Форум » История Уральского казачьего войска » Казаки-татары Уральского казачьего войска » Ответить

Казаки-татары Уральского казачьего войска

Александръ: Предлагаю обсудить эту тему.

Ответов - 128, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Александръ: Из книги А.И. Назарова "Очерки по истории фамилий уральских (яицких) казаков". "Уральские (яицкие) казаки-татары фигурируют на протяжении всей истории Уральского (Яицкого) войска. Первые депутаты войска ко двору московского царя Михаила Федоровича – русский и татарин. Один из первых яицких атаманов – Янбулат Ченбулатов (упоминание о нем относится к 1586 г.) – был, по-видимому, татарином. О длительности пребывания татар в рядах уральского (яицкого) казачества свидетельствует и то, что Старая Татарская слобода в Яицком городке возникла, вероятно, одновременно с ним в начале XVII в. Казаки-татары были не только первыми казаками-тюрками среди яицких казаков, но и одной из самых многочисленных тюркоязычных групп в составе уральского (яицкого) казачества. Так, во время переписи 1723 г. на Яике среди казаков было 70 «ясачных служивых и других татар», а также 3 ногайских татарина. Татары служили в Уральском казачьем войске вплоть до его упразднения в 1920 г., поэтому в статистических отчетах XIX – начала XX вв. выделялись в самостоятельную этническую группу. Так, в 1862 г. в Уральском войске насчитывалось 4168 татар обоего пола, что составляло 5 % всего войскового населения. В 1885 г. татар в войске было 5378 человек или 5,3 %. Вместе с тем следует отметить, что необходимо учитывать емкость этнонима татарин. В русских источниках XVI–XIX вв. татарами называли многие тюркоязычные и некоторые другие народности, жившие на окраинах России. Наглядные примеры дают материалы переписи яицких казаков 1723 г. Дед и отец татарина Балты Асапкина – горские черкесы; дед и отец татарина Мункея Калмыкова сына Калмыкова – калмыки; дед и отец татарина Джумая Богданова – башкиры. Среди отцов и дедов казаков, назвавшихся в 1723 г. татарами, фигурируют ногайские татары, крымские татары, туркменские татары, астраханские татары. Как видим, та часть яицкого казачества, которая обозначалась как татары, сложилась из разных этнических элементов и разных территориальных групп собственно татар. Многие казаки-татары сохранили свой язык (татарский) и традиционную веру (ислам). Этому способствовали, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, относительная веротерпимость яицких казаков. На Яике издавна было принято крестить лишь завоеванных (плененных) иноверцев; те же, кто на Яик пришли сами, по своей воле, могли сохранить свою веру. Во-вторых, сохранению традиционного уклада жизни казаков-татар способствовало их компактное проживание. Так, в Уральске были две Татарские слободы – Старая и Новая. В пределах земли Уральского казачьего войска были казачьи населенные пункты, в которых исключительно или почти исключительно проживали татары. Это, например, форпосты/поселки Глининский, Мустаевский, Мухорский, Мухрановский, Озерский".

Александръ: "... Среди уральских казаков татары в 70-х гг. XIX в. составляли около 5,5 % от общей численности. В преданиях казаков, записанных от атамана Ф. Рукавишникова, эти сведения восходят скорее всего к данным П.И. Рычкова. В 1721 г. говорится: «...прадеды и деды их ... пришли ... русские с Дону и из иных городов, и татары из Крыму и Кубани и из других магометанских народов...» . Таким образом, скорее всего татары в составе уральских казаков имелись с самого начала формирования уральского (яицкого) казачества. Возможно, что татарская группа в составе уральских казаков имела определенную этническую специфику (ногайское происхождение). В конце XVIII в. среди уральских казаков отмечаются кундровские татары. Этнокультурная специфика татарского населения в составе Уральского казачьего войска отмечалась как в XVIII, так и в XIX вв. Например, П.И. Рычков сообщает, что уральские казаки наряду с другим скотом, содержат «немало верблюдов, ... а особливо находящиеся в корпусе их татары». В первой четверти XIX в. А. Левшин писал о том же: «Большая часть татар и калмыков в уральском войске состоящих, летом кочуют в кибитках со всем скотом своим, а на зиму возвращаются в домы». Выход уральских казаков-татар на летовку зафиксирован и полевыми наблюдениями Ю.Г. Мухаметшина. Возможно, этнокультурная специфика этой группы была связана также наличием в ее составе выходцев из среды казахов. Во всяком случае в отдельных татарских населенных пунктах (в д. Мухраново) потомки казахов имеются. Выше отмечалось и участие ногайцев в сложении группы татар – уральских казаков. Однако в формировании уральских татар-казаков волго-уральские татары сыграли скорее всего основную роль. Так, в крупном селении Мухраново жители отмечают переселение предков «со стороны Казани». Действительно, по материалам 1762–1782 гг. видно, что в «Мухранове хуторе» жили тогда «ясачные и служилые татары». З.Р. Садыкова также отмечает, что селения Мухраново и Мустаево основаны татарами из «Уральского и Астраханского краев» и беглецами из «Казанского края». В начале XIX в. из с. Мухраново выселилась д. Ново-Кинделька (Кундузлы). Татарское население (например, с. Озерки) других населенных пунктов уральских казаков также было связано с волго-уральскими татарами. Именно поэтому язык жителей всех этих селений относится к каргалинскому говору среднего диалекта. Эта часть уральских казаков в XIX – начале XX вв. постоянно называлась татарами. В 30-х гг. XIX в. татары, входившие в состав Уральского казачьего войска, жили в 15 селениях*, а также в г. Уральске (где была особая «Татарская слобода»). Наиболее значительные группы татар имелись в селениях Мухрановском, Мустаевском, Озерском, Кушумском и Богдановском. В 60-х гг. XIX в., как впрочем и позже, татары-казаки продолжали жить во многих из этих селений. ..." * Это следующие населенные пункты: форпосты Мухраново, Озерский, Глинский, Козулбинский, Чижинский 1-й, Катальковский, хутора Мустаево, Кинделинский, Пороговский, Комосовский, Кушумский, Богдановский, Прорвинский, Карташовский, Чесанский "Этнотерриториальные группы татар Поволжья и Урала и вопросы их формирования. Историко-этнографический атлас татарского народа". Казань: Изд-во ПИК «Дом печати», 2002.

гуран: названия некоторых поселков (Пороговский, Богдановский) внушают сомнения, казачьи ли? Общеизвестный факт, что уральцы не отождествляли себя с русскими, ни в сословном плане (что понятно), ни в этническом (что отчасти верно) Но любопытно, а как позиционировали себя казаки татарского происхождения? 1. Татары в казачьем сословии 2. Татары 3 уральские казаки татарского происхождения 4 уральские казаки Думаю, что особо большого антогонизма у казаков-татар по отношению к своим сородичам, проживающим за гранью области не было


гуран: вроде как в Мухорском в основном калмыки жили ...

Шеврон: Исправил тему на татары и калмыки в УКВ. Любопытный приказ по УКВ попался. Цитирую. "Определением Уральского областного правления на 4 января с.г. казаки полевого разряда Кармановского поселка: Самзя Улямзаев Кензикеев и Нима Бимбеев Кочуев утверждены: первый в звании гицюля, а второй манджака в Кармановскую кумирню. Впредь до разрешения в законодательном порядке вопроса об освобождении от воинской повинности священно-служителей далай-ламайского вероисповедания, означенные казаки, начиная с сего 1906 года, освобождаются, как от наряда на действительную службу, так и от уплаты командировок. Наказной атаман, Генерал-Лейтенант Родзянко".

Буран: Вот он красавец - сын степей... [copyright][hideguest][/hideguest][/copyright]

Евгений: НДА,истый казак,не то чё мы,казара мокрожопая!

Георгий Гугня: Калмык???? Казак жа написано...

Буран: В годы Великой войны наряду со священниками, в уральских казачьих частях исправляли духовную службу и муллы. Газета УВВ писала: "Находящиеся в рядах нашего № 5 полка казаки-мусульмане сообщают о тех заботах по удовлетворению их религиозного чувства, которое проявило их начальство: "Мы казаки-мусульмане, - пишет один из них,-очень тронуты тем, что наше начальство, начиная с высшего дало нам возможность молиться вместе и почитать свои праздники. Из армии приезжал мулла, который выбрал и поставил нам в дивизию муллу. С этих пор каждую пятницу мы получаем отпуск и участвуем в молении, совершаемое муллой" (УВВ. 1916. №82)

vl-vl: Постараюсь максимально близко передать историю казака 4-го полка в ПМВ. В четвертом полку много было казаков-татар. Однажды казачий разъезд по каким-то причинам потерял казака. Когда татарин понял, что своих рядом нет, начал их искать. Вдруг вдали услышал по-русски, что-то типа - Иди сюда! Здесь свои! Хитрый татарин в сторону "своих" начал кричать-спрашивать по-татарски. В ответ опять кричали по-русски - Свои! Свои! Казак понял, что перед ним ловушка. Начал поворачивать. "Свои" начали стрелять. Позже татарин все же нашел свою сотню, но все время благодарил Аллаха, что тот помог ему не попасть в западню.

vl-vl: Георгий Гугня пишет: Калмык???? Да, уральский казак.

Буран: Вот такую присягу носил на груди в солдатском пристегном кармане вместе с солдатской книжкой каждый казак-мусульманин. Даже в советские времена не догадались сделать присягу на татарском языке. Вот это я понимаю была настоящая талерантность и веротерпение.

Калентьев: Буран пишет: Даже в советские времена не догадались сделать присягу на татарском языке. Удивительно, сколько лет прослужил в Советской Армии, ничего подобного не слышал даже...вспомнилось: в казарме, в уголке спального помещения, соберется группа солдат узбеков,киргиз....окуда то появится домбра....запоют по своему.... и все втихаря, как будто запрещенное что то делают.... А ведь только и сделать надо было - воспользоваться мудростью и опытом предков...

Георгий Гугня: Хорошие были времена! Государство заботилось о гражданах и было повернуто к ним лицом. Калмык- и уральский казак,надо же.

Буран: Ничего удивительного здесь не вижу. Люди жили на своей земле и должны были ее защищать. Её и сложившийся уклад жизни. И не важно было кто это был калмык, татарин - человек в первую очередь, который хочет нормально жить на своем клочке земли и думает о будующем, о детях, внуках. А главное человек готовый положить живот на благо будущего. Привожу письмо уральского казака Аверкия Михайловича Калягина своей жене казачке Марии Акимовне Калягиной: «…уведомляю тебя моя дорогая, что у нас на фронте начались бои, но нас пока не трогают с места, отпуск прекратился, не знаю будем живы не знай нет, Господь нам верно не велел повидаться с тобой. Хотелось было повидаться, но верно так Богом суждено, верно ещё придется дыму поглотать и быть может мне костьми в чужой стороне, за себя я так не страдаю как за Вас мои дорогие. Я уже привык глядеть смерти в глаза мне уже не страшно и помереть, но жаль оставить вас сиротами, но верно Господь как сделает так и будет. Быть может он всевышний помилует меня от смерти и вынесет на родину… Молись дочка, чтобы господь вынес меня на родину, чтобы Вам не остаться сиротами. Наверно когда вы это письмо получите, то мы уже будем в бою. Настало у нас лето теперь верно опять как и прошлый год страдали и теперь придется страдать за Русь святую погибать верно выпала нам доля такая злосчастная придется ли все победить врага нынешней весной или будем вести войну дальше о этом только знает один Господь… не поминайте меня лихом если придется мне здесь и помереть за родину и вас моих дорогих. Это будет мой долг присяге я в том буду доволен, что сделает судьба…». Добавить нечего. Это не фарс, это от души и сердца. В этом были наши казаки, кто бы что не говорил и не лепетал в их адрес.

Буран: Приказом по Уральской казачьей дивизии от 8 мая 1916 года и Решением Военного муллы штаба 11-й Армии дивизионным муллой назначен ДОМИНОВ Абдрауф. Из казаков Озерского поселка Илецкой станицы УКВ. Постановки 1902 года. С июля 1914 года - казак 2-й сотни 4 Уральского казачьего полка. Если что-то дополнительно известно об этом человеке, прошу откликнуться.

Буран: Вот такая любопытная фотография была прислана пленным воином-мусульманином на родину с турецкого плена. [copyright][hideguest][/hideguest][/copyright] [copyright][hideguest][/hideguest][/copyright]

Шеврон: Буран пишет: Вот такая любопытная фотография была прислана пленным воином-мусульманином на родину с турецкого плена. Не могу разобрать, какая станица и поселок написаны на обороте?

гуран: станица Каменноозерная, поселок - не разобрать

Шеврон: гуран пишет: станица Каменноозерная Это где же такая была?



полная версия страницы