Форум » История Уральского казачьего войска » Флот Уральского казачьего войска » Ответить

Флот Уральского казачьего войска

Александръ: Переношу эту тему сюда. Рамзес, прошу прощения за вынужденную корректировку! Ув. Рамзес пишет: Уважаемые друзья Заранее извиняюсь если вопрос не совсем по профилю. Свои интересы кораблями заняты и кое в чем с Вашим регионом пересекаются. В гражданскую войну как красные так и белые при первой возможности создавали военные флотилии везде где было что - то водоплавающее и возникала военная необходимость Войско еще до 1 МВ имело служебные пароход Уралец и паровой катер Уралка - причем Уралец в документах гражданской войны у белых пару раз попадался. Местные пароходчики долго "воевали" с казачеством которое считало что чадящие дымом посудинки рыбу в окрестностях распугают и все же к 1917 г на реку несколько пароходов "запустили". К лету 1919 из Петровска пароходы подконтрольные англичанам в Гурьев оружие и снаряжение привозили. При красной обороне Уральска большевики даже бронелодку построили в 1919 г. В 1920 они же целую флотилию из небольших катеров в низовьях реки образовали. Вопросы в чем - было ли что подобное у местных казаков на реке в годы гражданской, использовались ли ими пароходы вообще в военных целях, откуда взялась эта крупная компания (в целом до 20 катеров) что красные в флотилию в 20 мобилизовали. Названия там у всех очень революционные , но и местная "география" попадается. Ну и если уж совсем шире - нет ли случаем местных любителей кто судоходством в регионе занимается ? ТТХ - места постройки - дореволюционные владельцы парового добра имеются Есть ли фоты по вопросу и какова судьба местного водоплавающего в историческом плане ? Куда делись старые пароходы и катера красной флотилии (даты списания - переименования)? К концу 20-х насколько знаю даже речное пароходство организовали и с Волги пароходы переводили Интересует любая "инфа" по пароходикам бегавшим в Вашем регионе с дореволюционного периода и в промежутке до Великой Отечественной (особый упор конечно на гражданскую). Если будет интересно - своими розысками могу без проблем поделиться - маловато правда того что имеется. Заранее благодарен за ответ даже если результата не будет (понимаю - запрос специфический).

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

Шеврон: Выдержка из одной неопубликованной статьи: Известно, что еще со второй половины XIX века на службе в Уральском казачьем Войске состоял дозорный корабль «Уралец», осуществлявший охрану и надзор за Войсковыми водами в Каспийском море. В Урал вход ему был запрещен, чтобы корабль не загрязнял воду и не мог повлиять на косяки рыб, за популяцией которых уральцы бережно следили. Команда «Уральца» комплектовалась из казаков 3-го (Гурьевского) отдела Войска, которые были опытными мореходами, не раз ходившими на рыбный промысел по Каспию. Недаром в одной из уральских песен поется: На Урале мы родились, Свыклись в веслах управлять, А на Каспии учились По его волнам гулять.

Шеврон: Был у уральцев и свой флот во время Гражданской войны, факт, который также до сих упорно обходят молчанием. Вызвано это, скорее всего тем мизерным количеством материалов, которые сохранились по данному вопросу, однако кое-какие сведения все-таки удалось обнаружить. Из найденных документов можно предположить, что уральский флот был создан в конце 1918 или начале 1919г. Располагался он на Каспийском море и входил в состав войск Гурьевского укрепленного района. Состав флота на 25 марта 1919г. был следующим: пароходы «Кытлым», «Уралец», «Уралка», «Оля», «Хрипунов Степан», «Бот №1», «Лебедь», «Павел», «Дозорный», баржа «Чапура» и моторная лодка «Слава». Было ли на указанных кораблях вооружение и если да, то какое, не совсем ясно. В боевых действиях против красных, судя по всему, они участия не принимали, выполняя вспомогательные функции, прежде всего по перевозке различных грузов. Имеются сведения и о количественном составе вышеназванных кораблей. Командирами всех кораблей, за исключением парохода «Кытлым», были уральские казаки. Так, например, в мае 1919г. пароходом «Уралец» командовал старший урядник Дмитрий Толстов, пароходом «Уралка» - казак Александр Ефремов, пароходом «Дозорный» - казак Николай Верин. Машинистами и механиками на названных кораблях состояли только уральские казаки: на «Кытлыме» машинистом был казак И.Нюнькин, на «Уралке» - казак П. Мясников, на «Уральце» - казак В.Затворников. Команды кораблей комплектовались из казаков города Гурьева и станиц 3-го (Гурьевского) отдела УКВ, но преимущественно или людьми пожилого возроста, или наоборот, слишком молодыми, которые в силу возраста не подлежали призыву на фронт в ряды Уральской отдельной армии.

Гришка: Весьма познавательно! Благодарю вас господа.


Шеврон: Помимо моторного флота существовал в Уральской армии и парусный флот. Состоял он из из лодок различных наименований и модификаций, так называемых «мыльниц», в большинстве случаев реквизированных для нужд армии у местного населения и иногородних жителей. Приказом по войскам Гурьевского укрепленного района от 16 марта 1919г. № 72 командиром парусного флота Уральского казачьего войска был назначен прапорщик Павел Щелоков, а его помощником – штурман Ульян Мясников. Командир флота подчинялся непосредственно командиру Гурьевского района - полковнику Н.Г.Назарову. Парусный флот был необходим в силу природных причин. Все необходимое для Уральской армии как то: вооружение, снаряды, патроны, перевязочные средства, обмундирование и т.п. доставлялись морским путем из порта Петровск (ныне Махачкала) по Каспийскому морю до г.Гурьева. Но Каспий в районе Гурьева был слишком мелок и пароходы и транспорты не могли подойти к берегу для выгрузки привезенного. Тогда к ним подоходили корабли парусного флота, перегружали военное имущество на свои «мыльницы» и доставляли его уже на берег. Труднее было с выгрузкой орудий и броневиков, которые весной 1919г. также начали пребывать на Уральский фронт из Добровольческой армии и в которых у уральцев была сильная необходимость. Но и с этой задачей командование флотом справлялось.

Шеврон: Окончание статьи о флоте. В марте 1919г., после выборов атамана Уральского казачьего Войска, и прихода к власти генерала В.С.Толстова, была произведена реорганизация армии с целью повышения ее боеспособности и улучшения качества частей. Реорганизация коснулась и флота. Так, 28 марта 1919г. была учреждена должность заведующего Морской частью Уральской отдельной армии, которым был назначен отставной есаул, участник Японской компании 1904-1905г. В.Е.Голованичев. Его помощниками были назначены: по строевой и технической части – мичман Микоша, по хозяйственной части прапорщик П.Щелоков. Командование парусным флотом перешло к штурману У.Мясникову. Заведующий Морской частью непосредственно был подчинен начальнику управления Ведомства путей и военных сообщений, почты и телеграфа инженеру В.Д.Пейросову. Также весной 1919г., по приказанию В.С.Толстова по реке Уралу, в обход прежних правил, начала ходить санитарная баржа, перевозящая заболевших и раненых на фронте офицеров и казаков в тыловые районы. Это была крайне практичная идея, несомненно облегчавшая и сокращавшая путь по степным дорогам. В обратном направлении пошли баржи везшие на фронт патроны, снаряды, одежду и предметы первой необходимости. Пути военных сообщений благодаря энергии нового руководства, начали работать на благо Войска и армии. В конце 1919г. был в Уральской отдельной армии и свой гидро-авиационный отряд. В РГВА сохранились отчеты о полетах летчиков этого отряда на разведку по тылам красных войск. Командиром отряда на октябрь 1919г. состоял штабс-капитан Блуменфельдт, морскими летчиками – прапорщики Кукуричкин и Ивашиненко. Как видно из документов, отряд закончил боевую работу из-за наступивших холодов 12 ноября 1919г. Его судьба, как и судьба уральского флота не известна, но можно предположить, что они вместе со всеми уральцами испили горькую чашу поражения до дна.

Шеврон: На сегодняшний день известны следующие уральские казаки ставшие морскими офицерами. Жигалин Владимир Леонидович лейтенант Селезнев Леонид Львович лейтенант Телятов Северьян Стахеевич капитан по адмиралтийству Толстов Акакий Акинфиевич прапорщик флота Толстов Евсей Акинфиевич прапорщик флота Хорошхин Владимир Владимирович лейтенант Щелоков Павел Петрович прапорщик флота Информации по ним немного, родственники моряков отзовитесь!

Шеврон: В июле 1904г. новому вспомогательному крейсеру российского флота было присвоено имя "УРАЛ". По этому случаю великим князем Александром Михайловичем была отправлена наказному атаману Уральского казачьего войска телеграмма следующего содержания.

Шеврон: Шеврон пишет: В июле 1904г. новому вспомогательному крейсеру российского флота было присвоено имя "УРАЛ". Летом 1904г. крейсер "УРАЛ" посетила делегация уральских офицеров лейб-гвардии Уральской казачьей сотни, во главе с ее командиром полковником Л.И.Жигалиным. Они преподнесли команде крейсера от имени Уральского Войска икону Христа Спасителя, которая стала судовым образом "УРАЛА". На фото можно видеть делегатов-уральцев и команду крейсера во главе с его командиром капитаном 2 ранга Истоминым.

Шеврон: А вот фотка самого "Урала" Подробнее о его истории и гибели в Цусимском сражении можно прочитать в Википедии

Шеврон: Уральское Войско заботилось о воспитании будующих морских офицеров из своей среды. Так, 13 августа 1904г. от Войска было представление в Главное управление казачьих войск с разрешением учреждения для казачьих детей при Морском корпусе на средства Войска одной стипендии, чтобы будующий офицер "мог представить Обожаемому Государю залог верности и беспредельной любви, как за дарованные Уральскому казачьему войску милости, так и за ту память, которая только что выразилась в Высочайшем повелении о наименовании одного из крейсеров флота "УРАЛОМ" в честь Уральского войска и его кормилицы реки"

Шеврон: nazarov пишет: где-то читал, что в Гурьеве действовали морские классы. Вот информация о закрытии Гурьевского мореходного класса.

Шеврон: Н.А.Кузнецов в книге "Русский флот на чужбине" пишет: "Каспийская военная флотилия в составе ВСЮР была создана в феврале — марте 1919 г. после отступления частей советской 9-й армии с западного побережья Каспия... ...Первоначально корабли предполагалось укомплектовать уральскими казаками и киргизами, но тяжелое положение в Уральском войске и невозможность занятия казаками должностей, требующих высокой квалификации, не позволили осуществить этот план". Вот так, у автора выходит, что прирожденным морякам-уральцам не хватало квалификации для службы на Каспийской флотилии. А моряки-киргизы это вообще из области фантастики...

bcosmonavt: Шеврон пишет: .Первоначально корабли предполагалось укомплектовать уральскими казаками и киргизами, но тяжелое положение в Уральском войске и невозможность занятия казаками должностей, требующих высокой квалификации, не позволили осуществить этот план". Возможно автор имел другое. Как человек связанный с морем выскажу своё мнение по этому вопросу. На судне или военном корабле существуют и существовали специальные морские специальности возможно что на тот момент в войске не было квалифицированных специалистов по морским специальностям Рыбачить в море это одно а управлять судном торговым, военным это совсем другое хотя я знаю и среди Уральских казаков были морские офицеры и это вам известно

Шеврон: Согласен, просто автору надо было более конкретно написать, какие по его мнению должности "требующие высокой квалификации" не могли бы занять уральцы. Во время Гражданской у уральцев был свой парусный флот, об этом здесь говорилось. Действительно некоторые должности на кораблях занимали не уральцы, иногородние, но большинство судов комплектовалось из уральских казаков. Морских офицеров было среди уральцев очень мало, а вот казаков знакомых с морским делом хватало, особенно среди казаков Гурьевского отдела.

bcosmonavt: Шеврон пишет: Согласен, просто автору надо было более конкретно написать, какие по его мнению должности "требующие высокой квалификации" не могли бы занять уральцы. Автор и сам скорее всего не знает кто был на тот момент из Уральцев окончивших мореходные классы и имевших квалификацию Состоявших на службе в войске.

Шеврон: Заметка из "Уральских Войсковых Ведомостей" № 34 за 1914 год. "Уралец". В прошлый четверг в В.Х. правлении получена телеграмма из Калмыкова извещающая, что товаро-пассажирский пароход бр. Лайхиа - "Уралец" вышел из Калмыкова вверх по Уралу в половину дня 30 апреля. Таким образом на проезд из Гурьева до Калмыкова ему потребовалось несколько больше 4 суток. Судя по этому, пароход прибудет в Уральск как раз в воскресенье, 4 апреля, и для публики будет вполне возможно полюбоваться этим необычным для Урала зрелищем. Надо полагать, что и пароходовладелец заинтересован в том, чтобы ему удалось приехать сюда именно в праздник, чтобы рекламировать этим путем свое дело. Теперь только из полученной телеграммы выяснилось, что из Гурьева с пароходом командирован младший смотритель войсковых вод Пустобаев. Ожидается телеграмма и из Лбищенска.

Шелудяк: Шеврон пишет: На сегодняшний день известны следующие уральские казаки ставшие морскими офицерами. Жигалин Владимир Леонидович лейтенант Селезнев Леонид Львович лейтенант Телятов Северьян Стахеевич капитан по адмиралтийству Толстов Акакий Акинфиевич прапорщик флота Толстов Евсей Акинфиевич прапорщик флота Хорошхин Владимир Владимирович лейтенант Щелоков Павел Петрович прапорщик флота Информации по ним немного, родственники моряков отзовитесь! Фотий Васильевич Варочкин был моряком, служил на крейсере "Уралец", а потом на паровой лодке "Уралка". Приказом военного министра по казачьим и иррегулярным войскам № 13 от 6 апреля 1903г. механик крейсера "Уралец" отставной нестроевой старшего разряда Фотий Варочкин был награжден серебряной медалью с надписью "За усердие" на Станиславской ленте.

Шелудяк: Фотий Васильевич Варочкин (1868-1954 гг.), обучался профессии механика паровых машин в Финляндии. В этот период жизни познакомился с Калининым (всенародным старостой), говорил, что работали бок о бок (возможно это связано с работой Калинина токарем на машиностроительном заводе в Питере 1895-1899 годах или в Ревеле на заводе Вольта 1901-1903 годах). Был женат на Елизавете Ивановне (из Ранневых), жили в Гурьеве. У четы Варочкиных было 9 детей. Колёсный пароход "Гелиотроп". Фотий Васильевич ходил на нем в 1930-35 годах. Об этом «мамонте» в воспоминваниях Константина Паустовского: – «….На Эмбу я плыл по Каспийскому морю, вдоль берегов, заросших широкой полосой тростника. Старый, колесный пароход назывался странно-"Гелиотроп". Как на всех старых пароходах, на нем было много красной меди. Поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже высокие пороги кают - все это было медное. "Гелиотроп" напоминал начищенный кирпичом до ярого блеска бокастый дымящийся самовар, болтающийся на невысоких волнах мелкого моря. Тюлени лежали в теплой воде вверх брюхом, как купальщики. Изредка они лениво шевелили пухлыми ластами. На рыбачьих пловучих пристанях - рыбницах - свистели и хохотали вслед "Гелиотропу" белозубые девушки в синих матросских робах. Щеки у них были залеплены чешуей. Белые облака и белые песчаные острова отражались в глянцевитой воде, и временами их было невозможно отличить друг от друга. Городишко Гурьев курился кизячным дымком, а на Эмбу я ехал через безводную степь в только что пущенном моторном поезде…». - «Из Гурьева я вернулся в Астрахань, а оттуда на таком же, как «Гелиотроп», престарелом пароходе (название его я забыл) поплыл в Мангышлак и Красноводск. На этом пароходе были мачты, оснащенные, по-старинному, вантами. Пароход был тесен. Тепло от машины проникало во все его помещения, так же как и запах шашлыка из камбуза. Море было тихое, светлое…». А вот еще одно воспоминание о «хождении на колесном пароходе: - «Когда судьба распорядилась отправить меня в первое дальнее путешествие, «Гелиотропу» плыть до самой Астрахани уже не доверяли. Та уже была калоша. Однако прогулочные рейсы до моря и обратно с отдыхающими совершал регулярно. С пассажирами же до Астрахани он дошлёпывал до выхода в море, и там все пересаживались на новую «Онегу». Дошлёпывал, да. Шлёпал ещё как! Тот Гилятроп — так его все называли — сегодня стопудово считался бы едва ли не самым прикольным пароходом всех пароходств на постсоветском пространстве. Догадались, почему? Он был колёсным. По одному с каждого борта. Движители такие. Колёсный пароход "Гелиотроп". Река Урал. Гурьев. Вид с пляжа. Конец 50-х - начало 60-х ХХ века (исторический теперь снимок Шергилова Александра). В детстве все дни были солнечными. У греков гелиотроп — вращающееся солнце. Колёса в брызгах воды были вращающимися солнцами. С невозмутимо шлёпающими лопатками. На фото того эффекта, к сожалению, нет — ракурс немного другой да и снимок уже древний. К тому времени Том Сойер с Геком Финном прочитаны моим поколением не были в виду не созревшего ещё интереса к ним по понятным возрастным причинам. Да и потом образы далекой Миссисипи с её колёсными пароходами были всё же не больше, чем картинки из книжки, когда всё детство не отпускали умопомрачительно захватывающие берега Урала. Не возьмусь передать разницу в восприятии штормов в открытом океане и в том плавании на Каспии по причине крепкого сна и безмятежного возраста. Помню только, как мама утром говорила, что за ночь несколько раз подумала: «Вот сейчас мы переворачиваемся» ГЕЛИОТРОП. Бывш. речной. КОЛ. букс, пароход Коммерсант, - постр. в 1916 в Н.. Новг. - 24.8.1919 моб. и вкл. в сост. ВКВФ. - 11.11.1919 возвращен Астраханскому Рупводу. - 5.4.1943 моб. вновь и 15.4.1943 в качестве ПБС АСС вкл. в сост. КВФ. - 22.11.1943 возвращен п-ву Рейд-танкер НКМФ. 48,8X14,3X1,1 м; 360 Л. с; 23 чел. В речном списке 1938 г. Гелиотроп как грузо-пассажирский в Уральском пароходстве. И год постройки 1904, и мощность 450 л.с. Но чтобы вообще было интересно: Приказом по Каспийскому рейдовому пароходству "Рейдтанкер" № 275 от 17.08.1943 и № 444 от 22.12.1943 выдавалась денежная премия каждому члену экипажа ... "п/х ГЕЛИОТРОП" за исправное состояние судна соответственно в 1-м и 2-ом полугодии. Для информации: в 1940 г. в Рейдтанкере п/х ГЕЛИОТРОП не было. Думаю, что все-же это один и тот же пароход, только в старый Справочник нужно внести корректуру: постр. в 1904 как КОММЕРСАНТ, в 1916-1917 капитально перестроен в Н.-Новгороде на з-де Добровых и Набгольц (возможно, после крупной аварии) и куплен А.М.Дыхман из Астрахани с переименованием в ГЕЛИОТРОП (№ МПС 20/6, тоже непонятная серия). Национализирован в 03.1918 в Астрахани, далее как в Справочнике, потом - вл-цы ВОПС, ВГРП, ВУРТ, КУ МФ Совторгфлот, УУРТ, Рейдтанкер (с 1942), а вот с 1943 г. надо разбираться: почему экипаж п/х, состоящего в ВМФ, поощрялся рук-вом Рейдтанкера ? Использованы материалы с сайтов: lamp-box.com, kortic.borda.ru

Шеврон: Шелудяк пишет: Фотий Васильевич Варочкин был моряком, служил на крейсере "Уралец", а потом на паровой лодке "Уралка". Старший машинист крейсера "Уралец" Александр Васильевич ВАРЫЧКИН зачисляется по собственному желанию на сверхсрочную службу на 1 год Приказ по УКВ 1909 год № 292. Надо полагать родной брат Фотия Васильевича.

Шелудяк: Шеврон пишет: Старший машинист крейсера "Уралец" Александр Васильевич ВАРЫЧКИН зачисляется по собственному желанию на сверхсрочную службу на 1 год Приказ по УКВ 1909 год № 292. Надо полагать родной брат Фотия Васильевича. ==== Наверное, ДА. Совершенно неизвестный человек... Собственно как всегда, чем глубже погружаешься в предмет, тем более вопросов становится. Спасибо.



полная версия страницы