Форум » Гражданская война » Илецкий корпус » Ответить

Илецкий корпус

Александръ: Как это общеизвестно, Илецкий корпус Уральской армии, действовавший на левом берегу Урала, погиб при отступлении в начале января 1920 года у селения Малый Байбуз. Правительство Алаш-Орды со своими войсками, обученными и снабженными оружием, перешло на сторону красных. С их помощью красные напали на казачьи силы на Зауральской стороне. Часть казаков была перебита, часть взята плен, а штаб генерала Акутина и все находившиеся при нем офицеры и казаки были вырезаны киргизами. Илецкая дивизия полковника Балалаева на реке Уил подверглась той же участи. Дорошин упоминает, что лишь один 3-й партизанский полк(?) сумел выскочить из окружения, спустился к жилой косе и там присоеденился к отходящим частям, с которыми и пришел в форт Александровский. Интересуют реальные потери корпуса, его расписание, боевой путь на конец 1919 года, фамилии высших офицеров корпуса. Заранее благодарю за ответы!

Ответов - 91, стр: 1 2 3 4 5 All

vl-vl: Поищите в Сети - Досмухамедов Жанша (лидер западного крыла Алаш-Орды) и брат его Халел (по-моему).

Шеврон: Любопытный документ. Приказ по Илецкому корпусу № 13 - 10 июля 1919 "В период с 20 июня по 18 июля части Илецкого корпуса в ряде боев с противником заставили его быть пассивным на нашем главном фронте от пос.Ржавского до дер.Бол.Ремезянка, не позволив ему выполнить поставленные задачи - отбросить нас за Урал. Взяты трофеи: полковое знамя 1-го Оренбургского трудового казачьего полка, 5 легких орудий, 32 пулемета, около 500 снарядов, много ружейных патрон и ручных гранат, телефонное имущество, 4 походные кухни, 7 двуколок, 1 зарядный ящик, много винтовок, перевязочный материал и около 2 тысяч пленных, причем Мусульманский и 173 пехотные полки уничтожены полностью, от 1 Сибирского пехотного полка остался один батальон, сильно пострадали 224 Красно-Кутский, 10 коммунистический пехотные полки и 1 Оренбургский трудовой казачий полк".

-hgfd: 2-й Илецкий казачий корпус: Сформирован в ноябре 1918г. из частей Соболевского и Илецкого фронтов как 2-й Уральский казачий корпус (3-я Уральская льготная, Илецкая конные дивизии). Вновь сформирован в июне 1919г. в составе 4-й Илецкой казачей дивизии и Отдельной Буренинской казачьей бригады, в конце 1919г. в состав корпуса входили: 3-я Уральская дивизия -Рубеженский, Кирсановский казачьи полки, Пеший дивизион подъесаула Домашнева(иначе - Рубеженский пеший дивизион) и 5-я конная батарея. 4-я Илецкая дивизия -2-й Учебный, 8-й и 16-й сводные конные полки, Илецкий пеший полк и 6-я конная батарея. 5-я Уральская дивизия -Иртецкий, Буренинский казачьи полки, Северный партизанский полк и Конная батарея. 3 декабря 1919г. приказ о расформировании 3-й дивизии и включении её в 5-ю, в декабре полки корпуса практически сошли на нет, численность - по 15-20 сабель. Командиры: ген. М.Ф.Мартынов(с 27 ноября 1918г. по 24 января 1919г., тяжело ранен), полк. Д.А.Балалаев(врид. в ноябре 1918г., в январе 1919г.?), ген. В.И.Акутин(с 14 июня 1919г.). Нач. штаба: полк. Г.Н.Исеев(с 14 июня 1919г.), полк. С.П.Шадрин(на 28 ноября 1919г., взят в плен 27.12.1919г.).


Шеврон: -hgfd пишет: 2-й Илецкий казачий корпус: Сформирован в ноябре 1918г. из частей Соболевского и Илецкого фронтов как 2-й Уральский казачий корпус (3-я Уральская льготная, Илецкая конные дивизии). Вновь сформирован в июне 1919г. в составе 4-й Илецкой казачей дивизии и Отдельной Буренинской казачьей бригады, в конце 1919г. в состав корпуса входили: 3-я Уральская дивизия -Рубеженский, Кирсановский казачьи полки, Пеший дивизион подъесаула Домашнева(иначе - Рубеженский пеший дивизион) и 5-я конная батарея. 4-я Илецкая дивизия -2-й Учебный, 8-й и 16-й сводные конные полки, Илецкий пеший полк и 6-я конная батарея. 5-я Уральская дивизия -Иртецкий, Буренинский казачьи полки, Северный партизанский полк и Конная батарея. 3 декабря 1919г. приказ о расформировании 3-й дивизии и включении её в 5-ю, в декабре полки корпуса практически сошли на нет, численность - по 15-20 сабель. Командиры: ген. М.Ф.Мартынов(с 27 ноября 1918г. по 24 января 1919г., тяжело ранен), полк. Д.А.Балалаев(врид. в ноябре 1918г., в январе 1919г.?), ген. В.И.Акутин(с 14 июня 1919г.). Нач. штаба: полк. Г.Н.Исеев(с 14 июня 1919г.), полк. С.П.Шадрин(на 28 ноября 1919г., взят в плен 27.12.1919г.). Откуда информация?

-hgfd: С книги С. В.Картагузова "Офицерский состав частей Уральского казачьего войска 1914-1918", с вашего сайта и т. д.

-hgfd: 3-я Уральская(Илецкая) казачья дивизия. На 21 октября 1918г. 3-я Уральская льготная конная бригада(12-й, 15-й и 16-й конные льготные полки), в ноября 1918г. уже дивизия. На 28 декабря 1918г. входили: 8-й, 13-й и 16-й Уральские казачьи полки; 2 сотни Уральского учебного пешего полка; Северо-партизанский отряд; пеший партизанский отряд и 3-я Уральская конная батарея. Временно к дивизии приданы: 13-й Оренбургский казачий полк; б-он 33-го Николаевского стрелкового полка. 4 февраля 1919г. сдался 13-й Уральский льготный конный полк. Вновь сформирована в мае 1919г. Включала Рубеженский и Кирсановский конные полки, пеший дивизион есаула Домашнева ( иначе Рубеженский пеший дивизион ), 5-ю конную батарею, в июне - 3-й Уральский конно-артилер. дивизион(5-я - ес. В.Д.Баннов в августе 1919г., до 17.08.1919г., ес. П.П.Лоскутов с 17.08.1919г. и 6-я конные батареи), командиры: войск. стар.Н.В.Акутин(с 18 июня 1919г.), полк.А.Писарев. 3 декабря 1919г. приказ о расформировании 3-й Уральской дивизии и включении её в 5-ю Буренинскую дивизию. Командиры: полк. Л. В. Загребин(с 21 октября 1918г., с ноября дивизией), полк. Ф.Я.Емуранов (с 15.02. по 08.03.1919г.), полк. С.П.Шадрин(с 05.05. по 11.1919г.). Начальник штаба: полк. В.Л.Аничхин (с 07.05.1919г.), войск. стар. Н.А.Лифанов(после 04.1919г.), ес. Н.В.Горбунов(с 17.08.1919г.). 4-я Уральская(с весны 1919г. 4-я Илецкая) казачья дивизия. На 28 декабря 1918г. входили: 12-й, 14-й и 15-й Уральские казачьи полки; Илецкий пеший дивизион; 4-я Уральская конная батарея. 9 марта часть 4-й Уральской дивизии под командованием подхорунжего Борханскова уходит сдаваться к Илецкому городку. 31 апреля 1919г. на Бухарской стороне сформированна повстанцами новая Илецкая казачья дивизия в составе 8-го и 15-го полков "Илецких станиц" (ранее —Уральских казачьих), Партизанского отряда и 4-й батареи (2 орудия). Сформирована в мае 1919г. Входила в состав 2-го Илецкого корпуса. Включала 2-й Уральский учебный, 8-й и 16-й конные полки, Илецкий пеший полк и 6-ю конную батарею. Командиры: полк. Д.А.Балалаев(с ноября 1918г.), хор. А.Е.Бархансков(на 9 марта1919г., на 31 апреля 1919г.), полк. Д.А.Балалаев(с 7 мая, ноябрь - декабрь 1919г.), войск. стар. Т.И.Агафонов(врид. декабрь 1919г.). Нач. штаба: полк. С.В.Бородин(в январе 1919г., c 16.01. по 12.07.1919г. наход. в командировке). 5-я Уральская Буренинская казачья дивизия. Сформирована в июне 1919г. на базе Отдельной Буренинской казачьей бригады ( Иртецкий, Буренинский конные полки и четырёхорудийная батарея). В июле 1919г., после объединения с 1-м Северопартизанским отрядом (сформирован осенью 1918г.), бригада была преобразована в дивизию. Командир: полк. Ф.Я.Емуранов(с 18.07. 1919г.). Начальник штаба: ротм. Д.В.Фельдман(в июне, до сентября 1919г.). Ноя могу где-то и ошибаться.

Шеврон: -hgfd пишет: 2-й Илецкий казачий корпус: Сформирован в ноябре 1918г. из частей Соболевского и Илецкого фронтов как 2-й Уральский казачий корпус (3-я Уральская льготная, Илецкая конные дивизии). Можно ли поподробнее осветить этот вопрос? Был ли в реальности сформирован 2-й корпус осенью 1918 года? 1-й Уральский казачий корпус был несомненно. Есть даже дата его образования. А вот по 2-му вопрос. В расписании боевого состава частей Юго-Западной армии (куда номинально входили и части УКВ), составленному на 28 декабря 1918г. сведения о 2-м корпусе отсутствуют. Вы этим источником несомненно пользовались.

-hgfd: По С.В.Волкову из биографии генерала Мартынова Матвея Филаретовича, с конца ноября 1918 г. командир 2-го Уральского корпуса, на форуме есть его биография. Больше нет информации о его существовании. Раз на 28 декабря существовали 3-я и 4-я дивизии, предположить можно что корпус был, как вы думаете? А когда образован 1-й корпус, если не секрет ?

Шеврон: -hgfd пишет: А когда образован 1-й корпус, если не секрет ? Секрета никакого нет, конечно. Приказом войскам Уральской армии 23 ноября 1918 года был утвержден штат штаба Уральского казачьего корпуса. Этим же приказом было приказано переформировать штаб Шиповского фронта по утвержденному штату штаба Уральского казачьего корпуса. Таким образом Шиповский фронт теперь стал именоваться Уральским казачьим корпусом (без наименований 1-й или 2-й). -hgfd пишет: Раз на 28 декабря существовали 3-я и 4-я дивизии, предположить можно что корпус был, как вы думаете? Я все-таки думаю, что его не было. А С.В.Волков слишком ненадежный источник в отношении Уральской армии и Уральского казачества.

Шеврон: -hgfd пишет: из биографии генерала Мартынова Матвея Филаретовича, с конца ноября 1918 г. командир 2-го Уральского корпуса Что же касается биографии М.Ф.Мартынова, то поим сведениям, он до 27 ноября временно командовал Уральской армией, а после переформирования армии и назначения на эту должность генерала Н.А.Савельева стал командующим Саратовским (Шиповским) фронтом. А фронт этот, как мы знаем, с 23 ноября 1918г. стал переформировываться в Уральский казачий корпус. Командующим этим корпусом Мартынов и стал. С ним же он участвовал в обороне Уральска в январе 1919 года.

-hgfd: Огромное вам спасибо ! Да вы правы у Волкова по Уральскому казачеству мало информации. Заказал книгу "Уральское казачество в гражданской войне" (воспоминания участников)". Я живу на Украине, тут по белому движению ничего нет. Заказываю из России что можно достать, сами понимаете доступа к документом у меня нет. За Уральское казачество мало информации, а хочется больше узнать. Всегда с удовольствием читаю что у вас нового на сайте. Еще раз спасибо что ответили.

-hgfd: Уважаемый Шеврон. В статье за генерал-лейтенанта М.Ф.Мартынова пишется: "..В январе 1919 года линия фронта подошла к Уральску и генерал Мартынов был назначен начальником его обороны, то есть, фактически, командовал основными силами Уральской Армии (1-й и 2-й Уральские корпуса). Несмотря на подавляющий перевес советских войск в огневой мощи и численности, генерал Мартынов разработал план активной обороны Уральска. В соответствии с ним, на фланге оборонительной позиции сосредотачивалась сводная ударная конная группа генерал-майора В.И.Акутина". Акутин в октябре-ноябре 1918 г. командовал Шиповским фронтом, болел, его замещал генерал М.Н.Бородин, этим фронтом командовал и полковник Н.Н.Бородин (врид. 23.09. - 11.11.1918г.), заменил раненного Мартынова. Получается в январе существовал 2-й корпус, может полковники Загребин или Балалаев командовали, ваше мнение ?

Шеврон: -hgfd пишет: Получается в январе существовал 2-й корпус, может полковники Загребин или Балалаев командовали, ваше мнение? Давайте опираться на документы. Я ни в одном официальном документе упоминаний о 2-м корпусе не встречал. Еще раз подчеркну. В расписании боевого состава частей Юго-Западной армии (куда номинально входили и части УКВ), составленному на 28 декабря 1918г. упомянут только 1-й Уральский казачий корпус. Данное расписание - это официальный документ хранящийся в РГВА и введенный в научный оборот историком А.В.Ганиным (опубликовано в альманахе "Белая гвардия" №8). Из него видно, что в состав Уральского участка Юго-Западной армии входил 1-й Уральский казачий корпус и как отдельные части 3-я и 4-я Уральские казачьи дивизии. В корпус они объединены не были. По крайней мере, упоминаний об этом нет. Да это кажется странным, логично бы было предположить наличие двух корпусов в составе армии, но тем не менее 2-го корпуса не было. 3-я и 4-я дивизия были сформированы из илецких казаков и разбавлены 13-м полком из казаков Соболевской и Красновской станиц. Помимо этого к ним были приданы некоторые другие части. Также уточню, что штабы Соболевского и Илецкого фронтов были переформированы в конце ноября 1918г. по штатам казачьей дивизии (а не корпуса, как был переформирован штаб Шиповского фронта). Загребин и Балалаев командовали 3 и 4 дивизиями, как Вы справедливо ранее и писали. П.С. Процитированная Вами статья содержит большое количество неточностей и ошибок и не содержит ссылок на источники, которыми пользовался ее составитель.

-hgfd: Большое спасибо ! Да, документы это серьезно, буду опираться только на них. Извините, вопрос не по теме, полковник Г.Н.Исеев (в 1919 г. начальник штаба Илецкого корпуса), после смерти Курина, сменил его и командовал Учебной бригадой или полковник А.П.Кириллов ?

Шеврон: -hgfd пишет: полковник Г.Н.Исеев (в 1919 г. начальник штаба Илецкого корпуса), после смерти Курина, сменил его и командовал Учебной бригадой или полковник А.П.Кириллов ? Полковник Г.Н.Исеев временно командовал Учебной конной бригадой (1-й и 3-й Учебные конные полки) после смерти полковника С.Г.Курина, а именно с 28 июня по 15 июля 1918г. Командовал он очень неудачно, о чем подробно в своих воспоминаниях написал Б.Н.Киров. В итоге Исеев был смещен с должности. С 15 июля 1918г. временно командующим бригадой был назначен полковник А.П.Кириллов.

-hgfd: Уважаемый Шеврон, огромнейшее вам спасибо ! Еще малюсенький вопросик, вы где-то писали что на территории Уральского казачьего войска до апреля 1919 г. время исчислялось по старому календарю - Юлианскому. Генерал В.И.Акутин с 21 сентября 1918 г. командующий Уральской казачьей армией, эта дата по старому или новому ?

Александръ: -hgfd пишет: 9 марта часть 4-й Уральской дивизии под командованием подхорунжего Борханскова уходит сдаваться к Илецкому городку. Интересно, а как сложилась дальнейшая судьба Борханскова?

Шеврон: -hgfd пишет: Генерал В.И.Акутин с 21 сентября 1918 г. командующий Уральской казачьей армией, эта дата по старому или новому ? Я не уверен в этой дате. Она требует перепроверки. Точно с сентября, но с какого именно числа не готов сейчас сказать. Александръ пишет: вы где-то писали что на территории Уральского казачьего войска до апреля 1919 г. время исчислялось по старому календарю - Юлианскому. Да. Только после прихода к власти В.С.Толстова на территории УКВ официально был введен григорианский календарь. Как говорилось в приказе по УКВ "ввести во всех учреждениях новый стиль, помечая старый дробью над числом". Александръ пишет: Интересно, а как сложилась дальнейшая судьба Борханскова? Расстреляли в 1937г.

-hgfd: Тоже сомневался в этой дате.

-hgfd: Уважаемый Шеврон. Хочу все-таки вернуться к Илецкой дивизии. По Картагузову, Балалаев в ноябре 1918г. назначен начальником формируемых 12-го, 15-го и 16-го льготных полков Илецкого района, Загребин с ноября 1918г. командир Илецкой казачьей дивизии. У Дубровина полковники Л.В.Загребин, декабрь 1918г. - январь 1919г. и Д.Балалаев с 28 февраля 1919г. командиры 4-й Уральской дивизии. Можно предположить , что в конце февраля существовала Илецкая дивизия, в которую входили оставшиеся полки 3-й и 4-й дивизий.



полная версия страницы