Форум » История Уральской области. » Татары и калмыки Уральского казачьего войска » Ответить

Татары и калмыки Уральского казачьего войска

Александръ: Предлагаю обсудить эту тему.

Ответов - 118, стр: 1 2 3 4 5 6 All

RK: Что касается темы "Татары-казаки Мухорского поселка", то "простой" был вызван тем, что переводом Метрических книг заинтересовались мои родственники, которые в свое время открыли тему "Кужаевы" в Одноклассниках. Сам я там не зарегистрирован. Но мой сын там есть. Поэтому, я через его аккаунт разместил почти всю имеющуюся у меня информацию по своим предкам. В силу известных обстоятельств нашим дедам и бабушкам приходилось скрывать свое происхождение. Сейчас, благодаря во многом вашим исследованиям, мы имеем возможность познакомиться с историей своих фамилий. Публикации на вашем форуме побудили меня заняться поиском документов того времени. Результатом этого поиска стало нахождение и перевод на русский язык более 20-ти МК Мухорского поселка. Очень помогла размещенная на данном форуме информация из Уральских Войсковых Ведомостей за 1915-1916, где упоминаются сразу несколько Кужаевых, в т.ч мой прадед Исмагил Кужаев и его двоюродный брат - Замалитдин, копию Дела которого я разместил и в этой теме.

RK: Всем доброго времени суток! Наткнулся в Википедии на любопытное фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA#/media/File:Tekinsky_konnny_polk.jpg Вот статья в википедии, откуда это фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA Вот статья Максута Утепова, которую я в этом разделе упоминал, и которая произвела на меня, скажем, неоднозначное впечатление: http://www.mesoeurasia.org/archives/4166 Вот фото из этой статьи, которую автор взял, как написано, из личного архива: http://www.mesoeurasia.org/wp-content/uploads/2011/09/GEDC1023.jpg Какие мысли? Хотелось бы обсудить.

Калёновец: RK пишет: Какие мысли? Хотелось бы обсудить. По фотографии вопрос, конечно же, спорный. Википедия не является "истиной в последней инстанции". По тексту статьи можно поспорить. Если отбросить "шаблонную" версию появления казаков на Яике, то можно документально объяснить, как ногайцы "породнились" с яицкими казаками. Про это у Карпова написано в "Уральцах".


RK: Каленовец, По википедии - согласен. Но как фотография из домашнего архива попала на страницу википедии о туркменах?!

Калёновец: RK пишет: Каленовец, По википедии - согласен. Но как фотография из домашнего архива попала на страницу википедии о туркменах?! Уважаемый RK, начнём с того, что фотография не была в единственном экземпляре, если на ней изображены несколько человек. Возможно, в данной группе нижних чинов действующей армии были уральские казаки и "текинцы". Мы, ведь точно не знаем для чего их фотографировали. Возможно, в штабе армии награждали отличившихся воинов - магометан из различных полков. Так на одном фото могли оказаться вместе и туркмены - текинцы и уральские казаки - татары.

Калёновец: Ещё одна версия: вахмистр Ш. Миликеев случайно попал в кадр с "текинцами". Он же на заднем плане, верхом.

RK: Калёновец, Согласен, что фото могло быть в нескольких экземплярах. Вообще, как я ранее в этой теме писал, в 1877 году в Сламихинской станице родился только один ребенок по имени Шарафутдин. Сегодня, чуть позже постараюсь выложить скан. До 1884 года, для магометан Сламихинской и Глиненской станиц велась одна общая метрическая книга. Поэтому, очень много записей по Сламихинской станице встречаются в книгах с 1874 по 1883 г.г. Единственная, но существенная, сложность заключается в том, что очень мало фамилий. В основном - отчества.

Pavel: Калёновец пишет: Он же на заднем плане, верхом. На заднем плане, не вахмистр, а рядовой. На фото изображены туркмены(текинцы). Казаков на фото нет, ни уральских, ни каких либо других. У вахмистра Шарафутдина Меликеева отчество Фатикович, возможно что и ошибаюсь.

RK: http://shot.qip.ru/00Sjei-2dUFH0Wmo/ Как обещал, вот скан с МК за 1877. К сожалению, фамилия не указана. Сламихин Иблимугжин Хасан улы - Гайша Шарафиддин

Калёновец: Pavel пишет: На заднем плане, не вахмистр, а рядовой. На фото изображены туркмены(текинцы). Казаков на фото нет, ни уральских, ни каких либо других. У вахмистра Шарафутдина Меликеева отчество Фатикович, возможно что и ошибаюсь. Здесь вопрос в другом, как это фото оказалось в семейном альбоме? Просто так, из ничего, она не могла появится? Учитывая, что статья Утяпова изобилует откровенными историческими "ляпами", было бы уместно узнать историю данной фотографии "из первых уст", т. е. от автора статьи.

RK: Согласен с Калёновцом в том, что хотелось бы услышать автора статьи. Насколько я знаю, его в интернете встретить трудно. Полагаю, что наверное есть возможность организовать общение с ним по линии Уральской Казачьей Общины.

Калёновец: RK пишет: Согласен с Калёновцом в том, что хотелось бы услышать автора статьи. Если Вам удастся с ним пообщаться и прояснить ситуацию насчет фотографии, будет просто супер.

Denis: В 2014 году, в стенах музея Габдуллы Тукая ( г.Уральск) состоялась конференция "Уральские казаки-татары". Участниками конференции стали местные историки, писатели, краеведы. Кто такие казаки и откуда взялось казачество? Какова роль мусульман, а точнее татар в казачьих формированиях, и почему в XVI-XVII веках официальным языком донского и яицкого казачества считался татарский? Кто такие «дикие гуси»? Эти и другие вопросы были затронуты в ходе проведения мероприятия. Более подробно о конференции "Уральские казаки-татары" можно прочесть в статье "Татарский расклад", опубликованной в газете "Информбиржа". http://ibirzha.kz/?s=%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4

Калёновец: Denis пишет: В 2014 году, в стенах музея Габдуллы Тукая ( г.Уральск) состоялась конференция "Уральские казаки-татары". В статье Натальи Жуковой имеется множество исторических неточностей, которые запутывают и без того сложную историю Уральского казачества. Первых яицких казаков нужно искать в Списке опричников Ивана Грозного 1573 года. Там, половина опричников имела татарские имена и "корни". Однако, все они были крещёнными служилыми татарами. Не секрет, что служилые татары вместе с русскими воинами Казань брали в 1552 году. Среди "волжских" казаков было много крещеных татар, мордвы и чувашей. Однако, все они впоследствии стали русскими казаками. В списках 1632 года, как известно, все яицкие казаки имели русские имена и отчества. Некоторые казаки, даже, имели прозвища "Новокрещен". По другому и быть не могло: они ведь "крест целовали". Калмыки в войске тоже были крещенные. Было и русско - татарское "двуязычие" в войске, потому что первыми женами у казаков были местные девушки из Ногайской орды. А. Б. Карпов привёл в своей книге документ, в котором говорилось о 300 женщинах, взятых казаками в жены в ногайских улусах в 1584 году. С какого момента стали записывать в казаки татар - магометан и калмыков - ламаистов, точно не скажу, но это было уже в XVIII веке. Поэтому говорить, что татары - ногайцы стояли у истоков Яицкого войска, очень неверно. У истоков Войска стояли потомки новгородских ушкуйников, посланные на берега Яика первым русским царём Иваном Грозным. Данный факт умышленно замалчивался при царствовании Романовых, которые всячески очерняли и принижали деяния Ивана Грозного. Правду рассказал уральский писатель И. И. Железнов в Преданиях, которые он лично услышал от "старых людей".

Denis: Каленовец, а кто же тогда такие ордынские казаки. Ведь факт их существования бесспорен. Царствование Ивана Грозного это 16 век, но ведь и до этого на берегах Яика жили люди. Курлапов в своей книги "Курени"называет это оседлое население"тумы". Видимо ушкуйники прибыли на Яик, с миссией как раз предложить "местным" казакам послужить Белому царю. И так как мощь Русского государства росла день ото дня, смышленые казаки поняли "куда дует ветер" и приняли заманчивое предложение. Вообще все это конечно домыслы и догадки, без архивных документов все эти версии недоказуемы.

RK: Вполне вероятно, что казаки были среди тех, кто брал Казань. Но при Казанском ханстве были свои казаки. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE Социальный состав[править | править вики-текст] Привилегированные сословия[править | править вики-текст] В казанском обществе наиболее привилегированные сословия составляли знать и духовенство. Важнейшие особы, входившие в состав Дивана («карачи») и эмиры (владетельные князья) обладали наибольшими богатствами и влиянием. В трудах крымского историка Сеида-Мухаммеда Ризы эти два термина (карачи и эмиры) отождествляются. Привилегированное положение занимали также представители мусульманского духовенства. Эмиры, будучи выходцами из знатнейших родов феодальной аристократии, были крайне немногочисленны. У казанских аристократов титул отца передавался лишь к старшему сыну. Остальными группами казанской знати были беки, мурзы и инородческие князья. Беки стояли на ступень ниже эмиров в социальной структуре казанского общества. Младшими сыновьями беков были мурзы (стяжение от арабо-персидского «эми́р-задэ́», букв. — «княжий сын»). Среди инородческих князей наиболее сильные позиции занимали так называемые «князья Арские». В ханстве было много чувашских, вотских и черемисских князей. Привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от податей и повинностей, называлась тарханами. К числу представителей военного сословия принадлежали огланы и казаки. Огланы были командирами конных подразделений и имели право участвовать в курултае. Казаки были простыми воинами. Иногда встречается их подразделение на «дворных» (служивших в столице) и «задворных» (служивших в провинции). Особым привилегированным статусом обладало многочисленное и хорошо организованное чиновничество.

Калёновец: Denis пишет: Каленовец, а кто же тогда такие ордынские казаки. Слово "казак" тюркского происхождения: "белый гусь". Известно, что первые казаки (лёгкая конница) появились у крымских татар. Потом, казаков (лёгкую конницу) стали применять поляки, за ними русские. К востоку от Яика было огромное Казакское ханство. При желании можно сказать, что там жили "ордынские казаки". Когда термин "казак" укоренился в русском языке, население Казакского ханства стали называть "киргизами" или "киргиз - кайсаками". Суть, ведь, не в названии народа, а в том что хотят получить от этого. Яицкие (уральские) казаки не отдельный народ, а служилое сословие и зародилось оно при Иване Грозном. Более того, с 1584 г. и до Петра 1, на Яике шла периодическая ротация служилых казаков. Не было никаких "вольных" казаков. Все казаки подчинялись особой группе, так называемым, "старым людям", которые назначали атаманов и есаулов. Казачьи круги или сходы, были местом оглашения приговоров "старых людей". Они же договаривались с "ордынцами", и жили с ними в относительном мире и согласии.

Калёновец: RK пишет: Вполне вероятно, что казаки были среди тех, кто брал Казань. Но при Казанском ханстве были свои казаки. Уважаемый RK, казаки были не только у тюркоязычных народов, так же как солдаты. Это же служилое сословие, а не народ. Тут главное, не подменять эти понятия, тогда всё понятно. Никто не отрицает, что в Уральском войске служили татары и калмыки, но они не играли главную роль в войске. Даже, дворяне УКВ не оказывали существенного влияния на жизнь войска. Они, лишь, командовали казаками по долгу службы. Внутреннюю и внешнюю политику УКВ определяли "старые люди", поэтому основой бытия был "казачий коммунизм". Ни в одном казачьем войске, кроме Уральского, такого общественно - политического строя не было.

Казак Уральский: Калёновец пишет: ...Данный факт умышленно замалчивался при царствовании Романовых, которые всячески очерняли и принижали деяния Ивана Грозного... Вот с этого такта, пожалуйста, пьяно, пьяно! Каким же образом Романовы принижали деяния этого одержимого фанатика-убийцы??? Может быть в том смысле, что они не полностью предавали огласке всю подноготную его столь "благотворных" и "прогрессивных" деяний?

Казак Уральский: Калёновец пишет: Внутреннюю и внешнюю политику УКВ определяли "старые люди", поэтому основой бытия был "казачий коммунизм"... А про "казачий коммунизм", пардон за жаргон, просто вставило! Это же надо!!!! Так скоро выяснится, что казачки первыми внедрили колхозы в массы, да и идею коллективизации большевики у них, у казачков сиречь, украли.



полная версия страницы