Форум » История Уральской области. » Карты земли УКВ » Ответить

Карты земли УКВ

Александръ: На этой карте, хоть и больше поселков, чем на остальных общеизвестных, но так же не все и нет точного их расположения.

Ответов - 87, стр: 1 2 3 4 5 All

Николай: Вот нашел более качественные карты, выкладывать здесь нет резона - много весят http://rodmurmana.narod.ru/maps/Guberniya-Uralskaya.htm

гуран: Александръ, выложенная вами карта также приведена в книге Малечи "Говоры уральских казаков". Далее в ней приводится список указанных на карте поселков с годами их основания, "простонародным" названием и с привязкой к районам по современному адм. делению Уральской и Гурьевской областей. В свою очередь даю ссылку на атлас Оренбургской области. Очень подробный. Открывайте западные районы области - бывшие земли УКВ. На этой карте насчитал до 50 уральских казачьих поселений с их первоначальным названием. Недостатки - много исконных каз. населенных пунктов поименовано в атласе на советский лад: Чапаево, Советское, Ленино и т.д., не разберешь, что за поселки на самом деле. http://kraeved.opck.org/kartografia/atlas/reg_atlas_orenburg_obl.php

vl-vl: карты здесь click here


гуран: Владимир Владимирович, вы поместили расписание станичных и послековых сообществ УКВ на 1881 г. Между тем, согласно энцекл. данным на 1917 г. в УКВ было 480 казачьих нас. пунктов, объединенных в 30 станиц. В списке же менее половины от этого числа. Не указаны крупные поселки вроде Ембулатовского, Курлина, Крутенького, Соколова, Железнова, Турсенина, Заживного и т.д. Может с какого-то момента после 1881 г. в силу административных и экономических обстоятельств казакам разрешено было образовывать новые поселения? И еще, вы писали, что на Бух. стороне казачьих поселений не было, между тем в Уральской станице числится поселок Подстепный. Не тот ли это Подстепный, что назывался меновым Двором и распологался на бух. стороне как раз напротив Уральска?

vl-vl: Процесс по созданию/уничтожению населенных пунктов не стоял на месте. Ниже приведу пример из Уральских войсковых ведомостей за 1911 год. Как мы видим, поселки, хутора и создавались и наоборот... О Подстепнинском поселке, как об исключении, я просто забыл написать. Это, действительно, бывший Меновой двор. Он находится напротив Уральска, поблизости от него сейчас аэропорт.

Шеврон: У меня вопрос. А почему на приведенной выше карте земель УКВ не могу найти поселок Январцево? Вроде не маленький поселок был, а на карте его то ли нету, то ли не туда смотрю. Подскажите, пожалуйста!

vl-vl: Да здесь много чего нет! Например: Круглого. А Прорвинский написан с ошибкой.

гуран: просто кустарная карта - масштаб маленький, а шрифт надписей большой, из-за скученности надписей нельзя было втиснуть Январцево.

Шеврон: Все таки очень странно получается. Большой поселок Январцево на карте отсутствует, а например, хутор Курноскин, там есть. И еще. Над поселком Аблаевским есть какой-то населенный пункт с наименованием "Гурьевский". Интересно, что бы это могло быть?

vl-vl: На старых картах писали Генварцевский.

vl-vl: Январцевский - родина нач. штаба Уральской армии Сергея Арефьевича Щепихина.

гуран: вообще, значительная часть поселков и хуторов у уральцев берут начало от фамилии (прозвища) казака, основавшего тот или иной пункт. Гурьевы и Аблаевы - старинные казачие роды, кто-то из представителей этих фамилий и основал означенные хутора. Хуторов Железновых в УКВ вообще было не менее 4-х.

Шеврон: Вопрос участникам форума. Почему поселок был назван Генварцево, а позднее - Январцево? Его что в январе строили? Хутора действительно почти всегда называли по имени их хозяина. Но относительно станиц и поселков это не совсем так. Возьмем Кирсановскую станицу. Там три поселка было: Январцевский, Ранний и Елтышевский. Ни одного названия от фамилий казаков не происходит. Поселок Ранний не путать с хутором Раннева! Да и еще Январцево не только родина Щепихина, но и нашего известного партизана Николая Албина. Вот такие известные люди родились в этом поселке. А его даже на карте не удосужились обозначить. И никакого Гурьевского поселка не существовало! Это ошибка на карте!

vl-vl: Шеврон пишет: Почему поселок был назван Генварцево, а позднее - Январцево? В старых документах январь писался, как генварь.

гуран: в библиографии к одной книге видел ссылку на монографию "Январцев: Поселок.Станица. Крепость". Издана в годы соввласти почему-то на Украине. Генварцевский - один из старейших уральских поселков. По вопросу о происхождении наименований станиц. Многие станицы и крупные поселки назывались тоже по имени казаков: Скоркинская, Сламихинская, Харкинский и т.д. Но тут часто не разберешь. Допустим, есть старинный казачий род Будариных. И есть не менее старинное поселение Бударин. Будара - казачья лодка. Вопрос: откуда повелось название станицы, от прозвища (фамилии) казака или от будары? Тоже самое по названиям поселков Горячинский (Горячкин), есть род Горячкиных и т.д.

гуран: вот еще карта, ценна тем, что на ней нанесены раницы станичных юртов

vl-vl: Эта карта из знаменитой книги Бородина. Будара была с золотом, когда ее нашли, на этом месте образовалось поселение.(местная легенда)

vl-vl: Шеврон пишет: И никакого Гурьевского поселка не существовало! Это ошибка на карте! форумчане - здесь ошибка чтения, следует читать - Гуреевский click here

Шеврон: гуран пишет: в библиографии к одной книге видел ссылку на монографию "Январцев: Поселок.Станица. Крепость". Издана в годы соввласти почему-то на Украине. Есть такая книга. Автор - наш казак И.М.Ботов, книга выпущена в Киеве в 1990 году. Довольно интересная, если оттуда выбросить всю коммунистическую шелуху, которой, к сожалению, эта книга набита основательно. Стыдно бы уральскому казаку такую чушь писать про классовую борьбу, как в этой книжке. Так вот там указано, что по легенде название поселка Генварцево произошло от имевшегося по близости Генварцева озера. Но автор опровергает эту легенду и пишет, что скорее всего Генварцево названо или по времени образования или по месту постоянной зимовки. Короче, вопрос остается открытым!

гуран: еще одна транскрипция именования поселка - "Ерванцев". Видимо употреблялось в самом начале его существования. А еще интересно происхождение наименований каз. поселений Порт-Артур, Паника, Лапас. Хутор Порт-Артур создан после 1905 г. и назван так видимо потому что уральцы принимали участие в Р-Я войне.



полная версия страницы