Форум » История Уральского казачьего войска » Казаки-татары Уральского казачьего войска » Ответить

Казаки-татары Уральского казачьего войска

Александръ: Предлагаю обсудить эту тему.

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Александръ: Из книги А.И. Назарова "Очерки по истории фамилий уральских (яицких) казаков". "Уральские (яицкие) казаки-татары фигурируют на протяжении всей истории Уральского (Яицкого) войска. Первые депутаты войска ко двору московского царя Михаила Федоровича – русский и татарин. Один из первых яицких атаманов – Янбулат Ченбулатов (упоминание о нем относится к 1586 г.) – был, по-видимому, татарином. О длительности пребывания татар в рядах уральского (яицкого) казачества свидетельствует и то, что Старая Татарская слобода в Яицком городке возникла, вероятно, одновременно с ним в начале XVII в. Казаки-татары были не только первыми казаками-тюрками среди яицких казаков, но и одной из самых многочисленных тюркоязычных групп в составе уральского (яицкого) казачества. Так, во время переписи 1723 г. на Яике среди казаков было 70 «ясачных служивых и других татар», а также 3 ногайских татарина. Татары служили в Уральском казачьем войске вплоть до его упразднения в 1920 г., поэтому в статистических отчетах XIX – начала XX вв. выделялись в самостоятельную этническую группу. Так, в 1862 г. в Уральском войске насчитывалось 4168 татар обоего пола, что составляло 5 % всего войскового населения. В 1885 г. татар в войске было 5378 человек или 5,3 %. Вместе с тем следует отметить, что необходимо учитывать емкость этнонима татарин. В русских источниках XVI–XIX вв. татарами называли многие тюркоязычные и некоторые другие народности, жившие на окраинах России. Наглядные примеры дают материалы переписи яицких казаков 1723 г. Дед и отец татарина Балты Асапкина – горские черкесы; дед и отец татарина Мункея Калмыкова сына Калмыкова – калмыки; дед и отец татарина Джумая Богданова – башкиры. Среди отцов и дедов казаков, назвавшихся в 1723 г. татарами, фигурируют ногайские татары, крымские татары, туркменские татары, астраханские татары. Как видим, та часть яицкого казачества, которая обозначалась как татары, сложилась из разных этнических элементов и разных территориальных групп собственно татар. Многие казаки-татары сохранили свой язык (татарский) и традиционную веру (ислам). Этому способствовали, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, относительная веротерпимость яицких казаков. На Яике издавна было принято крестить лишь завоеванных (плененных) иноверцев; те же, кто на Яик пришли сами, по своей воле, могли сохранить свою веру. Во-вторых, сохранению традиционного уклада жизни казаков-татар способствовало их компактное проживание. Так, в Уральске были две Татарские слободы – Старая и Новая. В пределах земли Уральского казачьего войска были казачьи населенные пункты, в которых исключительно или почти исключительно проживали татары. Это, например, форпосты/поселки Глининский, Мустаевский, Мухорский, Мухрановский, Озерский".

Александръ: "... Среди уральских казаков татары в 70-х гг. XIX в. составляли около 5,5 % от общей численности. В преданиях казаков, записанных от атамана Ф. Рукавишникова, эти сведения восходят скорее всего к данным П.И. Рычкова. В 1721 г. говорится: «...прадеды и деды их ... пришли ... русские с Дону и из иных городов, и татары из Крыму и Кубани и из других магометанских народов...» . Таким образом, скорее всего татары в составе уральских казаков имелись с самого начала формирования уральского (яицкого) казачества. Возможно, что татарская группа в составе уральских казаков имела определенную этническую специфику (ногайское происхождение). В конце XVIII в. среди уральских казаков отмечаются кундровские татары. Этнокультурная специфика татарского населения в составе Уральского казачьего войска отмечалась как в XVIII, так и в XIX вв. Например, П.И. Рычков сообщает, что уральские казаки наряду с другим скотом, содержат «немало верблюдов, ... а особливо находящиеся в корпусе их татары». В первой четверти XIX в. А. Левшин писал о том же: «Большая часть татар и калмыков в уральском войске состоящих, летом кочуют в кибитках со всем скотом своим, а на зиму возвращаются в домы». Выход уральских казаков-татар на летовку зафиксирован и полевыми наблюдениями Ю.Г. Мухаметшина. Возможно, этнокультурная специфика этой группы была связана также наличием в ее составе выходцев из среды казахов. Во всяком случае в отдельных татарских населенных пунктах (в д. Мухраново) потомки казахов имеются. Выше отмечалось и участие ногайцев в сложении группы татар – уральских казаков. Однако в формировании уральских татар-казаков волго-уральские татары сыграли скорее всего основную роль. Так, в крупном селении Мухраново жители отмечают переселение предков «со стороны Казани». Действительно, по материалам 1762–1782 гг. видно, что в «Мухранове хуторе» жили тогда «ясачные и служилые татары». З.Р. Садыкова также отмечает, что селения Мухраново и Мустаево основаны татарами из «Уральского и Астраханского краев» и беглецами из «Казанского края». В начале XIX в. из с. Мухраново выселилась д. Ново-Кинделька (Кундузлы). Татарское население (например, с. Озерки) других населенных пунктов уральских казаков также было связано с волго-уральскими татарами. Именно поэтому язык жителей всех этих селений относится к каргалинскому говору среднего диалекта. Эта часть уральских казаков в XIX – начале XX вв. постоянно называлась татарами. В 30-х гг. XIX в. татары, входившие в состав Уральского казачьего войска, жили в 15 селениях*, а также в г. Уральске (где была особая «Татарская слобода»). Наиболее значительные группы татар имелись в селениях Мухрановском, Мустаевском, Озерском, Кушумском и Богдановском. В 60-х гг. XIX в., как впрочем и позже, татары-казаки продолжали жить во многих из этих селений. ..." * Это следующие населенные пункты: форпосты Мухраново, Озерский, Глинский, Козулбинский, Чижинский 1-й, Катальковский, хутора Мустаево, Кинделинский, Пороговский, Комосовский, Кушумский, Богдановский, Прорвинский, Карташовский, Чесанский "Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа". Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2002.

гуран: названия некоторых поселков (Пороговский, Богдановский) внушают сомнения, казачьи ли? Общеизвестный факт, что уральцы не отождествляли себя с русскими, ни в сословном плане (что понятно), ни в этническом (что отчасти верно) Но любопытно, а как позиционировали себя казаки татарского происхождения? 1. Татары в казачьем сословии 2. Татары 3 уральские казаки татарского происхождения 4 уральские казаки Думаю, что особо большого антогонизма у казаков-татар по отношению к своим сородичам, проживающим за гранью области не было


гуран: вроде как в Мухорском в основном калмыки жили ...

Шеврон: Исправил тему на татары и калмыки в УКВ. Любопытный приказ по УКВ попался. Цитирую. "Определением Уральского областного правления на 4 января с.г. казаки полевого разряда Кармановского поселка: Самзя Улямзаев Кензикеев и Нима Бимбеев Кочуев утверждены: первый в звании гицюля, а второй манджака в Кармановскую кумирню. Впредь до разрешения в законодательном порядке вопроса об освобождении от воинской повинности священно-служителей далай-ламайского вероисповедания, означенные казаки, начиная с сего 1906 года, освобождаются, как от наряда на действительную службу, так и от уплаты командировок. Наказной атаман, Генерал-Лейтенант Родзянко".

Буран: Вот он красавец - сын степей... [copyright][hideguest][/hideguest][/copyright]

Евгений: НДА,истый казак,не то чё мы,казара мокрожопая!

Георгий Гугня: Калмык???? Казак жа написано...

Буран: В годы Великой войны наряду со священниками, в уральских казачьих частях исправляли духовную службу и муллы. Газета УВВ писала: "Находящиеся в рядах нашего № 5 полка казаки-мусульмане сообщают о тех заботах по удовлетворению их религиозного чувства, которое проявило их начальство: "Мы казаки-мусульмане, - пишет один из них,-очень тронуты тем, что наше начальство, начиная с высшего дало нам возможность молиться вместе и почитать свои праздники. Из армии приезжал мулла, который выбрал и поставил нам в дивизию муллу. С этих пор каждую пятницу мы получаем отпуск и участвуем в молении, совершаемое муллой" (УВВ. 1916. №82)

vl-vl: Постараюсь максимально близко передать историю казака 4-го полка в ПМВ. В четвертом полку много было казаков-татар. Однажды казачий разъезд по каким-то причинам потерял казака. Когда татарин понял, что своих рядом нет, начал их искать. Вдруг вдали услышал по-русски, что-то типа - Иди сюда! Здесь свои! Хитрый татарин в сторону "своих" начал кричать-спрашивать по-татарски. В ответ опять кричали по-русски - Свои! Свои! Казак понял, что перед ним ловушка. Начал поворачивать. "Свои" начали стрелять. Позже татарин все же нашел свою сотню, но все время благодарил Аллаха, что тот помог ему не попасть в западню.

vl-vl: Георгий Гугня пишет: Калмык???? Да, уральский казак.

Буран: Вот такую присягу носил на груди в солдатском пристегном кармане вместе с солдатской книжкой каждый казак-мусульманин. Даже в советские времена не догадались сделать присягу на татарском языке. Вот это я понимаю была настоящая талерантность и веротерпение.

Калентьев: Буран пишет: Даже в советские времена не догадались сделать присягу на татарском языке. Удивительно, сколько лет прослужил в Советской Армии, ничего подобного не слышал даже...вспомнилось: в казарме, в уголке спального помещения, соберется группа солдат узбеков,киргиз....окуда то появится домбра....запоют по своему.... и все втихаря, как будто запрещенное что то делают.... А ведь только и сделать надо было - воспользоваться мудростью и опытом предков...

Георгий Гугня: Хорошие были времена! Государство заботилось о гражданах и было повернуто к ним лицом. Калмык- и уральский казак,надо же.

Буран: Ничего удивительного здесь не вижу. Люди жили на своей земле и должны были ее защищать. Её и сложившийся уклад жизни. И не важно было кто это был калмык, татарин - человек в первую очередь, который хочет нормально жить на своем клочке земли и думает о будующем, о детях, внуках. А главное человек готовый положить живот на благо будущего. Привожу письмо уральского казака Аверкия Михайловича Калягина своей жене казачке Марии Акимовне Калягиной: «…уведомляю тебя моя дорогая, что у нас на фронте начались бои, но нас пока не трогают с места, отпуск прекратился, не знаю будем живы не знай нет, Господь нам верно не велел повидаться с тобой. Хотелось было повидаться, но верно так Богом суждено, верно ещё придется дыму поглотать и быть может мне костьми в чужой стороне, за себя я так не страдаю как за Вас мои дорогие. Я уже привык глядеть смерти в глаза мне уже не страшно и помереть, но жаль оставить вас сиротами, но верно Господь как сделает так и будет. Быть может он всевышний помилует меня от смерти и вынесет на родину… Молись дочка, чтобы господь вынес меня на родину, чтобы Вам не остаться сиротами. Наверно когда вы это письмо получите, то мы уже будем в бою. Настало у нас лето теперь верно опять как и прошлый год страдали и теперь придется страдать за Русь святую погибать верно выпала нам доля такая злосчастная придется ли все победить врага нынешней весной или будем вести войну дальше о этом только знает один Господь… не поминайте меня лихом если придется мне здесь и помереть за родину и вас моих дорогих. Это будет мой долг присяге я в том буду доволен, что сделает судьба…». Добавить нечего. Это не фарс, это от души и сердца. В этом были наши казаки, кто бы что не говорил и не лепетал в их адрес.

Буран: Приказом по Уральской казачьей дивизии от 8 мая 1916 года и Решением Военного муллы штаба 11-й Армии дивизионным муллой назначен ДОМИНОВ Абдрауф. Из казаков Озерского поселка Илецкой станицы УКВ. Постановки 1902 года. С июля 1914 года - казак 2-й сотни 4 Уральского казачьего полка. Если что-то дополнительно известно об этом человеке, прошу откликнуться.

Буран: Вот такая любопытная фотография была прислана пленным воином-мусульманином на родину с турецкого плена. [copyright][hideguest][/hideguest][/copyright] [copyright][hideguest][/hideguest][/copyright]

Шеврон: Буран пишет: Вот такая любопытная фотография была прислана пленным воином-мусульманином на родину с турецкого плена. Не могу разобрать, какая станица и поселок написаны на обороте?

гуран: станица Каменноозерная, поселок - не разобрать

Шеврон: гуран пишет: станица Каменноозерная Это где же такая была?

Александръ: Шеврон пишет: Это где же такая была? Каменноозерная станица 1-го военного отдела ОКВ.

туранцев: М.О.Толстов писал:"Елизавета Миновна(жена В.С.Толстова)очень высоко ценила казаков-татар Уральского казачьего Войска.Во время гражданской войны там был сформирован уральский казачий татарский контингент,который блестяще воевал и справлялся с красными."

Шеврон: туранцев пишет: Во время гражданской войны там был сформирован уральский казачий татарский контингент,который блестяще воевал и справлялся с красными. Ну насколько мне известно никакой чисто казачьей татарской части в Уральской армии не было. Сафаровская же татарская дружина состояла из татар-не казаков.

туранцев: Возможно,М.Толстов и ошибся здесь.Ведь он специально не изучал историю гражданской войны на Урале.А написал он это со слов отца и бабушки.

Шеврон: Но вообще в Гражданскую довольно часто попадаются татары, награжденные за бои против красных. Да и не только татары, даже киргизы попадались...

Буран: Обе стороны в гражданскую войну активно использовали национальные формирования. В июне 1919 года в Уральской Отдельной армии был сформирован добровольческий Мусульманский батальон из пленных красноармейцев. А в период боев с 20 июня по 18 июля 1919 года уральцами были разбиты наряду с 1-м Оренбургским трудовым казачьим полком (было захвачено знамя), 174 пехотным полком и Мусульманский пехотный полк.

Буран: Шеврон пишет: Да и не только татары, даже киргизы попадались... Выписка из приказа по Уральской Отдельной армии №93 от 6 июня 1919 года. пос. Бударин. "Согласно представленного приговора общества Глиненской станицы 2-го Глиненского поселка от 13 мая (30 апреля) № 14, новокрещенный из киргиз Николай Александрович Бочкарев зачисляется в Уральское казачье войско казаком по Глиненской станице с жительством во 2-м Глиненском поселке". Вот такой интересный факт ....

Шеврон: Буран пишет: В июне 1919 года в Уральской Отдельной армии был сформирован добровольческий Мусульманский батальон из пленных красноармейцев. Да, но в этом Мусульманском батальоне казаки-татары не служили. Казаки-татары и калмыки на общих основаниях служили в уральских казачьих полках.

Буран: Шеврон пишет: Да, но в этом Мусульманском батальоне казаки-татары не служили. Согласен. Поэтому и оговорено "... из пленных красноармейцев".

Шеврон: Буран пишет: Приказом по Уральской казачьей дивизии от 8 мая 1916 года и Решением Военного муллы штаба 11-й Армии дивизионным муллой назначен ДОМИНОВ Абдрауф А полковые муллы в уральских казачьих полках были? Может кому-то попадалась такая информация.

Калёновец: Буран пишет: Вот он красавец - сын степей... Судя по надписи внизу, вроде как уральский калмык, однако "шапочка" у него явно не уральская. Вероятно, этот сын степей из Донского войска. Там тоже были калмыцкие части.

Калёновец: Буран пишет: новокрещенный из киргиз Николай Александрович Бочкарев зачисляется в Уральское казачье войско казаком по Глиненской станиц Киргизов только крещенных в казаки принимали. И то, очень редко.

RK: Каленовец, Привествую! Благодарю за информацию о принципах назначения попечителями народных школ. Я тоже совместно с братом провожу исследования метрических книг Глиненской станицы. Только Мухорского поселка. Мои предки все оттуда. Дед моего прадеда был когда-то тоже назначен попечителем школы Мухорского форпоста. Звали его Тажиддин Кужаев. На форуме сайта "Старый Уральск" была когда-то тема "Уральские фамилии". Ее вела покойная Наталья Сладкова. Насколько я помню, эта информация была из УВВ (не помню какого года). Действительно, там было так и написано "попечетилем школы Мухорского форпоста назначен отставной казак Тазедтин Кужаев" (имена в русской транскрипции отличались от старотатарской в то время, но это так к слову). Еще раз спасибо за информацию!

Калёновец: RK пишет: Действительно, там было так и написано "попечетилем школы Мухорского форпоста назначен отставной казак Тазедтин Кужаев" (имена в русской транскрипции отличались от старотатарской в то время, но это так к слову). Уважаемый RK! Ничего удивительного нет, в Уральском войске служило много татар, которые исповедовали ислам и носили татарские имена. Это потомки ногайцев, которых стали принимать в Яицкое войско без принятия православия в XVIII столетии. На Внутренней линии казаки занимались скотоводством. Вероятно, и ваш пращур Тажиддин Кужаев имел много скота, раз его попечителем школы избрали.

RK: Уважаемый Каленовец! Я не хочу офтопить в этой теме... Но не все татары-казаки были потомками ногайцев.

TatianaIE: RK пишет: На форуме сайта "Старый Уральск" была когда-то тема "Уральские фамилии". Ее вела покойная Наталья Сладкова. Насколько я помню, эта информация была из УВВ (не помню какого года). Многоуважаемый RK, Наталья Акимовна собирала сведения не только из УВВ, но и из любых источников. Там были сведения и из обрывков ревизской сказки 1834 (полной сказки у нас тогда ещё не было), и из метрических книг (из обрывков, которые я к тому времени оцифровала), и из памятных книжек и откуда угодно... УВВ и сказки - те источники, в которых упоминаются все казаки вне зависимости от религии, все остальные источники, с которыми мы работали, ограничены религией - православные, старообрядцы. А было бы замечательно, если бы наши генеалогические сведения стали пополняться другими вероисповеданиями. Чтобы работать с документами, составленными в мечетях, нужно знание арабского письма, я думаюб да и знание татрского языка помогло бы. Только вспомнить как мы мучались, пытаясь расшифровать имена татар в Сказках, какие немыслимые описки иногда делали русские писцы! Где Вы нашли метрические книги Глиненской станицы? Как Вы над ними работаете? Может, нам всем это будет интересно?

RK: Уважаемая TatyanaIE, Я с удовольствием поделюсь той информацией, что у меня есть. Не знаю только, насколько уместно именно в этой теме выкладывать всю информацию, что у меня сейчас имеется. Подскажите, пожалуйста, куда лучше мне ее выложить, чтобы не засорять эту тему. Может быть создатите специальную? Я не очень хорошо ориентируюсь на вашем сайте и буду благодарен, если поможете создать отдельную тему. Отвечая на ваш вопрос по метрическим книгам Мухорского поселка, я сообщаю, что благодаря информации на этом сайте, я узнал, что Архив ЗапКаз обл выложил сканы МК поселков и станиц Уральской области, в т.ч. и мечети Мухорского поселка. К сожалению, у них выложены только сканы за 1894, 1900, 1908, 1909, 1911, 1913 и 1916. Вы правы, они составлены на иске имля (старотатарский язык на основе арабской письменности). Для их прочтения мы наняли переводчика, который специализируется на переводах Метрических книг с иске имля. Кроме того, для восполнения пробелов по Метрическим книгам, мы закупили сканы МК Мухорского собрания, хранящихся в архивах Магометанских собраний Уфы и Оренбурга. Все метрики в то время составлялись в двух экземлярах. Один оставался при мечети, другой отсылался в Магометанское собрание Оренбурга/Уфы. Кроме указанных выше МК, у нас есть метрики за 1874-1884, 1886, 1889, 1893 и 1896 года. Других пока найти не смогли. Есть готовые переводы за 1884, 1886, 1889, 1900, 1908 и 1909 года. Если интересно, я могу их выложить. Кстати, 1874 и 1875 года составлены на русском языке. Но они очень трудночитаемы неподготовленным людям (таким как я ). Тем не менее, отдельные фразы, я смог прочесть. Если у вас есть на примете специалист, который может прочесть эти книги, я выложу их сканы. Как нам сказали знающие люди, все МК для Мухорского поселка до 1870 составлялись на русском языке, независимо от вероисповедания. Как-то так.

Ефимия: TatianaIE пишет: Где Вы нашли метрические книги Глиненской станицы? Как Вы над ними работаете? Может, нам всем это будет интересно? У нас по одной фамилии такая история: маленькая девочка оставшись сиротой попала в татарскую семью ..эта семья переехала в город Алма-ату..девочку увезли с собой.(это в 30-х годах было).вырастили и отдали замуж за своего родственника...Вот такая история.Я думаю тема по метрическим татарским книгам на форуме не помешает.Для исследования родословных веток с татарскими корнями интересно будет почитать..конечно на русском языке.

RK: Приветствую всех, кому интересна данная тема. Здесь я буду выкладывать переведенные с иске имля ( старотатарский язык на основе арабской письменности) метрические книги (далее МК) мечети Мухорского поселка. Это первая часть МК за 1886 год: http://shot.qip.ru/00QpHb-2Myy9DUNw/

RK: Здесь размещен конец первой части МК за 1886 год: http://shot.qip.ru/00QpHb-5Myy9DUNz/

RK: Для информации. Рахимбирдины - это нынешние Рахимбердины. Олег Рахимбердин, бывший аким Уральска, как раз из потомков тех самых Рахимбирдиных. Гаидкуловы- или Айкуловы. Салим Айткулов, Герой СССР, один из потомков. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B9%D1%82%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%B2

RK: Мачтаксия- один из мелких хуторов... Любопытно, что Глиненский сейчас носит название Маштексай.

RK: Для визуализации татара-казака из Мухора выкладываю фото деда моей бабушки. Фото 1880-х годов...: http://shot.qip.ru/00QpHb-1Myy9DUNA/

RK: Ну что? Продолжаем? Часть 2 О бракосочетавшихся (МК 1886 г): http://shot.qip.ru/00QpHb-6Myy9DUNE/

RK: Окончание Части 2 О бракосочетавшихся (МК 1886 г): http://shot.qip.ru/00QpHb-3Myy9DUNF/

RK: Продолжение следует...

TatianaIE: RK, Спасибо. Одно замечание: сноски имеют более короткую жизнь чем форум. Некоторые (если не многие!) сноски 5-6 летней давности не открываются, тогда как форум работает по-прежнему. Сведения, которые Вы выкладываете могут понадобиться, может быть, через годы. Может, лучше выкладывать сразу в форум? Пусть не так красиво получится, но зато надёжнее. Я так сделала с моими списками по старообрядческим МК 1830-х годов. Все списки все ещё на форуме, и ко мне иногда обращаются люди, которые там находят знакомые имена. А вот вырезки из УВВ, которые я помещала со сносками, уже не все открываются.

Denis: Тема очень интересная и по сути, ни кем еще досконально не исследована. Нет ни одной книги по казакам-татарам Уральского Казачьего Войска. Этот пробел в историографии необходимо восполнять. RK, с почином Вас.

Строгонова: Замечательно, что у нас на форуме появился исследователей татар в УКВ. Будет теперь к кому обращаться с вопросами по именам и фамилиям. Желаю вам добраться до 1834 года, когда может пригодится ревизская сказка. Первый раз вижу мусульманские метрики. Интересна графа "калым". По тем временам, кажется, это большие деньги. И просьба, просветите по татарским фамилиям. Когда появились, менялись ли и т.д.

TatianaIE: 400 рублей были, действительно, большие деньги. В 1880-е и в 1870-е на это можно было купить дом, может, не самый лучший, и не в Уральске, а в форпосте, но все равно - солидная сумма была.

Александръ: Мне показалось интересным, что одна из невест была уроженкой Казанской губернии. Получается, что казаки-татары поддерживали связи с другими этнотерриториальными общностями татар.

RK: Добрый день! Сегодня вечером выложу продолжение МК за 1886 год. Я сознательно начал именно с 1886 года, хотя у меня есть переведенная МК за 1884 год. Причина заключается в том, что именно 1886 год я максимально отредактировал/русифицировал после перевода с иске имля и готовил для отправки переводчику, с которым мы сейчас сотрудничаем, в качестве примера того, в каком виде мы бы хотели видеть окончательный перевод. Есть ряд сложностей в работе с магометанскими МК, которые я пока упоминать не хочу. Вы сами будете иметь возможность их увидеть, когда я выложу МК за 1884 год. Что касается оставшихся частей за 1886 год, то там есть любопытная часть - "О бракоразводах". Во всех МК, кроме, пожалуй, МК за 1894 год, есть записи о бракоразводах. Это при том, что калымы, как вы сами имели возможность видеть, были весьма приличными и некоторые татары-казаки имели более чем одну жену. Я не знаю, были ли случаи разводов православных браков, но вот мусульманские браки бывало заканчивались разводами.

Шелудяк: RK, спасибо. Ждем ваших публикаций. Интересно знать о культуре и быте казаков-татар. Встречал в статьях об отношении казаков к мусульманским братьям казакам, говорили уважительно, что - народ работящий, непьющий, о семьях заботящийся, а как военное время придет- так плечом к плечу встаем.

Ефимия: Шелудяк пишет: Встречал в статьях об отношении казаков к мусульманским братьям казакам, говорили уважительно, что - народ работящий, непьющий, о семьях заботящийся, а как военное время придет- так плечом к плечу встаем. Правильно говорили!

Строгонова: Вы упомянули, что есть мусульманские метрики на русском языке. Выложите для примера пару страниц. Может быть кто прочитает. Опыт прочтения старорусской скорописи у многих форумчан есть.

Pavel: Александръ пишет: Мне показалось интересным, что одна из невест была уроженкой Казанской губернии. Получается, что казаки-татары поддерживали связи с другими этнотерриториальными общностями татар. В форпосте Глиненском проживало немало Казанских татар, которые торговали с киргизами Букеевской орды. Не мало их проживало и в Новой Казанке, которую они и основали.

RK: Александръ, Не только Казанской губернии... В метриках встречаются представители Уфимской губернии. Pavel, После образования Новой Казанки (в 1874году, если не ошибаюсь), туда переехали из Глиненской станицы почти все семьи татар-торговцев. В Глиненской станице остались только татары-казаки, бОльшая часть которых проживала в Мухоре. Любопытно, что другое название Мухора - Казарма. Дело в том, что там располагались казачьи казармы. Мой дядя помнит даже номер этих казарм. Я у него уточню. А коренные татары-казаки, которые проживали в Мухоре, называли себя Казарма ( с ударением на последний слог) или Казармадан по-татарски. Такие фамилии, как Кужаевы, Кондудаевы, Рахимбердины, Жумакилдины, Сагитовы, Узбяковы, Айткуловы как раз и представляли собой то, что когда-то принято было называть "Казарма" или "Казармадан".

RK: И еще. Я тут на предыдущих страницах видел обсуждение письма оренбургского казака-татарина из Каменноозерской станицы. В МК за 1884 год встречается упоминание населенного пункта "Ташлыкул", что можно перевести как "Каменный", а можно и как Каменное озеро. На карте Земель УКВ встречается по- крайней мере два поселка с названием Каменный, а также Ташлинский ( в котором, кстати, проживало тоже много татар).

RK: Продолжение МК за 1886 год. Часть 2. Отделение 2 О бракоразводах http://shot.qip.ru/00Qq0i-313jhipeCx/

RK: Часть 3 Об Умерших http://shot.qip.ru/00Qq0i-213jhipeCy/

RK: Вот ссылка на МК 1874-75 годов. Буду признателен за помощь в прочтении записей: https://yadi.sk/d/D_haO6sCsQfoa

Строгонова: Попробовала прочитать первую страницу МК 1874 года по умершим. Не уверена в правильности. У меня сложилось впечатление, что писал человек на русском для которого русский не родной язык. Отсюда коверканье слов и сложность в их понимании. Где похоронен Причина смерти возраст умершего дата смерти имя умершего жен муж Глинского форпоста горидника болезни 47 лет 3 апреля Хусаин Игмигилов 8муж Сламихинской станицы придоложительной болезни 59 4 апреля Махупзама Сайдинов 7жен Глинского форпоста от успы 26 4 апреля Хабиборохма Нгуовлят 9 Глинского форпоста придоложительной болезни 7 1 мая среда Амугохосан Иботуховлин 8 Мухорского поселка от успы 1 7 мая Бибизохра Мухаметгалий 9 Сламихинской станицы придоложительной болезни 1 19 июня понед Абубохир Тахимордонов 10 Сламихинской станицы от колита? 18 1 октября Мухаметволий Ахметзанов 11 Мухорского поселка придоложительной болезни 47 1 июля Арыслан Бойранов 12 Мухорского поселка придоложительной болезни 91 27 ноября Уразай Тарантоков 13 Сламихинской станицы гро (у)дной болезни 39 27 ноября Бодигулоза Мало… Арыслан 10

RK: Огромное спасибо за ваши усилия! Наверное, пока имеет смысл не трогать 1874 и 1875 года и сосредоточиться на переводе 1876 по 1883. 1884 год уже готов, но я пока его выкладывать не буду, по нему есть вопросы. Сегодня вечером начну выкладывать 1889 год.

RK: Начинаю выкладывать МК за 1889 год. Часть 1. http://shot.qip.ru/00QqEM-1zMiDJQi4/ Вот эти две записи (см ниже) очень любопытны с т. з., что у этого отставного казака в 1889 году родилось два ребенка от двух жен(щин) с разницей в 7 месяцев. Очень похоже, что киргизка Жамиля была моложе, поскольку в МК за последующие годы только она рожала ему детей. Первый Глиненский отставной казак Шахиахмад Абдусаттарович Абжалилов - киргизка Жамиля 8 января Мухаммадхафиз 1 Первый Глиненский отставной казак Шахиахмад Абдусаттарович Абжалилов - Ракия Нигматуллаевна 16 августа Уммгульсум 1

RK: Часть 2 http://shot.qip.ru/00QqEM-5zMiDJQi5/

Pavel: Строгонова пишет: Хусаин Игмигилов Хусаин Исмагилов Строгонова пишет: Хабиборохма Нгуовлят Хабибрахман Давлет Строгонова пишет: Амугохосан Иботуховлин Амугохасан Ибатуллин Строгонова пишет: Бодигулоза Мало… Арыслан Бадигульзамал жена Арыслана прочитал так.

RK: Pavel, Спасибо! Сегодня вечером постараюсь выложить окончание МК за 1889 год.

RK: Доброго времени суток! Возникли непредвиденные обстоятельства, поэтому не удалось выложить окончание МК за 1889. В самое ближайшее время ппродолжу выкладывать переводы МК Мухорского поселка.

RK: Добрый вечер! Выкладываю 3-ю часть МК за 1889 год: http://shot.qip.ru/00QuB2-2BLxsaqA3/

RK: Завершение МК за 1889 год: http://shot.qip.ru/00QuB2-5BLxsaqA4/

RK: Доброго времени суток! У меня вопрос. При изучении МК Мухорского поста за 1878 год, на глаза попалась следующая запись: служилый казак Мухаммадгали Ажи улы Очень интересует, что означает "служилый казак". В метриках очень много записей про отставных казаков и урядников, но вот "служилый" попадается впервые. Есть догадки, но хотелось бы знать наверняка. Заранее благодарен!

Denis: Служилый казак, это казак состоящий на военной службе. Либо в составе Уральского казачьего полка или отдельной команде.

RK: Спасибо, Денис! Мне кажется, что под "служилыми казаками" подразумеваются именно те казаки, которые остались на службе сверх срока, что перестало быть частым явлением после отмены наемки (то есть после военной реформы 1874 года).

Куренской: Denis пишет: Служилый казак, это казак состоящий на военной службе. Либо в составе Уральского казачьего полка или отдельной команде. RK пишет: Мне кажется, что под "служилыми казаками" подразумеваются именно те казаки, которые остались на службе сверх срока, что перестало быть частым явлением после отмены наемки (то есть после военной реформы 1874 года). Сверх срока - это отставные (41-50 лет), либо чисто-отставные (51 года и старше), но чисто-отставные уже не служили. Так что Денис всё правильно написал.

RK: Denis, Куренской, Спасибо за разъяснение!

RK: Наткнулся на статью Максута Утепова: http://www.mesoeurasia.org/archives/4166 Очень спорным является факт отнесения всех Уральских казаков-татар к ногаям. Очень. Более того, если предок Максута - Шарафиддин Милекеев родился в Сламихине в 1877 году, то согласно записям МК за 1877 год, в Сламихине родился только один ребенок под именем Шарафиддин. Случилось это 17 сентября 1877 года. Родителями являлись Иблимугжин Хасан улы (отец) и Гайша (мать). Фамилии, к сожалению, почему-то мулла Соборной мечети Сламихинской станицы (именно так и записано - Соборная мечеть Сламихинской станицы) записывал крайне редко. Только имена и отчества. Поэтому, я не публикую здесь МК с 1876 по 1884 гг. Так вот все записи ведутся на иске имля -старотатарском языке на основе арабской вязи. Ногайский язык отличается от татарского (старо и ново-) прилично. Мои предки, например, которые были вынуждены переселиться после революции ближе к Уралу ( Кушум, Янайкин, Богатск) не понимали язык ногаев, которые там проживали. Так мне, по крайней мере, рассказывали. Полагаю, что однозначно определить к какой этнической группе относились казаки-татары УКВ уже не представляется возможном и вряд ли есть в этом какая-либо необходимость. Нужно просто продолжать изучать опыт предков, которые сумели создать мощное войско как в социальном, так и в экономическом плане, состоящие из представителей различных национальностей и религий, но объединеных одной идей принадлежности к единому наднациональному и надрелигиозному образованию- Уральскому Казачьему Войску. Недаром в списках потерь ПМВ, которые публикуются в одной из соседних веток нашего форума, записи начинаются с упоминания принадлежности к казачеству, затем - ФИО, станица, вероисповедание, и никакого упоминания о национальной принадлежности (http://gorynychforum.forum24.ru/?1-8-0-00000025-000-20-0#022.001).

Denis: RK пишет: Мои предки, например, которые были вынуждены переселиться после революции ближе к Уралу ( Кушум, Янайкин, Богатск) не понимали язык ногаев, которые там проживали. Полагаю, что однозначно определить к какой этнической группе относились казаки-татары УКВ уже не представляется возможном и вряд ли есть в этом какая-либо необходимость RK, все таки мне кажется в этом вопросе необходимо расставить точки над i. Ведь это история и на ее страницах не должно оставаться белых пятен. Казачество, представляло в ранние века своего существования плавильный котел, в котором варилось немало народов. Потом уже к началу XIX века началась формироваться субэтничность. Феномен который до сих пор, до конца не изучен. Максут Утепов предложил свою версию происхождения казаков-ногаев, на Яике. Если у тебя есть свои мысли на этот счет, делись тоже ими. Потому как только в конструктивном диалоге и обсуждение вопроса, будет рождаться истина.

RK: Доброе время суток! Мне удалось выяснить номер казачьей казармы, которая располагалась в Мухоре. Номер -117. Ну, и второе название Мухора - Казарма, собственно говоря, в честь 117-й казачьей казармы.

Калёновец: RK пишет: Очень спорным является факт отнесения всех Уральских казаков-татар к ногаям. Прочитал статью Максута Утепова. Всё бы ничего, но изначальная концепция образования Яицкого войска дана не правильная, поэтому и не получается обосновать появление ногайских татар в Уральском войске. Казанские татары были в основном, торговцами. По ним даже царский Указ был. Из них тоже, вероятно, принимали в казаки. Но основная масса казаков - татар принадлежала к потомкам ногаев. Калмыки вынудили часть ногаев записаться в казаки, чтобы спастись от разорения и истребления. По тем же причинам, определенная часть калмыков стала яицкими казаками. В междуречье Урала и Волги шла кровопролитная междусобица среди кочевников: ногаев и калмыков. Потом ещё киргизы начали совершать грабительские рейды на эту территорию. Максут Утепов занялся БОЛЬШИМ ДЕЛОМ - изучением появления ногаев в Яицком войске. Казахские историки умело манипулируют родом Казах - Ногай, в попытках узаконить историческую принадлежность муждуречья Урала и Волги Казахскому народу. Однако, род Казах - Ногай был искусственно создан Джангир - ханом из верных его слуг - кудровских татар (потомков ногаев) в первой половине XIX века, а казаки - татары появились в Уральском войске гораздо раньше.

RK: Это двоюродный брат моего прадеда. Ему было присвоено духовное звание - имам. Ниже по ссылкам - полностью Дело: http://shot.qip.ru/00RV3J-6hBxM67qo/ http://shot.qip.ru/00RV3N-1wWfbYY3x/ http://shot.qip.ru/00RV3L-212K4cR1Fn/ http://shot.qip.ru/00RV3M-513ASQbwej/ http://shot.qip.ru/00RV3K-2d3R3GKet/

RK: Что касается темы "Татары-казаки Мухорского поселка", то "простой" был вызван тем, что переводом Метрических книг заинтересовались мои родственники, которые в свое время открыли тему "Кужаевы" в Одноклассниках. Сам я там не зарегистрирован. Но мой сын там есть. Поэтому, я через его аккаунт разместил почти всю имеющуюся у меня информацию по своим предкам. В силу известных обстоятельств нашим дедам и бабушкам приходилось скрывать свое происхождение. Сейчас, благодаря во многом вашим исследованиям, мы имеем возможность познакомиться с историей своих фамилий. Публикации на вашем форуме побудили меня заняться поиском документов того времени. Результатом этого поиска стало нахождение и перевод на русский язык более 20-ти МК Мухорского поселка. Очень помогла размещенная на данном форуме информация из Уральских Войсковых Ведомостей за 1915-1916, где упоминаются сразу несколько Кужаевых, в т.ч мой прадед Исмагил Кужаев и его двоюродный брат - Замалитдин, копию Дела которого я разместил и в этой теме.

RK: Всем доброго времени суток! Наткнулся в Википедии на любопытное фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA#/media/File:Tekinsky_konnny_polk.jpg Вот статья в википедии, откуда это фото: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA Вот статья Максута Утепова, которую я в этом разделе упоминал, и которая произвела на меня, скажем, неоднозначное впечатление: http://www.mesoeurasia.org/archives/4166 Вот фото из этой статьи, которую автор взял, как написано, из личного архива: http://www.mesoeurasia.org/wp-content/uploads/2011/09/GEDC1023.jpg Какие мысли? Хотелось бы обсудить.

Калёновец: RK пишет: Какие мысли? Хотелось бы обсудить. По фотографии вопрос, конечно же, спорный. Википедия не является "истиной в последней инстанции". По тексту статьи можно поспорить. Если отбросить "шаблонную" версию появления казаков на Яике, то можно документально объяснить, как ногайцы "породнились" с яицкими казаками. Про это у Карпова написано в "Уральцах".

RK: Каленовец, По википедии - согласен. Но как фотография из домашнего архива попала на страницу википедии о туркменах?!

Калёновец: RK пишет: Каленовец, По википедии - согласен. Но как фотография из домашнего архива попала на страницу википедии о туркменах?! Уважаемый RK, начнём с того, что фотография не была в единственном экземпляре, если на ней изображены несколько человек. Возможно, в данной группе нижних чинов действующей армии были уральские казаки и "текинцы". Мы, ведь точно не знаем для чего их фотографировали. Возможно, в штабе армии награждали отличившихся воинов - магометан из различных полков. Так на одном фото могли оказаться вместе и туркмены - текинцы и уральские казаки - татары.

Калёновец: Ещё одна версия: вахмистр Ш. Миликеев случайно попал в кадр с "текинцами". Он же на заднем плане, верхом.

RK: Калёновец, Согласен, что фото могло быть в нескольких экземплярах. Вообще, как я ранее в этой теме писал, в 1877 году в Сламихинской станице родился только один ребенок по имени Шарафутдин. Сегодня, чуть позже постараюсь выложить скан. До 1884 года, для магометан Сламихинской и Глиненской станиц велась одна общая метрическая книга. Поэтому, очень много записей по Сламихинской станице встречаются в книгах с 1874 по 1883 г.г. Единственная, но существенная, сложность заключается в том, что очень мало фамилий. В основном - отчества.

Pavel: Калёновец пишет: Он же на заднем плане, верхом. На заднем плане, не вахмистр, а рядовой. На фото изображены туркмены(текинцы). Казаков на фото нет, ни уральских, ни каких либо других. У вахмистра Шарафутдина Меликеева отчество Фатикович, возможно что и ошибаюсь.

RK: http://shot.qip.ru/00Sjei-2dUFH0Wmo/ Как обещал, вот скан с МК за 1877. К сожалению, фамилия не указана. Сламихин Иблимугжин Хасан улы - Гайша Шарафиддин

Калёновец: Pavel пишет: На заднем плане, не вахмистр, а рядовой. На фото изображены туркмены(текинцы). Казаков на фото нет, ни уральских, ни каких либо других. У вахмистра Шарафутдина Меликеева отчество Фатикович, возможно что и ошибаюсь. Здесь вопрос в другом, как это фото оказалось в семейном альбоме? Просто так, из ничего, она не могла появится? Учитывая, что статья Утяпова изобилует откровенными историческими "ляпами", было бы уместно узнать историю данной фотографии "из первых уст", т. е. от автора статьи.

RK: Согласен с Калёновцом в том, что хотелось бы услышать автора статьи. Насколько я знаю, его в интернете встретить трудно. Полагаю, что наверное есть возможность организовать общение с ним по линии Уральской Казачьей Общины.

Калёновец: RK пишет: Согласен с Калёновцом в том, что хотелось бы услышать автора статьи. Если Вам удастся с ним пообщаться и прояснить ситуацию насчет фотографии, будет просто супер.

Denis: В 2014 году, в стенах музея Габдуллы Тукая ( г.Уральск) состоялась конференция "Уральские казаки-татары". Участниками конференции стали местные историки, писатели, краеведы. Кто такие казаки и откуда взялось казачество? Какова роль мусульман, а точнее татар в казачьих формированиях, и почему в XVI-XVII веках официальным языком донского и яицкого казачества считался татарский? Кто такие «дикие гуси»? Эти и другие вопросы были затронуты в ходе проведения мероприятия. Более подробно о конференции "Уральские казаки-татары" можно прочесть в статье "Татарский расклад", опубликованной в газете "Информбиржа". http://ibirzha.kz/?s=%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4

Калёновец: Denis пишет: В 2014 году, в стенах музея Габдуллы Тукая ( г.Уральск) состоялась конференция "Уральские казаки-татары". В статье Натальи Жуковой имеется множество исторических неточностей, которые запутывают и без того сложную историю Уральского казачества. Первых яицких казаков нужно искать в Списке опричников Ивана Грозного 1573 года. Там, половина опричников имела татарские имена и "корни". Однако, все они были крещёнными служилыми татарами. Не секрет, что служилые татары вместе с русскими воинами Казань брали в 1552 году. Среди "волжских" казаков было много крещеных татар, мордвы и чувашей. Однако, все они впоследствии стали русскими казаками. В списках 1632 года, как известно, все яицкие казаки имели русские имена и отчества. Некоторые казаки, даже, имели прозвища "Новокрещен". По другому и быть не могло: они ведь "крест целовали". Калмыки в войске тоже были крещенные. Было и русско - татарское "двуязычие" в войске, потому что первыми женами у казаков были местные девушки из Ногайской орды. А. Б. Карпов привёл в своей книге документ, в котором говорилось о 300 женщинах, взятых казаками в жены в ногайских улусах в 1584 году. С какого момента стали записывать в казаки татар - магометан и калмыков - ламаистов, точно не скажу, но это было уже в XVIII веке. Поэтому говорить, что татары - ногайцы стояли у истоков Яицкого войска, очень неверно. У истоков Войска стояли потомки новгородских ушкуйников, посланные на берега Яика первым русским царём Иваном Грозным. Данный факт умышленно замалчивался при царствовании Романовых, которые всячески очерняли и принижали деяния Ивана Грозного. Правду рассказал уральский писатель И. И. Железнов в Преданиях, которые он лично услышал от "старых людей".

Denis: Каленовец, а кто же тогда такие ордынские казаки. Ведь факт их существования бесспорен. Царствование Ивана Грозного это 16 век, но ведь и до этого на берегах Яика жили люди. Курлапов в своей книги "Курени"называет это оседлое население"тумы". Видимо ушкуйники прибыли на Яик, с миссией как раз предложить "местным" казакам послужить Белому царю. И так как мощь Русского государства росла день ото дня, смышленые казаки поняли "куда дует ветер" и приняли заманчивое предложение. Вообще все это конечно домыслы и догадки, без архивных документов все эти версии недоказуемы.

RK: Вполне вероятно, что казаки были среди тех, кто брал Казань. Но при Казанском ханстве были свои казаки. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE Социальный состав[править | править вики-текст] Привилегированные сословия[править | править вики-текст] В казанском обществе наиболее привилегированные сословия составляли знать и духовенство. Важнейшие особы, входившие в состав Дивана («карачи») и эмиры (владетельные князья) обладали наибольшими богатствами и влиянием. В трудах крымского историка Сеида-Мухаммеда Ризы эти два термина (карачи и эмиры) отождествляются. Привилегированное положение занимали также представители мусульманского духовенства. Эмиры, будучи выходцами из знатнейших родов феодальной аристократии, были крайне немногочисленны. У казанских аристократов титул отца передавался лишь к старшему сыну. Остальными группами казанской знати были беки, мурзы и инородческие князья. Беки стояли на ступень ниже эмиров в социальной структуре казанского общества. Младшими сыновьями беков были мурзы (стяжение от арабо-персидского «эми́р-задэ́», букв. — «княжий сын»). Среди инородческих князей наиболее сильные позиции занимали так называемые «князья Арские». В ханстве было много чувашских, вотских и черемисских князей. Привилегированная группа лиц, владевших земельными участками и освобождённых от податей и повинностей, называлась тарханами. К числу представителей военного сословия принадлежали огланы и казаки. Огланы были командирами конных подразделений и имели право участвовать в курултае. Казаки были простыми воинами. Иногда встречается их подразделение на «дворных» (служивших в столице) и «задворных» (служивших в провинции). Особым привилегированным статусом обладало многочисленное и хорошо организованное чиновничество.

Калёновец: Denis пишет: Каленовец, а кто же тогда такие ордынские казаки. Слово "казак" тюркского происхождения: "белый гусь". Известно, что первые казаки (лёгкая конница) появились у крымских татар. Потом, казаков (лёгкую конницу) стали применять поляки, за ними русские. К востоку от Яика было огромное Казакское ханство. При желании можно сказать, что там жили "ордынские казаки". Когда термин "казак" укоренился в русском языке, население Казакского ханства стали называть "киргизами" или "киргиз - кайсаками". Суть, ведь, не в названии народа, а в том что хотят получить от этого. Яицкие (уральские) казаки не отдельный народ, а служилое сословие и зародилось оно при Иване Грозном. Более того, с 1584 г. и до Петра 1, на Яике шла периодическая ротация служилых казаков. Не было никаких "вольных" казаков. Все казаки подчинялись особой группе, так называемым, "старым людям", которые назначали атаманов и есаулов. Казачьи круги или сходы, были местом оглашения приговоров "старых людей". Они же договаривались с "ордынцами", и жили с ними в относительном мире и согласии.

Калёновец: RK пишет: Вполне вероятно, что казаки были среди тех, кто брал Казань. Но при Казанском ханстве были свои казаки. Уважаемый RK, казаки были не только у тюркоязычных народов, так же как солдаты. Это же служилое сословие, а не народ. Тут главное, не подменять эти понятия, тогда всё понятно. Никто не отрицает, что в Уральском войске служили татары и калмыки, но они не играли главную роль в войске. Даже, дворяне УКВ не оказывали существенного влияния на жизнь войска. Они, лишь, командовали казаками по долгу службы. Внутреннюю и внешнюю политику УКВ определяли "старые люди", поэтому основой бытия был "казачий коммунизм". Ни в одном казачьем войске, кроме Уральского, такого общественно - политического строя не было.

Казак Уральский: Калёновец пишет: ...Данный факт умышленно замалчивался при царствовании Романовых, которые всячески очерняли и принижали деяния Ивана Грозного... Вот с этого такта, пожалуйста, пьяно, пьяно! Каким же образом Романовы принижали деяния этого одержимого фанатика-убийцы??? Может быть в том смысле, что они не полностью предавали огласке всю подноготную его столь "благотворных" и "прогрессивных" деяний?

Казак Уральский: Калёновец пишет: Внутреннюю и внешнюю политику УКВ определяли "старые люди", поэтому основой бытия был "казачий коммунизм"... А про "казачий коммунизм", пардон за жаргон, просто вставило! Это же надо!!!! Так скоро выяснится, что казачки первыми внедрили колхозы в массы, да и идею коллективизации большевики у них, у казачков сиречь, украли.

Калёновец: "Насчет коммунистической организации войска Веревкин отзывался с уважением, - писал царский чиновник по особым поручениям, впоследствии генерал, Гейнс. - Всё имущество войска - луга, воды, ловли, находится на праве общинного владения. Как бы ни был высоко поставлен человек в войске, его права отличаются от права простого казака только количеством рабочих, высылаемых на луга, или количеством байдар и лодок, отправляемых на улов. Вследствие такой организации, очень бедных людей в войске нет, зато придавливается индивидуальность. В войске есть около восьми человек казаков, у которых считается более миллиона капитала. Эти капиталисты беспрерывно просят о позволении выйти из войска, потому что состоя в нём, они подвержены разным стеснениям, не дающим им возможности беспрепятственно заниматься торговлей". (Гейнс А. К. Собрание литературных трудов. Т. 2/А. К. Гейнс. Дневник 1866 года. Путешествие в Туркестан. - СПб., 1897). "... по закону казак, считающийся на службе, не должен торговать; право сие предоставляется только тем, кои уже вышли в отставку и записались в гильдии. Сему запрещению не подвержен однако ж меновой торг с киргизами, производимый почти всеми казаками, по линии живущими, особенно в Сарайчике и Гурьеве. Вымениваемые ими у киргизов товары по большей части состоят из невыделанных кож, войлоков и овец; за что отдают они кумачи, китайки, красные юфты, платки, а иногда и лошадей. Но и сей мены две трети находится в руках русских купцов и татар казанских и касимовских". (Левшин А. И. Историческое и статистическое обозрение Уральских казаков. - СПб., 1823). Последний абзац, в доступной форме объясняет, почему в Уральском войске служили татары - ногаи, а торговлей занимались татары "казанские и касимовские".

Казак Уральский: Калёновец пишет: Насчет коммунистической организации войска Веревкин отзывался с уважением, - писал царский чиновник по особым поручениям, впоследствии генерал, Гейнс... Да, "коммунистической" тут явно от слова "коммуна", "община", но само определение коммунизм, как строй, основанный на социальном равенстве, не имеет никакого отношения ни к казакам, ни к казачьему войску, ни даже к казачьей общине! Гейнс конечно мог так высказаться, но он, разумеется, не понимал насколько утопична эта система, построенная на уравниловке, а значит, так или иначе, влекущая за собой насильственное принуждение собственника. В этом мы могли убедиться на примере политики большевиков в том числе и на казачьих землях, когда землю у казаков просто отбирали, независимо от ее распределения... Понятно, что более трудолюбивый, смекалистый и удачливый казак мог и на общинных землях сколотить себе состояние, которое уже принадлежало на полных основаниях только ему и его семье. При коммуне это было бы просто не возможно, потому что все доходы должны были бы распределяться в равных долях между остальными членами общины. Мы знаем к чему привели подобные эксперименты, когда людей насильственно загоняли в колхозы и делали рабами системы принудительного труда на благо одной партии и ее вождя.

Калёновец: Казак Уральский пишет: Да, "коммунистической" тут явно от слова "коммуна", "община", но само определение коммунизм Уважаемый Казак Уральский, давайте не будем передёргивать и заниматься демагогией. В Уральском войске "коммунизм" существовал до февраля 1917 года, пока монархию не упразднили. Что построили большевики, лично я не знаю, но того строя, который был при "старом режиме" уже не было никогда. А уж как любили уральские казаки собираться под красным флагом, любой большевик - антихрист позавидовал бы. И не было средь них различия: русский, татарин или калмык. Только заслышат команду, все, как один бегут под красный флаг. Мобилизация!

Казак Уральский: Калёновец пишет: В Уральском войске "коммунизм" существовал до февраля 1917 года, пока монархию не упразднили... Передёргиваете вы, а не я! По своему конечно, по савецки, неумело, не опираясь на факты, и видимо намеренно игнорируя логику моих рассуждений! Никакого коммунизма ни у уральцев, ни у донцов, ни у кубанцев, ни у каких бы то ни было других казачьих войск в помине не существовало! Зато была самая настоящая казачья демократия! Как бы вас, савецких, ни воротило от этого слова, демократия имеет по отношению к казачеству, как явлению, достаточно глубокие корни и все основания. Будь то казачий присуд, выборные атаманы, круг - это все и есть на самом деле демократия по-казачьи! Глупо путать коммунизм, основанный в первую очередь на перераспределении собственности и социальном равенстве, которые не учитывают ни вклады ни потребности того или иного члена общества и демократию, основанную прежде всего на законности и праве человека на самоопределение, а потом уже на политическом и социальном равенстве и др. При демократии человеку дается наиважнейшее право на проявление своих талантов и способностей, дается возможность возвысится над остальной общественной массой бесталанных и неспособных! Это и подтверждает то, о чем я говорил выше. У казаков к началу репрессий большевиков было достаточно единолично богатых собственников, которые так не желали собираться под красным флагом!

Калёновец: Казак Уральский пишет: Зато была самая настоящая казачья демократия! Уважаемый, учите историю Уральского казачьего войска.

Калёновец: Среди казаков - татар УКВ большой популярностью пользовался отставной урядник Мухаметжан Чапаев, который почти полвека занимал должность атамана во многих посёлках 2 отдела УКВ. А начало роду Чапаевых в Кулагинской крепости положил казак Чапай Суйфуллин, которому в 1834 г. было 60 лет от роду.

Калёновец: Из Ревизской сказки 1834 года УКВ Кулагинская крепость л. 1252: № 9284 Суйфуллин Чапай 42/60 № 9284 Суйфуллин Рахимберды сын Чапая 12/30 № 9284 Суйфуллин Рахимкул сын Рахимберды н/2 № 9284 Суйфуллин Курмангалий сын Чапая 5/23 № 9191 Суйфуллина Чумынал жена Чапая № 9191 Суйфуллина Тутай жена Рахимберды урядник Мухаметжан Чапаев был сыном Курмангалия.

Калёновец: Урядник внутренней службы КурманГалий Чапаев - судья в Кулагинской крепости (УВВ № 3, 1878 г.).

Калёновец: Список жителей Мергеневского поселка Горячинской станицы сделавших пожертвования в 1904 году: Отставной урядник Мухаметжан Чапаев - 5 пудов хлеба (УВВ № 28, 1904). Награды за отличия неслужебные: Медаль золотая "За усердие" на Станиславской ленте отставному уряднику Мергеневской станицы Мухаметжану Чапаеву (УВВ № 47, 1907). Сдано в Уральское казначейство за наградную золотую медаль, пожалованную уряднику Мергеневской станицы Мухаметжану Чапаеву - 30 рублея (УВВ № 91, 1907). Вечная память отставному уряднику УКВ Мухаметжану Чапаеву!

Казак Уральский: Калёновец пишет: Уважаемый, учите историю Уральского казачьего войска. А я так понял, любезный, что вы истина в последней инстанции? То есть вам и учить уже нет никакого смысла. Вы у нас самый что ни на есть ученый а-ля Фоменко-Носовский-Воробьевский-Стариков-Проханов.

RK: Пожалуй, еще раз запощу вот эту ссылку. Ранее ( на 3-ей стр этого раздела) я уже размещал эту ссылку: Окончание Части 2 О бракосочетавшихся (МК 1886 г): http://shot.qip.ru/00QpHb-3Myy9DUNF/ Это из МК Мухорского поселка за 1886:"мулла Абдухабир мулла Абдусалих улы Ишкулов 400 руб/ ее представлял Нурмухаммад Субханбердыевич Кондудаев его - брат отца из поселка Кулагин Мухаммадгали Курбангалиевич Чапаев. Свидетели Хасан Хусаинович Кондудаев и отставной казак Исангали Рахимбердыевич Кондудаев Гульзабира Нурмухаммадовна Кондудаева и Кулагинской станицы казак Исмагил Султангалиевич Жабаев Ей 17 лет, ему- 19. Холостые ноябрь" Скорее всего ошибка в написании фамилии жениха. Не Жабаев, а Чапаев, поскольку при бракосочетании его представлял брат отца - Мухаммадгали Курбангалиевич Чапаев, казак п. Кулагин.

Калёновец: В 1894 году из Кулагинского поселка на службу в 1 Уральский казачий полк был отправлен казак Ибрагим Сапараев Чапаев (УВВ № 10, 1894). Сапараевы сегодня, достаточно распространённая фамилия среди татар, а фамилия Чапаев не встречалась мне ни разу. Может быть лица, имевшие фамилию Чапаев, после гражданской войны её поменяли?

Калёновец: Малолетка постановки 1892 г. Шаймурса Хакимов Чапаев Кулагинской ст. и п. переведён по болезни во внутре - служебный разряд (УВВ № 50, 1893). Таким образом, в Уральском казачьем войске не были в диковинку слова: коммунизм, красный флаг, Чапаев, Ленин (в областном штабе был такой поручик) и многие другие "страшилки" Советской власти. К сожалению, из истории слов не выкинешь.

Калёновец: RK пишет: Скорее всего ошибка в написании фамилии жениха. Не Жабаев, а Чапаев, поскольку при бракосочетании его представлял брат отца - Мухаммадгали Курбангалиевич Чапаев, казак п. Кулагин. Уважаемый RK, информация к размышлению по фамилиям казаков - татар УКВ: "В приказе по войску 1898 г. за № 397 объявлено: "согласно приказа по войску 1881 г. за № 397 казаки из татар должны именоваться по фамилиям, которые они носили в то время; между тем из делопроизводства ВХП усматривается, что приказ за № 397 не исполняется и фамилии казаками магометанского исповедания, преимущественно Илецких станиц, присваиваются произвольно по имени отца или деда, а через это являются разные фамилии отца, сына и родных братьев; бывают также случаи перемены фамилии одним и тем же лицом самопроизвольно по имени отца или деда. Такой порядок имеет последствием постоянные недоразумения и неправильности в делопроизводстве войсковых управлений. Признавая существующее положение не нормальным, ВХП в журнальном постановлении на 4 Сентября 1898 г. постановило урегулировать на будущее время настоящий вопрос путем закрепления за казаками магометанами присвоенных им в настоящее время фамилий с тем, чтобы они именовались в официальной переписке по имени, отчеству и фамилии" Наказный атаман УКВ предложил: "1) присвоенные ныне фамилии казаками всех разрядов службы и малолетками магометанского исповедания оставить за ними и за их нисходящим потомством навсегда; 2) в делопроизводстве войсковых управлений и учреждений лиц войскового сословия из магометан именовать на будущее время по имени, отчеству и фамилии" (УВВ № 11, 1899).

Казак Уральский: Калёновец пишет: .... Таким образом, в Уральском казачьем войске не были в диковинку слова: коммунизм, красный флаг, Чапаев, Ленин (в областном штабе был такой поручик) и многие другие "страшилки" Советской власти... Остапа понесло, что называется... Сколько люмпен-пролетария не корми, а он все в лес смотрит... Там полный коммунизм!

RK: Калёновец, Спасибо! Очень ценная информация!

Калёновец: Объявление Уральского Войскового Хозяйственного Правления (ВХП): "Для войскового музея поступили пожертвования от следующих лиц:... 2) От подъесаула Мурзы - Ахмета Искакова: а) зубы акулы; б) кости акулы; в) перья акулы (плавники) (все окаменелые); г) окаменелые раковины; д) рог сайгака; е) наконечник стрелы и ж) мелкие раковины. Объявляя о сем, ВХП приносит... подъесаулу Искакову благодарность за их пожертвования" (УВВ № 7, 1900).

RK: Кужаев Тазетдин, отставной казак, назначен попечителем школы, созданной по желанию жителей Мухорского поста. - УВВ №5 1876 г. Информация из базы проекта "Уральские фамилии"- музей "Старый Уральскъ" и магазин "Оптима".

Шеврон: Любопытный материал удалось недавно обнаружить. Оказывается до 1836 года (с какого времени не указано) нижние чины лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона обратившиеся в "греко-российскую" веру переводились в лейб-гвардии Уральскую казачью сотню с причислением в сословие Уральских казаков. С 1836 года они перестали переводиться в УКВ и оставлялись в Крымском эскадроне. Видел ходатайство 8 нижних чинов, поступивших в 1836 году в УКВ и служивших в 1836-1838г. в Уральской казачьей сотне в Казани, об оставлении их в УКВ, так как они обзавелись уже там хозяйствами, а четверо из них женились. В итоге всех их оставили в УКВ. Вот их список: 1. Петров Захар 2. Касицкий Евдоким 3. Железнов Федор 4. Николаев Егор 5. Шамаев Михаил 6. Гаврилов Яков 7. Шамаев Иван 8. Михайлов Никита

vigor: Познавательно.Только почему имена и фамилии всех этих натурализированных уральских казаков исключительно русские? Или эти имена и фамилии получены ими при крещении. Почему в этом случае натурализованные казаки из числа башкир, казанских татар и калмыков не меняли имена и числились в Войске?

Александръ: vigor пишет: Почему в этом случае натурализованные казаки из числа башкир, казанских татар и калмыков не меняли имена и числились в Войске? Не были крещены?

Шеврон: vigor пишет: Только почему имена и фамилии всех этих натурализированных уральских казаков исключительно русские? Меня это тоже удивило. О смене фамилий и имен при крещении в документах ничего не сказано.

Александръ: Друзья, просветите, пожалуйста. Не секрет, что тюркские имена заковыристые, имеют непривычную форму, где кроме фамилии, имени, отчества есть и... другие родственные обозначения. Мне всегда было интересно, где в таком сложносоставном имени фамилия, имя, отчество и... другое. Особенно, вот это "другое". Почему где-то оно есть, а где-то нет? Вопрос по преимуществу, конечно же, к казакам-татарам и их потомкам.

Ринат: Александръ пишет: Здравствуйте, не совсем понял про "другое". Можете привести пример?

Александръ: Ринат, здравствуйте! Я имею ввиду, наверное, кызы, улы. Я знаю, что это такое, но почему эти родственные отношения где-то указываются, а где-то нет? Еще есть титулы и формы обращения: ага, биби. Вопрос опять же в том, почему где-то они указываются, а где-то нет? Особенно меня интересуют крымские татары. Судя по документам начала XX в. (Крымский татарский конный полк) у них не было не только русифицированной формы отчества, но и фамилии, правильно? Почему? Например: Мулла Челеби Сеит-Смаил Эфенди Шааб Муэззин Эфенди Сеит Асан Мустафа Булгаков Омер Мурза Парпетов Рустем (Шакир) Ага Сеит Билял Сеит Халиль Я не к тому, что русифицированная форма имени должна быть, но, например, у сибирских и казанских татар она, если не ошибаюсь, к этому времени уже была. Что такое мулла и муэзин я знаю.

Александръ: Александръ пишет: Судя по документам начала XX в. (Крымский татарский конный полк) у них не было не только русифицированной формы отчества, но и фамилии, правильно? Почему? Я думаю, что тут заморская Турция оказывала влияние, также как и Речь Посполитая на литовских татар.

Ринат: Александръ пишет: Вы правы, Турция оказывала огромное влияние на крымских татар. К сожалению, про них я ничего сказать не могу - не моя тема. По-татарски, "Эфенди" означает "Господин". Я думаю, так писали в знак большого уважения к человеку. По поводу "Биби" знаю, что это часть имени (например, Бибифатыма) или, в редких случаях, имя целиком.

Александръ: Ринат, спасибо.



полная версия страницы