале января все эти отряды получили имена и статус разведывательных. 2-й Олонецкий стал 27-м,....2-й Саратовский -11-м, а 1-й Саратовский и 5-й Социалистический -26-м.

BP_TOR: Жаров (был комиссаром 30-го, затем 25-го авиаотрядов, комиссаром авиации 1-й армии и Туркфронта, ген.-лейт. авиации) с.49-50 Боевые действия армии должны были поддерживать 1-й саратовский 5-й социалистический авиационные отряды,имевшие по 5 самолетов. Боевую работу авиаотряды начали задолго до январского наступления 4-й армии. Красвоенлеты систематически вели воздушную разведку, наносили бомбовые удары по военным объектам и живой силе противника. 12 декабря командир 1-го Саратовского авиаотряда А.Т. Проходяев с наблюдателем П.М. Гусевым на Самолете "Сопвич" в течение 2часов 20 минут вели разведку, бомбардировали район Шипово и летали над Уральском. Они сбросили на противника 48 кг бомб. На следующий день по заданию начальника дивизии этот же летчик с мотористом П.М. Олехновичем, выполнявшим роль летнаба, вылетал на разведку противника и бомбардировку военных объектов в Уральске. Несмотря на плохую погоду-была низкая облачность и слабая видимость-экипаж удачно достиг города,отстоявшего на 75 км от линии фронта. Полет производился на высоте 200-250м. Летчики метко бомбардировали станцию, где находились вражеские эшелоны. На обратном пути самолет попал под сильный ружейно-пулеметный огонь противника, мотор получил повреждения. Экипаж оказался в очень трудном положении. Нужно было идти на вынужденную посадку на территории, занятой белогвардейцами, что было равносильно гибели. Летчик Проходяев, проявив все свое летное искусство, не позволил самолету упасть на территорию противника. Он перетянул через линию фронта и спланировал в расположение своих войск. ...приказом Начальника авиации и воздухоплавания Республики в январе 1919 г. летчик А.Т. Проходяев и моторист П.М. Олехнович были отмечены денежными наградами, а начальник николаевской дивизии, по задданию которого онинеоднократно вылетали, объявил им благодарность и наградил их красными бантами с надписью: "За храбрость".

BP_TOR: Родился в Баку в 1892 г. С 1913 г. служил в саперных частях, в 1916 г. прибыл в Гатчинскую школу летчиков, затем обучался летному делу во Франции. На фронте находился в боевой авиагруппе известного летчика Крутеня. В 1918 г. стал командиром 8-го корпусного авиаотряда, в 1919 г. -начальником авиации Туркестанской армии. После ГВ был на штабной и преподавательской работе.


BP_TOR: Жаров с.50 В начале января летчик В.Я. Скрастынь с летнабом Л.Г. Крузе на самолете "Фарман-30" с высоты примерно 1300м сбросили на воздушные объекты Уральска около 80 кг. В ходе воздушной разведки они получили ценные сведения о расположении противника, его артиллерии, о премещении частей, о скоплении эшелонов на станциях. Эти разведывательные данные были использованы командованием 4-й армии при подготовке наступления. Это экипаж из 5-го социалистического авиаотряда 11-й и 26-й авиаотряды активно содействовали начавшемуся наступлению 4-й армии на Уральск, совершая налеты на военные объекты: С 10 по 26 января 1919 г. они сбросили на эти объекты более 200 кг

vl-vl: BP_TOR пишет: о скоплении эшелонов на станциях Уралск - станция номинально тупиковая, хотя уже в 1916 году составы с материалами и рабочими ходили на левый берег р.Урал, правда, не знаю насколько далеко. Поэтому, думаю, что о станции красные летчики сообщали для подчеркивания значимости своих полетов. А может быть, эта значимость придана автором - Жаровым.

BP_TOR: vl-vl Автор использует стандартные фразы, писал через 45 лет.

BP_TOR: Во пример донесения летчиков апрель 1919 г., вылет на разведку "Сопвича" 26-го авиотряда красвоенлет Г.П. Артамонов, летнаб Ухин По жел. дор. линии Семиглавый Мар-Шипово за вторым мостом от Семиглавого Мара в верстах3-х замечены небльшие пехотные заставы количеством до 6 на расстоянии около тысячи шагов одна от другой, численностью каждая от 20 до 30 человек. На станции Шипово и около нее большое скопление войск пехоты. кавлерии численностью до 1000 человек. на ст.Шипово с южной стороны конница до 500 сабель. На ст. Деркуль и в местечке Зелененькое - одиночное движение. По тракту Шипово - Деркуль движение пехотных и кавалерийских частей численностью до 2-х сот человек, от Пустобаева на Шипово, на хутор (на карте не имеется), расположенный северо-восточнее Шипово, верстах 7-8, скопление пехоты и конницы до 300человек. Г.П. Артамонов родился в 1895 г. В 1917 г. окончил летную школу в Англии. Возвратившись в Россию, вступил в ряды Красного Воздушного Флота. Член РКП(б) с.1919 г. Убит в сентябре 1919 г. после пленения в Лбищенске, при попытке к бегству. (Хотя Хайрулин-Кондратьев выражают определенные сомнения по этому поводу)

BP_TOR: Участие авиации в обороне Уральска Хайрулин-Кондратьев с.160-163 Для связи с Уральском и доставки защитникам города самых необходимых грузов красные выделили 26-й разведотряд, размещенный близ станции Алтата, что в 240 километрах к западу от Уральска. Четыре самолета этого отряда в течение 70 дней. пока длилось противостояние, совершали регулярные полеты над вражеской территорией в осажденный город. Летчики Степанов, Артамонов и Лабренц возили медикаменты, боеприпасы. но самым важным "стратегическим ресурсом", в котором защитники города испытывали наибольшую нужду, была ... махорка. Командование гарнизона отмечало в донесениях, что если самолет прилетал без курева, то это вызывало в войсках ропот недовольства. Особенно злило бойцов, когда вместо мешков с махоркой, "ероплан" привозил очередного агитатора-пропагандиста из центра. Последня фраза, по всей видимости плод авторской интерпретации телеграммы из Уральска приведенной у Жарова на с.52: Прилетел аэроплан без табаку, вызывает в массе красноармейцев недовольство. Шлите специально аэроплан с табаком без пассажира. ссылка ЦГАСА, ф.184, оп.3, д.241, л.6 Х.-К. далее Ситуация осложнилась в конце июня, когда на аэродроме 26-го отряда закончились последние литры "казанки". Выход из положения нашел председатель местной ЧК Семен Штыб. Он приказал своим сотрудникам произвести повальные обыски в городе и окрестностях, изымая у населения любую горючую жидкость. Вскоре на аэродром стали поступать бидоны с керосином, бутыли со спиртом и самогоном, аптечные склянки с эфиром и даже флаконы одеколона. Опытный механик -моторист В.Порай многократно смешивал эти жидкости в разных пропорциях, пока не получил нечто такое, на чем заработал неприхотливый двигатель "Фармана". Полеты в Уральск возобновились.

vl-vl: Занятно, что можно ждать от чекиста? В ближайшее время хочу обследовать внутренний двор Губчека, остались ли вещественные докозательства деятельности указанного товарисЧа. на Стенах Обратите внимание! Представим ситуацию: чекист изымает ваш телевизор для просмотра программы новостей, лопату на дачном участке, чтобы похорнить боевых товарисЧей, рюмку(непременно из рук), чтобы дать старому чекисту валериАнки...

BP_TOR: vl-vl пишет: Обратите внимание! Представим ситуацию: чекист изымает ваш телевизор для просмотра программы новостей, лопату на дачном участке, чтобы похорнить боевых товарисЧей, рюмку(непременно из рук), чтобы дать старому чекисту валериАнки... На то и чрезвычайные органы, чтобы применять чрезвычайные меры в чрезвычайных ситуациях. На мой непросвещенный взгляд деятельность контрразведок всех сторон в период ГВ отличалась только цветом флага -но это сугубое ИМХО, никому не навязывемое.

BP_TOR: Сергеев с.86 ...Награждаются орденом Красного знамени: .... Красный военный летчик Лабренц. А.М., командир авиоотряда, за участие в боях под Уральском и общей атаке Уральского гарнизона своими беспримерными, по мужеству и отваге, полетами, в коих он снижался до 600 м, - и способствовал успеху наших войск. Перелетами Уральск-Алтава он поддерживал самую тесную связь отрезанного гарнизона г. Уральска с войсками армии. Все время работая под сильным пулеметным огнем противника, он воодушевлял гарнизон своими выдающимися полетами и оказал большую помощьнашим войскам (прие. РВСР №224) А.М. Лабренц родился в 1894 г. После призыва в армию работал мотористом, в 1917 г. успешно окончил Гатчинскую школу летчиков. Активно участвовал в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде. Был командиром 2-го революционного авиаотряда. затем командовал 5-м социалистическим авиаотрядом. Умер А.М. лабренц в 1942 г. в Ленинграде, во время блокады. Жаров с.55 Летчик того же отряда А.М. Степанов также неоднократно совершал полеты в осажденный Уральск. Каждый его вылет был связан неимоверными трудностями, постоянной опасностью для жизни. Самолет Степанова подвергался обстрелу не только над территорией, занятой противником, но и при взлете и посадке в городе. За период блокады Уральска летчик выполнил 21 боевое задание. Во время разведывательных полетов им было ссброшено на противника 416 кг бомб. За героизм и мужество А.М. Степанов был награжден орденом Красного Знамени.

BP_TOR: Жаров с.57-58 Лбищенская трагедия После освобождения Уральска от белоказачьей блокаді советские войска продолжали наступление. 25-я стрелковая дивизия под командованием В.И. Чапаева, являвшаяся главной силой 4-й армии, заняла Лбищенск. В начале сентября 1919 г. сюда перебазировался штаб дивизии. Вскоре туда же прибыли из Бударинска два боевых звена: от 30-го авиотряда - два одноместных самолета "Ньюпор" слетчиками С.В. Бейер и А.И. Коваленко и от от 26-го авиаотряда - двухместный самолет "Сопвич" с летчиком И.С. Железновым, летнабом П.М. Олехновичем и обслуживающим персоналом. Белоказачье командование, воспользовавшись неудачной группировкой войск 25-й дивизии, решило предпринять налет на ее штаб. Он был совершен в ночь на 5 сентября 1919 г. Отряд белоказаков под командованием полковника Бородина с пулеметами и пушками ночью ворвался в Лбищенск. Завязался жестокий, неравный бой, в котором погибли легендарный герой гражданской войны В.И. Чапаев, комиссар дивизии Батурин и многие бойцы. Понесли потери и авиаторы. Сражаясь с врагом, погибли летчик А.И. Коваленко, старшие мотористы В. Мельников, Н. Ермаков и другие. Летчики С.В. Бейер и И.С. Железнов, летнаб П.М. Олехнович и моторист Жердин были пленены, а самолеты, стоявшие на аэродроме, белоказаки захватили. А.И. Коваленко родился в в 1895 г. В 1917 г. окончил летную школу, а в следующем году добровольно вступил в Красную армию. В Ком. партии с марта 1919 г. За боевое отличие проявленное в боях по освобождению г. Уфы, награжден орденом Красного Знамени

BP_TOR: Жаров с.58 5 сентября, на другой день после этой трагедии, командование 26-го авиаотряда выслало на пополнение своего авиазвена в Лбищенске красвоенлета Г.П. Артамонова. Не зная о случившемся, он приземлился и совершил посадку на аэродроме. Артамонов не успел еще выключить мотор, как к самолету подбежали озверевшие белоказаки, вытащили летчика из кабины, раздели и избили его. Коммунист Г.П. Артамонов не мог примириться с пленом. Как рассказали позже летчик Железнов и моторист Жердев, при первой же возможности он пытался бежать, но неудачно. Белоказаки настигли и зарубили летчика, а потом сожгли его тело. Х.-К. с.168 Какова судьба Артамонова, неизвестно. Ф.И. Жаров в изобилующей неточностями книге "Подвиги красных летчиков" пишет, что он был убит при попытке к бегству. Но в белогвардейских архивах нет подтверждения этой версии. Кроме того, известно, что бывших красвоенлетов, зачисленных в казачь авиачасти, никто не охранял. За ними даже не следили, поэтому каждый мог скрыться в любой момент. Возможно, Артамонов так и поступил, но в отличие от Железнова и Жердина не стал возвращаться к большевикам.

BP_TOR: Жаров с.58-59 Летчики И.С. Железнов и С.В. Бейер пошли на хитрость. На допросе они заявили белоказакам, что будут у них служить и работать, хотя оба думали о возвращени в ряды революционных бойцов. Осуществить эту мечту скоро представилась возможность, которой красный летчик И.С. Железнов незамедлительно воспользовался. Ему, как бывшему офицеру, командование белых поручило перегнать самолет с одного аэродрома на другой. Железнов взлетел на самолете - и был таков. Он взял курс на Уральск и спустя некоторое время приземлился в расположении советских войск. Подвиг летчика И.С. Железнова был высоко оценен в приказе по Красному Военно-Воздушному Флоту Республики. "Красный военный летчик 26-го авиаотряда И.С. Железнов, - записано в этом приказе, - перелетевший 14-го ноября 1919 г. из плена противника, зачисляется в списки Красного Военно-Воздушного Флота, как доставивший ценные сведения и самолет, награждается за подвиг тремя тысячами рублей (3000). За вышеизложеный подвиг от лица службы объявляю благодарность красному военному летчику И.С. Железнову" И.С. Железнов (1892-1942) До первой мировой войны работал в Петрограде в конторе одного из заводов. В 1914 г. добровольцем пошел в авиацию, а в 1915 г. рядовым солдатом из вольноопределяющихся окончил Севастопольскую школу летчиков и был отправлен на фронт. За боевые отличия он был награжден Георгиевским крестом 4-й степени и был произведен в прапорщики, а затем подпоручики. В 1917 г. И.С. Железнов избирается командиром Ревельского крепостного авиаотряда. После эвакуацииэтого отряда в Петроград он назначается командиром 27-го авиаотряда и отправляется на Восточный фронт. Х.-К. с.168 Правда, немного смущает то, что побег Железнова случился лишь в середине ноября, когда окончательный разгром колчаковцев уже ни у кого не вызывал сомнений. Кстати, за свой перелет он получил от большевиков награду - 3000 рублей.

BP_TOR: Сергеев с.117-118 4 сентября 1919 г. во время налета казаков на город Лбищенск в плен к ним попали летчик-наблюдатель Олехнович и моторист Жердин, оба коммунисты. На допросе белыми. тая мысль о побеге, они заявили, что осталось нарочно и хотели оба работать против красных. Нуждаясь в авиаспециалистах, белые дали им работу на аэродроме, в которой они проявили большое усердие и тем рассеяли остатки недоверия врагов. Наконец, выбран удачный момент; т.т. Олехнович и Жердин вышли раньше всех на аэродром, запустили мотор самолета Сопвич и решили улететь на Уральск, к своим. Но, не умея, ни тот, ни другой, управлять, скапотировали и разбили самолет, оставшись сами невредимыми. Видя, что улететь не удается, они сняли с самолета пулемет, расстреляли и привели в негодность стоящий на аэродроме другой самолет - "Фарман". После этого они сделали попытку скрыться, но надежды на спасение почти не было. Белые начали погоню. Олехнович сказал:"все равно бежать не удастся" - и застрелился; Жердин же, пользуясь сумятицей, бросился бежать и после больших и продолжительных мытарств ему удалось достигнуть расположения наших войск и передать им весть о гибели героя-коммуниста тов. Олехновича. Белые так описывают этот эпизод ("Наша Стихия"№2):"Взятые в плен летчик-солдат Артамонов и 5-6 мотористов (Олехнович, Рожков, Степанов и др.)впоследствии Атаманом Войска были назначены в Х авиоотряд на службу, т.к. с пополнением отряда самолетами нужда в специалистах усилилась... 20-го сентября утром красные мотористы Жердин и Олехнович, приготовляя "Сопвич" к разведке, пытались улететь на нем к красным, но , не оторвавшись даже от земли, разбили аппарат. Жердин скрылся в степи, Олехнович застрелился, пробив себе грудь из пулемета 15 пулями". П.М. Олехнович родился в 1894 г. Питерский рабочий, во время ПМВ служил мотористом в авиации. В начале 1918 г. вступил в РККА и был зачислен мотористом в 5-й социалистический авиаотряд, находившийся в Петрограде. После преобразования его в 26-й авиаотряд, кроме выполнения обязанностей моториста, летал в качестве летнаба, и был утвержден в этой должности. С 1918 г. сочувствующий, с 1919 г. член компартии.

BP_TOR: Вестник Воздушного Флота,1920, №1/5 с.56 4-го сентября 1919 г., во время налета казаков на Лбищенск, в плен к казакам попали летчик-наблюдатель Олехнович и моторист Жердин. На допросе белыми, будучи коммунистами и тая мысль о побеге, они заявили о своей специальности и дабы заслужить доверие у врагов республики усердно работали на неприятельском аэродроме. Наконец, выбрав удобный момент рано утром они отправились на аэродром, запустили мотор самолета "Сопвич", решив улететь в Уральск, но, вследствии неумелого управления, аппарат потерпел аварию. Тогда, видя что улететь не удастся, они сняли с самолета пулемет и выпустили одну ленту патронов по стоявшему на аэродроме самолету "Фарман" с целью привести его в негодность. После этого, видя что их заметили и за ними началась погоня, Олехнович сказал: "Все равно не удастся бежать, лучше застрелюсь" и тут же застрелился". Жердин бросился бежать и ему удалось благополучно добраться до наших войск и передать весть о смерти героя-коммуниста. Жаров с.61-62 Утверждается присуждение на основании приказа РВСР -1919 г. за №511, Реввоенсоветом Заволжского военного округа ордена Красного Знамени павшему в бою с врагами социалистического Отечества красному военному летчику-наблюдателю 26-го разведывательного авиаотряда тов. Олехновичу Павлу Михайловичу за то, что, будучи взят противником в плен в станице Лбищенск 5-го сентября 1919 года, он, служа по принуждению как специалист в белом авиационном отряде, 3-го октября того же года в станице Бударинская, совместно с мотористом тов. Жердиным, рискуя собственной жизнью, пытался улететь на неприятельском самолете в наше расположение, но никогда таковым не управлял, упал с небольшой высоты и тем самым вывел совершенно из строя неприятельский самолет. П.М. Олехнович, получивший при аварии вывих ноги и предчувствуя свою неминуемую гибель, предпочел более славную смерть, чем от руки белых - расстрелял себя из пулемета. Сборник приказов РВСР роличному составу за 1920 г.

BP_TOR: Жаров с.62-63 Вот что рассказал, например, командир боевого звена 30-го авиационного отряда С.В. Бейер: "В ночь с 4 на 5 сентября 1919 г.. едва забрезжил рассвет, мы были разбужены сильной ружейной и пулеметной стрельбой, происходившей где-то поблизости. В комнату к нам вбежал летчик Коваленко и, громко крикнув: "Налет казаков!", выбежал во двор. Мы все вскочили, я бросился в канцелярию к телефону и вижу: на полу лежит наш механик Е. Ермаков - он был убит. Я пытался звонить, но телефон не работал. Взглянув в окно, увидел, что казаки с белыми повязками на рукавах ломятся в каменный сарай, в котором, как потом оказалось, заперлись коммунисты во главе слетчиком Коваленко. Они отстреливались до последнего патрона. Наконец, белоказаки взломали дверь и бросили в сарай несколько гранат. Там все стихло. Шесть отважных сынов социалистической Родины погибли, не сдавшись врагу. Подъехал офицер на лошади. Как потом стало известно, это был полковник Бородин, который руководил захватом Лбищенска. Несколько казаков напрвились к дому, где мы находились. Кто-то из них закричал: - Выходи. а то гранату бросим... Мы вышли из дома. Один казак направил на меня револьвер и спросил полковника Бородина: - Прикажете расстрелять? - Подожди, - ответил полковник. Он спросил меня. кто я, и затем приказал отвести меня к группе пленных. Вскоре меня вместе с другими авиационными специалистами вызвали из строя и отвели в сторону. Белоказачий офицер, обращаясь к оставшимся приказал: - Коммунистам, сочувствующим и добровольцам выйти из строя! Вышло человек 25-30. Офицер злобно закричал: -Что, больше нет? Становитесь в строй! Затем приказали пленным рассчитаться по порядку номеров и всем нечетным номерам выйти из вперед. Здесь же две группы пленых, по 150 человек в каждой, были расстреляны казаками. Оставшихся 300-350 человек повели в поле. Позже мы узнали, что их пешком отправили в п. Сахарный. Нас же - авиационных специалистов - под ковоем отправили на лбищенский аэродром. Около 11 чаов дня над аэродромом появился самолет с красными звездами на крыльях. - Артамонов! -вырвалось у летчика И.С. Железнова. - Неужели сядет? Самолет сделал над аэродромом один круг, затем второй и спокойно зашел на посадку. Мы ничего не могли сделать, чтобы предупредить своего товарища о грозившей ему опасности. Это была его последняя посадка. На аэродроме под охраной казаков мы находились до конца дня. Нам не давали ни пищи, ни воды. Многое передумали мы, о многом переговорили, вспоминая погибших товарищей. Моторист 30-го авиаотряда Сидоров, также попавший в плен к белоказакам, рассказал нам о гибели механика отряда коммуниста Мельникова. За ним гнался казак с обнаженной шашкой, требуя остановиться и сдаться. Но мЕльников продолжал бежать. Затем он остановился и крикнул: - Руби! Умру за коммунизм! -и тут же был зверски убит. На следующий день нас отправили через степь в п. Сахарный и дальше в Антоновский".

Ратник: BP_TOR особое спасибо за авиационную тему – родной вид войск. У меня вопрос: «Как лётчик Артамонов не мог заметить последствий крупного боя?». С нескольких сот метров далеко видать, даже если аэродром находился не близко от города. Военный летчик СКОРОХОДОВ из 18-го корпусного ао (будущего 40-го разв. ао) у аэроплана Ньюпор-23. Николаевск август-сентябрь 1918 г.

Шеврон: BP_TOR, Вы большой спец по авиации в Гражданскую. Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно выводов некоторых исследователей о предательстве ряда летчиков 25-й дивизии, "не заметивших" конную группу Сладкова во время его рейда на Лбищенск 5 сентября 1919 года.

BP_TOR: Ратник пишет: У меня вопрос: «Как лётчик Артамонов не мог заметить последствий крупного боя?». С нескольких сот метров далеко видать, даже если аэродром находился не близко от города. А что он должен был заметить? Разрушения в Лбищенске были еще с первого сражения. Тогда бой был более длительный при активном использовании артиллерии. Трупы к 11 часам могли уже убрать. Шеврон пишет: Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно выводов некоторых исследователей о предательстве ряда летчиков 25-й дивизии, "не заметивших" конную группу Сладкова во время его рейда на Лбищенск 5 сентября 1919 года. А отмечали ли уральцы пролеты самолетов в ходе рейда? Жаров по поводу предательства высказался так К сожалению, в некоторых издания был опубликован ряд материалов, в которых вопреки исторической правде. красным военным летчикам, летчикам наблюдателям и мотористам приписывалась предательские действия и позорная роль в лбищенской трагедии.1 В самом деле, если предположить, что эти летчики оказались предателями и перелетели на сторону белых, то прежде всего возникает вопрос: кто же конкретно из нихсовершил это тяжкое преступление? Как известно в Лбищенске тогда было всего 4 летчика -Кроваленко., Бейер, Железнов и Артамонов и один летчик-наблюдатель - Олехнович. Трое из них - Коваленко,Артамонов и Олехнович -погибли в борьбе с врагами. Железнов вскоре перелетел на самолете противника в расположение своих войск, за что был награжден советским командованием. Бейер находился в плену, из которого был освобожден советскими войсками, после чего продолжал службу в рядах Красного Воздушного Флота. Таким образом, судьба всех летчиков, летнабов и механиков совершенно ясна. Стремление восстановить историческую правду, снять тяжелое, ничем не обоснованное обвинение с честных людей, отдавших свою жизнь за нашу советскую Родину, а также и поныне здравствующих героев-летчиков, заставило меня так подробно остановиться на судббе участников лбищенской трагедии. 1См. И.С. Кутяков В.И. Чапаев; Боевой путь Чапаева. М.Попова.Чапаев и чапаевцы. Н.М.Хлебников По степям Уральским. Газета "Советская Чувашия", февраль 1957 г. ИМХО по поводу "заметили -не заметили" Артамонов коммунист, прилетел после, непричастен Коваленко коммунист, погиб в бою Железнов в партии не сотоял, однако летал на "Сопвиче" с коммунистом Олехновичем, который заметил бы не замеченное летчиком Бейер коммунист с марта 1919 г.



полная версия страницы