Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » Уральцы Нижнего Поволжья » Ответить

Уральцы Нижнего Поволжья

михалычъ: В 2013–2014 гг. в рамках проекта по изучению различных этнолокальных групп русских в России и странах ближнего Зарубежья были проведены полевые исследования среди групп уральцев, живущих в Республике Каракалпакии в Узбекистане, Джамбульской области в Казахстане, а также в Астраханской и Волгоградской областях России. Одной из важнейших задач проекта было рассмотрение процессов социокультурной адаптации подобных групп в иноэтничной среде и влияния на эти процессы конфессионального фактора. Как история, так и современная культура уральцев предоставляют для решения такой задачи богатейший материал. В настоящее время уральцы, расселяющиеся в Каракалпакии и Джамбульской области Казахстана, относятся к так называемым часовенным беспоповского направления. В Астраханской и Волгоградской области есть еще общины поповского белокриницкого согласия, состоящие из уральцев, уехавших из Средней Азии еще в 1980-е годы Переход из одного согласия в другое хоть и считается нежелательным, на практике случается нередко, прежде всего, из-за узости круга брачных связей. Многое зависит и от степени организованности самих общин, возможности проведения богослужений, наличия авторитетных лидеров. Так, в г. Калач-на-Дону часовенные, оказавшись в меньшинстве и без наставников, постепенно переходят в белокриницкую церковь. А в с. Икряном существуют две часовенных общины (или «собора», как их называют сами уральцы), образованные, с одной стороны, по земляческому принципу («джамбульские» / «кызылординские и казалинские»), с другой – различающиеся по некоторым догматическим вопросам: «Джамбульские нас не воспринимают <…> Третий чин они какой-то вычитывают, мы и не слышали о таком» (ПМА 5: Г.А.Ф.). Два собора и в г. Таразе, основным предметом полемики между ними является отношение к «обмирщенным» единоверцам, т.е. тем, кто нарушил старооб рядческие нормы или тесно общался с представителями другой веры (см. об этом: Агеева, Данилко 2016: 12). В целом, как из рассказов информаторов, так и из личного опыта общения, большей замкнутостью и строгостью в соблюдении старообрядческих норм отличается группа уральцев, расселявшихся в Казахстане вокруг озера Беликуль, в ставшей своего рода легендой Канцевке. Даже в 1990-е годы среднее и старшее поколение жителей Канцевки не пользовались техническими приспособлениями, не получали официальных документов и государственных пособий, предпочитая жить на доходы от своего хозяйства и ловли рыбы, многие семьи не отдавали своих детей в школу и т.п. Подобный образ жизни старики, которых осталось уже всего несколько человек, продолжают вести и после переезда в Россию, поселившись отдельно от «обмирщенной» молодежи в д. Боркино. Однако, как в современных условиях, так и в ХIХ в., когда высланные из родных мест уральцы оказались в полиэтничном окружении, выполнение ими всех деклари руемых социально-культурных норм вряд ли было и остается возможнымв старообрядческой среде были выработаны довольно гибкие способы урегулирования противоречий между каноном и бытовой практикой, когда выполнение основных норм практикуется не всем коллективом, а лишь небольшой частью его членов, добровольно взявших на себя ответственность за сохранение традиции и ограничивших внешние контакты. Для этой группы людей уральцы используют термин «соборные». Соборные совершают предписанный каноном ежедневный цикл молитв, строго соблюдают посты, посещают все общественные богослужения, следят за своим внешним обликом и поведением. Переход в эту категорию, возможный для каждого члена общины, производится, как уже было сказано, людьми не участвующими в разнообразной общественной деятельности. Людей особо строго соблюдающих правила называют также «крепковерами» или «крутоверами». Полиэтничное окружение и активные контакты с другими народами не могли не найти отражения и в языке уральцев. Об этом, резюмируя результаты своих исследований в Каркалпакии, очень эмоционально писала Е.Э. Бломквист: «Материал, кратко суммируя, такой: самый интересный, с моей точки зрения, по языку…, особенно фонетика и лексика, целый ряд интереснейших особенностей, взаимоотно- шения с тюркскими языками; по морфологии мало, основное – отсутствие среднего рода (заменён мужским) и отдельные случаи мены падежей. Но лексика и изменение семантики по сравнению с общерусским литературным языком – упоительны» (Твои письма 2013: 254). Многочисленные заимствования органично вплетены в речь современных уральцев, адаптированные в языковой процесс они давно не воспринимаются как элементы чужих языков, превратившись в диалектические особенности, характеризующие специфический «уральский» говор: каймак – сметана, кара чай – черный чай, баклашки – мешки и т.д. По материалам 1930-х годов каракалпакские уральцы свободно владели языками соседей, жившие в низовьях Амударьи – каракалпакским и казахским, в окрестностях Турткуля – преимущественно узбекским https://www.academia.edu/33645949/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AF%D0%94%D0%A6%D0%AB_%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%A6%D0%AB_%D0%92_%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%99_%D0%90%D0%97%D0%98%D0%98_%D0%98_%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A5%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%95_%D0%92%D0%97%D0%90%D0%98%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A8%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%A1_%D0%A1%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%94%D0%AF%D0%9C%D0%98_%D0%98_%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E_%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9F%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF Старообрядцы-уральцы в Средней Азии и Казахстане Данилко Е.С.

Ответов - 79, стр: 1 2 3 4 All

Шеврон: Калёновец пишет: Это не единичный случай с моими родственниками, когда архивные сведения не совпадают с фактическими событиями. Вы речь тут ведете не про архивные сведения, а о заметке в газете, которая тоже могла быть напечатана с ошибками. Калёновец пишет: В работе историков ошибок много, но материал (устные рассказы), который они собрали, представляют большую ценность! Этнографическую ценность - несомненно, историческую - минимальную.

Калёновец: Шеврон пишет: Вы речь тут ведете не про архивные сведения, а о заметке в газете, которая тоже могла быть напечатана с ошибками. Как раз то, речь идёт не о заметке в газете, а о приказе по УКВ, который опубликован в официальной части войсковой газеты. Это не просто газета, а ценный исторический документ, сродни архивному. Да, в приказах УКВ тоже допускались ошибки, как и в рассказах стариков. От ошибок никто не застрахован, поэтому приходится проверять и перепроверять по нескольким каналам.

Калёновец: Шеврон пишет: Этнографическую ценность - несомненно, историческую - минимальную. Этнография относилась и продолжает относится к разделу исторических дисциплин. Чтобы начинать изучение культуры этноса, нужно знать его историю, чего про работы Данилко не скажешь. Конечно, западный подход к этнографии намного проще советского, но он чреват фатальными ошибками. Например, в работе этнографов есть утверждение: "уральцы - не русские", которое можно по - разному интерпретировать. Если "уходцы" понимают под этим, что они другой веры, не принадлежащей к РПЦ, то человек несведущий может трактовать это по своему. И здесь без глубокого знания истории Уральского казачества тяжело разобраться в культуре и религии "уходцев".


Разъезд: У нас старые люди в 80-е годы рассказывали что через наш Головской поселок проходила чапаевская дивизия.А сам чапаев ехал впереди на белом коне.Оказалось что все это выдумки.Вот и вся этнографическая ценность.Просто старички хотели привлечь к себе внимание и сочиняли всякие байки.

Разъезд: Уральцы не русские это однозначно.Уже больше десяти лет проводятся национальные казачьи сборы по этому поводу.

Калёновец: Разъезд пишет: Уральцы не русские это однозначно.Уже больше десяти лет проводятся национальные казачьи сборы по этому поводу. Действительно, среди илецких казаков был большой процент татар и крещеных киргизов. Ещё великий русский поэт А. С. Пушкин сказал: "Потрите любого русского и получите татарина". Россия - страна многонациональная, а заграницей любой выходец из бывшего СССР считается русским. Так, что уважаемый Разъезд можно ещё 10 лет проводить казачьи сборы, но как все были русскими, так ими и останетесь.

Разъезд: Зачем же русскими.Лучше уж сразу советскими.

Калёновец: Разъезд пишет: Зачем же русскими.Лучше уж сразу советскими. Как я Вас понимаю, Разъезд! Ностальгия - болезнь наследственная! Сам каждую ночь под подушку кладу старый червонец с портретом Вождя! Вдруг на утро прежние времена вернуться, а у меня на мороженое и не только, есть...

Разъезд: и будет казакам счастье!

Калёновец: Однако вернёмся к работе Агеевой и Данилко, которая называется: "Казак - уральцы - этнолокальная группа русских в Средней Азии и Казахстане". Например, авторы пишут: "В первую партию вошли наиболее уважаемые казаки, которых лишили всех заслуженных прав и привилегий. В их числе, например, уральцы по фамилии Винтовкины, потомки которых до сих пор живут в Каракалпакии. Винтовкины - это известный род "крепких" старообрядцев, по - местному "крутоверов" (с. 6). В списках старообрядцев г. Уральска за 1832 г. есть Витофкин Егор. В 1833 г. находим Винтовкина Георгия. Несомненно, это один и тот же человек. Если Винтовкин Георгий был прихожанином Успенской часовни в Уральске, то неудивительно почему "уходцы" в Каракалпакии были приверженцами "австрийской" веры.

Шеврон: Калёновец пишет: Как раз то, речь идёт не о заметке в газете, а о приказе по УКВ, который опубликован в официальной части войсковой газеты. А почему вы считаете, что в приказе ошибка? Может быть это внучка Фофанова что-то напутала, а не официальный приказ, напечатанный в газете. Хотя ошибки в приказах несомненно были. Но их процент гораздо меньше, чем в рассказах стариков. Разъезд пишет: У нас старые люди в 80-е годы рассказывали что через наш Головской поселок проходила чапаевская дивизия.А сам чапаев ехал впереди на белом коне.Оказалось что все это выдумки.Вот и вся этнографическая ценность.Просто старички хотели привлечь к себе внимание и сочиняли всякие байки. Таких рассказов хоть отбавляй (в том числе и у нас на форуме). Никакой ценности они не представляют, ни этнографической, ни тем более исторической.

Калёновец: Шеврон пишет: А почему вы считаете, что в приказе ошибка? Там нет ошибки в приказе. Приказ составлен правильно, а вот по его выполнению есть масса вопросов. Однако не стоит засорять тему, заявленную Михалычем. Продолжим изучать работу этнографов, которые пишут: "Ещё в 1940-х гг. Е. Э. Бломквист писала о наличии среди уральцев в Каракалпакии разных субконфессиональных групп: поповцы, беглопоповцы или московские, беспоповцы, благословенцы и никудышники. В настоящее время таких разделений не выявляется, во время одного из интервью было упомянуто лишь слово "никудышник", но как некогда употреблявшееся старыми людьми шутливое ругательство. В соответствии с сохраняющейся богослужебной практикой современные уральцы могут быть отнесены к т. н. часовенному согласию беспоповского направления. Однако сами они этот термин применительно к своей общине не используют, обозначая свою веру как "истинную кафолическую" (с. 10).

михалычъ: Калёновец пишет: поповцы, беглопоповцы или московские, беспоповцы, благословенцы и никудышники то есть все соединились на почве часовенного согласия. безпоповцы и никудышники - разные понятия? поповцы и беглопоповцы? Благословенцы не благословенной ли церкви Николы на Чагане?

Калёновец: михалычъ пишет: то есть все соединились на почве часовенного согласия. По всей видимости так дали понять этнографам, а как на самом деле, вряд ли рассказывали. Разница между группами уральцев в Каракалпакии и Казахстане, по - прежнему существует. Хотя, все группы уральцев относятся к беспоповцам, но придерживаются различных толков. михалычъ пишет: безпоповцы и никудышники - разные понятия? Вероятно, да! Никудыками называли тех, кто не ходил в церковь или в молельные дома беспоповцев.

михалычъ: Калёновец пишет: так дали понять этнографам, а как на самом деле, вряд ли рассказывали. в Уральске - так и было Калёновец пишет: все группы уральцев относятся к беспоповцам, но придерживаются различных толков. на данный момент? я допуская оттенки внутри часовенного толка, но какие еще? Поморцы были в Илеке, федосеевцев вроде немного было Еп. Сава ездил в КзылОрду если не ошибаюсь - какую-то бабушку причащать. Калёновец пишет: Никудыками называли тех, кто не ходил в церковь или в молельные дома беспоповцев. а из каких соображений к безпоповцам не ходили?

Калёновец: михалычъ пишет: а из каких соображений к безпоповцам не ходили? Вот, что про "никудышников" сказано в Примечаниях в книге Бориса Агафонова "Старое войско": "Вероятно, даже спектральным анализом нельзя было установить разницу между "никудыками в крутой и мелкой придурью", если не говорить о претензии первых считать себя "копием господним" и яро обличать вторых за освящение пасхальных куличей в "худой рогоже" - моленной поповцев Рогожского согласия" (с. 230).

Калёновец: михалычъ пишет: Благословенцы не благословенной ли церкви Николы на Чагане? "Благословенцы" - самый ортодоксальный толк среди беспоповцев. Их ещё называют "чашечниками", зато, что никогда "не мешались" посудой с "чужими". Для них всё было по воле Божьей - жить или умереть. михалычъ пишет: соединились на почве часовенного согласия. Своеобразным переходным звеном между "поповцами" и "беспоповцами" стало "часовенное" согласие, которое называют ещё "стариковщиной". Отличаются от других толков тем, что на крестах изображают Бога Саваофа и голубя - Святаго Духа. Во главе общины стоит выборный уставщик - "дедушка". Кстати сказать, на новом Уральском погосте, мне доводилось видеть могильные кресты с прибитым силуэтом голубя. Обычно такие могилы стоят не ухоженные. Вероятно, у "часовенных" не принято ходить на кладбище. Похоронили и забыли.

Андрей Усенков: Интересная тема. По моим родственникам форпост Гниловский (с. Гнилое, ныне с. Володарское, а точнее Володар ). Прадед Азовсков Иван Михайлович 1909 г.р. относился к "никудышным", там их так называли. По рассказам, его родная сестра Пастухова (Азовскова) Капитолина Михайловна 1896 г.р.(?) строго придерживалась всех обрядов. Посуда у каждого была своя, для гостей отдельная посуда, в церковь не ходили. Но, в то же время, был дедушка Дынников, который осуществлял обряды. В доме Пастуховых, до войны было много старинных икон, у них тоже собирались члены общины. В 1937 (?) году Пастухова Дениса, мужа Капитолины, "раскулачили": несколько месяцев просидел в тюрьме, в том числе в "расстрельной камере", затем отпустили, их дом срубовой увезли в другое село, семья с детьми осталась жить в летней кухне, иконы тоже пропали. Члены общины "никудышных" проживали в с. Володарское и после войны. В 1928 году прадед Азовсков Иван Михайлович жениля на Ряховой Фекле Ивановне (православная из крестьян). Она поставила условием брака, чтобы он перешел в православную веру и они венчались в церкви. Прадед так и поступил, венчались они в церкви. Но его сестра Пастухова Капитолина Ивановна, с братом отношения поддерживала, а мою прабабушку до своей смерти не принимала, т.к. она была другого сословия и другой веры.

Куренской: Калёновец пишет: Для них всё было по воле Божьей - жить или умереть. Вообще-то, это для каждого православного так. Всё совершается по воле Божьей, либо по Его попущению. Калёновец пишет: Отличаются от других толков тем, что на крестах изображают Бога Саваофа и голубя - Святаго Духа. )) А раньше были другие изображения на восьмиконечных крестах? Какие были кресты в 17 веке, с таких формы и делали, вплоть до 20 века. Поэтому кресты у старообрядцев ничем не отличались.

Калёновец: Куренской пишет: )) А раньше были другие изображения на восьмиконечных крестах? Про другие изображения не знаю. А голубей встречал на некоторых кладбищенских крестах. Уральцы, вообще, народ очень скрытный и не каждому откроются. Поэтому информация такая противоречивая. Андрей Усенков пишет: был дедушка Дынников, который осуществлял обряды. Слышал про такого и даже, возможно, его внучку знаю, которая на кладбище не ходит.



полная версия страницы