Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » Уральцы Нижнего Поволжья » Ответить

Уральцы Нижнего Поволжья

михалычъ: В 2013–2014 гг. в рамках проекта по изучению различных этнолокальных групп русских в России и странах ближнего Зарубежья были проведены полевые исследования среди групп уральцев, живущих в Республике Каракалпакии в Узбекистане, Джамбульской области в Казахстане, а также в Астраханской и Волгоградской областях России. Одной из важнейших задач проекта было рассмотрение процессов социокультурной адаптации подобных групп в иноэтничной среде и влияния на эти процессы конфессионального фактора. Как история, так и современная культура уральцев предоставляют для решения такой задачи богатейший материал. В настоящее время уральцы, расселяющиеся в Каракалпакии и Джамбульской области Казахстана, относятся к так называемым часовенным беспоповского направления. В Астраханской и Волгоградской области есть еще общины поповского белокриницкого согласия, состоящие из уральцев, уехавших из Средней Азии еще в 1980-е годы Переход из одного согласия в другое хоть и считается нежелательным, на практике случается нередко, прежде всего, из-за узости круга брачных связей. Многое зависит и от степени организованности самих общин, возможности проведения богослужений, наличия авторитетных лидеров. Так, в г. Калач-на-Дону часовенные, оказавшись в меньшинстве и без наставников, постепенно переходят в белокриницкую церковь. А в с. Икряном существуют две часовенных общины (или «собора», как их называют сами уральцы), образованные, с одной стороны, по земляческому принципу («джамбульские» / «кызылординские и казалинские»), с другой – различающиеся по некоторым догматическим вопросам: «Джамбульские нас не воспринимают <…> Третий чин они какой-то вычитывают, мы и не слышали о таком» (ПМА 5: Г.А.Ф.). Два собора и в г. Таразе, основным предметом полемики между ними является отношение к «обмирщенным» единоверцам, т.е. тем, кто нарушил старооб рядческие нормы или тесно общался с представителями другой веры (см. об этом: Агеева, Данилко 2016: 12). В целом, как из рассказов информаторов, так и из личного опыта общения, большей замкнутостью и строгостью в соблюдении старообрядческих норм отличается группа уральцев, расселявшихся в Казахстане вокруг озера Беликуль, в ставшей своего рода легендой Канцевке. Даже в 1990-е годы среднее и старшее поколение жителей Канцевки не пользовались техническими приспособлениями, не получали официальных документов и государственных пособий, предпочитая жить на доходы от своего хозяйства и ловли рыбы, многие семьи не отдавали своих детей в школу и т.п. Подобный образ жизни старики, которых осталось уже всего несколько человек, продолжают вести и после переезда в Россию, поселившись отдельно от «обмирщенной» молодежи в д. Боркино. Однако, как в современных условиях, так и в ХIХ в., когда высланные из родных мест уральцы оказались в полиэтничном окружении, выполнение ими всех деклари руемых социально-культурных норм вряд ли было и остается возможнымв старообрядческой среде были выработаны довольно гибкие способы урегулирования противоречий между каноном и бытовой практикой, когда выполнение основных норм практикуется не всем коллективом, а лишь небольшой частью его членов, добровольно взявших на себя ответственность за сохранение традиции и ограничивших внешние контакты. Для этой группы людей уральцы используют термин «соборные». Соборные совершают предписанный каноном ежедневный цикл молитв, строго соблюдают посты, посещают все общественные богослужения, следят за своим внешним обликом и поведением. Переход в эту категорию, возможный для каждого члена общины, производится, как уже было сказано, людьми не участвующими в разнообразной общественной деятельности. Людей особо строго соблюдающих правила называют также «крепковерами» или «крутоверами». Полиэтничное окружение и активные контакты с другими народами не могли не найти отражения и в языке уральцев. Об этом, резюмируя результаты своих исследований в Каркалпакии, очень эмоционально писала Е.Э. Бломквист: «Материал, кратко суммируя, такой: самый интересный, с моей точки зрения, по языку…, особенно фонетика и лексика, целый ряд интереснейших особенностей, взаимоотно- шения с тюркскими языками; по морфологии мало, основное – отсутствие среднего рода (заменён мужским) и отдельные случаи мены падежей. Но лексика и изменение семантики по сравнению с общерусским литературным языком – упоительны» (Твои письма 2013: 254). Многочисленные заимствования органично вплетены в речь современных уральцев, адаптированные в языковой процесс они давно не воспринимаются как элементы чужих языков, превратившись в диалектические особенности, характеризующие специфический «уральский» говор: каймак – сметана, кара чай – черный чай, баклашки – мешки и т.д. По материалам 1930-х годов каракалпакские уральцы свободно владели языками соседей, жившие в низовьях Амударьи – каракалпакским и казахским, в окрестностях Турткуля – преимущественно узбекским https://www.academia.edu/33645949/%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%A0%D0%9E%D0%9E%D0%91%D0%A0%D0%AF%D0%94%D0%A6%D0%AB_%D0%A3%D0%A0%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%A6%D0%AB_%D0%92_%D0%A1%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%99_%D0%90%D0%97%D0%98%D0%98_%D0%98_%D0%9A%D0%90%D0%97%D0%90%D0%A5%D0%A1%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%95_%D0%92%D0%97%D0%90%D0%98%D0%9C%D0%9E%D0%9E%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%A8%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%D0%A1_%D0%A1%D0%9E%D0%A1%D0%95%D0%94%D0%AF%D0%9C%D0%98_%D0%98_%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%9E_%D0%9A%D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%90%D0%94%D0%90%D0%9F%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF Старообрядцы-уральцы в Средней Азии и Казахстане Данилко Е.С.

Ответов - 79, стр: 1 2 3 4 All

михалычъ: В последние десятилетия казаки-“уходцы” низовьев Амударьи, в связи с резким падением водного уровня Аральского моря, обмелением реки и, как следствие, потерей традиционных видов трудовой деятельности начали (с 1981 года) мигрировать в Волгоградскую область – города Калач и Камышин, где природа схожа с природой низовьев Амударьи. В низовьях же сегодня еще остались некоторые семьи, преимущественно, люди пожилые. http://archive.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=598

Ефимия: михалычъ пишет: http://archive.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=598 Спасибо! михалычъ "Многие годы казаки копили свои обиды на российское правительство. Сейчас к обидам на правительство прибавилось разочарование. Разочарование в российском народе, освиставшим людей, так много сделавших для России. И наверное, в это время янайкинский казак Осип Вахромеевич Красников решил для себя «Большевик – щверье, а музлан – первый придатель на швете» . С тем и умер почти в столетнем возрасте. Тогда так думал не один Осип Красников." как то зацепило.. !!!

Калёновец: Ефимия пишет: И наверное, в это время янайкинский казак Осип Вахромеевич Красников решил для себя «Большевик – щверье, а музлан – первый придатель на швете» . С тем и умер почти в столетнем возрасте. Тогда так думал не один Осип Красников." Опять русофобы зашевелились! Угомонитесь, уже, господа и дамы!


Ефимия: Калёновец пишет: Опять русофобы зашевелились! Осип Вахромеевич Красников,янайкинский казак.. он тоже русофоб?

Калёновец: Ефимия пишет: Осип Вахромеевич Красников,янайкинский казак.. он тоже русофоб? К сожалению, лично его не знал, поэтому ничего о нём сказать не могу. Но, если исходить из прописной истины: антисоветчик = русофоб, то получается в какой - то мере, да!

Ефимия: Калёновец пишет: Но, если исходить из прописной истины: антисоветчик = русофоб, то получается в какой - то мере, да! Что-То Здесь Не Так.. Не Так.. (А. Розенбаум)

Немолошновъ: Калёновец пишет: если исходить из прописной истины: антисоветчик = русофоб Вот только сие есть не некая "прописная истина" , а самая настоящая и обыкновенная прописная ложь. И ложью она была сто лет назад и поныне является и ложью останется вовеки. А соответственно повторяющие её " советчики" по сути своей самые обыкновенные лжецы и русофобы . То есть всё в действительности, как всегда в случае с этой "советчиной" с точностью до наоборот: "Советчик"= русофоб.

Калёновец: Немолошновъ пишет: И ложью она была сто лет назад и поныне является и ложью останется вовеки. Уважаемый Немолошнов! То, что было 100 лет назад, то давно прошло. Замирились уральские казаки с большевиками в 1919 году и больше против них не воевали. Речь идёт о современном этапе истории, когда Россия вступила в смертельную схватку с Западом, на стороне которого оказались антисоветчики и русофобы.

Немолошновъ: Калёновец пишет: Замирились уральские казаки с большевиками в 1919 году и больше против них не воевали. Ага ,"замирились в 1919" , а воевали до 20-х годов ... Так "замирились", что большевички этапируя в 1920-м из Гурьева учебные команды с молодыми сдавшимися казаками всех их убили. Нынче то Курлапов нашел эти захоронения, там тысячи во рвах лежат... Когда большевики уничтожают всех сдавшихся им, особенно тех, кто и не воевал с ними, поголовно убивают цвет народа какого то, это "замирились" называется. А о современном этапе тоже много можно говорить, о современном этапе истории России отдельно, а о современном этапе истории "советчины" отдельно. "советчина " то это же не Россия, с какой стати вы постоянно смешиваете одно с другим то, это чтобы обмануть опять кого, русских в первую очередь ?

Калёновец: Немолошновъ пишет: Так "замирились", что большевички этапируя в 1920-м из Гурьева учебные команды с молодыми сдавшимися казаками всех их убили. Так это не было большим секретом. Л. Л. Масянов в своей книге "Гибель Уральского казачьего войска" написал, что убивали конвоиры - украинцы.

Немолошновъ: Калёновец пишет: Так это не было большим секретом. Л. Л. Масянов в своей книге "Гибель Уральского казачьего войска" написал, что убивали конвоиры - украинцы. Наверное они были "русофилами", как и остальные большевички, да? А убивали они тогда, "русофобов", не правда ли ?

Калёновец: Немолошновъ пишет: Наверное они были "русофилами", как и остальные большевички, да? А убивали они тогда, "русофобов", не правда ли ? Уважаемый Немолошнов! Жизнь течет и всё меняется. Не были уральские казаки русофобами, потому что воевали за Русь Великую. А кем были украинцы, требующие независимости в годы гражданской войны, догадайтесь сами.

Немолошновъ: Калёновец пишет: Не были уральские казаки русофобами Так это и ежу понятно и известно. Единственно "советчина" нынешняя забывается во лжи систематической, что теми русофобами были большевички. Только та и всего.

Калёновец: Немолошновъ пишет: Так это и ежу понятно и известно. Раз всё понятно, то нечего задавать каверзные вопросы, на которые известны ответы.

Немолошновъ: Калёновец пишет: Раз всё понятно, то нечего задавать каверзные вопросы, на которые известны ответы. А я не задавал никаких "каверзных" вопросов, это у меня ответы такие, сопровождающиеся непременно моральными и нравственными установками и напоминаниями о том, что лгать и выдумывать каверзную совковою ложь не гоже. Тем паче ,что никакой "советской власти" давным давно не существует. Усвойте это наконец и прекратите в конце концов выкрики в совково-манкуртском духе, столь характерные в рунете для " иванов родства не помнящих". ))))

Шеврон: Калёновец пишет: Замирились уральские казаки с большевиками в 1919 году и больше против них не воевали. Хватит уже эту ложь повторять из раза в раз, как мантру! Уже писал об этом неоднократно и приводил очевидные факты, что это откровенная ложь и клевета, возводимая на уральских казаков!

Калёновец: Шеврон пишет: Хватит уже эту ложь повторять из раза в раз, как мантру! Уже писал об этом неоднократно и приводил очевидные факты, что это откровенная ложь и клевета, возводимая на уральских казаков! Уважаемый Шеврон! Вы докажите, что не было договоренности уральцев с М. Фрунзе в декабре 1919 года, а потом утверждайте обратное. А до Фрунзе была секретная встреча с И. В. Сталиным, благодаря которому уральцы жили - не тужили на своей родной земле и умножались.

михалычъ: Господа! Тема вообще не об этом или вы полагаете что вопрос уральцев Нижнего Поволжья неактуален?

Шелудяк: михалычъ пишет: Господа! Тема вообще не об этом Поддерживаю! михалычъ пишет: или вы полагаете что вопрос уральцев Нижнего Поволжья неактуален? Ценен, как и любая инфо о наших Предках!

Шеврон: Калёновец пишет: Вы докажите, что не было договоренности уральцев с М. Фрунзе в декабре 1919 года, а потом утверждайте обратное. Вообще это известный факт, неоднократно описанный в воспоминаниях, как с красной, так и с казачьей стороны. На предложения Фрунзе сдаться, уральцы толком ничего не ответили и продолжили отступать сначала на Гурьев, потом на форт Александровский. Все подлинные документы об этом ультиматуме Фрунзе и ответ атамана Толстова сохранились в архивах и описаны участниками событий. Так что прежде чем в очередной раз показывать свою полнейшую безграмотность и абсолютное невежество, потрудитесь сначала изучить документы по данному вопросу.



полная версия страницы