Форум » История Уральской области. » Илецкие казаки » Ответить

Илецкие казаки

Шеврон: У нас немного выпадает Илецкая казачья община - составная часть Уральского казачества. Думаю, что илекцы заслуживают отдельной темы! Просьба кидать все материалы по илецким казакам, фотографии Илека и т.д. Из книги Данилевского и Рудницкого "Урало-Каспийский край" "В первой половине 18 века яицкие казаки, двигаясь вверх по р.Яику основали Илецкий городок, в 1737 году ("Илек" тюркское слово, значит "сито"). Так как Яицкое войско не могло своими силами защитить границ русского государства от набегов казак-киргизов, башкиров и кара-калпаков по течению р.Яика и в особенности в верхней части его, то перед царским правительством встал вопрос о вызове сюда новых поселенцев на правах казаков. Так возникла Илецкая казачья община почти одновременно с Оренбургским казачьим войском..."

Ответов - 84, стр: 1 2 3 4 5 All

гуран: как будто только они самостийничали... Донцы, кубанцы, оренбуржцы, сибирцы и т.д. Вон, даже, Шеврон говорит, что гурьевцы одно время тоже очень непостоянные были. Их станицы были надежно защищены со всех направлений, включая астраханское, поэтому не проявляли особого. И вообще, в шатаниях илецких как и в шатаниях др. казаков, нужно искать причины.... экономические, социальные и т.д.

Шеврон: гуран пишет: Вон, даже, Шеврон говорит, что гурьевцы одно время тоже очень непостоянные были. Их станицы были надежно защищены со всех направлений, включая астраханское, поэтому не проявляли особого. Это точно!!! Гурьевцы еще хуже илецких себя вели на первом этапе войны. Дали в 1918 году лишь дивизион молодых казаков, в то время как илецкие дали 2-й Учебный полк, а также отдельную конную бригаду (12, 15 и 16 конные льготные полки).

Шеврон: Позволю и я себе процитировать Изергина: "Илецкие казаки, составляющие органическую часть Уральского казачества, на выборах участия не принимали и признать генерала Толстова атаманом отказались".

гуран: Вот те на!!! Не знал. Означает ли, что у илецких была иная кандидатура на атаманство, если да то кто? Или может быть просто их представителей по каким-то причинам не соизволили пригласить на выборы?

Шеврон: гуран пишет: Означает ли, что у илецких была иная кандидатура на атаманство, если да то кто? Или может быть просто их представителей по каким-то причинам не соизволили пригласить на выборы? А как можно было пригласить илецких казаков на выборы если илецких почти не было в армии (все к тому времени разъехались по домам) и если не было самих выборов? Да, в среде фронтового казачества обсуждались разные кандидатуры, среди них встречал фамилию полковника Емуранова, видимо, он и был кандидатом от тех немногих илецких казаков, оставшихся на фронте. Может быть из-за этого Емуранов и действовал впоследствии так самостоятельно и независимо от штаба Уральской армии?

TatianaIE: Александръ пишет: осталась ли у И.Н.Изюмского его настоящая фамилия или была переделана на фамилию с окончанием -ов, -ин, -ев В нашей семье есть Петровские - уральские казаки во многих поколениях. С середины 19 века - это их фамилия.

vigor: Георгий Гугня пишет: Он говорил, что они постоянно ссорятся с уральцами, во первых,за то, что их не пускаю на рыбныя ловли Не знаю, насколько это верно, но со слов моей бабушки, на багренье Благодарновские казаки выезжали со всем войском. Что касается термина "илекские казаки", то его я ни разу от нее не слышал. Мы уральцы, это звучало в любой дискуссии, а наши благодарновские или илекские, было обозначением географическим, но не отдельной общности.

гуран: где-то читал, что ограничение прав илецких на участие в рыболовствах на Урале было отменено то ли в 1908, то ли в 1910 году.

Шеврон: Насчет Благодарновской станицы я до конца так и не разобрался. Везде написано, что Илецких станиц было три: Илецкая, Студеновская, Мустаевская. Потом откуда-то к ним добавилась Благодарновская, а потом еще появилась Мухрановская (видимо получила статус станицы из поселка). А до этого получается, что Благодарновская к илецким казакам не относилась? Или относилась, но тоже сначала поселком была? Если так, то к какому станичному обществу она принадлежала?

гуран: Шеврон пишет: а потом еще появилась Мухрановская (видимо получила статус станицы из поселка). К Мухрановскому юрту вроде как отошли собственно Мухрановский, Яманов и Головский поселки

vigor: Благодарновская была вновь созданной станицей. Со слов бабушки Бородиной Капитолины Павловны (1895 г.р.) ее отец Бородин Павел и дед. а также семья Титовых не просто первыми там обосновались, но и участвовали в выборе места для будущей станицы. Следовательно это 1880-1890 годы. И приехали туда они из Уральска, или ближайших станиц.

гуран: vigor пишет: И приехали туда они из Уральска Широко известный факт, что илецкие по отношению к коренным уральцам были ущемлены в правах на уральское рыболовство. Но выходит, что при создании илецких поселков, туда переселяли не только собственно илецких казаков но и уральцев. Получается, что переселяясь в ту же Благодарновскую, житель уральской станицы терял свои рыбацкие привилегии???

vigor: Не знаю, скорее всего ограничения, накладываемые на илецких, в части рыболовства, - на Благодарновскую станицу не распространялись. Иначе, им переезд из Уральска был бы крайне невыгоден, тем более, что это не была высылка или принудительное переселение, раз они выбирали место где закладывать станицу. Но это все догадки. Моя бабушка 1895 года рождения, и она могла просто могла не помнить об ограничениях до 1906 года, о которых писалось выше.

Георгий Гугня: Шеврон пишет: Первыми поселенцами в возникшей Илецкой общине были два яицких казака украинцы из гор. Черкас Киевской губ., Иван Никифоров Изюмский и Андрей Денисов Черкасов с товарищами А товарищи та,кто были. И сколько их было на самом деле?(хотя бы примерно) Не вдвоем они ж городок то построили?

ростошь: По илецким казакам не всё так однозначно как написал Витевский. Думаю, что это его субьективная точка зрения. Илецкие казаки несколько раз отражали нападение кочевников на городок и смогли выжить и границу удержать. Состав их менялся, даже оренбургский учёный А.Н.Поляков (илецкий казак родом из Киндели), изучая начало Илека не может точно установить, кто же там проживал и кто они были. На разные годы по разным документам численность илецких казаков не сходится. Сначала пишут о большем количестве черкас, потом о меньшем. Сами основатели городка куда-то пропадают. Не всё и сейчас понятно. Тем более, что в разных энциклопедиях пишут о первоночальном составе илецких казаков разные сведения. Всё же нужно считать, что среди них яицких казаков было не мало. Да городок основали по разрешению правительства. Но Сакмарский городок тоже по решению правительства, однако его жители неразрывно считались яицкими казаками. Дело навярняка не в зтом и не в национальном составе ( в начале 18 века и у самих яицких казаков было много беглых из России разных национольностей и их не выдавали), а в том, что илецкие казаки служили только в своих станицах и охраняли границы. На внешние войны и в походы их было запрещено брать. Таким образом распространялся антогонизм между своими казаками. Известно как казакам было тяжело собирать полки на внешнюю службу,а илецких не замай. На этой почве были и переходы яицких казаков в илецкие. Жертвовали даже правом на рыбную ловлю. Вот поэтоиу и сложились исторически в одном войске две общины. Но сближение было. Сначала илецкие стали служить на равных, после отодвижки границы, затем и право рыбной ловли было дано в 1908 году илецким казакам. Ещё бы лет 50 совмесной жизни и всё бы уровнялось. По гражданской войне. Не только илецкие казаки расходились по домам, а со всех станиц. Да и не все прекращали борьбу. Илецких казаков ещё можно как то понять, их станицы были первыми на пути красных войск, как на Саратовском и Самарском направлении. Беспокоились они за свои семьи, а руководство войском в то время ослабло. А вот как понять гурьевских казаков. Их станицы находились в тылу войска, а они так же покинули фронт в это же время. Правда тоже не все. Затем в 1919 году именно илецкие казаки своим восстанием нанесли поражение красным, освободили свои земли и подошли к Уральску. Всё это они сделали сами. Ну а вдальнейшем пострадали не меньше, чем остальные. В 1920 году скрывались в лесах по Уралу. Местное население их потдерживало. Тогда на Илекский район на много увеличили нормы по продразвёрстке и станицы стали вымирать от голода. Но всё это так много не для разборок кто лучше и кто больше казак. Нам всем одно дело нужно делать. Иначе все переругаемся.

Шеврон: Ростошь хорошо написал, все по делу. Кто бы Илецкий городок не основал и кто бы его первоначально не заселил, а илецкие казаки всегда были неотъемлемой частью Уральского казачьего войска. И как только получили они право внешней службы, так сражались наравне с другими уральцами и в Японскую и в Германскую и, конечно, в Гражданскую. Хорошая ссылка на Полякова, читал несколько его работ по илецким казакам. Неплохо бы их на форуме опубликовать. Также в ближайшее время опубликуем статью П.А.Фадеева (илецкий казак) "Илецкое войско". Интересный взгляд его на илецких казаков, хоть и не бесспорный, конечно. Все бы это неплохо писать в теме "Илецкие казаки". А здесь новости из Оренбурга...

туранцев: А.Н.Евстратов в своей статье в книге "В.Г.Короленко на Урале" пишет на с.54:"Дело в том,что будучи в Илеке,он обратил внимание на своеобразие говора илецких казаков.В этой связи его заинтересовал вопрос о происхождении Илецкой общины,о ее первых поселенцах,которые,по мнению писателя,быди выходцами с Украины."В.Г.Короленко привел в своем письме несколько примеров:береза-бирэза(так говорили на Илеке-Т.),место-миста.

Шеврон: туранцев пишет: Дело в том,что будучи в Илеке,он обратил внимание на своеобразие говора илецких казаков.В этой связи его заинтересовал вопрос о происхождении Илецкой общины,о ее первых поселенцах,которые,по мнению писателя,быди выходцами с Украины." Выходит, что даже в начале 20 века в илецких казаках чувствовалась украинская кровь, не оказачились значит они до конца.

ростошь: Да, наверняка, небольшое различие в говоре было, так как служили не вместе. А так как были разные общины, то и контактов между собой было меньше. Бабушка моя (из Головского посёлка) говорила, что не все шепелявили. А вот родной старший брат моего деда, воевавший в гражданскую, и с которым мне довелось общаться, говорил как настоящий уралец. (Быстро, бойко, шепелявил и приходилось с трудом вообще его понимать). Когда я сам жил в этом селе, то у нас были соседи( коренные жители), говорящие на уральском диалекте. Помню, что их было очень забавно слушать. Вот и Короленко общался наверняка не со всеми. Влияние было не только украинской мовы, но и других диалектов России, как собственно и основопологающего диалекта уральцев. Приведу один пример. В Илекском районе есть село Кардаилово, основанное на землях Оренбургского войска украинцами где-то в первой четверти 19 века. В советское время, да наверное и сейчас, там находилось СПТУ. Учили там на механизаторов. Много ребят с нашего села там учились после школы. Учились там в конце 70-х и мои бывшие одноклассники, которые не пошли в 9 класс, а поступили в это СПТУ. Жили они там на квартирах, а на выходные и на каникулы приезжали в родное село. Так вот они рассказывали, что часть местных жителей разговаривают с очень сильным украинским акцентом, а между собой вообще на украинском языке. Это через 160 лет жизни рядом с оренбургскими казаками. Короленко был в Илеке в 1900 году. Тоже через 160 лет со времени основания Илека. Что-же он застал? У некоторых людей, с которыми он общался, иканье вместо аканья и ещё произношение некоторых слов с подозрением на украинский манер, но по- русски. Ещё он наверняка заметил, что казаки с киргизами общаются на киргизском языке и наверняка и из этого языка были влияния на произношение казаков. Вывод, который можно сделать, таков - украинское влияние на говор илекских казаков минимален, а максимально влияние уральского диалекта, особенно с тех времён когда стали служить вместе. Голодранцами илекских казаков никак не назовёшь. В Голом была концентрация богатых казаков. Большинство домов были срубовые, мазанки использовались под летние кухни. Занятие скотоводством и земледелием под корм скота приносило постоянный доход в отличии от промыслов, когда удача не всегда бывает. Рыболовство тоже было. Ведь учуг стоял не круглогодично. Весной, во время разливов, его небыло. Да и не всегда учуг ставили вовремя. Известны случаи, когда багрение было выше учуга, например на Иртеке. Ну а непроходной рыбы, как сазана, судака, язя, головля, жереха, подуса было вообще завались. Кроме того напротив Илека от Мухраново до Бородинска тянутся просто широченные заливные луга, имеется огромное количество озёр, котлубаней и речек, и известно, что уральские казаки ловили рыбу и в таких водоёмах бреднями. Это делали и илецкие казаки. Быстрый рост илецких казаков подтверждает уникальность богатства местности в которой они жили. Повторяю, что всё различие уральских и илецких казаков было в образе их службы. От этого были и споры и едкие высказывания. К оренбургским казакам илецкие относились с пренебрежением и это описано у Короленко. Сам Короленко хорошо описал споры уральских и илецких, но он только констатировал факты, а выводов делать и не пытался. Хотя был близок к этому. Он хорошо описал спор в Илеке между молодым казаком и несколькими стариками. (За изображение этой сцены спора Лев Толстой очень хвалил Короленко). В споре речь шла и о службе старого войска. Молодой казак насмехался над ней, мол служили дома и не знали настоящей службы, а молодые служат в российских войсках. Короленко этот спор отнёс к спору поколений. К спору старого и нового. Прогрессивный же он был писатель. Ну а я думаю, что это был спор между внутренней ( старики служили на границе) и внешней службой ( молодёжь стали призывать в уральские полки). Ну а если спор был между самими илецкими казаками, то уж между уральскими и илецкими он доходил до ссоры со всеми вытекающими последствиями. Общая жизнь без ссор была после 1908 года и Фадеев в своей статье об илецком войске (как более молодой он не застал уже былого антогонизма) и не упомянул о разных службах. Поэтому сьехал на то, что илецким якобы и не нужно было рыбу ловить, мол долеко ехать. И вот после Пугачёва илецких и бросили в жертву, отрешив их от этого права, так как они его и не использовали. Вывод не верен и вообще основан тольго на его ( Фадееве) предположении. Еще раз повторяю - всё дело в разных службах, а так такие-же казаки, как и все уральские!

MGE: Вот как мне рассказывала моя мама про своих крестных......"Татьяна Ивановна и Анастасия Ивановна (Барышниковы), шипилявили страсть как".........



полная версия страницы