Форум » Гражданская война » Бой у села Балаши 28 мая 1918 года. » Ответить

Бой у села Балаши 28 мая 1918 года.

vl-vl: Сейчас активно идет сбор средств на установку памятника казакам, погибшим возле села Балаши Николаевского уезда Самарской губернии. В частности на форуме ВКО "Всевеликое Войско Донское" click hereесть следующая информация: "Уважаемые господа казаки! Нам пришло сообщение о том, что в с. Балаши Саратовской области казаки хотят свершить благое дело. Поставить памятник казакам - павшим в гражданскую войну. Денег на памятник (как всегда) не хватает. А раз так, то в соответствии с казачьим обычаем, предлагаю пустить шапку по кругу... Перначъ. Привожу письмо в том виде, в котором оно ко мне пришло. Могила расположена на старом кладбище села Балаши, Озинского района, Саратовской области.До революции это был- Николаевский уезд ,Самарской губернии. Операциями по освобождению села Балаши руководил Полковник Уральского(Яицкого) Казачьего Войска Курин Сергей Гурьевич,который командывал созданной конной группой, состоящей из части 1-го Учебного конного полка, саперной команды, 3-го льготного казачьего полка и Чаганской отдельной сотни. Вскоре в группу влился небольшой отряд войскового старшины А.И.Маркова, действовавший в Николаевском уезде Самарской губернии. Отряду Курина (около 1500 человек и 2 орудия) была поставлена задача занять на территории Самарской губернии село Балаши, где была сосредоточена большая группировка красных войск (от 1500 до 2000 человек). Вечером 27 мая, уральцы выступили для выполнения боевой задачи, и на рассвете следующего дня,28 мая 1918 года, атаковали Балаши.Перед атакой командир группы С.Г.Курин грамотно определил диспозицию вверенных ему войск, окружив Балаши кольцом казачьих частей. Казаки должны были одновременно с трех сторон атаковать село ранним утром. Ничего не предвещало неудачи. Однако случилось непредвиденное: Чаганская отдельная сотня в решающий момент боя отказалась наступать.Необстрелянные ,молодые казаки не смогли пойти навстречу ураганному огню красных, выгодный момент для завершения атаки был упущен, казаки растерялись, смешали ряды, началось отступление под жесточайшим огнем красных.65 казаков погибли. Отряд Курина вернулся на станцию Семиглавый Мар. В начале июня 1918г. отряд Курина снова появляется на территории Николаевского уезда Самарской губернии. Здесь после небольших боев отрядом были занято село Балаши и несколько населенных пунктов. 6 июня 1918 года, 1-й Николаевский полк Красной Армии под командованием т. Топоркова , с боем занял село Балаши вновь. Уральские казаки вынуждены былои уйти. В этом бою погибло шесть казаков, много взято в плен ранеными.В документах красноармейцев сказано,что раненых было 35 подвод. Их повезли в соседнее село Солянка,гда находилась больница.В тот момент там стоял 2-ой Николаевский полк,под командованием В.И.Чапаева. По воспоминаниям местных жителей, всех этих раненых казаков утопили в одноимённой с селом, реке Солянка. Газета «Яицкая воля» в своем номере от 5 (18) августа 1918 г., публикуя материалы заседания Войскового съезда за 30 июля, сообщила следующее: Атака 28 мая 1918 г. под селом Балаши отныне считается исторической. 1-я сотня 10-го учебного конного полка награждается серебряными Михайловскими трубами с надписью: «За бой с большевиками 28-го мая 1918 г. под Балашами», а командир этой сотни Донсков награждается орденом Св. Архистратига Михаила. Балаши впоследствии были взяты казаками, и вновь 20 марта 1921 года, в село вошли красные.Они учинили расправу над местными. Обвинив в пособничестве белым. Было расстреляно семеро местных казаков.Перед расстрелом их долго пытали, тела три дня не давали хоронить.Затам всё же подхоронили в общую могилу ,к погибшим ранее в боях. Погибших в двух боях ,уральских казаков ,и расстрелянных впоследствии, в селе Балаши , красноармейцы похохоронили на краю кладбища.В одну могилу. Таким образом появилась братская могила , которую на протяженни советского периода называли"белоказачьей".Не разрешали ставить крест.Только по православным праздникам приходили родственники ,помолится. Счёт для пожертвований оформлен на священника Храма Покрова Божьей Матери села Балаши Евгения Сазыкина. По благославению Епископа Саратовского и Вольскоого Лонгина." Может быть, кто-то располагает более полной информацией?

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

Denis:

Шеврон: vl-vl пишет: Балаши впоследствии были взяты казаками, и вновь 20 марта 1921 года, в село вошли красные.Они учинили расправу над местными. Обвинив в пособничестве белым. Было расстреляно семеро местных казаков. Как могут быть казаки местные, если село Балаши находилось на территории Самарской губернии и казаки в нем никогда не проживали?

vl-vl: А верно ли кол-во погибших уральцев?

Шеврон: vl-vl пишет: А верно ли кол-во погибших уральцев? Про 65 погибших казаков это полный бред! Странно, что в перечне офицеров братьев Акутиных написали, а подъесаула Беляева Михаила Павловича, нет. А ведь он был Георгиевским кавалером 1-й Мировой, боевой офицер. Кто вообще этот крест делал и надписи на нем?

vl-vl: Другой вопрос. Акутины погибли и погребены или только погибли?

Denis: Шеврон пишет: Кто вообще этот крест делал и надписи на нем? Автором проекта памятника является муромчанин Александр Ворожбет. Активную помощь в изготовлении памятника приняли казаки "Уральского-Яикского казачества" атамана Авилова. В газете "Казачьи Ведомости" ( №10 2011г. )опубликовано собственное расследование о вышеупомянутых событиях. Вот выдержки из него: " Балаши старое казачье поселение. Эти земли были жалованы в награду за ратную службу во времена Русско- турецких войн царским правительством.Земли Николаевского уезда , были государственными, сдавались в аренду, под поставку государству сельхозпродуктов.И жаловались в награду за воинские заслуги. До революции село Балаши входило в состав Николаевского уезда, Самарской губернии. Теперь это, Озинский район ,Саратовской области. Вот здесь и разгорелась трагедия с жесточайшими боями с большевиками. Командовал отрядами казаков полковник Сергей Гурьевич Курин. Я нашел заброшенную братскую могилу 65-ти уральских казаков и добровольцев Николаевского уезда, Самарской губернии, на старом кладбище села Балаши. Братская могила находится в ужасном запустении. Во времена советской власти ставить крест на могиле запрещали. Только старушки всегда молились, по православным праздникам, у холмика, поминая погибших. Известны лишь имена двух казаков из нескольких десятков павших . Акутин Владимир Васильевич подъесаул 1-го Учебного конного полка. Убит 28 мая 1918 во время атаки полка на село Балаши Николаевского уезда Самарской губернии. Акутин Иван Васильевич подъесаул 1-го Учебного конного полка. Убит 28 мая 1918 во время атаки полка на село Балаши Николаевского уезда Самарской губернии. Вот такая трагическая случайность. Оба брата погибли в один день в одном бою. Брат погибших ,Константин Васильевич Акутин кавалер ордена Св. Владимира 1 степени, занимал в 1918 году должность начальника Разведывательного отделения штаба командующего войсками Уральского казачьего войска и Уральской области.В 1919г.на той же должности в Уральской Отдельной Армии. Расстрелян в 1938 , реабилитирован после смерти Сталина. Отец их Василий Иванович Акутин войсковой старшина, командных и строевых должностей не занимал. Умер от сыпного тифа весной 1919. Семеро , из числа местных, растреляных 20 марта 1921 года. Недорезов, Сорокин, Кубряков. (Четверо - неизвестно) .Смерть лютую приняли.Сначала над ними издевались.Потом расстреляли. Всех погибших хоронили в разное время в одну могилу. Кто они еще предстоит узнать." О Беляеве в данной статье нет ни слова.

Шеврон: Denis пишет: В газете "Казачьи Ведомости" ( №10 2011г. )опубликовано собственное расследование о вышеупомянутых событиях. И кто же автор данного опуса?

Denis: Шеврон пишет: И кто же автор данного опуса? Александр Ворожбет

Шеврон: Denis пишет: Автором проекта памятника является муромчанин Александр Ворожбет. Хоть бы спросил для начала есть ли сведения по погибшим. В бою под селом Балаши 28 мая 1918 года по старому стилю погибло 4 уральских офицера, общие потери уральцев составили до 30 человек. Сам бой описан в газете "Яицкая Воля". vl-vl пишет: Другой вопрос. Акутины погибли и погребены или только погибли? Тела остались на поле сражения

Denis: Памятник на братской могиле уральских казаков в Балашах

Шеврон: Из книги Е.Д. Коновалова "Уральцы. За полтора года борьбы". Омск, 1919г. "Боевые действия на Шиповском фронте в мае месяце завершились геройской атакой частей 1-го Учебного полка, под общим командованием войскового старшины С.Г.Курина, на село Балаши. В этом бою учебниками и круглоозерновцами в рукопашной схватке, которой предшествовала удачная артиллерийская подготовка, уничтожено до 200-х человек красноармейцев. Наши потери были также серьезны. Среди убитых были подъесаул И.В.Акутин, подъесаул В.Акутин, подъесаул М.П.Беляев и хорунжий П.Е. Чувелев...".

Шеврон: Из воспоминаний В.И. Моторного «Краткое описание военных действий Уральского казачьего войска за период 1918-1920г.». "...Числа 25 мая на станцию Семиглавый Мар из Уральска прибыл отряд полковника Курина в составе: 2 сотни 1 Учебного полка, саперная команда, 3-й льготный казачий полк, Чаганская отдельная сотня и одно орудие, в который влился отряд войскового старшины Маркова. 26 мая отряд Курина имея задачу занять Балаши перешел на х.Вдовин. Противник выслал к этому хутору разведку на двух грузовиках, но они были отогнаны артиллерийским огнем. Вечером 27 мая отряд выступил на Балаши и с рассветом 28 мая атаковал это село, причем Курин направил с западной стороны две сотни 3-го льготного полка, с юго-западной стороны две сотни 1 Учебного полка и с южной две сотни 1 Учебного полка, 2 сотни 3-го льготного полка и Семеновскую дружину. Атака ввиду отказа Чаганской сотни (за отказ от наступления Чаганская сотня была спешена) была неудачной, и понеся значительные потери отряд отошел на х.Вдовин и в ночь на 29 мая перешел в Семиглавый Мар...".

Denis: В селе Балаши, Саратовской области завершено обустройство памятника в память о погибших казаках Уральцах. Установлена ограда вокруг памятника и изготовлена табличка с дополнительными именами погибших казаков.При работах по обкладке памятника выкопали сразу у поверхности большой череп, кости грудной клетки и позвонки человека. Вдимо сбрасывали их кучей, немного прикопали,тем более за сто лет земля выталкивает кости. Их тут же ребята захоронили в выротую ямку на могиле.

Калёновец: Denis пишет: " Балаши старое казачье поселение. Эти земли были жалованы в награду за ратную службу во времена Русско- турецких войн царским правительством.Земли Николаевского уезда , были государственными, сдавались в аренду, под поставку государству сельхозпродуктов.И жаловались в награду за воинские заслуги Балаши никогда не были казачьим поселением. Там, всегда жили мужики (музланы). В 1921 году там орудовала банда местного богатея Сарафанкина. Где он был во время Чапаевских рейдов на земли УКВ, неизвестно. Возможно, с тем же Чапаевым грабил и убивал уральских казаков. Костяк Чапаевской дивизии, ведь, был из Николаевского уезда.

Калёновец: Нашёл в своём домашнем архиве газету "Заволжская Нива"№ 91 - 92, 22 ноября 2008 г. Перелюбский краевед Ю. Бычков пишет: "Штаб Чапаева стоял в Солянке. Казаки располагались в Бенардаки (был хутор, ныне с. Новозаволжское Озинского района, на границе с ЗКО - прим. Калёновца). Чапаеву удалось убаюкать своим бездействием "казару", и почти тут же он нанёс мониеносный удар на Бенардаки. Как указывается в донесении, победа была полной - казаков захватили сонными, и не многим удалось уйти. 14 июня в хуторе состоялся многолюдный митинг, на котором с пламенной речью выступил В. И. Чапаев. Оратор он был талантливый, и не случайно сразу 92 рабочих хозяйства влились во 2 - ой Николаевский полк". Казуистика 1918 года с датами "по старому и по новому стилю" наводит на мысль, а не был ли "Бой у села Балаши 28 мая 1918 г." местью казаков за разгром заставы в Бенардаки. Возможно, сначала красные вырезали казаков в Бенардаки, а потом казаки напали на Балаши. Предлагаю форумчанам обсудить эту версию.

Калёновец: "В это время в отчаянном положении оказался стоявший в селе Балаши 1 - й Николаевский полк. Белоказаки неожиданно под утро ворвались в село, открыв неистовую пальбу. Чапаевцев выручила их стойкость. Они не поддались панике, на что рассчитывали нападающие, и казаки отошли". Источник: Озинки - милый сердцу край. - Саратов, 2008, с. 24. Похоже, что бывший генерал Моторный умышленно исказил ход боя у села Балаши 28 мая 1918 года.

Шеврон: Калёновец пишет: Похоже, что бывший генерал Моторный умышленно исказил ход боя у села Балаши 28 мая 1918 года. Почему бывший и в чем состоит искажение?

Калёновец: Шеврон пишет: Почему бывший и в чем состоит искажение? Бывший, потому что сдался добровольно красным и мог наговорить всё, что угодно, выторговывая себе право на жизнь. Сравните воспоминания Моторного и Коновалова, которые Вы приводили выше. Меня зацепила его оценка Чаганской отдельной сотни. Может в задачу этой сотни и не входило участие в конной атаки на село Балаши. Судя по воспоминаниям комдива Кутякова село Балаши было захвачено врасплох. Казаки даже захватили батарею в центре села, но не смогли её вывезти. А. Ворожбет очень умело использовал бой у села Бадаши 28 мая 1918 года в своих целях. В могиле на старом кладбище села Балаши лежат не уральские казаки, а местные крестьяне, которые воевали в бригаде Чапаева в 1918 году против уральцев, а в 1920 - 1921 гг. восстали против Советской власти. Да, могилу называли "белоказачьей". А иначе и быть не могло, ведь там похоронили врагов Советской власти.

Шеврон: Калёновец пишет: Бывший, потому что сдался добровольно красным и мог наговорить всё, что угодно, выторговывая себе право на жизнь Это неправда. Он не сдался добровольно, а был взят в плен в районе Красноводска, со своим небольшим отрядом. Измученные, истощенные люди, потерявшие надежду пробраться за границу они не сопротивлялись, но и добровольной их сдачу никак назвать нельзя. Воспоминания его довольно объективны и непредвзяты. По крайней мере он не выкручивался, как некоторые другие уральцы, утверждавшие, что всю войну тайно сочувствовали большевикам и предотвращали расстрелы красных взятых в плен. Да и как воспоминания могли повлиять на дальнейшую судьбу? Его труд остался для истории, пылится в архиве и никогда не публиковался. Никакой выгоды для большевиков в искажении событий далекого 1918 года не было. Что касается самого боя то больших противоречий я не вижу. Просто Коновалов, не стал выносить ссор из избы и назначать виновных в неудачном завершении успешно развивающегося боя. Чаганская ли сотня была в этом виновата, не поддержавшая другие части или неумелое руководство боем С.Г.Курина или просто порыв казаков захлебнулся, сейчас сказать трудно. В любом случае мнение Моторнова интересно и ценно.

Калёновец: Шеврон пишет: В любом случае мнение Моторнова интересно и ценно. Уважаемый Шеврон, спора нет, что мнение Моторного интересно и ценно. Однако, не зная боевой задачи, которая ставилась перед отрядом полковника С. Г. Курина, трудно давать оценку этому бою. Село Балаши никогда не входило в Уральское казачье войско, поэтому можно предположить, что задача освобождения села перед Куриным не ставилась. Налёт был произведён после первого похода Чапаева на Уральск. Скорее всего, это была "акция устрашения", чтобы красные не совались на казачьи земли и отряд Курина с ней блестяще справился. Неслучайно, ведь. атака на Балаши была названа "героической", а одна из сотен была награждена Серебряными трубами.

Шеврон: Калёновец пишет: Неслучайно, ведь. атака на Балаши была названа "героической", а одна из сотен была награждена Серебряными трубами. Не "героической", а "исторической", что совсем другое дело. На заседании Уральского войскового съезда 30 июля 1918г. была принята следующая резолюция: «Атака 28 мая 1918 г. под селом Балаши отныне считается исторической. 1-я сотня 1-го учебного конного полка награждается серебряными Михайловскими трубами с надписью: «За бой с большевиками 28-го мая 1918 г. под Балашами», а командир этой сотни Донсков награждается орденом Св. Архистратига Михаила…» Б.Н. Киров в своих воспоминаниях также пишет о том, что атака села Балаши не удалась из-за того, что Чаганская сотня (он пишет даже о двух сотнях) отказалась наступать. Его свидетельство полностью подтверждает показания В.И. Моторного, которого вы незаслуженно обвинили в искажении истины.

Калёновец: Шеврон пишет: Сам бой описан в газете "Яицкая Воля". Уважаемый Шеврон, а Вы не смогли бы поделиться этой информацией для участников форума? Суть дела, ведь, не в названии атаки, а в фальсификации истории, когда на одну доску пытаются поставить гибель уральских казаков, которые защищали свою землю от красных захватчиков в 1918 - 1919 гг. и "крестьянских" повстанцев 1920 - 1922 гг. Если вовремя не расставить всё по своим местам, то так недолго и бывшего красного комдива - 22 А. Сапожкова сделать активным участником "Белого движения". Мало известно, как он руководил обороной Уральска летом 1919 года. Он больше известен, как организатор "крестьянского" восстания против Советской власти в 1920 году. Про Чаганскую отдельную сотню мне известно, с каким боевым задором молодые казаки отправлялись на войну с Чапаевым весной 1918 года. На станичном сходе кричали, что шапками его закидают. В первом же бою по ним ударили из орудий и пулемётов, и молодецкий задор пропал. Были случаи дезертирства с фронта. Молодые казаки бежали по домам, к матерям "под юбки". Но потом пообстрелялись и дело выправилось. По рассказам моей прабабушки Чаганская сотня выполняла функции спецназа: разведка, диверсии в тылу красных и т. д. Упоминала про разгром красного эшелона у Американского моста. Она их называла "пластунами". Возможно, после отказа этой сотни идти в конную атаку под Балашами и последовал приказ о её официальном "спешивании". У меня нет умысла "очернять" того же Моторного или Кирова, но если их воспоминания имеют расхождения с воспоминаниями других авторов, то возникает естественное желание разобраться более детально в этом вопросе.

Шеврон: Калёновец пишет: У меня нет умысла "очернять" того же Моторного или Кирова, но если их воспоминания имеют расхождения с воспоминаниями других авторов, то возникает естественное желание разобраться более детально в этом вопросе. Давайте разберемся. О каких авторах идет речь и в чем состоят расхождения? Калёновец пишет: По рассказам моей прабабушки Чаганская сотня выполняла функции спецназа: разведка, диверсии в тылу красных и т. д. Опять вы за старое. Спецназ, пластуны и прочий бред. Все эти отдельные сотни просуществовали очень короткий промежуток времени, а именно до создания регулярной Уральской армии и никакой существенной роли в боях против красных не играли. Более того, наносили вред общему делу, как например Чаганская сотня, в бою под Балашами.

Калёновец: Шеврон пишет: Давайте разберемся. О каких авторах идет речь и в чем состоят расхождения? Если детально разбираться, то надо начинать с публикации на форуме участника Киев - 1 Уральский от 09.04.2009 г., где он приводит показания В. И. Моторного в 1931 г. Вы его тогда поблагодарили за информацию и выразили "респект" . Так вот, судя по "собственноручным" показаниям В. И. Моторный был в Уральской армии "НИКТО". "Отношение ко мне казаков нельзя определить как вполне доверчивое, - я был "иногородний". Ни в какие дела Войска я не допускался. Я использовался исключительно как специалист, - написал он 22.02.1931 г." Там же, он позиционирует себя, как бывшего белого офицера. Должность НШ Шиповского фронта он занял по его словам "кажется ... 15 июня 1918 г.", т. е. после боя у села Балаши. Поэтому его воспоминания вызывают у меня лично большие сомнения. Вы называли, кроме Моторного, ещё Кирова и Коновалова, а также публикацию в "Яицкой воле". Я не знаком с этими работами, поэтому с интересом ознакомлюсь с ними, если Вы опубликуете их на форуме. Под другими же авторами я подразумевал И. В. Кутякова "С Чапаевым по уральским степям" и публикации перелюбского краеведа Ю. Бычкова, который нашёл интересные материалы по Чапаевской бригаде в архиве Саратова. Но у них "проблема" с датами. Например, Кутяков датирует налёт на Балаши 16 июня 1918 г., т. е. после того, как "чапаевцы" вырезали казачью заставу на хуторе Бенардаки. Что касается "пластунов", то информация основана на устных рассказах уральских казаков, поэтому хотите верьте, хотите нет. Однако, отрицать выполнение функций современного спецназа какими - либо подразделениями Уральской казачьей армии, нельзя. Тот же, И. В. Кутяков писал, что разведка у казаков была очень эффективной. Захваты красных обозов тоже имели место. Вполне, возможно, что в приказах по Уральской армии сотни назывались "пешими", а в обиходе казаки называли себя "пластунами". Не вижу в этом существенной ошибки.

Шеврон: Калёновец пишет: Так вот, судя по "собственноручным" показаниям В. И. Моторный был в Уральской армии "НИКТО". "Отношение ко мне казаков нельзя определить как вполне доверчивое, - я был "иногородний". Ни в какие дела Войска я не допускался. Я использовался исключительно как специалист, - написал он 22.02.1931 г." Там же, он позиционирует себя, как бывшего белого офицера. Должность НШ Шиповского фронта он занял по его словам "кажется ... 15 июня 1918 г.", т. е. после боя у села Балаши. Поэтому его воспоминания вызывают у меня лично большие сомнения. Все верно. Казаки "иногородним" не доверяли, не считали их своими и относились к ним настороженно. Поэтому такие как Моторный не водили казаков в бой, я думаю, что они за ними бы просто не пошли, а сидели в штабах и разрабатывали операции, выполняли различные административно-хозяйственные функции. Моторный использовался казаками как "специалист" - человек с высшим академическим образованием (у уральцев такие были на пересчет по пальцам одной руки), разбирающийся во многих вопросах стратегии и тактики. Жаль, что его не было во время атаки на Балаши во главе штаба Шиповского фронта, может тогда и атаки этой бессмысленной не было, верхом на конях на укрепленную позицию красных, и потери у уральцев бы были не такие большие. Сомневаться или нет в правдивости его воспоминаний - это ваше личное дело. Но менее ценными они от этого не становятся. Калёновец пишет: Вы называли, кроме Моторного, ещё Кирова и Коновалова, а также публикацию в "Яицкой воле". Я не знаком с этими работами, поэтому с интересом ознакомлюсь с ними, если Вы опубликуете их на форуме. Опубликую, почему бы и нет. Воспоминания Б.Н. Кирова публиковались в сборнике "Уральское казачество в Гражданской войне. Воспоминания участников". Калёновец пишет: Что касается "пластунов", то информация основана на устных рассказах уральских казаков, поэтому хотите верьте, хотите нет. Однако, отрицать выполнение функций современного спецназа какими - либо подразделениями Уральской казачьей армии, нельзя. Тот же, И. В. Кутяков писал, что разведка у казаков была очень эффективной. Захваты красных обозов тоже имели место. Вполне, возможно, что в приказах по Уральской армии сотни назывались "пешими", а в обиходе казаки называли себя "пластунами". Не вижу в этом существенной ошибки. А вы не задумывались над тем, почему Чаганскую сотню за трусость в бою под Балашами спешили? Не расформировали, не выпороли, а именно спешили? Потому что это было серьезное наказание, казак без лошади - не настоящий казак, никудышный. Станичники смеяться будут, если уехал на войну на коне, а вернулся пешим. Устные рассказы не подтвержденные какими-либо документами - это фольклор, устное народное творчество, что-то типа сказок, особенно когда они звучат из уст тех, кто сам не воевал а слышал это по рассказам других. Уральцы впервые начали воевать в партизанских отрядах на фронтах 1-й Мировой. И все эти отряды были конными. Безусловно, определенные задачи они выполняли спешенными, в том числе и разведку и захват "языков". Но "пластунами" они себя никогда не называли, ни в одних воспоминаниях, газетных статьях или документах вы этого не увидите. Уральцы - это уральцы, а не терцы и кубанцы.

Калёновец: Шеврон пишет: Уральцы впервые начали воевать в партизанских отрядах на фронтах 1-й Мировой. И все эти отряды были конными. Безусловно, определенные задачи они выполняли спешенными, в том числе и разведку и захват "языков". Но "пластунами" они себя никогда не называли, ни в одних воспоминаниях, газетных статьях или документах вы этого не увидите. Уральцы - это уральцы, а не терцы и кубанцы. Уважаемый Шеврон! В далёком детстве мне было стыдно рассказывать сверстникам, что мой прадед воевал на германской войне не "верхом на коне с шашкой в руках", а "ползал на брюхе с кинжалом в зубах". Военную специальность "пластун" для уральского казака я воспринимал, как позор и наказание за какие - то нехорошие проступки. В моём понимании "пластун" занимал в Войске самое низшее положение, потому что "Уральский Казак должен воевать верхом на коне". Однако, в 1979 году довелось мне работать в Мергеневе и беседовать со старым казаком - участником ПМВ и ГВ, который, по сути, "открыл мне глаза". Из его рассказа выходило, что "пластуны" - это "особая элита" Уральского Войска. Не всякого туда брали. А то, что нигде про них в документах нет, значит, была определенная секретность.

Шеврон: Калёновец пишет: Из его рассказа выходило, что "пластуны" - это "особая элита" Уральского Войска. Не всякого туда брали. А то, что нигде про них в документах нет, значит, была определенная секретность. Элита которой не было. Не всем сказкам можно верить. Видимо настолько большая секретность, что кроме этого шутника о них никто больше и не догадывался.

Калёновец: Шеврон пишет: Не всем сказкам можно верить. Уважаемый Шеврон! Однако, в "сказку" А. Ворожбета Вы поверили, раз пытаетесь "заболтать" проблему и увести обсуждение в другую сторону. Хотя, Вашу "принципиальную" позицию по этому вопросу можно понять и простить. Но Вы голословно обвинили Чаганскую отдельную сотню в трусости, а это требует веских доказательств. Отказ от участия в конной атаке и трусость - это совершенно разные категории. Вы можете опубликовать документ, где сказано о "трусости" казаков Чаганской сотни? Ваше незнание традиций и обычаев уральского казачества, тоже вызывают большие сомнения в Вашей компетенции по истории УКВ. Называть, даже заочно, уральского старика - ветерана "шутником", по меньшей мере, кощунство по отношению к памяти славных уральских казаков. Незнание "секретов" УКВ - это Ваша личная проблема. Чтобы отрицать отсутствие команд "пластунов" в УКВ, докажите это документально.

Шеврон: Калёновец пишет: Но Вы голословно обвинили Чаганскую отдельную сотню в трусости, а это требует веских доказательств. Отказ от участия в конной атаке и трусость - это совершенно разные категории. Вы можете опубликовать документ, где сказано о "трусости" казаков Чаганской сотни? Не я, а Моторный, Киров и прочие свидетели тех далеких событий. Калёновец пишет: Ваше незнание традиций и обычаев уральского казачества, тоже вызывают большие сомнения в Вашей компетенции по истории УКВ. У меня, например, уже давно вызывают сомнения ваши умственные способности, но ничего, терплю пока. Калёновец пишет: Незнание "секретов" УКВ - это Ваша личная проблема. Чтобы отрицать отсутствие команд "пластунов" в УКВ, докажите это документально. Ну если учесть, что эти секреты знаете только вы, то это проблемы общие, а не только мои. Доказывать я никому ничего не должен, особенно отсутствие так называемых "пластунов" в УКВ. Для того, чтобы понять, что их в УКВ не существовало, достаточно просто знать историю своего Войска, с чем видимо у вас большие проблемы. А вот ваши ссылки на слова некого мифического старика - смешны и нелепы. Это не доказательство, а просто смех. Впрочем от вас другого и не ожидал. У вас ведь других доказательств не существует. Калёновец пишет: Однако, в "сказку" А. Ворожбета Вы поверили, раз пытаетесь "заболтать" проблему и увести обсуждение в другую сторону. На основании чего вы сделали такие выводы? Что за "сказка", почему я в нее поверил и что я пытаюсь заболтать? Только просьба - пишите по существу.

Калёновец: Шеврон пишет: На основании чего вы сделали такие выводы? Что за "сказка", почему я в нее поверил и что я пытаюсь заболтать? Только просьба - пишите по существу. Уважаемый Шеврон! Историю УКВ я знаю по рассказам старых уральских казаков, которые не всегда можно подтвердить документами. Однако, там где это возможно, привожу документы. "Сказку" А. Ворожбета под названием "Спокон веков тут живем" напечатали в журнале УВВ № 3, 2014. Зная Вас, как "дотошного" редактора УВВ, возникает вопрос: почему напечатали такую "галиматью" про уральских казаков. "Николаевкий уезд был исстари заселён уральскими казаками по Иргизу, Камелику, Камышлаку и ниже, - пишет А. Ворожбет". Вот, уж где можно было бы посмеяться. Только почему то не смешно. Горько осознавать, что звание "уральский казак" становится модным брэндом, который легко может приобрести всякий "музлан". Правда, у Ворожбета есть интересные моменты в описании боя у села Балаши 28 мая 1918 года. Однако, согласитесь, даже. "ложка дёгтя может испортить бочку мёда". Памятник хороший получился, только нет в той братской могиле уральских казаков. Там лежат местные жители из банды бывшего чапаевца Сарафанкина, поднявшие мятеж против Советской власти в 1920 - 1921 гг. Теперь по существу. Мой прадед воевал в Чаганской сотне, был "пластуном", но я не слышал, чтобы его спешили за трусость. Он в ГВ командовал полусотней, а в 1919 году был расстрелян красными в Уральске. Кстати, его пленение красными тоже большая загадка, которую давно пытаюсь разгадать. После расстрела остался свидетель, который рссказал его вдове, как он вёл себя в тюрьме и при расстреле. Трусом он не был. Поэтому считаю для себя делом чести докопаться до истины.

Denis: Каленовец пишет: Мой прадед воевал в Чаганской сотне, был "пластуном", но я не слышал, чтобы его спешили за трусость. Пластунские (пещие) казачьи части появились в Уральском войске в период Гражданской войны, из-за гибели конского состава. Казаки шли туда вынужденно, неохотно. В 1919году был сформирован 1 Уральский пеший полк, Гурьевский пеший полк, Сводно-пеший полк. Помимо этого в рядах УОА сражались пешие отряды сформированные из крестьян: Николаевский, Семеновский, Царевский.

Драгунъ: А есть какое-то отличие пеших от пластунских частей УОА? Например в Донской армии сначала в 1918 году были пешие казачьи полки, при переформировании армии, к лету 1919 года переименованы в пластунские.

vl-vl: Это слово в уральских документах не встречал.

Denis: Драгунъ пишет: А есть какое-то отличие пеших от пластунских частей УОА? В приказах по Армии, эти части проходят как пешие. Почему не использовалось название пластунские, сейчас трудно рассуждать. Скорей всего из-за своей малочисленности, по отношению к остальным соединениям.

Шелудяк: В современных (времен СССР) оперативных сводках, разведроты, разведбаты не выделяются. Входят в состав подразделений. Была детализация в "абракадабре", грифовом ежемесячном отчете о кадровом составе, эти подразделения носят/носили определенный шифр.

Калёновец: Denis пишет: Почему не использовалось название пластунские, Пластуны в УКВ - это тоже самое, что "охотники", "разведчики". Т. е. казаки специального назначения. Они издавна были в УКВ. Моего прадеда начали готовить по программе "пластунов" после РЯВ. Вероятно, пришло понимание, что современная война требует от уральского казачьего спецназа умения воевать "пешими". Однако, не надо путать пешие части УОА и "пластунов". Пластунами они себя сами называли, а по документам штабов могли проходить, как "охотники" или "разведчики". Если мой прадед был из Чаганской станицы и командовал полусотней "пластунов", то логично предположить, что Чаганская отдельная сотня выполняла функции спецназа. Для отряда Курина было вполне объяснимо иметь в своём составе сотню "охотников". Они действовали на чужой территории. Поэтому огульно обвинять уральских казаков - чаганцев в трусости, непростительный грех. Лучше по нескольким источникам восстановить истинную картину боя. Например, версия И. С. Кутякова во многом совпадает с версией Коновалова. По рассказам стариков из Балашей, казаки забрали своих убитых товарищей, что также соответствует традициям и обычаям уральских казаков. Тогда зачем всё с ног на голову ставить, чтобы памятник бывшим красным бандитам поставить под модным брэндом "уральские казаки"? Стыдно молчать, господа казаки, когда фальсифицируют историю уральского казачества в угоду чей - то прихоти.

Драгунъ: vl-vl пишет: Это слово в уральских документах не встречал. Интересно то, что практически во всех казачьих войсках времен гражданской войны существовали пластунские полки, кроме УКВ??? Denis пишет: В приказах по Армии, эти части проходят как пешие. Почему не использовалось название пластунские, сейчас трудно рассуждать. Скорей всего из-за своей малочисленности, по отношению к остальным соединениям. Малочисленные они и в других войсках были, тут что-то другое...

vl-vl: Драгунъ пишет: Интересно то, что практически во всех казачьих войсках времен гражданской войны существовали пластунские полки, кроме УКВ??? слово не уральское Дело не в пеший(пластунский, Каленовец пишет о спецназе.

Георгий Гугня: В постах появилось правильно слово- " охотники".. Часто встречается обозначение у уральцев разведчиков, спецназа

Георгий Гугня: Хорошо бы Ворожбету показать эти прения, он занимался вопросами памятника

Шеврон: Калёновец пишет: "Сказку" А. Ворожбета под названием "Спокон веков тут живем" напечатали в журнале УВВ № 3, 2014. Зная Вас, как "дотошного" редактора УВВ, возникает вопрос: почему напечатали такую "галиматью" про уральских казаков. Отвечу Вам просто. "Опубликованные материалы не всегда отражают точку зрения редакции "УВВ". Ответственность за достоверность фактов и сведений, содержащихся в публикациях журнала, несут авторы". Так написано на 2 странице журнала. Поэтому не надо говорить, что я согласен с той или иной версией автора статьи. Я нейтрален. В статье есть спорные моменты, но в целом она интересна и рассказывает о памятнике уральским казакам, которых ой как не много на свете. Калёновец пишет: Горько осознавать, что звание "уральский казак" становится модным брэндом, который легко может приобрести всякий "музлан". Полностью согласен! Увы, эта нездоровая и ненормальная тенденция получила сильное распространение. Калёновец пишет: Правда, у Ворожбета есть интересные моменты в описании боя у села Балаши 28 мая 1918 года. Однако, согласитесь, даже. "ложка дёгтя может испортить бочку мёда". Памятник хороший получился, только нет в той братской могиле уральских казаков. Там лежат местные жители из банды бывшего чапаевца Сарафанкина, поднявшие мятеж против Советской власти в 1920 - 1921 гг. Ну вот видите. И в статье есть интересные моменты и памятник неплохим получился. Значит не зря напечатали. А кто лежит в этой братской могиле тут уж сказать никто точно не может. Это оставим на совести автора статьи. Казаки часть своих убитых оставили на поле боя, что и сами признавали и красные это подтверждали. Их трупы где-то же похоронили. Возможно, что не на этом самом месте, где поставили памятник, а возможно, что именно там.

Шеврон: Калёновец пишет: Однако, не надо путать пешие части УОА и "пластунов". Точно! Никаких пластунов не существовало и в помине, а вот пешие части появились с самого начала Гражданской войны. Не наше слово "пластуны" - не уральское. Калёновец пишет: Для отряда Курина было вполне объяснимо иметь в своём составе сотню "охотников". Они действовали на чужой территории. В отряде Курина не было пеших частей, как их не назови "охотники", "разведчики" или еще как. Очевидцы вспоминают, что даже крестьян Николаевского уезда, присоединившихся к отряду, Курин, для большой маневренности и подвижности отряда, возил за собой на фурманках. На чужой территории воевать пешими частями не было никакой возможности. А вот в скорости и внезапности появления отряда в тылу врага и состояло преимущество Курина.

Калёновец: Шеврон пишет: Не наше слово "пластуны" - не уральское. Никто и не говорит, что оно уральское. Все публикации про пластунов основаны на статье из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, т. XXIIIа, с. 819. "По штату 1842 г. пластунские команды были учреждены при пеших и конных частях Черноморского войска и всегда были впереди во всех поисках за Кубань". По сути, это был казачий спецназ, и неважно пеший или конный. Поэтому в отряде Курина и "не было пеших частей". Я Вам который год пытаюсь объяснить, что "пластуном" прадеда называла его вдова. От неё я впервые услышал это слово, а уже потом его подтвердили другие уральские казаки. Если меня родственники и друзья называют "лётчик", а по всем документам я прохожу, как "пилот", что для нашего времени одно и тоже, то через 100 лет мои потомки могут оказаться в ситуации, когда должны будут до хрипоты спорить из - за названия профессии прадеда. Найдётся архивист - "буквоед", который скажет, что "лётчиков" в гражданской авиации не было и будет, в принципе, прав.

Шеврон: Применительно к другим казачьим войска, это слово безусловно верно. Но у уральцев разведчиков называли разведчиками, а охотников - охотниками. А пластунами никого не называли. Вот и в словаре Малечи это слово отсутствует. А это значит, что во время его экспедиций по уральским поселкам и станицам, ни один из старых казаков и казачек такое слово не упоминал. Но вдова Вашего прадеда, безусловно имела право называть его так, как она считала нужным.

Калёновец: Шеврон пишет: А пластунами никого не называли. Вот и в словаре Малечи это слово отсутствует. Уважаемый Шеврон! В словаре Нестора Михайловича Малеча много чего отсутствует. Например, слово "заслон", а ведь, его экспедиции в Круглоозёрном рассказывали, как красные в 1919 году из уральских стариков - ветеранов "живой" заслон выставляли под Янайкиным. Поэтому, давайте оставим "пластунов" в покое, а лучше поговорим про бой у села Балаши 28 мая 1918 года. Даже, если кто - то из убитых казаков остался на поле боя в Балашах, их тела должны были отдать родственникам. Обычно же, уральские казаки тела убитых товарищей при отходе забирали с собой. Считалось большим грехом оставлять погибшего товарища на поле боя без должного погребения. Много лет назад, ещё до статьи А. Ворожбета и установки памятника, я разговаривал в Балашах со старожилами и никто из них не говорил про захоронения уральских казаков. Братская могила на кладбище, действительно называлась "белоказачьей", но захоронены в ней были местные жители - мужики, активные участники банды Сарафанкина, поднявшего мятеж против Советской власти в 1920 - 1922 гг. Почему то, в здешних местах всех врагов Советской власти называли белоказаками. Более того, опрошенные мной недавно жители села Балаши ничего не знают про А. Ворожбета, кто он и откуда. Дело, даже, не в памятнике. Пусть стоит, как напоминание об уральских казаках, которые воевали и погибали в этих местах. Однако, зачем же было фальсифицировать историю Гражданской войны в угоду каменным монументам? Зачем было нужно "притягивать за уши" местных политбандитов к уральским казакам? Как борцов с Советской властью их давно реабилитировали. А для уральцев они, как были врагами, грабителями - чапаевцами, так ими оставались и в 1920 - 1922 гг. Однако, это уже другая тема не связанная с боем у села Балаши 28 мая 1918 года.

Георгий Гугня: Ворожбет А. Прокомментировал опусы участника Каленовец Этого человека, кто пишет, тоже никто не знает! Да и какая разница? Тоже видимо человеку не даёт покоя, что памятник поставили. Сам Яковлев-Сарафанкин в Балашах боёв не вёл. Он там родился. Закапали убитых казаков в чапаевских окопах, на краю кладбища. Сбрасывали в окопы и засыпали по мере накопления. Убитых казаков, по возможности, действительно забирали свои, подхватывая в седло, в статье я написал. Много вывезли. Оставшиеся тела закапывали, не ждали родственников. Даже странно. Там и родственников не щадили. В зону боёв поедут за убитыми? Ни с кем не церемонились. Идея установки памятника вообще родственников и местных жителей, но и они там уже не живут. Я подключился к этому процессу. Куратор проекта из движения «БЕЛОЕ ДЕЛО»,тоже не ведом никому, ну и что теперь? Я должен представиться всем в Балашах? Я им сто лет не нужен. Если сейчас и разговаривал кто-то в Балашах с кем-то об истории, то там остатки приехавших в 50-е годы целинников. Этого историка ведь тоже никто в Балашах не знает! Или это какой-то балашинец? Памятник многим местным балашинцам, как кость в горле. Там, как и везде, живут советские люди и готовы снести его хоть сейчас. Вот человеку тоже не нравится. При установеке памятника останки у самой поверхности были обнаружены. Что тут можно сказать! В течении двух лет пока сбор средств был, никто не высовывался, чтобы хоть гнутый рубль прислать на памятник, а как установили, то теперь каждый готов поумничать

Георгий Гугня: А. Ворожбет пишет: Могилу показала женщина из казачьего рода Костиных- Зубковых. Это уральцы которые как и многие жили на сопредельных землях в пору золотой пшеничной лихорадки.

Георгий Гугня: Я со своей стороны прошу Каленовца умерить пыл по поводу памятника в Балашах. Не тот повод, чтобы на этом деле пиарится, показывая гиперзнания истории.

vl-vl: Я поддерживаю Георгия! Много не ясного ни сколько не умоляют драматизма истории нашего Отечества. Пусть этот памятник будет жертвам между порядком и выдуманной, миллионыразящей страшной утопией. По грехам нашим история и бытие наше!

Калёновец: vl-vl пишет: Я поддерживаю Георгия! Уважаемый Вл-Вл! Интересно в чем же? В том, чтобы я заткнулся и помалкивал, глядя как "иногородний" Александр Ворожбет перевирает историю УКВ? Памятник я вообще не затрагиваю, поэтому не надо обвинять меня в каком то пиаре. Просто не жили никогда в Балашах уральские казаки. Село мужицкое, какие там казачьи роды. Про это Шеврон в самом начале этой темы сказал и мои гиперзнания истории тут не причем. А насчет памятника антагонизма у местных жителей нет. Он стоит на старом кладбище и никому там не мешает. Есть и женщина, которая ухаживает за "белоказачьей" могилой.

Георгий Гугня: Ворожбет А.: Эта могила именно та, в которой после первого боя были захоронены казаки. Её так и называли сразу "белоказачья*. Окоп длинный. Никаких попыток откопать впоследствии ,кого -либо и вывезти похороненных не было. Затем в этот окоп сбросили расстрелянных. Она как *проклятая* была в стороне,пока уже кладбище вплотную не подошло. Что тут неясного?

vl-vl: Калёновец пишет: Просто не жили никогда в Балашах уральские казаки. Я согласен с этим. Не согласен с тем, что все уральцы были забраны с поля боя. Просто, не могу быть уверен. Война. Возможно, кто-то и погребен в Балашах. Получается, что памятник в Балашах - это памятник борьбы утопии с порядком. И, как показала история, уральцы были на стороне порядка.

Георгий Гугня: Крест - символ торжества Православия! Он поставлен добрыми людьми- любо!

Георгий Гугня: Ворожбет А. Пишет: Прадед Иван Ворожбет из древнего дворянского казачьего рода. Жил рядом с Таловым. Имел земли в Самарской губернии. Воевал в Уральской Отдельной Армии. Покончил с собой, впоследствии, чтобы семью не трогали. В Балашах никто из моих родственников по крови не жил. Прадеды Сергей Белокуров и Лаврентий Башкатов жили в Уральске. Один погиб в Гражданскую,второй сослан в Сибирь. Прадед Фёдор Завертяев жил в Перемётном. Воевал в Гражданскую,получив ранение вернулся домой.Умер в голод 1921 года. Более мне нечего добавить. Я не пойму в чём вопрос? Что не устраивает? На памятнике написано -казакам и добровольцам. Мы же не можем одним поставит а другим нет!

Калёновец: vl-vl пишет: Может быть, кто-то располагает более полной информацией? Уважаемый Вл-Вл! Информация, конкретно, по бою у села Балаши 28 мая 1918 года, которую мне удалось узнать полностью доложена на форуме. Добавить нечего. Обсуждать же дворянско - казачью родословную Александра Ворожбета, считаю, лучше в теме "Дворяне УКВ". Всех участников форума с наступающим Днём защитника Отечества!

Шеврон: vl-vl пишет: Не согласен с тем, что все уральцы были забраны с поля боя. Просто, не могу быть уверен. Война. Все четверо погибших уральских офицера были оставлены на поле боя. Уральцы не смогли вывезти их тела из-под жестокого обстрела красных. Вот как описывает бой Б.Н. Киров. «…Но вот пришли и печальные вести. В бою под селом Балаши наши части потерпели неудачу и с потерями должны были отойти. В бою участвовал 1-й Учебный конный полк и несколько сотен высланных станицами. Рано утром наши части повели наступление на село, и затем 1-й Учебный конный полк перешел в конную атаку. Сотни полка уже ворвались в село и в селе началась паника и красные начали сдаваться, но многие все еще продолжали бой стреляя с крыш домов. Видя, что на конях вести такой бой нельзя, казаки начали спешиваться и этим воспользовались оправившиеся красные и повели контрнаступление. Немногочисленные сотни 1-го Учебного конного полка не выдержали и отступили, оставив на месте убитыми четырех своих офицеров: двух братьев Акутиных, Чувелева и Беляева. Конечно такой исход боя произвел сильное впечатление, а кроме того еще выяснилось что две Чаганские сотни долженствующие атаковать село с другой стороны почему-то в атаку не пошли. Это вызвало толки о измене и нежелании казаков воевать и т.д. и еще раз показало, что войну можно вести только регулярными частями, а не случайно собранными сотнями и дружинами…». Уральское казачество в Гражданской войне. Воспоминания участников. 2012 год. С.21.

Калёновец: Шеврон пишет: Немногочисленные сотни 1-го Учебного конного полка не выдержали и отступили, оставив на месте убитыми четырех своих офицеров: двух братьев Акутиных, Чувелева и Беляева. Молодые казаки, конечно же могли оставить своих офицеров на поле боя. Что взять с "молокососов". Но где здесь указание на "трусость" Чаганской сотни, хотя бы, одной? Отказ идти в бой был обыденным явлением для начала Гражданской войны. Казаки - фронтовики, вообще, "за грань" не хотели ходить. "Не жалам!" - звучало от всех станиц. Хотелось бы узнать, что про бой у села Балаши писала газета "Яицкая воля", которая тоже упоминалась в теме.

Шеврон: Калёновец пишет: Но где здесь указание на "трусость" Чаганской сотни, хотя бы, одной? Отказ идти в бой и не поддержать своих младших товарищей это, безусловно, не трусость, а признак храбрости и героизма!

Калёновец: Шеврон пишет: Отказ идти в бой и не поддержать своих младших товарищей это, безусловно, не трусость, а признак храбрости и героизма! Уважаемый Шеврон, ну зачем же так, иронизировать? Уральские казаки часто имели собственное мнение на войне, порой не совпадающее с мнением офицеров. Например, А. З. Курлапов утверждает, что Чаганская сотня стариков атаковала бронепоезд красных, имея на вооружении лишь холодное оружие ("Походы и служба..., с.322). А в Балашах казаки "с опытом" решили "не лезть на рожон", в отличие от молодежи. Смысла не было захватывать это мужицкое село для казаков. Навели панику, попугали красных и айда на свою территорию. Вот, и Л. Л. Масянов писал, что казаки - фронтовики не хотели воевать, потому что сполна "навоевались". Сами подумайте, кого им было освобождать в Балашах, может прадеда "потомственного яицкого (уральского) казака" А. Ворожбета? Он, вроде, со слов Гугни, был знатного дворянского рода. Буду очень Вам признателен, если Вы опубликуете заметку из "Яицкой воли" о бое у села Балаши 28 мая 1918 года.

Шеврон: Калёновец пишет: Вот, и Л. Л. Масянов писал, что казаки - фронтовики не хотели воевать, потому что сполна "навоевались". С этим трудно поспорить. Воевать действительно не хотели. Калёновец пишет: Буду очень Вам признателен, если Вы опубликуете заметку из "Яицкой воли" о бое у села Балаши 28 мая 1918 года. Опубликую.



полная версия страницы