Форум » Гражданская война » Лбищенская операция 1-5 сентября 1919 года » Ответить

Лбищенская операция 1-5 сентября 1919 года

Шеврон: В сентябре 2009 года исполняется 90 лет со дня знаменитой на всю Гражданскую войну Лбищенской операции. Сборный отряд уральских казаков под командованием полковника Т.И.Сладкова разгромил штаб и тыловые части 25-й советской дивизии, уничтожив при этом ряд видных красных командиров и политработников во главе с начдивом 25-й Чепаевым. Прошу поделиться всеми известными данными по операции, картами, схемами, воспоминаниями и т.п.

Ответов - 137, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

-hgfd: Шеврон пишет: Я приведу выдержку оттуда о Лбищенском рейде. Буду очень благодарен.

Шеврон: Шеврон пишет: Я, например, собственно воспоминаний В.И.Моторнова, не встречал. А встречал очерк под названием "Краткое описание военных действий Уральского казачьего войска за период 1918-1920г.". Лбищенскому рейду там посвящено буквально несколько скудных строчек... Цитирую. "... Вместо заболевшего генерала Савельева вступивший в командование Уральским корпусом генерал Тетруев предполагал встретить наступление красных на Каленый массовой конной атакой, для чего занимался репетициями ее. К этому времени из района Сламихина к Каленому была подвинута 6-я дивизия. Для наблюдения за противником занимавшим Сламихин оставался 4-й Партизанский полк. С предполагаемым генералом Тетруевым способом действия не были согласны начальники частей и не отказываясь исполнить приказ о конной атаке, они предполагали, слабую конским составом и подорванную морально конницу использовать для набега в тыл красных. Командующий армией согласился с предложением начальников частей и 2 сентября 1,2 и 3 Партизанские полки, полк Позднякова и Лбищенский полк с 4 орудиями выступили из Каленого и пройдя в верстах 15 западнее Кызыл-Убе, на рассвете 5 сентября атаковали части занимавшие Лбищенск. Упорный бой длился около 6 часов. В результате были уничтожены и взяты в плен штаб 25-й дивизии, инструкторская школа, дивизионные управления, захвачены 4 аэроплана, 5 автомобилей и прочая военная добыча....".

-hgfd: Шеврон пишет: А встречал очерк под названием "Краткое описание военных действий Уральского казачьего войска за период 1918-1920г.". А как бы почитать ?


Шеврон: -hgfd пишет: А как бы почитать ? Наверное скоро где-нибудь опубликуем.

-hgfd: Очень хорошо, будем ждать.

Шеврон: В 1-м номере краеведческого сборника "Новый Горынычъ" были опубликованы воспоминания А.Погодаева "Лбищенский рейд". Неплохо бы их тоже разместить на форуме.

Драгунъ: Из воспоминаний П.А.Фаддеева. Эпизоды из боев на Уральском фронте. "Уральское казачество в гражданской войне" стр. 290-295 ..В этот обход были назначены полки 2-ой дивизии: 1-й и 2-й Партизанские, Лбищенский, Поздняковский конный полк (последний был сформирован из крестьян Саратовской губернии соседних с нами волостей и получил свое название от имени командира полка - подполковника Ф.Ф. Позднякова) с приданной к отряду 1-ой Учебной батареей. Поздняковский полк и 1-я Учебная батарея не входили в состав нашей дивизии, и поэтому отряд, собственно, получился сборный и вместо того, чтоб поручить все начальнику дивизии, был назначен особый начальник всего отряда генерал Н.Н. Бородин, который был убит при взятии города Лбищенска. Дивизией командовал, как и прежде, полковник Т.Н. Сладков, 2-м Партизанским полком в это время командовал полковник В. Горшков, Лбищенским - Н. Лифанов, Учебной батареей - А. Юдин, Поздняковским полком - Ф.Ф. Поздняков и 1-м Партизанским - Н.М. Абрамов. ..С наступлением темноты 31-го июля (ошибка на 1 день возможна, автор ошибается, рейд на Лбищенск начался 1 сентября 1919г.) полки, один за другим, вышли из поселка Каленого прямо в степь (то есть, по направлению, перпендикулярному реке Уралу). Без шума и курения отряд целую ночь шел в этом направлении, стараясь за ночь как можно дальше уйти в степи, дабы красные не заметили нашего маневра. Пятичасовой отдых заменил нам ночь, после которого мы, пользуясь степной низиной, продвинулись еще немного, изменив направление под прямым углом. ..Один день мы целиком простояли в степи (местность была неудобная для прохода днем), зато целую ночь мы шли ускоренным маршем. По пути никаких красных частей мы не встречали и редко попадавшиеся жители на хуторах заявляли, что никто из большевиков у них не бывал. На третий день к вечеру мы вышли на столбовую дорогу Лбищенск-Сламихин, срезав таким образом, что приблизились к Лбищенску на 18 верст. Для того, чтобы не быть открытым большевиками, отряд, во-первых, занял впадину, а во-вторых, по всем направлениям, особенно к Лбищенску, были высланы сильные разъезды с тем, чтобы каждого замеченного хватали и отправляли в отряд и, таким образом, не давали сведениям о нас проникнуть в Лбищенск. Один разъезд, под командой прапорщика Г.Р. Портнова (Илецкой станицы, Затонского поселка) 1-го Партизанского полка был с темнотою послан на линию для разведки и поимки языков. За день стоянки было изловлено всякого рода едущих в нашем направлении с разных сторон до 10 человек, но ни один из них не был выпущен или упущен при поимке. Все благоприятствовало нам. Чапаева решено было изловить живым, для чего был назначен специальный взвод под командой подхорунжего А. Белоножкина, бывшего вахмистром 1-ой сотни 1-го Партизанского полка. Ему была дана задача со взводом идти в первой цепи и как только мы займем окраину, не обращая ни на что внимание, вместе с приданным ему красноармейцем, вызвавшимся показать квартиру Чапаева, бросаться к его квартире и изловить. Мною предлагался способ немного рискованнее, но более верный: взводу идти конному и выполнять все так же, но на карьере промчаться ряд улиц к квартире, у которой, спешившись или совершенно бросив коней (без коноводов), в пешем строю оцепить квартиру и поймать. Казаки взвода не могли бы погибнуть и кони пропасть, так как Лбищенск мы все равно возьмем. Но он был начальством не принят. Часов в 10 вечера мы снялись с места, с таким расчетом, чтоб утром к 3 часам быть под самым Лбищенском. Это было, следовательно, в ночь с 3-е на 4-е августа(автор путает, атака началась на рассвете 5 сентября). Перед выходом с места полки построили карэ, и начальник дивизии полной темноте, громовым голосом обращаясь к казакам, просил их быть смелее, а при взятии станицы не разбрасываться и не увлекаться собиранием отбитого у противника имущества, ибо это ничего, кроме вреда делу и погибели занимающихся этим, не сулит. После речи была прочитана общая молитва, и мы тронулись в путь. Приблизившись в темноте без шума на 2-3 версты к Лбишенску, полки 1-й Партизанский на левом фланге, Лбищенский на правом, в центре - Поздняковский, спешившись, рассыпались в две цепи и двинулись вперед. 2-й Партизанский в конном строю был оставлен (опять!) в резерве. Подойдя на расстояние 3/4 версты, мы залегли, дабы дождаться на месте начала рассвета. В Лбищенске было совершенно тихо и темно. Слышен был только лай (басом) одной собаки и больше ничего. Командирам сотен было приказано, как только займем окраину, так сотни собрать по-взводно и каждой из них поручить очистку одной стороны улицы, имея при себе всегда маленький резерв готовым на всевозможные случаи нападения, как это было при первом (весной) взятии этой же станицы. Охватив станицу со всех сторон, полки сходились, таким образом, к центру Резерв расстреливал присылаемых к нему, ибо иного выхода у нас не было. Мы не могли, находясь в тылу, иметь при себе 2 тысячи пленных. Взвод, назначенный к поимке Чапаева, согласно данной ему задаче, прошел вперед. Вот мы уже у церкви, наконец, я, вместе с командиром полка, проскакиваем на конях с ординарцами почти к Уралу Видим квартиру Чапаева и штаб отряда. В это время со стороны Урала, как бы из-под яра, показывается кучка людей, она увеличивается и, со стрельбой по нам, движется вперед. Я в это время, получив задачу охватить по старице Лбищенск и выйти с 3-мя сотнями (одна сотня была на дороге между Лбищенском и Кожехаровым) к реке Уралу, поскакал к полку и не мог видеть дальнейшего. Но когда я через Уг часа искал командира полка, то уже в этом районе положение было таково, что штаб их отряда был занят снова группой с пулеметом, который держал под обстрелом всю улицу от церкви к Уралу Части наши стояли за стенами и не могли никак взять этого дома, а вместе с ним и всего района. Часть красноармейцев заняла окраину по старице около Урала (с пулеметом) и не давала нам возможность охватить этот дом с другой стороны. С третьей стороны был Лбищенский полк, который, почему-то, задержался больше, чем следовало у нефтяных баков. С четвертой - протекал Урал с отвесным яром (берегом) высотою 3-4 сажени. Сотня 1-го Партизанского полка, которая была на большой дороге между Лбищенском и Кожехаровым к этому времени ярами подтянулась к станице и несколько раз пыталась атаковать этот угол, но каждый раз возвращались в занятую ей лощину, наблюдая за Уралом. ...Что же с Чапаевым? Подхорунжий Белоножкин, который имел своей задачей захватить Чапаева живым, рассказывал следующее: когда они, опередив цепи, заняли двор, в котором проживал Чапаев, начали поиски в нем, а также и в доме, то при входе, еще во дворе, они увидели заседланного коня стоявшим у дверей палатки (летнее помещение), этого коня кто-то держал за повод, просунутый в дверь, но дверь была закрыта. Когда на приказание выходить никакого ответа и действий не последовало от лица, державшего коня, то Белоножкин выстрелил из винтовки в палатку через слуховое окно. Испуганный выстрелом конь шарахнулся в сторону и на поводе вытянул его державшего человека. Пока они (казаки) занимались с этим красноармейцем, из дома выбежал второй человек, «чисто» одетый, и бросился к воротам, Белоножкин выстрелил в него и, видимо, ранил его в руку. По всем приметам, это был Чапаев. В доме, кроме двух машинисток, никого не нашли. По дальнейшим показаниям, через некоторое время Чапаев, ведя на нас группу красноармейцев, был вторично ранен в живот. Ранение оказалось тяжелым настолько, что он не мог после этого уже руководить боем и был на досках переправлен через Урал. Сотник В. Новиков, находившийся в лугах с сотней и наблюдавший за Уралом, видел, как против центра Лбищенска перед самым концом боя кого-то переправляли через реку Урал. Дальнейшая его судьба была описана в газетах, что он, уже на азиатской стороне реки Урала, скончался от раны в живот.

Denis: Вновь и вновь, по заведенной традиции последних лет, в начале сентября мы вспоминаем наших дорогих станичников. Участников знаменитого Лбищенского боя. Боя, ставшего лебединой песней Уральских казаков в Гражданской войне. Много воды с тех пор унес Яик-Батюшка. Казалось бы, все подробности боя расписаны поминутно. Есть воспоминания очевидцев тех событий. Но что то все равно остается недосказанным. Так и не понятно, какая участь постигла комдива Чапаева. Версий множество, но единого мнения так и нет. Также как и нет единого мнения, почему маневренная конная казачья группа после разгрома штаба красных войск в Лбищенске, не стала преследовать деморализованного и спешно "драпающего" противника. Ведь, если бы казаки развили наступление дальше, велика была вероятность завладения города Уральска, оставленного в январе 1919года... На одном из ресурсов в группе " В Контакте", появился любопытный комментарий Игоря Белогвардейца: "Существует версия что перед съемкой фильма "Чапаев" в Париже советские агенты нашли полковника Т.И.Сладкова с целью узнать подробности рейда. Но легендарный полковник наотрез отказался разговаривать с "красными".Существуют воспоминания полковника Сладкова (кстати до конца жизни работавшего разнорабочим) и не так давно вероятнее всего родственники продали их с аукциона. Мелькала инфа в казачьей газете "Станица" что воспоминания готовятся к изданию. Но что-то видимо не срослось.А жаль- достойный был офицер...". Что-тут скажешь, действительно мемуары полковника Сладкова так и не переизданы до сих пор, а ведь в них наверняка есть ответы на многие возникающие вопросы. К 100-летию боя их надо обязательно переиздавать в России. Время пришло. Вечная память всем казакам, живот свой положивший за други своя!

Калёновец: Denis пишет: Много воды с тех пор унес Яик-Батюшка Лет 50 назад, когда были живы некоторые участники Лбищенского боя, можно было докопаться до истины. А сейчас "единого мнения" нет и не будет. Миф, созданный на экране братьями Васильевыми, прочно засел в головах, у красных и белых. П. А. Фаддеев написал свой очерк в строгом соответствии с фильмом "Чапаев". Не удивлюсь, если "воспоминания полковника Сладкова" также будут соответствовать укоренившемуся в нашем сознании мифу. И не важно на чём переправляли Чапаева через Урал: на досках или дверях, главное чтобы соответствовало мифу. Никто ни разу не упомянул о поездке сына В. И. Чапаева - Аркадия в Лбищенск, о его поисках тела отца в водах Урала, о его беседах с уральскими стариками, которые ему ничего не рассказали. Хотя, многие тогда знали правду о гибели Чапаева. Вероятно, нельзя было выдавать тайну. О какой хорошо спланированной операции можно говорить, когда всё случилось спонтанно. Чапаева погубила беспечность. Слишком уверовал он в свою непобедимость. Хотя, буквально за две недели до трагедии его предупреждали, что скоро придёт ему конец. Может поэтому он и не хотел уезжать из Уральска в прифронтовой Лбищенск? Очень подозрительной выглядит и замена комиссара дивизии: Фурманова на Батурина. Может Чекисты специально сунули Чапаева в лапы казаков? Ведь, его дивизия наступала узкой полосой по Уралу, а степь за Кушумом была во власти казаков. Если полковник Сладков молчал при жизни, значит, было что скрывать. Зная о его разногласиях с атаманом В. С. Толстовым, можно предположить, что его тоже, вполне, устраивал миф о гибели Чапаева. Вопросов много...

vl-vl: В чем разногласия?

Шеврон: Калёновец пишет: Никто ни разу не упомянул о поездке сына В. И. Чапаева - Аркадия в Лбищенск, о его поисках тела отца в водах Урала Нырял что-ли или с аквалангом по дну ползал? Калёновец пишет: О какой хорошо спланированной операции можно говорить, когда всё случилось спонтанно. Да ну? Неужели? Спонтанно - это когда ехал отряд по степи, случайно наткнулся на штаб красных, бросился в шашки и его разбил. А когда отряд формируется загодя из разных групп войск и разных дивизий (пехота, артиллерия, кавалерия), скрытно перебрасывается за несколько дней до начала операции практически в тыл врага, блокируются близлежащие дороги, чтобы к атакуемым не поступила помощь, разрабатывается подробный штурм Лбищенска, то о какой спонтанности идет речь? Это была хорошо задуманная, четко разработанная и успешно проведенная операция. Она достигла всех целей - штаб дивизии был разгромлен, Чапаев убит, захвачены большие трофеи. Другое дело, что успех не был развит, но это совсем другая история.

Шеврон: Denis пишет: "Существует версия что перед съемкой фильма "Чапаев" в Париже советские агенты нашли полковника Т.И.Сладкова с целью узнать подробности рейда. Но легендарный полковник наотрез отказался разговаривать с "красными".Существуют воспоминания полковника Сладкова (кстати до конца жизни работавшего разнорабочим) и не так давно вероятнее всего родственники продали их с аукциона. Мелькала инфа в казачьей газете "Станица" что воспоминания готовятся к изданию. Но что-то видимо не срослось.А жаль- достойный был офицер...". Это версия, причем ничем не подтвержденная. Воспоминания полковника Т.И. Сладкова охватывают период с жизни в форте Александровске до жизни в эмиграции. Ни о какой Лбищенской операции и вообще о Гражданской войне в них речи нет. Вот что он сам пишет в предисловии к ним: "Воспоминания мои составлены на основании дневника, по ежедневной записи, которая велась мной со дня прихода Уральской отдельной армии в форт-Александровск. Пребывание в форте достаточно ярко описано в книге атамана Толстова «От красных лап в неизвестную даль». Этот период времени я постараюсь описать кратко, добавив некоторые наблюдения и выводы, сделанные мною благодаря совершившимся событиям и путем личного обмена мнений окружающих меня людей, как из числа близко стоявших к высшему командованию армией, так и случайно связавших свою судьбу с армией, с выходом последней из пределов области. В дальнейшем воспоминания коснутся только части 2-го похода уральцев во главе с атаманом Толстовым, т.к.многие обстоятельства толкнули некоторых из нас к отделению от отряда Толстова с целью двигаться самостоятельно...". Ни о каких других его воспоминаниях неизвестно (кроме еще нескольких статей в казачьей периодической прессе), подлинники самих воспоминаний и его дневник лежат в ГАРФе, никто ни с каких аукционов их не продавал! Все это чушь собачья!

Шеврон: Калёновец пишет: П. А. Фаддеев написал свой очерк в строгом соответствии с фильмом "Чапаев". Несусветная глупость человека, который не владеет темой разговора. Фильм "Чапаев" снят в 1934 году. Воспоминания П.А. Фаддеева написаны в Париже в 1926-1927 годах. Оригинал их хранится в ГАРФе и часть из них под названием "Эпизоды боев на Уральском фронте" была опубликована в сборнике "Уральское казачество в Гражданской войне". Есть там и про Лбищенскую операцию. Потом, уже в 1960-х они были подкорректированы (или заново написаны) и опубликованы в "Родимом крае". Так что правильнее сказать, что фильм снят на основе воспоминаний Фаддеева (если сценаристы были с ними знакомы, в чем сомневаюсь), а не наоборот.

Калёновец: Шеврон пишет: Нырял что-ли или с аквалангом по дну ползал? Аркадию Чапаеву не зачем было нырять в Урал. Он нанял уральских казаков, которые неводами процедили довольно большой кусок Урала.

Калёновец: Шеврон пишет: Другое дело, что успех не был развит, но это совсем другая история. Может потому и не был развит, что к нему никто не готовился? Когда красные рванули из Сахарной, в Калёном никто на это не обратил внимания. Только после взрыва снарядов на складе казаки выслали туда разведку, которая обнаружила убегающего противника. Расстояние от Лбищенска до Калёного на 13 вёрст больше, чем до Сахарного, отсюда вопрос: почему красные первыми узнали о разгроме своего штаба. По логике, казаки должны были первыми послать гонца в Калёный. Ответ простой: не было у партизан долгое время связи со своими, поэтому и не знали, где проходил фронт. А написать, после того как, можно всё что угодно, бумага всё стерпит.

Калёновец: Шеврон пишет: Несусветная глупость человека, который не владеет темой разговора. Раньше воспоминаний П. А. Фаддеева появился роман Д. Фурманов (1923 г.). Который тоже подвергался неоднократной редакции, уже, после его смерти (1926 г.). Д. Ф. первым выдвинул версию о глубоком рейде казаков в тыл красных. А мне посчастливилось слышать рассказы про Лбищенскую операцию от очевидцев и современников. Поэтому мне есть с чем сравнивать. Уважаемый Шеврон, "несусветной глупостью человека" является его нежелание логически мыслить. Всё остальное относится к разряду "любопытство".

Шеврон: Калёновец пишет: Аркадию Чапаеву не зачем было нырять в Урал. Он нанял уральских казаков, которые неводами процедили довольно большой кусок Урала. А где об этом написано? Это как море ложками черпать. Калёновец пишет: Может потому и не был развит, что к нему никто не готовился? Готовились. Вот как описывает дальнейшие планы комкор 1-го Уральского полковник М.И. Изергин: "По ликвидации Лбищенска, если таковая будет осуществлена, конному отряду надлежало двигаться на Уральск с целью уничтожения там базы противника. Остальные силы корпуса, т.е. вся пехота под командой полковника Тихомирова, 1-я Уральская дивизия полковника Кириллова, бронедивизион полковника Филатьева, должны были, оставаясь в положении ими занимаемом, вести усиленную разведку и жертвенно удерживать противника в случае, если бы последним было предпринято наступление со стороны Сахарновской станицы в направлении на юг...". То есть силы казаков изначально дробились, и предполагалось, что красная группа Кутякова будет не отступать по направлению к своей базе - Уральску, а наоборот, наступать дальше на Каленый. Налицо явная переоценка сил и возможностей противника. Калёновец пишет: Когда красные рванули из Сахарной, в Калёном никто на это не обратил внимания. Момент когда красные вышли из Сахарной, уральцы действительно проспали. Это уже вопрос к комкору 1-го Уральского Изергину, который прохлопал отступление группы Кутякова. Этот момент он старательно избегает в своих воспоминаниях и только констатирует следующее: ".. надо сказать, что преследование противника началось со значительным опозданием – 5-6 часами позже, чем следовало, т.е. только на рассвете 6-го числа. Результатом этого было то, что корпусная пехота полковника Тихомирова не причинила противнику больших затруднений: не использовав благоприятный момент для перехода в наступление, потеряв, таким образом, соприкосновение с противником, она не могла угнаться за бегущими из-под Сахарновской станицы красными...". Калёновец пишет: почему красные первыми узнали о разгроме своего штаба. Потому что часть красных из атакованного Лбищенска бросилась к Сахарной, к группе Кутякова, и сообщила ему, что Лбищенск занят казаками и штаб 25-й дивизии уничтожен. Калёновец пишет: По логике, казаки должны были первыми послать гонца в Калёный Каким образом? Через занятые красными Горячкин, Мергенев, Каршу и Сахарный? Или через степь в обход? Ну через пару суток гонец может быть бы и доскакал. Зачем такие сложности? Связь между группой Сладкова и штабом 1-го корпуса осуществлялась через летчиков. К полудню 5-го сентября штаб корпуса уже знал о взятии Лбищенска! То есть практически через пару часов после его взятия... Другое дело, что казаки это не использовали...

vl-vl: Мнение Шеврона поддерживаю. Все остальное - притягивание художественного фильма "Чапаев" к действительным событиям имевшим место быть. Касаясь написанного Каленовцем слова "разногласия" хочу заметить, что в условиях наступившего в 1919 году настоящего единоначалия в Уральской армии ни о каких разногласиях не могло быть речи. Даже штаб-офицеру Сладкову!

Калёновец: vl-vl пишет: что в условиях наступившего в 1919 году настоящего единоначалия в Уральской армии ни о каких разногласиях не могло быть речи К сожалению, в Уральской армии никогда не было настоящего единоначалия. С марта 1917 по март 1919 гг. у власти находились, т. н. "демократы", а потом вернули власть Совету старейшин (старые люди), которые поставили во главе Войска В. С. Толстова. Получив, формально, диктаторские полномочия генерал Толстов не обладал ни фактической властью, ни особым авторитетом среди офицеров. Т. И. Сладков, как известно, не был "кровным" казаком. Вероятно, поэтому и выше полковника не поднялся. Вы, думаете ему не обидно было, что его сверстники Мартынов и Толстов в генералах ходили, а он так и оставался в полковниках. Разногласий было много, ведь, это были уральские казаки!

Шеврон: Калёновец пишет: а потом вернули власть Совету старейшин (старые люди), которые поставили во главе Войска В. С. Толстова Кто о чем, а вшивый о бане! Но разногласия действительно были и причем весьма серьезные. Обида? Возможно и она была. Полковник Буренин за первое взятие Лбищенска в апреле 1919 года, получил чин генерал-майора. Полковник Сладков за второе - не получил ничего (возможно представление к награде где-то затерялось, т.к. Толстов не имел право производить в чины выше полковника). То что Сладков находился в оппозиции к Толстову это факт! И не только он один, а многие офицеры УКВ. Но они подчинялись всем его приказам и воинскую дисциплину не нарушали, даже если были не согласны с ним. Сладков примыкал к так называемой группе иногородних заговорщиков (если ее можно так назвать), куда входили другие высшие чины Уральской армии - не казаки: Моторный, Изергин, Савельев и т.д. Толстов все это знал, но вынужден был мириться, заменить этих лиц на командных должностях было некому.



полная версия страницы