Форум » История Уральской области » Глиненская станица » Ответить

Глиненская станица

Ефимия: Здравствуйте Всем!!! Я прошу Вас зарегистрировать меня на Вашем форуме под ником ЕФИМИЯ.Мои предки Из Глинянской станицы, очень интерисуюсь историей хотора Бородин и Фокеев.Буду рада любой информации.

Ответов - 64, стр: 1 2 3 4 All

гуран: Бородин и Фокеев название одного и того же поселка. До революции на картах он проходил как Бородин. На картах в БЭС числится как Фокеев. Командир 6 уральской дивизии полковник Бородин кажется был уроженцем этого поселка.

гуран: вообще в Глиненской был высокий процент казаков татар и калмыков. В собственно Глиненском поселке проживало много татар, в Мухорском - калмыки. Герой ГВ войсковой старшина Климов - уроженец Глиненского.

Ефимия: Может быть татары и калмыки проживали в этих местах,но я знаю точно что наши фамилии :Карташовы. Костины, Культюшновы,Полубабкины,Лухмановы, Еремины это далеко не полный перечень были проваславными-староверами.И все они из Глинянской.


vl-vl: Не хочу падать в глубь веков, но отрадно, что на рубеже 60-70-х г.г. участвуя в спортивных соревнованиях (в Уральске) слышал те же фамилии.

гуран: надо добавить, что Глиненская станица с поселками создавались вдоль Узеня для защиты казачьих земель от киргизов Букеевской Орды

Ефимия: Граница Астраханской губернии 1800х годах вплотную проходила вдоль Узеней. Переселенцы из Центральной части России Калужской,Тверской,Воронежской и др.областей могли поселиться на территории Глинянской? Слышала такой разговор в семье что Костины давным-давно ...приехали из Бессарабии,могло быть такое ,как узнать?

Шеврон: Глиненская - одна из беднейших станиц УКВ с большим процентом татарского населения (как верно написал Гуран). гуран пишет: Герой ГВ войсковой старшина Климов - уроженец Глиненского. Точнее он из Мокринского поселка Глиненской станицы.

гуран: Шеврон пишет: Точнее он из Мокринского поселка Глиненской станицы. спасибо за уточнение. К слову сказать, что станицы Глиненская, Кармановская, Сламихинская и Чижинская включали в себя поселки т.н. "внутренних линий", возникших в 1-й половине 19 века в результате административного отселения части уральских казаков с Урала и распологавшиеся не вдоль Урала, как большинство остальных казачьих поселений, а во внутренних территориях Уральской области (Г. - в низовьях М.Узеня, С.- вдоль Б.Узеня, К. - вдоль верхнего и среднего течения Кушума и Ч. - вдоль 1, 2,3 Чижей). Земли станиц были малопригодны для земледелия, поэтому основным занятием казаков являлось скотоводство. Несмотря на сравнительную незажиточность большинства казаков указанных станиц, некоторые из чижинских и сламихинских казаков были богатейшими на территории войска скотоводами. Этому способствовал наличие богатых кормовыми травами заливаемых Чижами лугов. Вроде-бы на Узенях было довольно сносное рыболовство, хотя конечно не сравнимое по объемам вылова и ценности рыбы с уральским. Относительно жизни собственно глиненских казаков встречал очень мало сведений. Станица была малочисленная и "заштатная" даже по меркам переферийной Уральской области, стояла в стороне от основных коммуникаций. В нее входили поселки 1 и 2 Глиненский (центр станицы), Мокринский (Мокрый), Мухорский, Бородин (Фокеев). В ГВ на Сламихинском фронте фигурировала глиненская сотня. По малочисленности казачьего населения поселков, видимо, станица выставить большую часть не могла. Включалась ли сотня в какой-либо полк, либо действовала отдельно, могут подсказать другие форумчане.

Ефимия: Спасибо за информацию мне интересно Все что касается этого забытого Богом уголка земли. А можно узнать имя отчество Климова,может биография в сети найдется.

Шеврон: Ефимия пишет: А можно узнать имя отчество Климова,может биография в сети найдется. Климов Иван Иванович очень известная личность периода 1-й Мировой и Гражданской войн. Полный Георгиевский кавалер за 1-ю Мировую, ближайший сподвижник атамана Толстова во время Гражданской войны. Есть и портрет его работы Масянова и фото и некролог и полная биография. Но в сети Вы ее вряд-ли найдете. Краткие биографии есть, например, в "Энциклопедии Гражданской войны" С.В.Волкова или в биографическом словаре "Российское зарубежье во Франции 1919-2000". А наиболее полная биографическая справка на него дана в 3-м номере альманаха "Горынычъ", стр.48.

Шеврон: Насчет Карташевых из Глиненской. Например, сегодня встретил в документах 1910 года приказного КАРТАШЕВА Павла Сафоновича 1905 года постановки в казаки. Он уроженец Глиненской станицы, Бородинского поселка.

Ефимия: Спасибо за сведения .Про Павла что-то не слышала. Может у него братья были .Наши Карташовы Логин,Федор. В списках репрессированных есть еще Фома Карташов 1875 года вот этот точно думаю наш .... Но это только догадки.Он по возрасту в братья Логину подходит.

vl-vl: Из книги: Савичев Н.Ф. Уральская старина. Рассказы из виденного и слышанного. Уральск, "Оптима", 2006. Добавлю, что впервые этот материал был опубликован в "Уральских войсковых ведомостях" в 1868-69г.г.

Ефимия: Вл. Вл.Огромное спасибо Вам!!! Очень интересно ,я уже отчаялась найти что либо об этих краях. Если еще что-нибудь найдете выложите пожалуйста,мне каждая крупица сведений дорога...

vl-vl: Небольшие сведения о глининских. 1913-14г. в Бородинском проживал Лухманов Иван Петрович, урядник ( как жизнь сложилась далее - не знаю). 1914 - в Глининском казак Еремин Михаил Александрович, в Бородинском - Культюшнов Филипп Антонович, мл.урядник 3-го УКП 1916 - по станице упомянуты: Еремин Иов казак, Карташев Сафон, Гавриил, Феопент казаки, Карташева Александра вдова-казачка, Полубабкин Яков казак

Ефимия: Да, все фамилии родственные Костиным. Сведения очень ценные,спасибо. Но как же дальше то быть?Вот если бы знать состав семьи ,детей. Такие данные наверное теперь не найти?Посоветуйте как быть?

vl-vl: Это на форуме уже обсуждалось. Сведения по уральцам до 1908г. в оренбургском архиве, после- в самарском. Состав семьи лучше всего виден по исповедальным книгам. В уральском архиве ф. 237 есть метрики за 1903,1904,1908 по Казанско-Богородицкой церкви Бородинского пос.Глиненской станицы. Возможно, еще что-то найдется т.к. возможна архивная путаница (они в описи дел все записали, как Бородинский. Кроме этого, метрические записи глиненских могут быть в любых уральских церквях, поскольку выходили замуж по месту жительства (в основном) жениха, рожали и крестили детей гостя у родственников и т.д.

Ефимия: Как можно связаться с Уральским архивом где-то здесь или на " Яике" видела адрес электронной почты и не могу найти. Не подскажите?

vl-vl: В поисковике введите " архив Западно-Казахстанской ". Там будут, почтовый адрес. телефоны. эл.почта. Удачи!

vl-vl: Не помню у кого копировал фото. Колокол явно из какой-то музейной экспозиции. Сбоку видна поясняющая бирка, где написано Фокеев. Увеличить

Ефимия: Благодарю за фото.А нет ли на колоколе каких-либо опозновательных знаков .Например где и когда отлит? Как-то не верится что колокол из Фокеева сохранился до наших дней.

vl-vl: О подписях не знаю - сканировал чужое фото. Однако, на фото справа-снизу есть этикетка на казахском, где написано "фокей". Скорее всего колокол находится в каком-то музее.

vl-vl: Здесь о Фокееве хуторе click here

Ефимия: Информация нет слов бесценная.Историко-статистическое описание ,написанная священником еще до революции в 1906 году!Читаю,перечитываю всем родственникам передала.И все жду что такие статьи появятся о каждом поселке Уральского казачества,где был Приход и Церковь.Ан нет! Почему-то нет таких описаний о других населенных пунктах или их просто не выкладывают в сеть? Чем же так отличился Бородинский поселок Глинской станицы ,что удостоился такой чести?

vl-vl: Вообще, епархией, по-моему, в конце 19в. было предписано составлять церковные летописи каждой церкви. Видимо, не везде делались попытки, а, может быть, эти документы просто не сохранились. О.Иоанн Борисович Истифеев к делу отнесся очень серьезно и получился замечательный очерк.

Ефимия: Храм построен каменный о семи главах во имя явления св. Иконы Божией Матери в Казани. Построен среди поселка на узкой площади. Ограда церкви сделана после на средства прихожан в 1904 году и стоила 550 руб.http://old-gorynych.narod.ru Храм по-видимому был не маленький,что-то о нем известно,остались еще какие-то записи?

vl-vl: Место под храм было освящено в 1893 году. (Оренбургские епархиальные ведомости, 1906, №08-09(неофиц.), с.304

Ефимия: В адрес-календаре 1898 года церковь в Глинянской станице не значится.Еще не закончилось строительство?Когда она открылась и когда ее разрушили ?И почему нет фото этой церкви , не сохранилось или вообще не было.Хотелось бы узнать ,какая она была?Примерно как в Сломихине?...Сломихинская была построена раньше?...А фото дошло до наших дней.

Ефимия: Вот нашла;Бородинская освящена в 1897году Сломихмнская в 1865 году. На сайте "Старый Уральск" есть карта Бородина. С нанесенными на ней церквами и датами их освящения.Сведения о всей территории Уральского казачьего войска по состоянию на 1915г .

Ефимия: Карта очень познавательная .Хорошо бы выложить ее здесь на форуме или на сайте ,там хорошее приложение к карте о священниках.

vl-vl: Когда я делал эту карту, кое-какой информации не хватало. Поэтому буду делать другую, уже всей Уральской области, а не только земель УКВ. К следующей выставке по православию, думаю, будет готова.

Ефимия: Спаси Христос, за Ваш кропотливый труд,будем ждать нового варианта карты. Сколько всего было церквей по состоянию на 1915 год Уральском казачьем Войске?

vl-vl: Ефимия пишет: Сколько всего было церквей по состоянию на 1915 год Уральском казачьем Войске? Если не считать молитвенных домов и старообрядческих церквей, документы имеются на 109 православных и единоверческих церквей. Можно еще территориально добавить церковь в Ханской ставке, но она к нашей епархии не относилась. Также пока нет документов на заложенные, но недостроенные церкви. Отдельная тема - часовни. Нет документов на походные церкви. Нет документов на Святодуховскую приписную церковь в Гурьеве (я ее не считал) В общем, много чего еще нужно отыскать, тогда, я думаю, список пополнится. Но, согласитесь, прирост храмов за досоветский период ХХ века, по сравнению с предыдущим веком, более 50%!!! И всей этой красоты мы лишились!

Ефимия: Богатейший пласт православной культуры разрушили,стерли ,сравняли с землей...

Ефимия: Можно ли восстановить облик этой красоты.Читала что сохранились в частных коллекциях макеты многих храмов которые разрушены еще в 20-х годах.Еще вроде бы существуют альбомы с видами дореволюционных храмов изданных до революции,тоже у частных коллекционеров....Нет ли там Бородинской церкви?Наверное еще не все выложено в свободную печать.Есть надежда еще увидеть эту красоту в макетах и фотографиях.

vl-vl: С поселковыми церквями очень сложно, поскольку по понятным причинам своих фотоателье там не было, как не было частных фотолюбителей. В народном музее "Старый Уральскъ" имеется несколько макетов городских церквей, изготовленных недавно. Про старые и старинные макеты я не слышал. Конечно же, где-то и у кого-то в семейных альбомах может быть есть фото советского периода "на фоне". К сожалению, сограждане в последнее время редко смотрят эти альбомы и , по большей части, не могут указать кто изображен и где. Совсем недавно мои знакомые уничтожили дореволюционные фото, т.к. не знали ничего об изображенных. Думаю, что этот факт не единичный. Правда, сейчас антикварные магазины скупают такие фото, но, опять же, такие фото уходят в частные коллекции. Из поселковых фото церквей в последние 2 года "всплыли" Сламихинская и Джамбейтинская. Огромным недостатком является закрытость музейных фондов. Хотя иногда складывается мнение, что музейщики сами не знают, чем обладают. И... не очень-то хотят знать, а тем более кому-то показывать. Одна из простых причин тому - найденное фото нужно атрибутировать т.е. провести исследование, а заниматься этим не хочется. Следующим недостатком является платность копирования фото, плакатов и т.п. Еще не следует забывать о тотальном уничтожении фото у уральцев, ведь эти фотографии, особенно в военных и гражданским мундирах, могли довести до расстрельной стены. Часто встречаются фото с соскобленным изображением человека. Семья боялась, что показав родство или знакомство с ним, навлечет на себя репрессии. Властями самими были уничтожены огромные количества церковных документов, ведь, по их мнению, атеизм победил. Примерно так же обстоят дела в архивах В общем, позитива в этом деле весьма мало!

Куренской: vl-vl пишет: Часто встречаются фото с соскобленным изображением человека. Это точно!

Ефимия: В истории бесследно ничто не исчезает... Даже например это фото было отпечатано как минимум в двух экземплярах.Есть доля вероятности найти второй экземпляр... И так во всем...не надо отчаиваться,надо верить и тогда история приоткроет свои тайны...будь то история рода ...архивы...или еще что-то.

Ефимия: Кто-нибудь может знает поселок Костин когда-нибудь существовал на территории Глинянской или где-то поблизости.Общалась с родственницей по телефону и она сообщила что Костины там жили когда-то и держали лошадей.

Шеврон: Ефимия пишет: Кто-нибудь может знает поселок Костин когда-нибудь существовал на территории Глинянской или где-то поблизости.Общалась с родственницей по телефону и она сообщила что Костины там жили когда-то и держали лошадей. Поселка такого точно не было, может быть хутор такой был?

Ефимия: Вообще то было сказано;" село Костино" ,повидимому оно так и называлось . Во временна средина 20-х начало 30-х гг. По всей карте проползла,нашла только озеро Копакостино ,в разливах Чижа1 и Чижа2. КопаКостино может это по казахски?Как то переводится?

Ефимия: Я так поняла что название Копакостино связано с Костиными которые жили в этих местах. Это Чижинская станица ?

Ефимия: На карте 1842 года недалеко от поселка Бородин обозначены Степановские озера и озеро Корабль. Странное название озера... Корабль,Степановские в честь Степана какого-нибудь....а Корабль??? Ничего не известно об этом озере?Почему так назвали?

vl-vl: Карты, конечно замечательно, но и они иногда привирают. К примеру: на картах встречалось название "Каменные орешки", на самом деле - это "Каленые орешки" т.е. поселок Каленый. Каленовский. Ефимия пишет: Степановские озера У Савичева Н.Ф. читаем: "Верстах в 6-ти от Мухорского форпоста лежит Степановское соленое озеро, приблизительно верст 20 в окружности, снабжающее солью почти всю внутреннюю линию, среднюю дистанцию, 3-й округ и даже Уральск. Ефимия пишет: Копакостино копа (искусственный водоем) отсюда копа Костино(а)

Ефимия: где-то читала что в тех местах где когда-то стенька разин гулял озеро его именем названо.... Не эти ли.... места? В статье священника Истифеева так же эти озера упоминаются,и Корабль тоже, а это начало 1900 годов. Названия эти надо пологать старинные....

Ефимия: и еще..... .Я недавно посмотрела фильм из серии "Искатели" клады степана разина называется. Там говориться что в войске степана разина было несколько общин сект хлыстов и скопцов название этих общин "корабль"....интересная информация к размышлению. На Узенях секты скопцов и хлыстов проживали ? может отсюда и название..... "корабль"Как вы думаете ВЛ-ВЛ.

vl-vl: На внутренней линии скрывалось много. как тогда говорили "раскольников". Скопцы и хлысты, судя по отдельным сведениям, поселялись . в основном, на границе с оренбуржьем. Хотя полностью исключить возможность появления отдельных семей на Узенях, конечно же, нельзя.

Ефимия: я думаю озеру Корабль название дали раскольники(хлысты и скопцы) в честь своей общины... Какие еще Корабли могли быть ,рядом Рын-Пески....до моря долеко.

Ефимия: Нашла я через сайт "Одноклассники"бабушку одну она старенькая .Они "иногородние"предки давным-давно в наших краях.Очень хорошо поговорили, все помнит.не смотря на преклонный возраст.Она рассказала;"От Маштексая до Фокеева по прямой 8-9 км ,но везде вода была,озера ,,,,в объезд 10-12 км.....Когда в Фокеевской церкви шли службы,венчания звон от колоколов раздавался на всю округу,и в Маштексае слышно было. Звонарем на Фокеевской церкви был КОСТИН Петр Иванович...." это МОЙ ДЕД , мамин отец. Очень ценная для меня информация,и этому я очень рада .Думаю интересно и тем кто изучает историю Глиненской Станицы .

Ефимия: *PRIVAT*

vl-vl: Спасибо! Исправил.

Ефимия: Глиненская станица. УВВ 1912 год. 11 октября наш поселок праздновал столетний юбилей,кроме учащихся из 2-х школ (оклоло 80 человек) было много и посторонней публики.После молебна начался парад. В строю участвовало 20 учеников войсковой школы с деревянными киотовками. Парадом распоряжался атаман станицы,который и готовил учеников военному строю. Во время парада за отсутствием музыки хором учащихся были пропеты "Боже царя храни"и "Славься".После парада учеников угощали чаем и были розданы подарки.По окончании церемонии была прчитана брошюра "12 год" Вечером того же дня в помещении г.Колпакова было устроено чтение с волшебным фонарем. Были прочитаны "Кавказский пленник"и "В стране лентяев".Кроме того много было показано картин и без чтения.В заключении были спеты песни относящиеся к празднуемому событию (хор учеников и учащихся).

Ефимия: Тяжело живется казаченькам жизнь,что ни день то дороже а заработков никаких. Да еще венец всех бедствий в районе нашей станицы найдены огромные залежи "кубышки"саранчи.Отложила саранча "кубышку"на целых 200 десятинах и заложена она очень густо.Если весною саранча не будет уничтожена то прощай покосы,а с ними и посленее благосостояние казаков нашей станицы,т к жители всей станицы занимаются исключительно скотоводством.Узенское рыболовство сошло на нет. И сами казаки говорят,что дело плохо.Разве вот нефть разыщут,много тогда работы будет. Эту надежду вселяют в них то и дело снующие г.г. инженеры от различных обществ, разыскивающие нефть в нашей станице и,повидимому не без успеха. ......................................................................................................................Глинка

Ефимия: Замечательная заметка! Вот как жили казаки...отмечали праздники ...о чем печались. Интересно кто этот "Глинка"..житель Глиненского поселка.

Калёновец: Ефимия пишет: Интересно кто этот "Глинка"..житель Глиненского поселка. Вероятно, да. Многие заметки подписаны этим псевдонимом. Скорее всего, учитель местной школы или же, писарь поселковой канцелярии.

ЧЕРНЯЕВА: *PRIVAT*

ЧЕРНЯЕВА: ЕФИМИЮ ПРОШУ ОТОЗВАТСЯ ЕСТЬ ДОПОЛНЕНИЯ К РОДУ КУЛЬТЮШНОВЫХ И ЕСТЬ ФОТО КУЛЬТЮШНОВА НИК. НИК.

Ефимия: ЧЕРНЯЕВА пишет: ЕФИМИЮ ПРОШУ ОТОЗВАТСЯ ЕСТЬ ДОПОЛНЕНИЯ К РОДУ КУЛЬТЮШНОВЫХ И ЕСТЬ ФОТО КУЛЬТЮШНОВА НИК. НИК. Здравствуйте.Я очень,очень рада.Напишу Вам в личку .Зайдете в личные сообщения.

ЧЕРНЯЕВА: А Я КАК РАДА ТОЛЬКО С КОМОМ ПОКА НА ВЫ ЕСЛИ ТЕКСТ ДОЙДЕТ ДАЙТЕ ЗНАТЬ

Ефимия: Да я ваше сообщение прочитала..все дошло.!!!

RK: В адрес-календаре за 1909 год имеется очень любопытная информация. Я сделал скриншот статистических данных по Глиненской станице: http://shot.qip.ru/00UNNW-1188zyAQ8e/ Естественно, меня интересовала информация по Мухору, поэтому красным обводил наиболее интересные для меня сведения.

RK: Я не изучал детально другие станицы и поселки, однако мне кажется Мухор не был маленьким поселком -103 двора, с общим населением 588 человек, из них войскового сословия -561 человек. По общему количеству населения Мухор уступал только Бородину, а по количеству дворов и лиц войскового сословия он был самым большим поселком в составе Глиненской станицы.

Ефимия: УВВ ,1903 г. 9 марта №10 стр. 8

Ефимия: УВВ 1904 г.№7, стр 10.



полная версия страницы