Форум » История Уральской области » Илецкие казаки » Ответить

Илецкие казаки

Шеврон: У нас немного выпадает Илецкая казачья община - составная часть Уральского казачества. Думаю, что илекцы заслуживают отдельной темы! Просьба кидать все материалы по илецким казакам, фотографии Илека и т.д. Из книги Данилевского и Рудницкого "Урало-Каспийский край" "В первой половине 18 века яицкие казаки, двигаясь вверх по р.Яику основали Илецкий городок, в 1737 году ("Илек" тюркское слово, значит "сито"). Так как Яицкое войско не могло своими силами защитить границ русского государства от набегов казак-киргизов, башкиров и кара-калпаков по течению р.Яика и в особенности в верхней части его, то перед царским правительством встал вопрос о вызове сюда новых поселенцев на правах казаков. Так возникла Илецкая казачья община почти одновременно с Оренбургским казачьим войском..."

Ответов - 85, стр: 1 2 3 4 5 All

гуран: Из словаря Брокгауза и Ефрона. Илецкий городок — заштатный город Уральской области, расположен при впадении реки Илек в Урал, в 150 верстах от города Уральска с Ю и города Оренбурга с С; станичное правление, почтово-телеграфная станция. Основан в 1730 г. Населения 5511 д. об. п. (1893), в том числе войскового сословия, т. е. казаков с семействами, 3347 и невойскового, или "иногороднего, т. е. лиц, не принадлежащих к казачьему званию и общине", 2164. Главное занятие жителей хлебопашество и торговля, преимущественно скотом, пригоняемым из-за Уральской степи киргизами Уральской и Тургайской обл. Оживленные базары и ярмарка (скот), с оборотом до 20 тыс. руб.

Александръ: Илецкие казаки — входят в состав уральского казачьего войска, но исторически, а также в земельном и бытовом отношениях, составляют особую от уральцев группу: они резко отличаются говором, часто употребляя гласную "и" вместо "е" ("писок", "видро") и особенно отчетливо произнося отдельные слоги, и характером занятий (почти исключительно земледелие); имеют особый от уральцев земельный надел (223225 дес.). В административно-военном отношении причислены к I военному отделу уральского казачьего войска и входят в состав 3 станиц: Илецкой, Мустаевской и Студеновской, с 22 пунктами, населенными 19924 д. об. п. И. казаки посылают ежегодно на службу (в составе уральских полков) казаков, снаряжаемых на общие средства, сбираемые с остающихся дома казаков служилого разряда. За неимением особого капитала расходы земского характера падают на общий войсковой капитал уральского казачьего войска, в который поступают и доходы от пользования угодьями в этих станицах. Порядки общинного пользования землей у И. казаков представляют особый интерес как переходная форма от захватного нерегулированного к временным переделам (луга) и регулированной системе полевого хозяйства. Словарь Брокгауза и Ефрона. ИЛЕЦКИЕ КАЗАКИ (урал.) - остатки Волгских Казаков-старообрядцев, переселенных из под Самары на речку Илек в 1735 г.; четыре станицы И. К-ков принадлежали к первому полковому отделу Уральского казачьего Войска и служили в полках вместе с Уральцами; однако уральские старожилы не считали их вполне своими, по той причине, что они переселены в бассейн Урала по распоряжению русской власти; илецкие станицы не принимались в войсковую общину и не получили права участвовать в общественном рыболовстве Нижнего Урала. Казачий словарь-справочник.

гуран: по этническому составу: в состав И.к. входило значительное число казаков-татар. В частности, поселками со значительным процентом татар были Мустаевский, Мухрановский, Ямановский и Озерский. В Административном отношении И.к. первоначально составляли собственно Илецкую станицу. В последующем илецкая община была разделена на 3 станицы (Илецкая, Студеная и Мустаевская). Где-то к концу 19 в. появилась ст. Благодарная, объединявшая поселки, находящиеся в северно-восточной части УКВ. В 1-й декаде 20 в. в связи со значительным увеличением численности была учреждена Мухрановская станица.


Шеврон: гуран пишет: В Административном отношении И.к. первоначально составляли собственно Илецкую станицу. В последующем илецкая община была разделена на 3 станицы (Илецкая, Студеная и Мустаевская). Где-то к концу 19 в. появилась ст. Благодарная, объединявшая поселки, находящиеся в северно-восточной части УКВ. В 1-й декаде 20 в. в связи со значительным увеличением численности была учреждена Мухрановская станица. Выходит, что к началу Гражданской войны было пять илецких станиц? Получается Илецкая, Студеновская, Мустаевская, Благодарновская и Мухрановская.

гуран: Шеврон пишет: Выходит, что к началу Гражданской войны было пять илецких станиц? Получается Илецкая, Студеновская, Мустаевская, Благодарновская и Мухрановская. Так точно, адрес-календарь УКВ за 1915 г. Вообще, с 1914 по 1917 численность станиц УКВ увеличилась с 30 до 33. В Мухрановский станичный юрт входили помимо М. поселки Головский и Ямановский.

Шеврон: Из книги Данилевского и Рудницкого "Урало-Каспийский край" "Первыми поселенцами в возникшей Илецкой общине были два яицких казака украинцы из гор. Черкас Киевской губ., Иван Никифоров Изюмский и Андрей Денисов Черкасов с товарищами. Илецкий городок они построили в 1737 году на правой стороне р.Яика, против впадения в него р.Илека (в "кустах"), с разрешения канцелярии Оренбургской Экспедиции. "Остатки старого городища среди зарослей до сих пор указывают место этого первоначального расположения г.Илека", говорит писатель Короленко в своем рассказе - "У казаков" (Короленко был в Уральской области в 1901 году). Для заселения города Изюмский и Черкасов получили право принимать к себе мещеряков, чуваш, калмыков, татар и др. инородцев, а также крестьян и инвалидных солдат. Во время путешествия Палласа в 1769 году в г.Илеке было более 300 домов. Таким образом илецкие казаки обосновались на Яике с ведома и разрешения правительства и тем отличались от яицких, которые были вольными поселенцами на Яике. Тип илецких казаков был близок к населению соседних с ними сел и деревень России..."

Александръ: Интересно, осталась ли у И.Н.Изюмского его настоящая фамилия или была переделана на фамилию с окончанием -ов, -ин, -ев? Ведь у уральских казаков были фамилии лишь только с такими окончаниями, но как раз переселенные илецкие казаки могли иметь разнообразные фамилии. Даже если фамилии изменялись, то с какой целью это было сделано?

Шеврон: Насчет Изюмского сказать ничего не могу, да и Черкасовых среди уральцев не встречал. Возможно, Изюмский стал Изюмовым или Изюмниковым. Но это только предположение. А вот фамилии уральских казаков даже в конце 18 века были самыми разнообразными. Например, в Войске был есаул Петр Федорович Бирючьих Лап! А как вам такой казак - Петр Иванович Кривой Избы! Конечно, это исключения из правил, но такие фамилии тоже имели место быть и никто их не переделывал. А вот в 19 веке подобных фамилий у уральцев я уже не встречал.

Александръ: Думаю, что причина изменения фамилий заключалась в том, что для тогдашних властей они были неболее чем прозвища и всех крыли под одну гребенку ориентируясь на принадлежность, т.е. "чей?". Такая же ситуация в донском и отчасти в астраханском казачьих войсках.

гуран: насчет фамильикона уральских, в т.ч. илецких казаков все ответы на вопросы можно узнать из книги Назарова "Очерки по истории фамилий УК". Там же есть и по фамилии Изюмский, кажется стал Изюмсковым. Еще 1 момент. В ст. Бородинской было много казаков чьи фамилии были были производными от имен (напр. Ивановы). Объясняется это тем, что эти были обращены в казаков из дворовых людей Бородина. А крепостные, вплоть до 18 века часто не имели собственных фамилий, прозвищ и называлиь Петьками, Иванами и т.д.

Шеврон: Окончание из книги "Урало-Каспийский край" "...С самого начала своего существования илецкие казаки были переданы в ведение Яицкого войска, хотя си имели своего атамана (первым был вышеуказанный Изюмский), с подчинением Яицкому войску. Если основное занятие яицких казаков со времени появления их на р.Яике было рыболовство, то основное занятие илецких, было земледелие и скотоводство. Кроме того илецкие казаки долгое время не несли одинаковой службы с яицкими в походах царского правительства, производя только охрану укрепленной линии по р.Яику от набегов кайсак-киргизов и башкир (на расстоянии 70 верст от крепости Рассыпной до устьев р.Иртека). Между илецкими и яицкими казаками был постоянный антогонизм, который возник, главным образом, из земельных счетов (из-за пограничных земель по притоку Урала – Иртеку) и поддерживался различием их происхождения и быта. Илек, как более слабый, сделался настоящим пасынком Урала, илецкая бударка никогда не могла даже появиться на Урале ниже учуга, где илецким казакам совершенно было запрещено заниматься рыболовством. Первоначальное местоположение г.Илека оказалось неудобным: с одной стороны разливы реки, с другой – недостаточное убежище от кочевников. Поэтому город Илек вскоре был перенесен из «кустов» правой стороны Яика на его левую, бухарскую сторону. Здесь он с тыла упирался в обрывистый берег, а в степь выдвинул вышки, пикеты и огородился перекопом между р.Илеком и Уралом. Кроме того, в городе Илеке была построена крепость, которая защищала его от кочевников и имела батареи с пушками. Теперь от этой крепости не осталось и следа: ее срыл Урал своим течением. Верно сказал Короленко в своем рассказе «У казаков»: «степную историю и наносил и разносил буйный ветер, намывал и смывал степные реки, как смыл и разнес молчаливый Яик эту крепостицу."

гуран: так все-таки, кто как думает, к 1917 какой-либо антагонизм между илецкими или уральскими продолжал существовать или был полностью изжит? В своих воспоминаниях Фаддеев однозначно утверждает что как такового антагонизма не было, хотя сам же признает, что Л. Масянов был по этому вопросу иного мнения.

Георгий Гугня: Шеврон пишет: Для заселения города (Илека) Изюмский и Черкасов получили право принимать к себе мещеряков, чуваш, калмыков, татар и др. инородцев, а также крестьян и инвалидных солдат. Подскажите, когда крестьяне , чуваши, калмыки вступали в казаки ,предъявлялись ли к ним особые требования? Какова была процедура по приему в казаки?

Шеврон: гуран пишет: так все-таки, кто как думает, к 1917 какой-либо антагонизм между илецкими или уральскими продолжал существовать или был полностью изжит? В своих воспоминаниях Фаддеев однозначно утверждает что как такового антагонизма не было, хотя сам же признает, что Л. Масянов был по этому вопросу иного мнения. Сложный вопрос, но мое мнение, что подсознательно определенный антагонизм все же существовал. Об этом пишет и Масянов, упоминает Изергин, об этом же говорят факты. Илецкие казаки первыми бросили фронт летом 1918 года, когда разбежался по своим станицам 2-й Учебный полк, вторично они же бросили фронт и все разошлись по домам в январе 1919г., после падения Уральска. Фадеев, естественно, это все отрицает, ведь он сам илецкий казак... С другой стороны, когда красные в марте 1918 года заняли Илек помощь илецким пошла отовсюду, и из Уральска в том числе. Не бросили уральские казаки илецких в трудную минуту, а вот илецкие потом их отблагодарили... Все-таки думаю, что настоящие уральские казаки не считали илецких полностью за своих. Составная часть общины - да, но именно составная часть, а не единое целое.

Шеврон: Интересна характеристика Илецких казаков В.Н.Витевским в его работе "Уральское войско до появления Пугачева". "Илецкие казаки организовались из людей, не отличавшихся ни энергией, ни удальством, ни молодчеством - из людей не закаленных в борьбе с врагами, как-то: из крестьян, чуваш, ясачных татар, мордвы." Далее он пишет: "Поручая илецких казаков попечению Яицкого войска, Неплюев желал, чтобы оно, так сказать, оказачило их по-яицки". Получилось ли их оказачивание?

Георгий Гугня: Шеврон пишет: оказачило Это как так? Оказачило? Что при этом происходит?

Шеврон: Георгий Гугня пишет: Это как так? Оказачило? Что при этом происходит? Уж не знаю, что под этим термином Неплюев понимал... Наверное думал, что если поселить не казаков рядом с казаками, то они пропитаются казачьим духом, энергией, силой и станут такими же казаками.

MGE: Я думаю если у человека "царька" в голове нет(энергии, удальство, молодчество и т.д.) от природы, то ни какими средствами его "царька" туда не вогнать. Короче говоря ".....от пана - пан, от Ивана - Иван...."

туранцев: Оказачиться-принять казачий менталитет,пропитаться казачьим духом,принять их обычаи и веру."Женим Тебя на казачке-глядишь,оказачишься"...

Шеврон: Любопытно мнение А.М.Дубовикова об илецких казаков. Вот что он пишет в своей книге "Уральское казачье войско как старинное казачество дореволюционной России" "А.Д. Рябинин, как и ряд других авторов, считал илецких казаков "малороссами". Тому есть ряд причин. По одним данным на Илеке поселился "атаман Никита Маркобрунов собрав черкас с 400 семей". По другим данным, "двое из яицких казаков рода черкасского" - И.Изюмский и А.Черкасов получили от Оренбургской экспедиции разрешение построить в устье Илека городок, где "Изюмский был назначен атаманом, а Черкасский - есаулом". Однако, кем бы ни были первые илецкие казаки, очевидно одно - они изначально не были восприняты яицкими казаками как "свои", хотя и находились с ними в едином подчинении...".



полная версия страницы