Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » Сергиевский скит » Ответить

Сергиевский скит

Евгений: Может кто-то исследовал в своих трудах историю Сергиевского скита? Так поделитесь.

Ответов - 16

vl-vl: В Сети встречалось достаточно много материалов, но системного исследования не встречал. Советую "пошарить" в библиотеках западных университетов.

казара: Есть книга "Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII и в XIX веке" Казань, 1878 год. У меня есть скан книги в pdf. 235 стр. 37,3 МБ.

Евгений: Я немного пошарил в сети по нашей литературе-тоже исследований очень мало и всё прерывисто. Меня заинтересовало следующее: по манифесту Екатерины 2 1762 г. в Россию стали возвращаться раскольники - староверы в часности из Польши на Иргиз в 1776 г. прибыл инок Сергий (Юршев), также вышедший из Польши (в 1772 году также из Польши на Иргиз прибыл и Пугачёв). Он поселился в Исаакиевом ските. Сергий принес с Ветки полотняную церковь и антиминс, что придало Иргизу еще большее значение, так как здесь до сих пор не было освященной церкви. Эта весть быстро разнеслась по России, и вскоре огромное количество паломников из Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Поволжья и других мест направилось в Исаакиев скит. Летом, во время судоходства, сюда одновременно приходило по 5 - 6 тысяч богомольцев. 3 мая 1780 г. Сергий был избран настоятелем Исаакиева скита и сразу активно взялся за работу. В этом же году, во-первых, он принял участие в соборе на Рогожском кладбище, после чего его роль и значение в старообрядческом мире сильно возросли, во-вторых, ему удалось получить у властей формальное разрешение отправлять в своем ските богослужение по старым обрядам, наконец, к Покровской часовне был пристроен алтарь и новая церковь освящена во имя Введения Пресвятой Богородицы. 5 августа 1782 г. и 5 марта 1783 г. Сергий созывал собор при Введенской церкви с целью перене¬сти привилегии Стародубья на Иргиз . Вскоре тесная Введенская церковь перестала вмещать всех богомольцев, посещающих Исаакиев скит. Поэтому Сергий построил второй, новый, более обширный и красивый храм. Он был освящен 19 декабря 1783 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы, и с этого времени скит получил название Верхне-Успенского монастыря. В тот же день состоялся собор, где было принято решение наделить Иргиз исключительным правом исправлять священников, приходящих от господствующей церкви. Это право старообрядцы признали единодушно и повсеместно, и Иргиз приобрел ве¬дущее значение во всем старообрядческом мире, ибо все старообрядческие общества неминуемо должны были обращаться сюда для получения священников. Поскольку в это время богослужение со всем благолепием отправлялось на Иргизе только в Верхне-Успенском монастыре (у Сергия было 4 священника, 1 иеромонах, 1 иеродиакон и 1 диакон, у настоятеля Авраамиева скита Адриана - 3 священника и ни одного диакона, у настоятеля Пахомиева скита Антония ни тех, ни других), данный собор по существу определил Сергия главой не только Иргиза , но и всего старообрядчества поповского толка. В 1792 г. на Иргизе прошел собор, который, развивая соборные постановления 1783 г., подтвердил монополию Иргиза на право приема священников, приходящих из гос¬подствующей церкви, и формально закрепил пост руководителя всех старообрядцев поповского толка за Сергием , а также утвердил форму исправы попов и мирян. 28 января 1793 г. Сергия переизбрали настоятелем Верхне-Успенского монастыря, но на выборах 1795 г., прошедших в Вольске с участием Вольских и хвалынских купцов, он был заменен на этом посту Исаакием. ~ 1795 зародился и Сергиевский скит Уральского Войска основателем считают Сергия в миру Семён. Он также как и Юршев в своё время был в Верхне-Успенском монастыре Иргиза. Может кто знает не один ли это человек?


Шеврон: А в книге Н.И. Фокина "Уральск православный" ничего про Сергиевский скит не написано?

vl-vl: Фокин считает, что оба Сергия - разные люди. стр.80

Палыч с Обчего: Есть несколько приблизительных дат основания Сергиевского скита. Какую из них считать истинной?

vl-vl: Где-то попадалась информация, что основан в 1790.

Палыч с Обчего: Почему спрашиваю? У И.И. Железнова несколько раз попадалось утверждение,что пугачевцы,в том числе Зарубин,скрывались после поражения именно в этом монастыре. Похоже на легенду,но все-таки?

vl-vl: Палыч! На днях поищу это упоминание.

vl-vl: Чернавский М. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем.Оренбург, 1900, стр.64-65. Думаю, что эта дата, так сказать, официальная. Видимо, связана с каким-либо официальным упоминанием (переписка, рапорт и т.п.) На самом же деле место было облюбовано старцами задолго раньше (по аналогии с Садовским скитом, Никольским монастырем). Ответ по точной датировке надо искать на Иргизе.

Уралецъ: В состав Астраханской епархии входили области, занятые иргизскими старообрядческими монастырями (на реке Иргиз в Саратовской области). Узнав об этом, он разослал Окружное послание, в котором призывал заблудших сынов возвратиться в лоно Церкви. В июле 1790 года, когда Феотокис, совершая пастырский объезд епархии, находился в Саратове, к нему от имени иргизских старообрядцев-поповцев обратились строитель Успенского скита на Иргизе Сергий и уставщик Прохор с просьбой ответить на некоторые вопросы о предметах разномыслия староверов с Православной Церковью. "Видя мы Вашу такую к нам убогим архипастырскую благосклонность, - писали они, предваряя свои вопросы, - и велеотеческую милость, осмеливаемся припасть к стопам Вашего Высокопреосвященства и просить на наше следующее Вам преставление архипастырского Вашего законноправильного от святых отец писания, рассуждения и решительности". Вскоре они получили "Ответы" Феотокиса. Мягкий, проникнутый любовью тон его увещаний мог произвести на них сильное впечатление. "Очи мои изливают воду, - заканчивает преосвященный свои "Ответы" скорбными словами пророка, - яко удалися от мене утешаяй м, возвращай души ваши; погибоша сынове мои, яко возможе враг (Плач 1, 16-17). Но вы предлагаете вопросы, просите решения и к Церкви обратитися обещаваетесь <...> Я искреннею совестию свидетельствуюсь пред вами, да и сами вышеописанные решения доказывают, что вопросы ваши старался я решить не мирскими, но церковными доводами, законами Божиими, правилами святых отец и определениями, от Священного Писания взятыми, имея всегда пред очами своими искренность и истину Божию". Иргизский строитель, искренне желающий познать истину и еще прежде думавший о благословенном священстве, нашел в Никифоре мудрого, исполненного христианской любви пастыря, который сумел уверить его в правоте Православной Церкви и неправде раскола. Сергий разослал "Ответы" Никифора по всем иргизским монастырям и в общества своих единоверцев, находящихся в Москве и Санкт-Петербурге, где они весьма способствовали инятию раскольниками единоверия. Однако иргизские поповцы остались при своем мнении и оказали столь сильное противление Сергию, что тот вынужден был удалиться из Иргизских монастырей. Впоследствиии он написал свое знаменитое "Зеркало для старообрядцев" - "единственно в их (старообрядцев) пользу: да узрят тот истинный свет, который меня осиял, и да обратятся на путь правды".

vl-vl: К сожалению мною в статье "На Сутягином острове", опубликованной в "Уральских войсковых ведомостях" №3 и газете "Информбиржа news" №№24,26 допущена досадная опечатка, где Сергиевский монастырь указан, как беспоповского толка. На самом деле он был беглопоповского толка. Приношу свои извинения!

Александръ: Друзья, просветите, пожалуйста, относительно скитов на территории Уральского казачьего войска. Если я не ошибаюсь, они находились где-то на севере войска, на границе с Бузулукским уездом. Они существуют сейчас, а если нет, то когда и кем были упразднены? Советской властью? В чем была их особенность?

Александръ: И еще. Если скитов сейчас нет, что сейчас находится на их месте? Просто урочища?

Строгонова: Александръ пишет: сли я не ошибаюсь, они находились где-то на севере войска, на границе с Бузулукским уездом. Они существуют сейчас, а если нет, то когда и кем были упразднены? Советской властью? В чем была их особенность? Скитов нет. Упразднены были кажется при Столыпине губернаторе, когда стали пропагандировать единоверие, но знаю, что в Гниловском скиту монашки жили вплоть до Советской власти. Сейчас на месте скита лес. Местные находили в нем иконы, замки и др. Стены разбирали при советской власти. От Сергиева скита тоже ничего не осталось. Поговаривают, что скиты соединялись подземным ходом. Особенность в том, что они были старообрядческие.

Александръ: Строгонова, спасибо! Исчерпывающе.



полная версия страницы