Форум » История Уральской области. » Илецкие казаки » Ответить

Илецкие казаки

Шеврон: У нас немного выпадает Илецкая казачья община - составная часть Уральского казачества. Думаю, что илекцы заслуживают отдельной темы! Просьба кидать все материалы по илецким казакам, фотографии Илека и т.д. Из книги Данилевского и Рудницкого "Урало-Каспийский край" "В первой половине 18 века яицкие казаки, двигаясь вверх по р.Яику основали Илецкий городок, в 1737 году ("Илек" тюркское слово, значит "сито"). Так как Яицкое войско не могло своими силами защитить границ русского государства от набегов казак-киргизов, башкиров и кара-калпаков по течению р.Яика и в особенности в верхней части его, то перед царским правительством встал вопрос о вызове сюда новых поселенцев на правах казаков. Так возникла Илецкая казачья община почти одновременно с Оренбургским казачьим войском..."

Ответов - 84, стр: 1 2 3 4 5 All

гуран: Из словаря Брокгауза и Ефрона. Илецкий городок — заштатный город Уральской области, расположен при впадении реки Илек в Урал, в 150 верстах от города Уральска с Ю и города Оренбурга с С; станичное правление, почтово-телеграфная станция. Основан в 1730 г. Населения 5511 д. об. п. (1893), в том числе войскового сословия, т. е. казаков с семействами, 3347 и невойскового, или "иногороднего, т. е. лиц, не принадлежащих к казачьему званию и общине", 2164. Главное занятие жителей хлебопашество и торговля, преимущественно скотом, пригоняемым из-за Уральской степи киргизами Уральской и Тургайской обл. Оживленные базары и ярмарка (скот), с оборотом до 20 тыс. руб.

Александръ: Илецкие казаки — входят в состав уральского казачьего войска, но исторически, а также в земельном и бытовом отношениях, составляют особую от уральцев группу: они резко отличаются говором, часто употребляя гласную "и" вместо "е" ("писок", "видро") и особенно отчетливо произнося отдельные слоги, и характером занятий (почти исключительно земледелие); имеют особый от уральцев земельный надел (223225 дес.). В административно-военном отношении причислены к I военному отделу уральского казачьего войска и входят в состав 3 станиц: Илецкой, Мустаевской и Студеновской, с 22 пунктами, населенными 19924 д. об. п. И. казаки посылают ежегодно на службу (в составе уральских полков) казаков, снаряжаемых на общие средства, сбираемые с остающихся дома казаков служилого разряда. За неимением особого капитала расходы земского характера падают на общий войсковой капитал уральского казачьего войска, в который поступают и доходы от пользования угодьями в этих станицах. Порядки общинного пользования землей у И. казаков представляют особый интерес как переходная форма от захватного нерегулированного к временным переделам (луга) и регулированной системе полевого хозяйства. Словарь Брокгауза и Ефрона. ИЛЕЦКИЕ КАЗАКИ (урал.) - остатки Волгских Казаков-старообрядцев, переселенных из под Самары на речку Илек в 1735 г.; четыре станицы И. К-ков принадлежали к первому полковому отделу Уральского казачьего Войска и служили в полках вместе с Уральцами; однако уральские старожилы не считали их вполне своими, по той причине, что они переселены в бассейн Урала по распоряжению русской власти; илецкие станицы не принимались в войсковую общину и не получили права участвовать в общественном рыболовстве Нижнего Урала. Казачий словарь-справочник.

гуран: по этническому составу: в состав И.к. входило значительное число казаков-татар. В частности, поселками со значительным процентом татар были Мустаевский, Мухрановский, Ямановский и Озерский. В Административном отношении И.к. первоначально составляли собственно Илецкую станицу. В последующем илецкая община была разделена на 3 станицы (Илецкая, Студеная и Мустаевская). Где-то к концу 19 в. появилась ст. Благодарная, объединявшая поселки, находящиеся в северно-восточной части УКВ. В 1-й декаде 20 в. в связи со значительным увеличением численности была учреждена Мухрановская станица.

Шеврон: гуран пишет: В Административном отношении И.к. первоначально составляли собственно Илецкую станицу. В последующем илецкая община была разделена на 3 станицы (Илецкая, Студеная и Мустаевская). Где-то к концу 19 в. появилась ст. Благодарная, объединявшая поселки, находящиеся в северно-восточной части УКВ. В 1-й декаде 20 в. в связи со значительным увеличением численности была учреждена Мухрановская станица. Выходит, что к началу Гражданской войны было пять илецких станиц? Получается Илецкая, Студеновская, Мустаевская, Благодарновская и Мухрановская.

гуран: Шеврон пишет: Выходит, что к началу Гражданской войны было пять илецких станиц? Получается Илецкая, Студеновская, Мустаевская, Благодарновская и Мухрановская. Так точно, адрес-календарь УКВ за 1915 г. Вообще, с 1914 по 1917 численность станиц УКВ увеличилась с 30 до 33. В Мухрановский станичный юрт входили помимо М. поселки Головский и Ямановский.

Шеврон: Из книги Данилевского и Рудницкого "Урало-Каспийский край" "Первыми поселенцами в возникшей Илецкой общине были два яицких казака украинцы из гор. Черкас Киевской губ., Иван Никифоров Изюмский и Андрей Денисов Черкасов с товарищами. Илецкий городок они построили в 1737 году на правой стороне р.Яика, против впадения в него р.Илека (в "кустах"), с разрешения канцелярии Оренбургской Экспедиции. "Остатки старого городища среди зарослей до сих пор указывают место этого первоначального расположения г.Илека", говорит писатель Короленко в своем рассказе - "У казаков" (Короленко был в Уральской области в 1901 году). Для заселения города Изюмский и Черкасов получили право принимать к себе мещеряков, чуваш, калмыков, татар и др. инородцев, а также крестьян и инвалидных солдат. Во время путешествия Палласа в 1769 году в г.Илеке было более 300 домов. Таким образом илецкие казаки обосновались на Яике с ведома и разрешения правительства и тем отличались от яицких, которые были вольными поселенцами на Яике. Тип илецких казаков был близок к населению соседних с ними сел и деревень России..."

Александръ: Интересно, осталась ли у И.Н.Изюмского его настоящая фамилия или была переделана на фамилию с окончанием -ов, -ин, -ев? Ведь у уральских казаков были фамилии лишь только с такими окончаниями, но как раз переселенные илецкие казаки могли иметь разнообразные фамилии. Даже если фамилии изменялись, то с какой целью это было сделано?

Шеврон: Насчет Изюмского сказать ничего не могу, да и Черкасовых среди уральцев не встречал. Возможно, Изюмский стал Изюмовым или Изюмниковым. Но это только предположение. А вот фамилии уральских казаков даже в конце 18 века были самыми разнообразными. Например, в Войске был есаул Петр Федорович Бирючьих Лап! А как вам такой казак - Петр Иванович Кривой Избы! Конечно, это исключения из правил, но такие фамилии тоже имели место быть и никто их не переделывал. А вот в 19 веке подобных фамилий у уральцев я уже не встречал.

Александръ: Думаю, что причина изменения фамилий заключалась в том, что для тогдашних властей они были неболее чем прозвища и всех крыли под одну гребенку ориентируясь на принадлежность, т.е. "чей?". Такая же ситуация в донском и отчасти в астраханском казачьих войсках.

гуран: насчет фамильикона уральских, в т.ч. илецких казаков все ответы на вопросы можно узнать из книги Назарова "Очерки по истории фамилий УК". Там же есть и по фамилии Изюмский, кажется стал Изюмсковым. Еще 1 момент. В ст. Бородинской было много казаков чьи фамилии были были производными от имен (напр. Ивановы). Объясняется это тем, что эти были обращены в казаков из дворовых людей Бородина. А крепостные, вплоть до 18 века часто не имели собственных фамилий, прозвищ и называлиь Петьками, Иванами и т.д.

Шеврон: Окончание из книги "Урало-Каспийский край" "...С самого начала своего существования илецкие казаки были переданы в ведение Яицкого войска, хотя си имели своего атамана (первым был вышеуказанный Изюмский), с подчинением Яицкому войску. Если основное занятие яицких казаков со времени появления их на р.Яике было рыболовство, то основное занятие илецких, было земледелие и скотоводство. Кроме того илецкие казаки долгое время не несли одинаковой службы с яицкими в походах царского правительства, производя только охрану укрепленной линии по р.Яику от набегов кайсак-киргизов и башкир (на расстоянии 70 верст от крепости Рассыпной до устьев р.Иртека). Между илецкими и яицкими казаками был постоянный антогонизм, который возник, главным образом, из земельных счетов (из-за пограничных земель по притоку Урала – Иртеку) и поддерживался различием их происхождения и быта. Илек, как более слабый, сделался настоящим пасынком Урала, илецкая бударка никогда не могла даже появиться на Урале ниже учуга, где илецким казакам совершенно было запрещено заниматься рыболовством. Первоначальное местоположение г.Илека оказалось неудобным: с одной стороны разливы реки, с другой – недостаточное убежище от кочевников. Поэтому город Илек вскоре был перенесен из «кустов» правой стороны Яика на его левую, бухарскую сторону. Здесь он с тыла упирался в обрывистый берег, а в степь выдвинул вышки, пикеты и огородился перекопом между р.Илеком и Уралом. Кроме того, в городе Илеке была построена крепость, которая защищала его от кочевников и имела батареи с пушками. Теперь от этой крепости не осталось и следа: ее срыл Урал своим течением. Верно сказал Короленко в своем рассказе «У казаков»: «степную историю и наносил и разносил буйный ветер, намывал и смывал степные реки, как смыл и разнес молчаливый Яик эту крепостицу."

гуран: так все-таки, кто как думает, к 1917 какой-либо антагонизм между илецкими или уральскими продолжал существовать или был полностью изжит? В своих воспоминаниях Фаддеев однозначно утверждает что как такового антагонизма не было, хотя сам же признает, что Л. Масянов был по этому вопросу иного мнения.

Георгий Гугня: Шеврон пишет: Для заселения города (Илека) Изюмский и Черкасов получили право принимать к себе мещеряков, чуваш, калмыков, татар и др. инородцев, а также крестьян и инвалидных солдат. Подскажите, когда крестьяне , чуваши, калмыки вступали в казаки ,предъявлялись ли к ним особые требования? Какова была процедура по приему в казаки?

Шеврон: гуран пишет: так все-таки, кто как думает, к 1917 какой-либо антагонизм между илецкими или уральскими продолжал существовать или был полностью изжит? В своих воспоминаниях Фаддеев однозначно утверждает что как такового антагонизма не было, хотя сам же признает, что Л. Масянов был по этому вопросу иного мнения. Сложный вопрос, но мое мнение, что подсознательно определенный антагонизм все же существовал. Об этом пишет и Масянов, упоминает Изергин, об этом же говорят факты. Илецкие казаки первыми бросили фронт летом 1918 года, когда разбежался по своим станицам 2-й Учебный полк, вторично они же бросили фронт и все разошлись по домам в январе 1919г., после падения Уральска. Фадеев, естественно, это все отрицает, ведь он сам илецкий казак... С другой стороны, когда красные в марте 1918 года заняли Илек помощь илецким пошла отовсюду, и из Уральска в том числе. Не бросили уральские казаки илецких в трудную минуту, а вот илецкие потом их отблагодарили... Все-таки думаю, что настоящие уральские казаки не считали илецких полностью за своих. Составная часть общины - да, но именно составная часть, а не единое целое.

Шеврон: Интересна характеристика Илецких казаков В.Н.Витевским в его работе "Уральское войско до появления Пугачева". "Илецкие казаки организовались из людей, не отличавшихся ни энергией, ни удальством, ни молодчеством - из людей не закаленных в борьбе с врагами, как-то: из крестьян, чуваш, ясачных татар, мордвы." Далее он пишет: "Поручая илецких казаков попечению Яицкого войска, Неплюев желал, чтобы оно, так сказать, оказачило их по-яицки". Получилось ли их оказачивание?

Георгий Гугня: Шеврон пишет: оказачило Это как так? Оказачило? Что при этом происходит?

Шеврон: Георгий Гугня пишет: Это как так? Оказачило? Что при этом происходит? Уж не знаю, что под этим термином Неплюев понимал... Наверное думал, что если поселить не казаков рядом с казаками, то они пропитаются казачьим духом, энергией, силой и станут такими же казаками.

MGE: Я думаю если у человека "царька" в голове нет(энергии, удальство, молодчество и т.д.) от природы, то ни какими средствами его "царька" туда не вогнать. Короче говоря ".....от пана - пан, от Ивана - Иван...."

туранцев: Оказачиться-принять казачий менталитет,пропитаться казачьим духом,принять их обычаи и веру."Женим Тебя на казачке-глядишь,оказачишься"...

Шеврон: Любопытно мнение А.М.Дубовикова об илецких казаков. Вот что он пишет в своей книге "Уральское казачье войско как старинное казачество дореволюционной России" "А.Д. Рябинин, как и ряд других авторов, считал илецких казаков "малороссами". Тому есть ряд причин. По одним данным на Илеке поселился "атаман Никита Маркобрунов собрав черкас с 400 семей". По другим данным, "двое из яицких казаков рода черкасского" - И.Изюмский и А.Черкасов получили от Оренбургской экспедиции разрешение построить в устье Илека городок, где "Изюмский был назначен атаманом, а Черкасский - есаулом". Однако, кем бы ни были первые илецкие казаки, очевидно одно - они изначально не были восприняты яицкими казаками как "свои", хотя и находились с ними в едином подчинении...".

MGE: Собрание литературных трудов Александра Константиновича Гейнса. Дневник 1866года. .................Буренин, разговаривая с нами, постоянно глумился от души над притензиями Илецких казаков.Он говорил, что они постоянно ссорятся с уральцами, во первых,за то, что их не пускаю на рыбныя ловли,во вторых, за пограничную черту. Илецкие казаки составляют дистанцию Уральскаго войска. Их около 12.000, цифра почтенная, при общей цифре войска 95.000. Буренин говорил, что их не пускают на ловли потому, что они не несут внешней службы, а охраняют только свою собственную территорию. В прошлом году Илецкие казаки подали даже жалобу на уральских властей и на пристрастие их к своим. Между прочим они просили не назначать к ним начальников из уральцев. Согласно их просьбе им прислали сотника Покатилова из Оренбургского войска. Этими ссорами можно когда-нибудь воспользоваться правительству, если оно захочет подчинить себе непосредственно уральскую коммуну................

гуран: по аналогии: настоящие терцы - гребенские казаки, населяющие 5-6 станиц Кизляро-Гребенского военного округа Терского каз. войска также с высока относились к поверстванным либо переселенным казакам, населявшим соседние станицы войска. Думаю, что эта проблема стояла во всех КВ, где в качестве составных элементов присутствовали как коренная часть того или иного казачества, так и переселенная (поверстанная).

Шеврон: MGE пишет: Буренин, разговаривая с нами, постоянно глумился от души над притензиями Илецких казаков. Думаю уральцам было свойственно немного пренебрежительное, надменное отношение по отношению к илецким казакам. Чувствуя это, илецкие казаки потому и просили о не назначении к ним начальства из уральцев.

MGE: Само употребление термина "Илецкие", уже говорит о разделение.

Шеврон: MGE пишет: Само употребление термина "Илецкие", уже говорит о разделение. Согласен. Получается, что илецкие казаки - это илецкие казаки. Но я встречал термин "гурьевские казаки", хотя гурьевцы - это коренные уральцы. Но проживали на территории Гурьевского отдела, отсюда и пошло "гурьевские казаки".

MGE: А как те, кто переселялся с низовых станиц в Илецкие поселки,форпосты и т.д.? У них привилегии оставались?

Шеврон: MGE пишет: А как те, кто переселялся с низовых станиц в Илецкие поселки,форпосты и т.д.? У них привилегии оставались? Я думаю, что нет. Раз захотел переселиться, то будь готов к уменьшению своих привелегий. Думаю, что переселение в илецкие станицы носило единичный характер.

Георгий Гугня: MGE пишет: Он говорил, что они постоянно ссорятся с уральцами, во первых,за то, что их не пускаю на рыбныя ловли Похожую историю я слышал от нашего казака в Питере.Он рассказывал,что всех казаков ,живших в верховьях(относительно Уральска) называли голытьбой, т.к. туда из рыбы больше чебака ничего не доплывало. Не связано ли название форпоста Голый с этим?

Шеврон: Георгий Гугня пишет: Похожую историю я слышал от нашего казака в Питере.Он рассказывал,что всех казаков ,живших в верховьях(относительно Уральска) называли голытьбой, т.к. туда из рыбы больше чебака ничего не доплывало. А почему туда рыба не доплывала? Потому что у Уральска учуг стоял, который не пускал большую рыбу в верховья Урала. Не желали уральские казаки делиться рыбкой с илецкими...

гуран: но опять таки, почему учуг не построили на илецкой грани, между Бородинской и Студеновской станицами? Логичней было бы. А так, за учугом располагались собственно уральские станицы Рубежка, Бординская, Трекинская, но они то привилегиями рыбными пользовались...

MGE: Насчет голытьба - Голый,не знаю. Может место "Голое". А рядом "Заживный", с голытьбой, че то не стыкуется. Перекрыли реку, да еще обзывались Да, скотоводство приносило, то же не малый доход. А жениться на дочерях Барышникова та, низовые приезжали, во те и "голытьба".

Шеврон: гуран пишет: но опять таки, почему учуг не построили на илецкой грани, между Бородинской и Студеновской станицами? Логичней было бы. А так, за учугом располагались собственно уральские станицы Рубежка, Бородинская, Трекинская, но они то привилегиями рыбными пользовались... Из Уральска проще контролировать его было, наверное. А может и Урал перекрывать проще было у Уральска.

MGE: Получается, Илецкие больше поглядывали в сторону Оренбурга?

Шеврон: MGE пишет: Получается, Илецкие больше поглядывали в сторону Оренбурга? Выходит, что так. Известный русский писатель В.Г.Короленко писал, что "Илек стал настоящим пасынком Урала", отчего "не раз просил слезно, чтобы его перечислили к Оренбургу". Но его не перечислили, в отличие от Сакмарской станицы.

MGE: А наоборот Илецкий мог переехать в низовье? И тогда, его права какие? Есть такие случаи?

туранцев: А почему бы было Илекскому и не переехать на низ? В правах, вероятно, уравнивался, если продавал свою собственность в Илекском Округе.Уральцы хорошо платили даже мужикам и киргизам на плавне, а тут свой, вернее почти свой, казак. А вот что писал В.Шишков в романе "Емельян Пугачев": "-А нас не мордовал батюшка,что ли?- подали голос остальные трое пугачевцев.- Он только своих яицких жалует, а мы, слава Богу, илецкие..." В.Шишков в работе над этим романом бывал в Приуралье и встречался со многими стариками.

Шеврон: MGE пишет: А наоборот Илецкий мог переехать в низовье? И тогда, его права какие? Есть такие случаи? Мог, но для этого должен был собраться станичный сход той станицы, в которую он хочет переехать и решить принимать ли его в своей станицы или отказать. Должны были быть основания для переезда, а не так просто, хочу рыбачить на Урале и все тут. Любые переезды из станицы в станицу, любая смена местожительства фиксировались станичными правлениями, а в конце 19 - начале 20 века закреплялись приказами наказного атамана УКВ.

гуран: в качестве основания могла быть, думаю, женитьба (замужество) представителя илецкой общины с коренным уральцем. Но наверное такие браки илецких были чаще всего с казаками соседних станиц Уральского отдела, а не с гурьевцами. Хозяйственных связей всяко у них больше было да и гонору у уральских казаков верхних станиц наверно было меньше. По целесообразности переезда на низ очень большие сомнения. Вроде как в нач. 20 века наооборот прослеживалась устойчивая, хотя и незначительная миграция казаков из станиц гурьевского отдела в северные районы области.

гуран: MGE пишет: Получается, Илецкие больше поглядывали в сторону Оренбурга? Наверное все-таки, так. Но ГВ показала, с кем остаются илецкие казаки. Несмотря на шатания весной 1919 г., илецкие казаки до конца воевали плечо к плечу с уральцами, тогда как их соседи с правого фланга уже в августе 19-го в массе своей покидали оружие

Шеврон: гуран пишет: Но ГВ показала, с кем остаются илецкие казаки. Несмотря на шатания весной 1919 г., илецкие казаки до конца воевали плечо к плечу с уральцами, тогда как их соседи с правого фланга уже в августе 19-го в массе своей покидали оружие После взятия красными Уральска в январе 1919 года, илецкие казаки массово разъезжаются по своим станицам и поселкам, бросив фронт. Красные этому не препятствуют, отбирая у них лишь оружие. И лишь после избрания В.С.Толстова в марте 1919г. атаманом УКВ и начавшегося возрождения Уральской армии, илецкие казаки во искуплении своего поступка участвуют в восстании верховских станиц и снова начинают воевать с красными. Потом уже да, воевали с уральцами до конца войны.

гуран: как будто только они самостийничали... Донцы, кубанцы, оренбуржцы, сибирцы и т.д. Вон, даже, Шеврон говорит, что гурьевцы одно время тоже очень непостоянные были. Их станицы были надежно защищены со всех направлений, включая астраханское, поэтому не проявляли особого. И вообще, в шатаниях илецких как и в шатаниях др. казаков, нужно искать причины.... экономические, социальные и т.д.

Шеврон: гуран пишет: Вон, даже, Шеврон говорит, что гурьевцы одно время тоже очень непостоянные были. Их станицы были надежно защищены со всех направлений, включая астраханское, поэтому не проявляли особого. Это точно!!! Гурьевцы еще хуже илецких себя вели на первом этапе войны. Дали в 1918 году лишь дивизион молодых казаков, в то время как илецкие дали 2-й Учебный полк, а также отдельную конную бригаду (12, 15 и 16 конные льготные полки).

Шеврон: Позволю и я себе процитировать Изергина: "Илецкие казаки, составляющие органическую часть Уральского казачества, на выборах участия не принимали и признать генерала Толстова атаманом отказались".

гуран: Вот те на!!! Не знал. Означает ли, что у илецких была иная кандидатура на атаманство, если да то кто? Или может быть просто их представителей по каким-то причинам не соизволили пригласить на выборы?

Шеврон: гуран пишет: Означает ли, что у илецких была иная кандидатура на атаманство, если да то кто? Или может быть просто их представителей по каким-то причинам не соизволили пригласить на выборы? А как можно было пригласить илецких казаков на выборы если илецких почти не было в армии (все к тому времени разъехались по домам) и если не было самих выборов? Да, в среде фронтового казачества обсуждались разные кандидатуры, среди них встречал фамилию полковника Емуранова, видимо, он и был кандидатом от тех немногих илецких казаков, оставшихся на фронте. Может быть из-за этого Емуранов и действовал впоследствии так самостоятельно и независимо от штаба Уральской армии?

TatianaIE: Александръ пишет: осталась ли у И.Н.Изюмского его настоящая фамилия или была переделана на фамилию с окончанием -ов, -ин, -ев В нашей семье есть Петровские - уральские казаки во многих поколениях. С середины 19 века - это их фамилия.

vigor: Георгий Гугня пишет: Он говорил, что они постоянно ссорятся с уральцами, во первых,за то, что их не пускаю на рыбныя ловли Не знаю, насколько это верно, но со слов моей бабушки, на багренье Благодарновские казаки выезжали со всем войском. Что касается термина "илекские казаки", то его я ни разу от нее не слышал. Мы уральцы, это звучало в любой дискуссии, а наши благодарновские или илекские, было обозначением географическим, но не отдельной общности.

гуран: где-то читал, что ограничение прав илецких на участие в рыболовствах на Урале было отменено то ли в 1908, то ли в 1910 году.

Шеврон: Насчет Благодарновской станицы я до конца так и не разобрался. Везде написано, что Илецких станиц было три: Илецкая, Студеновская, Мустаевская. Потом откуда-то к ним добавилась Благодарновская, а потом еще появилась Мухрановская (видимо получила статус станицы из поселка). А до этого получается, что Благодарновская к илецким казакам не относилась? Или относилась, но тоже сначала поселком была? Если так, то к какому станичному обществу она принадлежала?

гуран: Шеврон пишет: а потом еще появилась Мухрановская (видимо получила статус станицы из поселка). К Мухрановскому юрту вроде как отошли собственно Мухрановский, Яманов и Головский поселки

vigor: Благодарновская была вновь созданной станицей. Со слов бабушки Бородиной Капитолины Павловны (1895 г.р.) ее отец Бородин Павел и дед. а также семья Титовых не просто первыми там обосновались, но и участвовали в выборе места для будущей станицы. Следовательно это 1880-1890 годы. И приехали туда они из Уральска, или ближайших станиц.

гуран: vigor пишет: И приехали туда они из Уральска Широко известный факт, что илецкие по отношению к коренным уральцам были ущемлены в правах на уральское рыболовство. Но выходит, что при создании илецких поселков, туда переселяли не только собственно илецких казаков но и уральцев. Получается, что переселяясь в ту же Благодарновскую, житель уральской станицы терял свои рыбацкие привилегии???

vigor: Не знаю, скорее всего ограничения, накладываемые на илецких, в части рыболовства, - на Благодарновскую станицу не распространялись. Иначе, им переезд из Уральска был бы крайне невыгоден, тем более, что это не была высылка или принудительное переселение, раз они выбирали место где закладывать станицу. Но это все догадки. Моя бабушка 1895 года рождения, и она могла просто могла не помнить об ограничениях до 1906 года, о которых писалось выше.

Георгий Гугня: Шеврон пишет: Первыми поселенцами в возникшей Илецкой общине были два яицких казака украинцы из гор. Черкас Киевской губ., Иван Никифоров Изюмский и Андрей Денисов Черкасов с товарищами А товарищи та,кто были. И сколько их было на самом деле?(хотя бы примерно) Не вдвоем они ж городок то построили?

ростошь: По илецким казакам не всё так однозначно как написал Витевский. Думаю, что это его субьективная точка зрения. Илецкие казаки несколько раз отражали нападение кочевников на городок и смогли выжить и границу удержать. Состав их менялся, даже оренбургский учёный А.Н.Поляков (илецкий казак родом из Киндели), изучая начало Илека не может точно установить, кто же там проживал и кто они были. На разные годы по разным документам численность илецких казаков не сходится. Сначала пишут о большем количестве черкас, потом о меньшем. Сами основатели городка куда-то пропадают. Не всё и сейчас понятно. Тем более, что в разных энциклопедиях пишут о первоночальном составе илецких казаков разные сведения. Всё же нужно считать, что среди них яицких казаков было не мало. Да городок основали по разрешению правительства. Но Сакмарский городок тоже по решению правительства, однако его жители неразрывно считались яицкими казаками. Дело навярняка не в зтом и не в национальном составе ( в начале 18 века и у самих яицких казаков было много беглых из России разных национольностей и их не выдавали), а в том, что илецкие казаки служили только в своих станицах и охраняли границы. На внешние войны и в походы их было запрещено брать. Таким образом распространялся антогонизм между своими казаками. Известно как казакам было тяжело собирать полки на внешнюю службу,а илецких не замай. На этой почве были и переходы яицких казаков в илецкие. Жертвовали даже правом на рыбную ловлю. Вот поэтоиу и сложились исторически в одном войске две общины. Но сближение было. Сначала илецкие стали служить на равных, после отодвижки границы, затем и право рыбной ловли было дано в 1908 году илецким казакам. Ещё бы лет 50 совмесной жизни и всё бы уровнялось. По гражданской войне. Не только илецкие казаки расходились по домам, а со всех станиц. Да и не все прекращали борьбу. Илецких казаков ещё можно как то понять, их станицы были первыми на пути красных войск, как на Саратовском и Самарском направлении. Беспокоились они за свои семьи, а руководство войском в то время ослабло. А вот как понять гурьевских казаков. Их станицы находились в тылу войска, а они так же покинули фронт в это же время. Правда тоже не все. Затем в 1919 году именно илецкие казаки своим восстанием нанесли поражение красным, освободили свои земли и подошли к Уральску. Всё это они сделали сами. Ну а вдальнейшем пострадали не меньше, чем остальные. В 1920 году скрывались в лесах по Уралу. Местное население их потдерживало. Тогда на Илекский район на много увеличили нормы по продразвёрстке и станицы стали вымирать от голода. Но всё это так много не для разборок кто лучше и кто больше казак. Нам всем одно дело нужно делать. Иначе все переругаемся.

Шеврон: Ростошь хорошо написал, все по делу. Кто бы Илецкий городок не основал и кто бы его первоначально не заселил, а илецкие казаки всегда были неотъемлемой частью Уральского казачьего войска. И как только получили они право внешней службы, так сражались наравне с другими уральцами и в Японскую и в Германскую и, конечно, в Гражданскую. Хорошая ссылка на Полякова, читал несколько его работ по илецким казакам. Неплохо бы их на форуме опубликовать. Также в ближайшее время опубликуем статью П.А.Фадеева (илецкий казак) "Илецкое войско". Интересный взгляд его на илецких казаков, хоть и не бесспорный, конечно. Все бы это неплохо писать в теме "Илецкие казаки". А здесь новости из Оренбурга...

туранцев: А.Н.Евстратов в своей статье в книге "В.Г.Короленко на Урале" пишет на с.54:"Дело в том,что будучи в Илеке,он обратил внимание на своеобразие говора илецких казаков.В этой связи его заинтересовал вопрос о происхождении Илецкой общины,о ее первых поселенцах,которые,по мнению писателя,быди выходцами с Украины."В.Г.Короленко привел в своем письме несколько примеров:береза-бирэза(так говорили на Илеке-Т.),место-миста.

Шеврон: туранцев пишет: Дело в том,что будучи в Илеке,он обратил внимание на своеобразие говора илецких казаков.В этой связи его заинтересовал вопрос о происхождении Илецкой общины,о ее первых поселенцах,которые,по мнению писателя,быди выходцами с Украины." Выходит, что даже в начале 20 века в илецких казаках чувствовалась украинская кровь, не оказачились значит они до конца.

ростошь: Да, наверняка, небольшое различие в говоре было, так как служили не вместе. А так как были разные общины, то и контактов между собой было меньше. Бабушка моя (из Головского посёлка) говорила, что не все шепелявили. А вот родной старший брат моего деда, воевавший в гражданскую, и с которым мне довелось общаться, говорил как настоящий уралец. (Быстро, бойко, шепелявил и приходилось с трудом вообще его понимать). Когда я сам жил в этом селе, то у нас были соседи( коренные жители), говорящие на уральском диалекте. Помню, что их было очень забавно слушать. Вот и Короленко общался наверняка не со всеми. Влияние было не только украинской мовы, но и других диалектов России, как собственно и основопологающего диалекта уральцев. Приведу один пример. В Илекском районе есть село Кардаилово, основанное на землях Оренбургского войска украинцами где-то в первой четверти 19 века. В советское время, да наверное и сейчас, там находилось СПТУ. Учили там на механизаторов. Много ребят с нашего села там учились после школы. Учились там в конце 70-х и мои бывшие одноклассники, которые не пошли в 9 класс, а поступили в это СПТУ. Жили они там на квартирах, а на выходные и на каникулы приезжали в родное село. Так вот они рассказывали, что часть местных жителей разговаривают с очень сильным украинским акцентом, а между собой вообще на украинском языке. Это через 160 лет жизни рядом с оренбургскими казаками. Короленко был в Илеке в 1900 году. Тоже через 160 лет со времени основания Илека. Что-же он застал? У некоторых людей, с которыми он общался, иканье вместо аканья и ещё произношение некоторых слов с подозрением на украинский манер, но по- русски. Ещё он наверняка заметил, что казаки с киргизами общаются на киргизском языке и наверняка и из этого языка были влияния на произношение казаков. Вывод, который можно сделать, таков - украинское влияние на говор илекских казаков минимален, а максимально влияние уральского диалекта, особенно с тех времён когда стали служить вместе. Голодранцами илекских казаков никак не назовёшь. В Голом была концентрация богатых казаков. Большинство домов были срубовые, мазанки использовались под летние кухни. Занятие скотоводством и земледелием под корм скота приносило постоянный доход в отличии от промыслов, когда удача не всегда бывает. Рыболовство тоже было. Ведь учуг стоял не круглогодично. Весной, во время разливов, его небыло. Да и не всегда учуг ставили вовремя. Известны случаи, когда багрение было выше учуга, например на Иртеке. Ну а непроходной рыбы, как сазана, судака, язя, головля, жереха, подуса было вообще завались. Кроме того напротив Илека от Мухраново до Бородинска тянутся просто широченные заливные луга, имеется огромное количество озёр, котлубаней и речек, и известно, что уральские казаки ловили рыбу и в таких водоёмах бреднями. Это делали и илецкие казаки. Быстрый рост илецких казаков подтверждает уникальность богатства местности в которой они жили. Повторяю, что всё различие уральских и илецких казаков было в образе их службы. От этого были и споры и едкие высказывания. К оренбургским казакам илецкие относились с пренебрежением и это описано у Короленко. Сам Короленко хорошо описал споры уральских и илецких, но он только констатировал факты, а выводов делать и не пытался. Хотя был близок к этому. Он хорошо описал спор в Илеке между молодым казаком и несколькими стариками. (За изображение этой сцены спора Лев Толстой очень хвалил Короленко). В споре речь шла и о службе старого войска. Молодой казак насмехался над ней, мол служили дома и не знали настоящей службы, а молодые служат в российских войсках. Короленко этот спор отнёс к спору поколений. К спору старого и нового. Прогрессивный же он был писатель. Ну а я думаю, что это был спор между внутренней ( старики служили на границе) и внешней службой ( молодёжь стали призывать в уральские полки). Ну а если спор был между самими илецкими казаками, то уж между уральскими и илецкими он доходил до ссоры со всеми вытекающими последствиями. Общая жизнь без ссор была после 1908 года и Фадеев в своей статье об илецком войске (как более молодой он не застал уже былого антогонизма) и не упомянул о разных службах. Поэтому сьехал на то, что илецким якобы и не нужно было рыбу ловить, мол долеко ехать. И вот после Пугачёва илецких и бросили в жертву, отрешив их от этого права, так как они его и не использовали. Вывод не верен и вообще основан тольго на его ( Фадееве) предположении. Еще раз повторяю - всё дело в разных службах, а так такие-же казаки, как и все уральские!

MGE: Вот как мне рассказывала моя мама про своих крестных......"Татьяна Ивановна и Анастасия Ивановна (Барышниковы), шипилявили страсть как".........

Георгий Гугня: И все таки не ясно , почему яицкие казаки с киевской губернии? Или это ошибка? Вот из Масянова цитата стр 17 (Гибель Уральского казачьего войска). "Уральцы были великороссы , украинской крови не было. Были также полноправными казаками татары , калмыки и былиони великолепными казаками."

туранцев: Тут ведь речь не о яицких казаках,а об илецких.Илецкие были как бы автономной частью внутри яицких.Ошибки нет,и Масянов все правильно написал,и Короленко с Малечей правильно заметили украинизмы в речи илецких казаков.Выходит,какая-то часть предков илецких казаков были с Украины,что нисколько не умаляет их достоинства.

Шилов: Скорее всего не с Украины, а с Запорожской сичи. У нас на Горькой линии Сибирского Казачьего Войска были расселены ссыльные запорожцы. Потомки их до сих пор живут в наших станицах. Уверен, что ссылали их и к яицким казакам.

ростошь: По поводу украинской крови яицких казаков. 1.В документе об основании Илека сказано: "два яицких казака черкасской породы". 2. В теме дворяне уральского войска Шеврон поместил примерный их список. Заинтересовала семья" Глущенковых". В нашем селе есть такая фамилия Глущенко ( из переселенцев с Украины в 20-х годах). Но что интересно никто в селе не называет правильно эту фамилию. Примерно так: "пойдём к Глущенковым", "Лёнька Глущенков" и т.д. Тоесть фамилию склоняют. Есть ещё Бутенко, так говорят- "Сашка Бутенкин", "Бутенкины". Это в разговорах между собой, а в документах они "Бутенко" и "Глущенко". Может быть и с теми дворянами тоже так, только документы выправили по разговорному. 3. Встречал воспоминания кубанского казака из запорожцев, который был в Уральске и хотел посмотреть учуг. Охрана его не пропускала, а гкогда узнала, что он из запорожцев, то стала добрее и разговаривала с уважением. Думаю, что не случайно.

Шеврон: ростошь пишет: Встречал воспоминания кубанского казака из запорожцев, который был в Уральске и хотел посмотреть учуг. Охрана его не пропускала, а гкогда узнала, что он из запорожцев, то стала добрее и разговаривала с уважением. Думаю, что не случайно. Это известный кубанский историк Щербина писал. На сайте есть отрывок из его воспоминаний об этом эпизоде. См. http://old-gorynych.narod.ru/Gorynych/out/Tcherbina-Memory.htm

ростошь: По поводу разной службы: Вспомнил, что что-то на эту тему есть у И. Железнова. Перечитал. И вот, что получается. Во второй части очерка "Хива" Железнов беседует с участником похода Перовского на Хиву. Собеседник Железнова говорит, что по правилам наёмки все те кто нанялись на службу теряют право на все промыслы, в том числе и на багрение. Приводит пример - когда случилась "туча каменная", то сформировали 4 полка по 550 человек. Один полк отправили на "Капказ", а остальные оставили на родине и распустили по домам. Так вот казаки оставшихся трёх полков были лишены права промысла, как нанятые другими казаками на службу. Может быть и илецкие казаки лишились права рыболовства по этой же причине, так как в своё время они были наняты на пограничную службу. В дальнейшем такой порядок сохранялся и для потомков первых илецких казаков. После того, как илецкие уравнялись в правах, то они стали просить о праве на рыболовство. Уральские стали им отказывать и это понятно: численность войска увеличилась, а рыбные запасы не безграничны, а тут ещё около двух тысяч желающих. Вот тогда и встали стеной уральские против илецких и стали выискивать причины отказа. Перебрали всё то, что написано на форуме в этой теме. Мол илецкие не такие казаки как мы. Даже в 1908 году посылали делегацию к царю. Но он не отменил своего решения и проблема решилась без каких-то экцессов. Так что и илецкие жили по законам ОДНОГО, ОБЩЕГО войска!

ростошь: Вот нашел в интернете по илецким казакам: "Село Илек Оренбургская область Илек, крупный районный центр Оренбургской области, находится в 135 километрах от г. Оренбурга вниз по реке Уралу. От Оренбурга до Илека по левому берегу Урала проложена шоссейная дорога. Четыре-пять часов езды из Оренбурга с небольшими остановками в попутных селах проходят незаметно. Дорога идет все время ровной степью; лишь две небольшие степные речки - Донгуз и Черная, левые притоки Урала, — пересекают дорогу. Шоссе идет вдалеке от левого берега Урала. С дороги не видать серебристой ленты Урала, и лишь зеленая кайма леса и поднимающийся за лесом высокий правый нагорный берег с раскинувшимися по нему селами обозначают течение Урала. И только перед самым Илеком дорога подходит близко к старице Урала. Слева - бесконечные поля, уходящие под самый край горизонта. Среди них тянутся лесные полосы. У с. Красноходма они близко подходят к дороге, радуя глаз ровными рядками молодых дубков, вяза, жимолости, акации. В 18 веке, в эпоху событий крестьянской войны, в этих местах не было ни одного населенного пункта. Единственным поселением в глубине зауральской степи была крепость Илецкая Защита (теперь город Соль-Илецк), построенная на месте добычи соли. Село Илек расположено на левом берегу Урала при впадении в него реки Илека. Илек — административный, промышленный и культурный центр Илекского района. В 18 веке село Илек называлось Илецким казачьим городком. Жители городка - илецкие казаки - входили в состав Яицкого (Уральского) казачьего войска. Места в районе устья реки Илека были издавна известны яицким казакам. Но основание городка в устье реки Илека связано не с ними, а с украинскими казаками - "черкасами". После основания города Орска на реке Ори в 1735 году для заселения вновь основанных поселений-крепостей по реке Яику переводится с Украины небольшое число украинских казаков, именовавшихся тогда "черкасами". В феврале 1737 года два украинских казака (Иван Изюмский и Андрей Черкасов) получают указ из канцелярии Оренбургской экспедиции, разрешавший им поселиться в устье реки Илека, построить городок и набирать для поселения мещеряков, калмыков, татар. Изюмский был назначен атаманом городка, а Черкасов - есаулом. Очевидно, летом этого года Изюмский и Черкасов со своими казаками обосновались в устье реки Илека, так как в сводке Оренбургской комиссии о числе поселенных казаков в новых городках по рекам Уралу и Сакмаре указывается, что к 1 июля 1737 года в Илекском городке поселено 60 черкас и 2 разночинца. Несколько позднее в городке поселились яицкие казаки и беглые крестьяне. Выбор места для постройки городка в устье реки Илека определялся богатыми природными условиями: здесь были леса, обширные пойменные луга и удобные угодья для хлебопашества. Вначале городок был построен на правом берегу Яика, однако его пришлось перенести на левый, так как в районе устья Илека правый берег Урала низменный и заливается во время половодья. Черкасы пробыли в устье Илека всего несколько лет. В 1742 году им было разрешено перейти на урочище Рассыпное (теперь село Рассыпное, Илекского района). Причиной ухода черкас на новое место, повидимому, были нападения казахов на новый поселок. После ухода черкас городок не запустел. Население его увеличивается за счет яицких казаков, а также беглого люда, особенно из крепостных крестьян Поволжья. В 1752 году среди казаков Илецкого городка встречаются бывшие крепостные крестьяне из Нижегородского, Коломенского, Казанского и Симбирского уездов. Вскоре после основания городка его жители были причислены к Яицкому казачьему войску, но сторожевую службу несли отдельно от яицких казаков и не участвовали в знаменитых общевойсковых рыбных ловлях ниже Яицкого городка. Илецкие казаки несли сторожевую службу по реке Яику на участке от крепости Рассыпной до устья р. Иртека. Ниже устья Иртека шли пикеты и форпосты яицких казаков. Илецкие казаки не получали жалованья из казны и, по словам П. И. Рычкова, содержали себя хлебопашеством, охотой и рыбной ловлей. Напрасно мы стали бы искать теперь в Илеке следы старинного Илецкого казачьего городка, его укреплений. Современный Илек стоит на новом месте. Место старого Илецкого городка, современного восстанию Пугачева, давно размыто Уралом. Урал и теперь ежегодно разрушает свой левый берег. В 1900 году село Илек посетил известный русский писатель В. Г. Короленко, собирая материал по Пугачеву и знакомясь с местами крестьянского восстания. То, что оставалось еще при В. Г. Короленко от Илецкой крепости, теперь давно размыто мутными быстрыми весенними водами Урала. На месте Илецкого городка эпохи Пугачева раскинулись теперь луга и зеленые прибрежные рощи правого берега Урала." Всётаки яицкие казаки среди илецких были!

Шеврон: ростошь пишет: Население его увеличивается за счет яицких казаков, До конца непонятно зачем яицким казакам ущемлять себя в правах (рыбная ловля, получение жалованья и т.д.) и переезжать в Илецкий городок?

ростошь: Шеврон пишет: До конца непонятно зачем яицким казакам ущемлять себя в правах (рыбная ловля, получение жалованья и т.д.) и переезжать в Илецкий городок? Ответ на этот вопрос конечно нужно искать в архивных документах, но кое что можно понять и из общедоступной литературы. Во-перых, жалования точно не хватало на всех. Его выдавали только на 3196 служилых казаков по переписи Захарова. Во-вторых, в то время казаки были легки на подьем и на месте не сидели если оно их не устраивало. Из-за этого часть казаков добилась от правительства разрешения на постройку Сакмарской крепости и им выдавалось отдельное жалование. Эти казаки охраняли границу на Сакмаре, служили вместе с яицкими на внешних службах и заготавливали для нужд Яицкого городка строевой лес, который сплавляли по Яику до учуга (ниже учуга сплав был запрещён). Что не устраивало казаков сидеть на месте? можно только предполагать, но факты такие были. В-третьих, из-за увеличения численности казаков, добыча от промыслов уменьшалась. Атаман И.Г.Меркульев в 40-е годы XIII столетия проводил следующую политику. В казаки никого не принимать, и не осваивать нижнюю дистанцию. И хотя он был пожизненно назначен атаманом, такая политика довела его до отставки. Но его можно понять. Осваивать фортпосты нижней дистанции можно было только увеличивая число казаков, так как той численностью, что жила в Яицком городке, это было проблематично сделать, а увеличивать резко численность, значить снижать доход на душу населения по промыслам. Да и не хотели казаки переезжать на нижнюю дистанцию. Потом, после атаманства И.Г.Меркульева, казаков насильно отвравляли в нижние фортпосты. Казаки не хотели ехать на голое место и некоторые из них перееэжали в Илецкий городок. В-четвёртых, по переписи Захарова около 700 казаков, которые приписались в войско после 1695 года, были высланы, как беглые, к своим помещикам (кстати из 3196 казаков, только около 70 были признаны собственно яицкими, остальные в разное время приписались в войско). Эти казаки, пожившие свободно, конечно же не могли уже смиренно работать на барина. Они снова убегали и часть из них оказывалась в Илецком городке, где в то время властью считался только станичный атаман и долгое время небыло представителей центральных властей, в отличии от Яицкого городка. Конечно подтверждения выше сказанному нужно искать в архивах. Но утверждение, что все илецкие казаки произошли от украинских черкас, не подтверждается известными документами. Это утверждение как штамп проходит в литературе. Происхождение их так-же туманно, как происхождение яицких казаков.

Георгий Гугня: ростошь пишет: кстати из 3196 казаков, только около 70 были признаны собственно яицкими, остальные в разное время приписались в войско Можно предположить , что эти 70 казаков - непосредственные потомки казаков из отряда Василия Гугни?

Шеврон: Георгий Гугня пишет: Можно предположить , что эти 70 казаков - непосредственные потомки казаков из отряда Василия Гугни? Предположить можно, но истину мы вряд-ли узнаем.

Шеврон: Известно, что до 1910 года илецкие казаки несли только внутреннюю службу на территории Войска. Но из этого правила были исключения. Есть сведения об илецких казаках в составе первоочередных полков и среди казаков лейб-гвардии Уральской казачьей сотни. Интересно, каким образом регулировался этот вопрос и на основании чьего разрешения некоторые из илецких могли служить на внешней службе наравне с прочими уральскими казаками?

гуран: Шеврон, я где-то читал, что поворотным моментом в статусе илецких был 1908 год. Хотя, что это был за правовой акт, до сих пор не понятно. Если имела место внутренняя служба, то илецкие казаки должны быть в ведении МВД а не военного ведомства. По аналогии с якутскими и енисейскими казаками, хотя последних потом вроде бы переподчинили воякам

Шеврон: гуран пишет: я где-то читал, что поворотным моментом в статусе илецких был 1908 год. Надо уточнить этот момент. Кто знает, напишите, в каком году были отменен запрет брать илецких казаков на внешнюю службу и каким нормативным актом этот вопрос был урегулирован.

Георгий Гугня: из УВВ №34 1869 год от 24 августа Пожар в Илецком городке 14 августа. Сгорели 143 деревянных дома ,18 лавок,2 двухятажных дома.Ущерб на 59196 рублей серебром.

Александръ: На форуме Ilek.ru есть интересный раздел не только по истории илецких казаков, но и уральцев в целом - http://www.ilek.ru/forum/viewforum.php?f=15

Алекс: В Книге "Казачьи войска" (Справочная книжка Императорской Главной Квартиры) 1912 г изд. в истории Уральского казацкого войска есть интерестный момент всвязи с этим возникает вопрос к каким формированиям причислялись до 1819 г Илецкие казаки?

vl-vl: См. Поляков А.Н. Илецкие казаки. click here

Алекс: Тоесть непосредственно оренбугскому губернатору?

vl-vl: Непосредственно оренбургскому генерал-губернатору подчинялось Уральское войско(до 1868г.) и, соответственно, как часть войска, илекские казаки.

Denis: Оловягин Яков Иванович. 1909 года рождения. Родился и всю жизнь прожил в селе Раздольное, Илекского района Оренбургской области (форпост Головской Мухрановской станицы). На фото(1) - он во время службы. Дальний восток. Позднее оказался участником Финской кампании. Был ранен снайпером. Сутки лежал в снегу. Фото 2 - дядя первого, Егор Егорьевич Оловягин. Уральский казак (форпост Головской Мухрановской станицы). Жил в г. Чарджоу, ТССР.

VladStc: В УВВ номер 77 от 1 октября 1915 года (четверг) сообщение: " Изъ г. Илек. Наши станичники поражены новостью: появились карманные воришки! Не наблюдалось этого прежде, но теперь набралось уже немало фактов, подтверждающих подобное нежелательное явление. Стало быть, прибавилась ещё одна черта, обобщающая наш маленький городок с большими городами, такая черта, о какой лучше бы и не слышать."

Калёновец: VladStc пишет: " Изъ г. Илек. Наши станичники поражены новостью: появились карманные воришки! Значит, к тому времени в городах и станицах 1 отдела: Уральск, Илек и др., % "иногородних" жителей начал превышать "войсковое" население и криминал расцвёл пышным цветом. В "низовых" казачьих посёлках избы не закрывались и собак для охраны не держали, потому что "иногородних" было мало или вообще их не было.

VladStc: К истории возникновения Илецких казаков: "Уральские Войсковые Ведомости" №48, 29 ноября 1870 года (воскресенье), отдел "Неофициальный", продолжение "Материалы к истории Уральского казачьего войска, еще нигде не напечатанные" (выдержка "из дела по доносам казака Ивана Карташева): "Еще становится известным "после переписи полковника Захарова имелось оставшихся неслужащих казаков многое число, которые многие годы своими домами живут, службы никакой не служат", и таких велено селить по Яику (начало линии нынешних илецких казаков Уральского войска) * ". "*" - из предписания начальствовавшего в Оренбургском крае Тевкелева Яицкому войску, от 25 января 1738г. (войсковой архив, кн.2, 1738 год).



полная версия страницы