Форум » Гражданская война » Бой у села Балаши 28 мая 1918 года. » Ответить

Бой у села Балаши 28 мая 1918 года.

vl-vl: Сейчас активно идет сбор средств на установку памятника казакам, погибшим возле села Балаши Николаевского уезда Самарской губернии. В частности на форуме ВКО "Всевеликое Войско Донское" click hereесть следующая информация: "Уважаемые господа казаки! Нам пришло сообщение о том, что в с. Балаши Саратовской области казаки хотят свершить благое дело. Поставить памятник казакам - павшим в гражданскую войну. Денег на памятник (как всегда) не хватает. А раз так, то в соответствии с казачьим обычаем, предлагаю пустить шапку по кругу... Перначъ. Привожу письмо в том виде, в котором оно ко мне пришло. Могила расположена на старом кладбище села Балаши, Озинского района, Саратовской области.До революции это был- Николаевский уезд ,Самарской губернии. Операциями по освобождению села Балаши руководил Полковник Уральского(Яицкого) Казачьего Войска Курин Сергей Гурьевич,который командывал созданной конной группой, состоящей из части 1-го Учебного конного полка, саперной команды, 3-го льготного казачьего полка и Чаганской отдельной сотни. Вскоре в группу влился небольшой отряд войскового старшины А.И.Маркова, действовавший в Николаевском уезде Самарской губернии. Отряду Курина (около 1500 человек и 2 орудия) была поставлена задача занять на территории Самарской губернии село Балаши, где была сосредоточена большая группировка красных войск (от 1500 до 2000 человек). Вечером 27 мая, уральцы выступили для выполнения боевой задачи, и на рассвете следующего дня,28 мая 1918 года, атаковали Балаши.Перед атакой командир группы С.Г.Курин грамотно определил диспозицию вверенных ему войск, окружив Балаши кольцом казачьих частей. Казаки должны были одновременно с трех сторон атаковать село ранним утром. Ничего не предвещало неудачи. Однако случилось непредвиденное: Чаганская отдельная сотня в решающий момент боя отказалась наступать.Необстрелянные ,молодые казаки не смогли пойти навстречу ураганному огню красных, выгодный момент для завершения атаки был упущен, казаки растерялись, смешали ряды, началось отступление под жесточайшим огнем красных.65 казаков погибли. Отряд Курина вернулся на станцию Семиглавый Мар. В начале июня 1918г. отряд Курина снова появляется на территории Николаевского уезда Самарской губернии. Здесь после небольших боев отрядом были занято село Балаши и несколько населенных пунктов. 6 июня 1918 года, 1-й Николаевский полк Красной Армии под командованием т. Топоркова , с боем занял село Балаши вновь. Уральские казаки вынуждены былои уйти. В этом бою погибло шесть казаков, много взято в плен ранеными.В документах красноармейцев сказано,что раненых было 35 подвод. Их повезли в соседнее село Солянка,гда находилась больница.В тот момент там стоял 2-ой Николаевский полк,под командованием В.И.Чапаева. По воспоминаниям местных жителей, всех этих раненых казаков утопили в одноимённой с селом, реке Солянка. Газета «Яицкая воля» в своем номере от 5 (18) августа 1918 г., публикуя материалы заседания Войскового съезда за 30 июля, сообщила следующее: Атака 28 мая 1918 г. под селом Балаши отныне считается исторической. 1-я сотня 10-го учебного конного полка награждается серебряными Михайловскими трубами с надписью: «За бой с большевиками 28-го мая 1918 г. под Балашами», а командир этой сотни Донсков награждается орденом Св. Архистратига Михаила. Балаши впоследствии были взяты казаками, и вновь 20 марта 1921 года, в село вошли красные.Они учинили расправу над местными. Обвинив в пособничестве белым. Было расстреляно семеро местных казаков.Перед расстрелом их долго пытали, тела три дня не давали хоронить.Затам всё же подхоронили в общую могилу ,к погибшим ранее в боях. Погибших в двух боях ,уральских казаков ,и расстрелянных впоследствии, в селе Балаши , красноармейцы похохоронили на краю кладбища.В одну могилу. Таким образом появилась братская могила , которую на протяженни советского периода называли"белоказачьей".Не разрешали ставить крест.Только по православным праздникам приходили родственники ,помолится. Счёт для пожертвований оформлен на священника Храма Покрова Божьей Матери села Балаши Евгения Сазыкина. По благославению Епископа Саратовского и Вольскоого Лонгина." Может быть, кто-то располагает более полной информацией?

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

Шеврон: Калёновец пишет: Неслучайно, ведь. атака на Балаши была названа "героической", а одна из сотен была награждена Серебряными трубами. Не "героической", а "исторической", что совсем другое дело. На заседании Уральского войскового съезда 30 июля 1918г. была принята следующая резолюция: «Атака 28 мая 1918 г. под селом Балаши отныне считается исторической. 1-я сотня 1-го учебного конного полка награждается серебряными Михайловскими трубами с надписью: «За бой с большевиками 28-го мая 1918 г. под Балашами», а командир этой сотни Донсков награждается орденом Св. Архистратига Михаила…» Б.Н. Киров в своих воспоминаниях также пишет о том, что атака села Балаши не удалась из-за того, что Чаганская сотня (он пишет даже о двух сотнях) отказалась наступать. Его свидетельство полностью подтверждает показания В.И. Моторного, которого вы незаслуженно обвинили в искажении истины.

Калёновец: Шеврон пишет: Сам бой описан в газете "Яицкая Воля". Уважаемый Шеврон, а Вы не смогли бы поделиться этой информацией для участников форума? Суть дела, ведь, не в названии атаки, а в фальсификации истории, когда на одну доску пытаются поставить гибель уральских казаков, которые защищали свою землю от красных захватчиков в 1918 - 1919 гг. и "крестьянских" повстанцев 1920 - 1922 гг. Если вовремя не расставить всё по своим местам, то так недолго и бывшего красного комдива - 22 А. Сапожкова сделать активным участником "Белого движения". Мало известно, как он руководил обороной Уральска летом 1919 года. Он больше известен, как организатор "крестьянского" восстания против Советской власти в 1920 году. Про Чаганскую отдельную сотню мне известно, с каким боевым задором молодые казаки отправлялись на войну с Чапаевым весной 1918 года. На станичном сходе кричали, что шапками его закидают. В первом же бою по ним ударили из орудий и пулемётов, и молодецкий задор пропал. Были случаи дезертирства с фронта. Молодые казаки бежали по домам, к матерям "под юбки". Но потом пообстрелялись и дело выправилось. По рассказам моей прабабушки Чаганская сотня выполняла функции спецназа: разведка, диверсии в тылу красных и т. д. Упоминала про разгром красного эшелона у Американского моста. Она их называла "пластунами". Возможно, после отказа этой сотни идти в конную атаку под Балашами и последовал приказ о её официальном "спешивании". У меня нет умысла "очернять" того же Моторного или Кирова, но если их воспоминания имеют расхождения с воспоминаниями других авторов, то возникает естественное желание разобраться более детально в этом вопросе.

Шеврон: Калёновец пишет: У меня нет умысла "очернять" того же Моторного или Кирова, но если их воспоминания имеют расхождения с воспоминаниями других авторов, то возникает естественное желание разобраться более детально в этом вопросе. Давайте разберемся. О каких авторах идет речь и в чем состоят расхождения? Калёновец пишет: По рассказам моей прабабушки Чаганская сотня выполняла функции спецназа: разведка, диверсии в тылу красных и т. д. Опять вы за старое. Спецназ, пластуны и прочий бред. Все эти отдельные сотни просуществовали очень короткий промежуток времени, а именно до создания регулярной Уральской армии и никакой существенной роли в боях против красных не играли. Более того, наносили вред общему делу, как например Чаганская сотня, в бою под Балашами.


Калёновец: Шеврон пишет: Давайте разберемся. О каких авторах идет речь и в чем состоят расхождения? Если детально разбираться, то надо начинать с публикации на форуме участника Киев - 1 Уральский от 09.04.2009 г., где он приводит показания В. И. Моторного в 1931 г. Вы его тогда поблагодарили за информацию и выразили "респект" . Так вот, судя по "собственноручным" показаниям В. И. Моторный был в Уральской армии "НИКТО". "Отношение ко мне казаков нельзя определить как вполне доверчивое, - я был "иногородний". Ни в какие дела Войска я не допускался. Я использовался исключительно как специалист, - написал он 22.02.1931 г." Там же, он позиционирует себя, как бывшего белого офицера. Должность НШ Шиповского фронта он занял по его словам "кажется ... 15 июня 1918 г.", т. е. после боя у села Балаши. Поэтому его воспоминания вызывают у меня лично большие сомнения. Вы называли, кроме Моторного, ещё Кирова и Коновалова, а также публикацию в "Яицкой воле". Я не знаком с этими работами, поэтому с интересом ознакомлюсь с ними, если Вы опубликуете их на форуме. Под другими же авторами я подразумевал И. В. Кутякова "С Чапаевым по уральским степям" и публикации перелюбского краеведа Ю. Бычкова, который нашёл интересные материалы по Чапаевской бригаде в архиве Саратова. Но у них "проблема" с датами. Например, Кутяков датирует налёт на Балаши 16 июня 1918 г., т. е. после того, как "чапаевцы" вырезали казачью заставу на хуторе Бенардаки. Что касается "пластунов", то информация основана на устных рассказах уральских казаков, поэтому хотите верьте, хотите нет. Однако, отрицать выполнение функций современного спецназа какими - либо подразделениями Уральской казачьей армии, нельзя. Тот же, И. В. Кутяков писал, что разведка у казаков была очень эффективной. Захваты красных обозов тоже имели место. Вполне, возможно, что в приказах по Уральской армии сотни назывались "пешими", а в обиходе казаки называли себя "пластунами". Не вижу в этом существенной ошибки.

Шеврон: Калёновец пишет: Так вот, судя по "собственноручным" показаниям В. И. Моторный был в Уральской армии "НИКТО". "Отношение ко мне казаков нельзя определить как вполне доверчивое, - я был "иногородний". Ни в какие дела Войска я не допускался. Я использовался исключительно как специалист, - написал он 22.02.1931 г." Там же, он позиционирует себя, как бывшего белого офицера. Должность НШ Шиповского фронта он занял по его словам "кажется ... 15 июня 1918 г.", т. е. после боя у села Балаши. Поэтому его воспоминания вызывают у меня лично большие сомнения. Все верно. Казаки "иногородним" не доверяли, не считали их своими и относились к ним настороженно. Поэтому такие как Моторный не водили казаков в бой, я думаю, что они за ними бы просто не пошли, а сидели в штабах и разрабатывали операции, выполняли различные административно-хозяйственные функции. Моторный использовался казаками как "специалист" - человек с высшим академическим образованием (у уральцев такие были на пересчет по пальцам одной руки), разбирающийся во многих вопросах стратегии и тактики. Жаль, что его не было во время атаки на Балаши во главе штаба Шиповского фронта, может тогда и атаки этой бессмысленной не было, верхом на конях на укрепленную позицию красных, и потери у уральцев бы были не такие большие. Сомневаться или нет в правдивости его воспоминаний - это ваше личное дело. Но менее ценными они от этого не становятся. Калёновец пишет: Вы называли, кроме Моторного, ещё Кирова и Коновалова, а также публикацию в "Яицкой воле". Я не знаком с этими работами, поэтому с интересом ознакомлюсь с ними, если Вы опубликуете их на форуме. Опубликую, почему бы и нет. Воспоминания Б.Н. Кирова публиковались в сборнике "Уральское казачество в Гражданской войне. Воспоминания участников". Калёновец пишет: Что касается "пластунов", то информация основана на устных рассказах уральских казаков, поэтому хотите верьте, хотите нет. Однако, отрицать выполнение функций современного спецназа какими - либо подразделениями Уральской казачьей армии, нельзя. Тот же, И. В. Кутяков писал, что разведка у казаков была очень эффективной. Захваты красных обозов тоже имели место. Вполне, возможно, что в приказах по Уральской армии сотни назывались "пешими", а в обиходе казаки называли себя "пластунами". Не вижу в этом существенной ошибки. А вы не задумывались над тем, почему Чаганскую сотню за трусость в бою под Балашами спешили? Не расформировали, не выпороли, а именно спешили? Потому что это было серьезное наказание, казак без лошади - не настоящий казак, никудышный. Станичники смеяться будут, если уехал на войну на коне, а вернулся пешим. Устные рассказы не подтвержденные какими-либо документами - это фольклор, устное народное творчество, что-то типа сказок, особенно когда они звучат из уст тех, кто сам не воевал а слышал это по рассказам других. Уральцы впервые начали воевать в партизанских отрядах на фронтах 1-й Мировой. И все эти отряды были конными. Безусловно, определенные задачи они выполняли спешенными, в том числе и разведку и захват "языков". Но "пластунами" они себя никогда не называли, ни в одних воспоминаниях, газетных статьях или документах вы этого не увидите. Уральцы - это уральцы, а не терцы и кубанцы.

Калёновец: Шеврон пишет: Уральцы впервые начали воевать в партизанских отрядах на фронтах 1-й Мировой. И все эти отряды были конными. Безусловно, определенные задачи они выполняли спешенными, в том числе и разведку и захват "языков". Но "пластунами" они себя никогда не называли, ни в одних воспоминаниях, газетных статьях или документах вы этого не увидите. Уральцы - это уральцы, а не терцы и кубанцы. Уважаемый Шеврон! В далёком детстве мне было стыдно рассказывать сверстникам, что мой прадед воевал на германской войне не "верхом на коне с шашкой в руках", а "ползал на брюхе с кинжалом в зубах". Военную специальность "пластун" для уральского казака я воспринимал, как позор и наказание за какие - то нехорошие проступки. В моём понимании "пластун" занимал в Войске самое низшее положение, потому что "Уральский Казак должен воевать верхом на коне". Однако, в 1979 году довелось мне работать в Мергеневе и беседовать со старым казаком - участником ПМВ и ГВ, который, по сути, "открыл мне глаза". Из его рассказа выходило, что "пластуны" - это "особая элита" Уральского Войска. Не всякого туда брали. А то, что нигде про них в документах нет, значит, была определенная секретность.

Шеврон: Калёновец пишет: Из его рассказа выходило, что "пластуны" - это "особая элита" Уральского Войска. Не всякого туда брали. А то, что нигде про них в документах нет, значит, была определенная секретность. Элита которой не было. Не всем сказкам можно верить. Видимо настолько большая секретность, что кроме этого шутника о них никто больше и не догадывался.

Калёновец: Шеврон пишет: Не всем сказкам можно верить. Уважаемый Шеврон! Однако, в "сказку" А. Ворожбета Вы поверили, раз пытаетесь "заболтать" проблему и увести обсуждение в другую сторону. Хотя, Вашу "принципиальную" позицию по этому вопросу можно понять и простить. Но Вы голословно обвинили Чаганскую отдельную сотню в трусости, а это требует веских доказательств. Отказ от участия в конной атаке и трусость - это совершенно разные категории. Вы можете опубликовать документ, где сказано о "трусости" казаков Чаганской сотни? Ваше незнание традиций и обычаев уральского казачества, тоже вызывают большие сомнения в Вашей компетенции по истории УКВ. Называть, даже заочно, уральского старика - ветерана "шутником", по меньшей мере, кощунство по отношению к памяти славных уральских казаков. Незнание "секретов" УКВ - это Ваша личная проблема. Чтобы отрицать отсутствие команд "пластунов" в УКВ, докажите это документально.

Шеврон: Калёновец пишет: Но Вы голословно обвинили Чаганскую отдельную сотню в трусости, а это требует веских доказательств. Отказ от участия в конной атаке и трусость - это совершенно разные категории. Вы можете опубликовать документ, где сказано о "трусости" казаков Чаганской сотни? Не я, а Моторный, Киров и прочие свидетели тех далеких событий. Калёновец пишет: Ваше незнание традиций и обычаев уральского казачества, тоже вызывают большие сомнения в Вашей компетенции по истории УКВ. У меня, например, уже давно вызывают сомнения ваши умственные способности, но ничего, терплю пока. Калёновец пишет: Незнание "секретов" УКВ - это Ваша личная проблема. Чтобы отрицать отсутствие команд "пластунов" в УКВ, докажите это документально. Ну если учесть, что эти секреты знаете только вы, то это проблемы общие, а не только мои. Доказывать я никому ничего не должен, особенно отсутствие так называемых "пластунов" в УКВ. Для того, чтобы понять, что их в УКВ не существовало, достаточно просто знать историю своего Войска, с чем видимо у вас большие проблемы. А вот ваши ссылки на слова некого мифического старика - смешны и нелепы. Это не доказательство, а просто смех. Впрочем от вас другого и не ожидал. У вас ведь других доказательств не существует. Калёновец пишет: Однако, в "сказку" А. Ворожбета Вы поверили, раз пытаетесь "заболтать" проблему и увести обсуждение в другую сторону. На основании чего вы сделали такие выводы? Что за "сказка", почему я в нее поверил и что я пытаюсь заболтать? Только просьба - пишите по существу.

Калёновец: Шеврон пишет: На основании чего вы сделали такие выводы? Что за "сказка", почему я в нее поверил и что я пытаюсь заболтать? Только просьба - пишите по существу. Уважаемый Шеврон! Историю УКВ я знаю по рассказам старых уральских казаков, которые не всегда можно подтвердить документами. Однако, там где это возможно, привожу документы. "Сказку" А. Ворожбета под названием "Спокон веков тут живем" напечатали в журнале УВВ № 3, 2014. Зная Вас, как "дотошного" редактора УВВ, возникает вопрос: почему напечатали такую "галиматью" про уральских казаков. "Николаевкий уезд был исстари заселён уральскими казаками по Иргизу, Камелику, Камышлаку и ниже, - пишет А. Ворожбет". Вот, уж где можно было бы посмеяться. Только почему то не смешно. Горько осознавать, что звание "уральский казак" становится модным брэндом, который легко может приобрести всякий "музлан". Правда, у Ворожбета есть интересные моменты в описании боя у села Балаши 28 мая 1918 года. Однако, согласитесь, даже. "ложка дёгтя может испортить бочку мёда". Памятник хороший получился, только нет в той братской могиле уральских казаков. Там лежат местные жители из банды бывшего чапаевца Сарафанкина, поднявшие мятеж против Советской власти в 1920 - 1921 гг. Теперь по существу. Мой прадед воевал в Чаганской сотне, был "пластуном", но я не слышал, чтобы его спешили за трусость. Он в ГВ командовал полусотней, а в 1919 году был расстрелян красными в Уральске. Кстати, его пленение красными тоже большая загадка, которую давно пытаюсь разгадать. После расстрела остался свидетель, который рссказал его вдове, как он вёл себя в тюрьме и при расстреле. Трусом он не был. Поэтому считаю для себя делом чести докопаться до истины.

Denis: Каленовец пишет: Мой прадед воевал в Чаганской сотне, был "пластуном", но я не слышал, чтобы его спешили за трусость. Пластунские (пещие) казачьи части появились в Уральском войске в период Гражданской войны, из-за гибели конского состава. Казаки шли туда вынужденно, неохотно. В 1919году был сформирован 1 Уральский пеший полк, Гурьевский пеший полк, Сводно-пеший полк. Помимо этого в рядах УОА сражались пешие отряды сформированные из крестьян: Николаевский, Семеновский, Царевский.

Драгунъ: А есть какое-то отличие пеших от пластунских частей УОА? Например в Донской армии сначала в 1918 году были пешие казачьи полки, при переформировании армии, к лету 1919 года переименованы в пластунские.

vl-vl: Это слово в уральских документах не встречал.

Denis: Драгунъ пишет: А есть какое-то отличие пеших от пластунских частей УОА? В приказах по Армии, эти части проходят как пешие. Почему не использовалось название пластунские, сейчас трудно рассуждать. Скорей всего из-за своей малочисленности, по отношению к остальным соединениям.

Шелудяк: В современных (времен СССР) оперативных сводках, разведроты, разведбаты не выделяются. Входят в состав подразделений. Была детализация в "абракадабре", грифовом ежемесячном отчете о кадровом составе, эти подразделения носят/носили определенный шифр.

Калёновец: Denis пишет: Почему не использовалось название пластунские, Пластуны в УКВ - это тоже самое, что "охотники", "разведчики". Т. е. казаки специального назначения. Они издавна были в УКВ. Моего прадеда начали готовить по программе "пластунов" после РЯВ. Вероятно, пришло понимание, что современная война требует от уральского казачьего спецназа умения воевать "пешими". Однако, не надо путать пешие части УОА и "пластунов". Пластунами они себя сами называли, а по документам штабов могли проходить, как "охотники" или "разведчики". Если мой прадед был из Чаганской станицы и командовал полусотней "пластунов", то логично предположить, что Чаганская отдельная сотня выполняла функции спецназа. Для отряда Курина было вполне объяснимо иметь в своём составе сотню "охотников". Они действовали на чужой территории. Поэтому огульно обвинять уральских казаков - чаганцев в трусости, непростительный грех. Лучше по нескольким источникам восстановить истинную картину боя. Например, версия И. С. Кутякова во многом совпадает с версией Коновалова. По рассказам стариков из Балашей, казаки забрали своих убитых товарищей, что также соответствует традициям и обычаям уральских казаков. Тогда зачем всё с ног на голову ставить, чтобы памятник бывшим красным бандитам поставить под модным брэндом "уральские казаки"? Стыдно молчать, господа казаки, когда фальсифицируют историю уральского казачества в угоду чей - то прихоти.

Драгунъ: vl-vl пишет: Это слово в уральских документах не встречал. Интересно то, что практически во всех казачьих войсках времен гражданской войны существовали пластунские полки, кроме УКВ??? Denis пишет: В приказах по Армии, эти части проходят как пешие. Почему не использовалось название пластунские, сейчас трудно рассуждать. Скорей всего из-за своей малочисленности, по отношению к остальным соединениям. Малочисленные они и в других войсках были, тут что-то другое...

vl-vl: Драгунъ пишет: Интересно то, что практически во всех казачьих войсках времен гражданской войны существовали пластунские полки, кроме УКВ??? слово не уральское Дело не в пеший(пластунский, Каленовец пишет о спецназе.

Георгий Гугня: В постах появилось правильно слово- " охотники".. Часто встречается обозначение у уральцев разведчиков, спецназа

Георгий Гугня: Хорошо бы Ворожбету показать эти прения, он занимался вопросами памятника



полная версия страницы