Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » женские монастыри на территории УКВ » Ответить

женские монастыри на территории УКВ

десятник: На территории УКВ в конце 19 века было два женских монастыря ,Садовское ,Гниловское , Гниловский женский монастырь находился на возвышенности в 4 километрах от Хутора Гниловского (ныне с. Советское) в сторону Бузулука. ... Хотелось бы узнать больше информации по этим монастырям ,когда был построены ,освещены ,любую информацию.

Ответов - 13

vl-vl: В конце 19в. Был один Покровский в Уральске. Все остальные упоминались, как скиты.

михалычъ: а сколько скитов дожило до конца 19 в?

десятник: Архивные документы донесли информацию о скитах на территории Уральского войска. В 1848 г. их было 7. Располагались они в непосредственной близости от казачьих поселений, при них имелись молитвенные дома, всего 6, а также деревянные избы-кельи. Самый большой Садовский женский скит состоял из 40 изб и 2 молитвенных домов, Кизлярский – из 20 жилых построек, в остальных было от 10 до 15 келий. Общая численность насельников составляла 151 человек, из них 118 женщин и 33 мужчины, имелись послушники и послушницы (28). Приведённая статистика в силу известных причин не может считаться абсолютно точной. Тайные старообрядческие монастыри в Уральской области были известны издавна, и против них не раз предпринимались репрессивные меры. Так, в ходе преследований старообрядцев, скрывавшихся на Яике и в Иргизскпх монастырях, была уничтожена старообрядческая слобода в Яицком городке – Шацкий монастырь (около 1741 г.). Сергиевский скит, который мог “своей доходностью перещеголять любой из древнейших православных монастырей в России” и был “главным рассадником уральской беглопоповщины”, также неоднократно подвергался разорениям. В 1830 г., вместе с женским Гниловским скитом, он был разрушен, часть иноков и настоятель заточены в монастырь господствующей церкви (29). Однако восстановление обителей произошло, видимо, достаточно быстро, так как, по архивным данным, в 1848 г. в Гниловском скиту уже имелось 16 келий, а в Сергеевском – 11 (30). Последнее обстоятельство объяснялось ещё и тем, что раскол был популярен не только среди простых казаков, но и среди “высшей уральской аристократии”, бороться с которой “было не всегда удобно и можно”. В случае возникновения очередной угрозы скитников незамедлительно предупреждали о нависшей опасности (31). Всесторонний анализ следственных документов позволяет локализовать места расположения отдельных скитов на территории Уральского казачьего войска, а также свидетельствует о наличии между ними тесной связи. В частности, материалы допросов “бродяг”, схваченных властями по дороге на богомолье, дают возможность проследить направление их передвижений, а также примерный путь от начального до конечного пункта. Даже с долей коррекции на необъективность сведений, география получается довольно обширной, она далеко не ограничивается рамками исследуемого региона. Обозначаются и координирующие центры. Для казаков-беглопопоповцев это был Иргаз, от него тянулись связующие нити к скитам расположенным в Уральской области, на западе Уфимской губернии, и далее, в Исетский край. Беглопоповщина была самой популярной формой вероисповедания среди казаков. В середине XIX в. в Оренбургской и Уфимской губерниях появляется “австрийская вера”. В это время в знаменитых скитах Уральской области – Сергиевском и Бударинском – побывал Симбирский архиерей Софроний (Жиров), однако на первых порах его миссия не увенчалась успехом (32). О широком распространении среди уральских казаков нового согласия, видимо, можно говорить уже после посещения их епископом Арсением (Швецовым). В 1898 г. он побывал, по донесению местного священника, в станице Рассыпной с миссионерской целью, и “большая часть раскольников отнеслась к нему сочувственно, и он, отъезжая из Розсыпной станицы, взял с собою казака Назария Никитина Секретова с намерением поставить … попом” (33). В начале XIX столетия в Уральской области появляются различные беспоповские направления – поморское, федосеевское, странническое. Кроме того, среди уральского казачества встречались так называемые “никудышники”. Происхождение названия дореволюционные авторы связывали с наречием “никуда”. Название это “обозначает на Урале людей, которые не признавая современного священства греко-российской церкви, не присоединились также ни к одному из “поповских” старообрядческих согласий” (34). В начале XX в. в казачьих станицах насчитывалось 769 никудышников (35) Как было сказано выше, со второй половины XVIII в. на территории Уральского казачьего войска начинает вводиться единоверие. Нo, несмотря на наличие в г.Уральске 6 единоверческих церквей, большинство казаков продолжало тайно придерживаться старообрядчества и не прерывало связи с Иргизскими монастырями. °В этой связи массовое обращение в единоверие сделалось возможным лишь во второй половине XIX в., когда Иргиз прекратил своё существование как старообрядческий центр. Отсутствие священства создало для казаков безвыходную ситуацию, которой поспешил воспользоваться наказной атаман Уральского казачьего юйска А.Д.Столыпин. Он немало поспособствовал тому, чтобы перестали действовать Сергиевский и Бударинский скиты (36). На организованных им собеседованиях Столыпин сделал предложение старообрядцам принять священников, рукоположенных православным епископом, оставив неизменным порядок службы. Первой церковью, где была применена подобная практика, стала Никольская, которая “в народе считалась истинною, имела священников, совершающих правильно все службы, народ привык чтить её как самую святую и уподобленную древним храмам; сам атаман посещал её и молился истово и руку на себя так накладывал, чтобы сзади его стоявшие видели двуперстное сложение” (37). Таким образом, именно 1858-1859 гг. можно считать временем окончательного утверждения единоверия в Уральском казачьем войске. Дальнейшее существование старообрядческих общин на территориях, занимаемых казачеством, протекало в едином русле с общероссийскими тенденциями. Заметное оживление религиозной жизни наблюдалось, согласно архивным источникам, в начале XX в., после выхода в свет указа об укреплении начал веротерпимости (1905 г.).


десятник: Старообрядческие скиты возникли в России после того, как определенная часть духовенства не приняли церковную реформу, принятую патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым. Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян. В старообрядчестве скит был общепринятым названием. Так называли и маленькие монастыри, и большие монастырские поселения.

vl-vl: десятник пишет: Архивные документы донесли информацию о скитах на территории Уральского войска. В 1848 г. их было 7. Располагались они в непосредственной близости от казачьих поселений, при них имелись молитвенные дома, всего 6, а также деревянные избы-кельи. Думаю, что приводя здесь цитату более, чем большую, следует указывать автора. Также для полноты раскрытия темы следует цитировать и сноски, а не только их номера. Человек, опубликовавший эту статью в 2002 году, в Уральске бывавший и в Уральске известный.

десятник: vl - vl Я нашёл эту информацию на форуме религия ,под ником Атаман его ответ был в теме от 25.12 2011 г. http://ka-z-ak.ru/index/240---/402-religiya возможно я нарушил правила форума ,к сожалению в ответах Т.С. на форуме Горыныч нет кнопки "править" ,которой можно править ,удалять свои ответы. Удалите мою тему администратор.

vl-vl: Данилко Елена Сергеевна "Казаки все вообще с женами и детьми суть старообрядцы..." Издательство: Москва: Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы [VI научно- практической конференции, 19-20 ноября 2002 г.

Строгонова: десятник пишет: Старообрядчество преследовалась законами того времени, поэтому противники реформы были вынуждены основывать монастырские поселения вдалеке от поселений мирян. Мне кажется данное утверждение не относится к землям УКВ. Гниловской женский скит, например, находился не далеко от одноименного поселка. Старообрядчество у нас так сильно не преследовалось, как в других регионах. Скит окончательно пришел в упадок только после революции. Я в детстве еще успела пособирать одичавшую малину в монастырском лесу. Стены разбирали на памяти моего дедушки.

vl-vl: Строгонова пишет: Мне кажется данное утверждение не относится к землям УКВ. Гниловской женский скит, например, находился не далеко от одноименного поселка. Старообрядчество у нас так сильно не преследовалось, как в других регионах. Центральной власти был невыгоден конфликт с казаками.

Калёновец: Строгонова пишет: Старообрядчество у нас так сильно не преследовалось, как в других регионах. Яицкие - уральские казаки, хотя, и были старообрядцами никогда не порывали связей с официальной православной церковью. В годы правления Елизаветы Петровны была попытка казанского епископа Луки (Конашевича) искоренить старообрядчество на Яике, но она закончилась для иерарха моральным поражением. Епископа Луку сняли с кафедры и перевели в другое место, а яицкие казаки получили свободу вероисповедания.

михалычъ: копатели-собиратели глаголют, что женский скит был в Чингирлау, в погран зоне. Нельзя ли осмелится попросить ув. участников форума указать локализацию Глиновского скита? Могут ли там оставаться остатки фундамента или склепов, как на обители?

Шеврон: В статистических сведениях по Уральскому казачьему войску за 1866 указано, что на то время в Войске были следующие раскольнические скиты: 2 женских скита на Садовском полуострове под Уральском. 1 мужской Бударинский скит из 5 мужчин казачьего сословия.

михалычъ: столько было разных вер, что 3 скита очень маленькая цифра. У часовинов очевидно в советское время даже были монахини. Из 2 садовских скитов один белокриницкий, а второй - часовиный или беглопоповский? Наконец главный вопрос нашей религиозной истории - когда обозначилось абсолютное обособление часовинов от беглопоповцев? После 1840 г когда умер о. Василий Александров часовенные сразу ли смирились с тем что попов больше нет? Или беглые попы и после разгона Иргиза продолжали существовать? Очевидно - да, ибо беглопоповцы есть и сегодня. Разрыва в преемственности у них не было. Но их стали именовать "московскими" - на горном Урале и у нас - в часовенных краях. От московского Рогожского моленного дома. Московское священство часовинами не признавалось. В какой же момент обозначилось это различие?



полная версия страницы