Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » Моленные дома уральцев в советское время - где и какие » Ответить

Моленные дома уральцев в советское время - где и какие

михалычъ: 1. Уральск - моленные - московской веры - наиболее организованные, несколько раз переносились - австрийцы собирались на частных квартирах - часовенные также меняли местнонахождение. Есть сведения что в 50-х годах на Пугачевской у благословенного старца Логина Луповича Селезнева. Весьма многочисленны - церковные - по показанииям очевидцев после закрытия Собора молились семьи в своих домовых образных комнатах -поморцы до 40-х годов имели моленную - федосеевцы также были но без подробностей - молокане на частных квартирах 2. Павлово - две моленные церковных и безпоповцев весьма многочисленные вплоть до конца 80--х 3. Серебряково - моленная московских. Чада о. Изюмникова. Живы до сих пор, после передачи единоверческой Никольской церкви стали ходить туда 4. Б.Чаган. Группа верующих церковных молились читальщицы вплоть до открытия церкви 5. Чапаев. Неизвестного направления собирались на дому 6. Круглоозерный. Безпоповцы после переезда в Уральск имели свою моленную отдельно от прочих безпоповцев. Есть основания, что моления проводились и у единоверцев 7. Предположительно Переметное, якобы был или даже есть дом у старообрядцев. Вероятно часовеных

Ответов - 56, стр: 1 2 3 All

Куренской: В Куренях, на берегу Урала есть дом. Владелец его не сносит только по одной причине - это был молельный дом. Точно не помню, вроде бы австрийского толка. Если кому-нибудь интересно, то могу у хозяина уточнить. Несколько лет назад (когда ещё форум "Старого Уральска" работал, приезжали сотрудники музея и фотографировали молельный дом со стороны двора. К сожалению у меня фото только такие:

Куренской: Ещё 2 дома в Куренях. С молельными домами они не связаны, но в них молились не меньше. В одном жила читальщица, в другом - настоятель Старого собора. Оба этих дома посещал во время приезда в Уральск Святой Николай Алма-Атинский.

михалычъ: Куренской пишет: могу у хозяина уточнить. сделайте милость. А где конкретно он расположен? Австрийцы говорят что собирались на разных квартирах, постоянного дома не было. Куренской пишет: Оба этих дома посещал во время приезда в Уральск Святой Николай Алма-Атинский. соот-но читальщица была не старообрядка, а по единоверию? Интересно что в етих домах теперь...


Куренской: михалычъ пишет: соот-но читальщица была не старообрядка, а по единоверию? Да, единоверка.

Куренской: михалычъ пишет: Интересно что в етих домах теперь... Живут люди. В третьем доме не знаю кто, а в первых двух хозяева за последние годы поменялись. В первом доме живёт русская семья с казачьими корнями, во втором казахская семья.

Куренской: Куренской пишет: В Куренях, на берегу Урала есть дом - это был молельный дом, вроде бы австрийского толка. михалычъ пишет: А где конкретно он расположен? Прошу прощения, молельный дом не австрийского толка, а московской веры. Дом расположен в Уральске, на ул.Средняя 11. Сейчас он совсем пришёл в ветхость - осталось 3 стены без крыши.

Куренской: Куренской пишет: Молельный дом московской веры. Дом расположен в Уральске, на ул.Средняя 11. Дом был построен зажиточными казаками-татарами Рахимбердиными (впоследствии крещёными). В советские годы дом был куплен семьёй казака Бахирева. К тому времени это был уже молельный дом. В одной комнате они жили, в другой совершались службы.

михалычъ: Вроде Бахиревы были часовенные... Был такой Терентий Иваныч Бахирев. Может однофамильцы, или между согласиями не было еще жестких перегородок.Куренской пишет: Сейчас он совсем пришёл в ветхость - осталось 3 стены без крыши. все равно сей артефакт заслуживает благоговейного сохранения. Хорошо что хозяева сохраняют.

Куренской: михалычъ пишет: Был такой Терентий Иваныч Бахирев. Не знаю как звали хозяина, дом остался от Евдокии (отчества не знаю) Бахиревой.

михалычъ: Простите а какой временнОй период имеется ввиду? Примерно когда дом мог действовать? Я-то наставника Бахирева совсем недавно знал. Впрочем фамилии у разных толков повторяются. Чеботаревы влиятельны у австрийцев и у московцев, Кабаев был у безпоповцев, но и поп Макей был Кабаев и т. п. Знаю что московские имели дом на Баскачке некий дедушка по имени Климентий был там, затем переносили его на р-н Затона. Возможно в Куренях был ранее чем на Баскачке. Они до революции делились на общинников и необщинников. Вообще интересный факт. Два моленных дома в одном районе. На Пугачевской и в Куренях. Видать тянуло их туда

Куренской: михалычъ пишет: Простите а какой временнОй период имеется ввиду? Примерно когда дом мог действовать? Я-то наставника Бахирева совсем недавно знал. Точные годы не подскажу, но это было во времена СССР. Не позже 1980-х годов.

михалычъ: Куренской пишет: ул.Средняя 11 как понял по карте это почти на яру. Посмотрю даст Бог сегодни. В 80-е моленная уже была на Петровского, до того на Баскачке. Или у них было много моленных... но может просто семейная моленная была в Куренях? Либо часть московских держалась особо, но таких сведений нет.

Куренской: михалычъ пишет: В 80-е моленная уже была на Петровского, до того на Баскачке. Или у них было много моленных... но может просто семейная моленная была в Куренях? Либо часть московских держалась особо, но таких сведений нет. Не знаю, в какие годы, в пятидесятые или раньше, спросить-то не у кого. Опять же, как я выше написал: Куренской пишет: Дом был построен зажиточными казаками-татарами Рахимбердиными (впоследствии крещёными). В советские годы дом был куплен семьёй казака Бахирева. К тому времени это был уже молельный дом. Т.е. службы совершались, ещё когда хозяевами дома были Рахимбердины, когда этот дом купили Бахиревы, не знаю. Может быть, вообще в тридцатые годы.

Куренской: михалычъ пишет: какой временнОй период имеется ввиду? михалычъ пишет: Был такой Терентий Иваныч Бахирев. Имя хозяина дома - Василий Бахирев, жена Евдокия, родились в конце 19-го, либо в самом начале 20-го века.

prohozhiy: Молельные дома были и еще кое-где. Моя бабушка вместе с дедом перед венчанием в Петропавловской церкви перешли в единоверие. Но тем не менее в церковь она не ходила (по крайней мере, я этого не помню), ходила в молельный дом, который был где-то за 9-й школой, около Урала. То ли на Яикской, то ли на Новосельской, то ли еще где-то. А принадлежала она, видимо, к беспоповцам. Во всяком случае, именно из беспоповцев они перешли в единоверие. Видимо, у церкви был свой норматив «исправления староверов», и перед венчанием они просто формально «обозначили раскаяние». А дед, по-моему, вообще никуда не ходил-ни в церковь, ни в молельный дом

Nadezhda: Моя бабушка Бахирева Екатерина Акимовна. Она говорила, что ее семья была из Австрийского толка. В переписке прочитала, что Молельный дом в Уральске принадлежал Бахиреву. Не исключаю, что возможности что это родственники. Я ищу сведения и родственные контакты Бахиревых.

десятник: Доброго здоровья .Есть ли информация по старообрядческому беспоповскому согласию "бегуны"они же- странники, скрытники, сопелковцы и т.д. Самоназвание- ИПХС ( Истинно Православные христиане странствующие Христа ради) .Возможно в 18 веке были " бегуны " , а в настоящее время сохранилась диаспора на территории Уральских Казаков ?

колесников: десятник пишет: Истинно Православные христиане странствующие Христа ради интересно,это так сами себя провозгласили участники секты ,или их так называли ?

Куренской: колесников пишет: интересно,это так сами себя провозгласили участники секты ,или их так называли ? Кто бы их называл истинно православными, конечно сами.

десятник: ИПХС ( Истинно Православные христиане странствующие Христа ради) ,вот здесь можно узнать кто такие " бегуны " http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=613729.0

михалычъ: о бегунах слышать в пределах УКВ не приходилось Впрочем они ежели и были, то не очень стремились рассказывать о себе. Поморцы в районе Илека, федосеевцы - это родственные бегунам толки. А вот интересный толк из того же видимо корня - семяки, они же дырники. Обитали в Январцеве

Разъезд: Дырники были в Головском поселке.

vl-vl: михалычъ пишет: - церковные - по показанииям очевидцев после закрытия Собора молились семьи в своих домовых образных комнатах После закрытия Собора в последних числах декабря 1937 г. и после признания властями, что Ильинская церковь подлежит сносу, из действующих осталась только Преображенская церковь, которая была обновленческой. Тихоновская община Ильинской церкви получила разрешение властей переместиться в Собор. Община так и не смогла найти себе священника, богослужения не проводились, поэтому горсовет расторг договор о передаче храма. Немного ранее общинники ездили в Саратов просили священника Гилунова вернуться, но тот отказался. Он и многие другие советовали не посещать обновленческих храмов и МОЛИТЬСЯ НА ДОМУ. Так и было сделано. Молились у Окунева, Санталина и др. 10 октября 1938 г. был расстрелян обновленческий священник Преображенской церкви о.Иоанн (Карнаухов). На его место переместился о.Дмитрий (Младзиновский). Паства плохо знала этого священника. Потихоньку Преображенскую начали посещать тихоновские прихожане, поскольку батюшка позиционировал себя, как тихоновец. Новые прихожане не очень-то в это верили. Поэтому, чтобы доказать свою тихоновскую ориентацию, священник с несколькими активистами съездил в Саратов к местному епископу. Епископ ориентацию не подтвердил и посоветовал съездить для этого в Москву к митрополиту Сергию. Позже активисты братья Окуневы оказались по своим делам в Москве. Там на вокзале случайно? им встретился о.Дмитрий, который сообщил, что митрополит подтверждает его тихоновскую ориентацию. Параллельно община продолжала искать священника в Преображенскую церковь. Поиски показали УНКВД самых активных прихожан. Аресты начались в конце августа 1940 г. Был арестован весь церковный актив, включая уборщицу. 31 декабря 1940 г. они были приговорены к срокам от 10 до 5 лет с последущим поражением в правах на разные сроки. 29 октября 1940 г. последняя действующая церковь в Уральске была "временно закрыта до собрания верующих". Решение об ее открытии горсовет принял 24 ноября 1943 г.

Разъезд: Это чьи то воспоминаниниая?

vl-vl: Разъезд пишет: Это чьи то воспоминаниниая? Мои

колесников: Следует ли считать современную церковь -приемницей обнавленченской?

Куренской: колесников пишет: Следует ли считать современную церковь -приемницей обнавленченской? Нет. Обновленчество прекратило своё существование с началом Великой Отечественной войны, когда стали массово открываться православные (Тихоновские) храмы по всей стране.

михалычъ: vl-vl пишет: батюшка позиционировал себя, как тихоновец. Новые прихожане не очень-то в это верили. Поэтому, чтобы доказать свою тихоновскую ориентацию, священник с несколькими активистами съездил в Саратов к местному епископу. Епископ ориентацию не подтвердил а чем определялась эта грань? как отличить тихоновца от нетихоновца? получается она была условной?

Строгонова: михалычъ пишет: а чем определялась эта грань? как отличить тихоновца от нетихоновца? получается она была условной? Здесь важно кто рукоположил, совершил таинство священства. Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через Рукоположение от епископов епископам и поставляемым ими священнослужителям. У тихоновцев эта непрерывность преемственной связи благодатных даров и власти священства не прерывалось. Епископ видимо не подтвердил, что он рукоположил данного священника, хотя тот на него указывал.

vl-vl: Куренской пишет: Обновленчество прекратило своё существование с началом Великой Отечественной войны, когда стали массово открываться православные (Тихоновские) храмы по всей стране. 1.С какого перепугу храм, в котором глумились обновленцы, а потом закрытый властями поскольку обновленцы кончились, вдруг при открытии становился тихоновским? 2. Чем объяснить пополнение рядов Истинно-православной церкви и нежелание возврата во вновь открытые "тихоновские" храмы? 3. Чем объяснить необъяснимую любовь большевиков к тихоновцам, которая нахлынула нежданно-негаданно, не смотря на расстрелы тихоновцев проводившиеся совсем недавно?

Куренской: vl-vl пишет: 1.С какого перепугу храм, в котором глумились обновленцы, а потом закрытый властями поскольку обновленцы кончились, вдруг при открытии становился тихоновским? Во вновь открытые храмы приходили "Тихоновские" священники, не имеющие никакого отношения к обновленчеству. Поправьте, если я не прав. vl-vl пишет: 2. Чем объяснить пополнение рядов Истинно-православной церкви и нежелание возврата во вновь открытые "тихоновские" храмы? ??? vl-vl, что Вы хотели этим сказать? Когда в Уральске (в 40-е годы) открылся Старый собор, туда не шли люди (прихожане храма)? Или может быть первый (послевоенный) настоятель собора Архангела Михаила отец Лукиан был обновленцем? Кстати, в Чимкентской и Таразской епархии поднимался вопрос о его канонизации, уж Вам ли это не знать? vl-vl пишет: 3. Чем объяснить необъяснимую любовь большевиков к тихоновцам, которая нахлынула нежданно-негаданно, не смотря на расстрелы тихоновцев проводившиеся совсем недавно? Война всё расставила по своим местам.

vl-vl: Куренской пишет: Или может быть первый (послевоенный) настоятель собора Архангела Михаила отец Лукиан был обновленцем? Про Кресюка не знаю, а настоятель Преображенской церкви в 1953-63 гг. о. Михаил (Серебряков) обновленчеством замарался. В 1933 г. обновленцами даже был возведен в сан протоиерея.

михалычъ: vl-vl пишет: пополнение рядов Истинно-православной церкви в Уральске разве были подобные структуры?

vl-vl: Безусловно. Власти с ними боролись. Последнее известное групповое дело было в 1951 г.

михалычъ: лидер ИПЦ еп Афанасий в 1945 г призвал всех своих сторонников к воссоединению с патриархом Алексием. Значит это были какие-то другие группы? Или это были просто миряне без попа или связи с архиереем? мне говорили что молились на д ому, но только родственники собирались (их конечно могло быть много) и о том, чтобы они себя как-то отделяли от церкви разговора не было.

vl-vl: Община, о которой я упоминал, состояла из ссыльных по делу ИПЦ и полагавших, что истинные тихоновцы уничтожены, а остальным веры нет, как перековавшимся.

vl-vl: Были в ней и местные, разочаровавшиеся в официальной церкви.

Куренской: vl-vl пишет: 2. Чем объяснить пополнение рядов Истинно-православной церкви и нежелание возврата во вновь открытые "тихоновские" храмы? vl-vl пишет: Безусловно. Власти с ними боролись. Последнее известное групповое дело было в 1951 г. vl-vl пишет: Община, о которой я упоминал, состояла из ссыльных по делу ИПЦ и полагавших, что истинные тихоновцы уничтожены, а остальным веры нет, как перековавшимся. vl-vl пишет: Были в ней и местные, разочаровавшиеся в официальной церкви. Разочаровавшиеся были всегда и всегда будут. Вот только дело одной группы, не показатель, что основная масса верующих не признавала "Тихоновские" храмы и не ходила в них. Сколько уральцев проходило по этому делу, не больше десяти? А сколько людей в это самое время приходило в Уральские храмы и молилось там, или заходили свечи поставить за упокой усопших воинов? Да, что об этом говорить, есть самый лучший (самый правдивый) документ тех времён. Вот он:

vl-vl: Эти же люди ходили в Собор до декабря 1937 г

михалычъ: vl-vl пишет: полагавших, что истинные тихоновцы уничтожены новообрядные безпоповцы? гораздо интереснее вопрос о единоверцах-сторонниках Андрея Ухтомского. vl-vl пишет: Были в ней и местные, разочаровавшиеся в официальной церкви. А куда они потом делись? Правильно ли я понимаю, что собственно уральские священники против Декларации митр. Сергия не протестовали и находились в его юрисдикции? Уральцы же никогда не уйдут от местных священников покуда они есть. Куренской пишет: есть самый лучший (самый правдивый) документ тех времён батюшки красота то какая. Даже не верится. Огромная благодарность за такие фото. Какой это год? Кто священник и диакон?

Куренской: михалычъ пишет: Какой это год? Кто священник и диакон? Послевоенные фото, но до 1959 года, потому что дьякон похож на иерея Никиту Зибарева, а в 1959 году, он был уже иереем (когда принял сан иерея, не знаю). Настоятелем Старого собора в это время был протоиерей Лукиан Кресюк. Вот фото сним:

Куренской: Куренской пишет: Настоятелем Старого собора в это время был протоиерей Лукиан Кресюк. На разных сайтах есть такая информация: "В 1941–1944гг. работал счетным работником в колхозе в Западно-Казахстанской обл. Служение Казахстан, г.Уральск, Михайло-Архангельский собор иерей Должность настоятель Год начала 1945 Год окончания 1949 " Значит фото сделаны до 1949 года. Затем он служил в Джамбуле: Эти фото он присылал моей прабабушке из Джамбула.

Куренской: Куренской пишет: Настоятелем Старого собора в это время был протоиерей Лукиан Кресюк. После отца Лукиана настоятелем собора был отец Александр Вышковский.

vl-vl: михалычъ пишет: А куда они потом делись? Часть посадили, остальные молились на дому. михалычъ пишет: Правильно ли я понимаю, что собственно уральские священники против Декларации митр. Сергия не протестовали и находились в его юрисдикции? Уральцы же никогда не уйдут от местных священников покуда они есть. Они были на стороне патриаршего местоблюстителя епископа Петра (Крутицкого) и епископа Димитрия (Любимова). Действительно, уральские приходы перешли к обновленцам вслед за попами. Пытались кафедральным собором сделать храм Христа Спасителя - не удалось, главный агитатор протоиерей Крашенинников был изгнан. Получилось сделать ново-Казанскую. Когда ее отобрали, клубок обновленцев переместился в Собор. После расстрела последнего обновленческого соборного священника Панькина община сдала ключи от храма в горсовет. За возможность молиться боролись только тихоновские общины Ильинской и Крестовоздвиженской церквей, изгнанные из своих церковных помещений. Активные из них, перейдя в Преображенскую, были арестованы в 1940 г. И Фсе! до 1943 года, когда батюшка Сталин позволил в Уральске в церкви ходить. Ни одного уральского священника к службам не нашли, все попы были приплывные.

Куренской: Куренской пишет: После отца Лукиана настоятелем собора был отец Александр Вышковский.

михалычъ: Куренской пишет: иерея Никиту Зибарева судя по фамилии пардон есть шанс, что он уралец? На фото он в митре?

Куренской: михалычъ пишет: судя по фамилии пардон есть шанс, что он уралец? По рождению - неуралец, он служил в Уральске. михалычъ пишет: На фото он в митре? Нет.

михалычъ: vl-vl пишет: Они были на стороне патриаршего местоблюстителя епископа Петра (Крутицкого) и епископа Димитрия (Любимова). я правильно Вас понимаю, что в уральских храмах не поминали митр. Сергия и не принимали его Декларацию?

михалычъ: vl-vl пишет: остальные молились на дому они так и не приняли священства?

vl-vl: михалычъ пишет: я правильно Вас понимаю, что в уральских храмах не поминали митр. Сергия и не принимали его Декларацию? Думаю, что номинально поминали, иначе - анафема, запрещение, изгнание.

михалычъ: приходилось встречать информацию, что часть прихожан Никольской на Чагане перешла к безпоповцам.

vl-vl: михалычъ пишет: приходилось встречать информацию, что часть прихожан Никольской на Чагане перешла к безпоповцам. Про это не слышал.

vl-vl: Куренской пишет: настоятель собора Архангела Михаила отец Лукиан Кстати! О.Лукиана рукополагал в диакона сам будущий патриарх - тогда архиепископ Литовский и Виленский ТИХОН (Белавин).

Куренской: Из музея "Старый Уральскъ": ДМИТРИЕВ ВАСИЛИЙ ЛУКЬЯНОВИЧ (священник старообрядческой церкви). ДМИТРИЕВЫ ВАСИЛИЙ ЛУКЬЯНОВИЧ (священник старообрядческой церкви) и ТАТЬЯНА ИВАНОВНА (в девичестве ПОГОДАЕВА).

Куренской: Мне сейчас рассказали, что якобы в Уральске, на пересечении улиц Покатилова и Крестьянской (ныне Покатилова и Егизбаева), жила семья Расторгуевых. Хозяйкой дома была тётя Маруся. Их дом стоял на углу, а во дворе, на задах, был молельный дом. Было это в 1960-1970-е годы. В этом молельном доме собирались дырники. Человек, который мне это рассказывал, хорошо запомнил дыру в стене дома, их семья жила рядом с этим домом.

михалычъ: часто приходится сталкиваться с тем, что обыватели кого угодно называют дырниками, калугурами, а вон атамана Жабина в Оренбурге - православного- все кому не лень зовут почему-то мормоном. так что не вполне показатель. Могли быть часовенными. Часавенные меняли дома при молении



полная версия страницы