Форум » Первая мировая война » Артиллерия Уральского казачьего войска » Ответить

Артиллерия Уральского казачьего войска

Киев-1Уральский: Встречал довольно много описаний и упоминаний об обстоятельствах возрождения артиллерии уральских казаков и формировании 1-й батареи. А вот о последующих батареях почти ничего не попадалось. Никто не знает: сколько всего их было сформировано в ПМВ? А сколько -- в гражданскую? К каким соединениям батареи были прикомандированы? К Уральской каз. дивизии? В связи с обсуждением Хорошхиных вспомнил, в каком месте у меня упоминался один из них. Это следственное дело офицера, служившего во 2-й Уральской батарее. Именно поэтому решил, что стоит завести на эту тему отдельную ветку. Итак... Молотов (Покровский) Николай Васильевич 1894 г.р., ур. Уральска, отец -- сотник, умер в 1900 году. Окончил Оренбургский кадетский корпус (1912), Константиновское арт. училище (1914), вышел в 9-й Уральский казачий полк, в ходе боевых действий откомандирован в Уральск для формирования 2-й Уральской батареи. Служил в ней до 1917 года -- подъесаул. Во время развала фронта вместе с батареей выехал в Уральск. Где-то по дороге батарея вынуждена была сдать свои орудия совдепу. По возвращении в Уральск играл в местном театре. Во время создания Уральской армии назначен командиром батареи, затем "отправлен на фронт с двумя орудиями старого образца, которые больше приходилось чинить, чем держать на позиции". Заявил, что около месяца командовал батареей, затем -- ее завхоз (наверное, врал). Заболел малярией, был отправлен на лечение в Кисловодск, оттуда попал в Ростов, где поступил в распоряжение представителя Уральской армии при генерале Деникине полковника Хорошхина. Остался у него "печатать на машинке". После оставления Ростова отступили на ст. Крымскую, оттуда -- в Новороссийск, затем в Потти, где "Хорошхин нас отпустил на все 4 стороны" (более о Хорошхине не упоминает). Поступил актером в теарт Потти, затем -- Тифлиса, пел в театрах арии. После вступления РККА в Грузию переехал во Владикавказ, где на базаре купил чистый бланк с печатью и состряпал себе документы на фамилию Покровского -- по фамилии матери. Далее пел в театрах Владикавказа и Москвы. С 1927 года солитс довольно популярного в те времена московского театра "Синяя Блуза". Из уральцев в Москве встречал: Дорошина Николая Александровича, бывшего сотника, Свешникова Николая Александровича, дирижера из Уральска, Моторного В.И. Был с ним знаком еще с ПМВ, т.к. тот очень любил пение. Несколкьо раз на квартире у Моторонго устраивались т.н. "Звездные вечера", куда приглашался и Покровский... "На политические темы разговоров не было. Приглашался я туда, конечно, для пения. Один только раз Владимир Иванович вспоминал прошлое и рассказал с самыми настоящими слезами про свои личные мучения и мучения участников этого Ледового похода". 22.03.1931 арестован в Москве (на основе показаний Моторного). Пытался скрыть свое прошлое и подлинную фамилию, затем сознался во всем. 10.05.1931 осужден к 5 годам ИТЛ с конфискацией и высылкой семьи. Срок отбывал в ТемЛАГе. В 1935-1937 работал по вольному найму инспектором культурно-воспитательного отдела на 36-м км. (это к/л). В 1937-1939 худрук Армавирского театра юного зрителя, в 1939-1945 заведующий музыкальной часть Полтавского театра (с 1941 в Саратове), с 1945 заведующий муз. частью Волынского областного музыкального театра (Луцк). Еще одна "примечательная" деталь: как видно из справки КГБ, был женат 4 раза, причем 3-я жена отравилась из ревности. По состоянию на 1963 был жив в Луцке.

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Шеврон: Спасибо, очень интересно! Сомневаюсь, чтобы на квартире у Моторнова, в кругу военных - бывших сослуживцев не велись разговоры о Гражданской. А я смотрю с "помощью" Моторнова не один человек пострадал... Всего в 1-ю Мировую, на фронте была одна Уральская казачья батарея. 2-я Уральская казачья батарея формировалась в Уральске в 1917 году, но на фронт выехать не успела. Обе батареи должны были войти в Уральский казачий арт.дивизион. А вообще по поводу уральской артиллерии в 1-ю Мировую есть интересная статья С.В.Картагузова. Надо ее выложить на сайте. Про уральскую артиллерию в Гражданской, насколько мне известно, никто не писал.

Александръ: Шеврон прав, по поводу артиллерии уральцев есть интересная статья С.В.Картагузова, в ней все довольно подробно написано. А вот об артиллерии уральцев в Гражданскую пока ничего не встречалось. Мне представляется, что по сравнению с другими частями Уральской отдельной армии, артиллерия это практически "темный лес". Может быть что-то и можно написать в общих чертах, но подробно... По крайней мере мне видится так. 2-я Уральская батарея летом 1917-го участвовала, насколько помнится, в подавлении волнений в воинских частях. С этого начался ее боевой путь.

Александръ: В расписании Уральской отдельной армии на январь 1919-го года значатся следующие артчасти: 1-я Уральская учебная конная батарея (в составе 1-й Уральской казачьей дивизии) 2-я Уральская учебная конная батарея (взвод во 2-й и взвод в 3-й Уральских казачьих дивизиях) 3-я Уральская конная батарея (в составе 3-й Уральской казачьей дивизии) 4-я Уральская конная батарея (в составе 4-й Уральской казачьей дивизии) Отдельно значатся: Уральский Мортирный дивизион: 1-я и 2-я Уральские гаубичные батареи Взвод орудий Маклена 6-й Уральский конный батарейный взвод Батарея пушек Розенберга Взвод Морской батареи На формировании: 5-я и 6-я льготные батареи. По всей видимости взвод Морской батареи находился в р-не Гурьева. Одно орудие имел в своем составе Партизанский отряд есаула Горшкова.

Александръ: Киев-1Уральский пишет: Дорошина Николая Александровича, бывшего сотника, Это не тот самый Н.А.Дорошин, который весной 1918-го привез орудия, оставленные Оренбургским артдивизионом, из поселка Чижинского в Илек? Просто поразительно сходятся инициалы, но Дорошин, упомянутый мной, находился в эммиграции. Эти то орудия и стали основой артиллерии уральцев в Гражданской войне. Вот только почему они были отправлены Илек, а не в Уральск?

Киев-1Уральский: Шеврон пишет: А вообще по поводу уральской артиллерии в 1-ю Мировую есть интересная статья С.В.Картагузова. Надо ее выложить на сайте. Было бы здорово... Шеврон пишет: А я смотрю с "помощью" Моторнова не один человек пострадал... На самом деле, все бывшие белые были обречены. С Моторным или без их бы все равно шлепнули. Александръ пишет: Это не тот самый Н.А.Дорошин, который весной 1918-го привез орудия, оставленные Оренбургским артдивизионом, из поселка Чижинского в Илек? Просто поразительно сходятся инициалы, но Дорошин, упомянутый мной, находился в эммиграции. Так ведь мог вернуться "с повинной"! Кстати, если с уральской артиллерией так обстояли дела, то какая артиллерия была при Уральской казачьей дивизии?

охотник: Александръ пишет: Это не тот самый Н.А.Дорошин, который весной 1918-го привез орудия, оставленные Оренбургским артдивизионом, из поселка Чижинского в Илек? Просто поразительно сходятся инициалы, но Дорошин, упомянутый мной, находился в эммиграции. Думаю, что это тот самый Дорошин, автор книги "Уральское казачье войско". Он остался в советской России, насколько знаю в 30-е годы под чужой фамилией скрывался на Северном Кавказе. арестован не был. Дождался ВОВ и ушел с немцами, так оказался в эмиграции.

Шеврон: Да, это тот самый Николай Александрович Дорошин автор книги "Уральское казачье войско". В годы Гражданской служил в артиллерийских частях Уральской Армии. Скончался в США в 1985 году. охотник пишет: Он остался в советской России, насколько знаю в 30-е годы под чужой фамилией скрывался на Северном Кавказе. арестован не был. Дождался ВОВ и ушел с немцами, так оказался в эмиграции. Охотник, интересные данные, а откуда если не секрет?

Шеврон: Киев-1 Уральский, а Молотов то не врал. Действительно, с 7 июля 1918 ст.ст. он заведующий хозяйством Уральской легкой батареи. В 1919 офицер 1-го Уральского учебного конно-артиллерийского дивизиона Уральской Армии. Статью С.В. Картагузова из "Военно-исторического журнала" постараемся в ближайшее время выложить!

охотник: Шеврон пишет: Охотник, интересные данные, а откуда если не секрет? Его книга перепечатывалась в начале 2000-х годов в толстом журнале, не помню м.б. альманах "Белая гвардия", а может академическое издание, видел в университетском магазине, там была краткая биография. Журнал не купил, т.к. книгу читал раньше. Его книга впервые была издана в журнале "Голос Зарубежья" в 1982 г., в Сан-Франциско. На Северном Кавказе он работал инженером и по-моему смог спасти и семью. А книга малоинформативна, писал видимо в старости, многое забыл. Во многом повторяет Масянова. Кстати, а он был кадровым офицером или военного времени?

vl-vl: Статью Картагузова выложу завтра.

Шеврон: Книга Дорошина перепечатывалась в журнале "Новый Часовой". Он закончил Константиновское артиллерийское училище в декабре 1914 года. Скорее всего ускоренные курсы, так как был произведен в прапорщики, а закончившие полный 2-х годичный курс производились в хорунжие. Насчет малоинформативности книги Дорошина полностью согласен!

охотник: Шеврон пишет: Книга Дорошина перепечатывалась в журнале "Новый Часовой". Точно! Шеврон пишет: Он закончил Константиновское артиллерийское училище в декабре 1914 года. Скорее всего ускоренные курсы, так как был произведен в прапорщики, а закончившие полный 2-х годичный курс производились в хорунжие. Дорошин видимо получил гражданское образование и был инженером, как мне кажется. Спасибо.

Шеврон: охотник пишет: Дорошин видимо получил гражданское образование и был инженером, как мне кажется. Спасибо. Нет, я по Дорошину ошибся. Сейчас нашел его послужник. Он в августе 1913 поступил в Константиновское артиллерийское училище, а закончил его в декабре 1914 с производством в хорунжие. Так что можно его считать кадровым офицером. Никакой гражданской специальности он не получил, да и не успел бы, он 1895 года рождения.

Киев-1Уральский: охотник пишет: Думаю, что это тот самый Дорошин, автор книги "Уральское казачье войско". Он остался в советской России, насколько знаю в 30-е годы под чужой фамилией скрывался на Северном Кавказе. арестован не был. Дождался ВОВ и ушел с немцами, так оказался в эмиграции. Жил он под своей фамилией, причем -- вполне легально. охотник пишет: На Северном Кавказе он работал инженером и по-моему смог спасти и семью. А книга малоинформативна, писал видимо в старости, многое забыл. Во многом повторяет Масянова. Кстати, а он был кадровым офицером или военного времени? Шеврон пишет: Книга Дорошина перепечатывалась в журнале "Новый Часовой". Он закончил Константиновское артиллерийское училище в декабре 1914 года. Скорее всего ускоренные курсы, так как был произведен в прапорщики, а закончившие полный 2-х годичный курс производились в хорунжие. Насчет малоинформативности книги Дорошина полностью согласен! Это очень ценная информация. В 90% случаев при таких биографиях варианта было два: 1. Либо это советский агент, выдававший себя за сотника Доршина, 2. Либо это Дорошин-"оборотень". Как-то мне один оставной полковник КГБ признался, что процентов 50 мемуаров эмигрантов писалось либо в Москве на Лубянке, либо в Киеве на Владимирской (этот дед "слова на ветер" не бросает -- я в этом несколько раз убеждался). К этому делу привлекались хорошие специалисты (часто -- ветераны ГВ), поднимались уже изданные мемуары белоэмигрантов, ну и, конечно же -- следственные дела, протоколы допросов, которые, собственно, были в данном случае первоисточником. В "Незабытых Могилах" Дорошина нет. Поэтому, чтобы разобраться с этим вопросом и поставить более-менее точный "диагноз", мне нужны более-менее подробные биографии Дорошина и Масянова (кажется, тоже где-то попадался).

Шеврон: Интересно, как Дорошин на Кавказе оказался? И почему начал писать свои мемуары так поздно и в таком уже преклонном возрасте? Тем более, что нового ничего он в них не написал, повторяя кое-где Масянова, книга которого, к тому времени, уже давно вышла.

Киев-1Уральский: Шеврон пишет: Интересно, как Дорошин на Кавказе оказался? Может, он там и не был никогда... Когда МГБ засылало людей на запад, легенды составлялись и полировались так тщательно, что даже если бы в СССР кто-то задался целью проверить биографии эмигрантов, это бы у данного человека вряд ли получилось...

Киев-1Уральский: Прочитал статью C. Картагузова "Об участии Уральской казачьей артиллерии в Первой мировой войне". РГВИА и т.д. -- это все понятно. Но не совсем... Как быть с тем, что в российской прессе 1914 года сообщалось о том, что 12-го ноября 1914 года 1-й Уральский каз. полк во главе с полк. Бородиным атаковал в конном строю и захватил австрийскую батарею, с помощью которой и было положено начало восстановленной Уральской казачьей артиллерии? Причем, об этом факте упоминает и Рубец в своей работе "Конные атаки Российской Императорской Кавалерии в ПМВ", и об этом я читал довольно большой кусок воспоминаний в мемуаре одного артиллерийского офицера, чуть ли не в присутствии которого произошло данное событие. По-сути, С. Картагузов пишет совершенно о других обстоятельствах формирования 1-й Ур. каз. бат.

Шеврон: С документами не поспоришь! Мемуары, конечно, штука интересная, но не всегда достоверная. Киев-1Уральский пишет: об этом я читал довольно большой кусок воспоминаний в мемуаре одного артиллерийского офицера, чуть ли не в присутствии которого произошло данное событие. А что за книга и кто автор, не вспомните?

Буран: Киев-1Уральский пишет: Как быть с тем, что в российской прессе 1914 года сообщалось о том, что 12-го ноября 1914 года 1-й Уральский каз. полк во главе с полк. Бородиным атаковал в конном строю и захватил австрийскую батарею, с помощью которой и было положено начало восстановленной Уральской казачьей артиллерии? Причем, об этом факте упоминает и Рубец в своей работе "Конные атаки Российской Императорской Кавалерии в ПМВ", и об этом я читал довольно большой кусок воспоминаний в мемуаре одного артиллерийского офицера, чуть ли не в присутствии которого произошло данное событие. По-сути, С. Картагузов пишет совершенно о других обстоятельствах формирования 1-й Ур. каз. бат. С фактами действительно спорить очень трудно. Особенно с документами, если они сохранились в архивах в хронологическом порядке. Атака полком на батарею в истории полка действительно была. Возглавлял атаку полковник Бородин Михаил Никанорович, но это было 2 июня 1916 года. Пресса действительно писала об этом, как "образце храбрости". Возможно написали о факте захвата батареи в 1914 году как результате атаки. Полком тогда командовал тоже Бородин, но Георгий Кондратьевич. Всего за время войны в трофеях 1 УКП официально числилось 10 орудий. А факты из газет часто подхватывают историки и эта ошибка перетаскивается из публикации в публикацию. Так например было до недавнего времени с нумерациями школ прапорщиков в Казанском военном округе. До 2002 года, если мне не изменяет память, писалось о трех школах прапорщиков в г.Саратове. Так как один из недобросовестных историков, опираясь на факт существования 3-ей Саратовской школы прапорщиков, сделал вывод, что их в Саратове было три. И это тянулось столько лет. Так что все-таки факты вещь упрямая.

Киев-1Уральский: Ну, собственно, Рубец, у которого я взял дату и упоминание о конной атаке 1 Ур. каз. п., действительно иногда ошибался, но не в датах. Нашел мемуар офицера, о котором упоминал. Выкладываю его в теме: 1-й Уральский казачий полк".

Александръ: Встретил вот такой приказ: "2-й пешей батареи Логашкин Валериан Акимович, казак Чижинской станицы – Медаль Св. Арх. Михаила. Постановление № 25. Один из первых вступил добровольцем в 1-ую полевую сотню есаула Карчагина 22 апреля 1918 г. и сразу же показал себя доблестным и безстрашным бойцом в ряду жестоких боев под Шиповым, Ассеричевым хут. и Семиглавым Маром; 8 мая с партизанским отрядом войскового старшины Маркова храбро сражался под Николаевском; после же тяжелого ранения осколком снаряда 13 мая под с. Любицким, был отправлен в войсковую больницу, и не дождавшись полного выздоровления с осколком в плече, он снова был участником боев 30 июля под Озинками и Жестянкой, при задерживании красных при их третьем наступлении на Уральск, чем поддерживал боевое наступление частей." И вот что стало интересно. Чем в техническом плане отличалась пешая батарея (в данном случае 2-я) от конной? Например от 1-й учебной конной батареи? Уж не на себе ли было нужно перемещать орудия? Или же аббревиатура "пешая батарея" в данном случае просто не точна? Приказ судя по всему относится к концу 1918-го года.

Шеврон: Александръ пишет: Приказ судя по всему относится к концу 1918-го года. Это цитата из приказа Уральской Отдельной Армии от 18 июня 1919г. № 380. А впервые о награждении В.А.Логашкина было постановление наградной комиссии Войскового съезда УКВ от 1 (14) января 1919г. Интересно, что данные про 1-ю пешую батарею мне не попадались. Судя по всему 1-й была так называемая "Уральская легкая конная артиллерийская батарея".

Шеврон: В литературе по уральскому казачеству бытует мнение, что Уральское Войско было лишено артиллерии после Пугачевского бунта и только в 1914 году, после взятия 1-м Уральским казачьим полком австрийских орудий, артиллерия снова появилась у уральцев. Но документами это не подтверждается. Вот, что мне удалось обнаружить в отчете о состоянии Уральского казачьего войска за 1846 год. Цитирую: "Орудий медных в Войске – 43: в отряде при султане – 2, в Ново-Александровском укреплении – 7, в Ново-Петровском – 6, в крепостях Нижне-Уральской линии: Калмыковской, Горской и Гурьеве-городке – по одному, в арсенале – 1, негодных без лафетов – 24. Чугунных пушек – 39, мортир – 2. Они без лафетов и к действию не способны." Так что артиллерия в Войске была и до 1-й Мировой войны.

Юрий: Интересный факт! Спасибо.

vl-vl: В 70-х перед зданием горкома виднелись врытые чугунные пушки, выполнявшие роль декоративных столбиков.

vl-vl: В 70-х перед зданием горкома виднелись врытые чугунные пушки, выполнявшие роль декоративных столбиков. Где-то в 1964 в областной газете была статья о том, что в окрестностях Уральска детьми была найдена небольшая пушка, которую те набили порохом и выстрелили.

гость: СООБЩЕНИЯ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ УЧАСТНИКОВ БУДУТ УДАЛЯТЬСЯ!

vl-vl: гость пишет: СООБЩЕНИЯ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ УЧАСТНИКОВ БУДУТ УДАЛЯТЬСЯ! Согласен, поскольку сочувствующие имеют "иудино жало". Не надо нам, слов из-под...! Тем, кто, действительно, любит уральцев, кто интересуется их жизнью на значительном отрезке истории России, а не отбивает чечетку по ляжкам, как это делается сейчас в Сети, открыты все двери для ваших вопросов. Мы любим наши родные места! И всегда готовы, исходя из возможностей, помочь человеку ищущему! Ведь мы - Уральцы!

Александръ: Очень сильно и с чувством, Владимир Владимирович, все правильно!

Шеврон: Приказом Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего 1916г. № 1643 постановлено сформировать в Уральском казачьем войске "Управление Уральского артиллерийского казачьего дивизиона" и "вторую Уральскую казачью батарею".

Шеврон: В приказе упоминается тот самый есаул Николай Кононович Щелоков (1887-1941), пожалуй самый известный уральский казак, воевавший на стороне красных и ставший советским генералом. Между тем, это был опытный офицер-артиллерист, с отличием прошедший 1 Мировую войну, награжденный за храбрость Георгиевским оружием. По мнению некоторых историков (Фокин, Чесноков) после революции ему предлагали возглавить зарождавшуюся казачью армию, но он отверг это предложение встав на сторону советской власти. Сам я правда, документальных подтверждений этой версии, не находил.

Шеврон: Об уральце-артиллеристе Щелокове из Большой советской энциклопедии Щёлоков Николай Кононович [23.5 (4.6).1887 — 12.4.1941, Москва], советский военачальник, генерал-майор (1940). Родился в семье уральского казака. Окончил Михайловское артиллерийское училище (1907). Во время 1-й мировой войны 1914—18 командовал батареей и артиллерийским дивизионом, полковник. В 1918 демобилизован. Отверг предложение контрреволюционного Уральского войскового правительства возглавить Уральскую белоказачью армию и в июле 1918 добровольно вступил в Красную Армию. Формировал кавалерийские части, в январе — октябре 1919 командовал кавалерийским полком, в октябре — ноябре 1919 — 8-й кавалерийской дивизией в составе конного корпуса С. М. Будённого. В январе — апреле 1920 и в феврале — апреле 1921 начальник штаба 1-й Конной армии, в июле — ноябре 1920 начальник штаба 2-й Конной армии. В 1923—28 помощник и заместитель инспектора кавалерии РККА. В 1928—34 преподавал тактику и артиллерию в Военной школе им. ВЦИК. С 1934 на пенсии. В 1940—41 начальник кафедры конницы Военной академии им. М. В. Фрунзе. Награжден орденом Красного Знамени.

Шеврон: О Н.К.Щелокове упоминает в своих воспоминаниях "Пройденный путь" С.М.Буденный "... Николай Кононович — красивый, черноусый, всегда опрятно одетый, средних лет человек — прибыл в Конармию в январе 1920 года. Бывший подполковник, артиллерист, умный, хорошо подготовленный, он быстро освоился с обязанностями начальника штаба такого нового оперативного объединения, как Конная армия. Работал он старательно, как говорят, с душой, но в данном случае не проявил свойственной ему сноровки. Пришлось спешно наверстывать упущенное...". Щелоков избежил репрессий и скончался до 2-й Мировой войны, в апреле 1941 года. Похоронен вместе со своей супругой в Москве на Введенском кладбище. А вот его родной брат Борис Кононович Щелоков был расстрелян в Уральске в 1938 году. Видимо, заступничество брата (если оно было), не помогло.

Шеврон: Заметка из "Яицкой Воли" 1918 год "1-ая батарея. От начальника же В.Штаба поступило ходатайство об отпуске денежного довольствия офицерским и классным чинам 1-й батареи, прибывшей с германского фронта, как занятым демобилизацией этой батареи. Из прений выясняется, что казаки батареи, по прибытии в войско, вскрыли денежный ящик и имеющуюся в нем сумму поделили между собой, затем разъехались по домам, не оставив комиссии для ликвидации дела, и демобилизация батареи была поручена офицерам и классным чинам батареи за счет войск.капитала. В.С., обратив внимание, что батарея эта слишком долго демобилизуется, решил передать это дело в ликвидационную комиссию В.С., для более подробного пояснения дела.".

Denis: Захват артиллерийской батареи уральскими казаками в Польше.

RK: Мне рассказывали, что один из старших братьев моего деда- Кужаев Сетиф был артиллеристом в ПМВ. Значит, все-таки артиллерия была в УКВ, может быть не сначала войны, но все же была(?)

Шеврон: RK пишет: Значит, все-таки артиллерия была в УКВ, может быть не сначала войны, но все же была(?) Конечно, была. С сентября 1914 артиллерийский взвод, с конца 1914 года 1-я Уральская казачья батарея, в конце 1916 года была сформирована 2-я Уральская казачья батарея, летом 1917 году из них был развернут Уральский казачий артиллерийский дивизион.



полная версия страницы