Форум » Гражданская война » Бой у села Балаши 28 мая 1918 года. » Ответить

Бой у села Балаши 28 мая 1918 года.

vl-vl: Сейчас активно идет сбор средств на установку памятника казакам, погибшим возле села Балаши Николаевского уезда Самарской губернии. В частности на форуме ВКО "Всевеликое Войско Донское" click hereесть следующая информация: "Уважаемые господа казаки! Нам пришло сообщение о том, что в с. Балаши Саратовской области казаки хотят свершить благое дело. Поставить памятник казакам - павшим в гражданскую войну. Денег на памятник (как всегда) не хватает. А раз так, то в соответствии с казачьим обычаем, предлагаю пустить шапку по кругу... Перначъ. Привожу письмо в том виде, в котором оно ко мне пришло. Могила расположена на старом кладбище села Балаши, Озинского района, Саратовской области.До революции это был- Николаевский уезд ,Самарской губернии. Операциями по освобождению села Балаши руководил Полковник Уральского(Яицкого) Казачьего Войска Курин Сергей Гурьевич,который командывал созданной конной группой, состоящей из части 1-го Учебного конного полка, саперной команды, 3-го льготного казачьего полка и Чаганской отдельной сотни. Вскоре в группу влился небольшой отряд войскового старшины А.И.Маркова, действовавший в Николаевском уезде Самарской губернии. Отряду Курина (около 1500 человек и 2 орудия) была поставлена задача занять на территории Самарской губернии село Балаши, где была сосредоточена большая группировка красных войск (от 1500 до 2000 человек). Вечером 27 мая, уральцы выступили для выполнения боевой задачи, и на рассвете следующего дня,28 мая 1918 года, атаковали Балаши.Перед атакой командир группы С.Г.Курин грамотно определил диспозицию вверенных ему войск, окружив Балаши кольцом казачьих частей. Казаки должны были одновременно с трех сторон атаковать село ранним утром. Ничего не предвещало неудачи. Однако случилось непредвиденное: Чаганская отдельная сотня в решающий момент боя отказалась наступать.Необстрелянные ,молодые казаки не смогли пойти навстречу ураганному огню красных, выгодный момент для завершения атаки был упущен, казаки растерялись, смешали ряды, началось отступление под жесточайшим огнем красных.65 казаков погибли. Отряд Курина вернулся на станцию Семиглавый Мар. В начале июня 1918г. отряд Курина снова появляется на территории Николаевского уезда Самарской губернии. Здесь после небольших боев отрядом были занято село Балаши и несколько населенных пунктов. 6 июня 1918 года, 1-й Николаевский полк Красной Армии под командованием т. Топоркова , с боем занял село Балаши вновь. Уральские казаки вынуждены былои уйти. В этом бою погибло шесть казаков, много взято в плен ранеными.В документах красноармейцев сказано,что раненых было 35 подвод. Их повезли в соседнее село Солянка,гда находилась больница.В тот момент там стоял 2-ой Николаевский полк,под командованием В.И.Чапаева. По воспоминаниям местных жителей, всех этих раненых казаков утопили в одноимённой с селом, реке Солянка. Газета «Яицкая воля» в своем номере от 5 (18) августа 1918 г., публикуя материалы заседания Войскового съезда за 30 июля, сообщила следующее: Атака 28 мая 1918 г. под селом Балаши отныне считается исторической. 1-я сотня 10-го учебного конного полка награждается серебряными Михайловскими трубами с надписью: «За бой с большевиками 28-го мая 1918 г. под Балашами», а командир этой сотни Донсков награждается орденом Св. Архистратига Михаила. Балаши впоследствии были взяты казаками, и вновь 20 марта 1921 года, в село вошли красные.Они учинили расправу над местными. Обвинив в пособничестве белым. Было расстреляно семеро местных казаков.Перед расстрелом их долго пытали, тела три дня не давали хоронить.Затам всё же подхоронили в общую могилу ,к погибшим ранее в боях. Погибших в двух боях ,уральских казаков ,и расстрелянных впоследствии, в селе Балаши , красноармейцы похохоронили на краю кладбища.В одну могилу. Таким образом появилась братская могила , которую на протяженни советского периода называли"белоказачьей".Не разрешали ставить крест.Только по православным праздникам приходили родственники ,помолится. Счёт для пожертвований оформлен на священника Храма Покрова Божьей Матери села Балаши Евгения Сазыкина. По благославению Епископа Саратовского и Вольскоого Лонгина." Может быть, кто-то располагает более полной информацией?

Ответов - 61, стр: 1 2 3 4 All

Шеврон: Калёновец пишет: "Сказку" А. Ворожбета под названием "Спокон веков тут живем" напечатали в журнале УВВ № 3, 2014. Зная Вас, как "дотошного" редактора УВВ, возникает вопрос: почему напечатали такую "галиматью" про уральских казаков. Отвечу Вам просто. "Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции "УВВ". Ответственность за достоверность фактов и сведений, содержащихся в публикациях журнала, несут авторы". Так написано на 2 странице журнала. Поэтому не надо говорить, что я согласен с той или иной версией автора статьи. Я нейтрален. В статье есть спорные моменты, но в целом она интересна и рассказывает о памятнике уральским казакам, которых ой как не много на свете. Калёновец пишет: Горько осознавать, что звание "уральский казак" становится модным брэндом, который легко может приобрести всякий "музлан". Полностью согласен! Увы, эта нездоровая и ненормальная тенденция получила сильное распространение. Калёновец пишет: Правда, у Ворожбета есть интересные моменты в описании боя у села Балаши 28 мая 1918 года. Однако, согласитесь, даже. "ложка дёгтя может испортить бочку мёда". Памятник хороший получился, только нет в той братской могиле уральских казаков. Там лежат местные жители из банды бывшего чапаевца Сарафанкина, поднявшие мятеж против Советской власти в 1920 - 1921 гг. Ну вот видите. И в статье есть интересные моменты и памятник неплохим получился. Значит не зря напечатали. А кто лежит в этой братской могиле тут уж сказать никто точно не может. Это оставим на совести автора статьи. Казаки часть своих убитых оставили на поле боя, что и сами признавали и красные это подтверждали. Их трупы где-то же похоронили. Возможно, что не на этом самом месте, где поставили памятник, а возможно, что именно там.

Шеврон: Калёновец пишет: Однако, не надо путать пешие части УОА и "пластунов". Точно! Никаких пластунов не существовало и в помине, а вот пешие части появились с самого начала Гражданской войны. Не наше слово "пластуны" - не уральское. Калёновец пишет: Для отряда Курина было вполне объяснимо иметь в своём составе сотню "охотников". Они действовали на чужой территории. В отряде Курина не было пеших частей, как их не назови "охотники", "разведчики" или еще как. Очевидцы вспоминают, что даже крестьян Николаевского уезда, присоединившихся к отряду, Курин, для большой маневренности и подвижности отряда, возил за собой на фурманках. На чужой территории воевать пешими частями не было никакой возможности. А вот в скорости и внезапности появления отряда в тылу врага и состояло преимущество Курина.

Калёновец: Шеврон пишет: Не наше слово "пластуны" - не уральское. Никто и не говорит, что оно уральское. Все публикации про пластунов основаны на статье из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, т. XXIIIа, с. 819. "По штату 1842 г. пластунские команды были учреждены при пеших и конных частях Черноморского войска и всегда были впереди во всех поисках за Кубань". По сути, это был казачий спецназ, и неважно пеший или конный. Поэтому в отряде Курина и "не было пеших частей". Я Вам который год пытаюсь объяснить, что "пластуном" прадеда называла его вдова. От неё я впервые услышал это слово, а уже потом его подтвердили другие уральские казаки. Если меня родственники и друзья называют "лётчик", а по всем документам я прохожу, как "пилот", что для нашего времени одно и тоже, то через 100 лет мои потомки могут оказаться в ситуации, когда должны будут до хрипоты спорить из - за названия профессии прадеда. Найдётся архивист - "буквоед", который скажет, что "лётчиков" в гражданской авиации не было и будет, в принципе, прав.


Шеврон: Применительно к другим казачьим войска, это слово безусловно верно. Но у уральцев разведчиков называли разведчиками, а охотников - охотниками. А пластунами никого не называли. Вот и в словаре Малечи это слово отсутствует. А это значит, что во время его экспедиций по уральским поселкам и станицам, ни один из старых казаков и казачек такое слово не упоминал. Но вдова Вашего прадеда, безусловно имела право называть его так, как она считала нужным.

Калёновец: Шеврон пишет: А пластунами никого не называли. Вот и в словаре Малечи это слово отсутствует. Уважаемый Шеврон! В словаре Нестора Михайловича Малеча много чего отсутствует. Например, слово "заслон", а ведь, его экспедиции в Круглоозёрном рассказывали, как красные в 1919 году из уральских стариков - ветеранов "живой" заслон выставляли под Янайкиным. Поэтому, давайте оставим "пластунов" в покое, а лучше поговорим про бой у села Балаши 28 мая 1918 года. Даже, если кто - то из убитых казаков остался на поле боя в Балашах, их тела должны были отдать родственникам. Обычно же, уральские казаки тела убитых товарищей при отходе забирали с собой. Считалось большим грехом оставлять погибшего товарища на поле боя без должного погребения. Много лет назад, ещё до статьи А. Ворожбета и установки памятника, я разговаривал в Балашах со старожилами и никто из них не говорил про захоронения уральских казаков. Братская могила на кладбище, действительно называлась "белоказачьей", но захоронены в ней были местные жители - мужики, активные участники банды Сарафанкина, поднявшего мятеж против Советской власти в 1920 - 1922 гг. Почему то, в здешних местах всех врагов Советской власти называли белоказаками. Более того, опрошенные мной недавно жители села Балаши ничего не знают про А. Ворожбета, кто он и откуда. Дело, даже, не в памятнике. Пусть стоит, как напоминание об уральских казаках, которые воевали и погибали в этих местах. Однако, зачем же было фальсифицировать историю Гражданской войны в угоду каменным монументам? Зачем было нужно "притягивать за уши" местных политбандитов к уральским казакам? Как борцов с Советской властью их давно реабилитировали. А для уральцев они, как были врагами, грабителями - чапаевцами, так ими оставались и в 1920 - 1922 гг. Однако, это уже другая тема не связанная с боем у села Балаши 28 мая 1918 года.

Георгий Гугня: Ворожбет А. Прокомментировал опусы участника Каленовец Этого человека, кто пишет, тоже никто не знает! Да и какая разница? Тоже видимо человеку не даёт покоя, что памятник поставили. Сам Яковлев-Сарафанкин в Балашах боёв не вёл. Он там родился. Закапали убитых казаков в чапаевских окопах, на краю кладбища. Сбрасывали в окопы и засыпали по мере накопления. Убитых казаков, по возможности, действительно забирали свои, подхватывая в седло, в статье я написал. Много вывезли. Оставшиеся тела закапывали, не ждали родственников. Даже странно. Там и родственников не щадили. В зону боёв поедут за убитыми? Ни с кем не церемонились. Идея установки памятника вообще родственников и местных жителей, но и они там уже не живут. Я подключился к этому процессу. Куратор проекта из движения «БЕЛОЕ ДЕЛО»,тоже не ведом никому, ну и что теперь? Я должен представиться всем в Балашах? Я им сто лет не нужен. Если сейчас и разговаривал кто-то в Балашах с кем-то об истории, то там остатки приехавших в 50-е годы целинников. Этого историка ведь тоже никто в Балашах не знает! Или это какой-то балашинец? Памятник многим местным балашинцам, как кость в горле. Там, как и везде, живут советские люди и готовы снести его хоть сейчас. Вот человеку тоже не нравится. При установеке памятника останки у самой поверхности были обнаружены. Что тут можно сказать! В течении двух лет пока сбор средств был, никто не высовывался, чтобы хоть гнутый рубль прислать на памятник, а как установили, то теперь каждый готов поумничать

Георгий Гугня: А. Ворожбет пишет: Могилу показала женщина из казачьего рода Костиных- Зубковых. Это уральцы которые как и многие жили на сопредельных землях в пору золотой пшеничной лихорадки.

Георгий Гугня: Я со своей стороны прошу Каленовца умерить пыл по поводу памятника в Балашах. Не тот повод, чтобы на этом деле пиарится, показывая гиперзнания истории.

vl-vl: Я поддерживаю Георгия! Много не ясного ни сколько не умоляют драматизма истории нашего Отечества. Пусть этот памятник будет жертвам между порядком и выдуманной, миллионыразящей страшной утопией. По грехам нашим история и бытие наше!

Калёновец: vl-vl пишет: Я поддерживаю Георгия! Уважаемый Вл-Вл! Интересно в чем же? В том, чтобы я заткнулся и помалкивал, глядя как "иногородний" Александр Ворожбет перевирает историю УКВ? Памятник я вообще не затрагиваю, поэтому не надо обвинять меня в каком то пиаре. Просто не жили никогда в Балашах уральские казаки. Село мужицкое, какие там казачьи роды. Про это Шеврон в самом начале этой темы сказал и мои гиперзнания истории тут не причем. А насчет памятника антагонизма у местных жителей нет. Он стоит на старом кладбище и никому там не мешает. Есть и женщина, которая ухаживает за "белоказачьей" могилой.

Георгий Гугня: Ворожбет А.: Эта могила именно та, в которой после первого боя были захоронены казаки. Её так и называли сразу "белоказачья*. Окоп длинный. Никаких попыток откопать впоследствии ,кого -либо и вывезти похороненных не было. Затем в этот окоп сбросили расстрелянных. Она как *проклятая* была в стороне,пока уже кладбище вплотную не подошло. Что тут неясного?

vl-vl: Калёновец пишет: Просто не жили никогда в Балашах уральские казаки. Я согласен с этим. Не согласен с тем, что все уральцы были забраны с поля боя. Просто, не могу быть уверен. Война. Возможно, кто-то и погребен в Балашах. Получается, что памятник в Балашах - это памятник борьбы утопии с порядком. И, как показала история, уральцы были на стороне порядка.

Георгий Гугня: Крест - символ торжества Православия! Он поставлен добрыми людьми- любо!

Георгий Гугня: Ворожбет А. Пишет: Прадед Иван Ворожбет из древнего дворянского казачьего рода. Жил рядом с Таловым. Имел земли в Самарской губернии. Воевал в Уральской Отдельной Армии. Покончил с собой, впоследствии, чтобы семью не трогали. В Балашах никто из моих родственников по крови не жил. Прадеды Сергей Белокуров и Лаврентий Башкатов жили в Уральске. Один погиб в Гражданскую,второй сослан в Сибирь. Прадед Фёдор Завертяев жил в Перемётном. Воевал в Гражданскую,получив ранение вернулся домой.Умер в голод 1921 года. Более мне нечего добавить. Я не пойму в чём вопрос? Что не устраивает? На памятнике написано -казакам и добровольцам. Мы же не можем одним поставит а другим нет!

Калёновец: vl-vl пишет: Может быть, кто-то располагает более полной информацией? Уважаемый Вл-Вл! Информация, конкретно, по бою у села Балаши 28 мая 1918 года, которую мне удалось узнать полностью доложена на форуме. Добавить нечего. Обсуждать же дворянско - казачью родословную Александра Ворожбета, считаю, лучше в теме "Дворяне УКВ". Всех участников форума с наступающим Днём защитника Отечества!

Шеврон: vl-vl пишет: Не согласен с тем, что все уральцы были забраны с поля боя. Просто, не могу быть уверен. Война. Все четверо погибших уральских офицера были оставлены на поле боя. Уральцы не смогли вывезти их тела из-под жестокого обстрела красных. Вот как описывает бой Б.Н. Киров. «…Но вот пришли и печальные вести. В бою под селом Балаши наши части потерпели неудачу и с потерями должны были отойти. В бою участвовал 1-й Учебный конный полк и несколько сотен высланных станицами. Рано утром наши части повели наступление на село, и затем 1-й Учебный конный полк перешел в конную атаку. Сотни полка уже ворвались в село и в селе началась паника и красные начали сдаваться, но многие все еще продолжали бой стреляя с крыш домов. Видя, что на конях вести такой бой нельзя, казаки начали спешиваться и этим воспользовались оправившиеся красные и повели контрнаступление. Немногочисленные сотни 1-го Учебного конного полка не выдержали и отступили, оставив на месте убитыми четырех своих офицеров: двух братьев Акутиных, Чувелева и Беляева. Конечно такой исход боя произвел сильное впечатление, а кроме того еще выяснилось что две Чаганские сотни долженствующие атаковать село с другой стороны почему-то в атаку не пошли. Это вызвало толки о измене и нежелании казаков воевать и т.д. и еще раз показало, что войну можно вести только регулярными частями, а не случайно собранными сотнями и дружинами…». Уральское казачество в Гражданской войне. Воспоминания участников. 2012 год. С.21.

Калёновец: Шеврон пишет: Немногочисленные сотни 1-го Учебного конного полка не выдержали и отступили, оставив на месте убитыми четырех своих офицеров: двух братьев Акутиных, Чувелева и Беляева. Молодые казаки, конечно же могли оставить своих офицеров на поле боя. Что взять с "молокососов". Но где здесь указание на "трусость" Чаганской сотни, хотя бы, одной? Отказ идти в бой был обыденным явлением для начала Гражданской войны. Казаки - фронтовики, вообще, "за грань" не хотели ходить. "Не жалам!" - звучало от всех станиц. Хотелось бы узнать, что про бой у села Балаши писала газета "Яицкая воля", которая тоже упоминалась в теме.

Шеврон: Калёновец пишет: Но где здесь указание на "трусость" Чаганской сотни, хотя бы, одной? Отказ идти в бой и не поддержать своих младших товарищей это, безусловно, не трусость, а признак храбрости и героизма!

Калёновец: Шеврон пишет: Отказ идти в бой и не поддержать своих младших товарищей это, безусловно, не трусость, а признак храбрости и героизма! Уважаемый Шеврон, ну зачем же так, иронизировать? Уральские казаки часто имели собственное мнение на войне, порой не совпадающее с мнением офицеров. Например, А. З. Курлапов утверждает, что Чаганская сотня стариков атаковала бронепоезд красных, имея на вооружении лишь холодное оружие ("Походы и служба..., с.322). А в Балашах казаки "с опытом" решили "не лезть на рожон", в отличие от молодежи. Смысла не было захватывать это мужицкое село для казаков. Навели панику, попугали красных и айда на свою территорию. Вот, и Л. Л. Масянов писал, что казаки - фронтовики не хотели воевать, потому что сполна "навоевались". Сами подумайте, кого им было освобождать в Балашах, может прадеда "потомственного яицкого (уральского) казака" А. Ворожбета? Он, вроде, со слов Гугни, был знатного дворянского рода. Буду очень Вам признателен, если Вы опубликуете заметку из "Яицкой воли" о бое у села Балаши 28 мая 1918 года.

Шеврон: Калёновец пишет: Вот, и Л. Л. Масянов писал, что казаки - фронтовики не хотели воевать, потому что сполна "навоевались". С этим трудно поспорить. Воевать действительно не хотели. Калёновец пишет: Буду очень Вам признателен, если Вы опубликуете заметку из "Яицкой воли" о бое у села Балаши 28 мая 1918 года. Опубликую.



полная версия страницы