Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » Уральцы Нижнего Поволжья » Ответить

Уральцы Нижнего Поволжья

михалычъ: В 2013–2014 гг. в рамках проекта по изучению различных этнолокальных групп русских в России и странах ближнего Зарубежья были проведены полевые исследования среди групп уральцев, живущих в Республике Каракалпакии в Узбекистане, Джамбульской области в Казахстане, а также в Астраханской и Волгоградской областях России. Одной из важнейших задач проекта было рассмотрение процессов социокультурной адаптации подобных групп в иноэтничной среде и влияния на эти процессы конфессионального фактора. Как история, так и современная культура уральцев предоставляют для решения такой задачи богатейший материал. В настоящее время уральцы, расселяющиеся в Каракалпакии и Джамбульской области Казахстана, относятся к так называемым часовенным беспоповского направления. В Астраханской и Волгоградской области есть еще общины поповского белокриницкого согласия, состоящие из уральцев, уехавших из Средней Азии еще в 1980-е годы Переход из одного согласия в другое хоть и считается нежелательным, на практике случается нередко, прежде всего, из-за узости круга брачных связей. Многое зависит и от степени организованности самих общин, возможности проведения богослужений, наличия авторитетных лидеров. Так, в г. Калач-на-Дону часовенные, оказавшись в меньшинстве и без наставников, постепенно переходят в белокриницкую церковь. А в с. Икряном существуют две часовенных общины (или «собора», как их называют сами уральцы), образованные, с одной стороны, по земляческому принципу («джамбульские» / «кызылординские и казалинские»), с другой – различающиеся по некоторым догматическим вопросам: «Джамбульские нас не воспринимают <…> Третий чин они какой-то вычитывают, мы и не слышали о таком» (ПМА 5: Г.А.Ф.). Два собора и в г. Таразе, основным предметом полемики между ними является отношение к «обмирщенным» единоверцам, т.е. тем, кто нарушил старооб рядческие нормы или тесно общался с представителями другой веры (см. об этом: Агеева, Данилко 2016: 12). В целом, как из рассказов информаторов, так и из личного опыта общения, большей замкнутостью и строгостью в соблюдении старообрядческих норм отличается группа уральцев, расселявшихся в Казахстане вокруг озера Беликуль, в ставшей своего рода легендой Канцевке. Даже в 1990-е годы среднее и старшее поколение жителей Канцевки не пользовались техническими приспособлениями, не получали официальных документов и государственных пособий, предпочитая жить на доходы от своего хозяйства и ловли рыбы, многие семьи не отдавали своих детей в школу и т.п. Подобный образ жизни старики, которых осталось уже всего несколько человек, продолжают вести и после переезда в Россию, поселившись отдельно от «обмирщенной» молодежи в д. Боркино. Однако, как в современных условиях, так и в ХIХ в., когда высланные из родных мест уральцы оказались в полиэтничном окружении, выполнение ими всех деклари руемых социально-культурных норм вряд ли было и остается возможнымв старообрядческой среде были выработаны довольно гибкие способы урегулирования противоречий между каноном и бытовой практикой, когда выполнение основных норм практикуется не всем коллективом, а лишь небольшой частью его членов, добровольно взявших на себя ответственность за сохранение традиции и ограничивших внешние контакты. Для этой группы людей уральцы используют термин «соборные». Соборные совершают предписанный каноном ежедневный цикл молитв, строго соблюдают посты, посещают все общественные богослужения, следят за своим внешним обликом и поведением. Переход в эту категорию, возможный для каждого члена общины, производится, как уже было сказано, людьми не участвующими в разнообразной общественной деятельности. Людей особо строго соблюдающих правила называют также «крепковерами» или «крутоверами». Полиэтничное окружение и активные контакты с другими народами не могли не найти отражения и в языке уральцев. Об этом, резюмируя результаты своих исследований в Каркалпакии, очень эмоционально писала Е.Э. Бломквист: «Материал, кратко суммируя, такой: самый интересный, с моей точки зрения, по языку…, особенно фонетика и лексика, целый ряд интереснейших особенностей, взаимоотно- шения с тюркскими языками; по морфологии мало, основное – отсутствие среднего рода (заменён мужским) и отдельные случаи мены падежей. Но лексика и изменение семантики по сравнению с общерусским литературным языком – упоительны» (Твои письма 2013: 254). Многочисленные заимствования органично вплетены в речь современных уральцев, адаптированные в языковой процесс они давно не воспринимаются как элементы чужих языков, превратившись в диалектические особенности, характеризующие специфический «уральский» говор: каймак – сметана, кара чай – черный чай, баклашки – мешки и т.д. По материалам 1930-х годов каракалпакские уральцы свободно владели языками соседей, жившие в низовьях Амударьи – каракалпакским и казахским, в окрестностях Турткуля – преимущественно узбекским https://www.academia.edu/33645949/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AF%D0%94%D0%A6%D0%AB_%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%A6%D0%AB_%D0%92_%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%99_%D0%90%D0%97%D0%98%D0%98_%D0%98_%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A5%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%95_%D0%92%D0%97%D0%90%D0%98%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A8%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%A1_%D0%A1%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%94%D0%AF%D0%9C%D0%98_%D0%98_%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E_%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9F%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF Старообрядцы-уральцы в Средней Азии и Казахстане Данилко Е.С.

Ответов - 79, стр: 1 2 3 4 All

михалычъ: Калёновец пишет: на новом Уральском погосте, мне доводилось видеть могильные кресты с прибитым силуэтом голубя. не видел.... на свистуне?

михалычъ: Куренской пишет: А раньше были другие изображения на восьмиконечных крестах? с нерукотворным Спасом. Часовенные отличаются не столько бытовыми моментами, о которых Вы говорите, они есть догматически поповцы, у которых не стало попа. Их служба - как у поповцев в отсутствии священника. Кстати у Данилко уникальное свидетельство о наличии у уходцев сейчас запасных даров. Это большая редкость, в Сибири только при смерти причащают и при постриге монашеском. Интересно, во всех ли общинах они есть. О никудышниках - встречал мнение, что так именовали спасовцев. Они происхождение имеют отличное от часовеных, но общее - не перекрещивают приходящих другой веры. Попов у них своих не было, но часть их крестилась у церковных попов. Поморцы и федосеевцы - перекрещенцы и попов не имели с начала 18 столетия, дары исчезли чуть позже. Они перекрещивают часовенов и спасовцев. А кто такие благословенцы так и не ясно. Разновидность спасовцев?

Калёновец: михалычъ пишет: не видел.... на свистуне? Да! Запомнился неокрашенный покосившийся крест и силуэт летящего голубя, прибитый к кресту.


михалычъ: о вот еще давеча встретил католические (или лютеранские) могилы со старообрядческой крышечкой

Калёновец: михалычъ пишет: могилы со старообрядческой крышечкой В Подмосковье, недалеко от Орехово - Зуева есть кладбище старообрядцев Рогожского согласия, там все кресты с крышечками. Могилы хорошо ухожены, на Радоницу много народа было.

Калёновец: михалычъ пишет: о вот еще давеча встретил католические (или лютеранские) могилы со старообрядческой крышечкой Где это место? По каким признакам определили, что могилы лютеранские?

михалычъ: в Щапово. Вероятно все же католики. Немецкие фамилии. И крест четырехконечный. Три таких могилы, а много и с нашим крестом без крышечки - уже новые.

Калёновец: михалычъ пишет: Немецкие фамилии. И крест четырехконечный. Три таких могилы, Возможно, это могилы поволжских немцев. У них были группы с отличной от лютеранской и католической религии. Что - то типа наших "раскольников". В интернете можно посмотреть подробнее.

Калёновец: Калёновец пишет: В интернете можно посмотреть подробнее. Меннониты.

михалычъ: https://wolgadeutsche.net/necropolis/ вряд ли у меннонитов такой крест.

Калёновец: михалычъ пишет: вряд ли у меннонитов такой крест. В статье написано, что у католиков крест треугольником.

михалычъ: михалычъ пишет: Данилко Е.С. оказывается и в Уральске она была

михалычъ:

Калёновец: Калёновец пишет: "В первую партию вошли наиболее уважаемые казаки, которых лишили всех заслуженных прав и привилегий. В их числе, например, уральцы по фамилии Винтовкины, потомки которых до сих пор живут в Каракалпакии. Винтовкины - это известный род "крепких" старообрядцев, по - местному "крутоверов" (с. 6). В теме "Уходцы" (продолжение) нашёл в числе ссыльных в Туркестанский край: Винтовкин Иван Филиппович, Круглоозерновская ст. Ветвь Винтовкиных по линии Филиппа Андреевича обрывается на его отце Андрее. Дальше вглубь отследить не получается, т. к. в переписи 1773 г. Андрея Винтовкина нет.

михалычъ: откуда такая фамилия? вродк ж винтовок тогда не было?

Калёновец: михалычъ пишет: откуда такая фамилия? вродк ж винтовок тогда не было? Впервые появилась в переписи 1765/1773 гг.: л. 44об - 45 Винтовкин Стефан Федорович, возраст 46/53 у него сын Григорий - 3/10 В переписи 1723 года есть малолетний Степан Федоров. Вероятно, фамилию Винтовкин получил после переписи 1723 г. Значит, винтовки тогда были на вооружении у казаков.

Шеврон: Калёновец пишет: Значит, винтовки тогда были на вооружении у казаков. Вот что пишет Википедия. "Само же слово «винтовка» известно, по крайней мере, с 1661 года и использовалось весь XVIII век.". Так что казаки были знакомы с этим оружием.

Vitaliy Dinnikov: Как выяснилось этот дедушка из Гниловского был Акакий Фаддеевич Дынников, родной брат моего прапрадеда Дениса Фаддеевича Дынникова

Андрей Усенков: Добрый день, Виталий! Мир тесен. Интересно, Ваш прапрадед Денис Фаддеевич тоже придерживался старообрядчества?



полная версия страницы