Форум » Вера: религия, религиозность, веротерпимость » Храмы города Уральска » Ответить

Храмы города Уральска

Александръ: Какова судьба Войскового собора святого Архистратига Михаила, этой главной святыни уральцев, после взятия большевиками Уральска? Существует ли он сейчас?

Ответов - 125, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

vl-vl: Конечно же, стоит красавец! Бываю там. А Крестным ходом последний раз ходил в минувшем 2008-м, на Михайлов день. В нынешнее Крещенье - не получилось. Зато был в другой войсковой святыне - храме Христа Спасителя на бывшей Иканской площади. Постоял возле Иканской иконы Николая Угодника. Хорошо!!!

Александръ: Ну слава тебе, Господи!!! А я уж признаться думал, что загубили его большевики, как и многие другие на Руси! Не дозволили тронуть. Нет ли его современной фотографии? Вестимо дело хорошо душа очищается, давно уже нигде не был так.

vl-vl: В Храме новые колокола. Вдобавок купола позолотили, что вызывает недоумение краеведов, ведь золочеными они не были. Думаю, что на куполах того времени сохраняля серебряный цвет т.к. Храм-войсковой.


vl-vl: А вот, по меньшей мере, один из его колоколов будет на звоннице строящегося храма в Большом Чагане (1-й Чаганский пос.)

Шеврон: Пока стоит на нашей земле Старый Собор - символ и гордость Войска - живо будет уральское казачество! Это самая главная достопримечательность современного Уральска, это наша гордость и наша святыня! Вл-Вл выложите фото его, пожалуйста!

Николай: Собор Архангела Михаила (1741) в Уральске

Шеврон: Спасибо, Николай

bcosmonavt: Когда учился в школе в 80-х годах насколько помню там был музей и помоему там были перчатки подареные Екатериной 2 Атаману Бородину а куда всё оттуда делось

Николай: Сейчас в городу 4 действующих церкви: Михайло-Архангельский собор, Храм Христа Спасителя, Никольская походная церковь и Преображенская церковь. Еще цело здание церкви Иоанна Предтечи (находится на территории завода "Зенит")

vl-vl: + Покровский монастырь

Александръ: Очень красивый. Всегда удивляюсь как индивидуальны многие церкви и храмы, не похожи одни на других. Да, с серебрянными куполами, признаться, было бы наверное лучше.

vl-vl: журнал "Церковь" №2-1908

vl-vl: спасибо американцам!

Шеврон: Решил немного расширить тему до пределов всех храмов существовавших и существующих в Уральске. Как известно, до революции в Уральске было расположено 13 соборов и церквей: 1. Михайло-Архангельский собор 2. Александро-Невский собор 3. Храм Христа Спасителя 4. Петропавловская церковь 5. Казанская церковь 6. Никольская походная церковь 7. Предтеченская церковь 8. Крестовоздвиженская церковь 9. Успенская церковь 10. Казанской Божьей матери церковь 11. Никольская церковь 12. Преображенская церковь 13. Ильинская церковь Ныне, насколько мне известно, действует 4 храма из вышеперечисленных. Причем Преображенская церковь была действующей во все время советской власти.

vl-vl: Добавлю: Введенская в женской гимназии; Флоро-Лаврская в сельхозшколе; Пантелеймоновская при тюремном замке Покровская при женском монастыре Николаевская (две) при мужском монастыре Никольская в Подстепном (относилась к Уральску) Покровская (старообрядческая)

Шеврон: Спасибо за дополнения! Один из красивейших (если не самый красивый) соборов Уральска - Храм Христа Спасителя ("Золотая церковь"). Интересные подробности о его строительстве изложены в книге Н.И.Фокина "Уральск православный". Современный вид

Шеврон: Деньги на строительство Храма Христа Спасителя собирали всем Войском. Об этом также подробно в упоминаемой книге Фокина написано. Вот один из примеров пожертвований на храм.

Шеврон: Надо сказать, что упомянутый выше а приказе казак Милетий Евграфович Хохлачев был крайне интересной фигурой в Войске. По своему богатству он мог сравниться со знаменитыми братьями Овчинниковыми. Он принял активное участие в Гражданской войне, осенью 1918 года за свой счет вооружил и посадил на коней 10-й Уральский казачий льготный полк и сам рядовым бойцом сражался в его составе. Вот как о богачах-уральцах и Милетии Хохлачеве вспоминает Б.Н.Киров: "...Не то были богачи, они знали, что с их деньгами они могут везде все достать и не понимали нужды других. Они и собственно еще не видели настоящего скитания по чужим углам. Оставляя свой хутор, откуда их гнали красные, они с большими обозами нагруженными тяжелыми сундуками перезжали в свой же дом в станицу, а когда занималась эта станица, перезжали в другую, где был другой дом или же дом брата, свата и т.п. Правда, некоторые из них, делали красивые жесты, раздавая своих лошадей казакам и офицерам. Но это были только жесты. Они отлично понимали, что гнать косяки лошадей по линии невозможно, а оставлять их красным нельзя и поэтому, покидая свой хутор они раздавали их, причем не забывали и сказать, что может быть впоследствии и заплатишь что нибудь. Когда же Войску нужны были лошади и оно обращалось к богатым хуторяном, то они обычно давали самых плохих и то за сравнительно высокую плату. Немногие из богатых были на фронте, обычно устраивались где либо в обозе, штабе или же в лучшем случае в артиллерии, которую считали почему-то менее опасной. Только Мелетий Хохлачев, это самый богатый человек в Войске, несмотря на свои 60 лет сел на коня и был убит в бою. Его же два сына все время были на фронте. Он как бы искупал этим вину перед Войском всех остальных...".

Шеврон: Золотая церковь

Палыч с Обчего: Вот маршрут Табынской иконы Божией Матери в ее Крестном ходе в пределах города Уральска (1908 г.). 1 -5 декабря - Александро -Невский собор; 5-7 декабря - Казанская церковь(батальонная?);7-9 декабря - Архангельская церковь: 9-11 декабря - Петропавловская церковь; 11-13 декабря - Казанская церковь;13-15 декабря - Крестовоздвиженская церковь;15-17 декабря - Успенская церковь;17-19 декабря - Предтеченская церковь; 19-21 - Никольская церковь; 21-22- Кладбищенская и тюремная церкви; 22-23 декабря - Женская община и гимназия;23-24 декабря - Походная военная церковь; 24-25 - Старокладбищенская церковь; 25-26 - Александро - Невский собор. Далее путь святыни шел по поселкам Красновской станицы УКВ.

vl-vl: Палыч с Обчего пишет: Старокладбищенская церковь Имеется в виду кладбище при Пророко-Ильинской церкви.

Палыч с Обчего: Есть такая книга "Табынская икона Божией Матери" священника Н.Н.Модестова,выпущенная в Оренбурге(1914 г. Труды Оренбургской ученой Архивной Комиссии, том 31-й). Когда-то я ее конспектировал. Эти данные оттуда.Помню еще красочное описание встречи святой иконы жителями г. Уральска,но процитировать не могу поскольку текст не сохранился.

Шеврон: Нашел фотку на необъятных просторах сети. Кто подскажет, что за церковь и где расположена?

vl-vl: Это Котельный.

Шеврон: Спасибо! А какое точное название этой церкви и сохранилась ли она?

Denis: Здание церкви иконы "Смоленской Божьей матери" в п. Алмалы (быв. Котельный).Построена в 1912 году.http://www.optima-uralsk.com/wm2.htm

vl-vl: В 3-й декаде января 2012 в музее "Старый Уральскъ" пройдет выставка, посвященная уральскому православию.

Шеврон: vl-vl пишет: В 3-й декаде января 2012 в музее "Старый Уральскъ" пройдет выставка, посвященная уральскому православию. А фотоотчет будет?

vl-vl: Полагаю будет в "Информбирже" и , вроде бы, сегодня на местном ТВ.

станичник:

vl-vl: Хотя очень часто монастырь именовался Никольским, считаю, что правильнее будет именовать его Николаевским. Никольским более правильно называть храм или монастырь, получивший именование в честь Николы Чудотворца или в старообрядческой транскрипции ЧЮдотворца. Остальные же именования идут от Николая т.е. Николаевские. К примеру, в ведомости Николаевского монастыря за 1874 год написано "Николаевский". Другой пример: благословенная церковь во имя Николы Чудотворца в Уральске - Никольская-на-Чагане. В ведомости о сей церкви за 1864 год написано " Во имя Святителя Николы Чудотворца" Отсюда следует: Никольскими следует называть именованное в честь Николы Чудотворца, как правило старообрядческое, все остальные именования - Николаевские. P.S. Уважаемый станичник! Подскажите, пожалуйста, где и когда опубликована заметка?

станичник: Вырезка из газеты "Надежда". Точной даты не знаю, возможно 1993 г.

Шеврон: Из курса истории известно, что 17 октября 1888 года у станции Борки Курско-Харьково-Азовской железной дороги произошло крушение Императорского поезда, в результате которой ни император, ни его семья не пострадали, выйдя из страшных обломков невредимыми. Уральский Казак Дмитрий Илларионович Аржанов, "движимый чувством благодарности к Всевышнему за сохранение драгоценной жизни Государя Императора и Его Августейшей Семьи" передал в Петропавловскую церковь в гор.Уральске, ценные облачения из золотой парчи для священнослужителей.

Георгий Гугня: Шеврон пишет: Уральский Казак Дмитрий Илларионович Аржанов, "движимый чувством благодарности к Всевышнему за сохранение драгоценной жизни Государя Императора и Его Августейшей Семьи" передал в Петропавловскую церковь в гор.Уральске, ценные облачения из золотой парчи для священнослужителей. Любили казаки Монарха!

vl-vl: В память этого события была построена Александро-Невская церковь во 2-м Чаганском пос.

Шеврон: Георгий Гугня пишет: Любили казаки Монарха! Это правда! Недаром посторонний наблюдатель, летчик Кученев писал в годы Гражданской: "В каждой мазанке, где не было большевиков, можно встретить портрет Государя Императора...".

Boris: У бабушке, моего двоюродного брата, до конца дней ее (90 годы) висел портрет Государя Императора Николая II

Серый: Нет ребята, это не Котельный, там храм был поменьше, а купол на колокольне был деревянный, в начале девяностых какой то балайка поджёг храм, остались одни стены. Списали на дурака, типо он больной, у них всегда в крайнем случае виноваты умалишённые, так легче свою личину оправдать.

vl-vl: Серый пишет: Нет ребята, это не Котельный, там храм был поменьше, а купол на колокольне был деревянный здесь страница с названием храма click here

Р.В.: Серый совершенно прав. На фото церковь Св. Троицы в Джамбейтинском базаре (Джамбейта). Среди жертвователей на строительство этого храма были Николай II и Иоанн Кронштадский. В советское время храм был включен в список памятников архитектуры регионального значения и в таком виде чудом уцелел до обретения независимости Казахстана. Уничтожен относительно недавно (в период торжества этой независимости). (От котельниковской церкви у этого храма есть одно отличие, алтарная апсида не закругленная, а прямоугольная)

vl-vl: Пожалуй, Вы правы! Хотя, фото с малым разрешением и апсида(ее форма) не очень хорошо видна. Тут есть еще отличия: -окно апсиды прямоугольное против котельновской; -окно первого яруса колокольни (южное) сквозное, против ложного котельновской Вероятно, есть другие отличия. Спасибо за сомнения! Их результатом стала находка фото из Джамбейтинского базара(так до рев. именовалось это поселение). Было еще наименование - село Троицкое.

Шеврон: Известно, что с 21 ноября 1897 года начался сбор пожертвований на постройку храма во имя Св. Николая Чудотворца в Подстепном поселке на Зауральной стороне. Поселок состоял в введении 1-й Уральской станицы и был со всех сторон окружен киргизами. К 1900 году удалось собрать 4712 рублей, при смете в 10 тысяч рублей. Интересует был ли построен этот храм?

vl-vl: Храм был освящен в августе 1901 год.

Шеврон: vl-vl пишет: Храм был освящен в августе 1901 год. И какая у него судьба?

vl-vl: в 29-м определили под кинотеатр, далее не знаю

Р.В.: «Меновой двор» (казахи его называли Менауный) был создан для торговли с киргизами по подобию Менового двора Оренбурга, также на азиатской стороне Урала. К 1900 году у Менового двора выросло целое поселение, за которым закрепилось название Подстепновский поселок. В 1900 году жители поселка создав особый комитет обратились с воззванием о сборе пожертвований на храм во имя Св.Николая Чудотворца. На воззвание откликнулось много уральцев. Среди жертвователей были известные в войске коннозаводчик Автоном Яковлевич Овчинников и присяжный поверенный Александр Михайлович Логашкин. Пожертвовал свою лепту и бывший наказный атаман УКВ князь Григорий Сергеевич Голицын. На строительство храма шли деньги даже с храмовых неводов (1 из 6). Сохранились интересные сведения о закладке храма 24 июня 1900 года: «В субботу 24 июня состоялось торжественное освящение места под постройку церкви во имя Св. Николая в Подстепном поселке, куда собралось немало народа. Некоторые отправились туда из Уральска даже пешком. При этом передают любопытный факт: во время молебствия подъезжает на тарантасе двое киргизов: один из них вынимает два полуимпериала и торжественно жертвует их на постройку храма». Храм заколоченный и без куполов стоял где-то до конца 1970-х гг. на южной окраине поселка. К сожалению, совершенно не помню его архитектуру, помню только вытянутое кирпичное здание с двускатной кровлей. Возможно, у кого-то из подстепновцев и сохранились фотографии этого памятника, хотя бы как клуба.

Уралецъ: Нельзя ли более точно обозначить его местоположение (улицу и т. п.) Съездить и проверить проблем нет, может хоть место осталось или как в Трекино на фундаменте другая постройка. Вообще, выходит, 70-е были черными годами в этом плане, уполномоченный что ли какой усердствовал? Предлагаю сформировать список по всем храмам, где имеются сведения - когда разрушены и в каком качестве использовались. Фундаменты сохранились в Кирсановской, Таловке, Сламихинской.

vl-vl: Да, неплохо бы! К сожалению, у меня в Подстепном знакомцев нет. А какую Таловку Вы имеете в виду?

vl-vl: vl-vl пишет: В 3-й декаде января 2012 в музее "Старый Уральскъ" пройдет выставка, посвященная уральскому православию. Сегодня в Информбирже" статья-отчет Жуковой Н. "Нетленное прошлое" о выставке в "Старом Уральске". Тем, кто будет читать: допущена неточность оговоренных периодов становления православия. Говорилось о периодах становления православия 1й - 16-17в.в. укрепление общины 2й - 18в. расселение вниз по Яику 3-й -1половина 19в. освоение степной зоны, борьба с расколом 4-й -2 половина 19в. рост строительства, заселение иногородних, борьба с расколом.

vl-vl: Александро-Невский собор Уральска. Фото из газеты "Прикаспийская правда" 1933г.

Шеврон: Вчера, в программе "Своя игра" прозвучал такой вопрос (дословно не помню, но смысл не искажаю): "В Петропавловской церкве столицы Яицкого казачьего войска - города Уральска венчался именно этот набеглый царь на местной казачке Устинье Кузнецовой, но после победы правительственных войск собор был разрушен по приказу Екатерины II". Известно ли когда была уничтожена Петропавловская церковь?

Denis: Шеврон пишет: Известно ли когда была уничтожена Петропавловская церковь? Из книги Николая Фокина "Уральск православный" : "... Летом 1936г. по решению горкомхоза была взорвана Петропавловская церковь, являвшаяся историческим памятником, который тесно связан с народным движением и личностью его вождя -самозванца. Взрыв был выполнен непрофессионально, без учета прочности здания обрушилась лишь центральная часть храма, стены пришлось в течение нескольких месяцев растаскивать с помощью тракторов и металлических тросов. Уничтожение Петропавловской выполнялось настолько небрежно, что в местных архивах не сохранилось ни одного ее фотоснимка 30-х г.г. После того как кирпичи и мусор были убраны, уральцам открылась пустынная, пыльная, продуваемая ветрами площадь...Через несколько лет она заросла бурьяном и крапивой."

Шеврон: Спасибо, Денис! Я так и думал, что чушь в передаче сказали. Как бы не ненавидела яицких казаков Екатерина II, церкви бы она разрушать не стала, не то было тогда время...

Denis: Интересно, откуда редакторы передачи "Своя игра" взяли такую непроверенную информацию. Где-то же ведь эта чушь опубликована или размещена в инете.

vl-vl: Сведений официальных о разрушении храма не встречал. Однако, храм горел неоднократно.

Ефимия: А в каком году была построена Петропавловская церковь?

vl-vl: Не ранее 1696 г. (согласно книги А.Б.Карпова "Уральцы"). Естественно, речь идет о деревянной церкви. В том виде (каменном), в котором она дожила до разрушения в 30-х г.г. 20в., она отстроена после пожара 1807г. в 1810г. После этого, значительно выгорела в 1821г.

Denis: Ефимия пишет: А в каком году была построена Петропавловская церковь? Из книги Николая Фокина "Уральск православный": " Более двух веков на нынешней Пугачевской площади возвышалась церковь во имя апостолов Петра и Павла. Она была "поставлена", наверное, сразу после завершения строительства деревянного Михайло-Архангельского собора, хотя некоторые краеведы (В.Витевский, Б.Пышкин) утверждают, что этот храм старше "символа казачьей вольности". Первой упоминание о старообрядческой Петропавловской церкви связано с трагическим событием в религиозной жизни казачества, накануне появления в городке "экспедиции" полковника И.Захарова его жители утопили (наверное, в близ расположенной старице) священника Василия Семенова. Так как он выступал против традиционных для Войска форм взаимоотношения с казанской епархией. Во время пожара 1722г. церковь серьезно пострадала, но горожане быстро восстановили здание "вчерне", и в течение 15 лет священники проводили в нем службы. В марте 1736 года атаман Г.Меркульев (Меркурьев) обратился к епископу Гавриилу с жалобой на то, что "церковь много претерпела от пожарного разрушения" и потому необходимо ее "поновление". Консистория дала согласие на проведение необходимых восстановительных работ, но в ходе обсуждения чисто практических вопросов, связанных с ремонтом храма,его судьба определилась иначе:прихожане посчитали возможным "разобрать" деревянную церковь и поставить на ее месте новую, каменную " о пяти главах". Думается, что на принятие такого решения повлиял тот факт, что недалеко от городка войсковая "изба" начинала строительство кирпичного завода, способного обечпечить новый храм необходимым материалом. Самодеятельные зодчие и рабочие-каменщики, бесспорно, учитывали трудовой опыт, накопленный во время возведения Михайло-Архангельского собора, и не допустили заметных архитектурных просчетов и ошибок при строительстве Петропавловской церкви, которое длилось 3-4 года. Уже в начале 40-х гг. в церкви регулярно "чинились" службы. Но через 10 лет (1751г) она опять горела, и потребовались новые серьезные работы и суммы для ее восстановления."

Ефимия: Спасибо.Значит во пугачевские времена церковь уже была каменная.

Denis: Да. Но в том виде, в каком мы обычно ее видем на изображениях конца 19-начала 20 веков, Петропавловская церковь была отстроена в 30-х гг. 19 века при наказном атамане Василие Покатилове.

Шеврон: А кто в Петропавловской служил священником, когда Пугачев венчался с Устиньей?

vl-vl: 1 февраля 1774г. венчал св. Михайлов Сергей, заменивший Васильева Михаила, отправленного под арест в Оренбург за активное участие в событиях 1772г. click here А вот Червяков Василий Иоаннович в 1775 -м служил там дьячком.

Шеврон: Ссылка выдает какую-то абракадабру!

vl-vl: Большаков "Оренбургская Пушкинская энциклопедия" В верхней строке браузера- вкладка Вид- кодировка следует выбрать Юникод (UTF-8). Тогда все будет на русском.

Ефимия: О Спасо-Преображенской церкви расскажите,если такая информация есть.

vl-vl: click here

Ефимия: Благодарю за информацию.Столько лет в Уральске прожила и не знала что эта церковь такая старинная.

vl-vl: Уважаемые коллеги! Очень интересный момент в церковной истории Уральска. Как известно, в Уральске в 1831 году появилась Казанско-Богородицкая православная церковь. Называли ее уральцы "батальонной" и была она деревянной. К концу 19 века было принято решение заменить ее на каменную. Каменные стены церкви простояли до 70-х г.г. 2о в. Там было общежитие. К сожалению, информации об этой церкви очень мало. К тому же, не сохранились фото церкви в ее каменном виде. Быть может, у кого-то из вас есть фото этой церкви? Также напомню, что народный музей "Старый Уральскъ" продолжает пополнять свои фонды по теме православия. Интересуют любые материалы, связанные со строительством церквей и молитвенных домов, организации приходов, пожертвования и пр. информация, поскольку эта часть истории уральцев до сих пор незаслуженно забыта.

Шеврон: Вот такое сообщение было опубликовано в одном из номеров газеты "Уральские войсковые ведомости" за 1907 год. "Завтра 19 февраля имеет совершиться у уральцев старообрядческой австрийской иерархии (окружников) торжественное освящение храма во имя Покрова Богородицы, строящегося с перерывами более 25 лет. Местонахождение храма на углу Атаманской и Хвалынской улиц города Уральска, против задней части двора Атаманского дома...". В заметке также было указано, что храм довольно просторный и красиво украшенный. На торжестве будут присутствовать два епископа - местный Арсений и одесский Кирилл.

Denis:

vl-vl: В Михайло-Архангельском соборе находится мощевик, в котором есть частица мощей свмч Георгия. click here

Шеврон: Шеврон пишет: А кто в Петропавловской служил священником, когда Пугачев венчался с Устиньей? vl-vl пишет: 1 февраля 1774г. венчал св. Михайлов Сергей, заменивший Васильева Михаила, отправленного под арест в Оренбург за активное участие в событиях 1772г. В газете "Уральские Войсковые Ведомости" за 1909г. указано, что в Михайло-Архангельском соборе города Уральска похоронен священник Протопопов Дмитрий Петрович, который не пожелал венчать Емельяна Пугачева и Устинью Кузнецову. Выходит так, что Дмитрий Протопопов не пожелал их венчать и венчал Сергей Михайлов?

vl-vl: В 1774 г. в Петропавловской церкви было 2 священника Сергей Михайлов и Яковлев Иоанн. Если судьба Сергея Михайлова после 1775 г. пока не отслеживается, как и не найдены документы о суде над ним за венчание или лишения сана, то Яковлев Иоанн упомянут в 1794 г. , значит, не репрессирован. В те времена в церковных документах не указывались фамилии священнослужителей, поэтому с фамилией Протопопов возможна путаница. На самом деле можно предположить не фамилию, а слово "протопоп" т.е. в более позднем написании - благочинный. Сведений о священнике Дмитрии Петровиче в 1774 г. в Уральске не имеется. Священников с именем Дмитрий было всего несколько: Дмитрий Федоров протопоп в соборе и Дмитрий Семенов, повешенный пугачевцами в Гурьеве (гурьевские священнослужители были тогда в другой епархии).

Шеврон: Согласно переписи 1765 (1773) годов в церкви Петра и Павла служил пономарем Павел Петрович Протопопов. Правда на 1773 год он числится казаком в Кизляре. Так что Протопопов был, правда не с тем именем, как указано в газете и в другой должности.

vl-vl: Получается, что его нахождение в Уральске не доказано. К тому же, от пономаря до священника путь не всегда близкий.

Шеврон: vl-vl пишет: Получается, что его нахождение в Уральске не доказано. К тому же, от пономаря до священника путь не всегда близкий. Ну насчет Павла Петровича Протопопова, согласен. Не доказано и скорее всего во время Пугачевщины его в Яицком городке не было.

vl-vl: Здесь click here версия Игнатьева Р. (1881г.) т.е до Карпова.

vl-vl: Николай пишет: Собор Архангела Михаила Интересная книга, подготовленная к печати Фокиным Н.И. Представлена работа Карпова А.Б. 1909 года. Парадоксально, что все содержание книги идет в тесной связи с Михайло-Архангельским собором, а на обложке - Иоанно-Предтеченская церковь в Уральске.

михалычъ: Предтеченский храм вместо Собора

Шеврон: vl-vl пишет: Как известно, в Уральске в 1831 году появилась Казанско-Богородицкая православная церковь. Называли ее уральцы "батальонной" и была она деревянной. Я так понимаю, что это была церковь в которую ходили не казаки, а солдаты местной команды (батальона), расквартированной в Уральске? Отсюда и название.

vl-vl: Это название появилось задолго до постройки, благодаря атаману Бородину.

Denis: Церковь Казанской Божьей Матери (Батальонная) была построена при казармах Оренбургского батальона, стоявшего в Уральске, в самом конце Туркестанской площади. Освящена 30 июня 1831г. Уральцы называли ее также Малой Казанской и Гарнизонной. 16 июня 1837 г. во время визита в Уральск церковь посетил наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр Второй). В середине 30-х годов церковь была закрыта для верующих, здание использовалось под столовую, под общежитие артистов. Снесена в 70-е годы 20 века.

vl-vl: Следует отметить, что в 90-х г.г. 19 века деревянный храм был заменен на каменный. К сожалению, пока нет ни одного более-менее внятного фото с изображением каменной церкви.

Куренской: Когда сносили эту церковь, то кирпич из которого она была построена продавали. Многие, кто жили поблизости, покупали его. Дед моей жены тоже купил и построил из него первый этаж дачи. А это попалось в кирпиче

vl-vl: А какого это размера?

Куренской: vl-vl пишет: А какого это размера? 9 х 6 см.

vl-vl: Какой-то элемент декора, крепившийся П-образными скобками или, что менее вероятно, пришивался.

Шеврон: Мне не совсем понятно почему именно в Казанской церкви хранились значки горцев, захваченные уральскими казаками во время их службы на Кавказе. Почему не в Михайло-Архангельском соборе, например?

vl-vl: Шеврон пишет: Мне не совсем понятно почему именно в Казанской церкви хранились значки горцев, захваченные уральскими казаками во время их службы на Кавказе. Где об этом упомянуто?

Шеврон: vl-vl пишет: Где об этом упомянуто? Я об этом читал в отчете наказного атамана о состоянии Уральского казачьего войска за 1846 год. Об этом же пишет и Курлапов в 1 томе книги "Походы и службы яицких-уральских казаков". Стр.190.

Шеврон: Шеврон пишет: В газете "Уральские Войсковые Ведомости" за 1909г. указано, что в Михайло-Архангельском соборе города Уральска похоронен священник Протопопов Дмитрий Петрович, который не пожелал венчать Емельяна Пугачева и Устинью Кузнецову. Вот тоже заметка из УВВ за другой год. О том же.

vl-vl: По совокупности признаков, выявленных при раскопках могилы в 1909 году, можно сделать вывод, что захоронение сделано до строительства собора в его каменном виде т.е. до периода 1737-1752 г.г. Каменное здание возведено на старом кладбище и захоронение внутри храма оказалось случайно. При соборе служил Дмитрий Петрович. но Телятов с 1794 года дьячком. Известных сообщений о погребении в 1774 году кого-либо внутри собора пока не встречалось. О Протопоповых Дмитриях священниках в соборе и в Яицком городке пока не известно.

vl-vl: Какой № газеты?

vl-vl: протопопы: 1742-1754 - Павлов Максим 1754-1767 - Денисов Петр 1754-1772 - Федоров Дмитрий 1774 Онуфриев Михаил 1775 - Мефодиев Егор 1775-1779 - Иванов Василий 1779-1815 - Андреев Иосиф

Шеврон: vl-vl пишет: Какой № газеты? № 22 за 1891 год. Может быть здесь все-же ключевым является то, что фамилию "Протопопов" он принял после назначения его протопопом в собор? Значит до этого у него была другая фамилия. Год, возможно, неточен указан. Может быть это могила Дмитрия Федорова?

vl-vl: Скорее всего, Дмитрий федоров - это Дмитрий Федорович. По традиции, вплоть до 20-30 г.г. 19в. священники в документах именовались по имени-отчеству. Тому много примеров. редко, кто указывал фамилию. Вообще, кроме упомянутых Протопоповых, иных в ведомостях нет. Статья, думаю. есть средство отождествить автора, как потомка событий. Ведь, кроме легенд о погибшем или благочестивом священнике тех времен, никаких свидетельств нет. Главным фактором отнесения погребения к докаменным временам соборной церкви являются наличие в могильной засыпи: углей (последствий пожаров) и осколка колокола. Вполне возможно предположить, что каменный собор находился в районе деревянной церкви или ее звонницы, сгоревшей ранее. Наличие этих артефактов говорит, о поспешности вскрытия (случайности) и о том, что пол в каменном соборе был сделан из кирпича, уложенного "в елочку" и нарушаем после 1751-52 г.г. не был. (в 1752 г. собор был восстановлен после очередного пожара).

Шеврон: vl-vl пишет: Статья, думаю. есть средство отождествить автора, как потомка событий. Это запросто. vl-vl пишет: кроме легенд о погибшем или благочестивом священнике тех времен, никаких свидетельств нет. Согласен. Причем в УВВ упоминается он дважды, сначала вот это "исследование" А.Протопопова, потом заметка в УВВ за 1909 год о том же. В переписи же 1765 года о нем нет упоминаний.

vl-vl: Дело в том, что фундамент собора был выкопан, забутован белым камнем без связующего (известь), иными словами просто насыпали, в дальнейшем, при строительстве стен, произошло обрушение грунта внутри строительства, увидели епитрахиль и спешно закопали, чем было( строительный мусор, кусок колокола). Никому не было дела - Кто? Важнее было, чтобы стены не порушились.

vl-vl: Неплохой, в целом, материал о старообрядцах. click here

vl-vl: Что известно о Протопопове, написавшем заметку о гробнице?

Denis: Протопопов Александр Гаврилович, коллежский ассесор, в 1897-1902гг. учитель общеобразовательных предметов Гурьевского мореходного класса 1 -го разряда Министерства флота // "ПК и АК Уральской области на 1898г." Скорее всего во время написания статьи, он уже работал учителем в Уральске.

Шеврон: Denis пишет: Протопопов Александр Гаврилович, коллежский ассесор, в 1897-1902гг. учитель общеобразовательных предметов Гурьевского мореходного класса 1 -го разряда Министерства флота // "ПК и АК Уральской области на 1898г." Он от этой должности был отчислен 1 ноября 1900 года. С 1 ноября 1900г. служил в Войсковом Хозяйственном правлении УКВ. Видимо, автор статьи действительно он.

vl-vl: Вполне вероятно, что он мог что-то почерпнуть из летописи Собора "Диптиха". Однако, более нигде при церквях Протопоповы больше не встречались.

Шеврон: vl-vl пишет: Статья, думаю. есть средство отождествить автора, как потомка событий. Я тоже все-таки придерживаюсь этой версии. vl-vl пишет: Вполне вероятно, что он мог что-то почерпнуть из летописи Собора "Диптиха" Вряд-ли, так как в статье он пишет "мне удалось найти в числе своих старинных бумаг". Тут слово "своих" является ключевым.

vl-vl: Шеврон пишет: Тут слово "своих" является ключевым. Именно это и смущает. Тут, думаю, желание отождествления и сопричастности.

vl-vl: Еще материал о вере, храме и людях, верующих и неверующих click here

vl-vl: Решил выложить свою версию происхождения гробницы click here

михалычъ: а есть ли приблизительно к-л данные о динамике перехода в белокриницкое согласие после Указа о веротерпимости 1905 г? такой переход действительно имел место быть?

vl-vl: Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить приходские ведомости до 1905 г. и после по всем церквям УКВ.

vl-vl: Храм Христа Спасителя в Уральске. click here

Строгонова: Красота!!!

vl-vl: Храм Христа Спасителя в Уральске. click here

vl-vl: К 125-летнему юбилею выпущена небольшая книжица тираж 200 экз.

Строгонова: Поздравляю Владимир Владимирович с выпуском очередной книги.

Куренской: vl-vl пишет: К 125-летнему юбилею выпущена небольшая книжица Поздравляю Владимир Владимирович! Можно 1 экземпляр для меня оставить?

vl-vl: Спаси Христос!

Шелудяк: С новой изданной книгой, Владимир Владимирович! Желаю новых свершений! Крепкого здоровья! Спаси Христос!

vl-vl: vl-vl пишет: Храм Христа Спасителя в Уральске. click here Доска уже на храме, 14-го ее освящение. Владыка Антоний сегодня сам осматривал и благословил место крепления доски. Книжка там же - в церковной лавке.

Alekmag: Уралецъ пишет: На месте бывшей церкви сейчас находится спортивная площадка русской школы...

vl-vl: Alekmag пишет: Какой?

Alekmag: Подстепновской церкви.

vl-vl: Alekmag пишет: Вы Подстепнинский?

Alekmag: Да

vl-vl: Когда сломали церковь? Подробности

Alekmag: Во время строительства школы



полная версия страницы