Форум » Первая мировая война » Артиллерия Уральского казачьего войска » Ответить

Артиллерия Уральского казачьего войска

Киев-1Уральский: Встречал довольно много описаний и упоминаний об обстоятельствах возрождения артиллерии уральских казаков и формировании 1-й батареи. А вот о последующих батареях почти ничего не попадалось. Никто не знает: сколько всего их было сформировано в ПМВ? А сколько -- в гражданскую? К каким соединениям батареи были прикомандированы? К Уральской каз. дивизии? В связи с обсуждением Хорошхиных вспомнил, в каком месте у меня упоминался один из них. Это следственное дело офицера, служившего во 2-й Уральской батарее. Именно поэтому решил, что стоит завести на эту тему отдельную ветку. Итак... Молотов (Покровский) Николай Васильевич 1894 г.р., ур. Уральска, отец -- сотник, умер в 1900 году. Окончил Оренбургский кадетский корпус (1912), Константиновское арт. училище (1914), вышел в 9-й Уральский казачий полк, в ходе боевых действий откомандирован в Уральск для формирования 2-й Уральской батареи. Служил в ней до 1917 года -- подъесаул. Во время развала фронта вместе с батареей выехал в Уральск. Где-то по дороге батарея вынуждена была сдать свои орудия совдепу. По возвращении в Уральск играл в местном театре. Во время создания Уральской армии назначен командиром батареи, затем "отправлен на фронт с двумя орудиями старого образца, которые больше приходилось чинить, чем держать на позиции". Заявил, что около месяца командовал батареей, затем -- ее завхоз (наверное, врал). Заболел малярией, был отправлен на лечение в Кисловодск, оттуда попал в Ростов, где поступил в распоряжение представителя Уральской армии при генерале Деникине полковника Хорошхина. Остался у него "печатать на машинке". После оставления Ростова отступили на ст. Крымскую, оттуда -- в Новороссийск, затем в Потти, где "Хорошхин нас отпустил на все 4 стороны" (более о Хорошхине не упоминает). Поступил актером в теарт Потти, затем -- Тифлиса, пел в театрах арии. После вступления РККА в Грузию переехал во Владикавказ, где на базаре купил чистый бланк с печатью и состряпал себе документы на фамилию Покровского -- по фамилии матери. Далее пел в театрах Владикавказа и Москвы. С 1927 года солитс довольно популярного в те времена московского театра "Синяя Блуза". Из уральцев в Москве встречал: Дорошина Николая Александровича, бывшего сотника, Свешникова Николая Александровича, дирижера из Уральска, Моторного В.И. Был с ним знаком еще с ПМВ, т.к. тот очень любил пение. Несколкьо раз на квартире у Моторонго устраивались т.н. "Звездные вечера", куда приглашался и Покровский... "На политические темы разговоров не было. Приглашался я туда, конечно, для пения. Один только раз Владимир Иванович вспоминал прошлое и рассказал с самыми настоящими слезами про свои личные мучения и мучения участников этого Ледового похода". 22.03.1931 арестован в Москве (на основе показаний Моторного). Пытался скрыть свое прошлое и подлинную фамилию, затем сознался во всем. 10.05.1931 осужден к 5 годам ИТЛ с конфискацией и высылкой семьи. Срок отбывал в ТемЛАГе. В 1935-1937 работал по вольному найму инспектором культурно-воспитательного отдела на 36-м км. (это к/л). В 1937-1939 худрук Армавирского театра юного зрителя, в 1939-1945 заведующий музыкальной часть Полтавского театра (с 1941 в Саратове), с 1945 заведующий муз. частью Волынского областного музыкального театра (Луцк). Еще одна "примечательная" деталь: как видно из справки КГБ, был женат 4 раза, причем 3-я жена отравилась из ревности. По состоянию на 1963 был жив в Луцке.

Ответов - 37, стр: 1 2 All

Шеврон: Спасибо, очень интересно! Сомневаюсь, чтобы на квартире у Моторнова, в кругу военных - бывших сослуживцев не велись разговоры о Гражданской. А я смотрю с "помощью" Моторнова не один человек пострадал... Всего в 1-ю Мировую, на фронте была одна Уральская казачья батарея. 2-я Уральская казачья батарея формировалась в Уральске в 1917 году, но на фронт выехать не успела. Обе батареи должны были войти в Уральский казачий арт.дивизион. А вообще по поводу уральской артиллерии в 1-ю Мировую есть интересная статья С.В.Картагузова. Надо ее выложить на сайте. Про уральскую артиллерию в Гражданской, насколько мне известно, никто не писал.

Александръ: Шеврон прав, по поводу артиллерии уральцев есть интересная статья С.В.Картагузова, в ней все довольно подробно написано. А вот об артиллерии уральцев в Гражданскую пока ничего не встречалось. Мне представляется, что по сравнению с другими частями Уральской отдельной армии, артиллерия это практически "темный лес". Может быть что-то и можно написать в общих чертах, но подробно... По крайней мере мне видится так. 2-я Уральская батарея летом 1917-го участвовала, насколько помнится, в подавлении волнений в воинских частях. С этого начался ее боевой путь.

Александръ: В расписании Уральской отдельной армии на январь 1919-го года значатся следующие артчасти: 1-я Уральская учебная конная батарея (в составе 1-й Уральской казачьей дивизии) 2-я Уральская учебная конная батарея (взвод во 2-й и взвод в 3-й Уральских казачьих дивизиях) 3-я Уральская конная батарея (в составе 3-й Уральской казачьей дивизии) 4-я Уральская конная батарея (в составе 4-й Уральской казачьей дивизии) Отдельно значатся: Уральский Мортирный дивизион: 1-я и 2-я Уральские гаубичные батареи Взвод орудий Маклена 6-й Уральский конный батарейный взвод Батарея пушек Розенберга Взвод Морской батареи На формировании: 5-я и 6-я льготные батареи. По всей видимости взвод Морской батареи находился в р-не Гурьева. Одно орудие имел в своем составе Партизанский отряд есаула Горшкова.

Александръ: Киев-1Уральский пишет: Дорошина Николая Александровича, бывшего сотника, Это не тот самый Н.А.Дорошин, который весной 1918-го привез орудия, оставленные Оренбургским артдивизионом, из поселка Чижинского в Илек? Просто поразительно сходятся инициалы, но Дорошин, упомянутый мной, находился в эммиграции. Эти то орудия и стали основой артиллерии уральцев в Гражданской войне. Вот только почему они были отправлены Илек, а не в Уральск?

Киев-1Уральский: Шеврон пишет: А вообще по поводу уральской артиллерии в 1-ю Мировую есть интересная статья С.В.Картагузова. Надо ее выложить на сайте. Было бы здорово... Шеврон пишет: А я смотрю с "помощью" Моторнова не один человек пострадал... На самом деле, все бывшие белые были обречены. С Моторным или без их бы все равно шлепнули. Александръ пишет: Это не тот самый Н.А.Дорошин, который весной 1918-го привез орудия, оставленные Оренбургским артдивизионом, из поселка Чижинского в Илек? Просто поразительно сходятся инициалы, но Дорошин, упомянутый мной, находился в эммиграции. Так ведь мог вернуться "с повинной"! Кстати, если с уральской артиллерией так обстояли дела, то какая артиллерия была при Уральской казачьей дивизии?

охотник: Александръ пишет: Это не тот самый Н.А.Дорошин, который весной 1918-го привез орудия, оставленные Оренбургским артдивизионом, из поселка Чижинского в Илек? Просто поразительно сходятся инициалы, но Дорошин, упомянутый мной, находился в эммиграции. Думаю, что это тот самый Дорошин, автор книги "Уральское казачье войско". Он остался в советской России, насколько знаю в 30-е годы под чужой фамилией скрывался на Северном Кавказе. арестован не был. Дождался ВОВ и ушел с немцами, так оказался в эмиграции.

Шеврон: Да, это тот самый Николай Александрович Дорошин автор книги "Уральское казачье войско". В годы Гражданской служил в артиллерийских частях Уральской Армии. Скончался в США в 1985 году. охотник пишет: Он остался в советской России, насколько знаю в 30-е годы под чужой фамилией скрывался на Северном Кавказе. арестован не был. Дождался ВОВ и ушел с немцами, так оказался в эмиграции. Охотник, интересные данные, а откуда если не секрет?

Шеврон: Киев-1 Уральский, а Молотов то не врал. Действительно, с 7 июля 1918 ст.ст. он заведующий хозяйством Уральской легкой батареи. В 1919 офицер 1-го Уральского учебного конно-артиллерийского дивизиона Уральской Армии. Статью С.В. Картагузова из "Военно-исторического журнала" постараемся в ближайшее время выложить!

охотник: Шеврон пишет: Охотник, интересные данные, а откуда если не секрет? Его книга перепечатывалась в начале 2000-х годов в толстом журнале, не помню м.б. альманах "Белая гвардия", а может академическое издание, видел в университетском магазине, там была краткая биография. Журнал не купил, т.к. книгу читал раньше. Его книга впервые была издана в журнале "Голос Зарубежья" в 1982 г., в Сан-Франциско. На Северном Кавказе он работал инженером и по-моему смог спасти и семью. А книга малоинформативна, писал видимо в старости, многое забыл. Во многом повторяет Масянова. Кстати, а он был кадровым офицером или военного времени?

vl-vl: Статью Картагузова выложу завтра.

Шеврон: Книга Дорошина перепечатывалась в журнале "Новый Часовой". Он закончил Константиновское артиллерийское училище в декабре 1914 года. Скорее всего ускоренные курсы, так как был произведен в прапорщики, а закончившие полный 2-х годичный курс производились в хорунжие. Насчет малоинформативности книги Дорошина полностью согласен!

охотник: Шеврон пишет: Книга Дорошина перепечатывалась в журнале "Новый Часовой". Точно! Шеврон пишет: Он закончил Константиновское артиллерийское училище в декабре 1914 года. Скорее всего ускоренные курсы, так как был произведен в прапорщики, а закончившие полный 2-х годичный курс производились в хорунжие. Дорошин видимо получил гражданское образование и был инженером, как мне кажется. Спасибо.

Шеврон: охотник пишет: Дорошин видимо получил гражданское образование и был инженером, как мне кажется. Спасибо. Нет, я по Дорошину ошибся. Сейчас нашел его послужник. Он в августе 1913 поступил в Константиновское артиллерийское училище, а закончил его в декабре 1914 с производством в хорунжие. Так что можно его считать кадровым офицером. Никакой гражданской специальности он не получил, да и не успел бы, он 1895 года рождения.

Киев-1Уральский: охотник пишет: Думаю, что это тот самый Дорошин, автор книги "Уральское казачье войско". Он остался в советской России, насколько знаю в 30-е годы под чужой фамилией скрывался на Северном Кавказе. арестован не был. Дождался ВОВ и ушел с немцами, так оказался в эмиграции. Жил он под своей фамилией, причем -- вполне легально. охотник пишет: На Северном Кавказе он работал инженером и по-моему смог спасти и семью. А книга малоинформативна, писал видимо в старости, многое забыл. Во многом повторяет Масянова. Кстати, а он был кадровым офицером или военного времени? Шеврон пишет: Книга Дорошина перепечатывалась в журнале "Новый Часовой". Он закончил Константиновское артиллерийское училище в декабре 1914 года. Скорее всего ускоренные курсы, так как был произведен в прапорщики, а закончившие полный 2-х годичный курс производились в хорунжие. Насчет малоинформативности книги Дорошина полностью согласен! Это очень ценная информация. В 90% случаев при таких биографиях варианта было два: 1. Либо это советский агент, выдававший себя за сотника Доршина, 2. Либо это Дорошин-"оборотень". Как-то мне один оставной полковник КГБ признался, что процентов 50 мемуаров эмигрантов писалось либо в Москве на Лубянке, либо в Киеве на Владимирской (этот дед "слова на ветер" не бросает -- я в этом несколько раз убеждался). К этому делу привлекались хорошие специалисты (часто -- ветераны ГВ), поднимались уже изданные мемуары белоэмигрантов, ну и, конечно же -- следственные дела, протоколы допросов, которые, собственно, были в данном случае первоисточником. В "Незабытых Могилах" Дорошина нет. Поэтому, чтобы разобраться с этим вопросом и поставить более-менее точный "диагноз", мне нужны более-менее подробные биографии Дорошина и Масянова (кажется, тоже где-то попадался).

Шеврон: Интересно, как Дорошин на Кавказе оказался? И почему начал писать свои мемуары так поздно и в таком уже преклонном возрасте? Тем более, что нового ничего он в них не написал, повторяя кое-где Масянова, книга которого, к тому времени, уже давно вышла.

Киев-1Уральский: Шеврон пишет: Интересно, как Дорошин на Кавказе оказался? Может, он там и не был никогда... Когда МГБ засылало людей на запад, легенды составлялись и полировались так тщательно, что даже если бы в СССР кто-то задался целью проверить биографии эмигрантов, это бы у данного человека вряд ли получилось...

Киев-1Уральский: Прочитал статью C. Картагузова "Об участии Уральской казачьей артиллерии в Первой мировой войне". РГВИА и т.д. -- это все понятно. Но не совсем... Как быть с тем, что в российской прессе 1914 года сообщалось о том, что 12-го ноября 1914 года 1-й Уральский каз. полк во главе с полк. Бородиным атаковал в конном строю и захватил австрийскую батарею, с помощью которой и было положено начало восстановленной Уральской казачьей артиллерии? Причем, об этом факте упоминает и Рубец в своей работе "Конные атаки Российской Императорской Кавалерии в ПМВ", и об этом я читал довольно большой кусок воспоминаний в мемуаре одного артиллерийского офицера, чуть ли не в присутствии которого произошло данное событие. По-сути, С. Картагузов пишет совершенно о других обстоятельствах формирования 1-й Ур. каз. бат.

Шеврон: С документами не поспоришь! Мемуары, конечно, штука интересная, но не всегда достоверная. Киев-1Уральский пишет: об этом я читал довольно большой кусок воспоминаний в мемуаре одного артиллерийского офицера, чуть ли не в присутствии которого произошло данное событие. А что за книга и кто автор, не вспомните?

Буран: Киев-1Уральский пишет: Как быть с тем, что в российской прессе 1914 года сообщалось о том, что 12-го ноября 1914 года 1-й Уральский каз. полк во главе с полк. Бородиным атаковал в конном строю и захватил австрийскую батарею, с помощью которой и было положено начало восстановленной Уральской казачьей артиллерии? Причем, об этом факте упоминает и Рубец в своей работе "Конные атаки Российской Императорской Кавалерии в ПМВ", и об этом я читал довольно большой кусок воспоминаний в мемуаре одного артиллерийского офицера, чуть ли не в присутствии которого произошло данное событие. По-сути, С. Картагузов пишет совершенно о других обстоятельствах формирования 1-й Ур. каз. бат. С фактами действительно спорить очень трудно. Особенно с документами, если они сохранились в архивах в хронологическом порядке. Атака полком на батарею в истории полка действительно была. Возглавлял атаку полковник Бородин Михаил Никанорович, но это было 2 июня 1916 года. Пресса действительно писала об этом, как "образце храбрости". Возможно написали о факте захвата батареи в 1914 году как результате атаки. Полком тогда командовал тоже Бородин, но Георгий Кондратьевич. Всего за время войны в трофеях 1 УКП официально числилось 10 орудий. А факты из газет часто подхватывают историки и эта ошибка перетаскивается из публикации в публикацию. Так например было до недавнего времени с нумерациями школ прапорщиков в Казанском военном округе. До 2002 года, если мне не изменяет память, писалось о трех школах прапорщиков в г.Саратове. Так как один из недобросовестных историков, опираясь на факт существования 3-ей Саратовской школы прапорщиков, сделал вывод, что их в Саратове было три. И это тянулось столько лет. Так что все-таки факты вещь упрямая.

Киев-1Уральский: Ну, собственно, Рубец, у которого я взял дату и упоминание о конной атаке 1 Ур. каз. п., действительно иногда ошибался, но не в датах. Нашел мемуар офицера, о котором упоминал. Выкладываю его в теме: 1-й Уральский казачий полк".



полная версия страницы