Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » Религиозные деятели, связанные с Уральском » Ответить

Религиозные деятели, связанные с Уральском

михалыч: Иоанн (Поярков Виктор Алексеевич) Год рождения 1883 День рождения 10 Месяц рождения 11 Место рождения Пермская губ. (Пермский край), г.Кунгур архиепископ Родился 10 ноября 1883г. в потомственной казачьей семье. Отец был учителем. Виктор рано осиротел ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1892-1902гг.] [1902-1907гг.] [1907-1912гг.] [1912-1922гг.] [1922-1923гг.] [1923г.] [1923-1931гг.] [1931-1933гг.] − Образование Уральское Казачье войсковое реальное училище Год поступления 1892 Год окончания 1902 В 1892г. поступил в Уральское казачье войсковое реальное училище в г.Уральске. Получал стипендию и помощь от Общества вспомоществования недостаточным ученикам Служение Уральск, училищный храм Уральского казачьего войскового училища Должность чтец, псаломщик Год начала 1892 Год окончания 1902 С юности отличался благочестием, посещал все службы в храме училища. Исполнял обязанности чтеца и псаломщика. Интересовался церковным бытом уральских единоверцев, изучал старую обрядность. В 1900г. окончил училище по основному отделению, а в 1902г. — по дополнительному классу, получив право поступать в высшие специальные училища − Образование Казанская Духовная Семинария Год поступления 1902 Год окончания 1903 Месяц окончания 8 В августе 1903г. выдержал экзамены по богословским предметам семинарского курса в Казанской Духовной Семинарии Казанская Духовная Академия Год поступления 1903 Месяц поступления 8 Год окончания 1907 В 1903г. был принят на казенное содержание в Казанскую Духовную Академию Служение Казань, единоверческая церковь во имя Четырех Евангелистов Должность чтец, псаломщик Год начала 1903 Год окончания 1907 Во период учебы в Академии посещал казанский единоверческий храм во имя Четырех Евангелистов. Принимал участие в чтениях и богослужениях. Духовно сблизился с настоятелем храма, видным деятелем единоверия о.Симеоном Шлеевым (впоследствии священномучеником), их духовная связь продолжалась и после перевода о.Симеона в Никольскую единоверческую церковь Санкт-Петербурга. "17 апреля 1905г. Государь-Император Николай II издал манифест "Об укреплении основ веротерпимости", разрешивший старообрядцам богослужения и отменивший наказание за отпадение от православия... О.Симеон позже писал: "Манифест 17 апреля... составил эру в жизни старообрядцев и единоверцев. Первые получили милости и льготы, каких прежде не имели, а вторые выросли в своем самосознании, как никогда раньше...". Первая надежда, воскресшая у единоверцев после 17 апреля, — это возродившееся ожидание иметь у себя единомысленных епископов. Свобода вероисповедания поставила единоверие в очень сложное положение. После 17 апреля, когда прекратилось государственное давление на раскольников, появились случаи перехода верующих из единоверия обратно в старообрядчество. Изменить положение и вернуть, наконец, старообрядцев в лоно Церкви могла теперь лишь одна мера — поставление единоверческого епископа. Так посмотрел на это и Высокопреосвященный покровитель Единоверия, Архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий)... Архиепископ Антоний простер даже до того, что обещался быть первым единоверческим епископом, если на то будет воля Святейшего Синода и Государя... На Фоминой неделе 30-го апреля Архиепископ имел продолжительную беседу с единоверцами. Плодом этой беседы было то, что Высокопреосвященный одобрил планы петербургских единоверцев просить себе епископа. 1-го мая 1905г. они составили в частной квартире большое собрание,... На собрании постановили обратиться частным образом к г.Обер-Прокурору и просить его содействия... Он не возражал. Петербургские единоверцы и в первых о.Симеон Шлеев составили особую организационную комиссию, которая списалась с единоверцами Москвы, многих провинциальных городов России, разослала телеграммы в разные города с запросами о согласии ходатайствовать епископа. Комиссия предполагала созвать особый единоверческий съезд в Петербурге, но дело не устроилось, и тогда петербургские единоверцы решили завязать более тесные отношения с прочими через особых посланцев. Посланцами были избраны те люди, которые показали свою преданность единоверию и любили святую старожитность. Особенно упрашивали отправиться по провинциальным единоверцам князя Алексея Алексеевича Ухтомского (брата будущего Уфимского епископа Андрея). Другим посланцем, которому доверено было столь важное дело, довелось стать Виктору Алексеевичу Пояркову. Третьим послом был уставщик Никольской единоверческой церкви Петербурга Григорий Фомич Громов" [6]. В конце мая — начале лета 1905г. Виктор Поярков, как полномочный представитель, объехал единоверческие приходы Нижней Волги и Уральской обл. для сбора подписей под ходатайством о даровании всероссийскому единоверию особого архиерея — члена Св.Синода и о назначении на эту должность епископа Волынского и Житомирского Антония (Храповицкого). В 1907г. Виктор Поярков окончил Казанскую Духовную Академию без аттестата, т.к. не представил работ, обязательных по окончании 3-го и 4-го курсов, и итогового сочинения. Он получил приглашение от архиепископа Волынского Антония (Храповицкого) стать клириком Волынской епархии. Женился Рукоположение иерей 1907 После бракосочетания был рукоположен во иерея Служение Волынская губ., Житомирский у. (Украина, Житомирская о., Чудновский р.), с.Галиевка иерей Год начала 1907 По данным на 1908г. о.Иоанн служил в церкви с.Галиевка Волынской губ. В 1909г., по представлению в КазДА не сданных ранее поучений, получил звание действительного студента Казань иерей Год начала 1910 День начала 1 Месяц начала 8 Год окончания 1910 День окончания 13 Месяц окончания 10 С 1 августа до 13 октября 1910г. о.Иоанн состоял законоучителем Казанского учительского института [2] Волынская губ. (Украина, Житомирская о.), г.Овруч, Овручский Васильевский женский монастырь иерей Год окончания 1912 По данным на 1911г. служил в церкви Овручского Васильевского женского монастыря По отзыву Высокопреосвященного Антония (Храповицкого): "О.Поярков... образцовый, ревностный пастырь — проповедник строго церковного настроения и безупречного образа жизни" [Зв1 (Православный собеседник. 1911. Июнь. С.108.)]. В 1911г. удостоен степени кандидата богословия за сочинение "Благодать и свобода в деле спасения человека (по творениям преосв.Феофана Затворника)" Рукоположение протоиерей 1912 В начале 1912г. назначен настоятелем казанской единоверческой церкви Четырех Евангелистов, стал благочинным единоверческих церквей Казани в сане протоиерея Служение Казань, единоверческая церковь во имя Четырех Евангелистов протоиерей Должность настоятель, благочинный единоверческих церквей Казани Год начала 1912 Год окончания 1914 Уфа, училищная церковь свт.Тихона Задонского Уфимского женского епархиального училища протоиерей Должность настоятель, инспектор и преподаватель женского епархиального училища, член Епархиального училищного совета (с 1916г.) Год начала 1914 Год окончания 1917 С конца 1914г. являлся настоятелем училищной церкви во имя свт.Тихона Задонского. Уфимского епархиального женского училища и состоял инспектором классов и преподавателем училища. С 1916г. — член Епархиального училищного совета. Являлся сторонником идей Уфимского епископа Андрея (Ухтомского) о возрождении приходской жизни. О.Виктор Поярков стал одним из основателей и активных деятелей Восточно-Русского культурно-просветительского общества, учрежденного по инициативе епископа Андрея (Ухтомского). Общество было призвано содействовать "сближению местного инородческого населения с русским народом на почве взаимного уважения и приобщения к русской образованности и гражданственности; развитию образования и воспитания среди местного русского и инородческого населения" [Зв1 (Уфимские ЕВ. 1916. N 8. С.254–255.)]. Протоиерея Виктор являлся автором программной статьи "Церковь, община и приход" Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. протоиерей Должность член Собора от Уфимской епархии Год начала 1917 Год окончания 1918 В августе 1917г. избран от духовенства Уфимской епархии членом Поместного Собора. Российской Православной Церкви. Активно участвовал в работе 1-й и 2-й сессий Собора. Выступал за восстановление Патриаршества. Выступал в защиту как правовых, так и имущественных интересов Церкви в России, за осуществление освобождения Церкви от госконтроля в делах милосердия и духовного просвещения народа. Принимал участие в дискуссиях на Соборе по вопросам о единоверии, по положениям о ВЦУ, о православном приходе. Поддержал учреждение особых кафедр единоверческих епископов, в т.ч. Саткинской кафедры в Уфимской епархии Уфа, училищная церковь свт.Тихона Задонского женского епархиального училища протоиерей Должность настоятель, инспектор и преподаватель женского епархиального училища, член Епархиального училищного совета Год окончания 1919 В 1919г. женское епархиальное училище было закрыто Уфа, Никольская церковь протоиерей Должность настоятель Год начала 1919 О.Виктор Поярков перешел служить настоятелем в уфимскую Никольскую церковь. Во время обновленческого раскола сохранил верность Православию, поддержал переход Уфимской епархии на положении временной автокефалии. Автокефальное церковное управление было вынужденной мерой в связи с арестом Патриарха Тихона и отсутствием законной высшей церковной власти. Согласно постановлению Патриарха Тихона, Священного Синода и ВЦС от 07/20.11.1920г. за N 362 и посланию митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) от 05/18.06.1922г. в ноябре 1922г. была провозглашена временная автокефалия Уфимской православной епархии Томским епископом Андреем (Ухтомским). Автокефалия была подтверждена епархиальным собранием, избравшим епископа Андрея временно управляющим епархией. Для сохранения православной иерархии в случае арестов в Уфимской автокефальной епархии был совершен ряд тайных архиерейских хиротоний. Одним из кандидатов на епископство совет Союза уфимских приходов выдвинул протоиерея Виктора Пояркова Награды камилавка Год награждения 1915 Рукоположение иеромонах Иоанн 1922 В конце 1922г. о.Виктор Поярков принял монашеский постриг (вместе с женой) епископ 1922 День 12 Месяц 12 Место Башкирия, г.Уфа Кто рукоположил епископ Стерлитамакский Марк (Боголюбов), епископ Бирский Трофим (Якобчук), епископ Староуфимский Аввакум (Боровков) 29.11/12.12.1922г., по благословению арестованного к тому времени епископа Томского, в.у. Уфимской епархией Андрея (Ухтомского) в период заключения Патриарха Тихона, о.Иоанн (Поярков) был тайно хиротонисан во епископа Давлекановского, викария Уфимской епархии (титул — по названию села Давлеканово в Белебеевском уезде). Хиротонию совершали викарии Уфимской автокефальной епархии: ранее рукоположенные епископом Андреем епископы Стерлитамакский Марк (Боголюбов) и Бирский Трофим (Якобчук) и поставленный ими накануне епископ Староуфимский Аввакум (Боровков). Хиротония была впоследствии признана Патриархом Тихоном Служение Уфимская епархия епископ Должность викарный епископ Давлекановский Год начала 1922 День начала 12 Месяц начала 12 Год окончания 1923 27 декабря 1922г. в Уфе было созвано чрезвычайное епархиальное собрание духовенства и мирян. Несмотря на давление со стороны властей, большинство присутствовавших на собрании поддержало автокефальных епископов и просило епископа Иоанна, ввиду ареста епископа Андрея, принять на себя временное управление Уфимской епархией. Епископ Иоанн согласился взять на себя временное управление епархией при условии если новый состав Епархиального совета откажется от признания обновленческого ВЦУ. Президиум собрания состоял, в основном, из обновленцев и объявил собрание закрытым. Однако состоявшийся в тот же день совет Союза приходских советов постановил передать временное управление епархией четырем викарным епископам. Епископы Стерлитамакский Марк, Бирский Трофим и Староуфимский Аввакум вместе с епископом Иоанном (Поярковым) приняли решение, что каждый будет управлять своей частью епархии вплоть до возвращения епископа Андрея (Ухтомского). Епископу Иоанну было поручено председательствовать в "составившемся малом соборе епископов" и постоянно пребывать в Уфе. Для управления епархией организовали канцелярию. Вместе с собором автокефальных архиереев епископ Иоанн продолжил осуществление мер по защите Православия, выработанные епископом Андреем (Ухтомсктим). Епископ Иоанн сыграл важную роль в противодействии обновленческому расколу в Уфимской епархии и на Урале: совершал епископские хиротонии, учреждал новые викариатства, создавал и сохранял системы управления православными приходами, выступал с воззваниями против обновленцев. В первой половине 1923г. Уфимские викарии провели ряд епископских хиротоний, в т.ч. на викарные кафедры других епархий. Вскоре после ареста епископа Староуфимского Аввакума, для восполнения числа епископов, епископ Иоанн и епископ Бирский Трофим хиротонисали иеромонаха Петра (Гасилова) во епископа Нижегородского (титулованного по слободе Нижегородской г.Уфы). В начале февраля 1923г. по просьбе православных приходов, поддержанной находившимся в заключении Екатеринбургским архиепископом Григорием (Яцковским), епископ Иоанн вместе с епископом Петром (Гасиловым) совершили хиротонии иеромонаха Льва (Черепанова) во епископа Нижнетагильского и архимандрита Иринея (Шульмина) во епископа Кушвинского — викарием Екатеринбургской епархии. Епископ Иоанн совместно с Аскинским епископом Серафимом (Афанасьевым) (ранее хиротонисанным епископом Бирским Трофимом (Якобчуком)), совершил тайную хиротонию иеромонаха Иерофея (Афонина) во епископа Тайгинского, викария Томской епархии. 27 марта 1923г. епископ Иоанн подписал соборное послание Уфимских викарных епископов, составленное в связи с "хиротонией" в Москве обновленческого "епископа Уфимского" Николая Орлова, которое давало православную оценку обновленческого раскола и предупреждало духовенство и мирян о незаконности какого бы то ни было общения с лжеепископом Уфимским. Епископ Иоанн выступал и с собственными воззваниями к пастырям и пастве с призывом сохранять верность Патриарху Тихону и активно рассылал их по епархии. Деятельность епископа Иоанна оказывала огромное влияние на верующих. Захваченные обновленцами при поддержке властей храмы Уфы, в т.ч. кафедральный Воскресенский собор, пришли в запустение. В то же время Никольская церковь, где служил епископ Иоанн, ставшая кафедральным собором православной Уфимской епархии, не могла вместить молящихся. За противодействие обновленцам епископ Иоанн подвергался частым обыскам, и только тяжелая болезнь на время отсрочила его арест. Обновленцы добились закрытия властями православной епархиальной канцелярии, только в мае 1923г. она нелегально возобновила свою деятельность Аресты Уфа Год ареста 1923 День ареста 20 Месяц ареста 4 Епископ Иоанн (Поярков) был арестован в Уфе 20 апреля 1923г. за сопротивление обновленцам и заключен в тюрьму Места заключения Уфа, тюрьма Год начала 1923 День начала 20 Месяц начала 4 Год окончания 1923 День окончания 2 Месяц окончания 5 2 мая 1923г. благодаря многочисленным ходатайствам верующих, а также в связи с болезнью "и в честь празднования Первого Мая" епископ Иоанн был из тюрьмы освобожден Служение Уфимская епархия епископ Должность викарный епископ Давлекановский Год начала 1923 Викарный епископ Давлекановский Иоанн управлял также приходами в Бирском и Белебеевском кантонах Башкирской АССР, т.к. там многие викарии были высланы за пределы епархии. 15 июля 1923г., после получения известия об освобождении из-под ареста Патриарха Тихона, епископ Иоанн направил Патриарху доклад с кратким изложением истории автокефалии Уфимской епархии с просьбой об утверждении сделанного и о дальнейших распоряжениях. Патриарх Тихон признал все совершенные в период автокефалии тайные хиротонии Аресты Уфа Год ареста 1923 День ареста 28 Месяц ареста 7 Однако 15/28 июля 1923г. епископ Иоанн был вновь арестован по доносу обновленцев Осуждения Комиссия НКВД по административным высылкам 24/08/1923 Обвинение "распространение ложных слухов о руководстве органами ГПУ деятельностью обновленческого епархиального управления, чем дискредитировал в глазах трудящихся Советскую власть" Приговор 2 года ссылки в Нарымский край условно Проходил по одному делу с викарным Аскинским епископом Серафимом. Обвинялся в "распространении ложных слухов о руководстве органами ГПУ деятельностью обновленческого епархиального управления, чем дискредитировал в глазах трудящихся Советскую власть". Башкирский областной отдел ГПУ счел невозможным поддержать обвинение в открытом суде и направил материалы следствия в Москву в Секретный отдел ГПУ для применения к арестованным внесудебных мер. 24 августа 1923г. Комиссией НКВД по административным высылкам епископ Иоанн был приговорен к 2 годам ссылки в Нарымский край. Однако, как было сообщено из Башкирского отдела ГПУ, "постановление о высылке условно, к Пояркову не применено ввиду того, что Поярков, как епископ, пользующийся среди верующих авторитетом, будет использован в работе духовенства" Места заключения Уфа Год начала 1923 Год окончания 1923 Месяц окончания 8 В конце августа 1923г. епископ Иоанн был освобожден из-под стражи Служение Уфимская епархия епископ Должность викарный епископ Давлекановский, в.у. Уфимской епархией (18.07/31.07.1923–22.01/04.02.1924) Год начала 1923 День начала 31 Месяц начала 7 Год окончания 1924 День окончания 4 Месяц окончания 2 Еще во время пребывания под стражей Давлекановский епископ Иоанн (Поярков)

Ответов - 23, стр: 1 2 All

михалыч: 30.07.1923г. определением Святейшего Патриарха Тихона назначен в.у. Уфимской епархией (Указом от 18/31.07.1923г.) [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.218. Л.320.)]. В конце августа 1923г., после освобождения из-под стражи, епископ Иоанн фактически смог приступить к временному управлению Уфимской епархией. 26 октября 1923г. Комиссия НКВД по административным высылкам официально отменила свое решение о ссылке епископа Иоанна в связи с тем, что в ходе следствия епископ Иоанн "выявил свое отрицательное отношение к черносотенным церковным группировкам". Политика епископа Иоанна в отношении обновленцев была двойственной. С одной стороны, имея большой авторитет среди верующих, епископ Иоанн продолжал противодействовать обновленческому расколу, отчего, по признанию ОГПУ, "обновленческое движение в Уфимской губернии развивалось слабо...". 1 января 1924г. епископ Иоанн совместно с викарными епископами Байкинским Вениамином (Фроловым) и Стерлитамакским Марком (Боголюбовым) совершил в Уфе хиротонию иеромонаха Алексия (Буя) во епископа Бугульминского, викария Самарской епархии. Хиротония была совершена с целью сохранения православной иерархии в Поволжье в связи с арестом Самарского архиепископа Анатолия (Грисюка) и с его согласия, однако вопреки телеграмме Патриарха Тихона с просьбой воздержаться от хиротонии до выяснения всех обстоятельств дела, но впоследствии получила признание Патриарха. С другой стороны, епископ Иоанн пошел на уступки властям, требовавшим от него отделения от Патриаршей Церкви. В январе 1924г. епископ Иоанн обратился к Патриарху Тихону с ходатайством о "временном обособлении" (автономии) "Восточной Церкви" в составе Уфимской и некоторых соседних с ней епархий Поволжья и Урала. Согласно ходатайству, автономия предполагала возможность рукоположения епископов и учреждения новых епископий без согласия Патриарха, созыв Малого Восточного церковного Собора, прием обновленческих женатых епископов в сущем сане в случае их покаяния при одобрении Малого Восточного Собора. Постановлением Патриарха и Временного Патриаршего Синода от 08.01/21.01.1924г. епископ Иоанн был освобожден от временного управления Уфимской епархией. 18/31 января 1924г. на совещании духовенства в канцелярии епископа Иоанна было принято решение об отмежевании от Патриарха Тихона. 22.01/04.02.1924г. постановлением Патриарха Тихона и Временного Патриаршего Синода было подтверждено освобождение епископа Иоанна от в.у.Уфимской епархией с назначением его временно управляющим Екатеринбургской епархией. При этом ему напоминалось об архиерейской присяге и о церковных канонах [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.209. Л.10–10об.)]. Епископа Иоанна предупредили, что если он прекратит связь с Патриархом и Синодом, то будет подлежать суду архиереев. Управление Уфимской кафедрой поручалось вернувшемуся из заключения епископу Уфимскому и Мензелинскому Борису (Шипулину), но с него власти под угрозой высылки взяли подписку о невмешательстве в дела епархии Екатеринбургская епархия епископ Должность викарный епископ Давлекановский, в.у. Екатеринбургской епархией (22.01/04.02.1924–16.02/29.02.1924) Год начала 1924 День начала 4 Месяц начала 2 Год окончания 1924 День окончания 29 Месяц окончания 2 Однако на Екатеринбургскую кафедру епископ Иоанн не прибыл и в управление не вступал, находясь в Уфе без права выезда. 23.01./05.02.1924г. общее благочинническое собрание духовенства Уфы по докладу епископа Иоанна приняло предложенную им резолюцию о поддержке Советской власти и отмежевании от "контрреволюционных течений". Под влиянием верных Патриарху священников вопрос о "платформе по отношению к Патриарху Тихону" был снят с рассмотрения до пастырско-мирянского собрания Уфы. 29 февраля 1924г. в главной советской газете Башкирской АССР "Власть труда" было опубликовано заявление епископа Иоанна, где говорилось, что он "отходит от реакционного политического тихоновского течения, с которым порывает всякую связь". Патриарх Тихон получил от епископа Бориса написанное под угрозой ареста прошение об увольнении на покой в связи с состоянием здоровья. 16.02/29.02.1924г. Патриарх Тихон освободил епископа Иоанна от поручения временно управляющего Екатеринбургской кафедрой Уфимская епархия епископ Должность викарный епископ Давлекановский, в.у. Уфимской епархией (17.02/01.03.1924–02.1928) Год начала 1924 День начала 29 Месяц начала 2 Год окончания 1928 Месяц окончания 2 Указом Патриарха от 17 февраля/1 марта 1924г. епископ Иоанн был вновь назначен временно управляющим Уфимской епархией в связи с увольнением на покой епископа Уфимского Бориса (Шипулина) [Зв1 (РГИА. Ф.831. Оп.1. Д.272. Л.84.)]. При этом епископ Иоанн больше не поднимал вопроса об автономной "Восточной Церкви" Однако публичное выступление епископа Иоанна против Патриарха Тихона привело к протестам православных, по просьбе которых продолжил руководить Уфимской кафедрой Преосвященный Борис (Шипулин), которому епископ Иоанн принес покаяние. Епископ Иоанн вступил во временное управление Уфимской епархией только после высылки епископа Бориса в апреле 1924г. Однако в рапорте Патриарху епископ Иоанн сообщил, что фактически дела епископу Борису не передавал и временное управление епархией не прекращал. В октябре 1924г. епископу Иоанну удалось легализовать деятельность органов православного епархиального управления. Условием их признания со стороны властей явилось введение в состав Епархиального совета по требованию светских властей "лиц прогрессивного направления" и издание "декларации с выявлением политической и церковной платформы вновь организованного Совета". Среди прочих лиц в состав Епархиального совета вошел бывший уполномоченный обновленческого ВЦУ по Уфимской епархии прот.Михаил Севастьянов (автор доноса в 1923г., ставшего причиной ареста епископа Иоанна). В "Обращении к верующим православной Христовой Уфимской церкви" епископ Иоанн сделал заявление, с одной стороны, о лояльности к Советской власти, об отмежевании от какой бы то ни было политической работы и о "решительной борьбе с церковной контрреволюцией". С другой стороны, ссылаясь на заявление Патриарха Тихона о необходимости церковных реформ и созыва Собора, епископ Иоанн призвал в ожидании Поместного Собора объединиться всем верующим епархии (т.е. православным и обновленцам) будущего Собора. Регистрация Епархиального совета не способствовала объединению и ликвидации обновленческой Уфимской епархии, но, напротив, обострила борьбу обновленцев против епископа Иоанна. В то же время деятельность епископа Иоанна, направленная на достижение легализации путем компромисса с гражданской властью, привела к разделению среди православных в епархии. Декларация епископа Иоанна вызвала резко негативную реакцию находившегося в ссылке архиепископа Андрея (Ухтомского), который оставался избранным временно управляющим Уфимской епархии и в таком качестве поминался за богослужением во всех православных храмах после имени остававшегося формально правящим архиереем епископа Бориса (Шипулина). Архиепископ Андрей расценил политику епископа Иоанна как скрытое обновленчество, еще более опасное, чем обновленчество открытое. К концу 1924г. в епархии произошел раскол: одни поддерживали линию епископа Иоанна, другие — сторонников позиции, которую занимал архиепископ Андрей (андреевское течение). После кончины Патриарха Тихона по распоряжению епископа Иоанна во всех храмах Уфимской епархии совершались заупокойные литургии и панихиды, а в Православном календаре на 1926г., изданном Уфимской архиерейской кафедрой, была напечатана большая статья "Памяти в Бозе почившего Святейшего Патриарха Тихона", в которой отмечались многочисленные заслуги Патриарха Тихона перед Церковью. 6 июля 1925г. права епископа Иоанна на временное управление Уфимской епархией были подтверждены Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским). После ареста в конце 1925г. Местоблюстителя митрополита Петра епископ Иоанн признал полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). Находившийся в ссылке архиепископ Андрей (Ухтомский) совместно с Нижнетагильским епископом Львом (Черепановым) совершил ряд архиерейских хиротоний викариев для Уфимской епархии. 16 марта 1926г. епископ Иоанн созвал в Уфе епископское совещание "по вопросу о поставлениях, совершенных после смерти Патриарха Тихона для Уфимской и Златоустовской епархий архиепископом Андреем (Ухтомским) совместно с епископом Нижнетагильским Львом (Черепановым)". Совещание приняло решение о признании неканоничными поставлений архиепископа Андрея, о пресечении деятельности рукоположенных им лиц и запрещении их в священнослужении. Постановление было подписано епископом Иоанном, викариями Аскинским Серафимом (Афанасьевым) и Байкинским Вениамином (Фроловым), а также Златоустовским епископом Николаем (Ипатовым). Вернувшийся в Уфу весной 1926г. архиепископ Андрей (Ухтомский) не признал полномочий ни Местоблюстителя митрополита Петра, ни Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия, что послужило углублению возникшего ранее раскола в епархии. Епископ Иоанн энергично боролся с андреевским течением. Он попытался осуществить план по организации обширной церковной области с центром в Уфе для координации действий архиереев нескольких соседних епархий. Предполагалась и организация архиерейского суда над архиепископом Андреем. В июне 1926г. на регистрацию в Башкирский НКВД был подан "Устав Областного Епископского Совещания". Первое Совещание предполагалось созвать в декабре 1926г. под председательством епископа Иоанна с участием епископов Уфимской епархии, епископа Златоустовского, других архиереев Урала и Поволжья. Однако власти не позволили осуществить проект, опасаясь консолидации православного епископата. Епископ Иоанн поддержал митрополита Сергия в его действиях против григорианского раскола. 10 августа 1927г. в связи с появлением в епархии сторонников епископа Григория (Яцковского) епископ Иоанн издал "Циркуляр духовенству, православным правлениям и общинам" с предупреждением о появлении нового раскола, который "состоит в противлении порядку законного иерархического преемства". В том же году епископ Иоанн поддержал "Декларацию" митрополита Сергия. Архиепископ Андрей (Ухтомский) (к тому времени вновь арестованный) и его сторонники выступили против "Декларации". Это привело к окончательному отделению части епархии и образованию самостоятельной андреевской Уфимской автокефальной епархии в составе течения "непоминающих" Уфимская епархия епископ Должность епископ Уфимский и Давлекановский, управляющий епархией Год начала 1928 Месяц начала 2 Год окончания 1931 День окончания 2 Месяц окончания 4 В 1928г. епископ Иоанн был утвержден правящим архиереем Уфимской епархии с титулом "епископ Уфимский и Давлекановский". В ноябре 1930г. — апреле 1931г. вызывался к присутствию на зимней сессии Временного Священного Синода Рукоположение архиепископ 1931 День 2 Месяц 4 2 апреля 1931г. возведен в сан архиепископа Служение Уфимская епархия архиепископ Должность архиепископ Уфимский и Давлекановский Год начала 1931 День начала 2 Месяц начала 4 Год окончания 1933 День окончания 30 Месяц окончания 1 Кончина 1933 День 30 Месяц 1 Место Уфа Место захоронения Уфа, у алтаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы Перед смертью владыка Иоанн (Поярков) принял Великую схиму. Был похоронен на Сергиевском кладбище Уфы рядом с епископом Симоном (Шлеевым). В 2003г. перезахоронен у алтаря уфимского кафедрального собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcmZsS8iYOjXdeKheCxyYy0UeynVeWkUsySceuXdfSid6CLUc8kUYy0UeynVeeuXfW0ec8SUtymZcusUceudsOeiceuXfW1XtuWfeCaUTcGZeu-yPqJX9XMk**

михалыч: Епи́скоп Вениами́н (в миру Василий Константинович Воскресенский; 15 января 1871, село Переславцево, Угличский уезд, Ярославская губерния — 5 октября 1932, Уральск, Казахстан) — епископ Православной российской церкви с титулом «Романовский»[1] (с 1921 года), викарий Ярославской епархии. Прославлен Русскою православной церковью в лике святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BD_%28%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%29 Первоначально жил в cеле Джамбейты Уральской губернии. В конце 1928 года его перевели в село Каратюбе[4]. Здоровье епископа Вениамина в заключении и ссылке окончательно было подорвано, он перенёс инсульт. Последний арест и кончина 1 апреля 1930 года был арестован по обвинению в «антисоветской» переписке со своими прихожанами. Виновным себя не признал, был тяжело болен: у него была парализована вся правая сторона тела. 10 сентября 1931 года был приговорён к 10 годам лишения свободы, но приговор не был исполнен, так как владыка скончался 5 октября 1932 года в тюремной больнице Уральска. Канонизация Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 года.

михалыч: Епископ Феодор (в миру Николай Николаевич Маковецкий[1] или Маковицкий[2]; ок. 1880, село Алтыновка, Кролевецкий уезд, Черниговская губерния — 12 ноября 1925, Уральск) — епископ Русской православной церкви, епископ Мосальский, викарий Калужской епархии. Биография Родился около 1880 года в селе Алтыновка Кролевецкого уезда Черниговской губернии в дворянской семье. Сын известного доктора Душана Маковицкого, лечившего Льва Толстого[3]. Окончил Санкт-Петербургский университет с дипломом I-й степени. В 1910 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Учась в академии, пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 20 ноября 1910 года — преподаватель Уфимской духовной семинарии. С 21 января 1913 года — помощник смотрителя Уфимского духовного училища. С 22 февраля 1916 года до 1918 года — помощник смотрителя Угличского духовного училища. В апреле 1920 года хиротонисан во епископа Мосальского, викария Калужской епархии. 24 августа 1922 года арестован за «распространение к/р воззваний-посланий, агитация против советской власти и преподавание Закона Божия несовершеннолетним и взрослым». Был арестован после проведения благочиннического собрания в Мосальском соборе, на котором было решено не принимать обновленчества. На следующий день после ареста был отправлен на станцию Баратинская. После ареста епископа Феодора был суд и вынесен приговор, вероятно, три года заключения, так как он пробыл в заключении до августа 1925 года. Подробности заключения неизвестны Возвратился в Мосальск 17 августа 1925 года, но вскоре был снова отправлен в ссылку в Уральск. Скончался в 12 ноября 1925 года в Уральске.


михалыч: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B9_%28%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%29

михалыч: михалыч пишет: Епи́скоп Вениами́н 17 мар-та 1930 го-да епи-ско-па Ве-ни-а-ми-на и вме-сте с ним дру-гих ссыль-ных вы-зва-ли из Ка-ра-тю-бе в Уральск. «Еха-ли обо-зом, – пи-сал вла-ды-ка, – из 22 под-вод... 44 во-ла. И во-лы, и ку-че-ра го-лод-ные как вол-ки. Еха-ли неде-лю. Об-гло-да-ли нас тро-их на-чи-сто. Ся-дем за чай во-круг: у нас – су-ха-ри, у кир-ги-зов – несве-жее мя-со на 3 дня. Ся-дем, и вот тя-нут-ся к нам 22 ру-ки: "Дай нан (хлеб)!" В Ураль-ске не бы-ло уже ни од-но-го су-ха-ря...» По при-ез-де в Уральск вла-ды-ка Ве-ни-а-мин был за-клю-чен в тюрь-му, все-го по это-му де-лу бы-ло аре-сто-ва-но 29 че-ло-век, а по-сколь-ку он имел сан епи-ско-па, то ОГПУ сде-ла-ло его глав-ным об-ви-ня-е-мым по де-лу, воз-дав та-ким об-ра-зом честь его са-ну. 5 ап-ре-ля епи-скоп Ве-ни-а-мин был до-про-шен и, от-ве-чая на во-про-сы сле-до-ва-те-ля, ска-зал: «Ви-нов-ным се-бя не при-знаю, на со-вет-скую власть я ни-ко-гда и ни-ко-го не на-трав-ли-вал. При-чем ви-деть-ся с участ-ни-ка-ми, пе-ре-чис-лен-ны-ми ва-ми, я не ви-дел-ся лич-но, мно-гих со-вер-шен-но не знаю, по-это-му ра-зу-мею ис-клю-чи-тель-но пись-мен-ные свя-зи с ука-зан-ны-ми ли-ца-ми, а они, эти свя-зи, у ме-ня бы-ли ре-гу-ляр-ны и по раз-лич-ным во-про-сам, – я за-яв-ляю, что в пись-мах к ним на со-вет-скую власть я их не на-трав-ли-вал. Что, соб-ствен-но, озна-ча-ет на-трав-ли-вать на со-вет-скую власть? В под-лин-ном по-ни-ма-нии я не до-би-вал-ся то-го, чтобы вну-шить ве-ру-ю-щим мысль о свер-же-нии со-вет-ской вла-сти, но я аб-со-лют-но не со-гла-сен с ее по-ли-ти-кой го-не-ния на ре-ли-гию, с ее ан-ти-цер-ков-ной, ан-ти-ре-ли-ги-оз-ной де-я-тель-но-стью... Я бо-рюсь с без-бо-жи-ем со-вет-ской вла-сти, жа-лу-юсь на это без-бо-жие, но убеж-ден, что это не озна-ча-ет при-зы-ва-ние к свер-же-нию со-вет-ской вла-сти как го-судар-ствен-ной вла-сти. В мо-ем по-ни-ма-нии ре-ли-гия и го-су-дар-ство – два раз-ных ин-сти-ту-та. Жа-ло-ба на без-бо-жие не озна-ча-ет борь-бы с го-су-дар-ством. В од-ном из пи-сем на имя епи-ско-па Яро-слав-ско-го Пав-ла я пи-сал, что ес-ли судь-бой ис-то-рии суж-де-но про-из-ве-сти го-судар-ствен-ную пе-ре-ме-ну ко-гда-ли-бо в СССР, в смыс-ле пе-ре-ме-ны со-вет-ской вла-сти на дру-гую, то в этом по-во-ро-те боль-шую до-лю ви-ны бу-дет иметь са-ма со-вет-ская власть, так как она сво-ей по-ли-ти-кой без-бо-жия воз-буж-да-ет про-тив се-бя на-се-ле-ние и не вы-зы-ва-ет к се-бе сим-па-тии. Вы са-ми боль-ше все-го воз-буж-да-е-те ве-ру-ю-щие мас-сы про-тив се-бя, имен-но сво-ей без-бож-ной по-ли-ти-кой...» Из тюрь-мы он про-дол-жал пи-сать сво-им ду-хов-ным де-тям и близ-ким, и при-чем ни в чем не бы-ло на-ру-ше-но его мир-ное со-сто-я-ние ду-ха: «В свое вре-мя – 17/III-30 го-да, те-ле-грам-мой из-ве-щал те-бя о пе-ре-мене ме-ста сво-е-го жи-тель-ства. 6/IV-30 го-да на во-лах пу-те-ше-ство-вал в Уральск. По-след-ний при-нял ме-ня в свои объ-я-тия. В них пре-бы-ваю по сие вре-мя. Неопре-де-лен-ный срок, по всем дан-ным – весь-ма нема-лый, про-ве-ду и впредь. Моя квар-ти-ра: г. Уральск, изо-ля-тор, В.В. Предъ-яв-ле-на ст. 58 п. п. 10, 11, ст. 59 п. п. 2, 7. Это уже вновь с ло-ка-ли-за-ци-ей в г. Ураль-ске. Пас-ху встре-ча-ли в ка-ме-ре № 10, имея в ней со-жи-те-лей 74. Несмот-ря на то что в Ураль-ске я "стран-ник и при-ше-лец", я раз-гов-лял-ся ку-ли-ча-ми, сы-ром и кра-шен-ны-ми яй-ца-ми от неко-то-рых ураль-цев. "Вез-де зем-ля Гос-под-ня". По-ка еще так... » 1 но-яб-ря 1930 го-да вла-ды-ка пи-сал ду-хов-ным до-че-рям в Ту-та-ев: «Мно-го-ува-жа-е-мую Алек-сан-дру Ива-нов-ну и Еле-ну Ива-нов-ну при-вет-ствую с се-мей-ным празд-ни-ком, днем св. му-че-ни-цы Алек-сан-дры. Бы-ло вре-мя, ко-гда и жен-щи-ны – ста-рые и юные – бы-ли в му-че-ни-цах. В на-ше вре-мя мно-гие из них рев-ност-ные со-труд-ни-цы Церк-ви, но Гос-подь еще не су-дил явить их по-при-ще совре-мен-но-го му-че-ни-че-ства за Цер-ковь. Пусть, со-глас-но во-ле Бо-жи-ей, в та-ком слу-чае, вза-мен по-дви-га совре-мен-но-го стра-да-ния слу-жи-те-лей и сы-нов Церк-ви, жен-щи-на пра-во-слав-ная не осла-бе-ва-ет в мир-ном слу-же-нии Церк-ви. "Ко-лес-ни-ца Бо-жия тма-ми тем" (Пс.67). И ес-ли в этой "ко-лес-ни-це" жен-щи-на не про-явит сво-ей ду-хов-ной си-лы, то муж-чи-ны бу-дут пе-ре-гру-же-ны ду-хов-ным тру-дом и, по-жа-луй, мно-гие уто-мят-ся. Мо-лит-ва, не осла-бе-вать в мо-лит-ве, не остав-лять До-ма Бо-жия – это пер-вое слу-же-ние. Смолк-ли мои зем-ля-ки. Это по вре-ме-ни, луч-ше так, бла-го-да-рю Бо-га. Он хра-нит ме-ня. Что Он го-то-вит мне, не ве-даю. Да бу-дет во-ля Его...» 9 де-каб-ря епи-скоп Ве-ни-а-мин на-пи-сал свя-щен-ни-ку Ни-ко-лаю Ро-зо-ву: «Мно-го-ува-жа-е-мо-го о. Ни-ко-лая по-здрав-ляю с днем свя-ти-те-ля Ни-ко-лая. По-мо-ги Гос-подь нести бре-мя и честь пас-тыр-ства Ва-ше-го с рев-но-стью Свя-ти-те-ля. Дай Бог доб-ро-го здра-вия и про-цве-та-ния ду-хов-ных сил. В Ураль-ской тюрь-ме, где я и до сих еще пор, мне Бог по-слал слу-чай по-зна-ко-мить-ся с сек-тан-та-ми и ста-ро-об-ряд-ца-ми. Пер-вых в Ураль-ской епар-хии ма-ло, вто-рых – мно-го. Впер-вые бы-ла моя встре-ча с эти-ми от-ступ-ни-ка-ми от Пра-во-сла-вия. И те-перь ста-ла яс-ной для ме-ня бес-по-мощ-ность на-ше-го ря-до-во-го ду-хо-вен-ства и, глав-ное, ос-нов-ной ис-точ-ник этой бес-по-мощ-но-сти. Он – в крайне ма-лом зна-нии Свя-щен-но-го Пи-са-ния. При зна-нии его – на-ши сек-тан-ты бес-по-мощ-ны в ло-ги-ке. И ес-ли они ко-гда силь-ны, то толь-ко в упор-стве, са-та-нин-ском упор-стве и неве-же-ствен-ном твер-до-лоб-стве, и диа-воль-ском лу-кав-стве. И все это не страш-но. "Мы силь-ны не на ис-ти-ну, но за ис-ти-ну". Как ви-нов-ны мы пе-ред Бо-гом, пе-ред Цер-ко-вью и Пра-во-сла-ви-ем за незна-ние Сло-ва Бо-жия. Се-ми-на-рия хо-ро-шо по-ста-ви-ла на рель-сы, но мы рас-те-ря-ли сия ору-дия. Го-ре нам!..» В тот же день он от-пра-вил ду-хов-ной до-че-ри в Ту-та-ев от-крыт-ку: «Мно-го-ува-жа-е-мую Вар-ва-ру Алек-сан-дров-ну при-вет-ствую с днем св. ве-ли-ко-му-че-ни-цы Вар-ва-ры. По-мо-ги, Гос-по-ди, бла-го-душ-но нести бре-мя жиз-ни. Сре-ди жи-тей-ских за-бот и дел да даст Гос-подь ме-сто для ду-хов-ных за-бот и дел для хри-сти-ан-ско-го слу-же-ния Церк-ви. Как в стро-е-нии вся-ко-го до-ма есть ар-хи-тек-тор, де-сят-ни-ки, ря-до-вые, ка-мен-щи-ки, так и в стро-е-нии До-ма Бо-жия – Церк-ви Хри-сто-вой, Ар-хи-тек-тор – Хри-стос, де-сят-ни-ки – иерар-хия, ка-мен-щи-ки – ми-ряне. Пусть каж-дый из нас пом-нит, что все мы не толь-ко стро-и-те-ли жиз-ни зем-ной, жи-тей-ской и ма-те-ри-аль-ной, но непре-мен-но – ка-мен-щи-ки или де-сят-ни-ки и в Церк-ви. Ес-ли мы ве-ру-ем в Бо-га и в Хри-ста, то ка-мен-щи-ки – по-ло-жи-тель-но. Ко-гда не ве-ру-ем – ка-мен-щи-ки от-ри-ца-тель-но. Со-сто-я-ние "ни в тех, ни в сих", со-сто-я-ние "без-от-но-си-тель-ное", невоз-мож-но. И за то и дру-гое бу-дем неко-гда от-ве-чать. Пусть каж-дый из нас бу-дет ка-мен-щи-ком Хри-сто-вым, а ко-му да-но – де-сят-ни-ком. Дай Бог Вам ду-шу жи-вую – про-дол-жить труд это-го ка-мен-щи-ка...» 5 ян-ва-ря 1931 го-да вла-ды-ка пи-сал сво-е-му бра-ту в Моск-ву: «До-ро-гой Ми-тя! Зем-но кла-ня-юсь всем вам... Не пу-стые это зву-ки – на-ши ду-хов-ные вре-ме-на и сро-ки. Остав-лять их ни-ко-му и ни-ко-гда не долж-но. Они да-ют незри-мые, но хо-ро-шо по-сти-га-е-мые то-ки ду-шам, ко-то-рых ни-ко-гда не про-из-во-дит "мiр" и не в со-сто-я-нии про-из-ве-сти. Рож-де-ство! Сколь-ко ра-дост-но-го тре-пе-та в этом сло-ве пе-ре-жи-ва-лось в учеб-ные го-ды и во все дру-гие вре-ме-на! Зна-ют ли это те-перь совре-мен-ные де-ти и юно-ши? Ес-ли нет, то, зна-чит, огром-ный сдвиг сде-лал рус-ский мир в сто-ро-ну без-дны. Хри-стос про-ви-дел эти сдви-ги и го-во-рил: "Дер-зай-те, Я по-бе-дил мiр ". Я уже в 14-й ка-ме-ре. Чет-вер-тое пе-ре-се-ле-ние! И в тюрь-ме нет под-хо-дя-ще-го ме-ста. С пись-ма-ми – стран-ное. Ни-от-ку-да в от-вет. По-сы-ла-ют-ся ли мои пись-ма ку-да-ли-бо? Не ви-дать. По-ка жив и здо-ров...» 12 ян-ва-ря вла-ды-ка пи-сал свя-щен-ни-ку Алек-сан-дру Со-ко-ло-ву в се-ло Пе-ре-слав-це-во: «Как празд-ну-е-те ныне Рож-де-ство Хри-сто-во, мно-го ли бы-ло на-ро-ду в церк-ви, хо-ро-шо ли бы-ло пе-ние? Сла-ви-ли ли по при-хо-ду? Уже-ли по-след-нее долж-но пре-кра-тить-ся? Те-перь но-вое вре-мя ука-зы-ва-ет нам и но-вые пу-ти мо-лит-вы. По-се-щай-те ча-ще сво-их ду-хов-ных де-тей и непре-мен-но каж-дый раз со-вер-шай-те об-щую до-маш-нюю мо-лит-ву с чте-ни-ем Еван-ге-лия. На-ши ду-хов-ные де-ти очень ма-ло на-уче-ны Еван-ге-лию. В про-по-ве-дях мы ма-ло из-ла-га-ли Еван-ге-лие, а бо-лее все-го за-ни-ма-лись в них мо-ра-лью. От-то-го при-хо-жане ма-ло зна-ют о Хри-сте и Его До-ме. Рас-ска-зом из Еван-ге-лия (в по-ряд-ке, в си-сте-ме) объ-яс-няй бо-го-слу-же-ние. Это до-ступ-но всем и каж-до-му свя-щен-ни-ку. Об этом и на-до про-по-ве-до-вать. По-сы-лаю но-ты, слу-чай-но по-пав-шие в тюрь-му... » 31 мар-та 1931 го-да епи-скоп Ве-ни-а-мин на-пи-сал про-то-и-е-рею Алек-сан-дру Пурлев-ско-му: «До-ро-го-му о. Алек-сан-дру из ка-зен-но-го до-ма при-вет... Вспо-ми-наю Ва-ши оте-ки – по-ка-за-лись и у ме-ня. На ка-кой поч-ве? В серд-це не ощу-щаю ни-че-го, поч-ки по-ка нор-маль-ны. Раз-ве на поч-ве об-ще-го ис-то-ще-ния? Не муд-ре-но. Суп наш – 2 кг пше-на на 90 ве-дер во-ды. Но, в об-щем, го-тов-люсь ко все-му: физи-че-ски и ду-хов-но. Бла-го-да-ре-ние Бо-гу, чув-ствую хо-ро-шо... На-ча-лась вес-на, по-ка не для ме-ня... » След-ствие по де-лу про-дол-жа-лось око-ло го-да, епи-скоп во все вре-мя след-ствия тя-же-ло бо-лел и был опре-де-лен в тю-рем-ную боль-ни-цу. Врач, по-ста-вив-ший ему ди-а-гноз в боль-ни-це, пи-сал, что епи-скоп бо-лен эм-фи-зе-мой, мио-кар-ди-том, а так-же стра-да-ет от по-след-ствий кро-во-из-ли-я-ния в мозг, вы-ра-зив-ших-ся в па-ра-ли-че пра-вой сто-ро-ны те-ла, так что он по-чти не вла-де-ет пра-вой ру-кой и но-гой, не мо-жет пи-сать и с тру-дом го-во-рит. Од-на-ко вла-сти, несмот-ря на та-кое со-сто-я-ние здо-ро-вья вла-ды-ки, не осво-бо-ди-ли его. 10 сен-тяб-ря 1931 го-да трой-ка при Пол-но-моч-ном Пред-ста-ви-тель-стве ОГПУ в Ка-зах-стане при-го-во-ри-ла епи-ско-па к де-ся-ти го-дам за-клю-че-ния в конц-ла-герь. При-го-вор этот над ним уже свер-шить-ся не мог – епи-скоп Ве-ни-а-мин скон-чал-ся в тю-рем-ной боль-ни-це и был по-гре-бен в без-вест-ной мо-ги-ле. Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский) «Ре-утов пра-во-слав-ный», № 2(8), фев-раль 2005 г. https://azbyka.ru/days/sv-veniamin-voskresenskij

Калёновец: михалыч пишет: Иоанн (Поярков Виктор Алексеевич) Год рождения 1883 День рождения 10 Месяц рождения 11 Место рождения Пермская губ. (Пермский край), г.Кунгур архиепископ Родился 10 ноября 1883г. в потомственной казачьей семье. Отец был учителем. Виктор рано осиротел Уважаемый Михалыч! Откуда информация, что Поярков происходил из потомственной казачьей семьи? Вероятно, его предки состояли в Уральском казачьем войске атамана Нефёдова?

vl-vl: михалыч пишет: Иоанн (Поярков Виктор Алексеевич) Уральское Казачье войсковое реальное училище Год поступления 1892 Год окончания 1902 В 1892г. поступил в Уральское казачье войсковое реальное училище в г.Уральске. Получал стипендию и помощь от Общества вспомоществования недостаточным ученикам Служение Уральск, училищный храм Уральского казачьего войскового училища Должность чтец, псаломщик Год начала 1892 Год окончания 1902 Очень сожалею, но часть информации не верна. В Уральском реальном училище, в отличии от войсковой женской гимназии и сельхоз школы, не было своего домового храма. В торжественные дни реалисты были участниками церемоний в Александро-Невском соборе. Среди псаломщиков этого собора Поярков не упоминается.

vl-vl: михалыч пишет: скончался 5 октября 1932 года в тюремной больнице Уральска. Епи́скоп Вениами́н (в миру Василий Константинович Воскресенский Точных сведений о дате и месте его кончины не имеется. Есть версия, что он скончался во время этапирования к месту нового заключения.

vl-vl: михалыч пишет: Епископ Феодор (в миру Николай Николаевич Маковецкий Скончался от заражения крови. Проживал - Почиталинская, 153.

михалыч: vl-vl пишет: не было своего домового храма Не было... может Петропавловская имеется ввиду? vl-vl пишет: Проживал - Почиталинская, 153. А похоронен где? Он же ссыльный был? Значит на кладбище vl-vl пишет: Точных сведений о дате и месте его кончины не имеется. тем не менее версия о кончине в Уральске дает основание причислять его к возможному Собору уральских святых, если найдутся еще святые почившие в Уральске.

vl-vl: михалыч пишет: Не было... может Петропавловская имеется ввиду? Невский собор стоит напротив реального училища михалыч пишет: причислять его к возможному Собору уральских святых, Архиерейским собором 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников.

Ефимия: михалыч, Спаси Христос, за интересные факты из жизни священнослужителей,связанных с г Уральском. К 1932 году, станичные храмы и храмы г. Уральска все были закрыты и порушены... Интересно узнать фамилии и имена церковнослужителей,при которых происходили страшные события 30-х. Кто служил в эти годы например в Бородинской,Сламихинской, Джамбейтинской,Кушумской церкви и в др... как происходило закрытие храмов.. Эта информация до сих пор под секретом.. Когда мы узнаем эти сведения.. когда..

Калёновец: vl-vl пишет: Очень сожалею, но часть информации не верна. В Уральском реальном училище, в отличии от войсковой женской гимназии и сельхоз школы, не было своего домового храма. Первую часть биографии Пояркова сочиняли, вероятно, в канцелярии атамана УКВ (Пермь) Нефёдова. Даже, если он волею судьбы оказался мальчишкой в Уральске и учился в местном реальном училище, ещё не повод причислять его к "потомственным казакам" и считать нашим земляком.

vl-vl: Неточности в житиях служат плохую службу. Здесь вина, в т.ч., современных исследователей православной истории. Буквально, в прошлом году не прошли проверку отделом канонизации РПЦ дела наших уральских священников. Дело было инициировано Оренбургской епархией. Это священники: о.Алексей (МАКАРОВ) и о.Георгий (ДЫННИКОВ). Оба на момент казни проживали на территории нынешней Оренбургской области.

десятник: я часто захожу вот на этот сайт http://www.muragat-bko.gov.kz/index.php?lang=ru потом здесь же : http://www.muragat-bko.gov.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=53:elektronnaya-kollektsiya-metricheskikh-knig&catid=25:publikatsii-izdaniya&Itemid=180&lang=ru . Родословная - коллекция метрических книг. Там есть много интересного.Название церквей и т.д. Нашёл я венчание своего деда с бабушкой, в 1910 году Свидетели были прадед и другие родственники.после нашёл рождение сына у них Петра.

Калёновец: десятник пишет: Родословная - коллекция метрических книг. Там есть много интересного.Название церквей и т.д. Нашёл я венчание своего деда с бабушкой, в 1910 году Свидетели были прадед и другие родственники.после нашёл рождение сына у них Петра. Отличный сайт! Там можно не только название церкви найти, но и к какому сословию принадлежали ваши предки.

михалыч: Протоиерей Михаил Константинович Серебряков http://kuz3.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFdS0ZcS1jeeuW66mctO0cem08ferVse0hseWhfe8ctk* Несмотря на фамилию, судя по биографии - не уралец

vl-vl: Ефимия пишет: Интересно узнать фамилии и имена церковнослужителей,при которых происходили страшные события 30-х. Кто служил в эти годы например в Бородинской,Сламихинской, Джамбейтинской,Кушумской церкви и в др... как происходило закрытие храмов.. Эта информация до сих пор под секретом.. Когда мы узнаем эти сведения.. когда.. Никаких секретов нет. Относительно информации, смею Вас заверить, вся надежда на Кутищева В.В., книга которого о поселковых церквях должна выйти к концу следующего года.

Ефимия: vl-vl пишет: Относительно информации, смею Вас заверить, вся надежда на Кутищева В.В., книга которого о поселковых церквях должна выйти к концу следующего года. Благая Весть!!! Владимир Владимирович,успехов и творческого вдохновения в работе над книгой. Ждем!!!

михалыч: Иаков Маскаев родился 13 (25) октября 1878 года в городе Уральске Уральского уезда Уральской области Оренбургского генерал-губернаторства (ныне город Уральск (каз. Орал, Oral) — административный центр Западно-Казахстанской области Республики Казахстан). Его родители, Иван и Калерия, происходили из села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии (ныне село — административный центр Еделевского сельского поселения Кузоватовского района Ульяновской области). В подписанных епископом Иаковом анкетах в судебно-следственных делах указано, что он родился 23 октября[1]. В документах Оренбургской духовной семинарии указана дата рождения — 15 (27) октября 1878 года[2]. В Уральске у семьи было небольшое гостиничное дело: сдавали комнаты постояльцам, действовала прачечная, что впоследствии позволило дать детям образование. Калерия вела хозяйство, Иван занимался живописью. Иаков был первым ребёнком с семье. Его назвали в память апостола Иакова Алфеева. Затем в семье Маскаевых родились Павел (1884), Евдокия (1888) и Агриппина (1894). Иаков, как старший, раньше брата и сестёр покинул родное семейное гнездо. В 1895 году окончил Уральское духовное училище. Учёбу продолжил, поступив в Оренбургскую духовную семинарию. Я. И. Маскаев. Ноябрь 1901 года, Оренбург На последнем курсе женился на девице Валентине Петровне Никольской, круглой сироте, воспитывавшейся в семье священника. В 1901 году окончил семинарию. В 1902 году у супругов родился сын Борис. Вскоре он смертельно заболел, и отец Иаков, который только начинал свой путь священника, горячо молился о выздоровлении сына. В своих молитвах он обращался за помощью ко всем святым, но особенно горячо — к преподобному Серафиму Саровскому и дал обет, что, если младенец выздоровеет, совершит паломничество в Саровский монастырь к мощам только что прославленного преподобного Серафима. По чудесному выздоровлению сына Иаков исполнил обет. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, четверо из которых умерли в младенчестве. Остальные дети: Борис, 18.05.1902 — 23.06.1986[3]; Александра, 31.05.1905 — 16.07.1992; Нина, 27.01.1910 — 15.02.1997; Константин, 6.03.1914 — 1942 (фронт ВОВ, пропал без вести); Зоя, 26.02.1916 — 22.02.1997. Жена Валентина умерла при родах последнего ребёнка в 1918 году. Священник С 18 (31) октября 1901 года был законоучителем в двухклассном училище министерства народного просвещения. 28 октября (10 ноября) 1901 года епископом Владимиром (Соколовским-Автономовым) был рукоположен во диакона, а 4 (17) ноября 1901 года — в сан иерея к Казанско-Богородицкой церкви села Зобово Оренбургской епархии (ныне в Путятинском сельсовете Шарлыкского района Оренбургской области), где священствовал в течение 22 лет. Проявил энергичным тружеником на ниве Христовой, много и неустанно проповедовал. Усилиями молодого пастыря в с. Зобово, находящемся в 170 верстах от губернского центра, в 1902—1906 годы было построено новое каменное здание храма вместо обветшавшего деревянного. Несмотря на стесненные обстоятельства в средствах и большую семью, отец Иаков слыл одним из самых щедрых жертвователей в епархии. Стал одним из деятельнейших участников и благотворителем Общества вспомоществования нуждающимся ученикам духовной семинарии. Горячо отзываясь на призыв Церкви и Отечества о помощи, активно собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота еще во время русско-японской войны 1904—1905 годов. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Ворониной. За ревностные труды и усердное пастырское служение 8 (21) апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. Затем в 1909 году был награждён скуфьей и 1915 году — камилавкой от Святейшего Синода и возведён в сан протоиерея и включён в состав Оренбургского епархиального управления. С октября 1915 года о. Иаков — цензор проповедей 14 благочиния Оренбургского уезда. В годы Гражданской войны пастырь неоднократно спасал жителей села Зобова от расстрела белогвардейцами. В 1920—1922 гг. протоиерей Иаков Маскаев избирался членом Оренбургского епархиального управления и являлся ближайшим помощником и единомышленником епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского), с 1920 года епископа Оренбургского и Тургайского. Среди прихожан и духовенства отец Иаков имел столь высокий авторитет, что когда в Оренбургской епархии было образовано Орское викариатство, в январе 1923 года на собрании духовенства и мирян под председательством епископа Оренбургского Аристарха (Николаевского) в Оренбурге был избран кандидатом в епископа Орского, викария Оренбургской епархии. Обновленческий период После возникновения обновленческого раскола в 1922 году правящий иерей епископ Аристарх (Николаевский) заявил о полном подчинении Патриарху Тихону и разослал воззвание ко всему духовенству и верующим города, в котором убеждал не подчиняться обновленческому Синоду до тех пор, пока он сам лично не побывает в Москве и не ознакомится с положением церковных дел. Перед отъездом он, в целях ограждения епархии от влияния обновленцев, созвал епархиальный съезд, на котором избрал себе в викарного епископа Иакова Маскаева, которого и послал в Москву для посвящения. В Москве 19 марта 1923 года по пострижению в монашество с именем Иаков, в честь апостола Иакова, брата Господня, с днем тезоименитства 23 октября, отец Иаков получил епископскую хиротонию, которую возглавил обновленец епископ Антонин (Грановский). Вторым участником хиротонии стал проживавший на покое в Москве архиепископ Екатеринославский Владимир (Соколовский-Автономов). По данным, которые приводит в своей книге «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия» церковный историк и агиограф игумен Дамаскин, архиепископ Владимир (Соколовский-Автономов) сообщил нарекаемому в архиерейский сан отцу Иакову, что находится в подчинении Патриарха Тихона и никогда не прерывал с ним канонического общения. После чего епископ Иаков возвратился в Оренбург с назначением на Орскую кафедру, викарием Оренбургской епархии. Преосвященный Аристарх, не находя иного выхода, нашёл возможным допустить временно епископа Иакова к исполнению своих обязанностей, но запретил ему рукополагать духовенство. Выезжая 10 мая 1923 г. в Москву для доклада о положении дел в епархии, епископ Аристарх официально, грамотой, передал временное управление кафедрой своему Орскому викарию С мая 1923 епископ Иаков — управляющий Оренбургской епархией. В июле 1923 на собрании православных священнослужителей города Орска с участием представителей от приходских советов городских церквей было принято решение поручить епископу Иакову отправиться в Москву и явиться к Патриарху Тихону или его заместителю «для получения исправления в епископском сане и благословения от Святейшего на служение в городе Орске». Кроме того, участники собрания просили Патриарха «оставить любимого нами архипастыря в городе Орске, как народного избранника и весьма ревностного деятеля на ниве Христовой, снабдив его установленной грамотой». 16 сентября 1923 года епископ Иаков направил прошение Патриарху Тихону, в котором изложил все обстоятельства дела и добавил: Смиренно прошу не считать меня как карьериста… а если я что и сделал по малоопытности, без злого умысла, то коленоприпадающе к стопам Святительским Вашего Святейшества умоляю простить меня недостойного и грешного, исповедую верность «до смерти» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кормило коей в стране нашей Освященный Собор передал Вашему Святейшеству, рабски, как негодный раб, прошу, Ваше Святейшество, принять меня в общение; никаким обновленческим группам я не сочувствую и реформ в жизнь проводить никогда не буду. 26 июля я отправился к Вашему Святейшеству, но в вагоне в городе Оренбурге был арестован и возвращен обратно; собираюсь снова — но опять те же препятствия… Но буду надеяться на помощь Божию. <…> Согласно извещения архиепископа Серафима о спорности и неканоничности моей хиротонии, я добровольно, как крест, возложил на себя запрещение и теперь службу не служу. Православный архиерей 22 сентября, рассмотрев дело Орского викария собранием архиереев Патриарх Тихон сообщил владыке Иакову, что принимает его в молитвенное общение, но предложил епископу письменно заявить, что он не имеет ничего общего с обновленцами. В это время владыку беспрестанно вызывали в ОГПУ, грозили арестом, предлагали сотрудничать, делали невозможным выезд из города для встречи с Патриархом. Чтобы ослабить надзор, владыке пришлось делать вид, что он недостаточно твёрд в своей позиции по отношению к обновленцам. Для Оренбургской губернии в той же сводке говорилось об усилении, под влиянием епископа Иакова, борьбы православных с обновленцами: «Обновленческое духовенство, возглавляемое архиепископом Андреем [Соседовым], не имеет авторитета среди духовенства и верующей массы, в силу чего не достигает желаемых результатов по ликвидации реакционного течения. Кроме того, между обновленцами стали происходить разногласия в отношении реорганизации в Москве священного Синода. Реакционное течение, воспользовавшись этими раздорами, стало вести усиленную агитацию против архиепископа Андрея, критикуя его распоряжения и действия. От Патриарха Тихона приехал епископ Яков (Москаев), который своим приездом воодушевил реакционеров и усилил деятельность в борьбе с обновленцами». 13 августа 1924 года Святейший Патриарх Тихон назначил Иакова правящим епископом Оренбургским и Тургайским, где он продолжил противодействовать обновленческому расколу в епархии. В информационной сводке ПП ОГПУ по Оренбургской губернии за период с 1 по 15 февраля 1924 года отмечалось: «В отношении населения к духовенству преобладает популярность устоев тихоновской церкви. Духовенство вследствие колебаний с тихоновщины в сторону обновленческого движения значительно пало в авторитете». К концу 1924 года в отношениях оренбургского архиерея с гражданской властью возникло серьезное напряжение, поскольку он категорически отказался от негласного сотрудничества с ОГПУ и открытого перехода в раскол. От него также требовали перестать проповедовать против обновленцев и вообще реже проповедовать. Тогда же, в 1924 году епископ активно противодействовал обновленческому расколу в г. Уральске.



полная версия страницы