Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » всё о старообрядцах » Ответить

всё о старообрядцах

десятник: давно интересовало узнать о старообрядцах ,о толках ,течениях .Сегодня мне попалась в интернете интересная книга ,я её скачал ,буду изучать.копировать адрес не стал ,но эта книга в свободном чтении.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Иванычъ: и... всё?

Куренской: Попалась пара цифр по старообрядцам в войске. Данные на 1854 год. РГВИА, Ф.-405,Оп.-9, Д.-3011 " О совращении отставным полковником УКВ Бородиным дворовых его людей в раскол" л.11об. отчёт о состоянии раскола в войске к 1 января 1854 года: значится в оном раскольников сект приемлющей и неприемлющей священства 18147 человек из них: дворян и чиновников - 199 лиц простого казачьего сословия - 17935 помещичьих крестьян - 13. л.83. "Вообще в Уральском войске в числе служащих офицеров нет в настоящее время ни одного принадлежащего которому либо из видов раскола и считаются: православных: штаб-офицеров - 13 обер-офицеров -56 единоверцев: штаб-офицеров -13 обер-офицеров -192 отставных: православных: штаб-офицеров - 2 обер-офицеров - 1 единоверцев: штаб-офицеров - 8 обер-офицеров - 34 раскольников приемлющих священство: штаб-офицеров - 8 обер-офицеров - 16 раскольников: штаб-офицеров - 1 обер-офицеров - 14 л.84. крепостных: православных: мужского пола - 66 женского пола - 49 единоверцев: мужского пола - 289 женского пола - 283 раскольников: мужского пола - 387 женского пола - 315"

Куренской: РГВИА, Ф.-405,Оп.-9, Д.-1485 1844 год. л.2. Раскольничьих скитов в пределах УКВ - 4. В них иночествующих обоего пола - 101, постриженных в Иргизских монастырях. Послушников и послушниц - 40. л.3. подвизающихся в скитах принадлежат к сословию Уральского войска: иноков - 29 послушников - 9 инокинь - 72 послушниц - 31 Всего 141 человек. л.5. Ведомость о раскольничьих скитах в пределах УКВ: 1. Митрясов (7 вёрст от Илецкого городка) иноков -5. 2. Бударинский (4 версты от форпоста) иноков - 10, послушников - 7. 3. На Раковом Острову (1,1/2 версты от Бударино) иноков - 2. 4. Сергиевский (по тракту из города Уральска в Бузулук. От Уральска 107 вёрст, от тракта в сторону 1 верста) иноков - 12, послушников - 2. Итого: 29 иноков, 9 послушников.


Куренской: РГВИА, Ф.-405,Оп.-9, Д.-881. 29 апреля 1842 года. л.22 об. Справка 1. В г.Уральске находится жителей - 10648 человек. Из них раскольников - 7635. Православных и магометан - 3013. 2. При часовне, предполагающейся ныне к переделке состоит 6 причетников и сверх того староста и казначей. 3. В УКВ состоит ныне капитала 279.968 рублей 27,2/7 копейки серебром. В том числе 88.299 рублей 33,6/7 копейки на лицо. Кроме этой часовни, в Уральском войске существует 7 скитов. л.54. 27.06.1844г. 23 апреля 1843 года утверждён чертёж на перестройку в Уральске старообрядческой часовни в единоверческую церковь л.86. Список священников в Уральской единоверческой церкви обращённой из старообрядческой часовни: №п/п, ФИО, с какого времени в настоящих должностях: год, месяц, число. Священники: 1.Артемий Самарцев 22.09.1842. 2. Меркурий Подъячев 16.01.1843. Дьякон: 3. Ион Поларотов 16.01.1843. Дьячки: 4. Степан Поларотов 22.09.1842. 5. Климентий Кошечкин 22.09.1842. 6. Яков Самарцев 22.09.1842. 7. Фёдор Подъячев 22.09.1842. 8. Андрей Мазакин 1.05.1845.

Pavel: Куренской пишет: 3. На Раковом Острову (1,1/2 версты от Бударино) иноков - 2. Вероятно, 1.1/2 версты от Бородинского форпоста.

Дарья К.: 1. Митрясов (7 вёрст от Илецкого городка) иноков -5. - значит и вправду на "Митрясихе" был скит,по приданию в 4 км от Митрясихи по направлению на север был ещё один скит.

Дарья К.: 1. Митрясов (7 вёрст от Илецкого городка) иноков -5.Куренской,а можете поделится сканом документа? появилась идея отметить это место памятным знаком,а документ предъявить лесничеству в качестве доказательства чтобы не чинили препятствий.

Куренской: Дарья К. пишет: 1. Митрясов (7 вёрст от Илецкого городка) иноков -5.Куренской,а можете поделится сканом документа? Скана нет, но Вы можете заказать его в архиве РГВИА по электронной почте. Фонд 405,опись 9, дело 1485, лист 5.

десятник: на карте 1859 г есть старческий скит на картах гугл смотрите координаты + - 51°34'05.9"N 52°54'43.0"E

Pavel: Дарья К. пишет: 1. Митрясов (7 вёрст от Илецкого городка) иноков -5.Куренской,а можете поделится сканом документа? появилась идея отметить это место памятным знаком,а документ предъявить лесничеству в качестве доказательства чтобы не чинили препятствий. Митрясовский скит на карте.

Pavel: В землях Уральского войска находилось 8 скитов: беглопоповские — мужские Сергиевский и Бударинский, женские Гниловский и Садовский; беспоповские — мужской Митрясовский, на Роковом острове( Бородинский поморский), женский на р. Кому и смешанный в излучине Ивушкиной около Кинделинского форпоста. В общей сложности на 1844 г. в них проживало 46 мужчин и 104 женщины, в следующем году — 43 и 101 человека соответственно.

Дарья К.: Куренской пишет: спасибо,ещё разобраться как работать с сайтом ргвиа.

Дарья К.: upload pictures

Куренской: Дарья К. пишет: ещё разобраться как работать с сайтом ргвиа. Могу в самом архиве заказать копию. Нужно? По деньгам не знаю скольбо будет, прейскурант должны были поменять, в интернете этой страницы нет. Чем быстрее нужна копия, тем дороже. Если не кспеху, и согласны ждать пару месяцев, то не больше 500 рублей. Дарья К. пишет: появилась идея отметить это место памятным знаком,а документ предъявить лесничеству в качестве доказательства чтобы не чинили препятствий. Вряд ли этот документ будет рассматриваться как доказательство.

Дарья К.: где отмечен красный крестик,там сейчас дом бывшего лесничества,не подалёку видны ямы-следы бывшего строения. на месте скита,тоже обнаружены ямы-бугры,были находки бытовых предметов. хутор отмеченный жёлтым старики называли "конефермой",зелёный скорее всего свиной бикет(пикет),или Солдатов угол. по рассказам стариков в районе Солдатова осенью 1919 года, остатки илецких казаков отступали переправляясь через Урал,говорят много казаков потонуло потому что оступали в спешке.

Дарья К.: Куренской пишет: Вряд ли этот документ будет рассматриваться как доказательство значит пока не нужно. поговорим с лесничеством,может обойдемся.

Дарья К.: Pavel пишет: В землях Уральского войска находилось 8 скитов есть ли сведения когда основывались эти скиты?

Denis: Начало возникновения скитов в Уральском войске относится к концу первой половины XVIII в., когда было воздвигнуто гонение на раскольников со стороны Военной Коллегии. В 1741 г., как мы уже знаем, был уничтожен Шацкий монастырь, находившийся в самом Уральске. Раскольники, скрываясь от преследования сыскных команд, рассеялись по склонам Общаго Сырта и по малоизвестным островам р. Урала. В половине XVIII в., как показал старец Варфоломей, по нижнему течению Урала считалось уже болѣе двухъ сотъ скитских жильцов, в том числе одних постриженныхъ старцев было до сорока чел. В каких именно местах обитали эти старцы, или где были их скиты, из показаний Варфоломея не видно. В конце XVIII и в XIX в. мы встречаем в Уральском войске следующие замечательные скиты: Гниловский, Бородинский, Бударинский, Митрясовский, Сергиевский и Садовский. Все эти скиты, кроме Бударинскаго и Садовскаго, были уничтожены в шестидесятых годах настоящего столетия, благодаря настоянию А. Д. Столыпина. Витевский В. Н. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII и в XIX в. Казань, 1878. В главе II, даны подробные сведения по скитам УКВ. http://istok56.ru/images/stories/lit/lit175.pdf

Pavel: Бударинский скит. Записка по делу о постройке моленной в Бударинской станице, Уральского уезда, старообрядцами Австрийской секты 1 декабря 1885 года. Его Сиятельству Господину Министру Внутренних Дел, Графу Д.А. Толстому ………………..По вступлении моем в должность Военного Губернатора посетив лично, во время обозрения вверенной мне области, Бударинскую станицу я нашел, что предназначенное к исправлению, с разрешения Вашего Сиятельства, деревянное здание старообрядческого молитвенного дома находится не в черте жилых строений обывателей Бударинской станицы, а в 5 верстах от неё, на берегу реки Урала, в стороне от проезжей дороги ( не более 3 верст), и до настоящего времени осталось в прежнем, совершенно не тронутом виде, а рядом с ним возведено новое обширное полукаменное здание (подвальный этаж каменный, а верх деревянный), которое и предназначалось строителями по окончанию внутренних работ для молитвенного дома. Усматривая в этом явное нарушение закона 3 мая 1883 года и полное отступление от данного Вашим Сиятельством разрешения я немедленно сделал распоряжение об освидетельствовании означенного здания, о тщательной проверке его с планом и о не дозволении в нем Богослужения до тех пор, пока оно не будет приведено в то положение, которое указано в выданном обществу старообрядцев Бударинской станицы план. Освидетельствование это, произведенное при участии войскового архитектора, показало, что упомянутое выше здание оказалось воздвигнутым вновь, отдельно от прежней деревянной моленной, в которой до настоящего времени совершается Богослужения, причем размеры нового полукаменного здания в длину, ширину и высоту оказались более чем показано в утвержденном плане. Крыльцо сделано не сбоку, как бы следовало по плану, а в одной линии с моленной; в сенях, по бокам, устроены две небольшие теплые комнаты, а под всей моленной выведен подвальный этаж, предназначенный будто бы для устройства печей, имеющих нагревать самую моленную и для хранения имущества. Словом вся постройка совершена с явным отступлением от утвержденного на оную плана и вопреки самого закона 3 мая 1883 года, не дозволяющего ни в каком случае новых раскольничьих моленных. Независимо от всего вышеизложенного и прежде нежели высказать конечную мою мысль по сему предмету я считаю необходимым предпослать ей легкий очерк как самого возникновения Бударинской моленной, на исправление которой дано разрешение Вашим Сиятельством, так равно и тех условий, в которых находится окружающее её православное и единоверческое население. В прошлом столетии, в описанной выше местности, возник Бударинский раскольничий скит, который по своему устройству и условий его существования имел характер монастыря. Проживавшие в нем монахи и бельцы богомольцы имели особую часовню с колокольней, кельи и келарню или трапезную. В таком виде Бударинский скит существовал до 1858 года, т.е. до того времени, когда, при ближайшем содействии бывшего Наказного Атамана Уральского казачьего войска, Генерал Майора Столыпина, все без исключения находившиеся в нем лица приняли Единоверие, а имевшаяся в скиту часовня ( монастырь) без всякой переделки, с разрешения бывшего Архиепископа Оренбургского и Уфимского, была освящена в Единоверческую церковь во имя Св. Славного Пророка и предтечи Иоанна и священнослужителем в неё назначен был, по избранию общества, священник Паленов. Торжественное событие освящения церкви совершилось 11 февраля 1859 года при громадном стечении народа (более 2/тыс. человек) и при общем восторге и благодарности за ниспосланную благодать. Но с течением времени большая часть проживавших в монастыре старцев перемерли, а оставшиеся в живых были совращены снова в раскол старообрядцами Белокриницкого согласия, забота по обращению раскольников в Единоверие, за выбытием Наказного Атамана Столыпина из войска, ослабела и церковь Иоанно-Предтеченская, оставаясь после священника Паленова без совершения в ней Богослужения в течении 15 лет окончательно запустела, а бывшие в ней иконы, равно и колокола с колокольни были унесены раскольниками, незаметным образом основавшими из монастырской келарни старообрядческую моленную, которая и есть то «ветхое и тесное» здание на исправление коего испрошено было в 1883 году разрешение Вашего Сиятельства. В следствии списанного состояния Бударинской монастырской церкви и ввиду ходатайства жителей соседнего с Бударинской станицей Янайкинского поселка о предоставлении им материала, запустевшего и остававшегося в полном небрежении храма для вновь строящейся в названном поселке церкви во имя Св. Николая Чудотворца, Уральским Войсковым Хозяйственным Правлением, с согласия Преосвященного Вениамина, Епископа Оренбургского и Уральского, в 1879 году разрешено было Бударинскую церковь разрушить и весь годный материал передать в распоряжение жителей Янайкинского поселка, после чего от Бударинской церкви не осталось и следа, а в место неё возведено, как выше сказано « обширное полукаменное здание старообрядческого молитвенного дома», при котором в настоящее время в имеющихся в этой местности жилищах проживают: в качестве настоятеля скита именующий себя Епископом Виктором и признаваемый за такового старообрядцами казак Уральского войска Венедикт Лютиков ( 60 лет от роду), 6 иноков, 1 уставщик и 11 мирян Австрийского согласия…………………………………….. Военный Губернатор Генерал-Майор Шипов

vl-vl: Источник рапорта?



полная версия страницы