Форум » История Уральского казачьего войска » Флот Уральского казачьего войска » Ответить

Флот Уральского казачьего войска

Александръ: Переношу эту тему сюда. Рамзес, прошу прощения за вынужденную корректировку! Ув. Рамзес пишет: Уважаемые друзья Заранее извиняюсь если вопрос не совсем по профилю. Свои интересы кораблями заняты и кое в чем с Вашим регионом пересекаются. В гражданскую войну как красные так и белые при первой возможности создавали военные флотилии везде где было что - то водоплавающее и возникала военная необходимость Войско еще до 1 МВ имело служебные пароход Уралец и паровой катер Уралка - причем Уралец в документах гражданской войны у белых пару раз попадался. Местные пароходчики долго "воевали" с казачеством которое считало что чадящие дымом посудинки рыбу в окрестностях распугают и все же к 1917 г на реку несколько пароходов "запустили". К лету 1919 из Петровска пароходы подконтрольные англичанам в Гурьев оружие и снаряжение привозили. При красной обороне Уральска большевики даже бронелодку построили в 1919 г. В 1920 они же целую флотилию из небольших катеров в низовьях реки образовали. Вопросы в чем - было ли что подобное у местных казаков на реке в годы гражданской, использовались ли ими пароходы вообще в военных целях, откуда взялась эта крупная компания (в целом до 20 катеров) что красные в флотилию в 20 мобилизовали. Названия там у всех очень революционные , но и местная "география" попадается. Ну и если уж совсем шире - нет ли случаем местных любителей кто судоходством в регионе занимается ? ТТХ - места постройки - дореволюционные владельцы парового добра имеются Есть ли фоты по вопросу и какова судьба местного водоплавающего в историческом плане ? Куда делись старые пароходы и катера красной флотилии (даты списания - переименования)? К концу 20-х насколько знаю даже речное пароходство организовали и с Волги пароходы переводили Интересует любая "инфа" по пароходикам бегавшим в Вашем регионе с дореволюционного периода и в промежутке до Великой Отечественной (особый упор конечно на гражданскую). Если будет интересно - своими розысками могу без проблем поделиться - маловато правда того что имеется. Заранее благодарен за ответ даже если результата не будет (понимаю - запрос специфический).

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

Рамзес: Спасибо Александр Раз я начал - сходу и продолжу Пока примерно из серии общих знаний (автора инфы не знаю - просто гуляя по сети нашел немного интересного) Надеюсь уважаемое сообщество поддержит и тогда продолжим по судьбе конкретных единиц 1871 -75 гг братья Ванюшины исследовали Урал с точки зрения судоходства и от Кизильской станицы до г. Орска, нашли удобным для плавания небольших судов. 1879 г Ванюшины обратились к оренбургскому генерал-губернатору Н.А. Крыжановскому: «...торговый дом Братьев Ванюшиных имеет честь доложить:1) устраиваемый ныне пароход будет иметь машину высокого давления в 25 сил, длина парохода - 15 сажень. При пароходе 8 барж; 2) пароход будет следовать от Оренбурга до Уральска, а если уровень воды в р. Урал позволит, то до г. Орска и обратно; 3) пароходные пристани будут в Оренбурге, Чесноковке, Илеке, Уральске; 4) хождение по Уралу предполагается начать по вскрытии реки не позже 1 мая… г. Оренбург, 19 марта 1879 г». Братья получили согласие и весной 1879 г купили пароход названный ими в честь губернатора «Николай Крыжановский». Он ушел вниз по реке с баржами, но дальше Илека казаки не пустили, боясь, что рейсы вредно отразятся на рыбном промысле. 1880 г «Николай Крыжановский» начал ходить между Оренбургом и Уральском. Было официальное открытие, с торжеством. «Для торжества пароход причалил к каменному спуску против дома генерал-губернатора и стал на якорь. К 5 часам вечера берег и возвышенные места бульвара покрыты народом. Когда на пароход прибыл начальник края Н.А. Крыжановский, и протоиерей Д. Озерецковский с хором певчих начал молебное пение, головы народа обнажились. После сего пароход, снявшись с якоря, пошел вверх по реке и зайдя за угол рощи ввиду казачьего форштадта, воротился на прежнее место, где генерал-губернатор слез на берег, а пароход через 5 минут ушёл и стал на Банном озере. Прислуга русская - первый капитан (он и машинист) П.В. Владимирский и управляющий С.И. Чертков. Весь штат с матросами - 10 человек». Пароход вскоре с грузом хлеба из Оренбурга идет в Илек и Уральск. Дальше Уральска не пошёл, а встретив враждебность казаков и наслушавшись угроз братья вынуждены были продать пароход и баржи за бесценок. Тогда же начали работу лёгкие пароходики для прогулок Рукавишникова и Юрова. 3 6 1902 г преосвященный Владимир отбыл на своем пароходе в Сакмарскую станицу. Путь вверх в 67 вёрст пройден за 8 часов Пароходы “Оля”, “Лебедь”, “Забурунье”, “Уралец” к 1910 г обслуживали рыбные промыслы Уральского войска. В 1916 г выходцы из Финляндии братья Лайхия организовали рейсы судов на участке Уральск-Оренбург. Дальше уже этап гражданской и после

vl-vl: Добавлю. Для обеспечения судоходства на р.Урал ниже Уральска необходимо было взорвать несколько перекатов, что советская администрация и сделала в середине 20-х. Кроме этого, добавлю, что р.Чаган, по воспоминаниям старожилов, тоже была судоходна до ВОв. Там ходило что-то типа самоходных барж. Весь урожай прилегающих садов перевозился ими. Судоходная часть простиралась вплоть до Курноскиных садов(местность, где сейчас мост с а/дорогой на Самару (по-моему М-32).

Шеврон: Про попытки начать судоходство по Уралу довольно подробно писал Изюмов.


Рамзес: Уважаемый Шеврон Осталось "всего лишь" выяснить где он об этом писал и как до его писаний добраться Далеко не всегда местная литература (тем более в данном случае она фактически краеведческого плана) доступна на расстоянии в пару тыщ км Если же в тырнете ее нет - шансы добраться до местных библиотек и вовсе призрачны Раз считаете что есть интересная инфа и можете поделиться - "валите" сюда Люди которые в ней заинтересованы только Спасибо скажут Сейчас совсем пара абзацев из периода послереволюционного и дальше (если интересно) дам то немногое по ТТХ и хозяевам дореволюционных плавединиц как войсковых так и частновладельческих,, что нарыл в старых речных регистрах Так глядишь и до собственно их участия в гражданской доберемся 1923 г оживились грузоперевозки Уральск - Гурьев, всего здесь работало 35 судов (вероятно самоходных и несамоходных - мое примечание). В 4 1925 г из Саратова в Уральск ушел пассажирский пароход “Дема”. Сквозь ледоход, через неделю достигли Астрахани: из-за шторма на Каспии из Астрахани до Гурьева шли 10 суток. Это первый чисто пассажирский пароход работавший по Уралу 1924-1925 гг. на Урал с Волги пришли 3 парохода и несколько барж, открыты рейсы Уральск-Гурьев. 1928 г эксплуатация флота от Уральска до Гурьева передается Уральскому агентству Волжского госпароходства 1931 г. агенство переименовывается в Уральское управление речного транспорта, с 1932 г. суда стали регулярно ходить до Оренбурга. 1932 г управлению передан участок пути от Гурьева до Астрахани в 598 км. В составе участка Урало-Каспийский канал и берег от Гурьева до Астрахани с пристанями: Астрахань, Жилая Коса, Прорва и Бурунчуки В конце 30-х гг судостроение и судоремонт вели судоремонтные мастерские Уральска, Гурьева, Астрахани, а также на астраханских заводах им К.Маркса и им Урицкого, судоремонтной верфи Оренбурга и Илекском судоремонтном пункте..

Александръ: Нашел у Акулинина "УКВ в борьбе с большевиками", не знаю, нужно - нет? "У войска было два речных парохода, которые пробовали использовать для перевозки воинских грузов по р. Уралу, но, благодаря плохому исследованию изменчивого фарватера реки, пароходы часто садились на мель и далеко вверх подниматься не могли. Но, что самое главное: первое появление пароходов на р. Урале было встречено населением крайне враждебно: уральцы, живущие ис-ключительно рыбным промыслом, пугались, как бы пароходы не. разогнали и не отравили рыбу." Цитата относится к периоду ГВ.

vl-vl: Согласен. Положение нижних станиц полностью зависело от рыбных богатств Урала.

Шеврон: Акулинин частично прав. У уральцев был свой целый флот и командующий флотом даже был! И судов всяких много было, но в основном, были "рыбницы" на Каспии. А пароход по Уралу наверх тащил снаряды, оружие, запасы продовольствия, а вниз - в Гурьев раненых и больных эвакуировал. Пароход пустили при Толстове весной-летом 1919 года.

Рамзес: Вот и хотелось бы с этими терминами "много - мало" не в общих словах а с конкретными именами - хозяевами - судьбами разобраться, пусть и через столько лет после конца гражданской Известный спец по русскому флоту (ныне покойный) С С Бережной в своем старом справочнике дал такой состав красной флотилии в регионе на 1919 - 20 гг УРАЛЬСКАЯ ФЛОТИЛИЯ ТРАНСПОРТЫ МАЛЮТКА (речн. кол. букс. параход). 9.1919 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. ПРОЛЕТ (речн. кол. букс. параход). в начале 1920 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. ЗАБУРУНЬЕ (речн. кол. букс. параход). 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. 11.5.1920 возвращен Главоду. МИХАИЛ (речн. кол. букс. параход). 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. 11.5.1920 возвращен Главоду. ПАВЕЛ (речн. кол. букс. параход). 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. 11.5.1920 возвращен Главоду. САРАЙЧИК (речн. кол. букс. параход). 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. 11.5.1920 возвращен Главоду. ТОВАРИЩ ЧАПАЕВ, (речн. кол. букс. параход). Прежнее наименов. неизвестно. 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. БОТ № 1. 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. КАТЕРА ГИДЕК. 9.1919 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. ДУППЕЛЬ. 9.1919 моб. и вкл. в сост. фл. В 1920 возвращен Главоду. ИЛЬИЧ. (бывш ВИЛЬМАНСТРАНД). 9.1919 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1919 возвращен Главоду. ДАРРАК. В начале 1920 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. КРАСНАЯ ЗВЕЗДА. Прежнее наименов. неизвестно. 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. 17.5.1920 возвращен Главоду. ОПЕЛЬ. 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. 10.6.1920 возвращен Главоду. РАПИДКА. 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. СКРИПС. 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. СТЕФ. 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду.: ШУМИЛКА. 4.1920 моб. и вкл. в сост. фл. Осенью 1920 возвращен Главоду. Небольшие отступления в тексте я сделал ибо стоит разобраться В соответствии с этой мини -справкой получается на реке (вероятно с учетом Гурьева) несмотря на протесты любителей рыбной ловли самоходное добро все же имелось Уже на сентябрь 1919 г у красных (похоже район Уральска ибо низовья были за белыми) небольшой отряд из буксира и 3 катеров (один из них вероятно бронелодка построенная в ходе так называемого "Уральского сидения") остальные бегали тут до революции - притянуть их с Волги в течении осени 1917 - лета 1919 г вряд -ли бы могли Следующий этап формирования их военно-речных сил - весна 1920 г К тому времени остатки отряда Толстого ушли в район Форт - Александровский, но в тоже время перебросить что - то с Волги красные еще вряд - ли бы могли Белая Каспийская флотилия окончательно не разбита - в северной части моря активно ставили мины и особо обратите внимание у всех буксиров стоит приписка речной (то есть - местные ?) Подозреваю Товарищ Чапаев это бывший пароход войска Уралец - очень может быть что Красная Звезда - также войсковой катер Уралка, казаки красным изрядно насолили и столь "старорежимные" имена похоже сменили сразу В соответствии с вышеизложенным имеем что вероятно на зимовке в начале 1920 г в районе Гурьева красные взяли свыше 10 похоже частновладельческих паровых и моторных плавсредств То есть под контролем белых в 1918 - 19 гг были не только войсковые пароход и катер, а и довольно большое число плавсредств которые при необходимости можно было мобилизовать и использовать не только как транспортные, но и допустим для артподдержки каких - то операций близ реки Из-за этих данных и возник вопрос с которого началась ветка - о их использовании белыми и судьбе после гражданской Если "флотилия" о которой уважаемый Шеврон пишет у казаков была - материал для ее формирования имелся и не только рыбницы, но и пароходы были Вот и хотелось состав именно казачьей флотилии поименный выяснить (конечно если такие списки имеются) - дальше выяснять что с ними стало после перехода в советские руки 6 или 7 моторных катеров у красных вполне могут быть из старых рыболовных катеров (правда имена какие - то ну очень своеобразные) А вот 5 - 6 речных буксиров - задел для военного использования есть, имеются ли данные по их применению в период 1917 - 19 гг казаками (и конечно после 1920 - хотя об этом вероятно позже) ? Минимум Забурунье точно работал в низовьях реки еще до революции - вероятно и остальные ? То есть несмотря на протесты казаков тут явно не один и не два, а в районе десятка пароходов - вот и хочется максимум инфы доступной по ним собрать Ну а найти хотя - бы 1 - 2 их фоты так и вовсе в районе мечты недостижимой

nazarov: где-то читал, что в Гурьеве действовали морские классы. Есть ли у кого информация, кто принимался к обучению, казаки, иногородние, по каким специальностям готовили и где служили выпускники ?

Шеврон: И казаки в них учились и иногородние. Встречал документ, в котором, окончивший Гурьевские мореходные классы казак спрашивал к какому разряду по образованию можно его причислить? Войсковое начальство не знало что ответить, запросили Военного министра и получили ответ, что окончившие классы причисляются к 3-му разряду по образованию. Казаки служили, как правило, на корабле "Уралец", в Каспийском море.

nazarov: Спасибо Шеврон!

Шеврон: Переименовал тему, так как в термин "Речной флот Урала" не вписываются уральские пароходы "Уралец" и "Уралка", плававшие по Каспийскому морю. Кому интересно, вот их штатное расписание. [hideguest] [/hideguest]

казара: Упоминание на съезде выборных Уральского казачьего войска в 1885 году. Упоминается крейсер "Уралецъ". По-моему, крейсер и пароход - это два разных судна, хотя есть сомнение, ведь можно было "перепрофилировать" судно, правда, крейсер и пароход - очень различны.

nazarov: здесь упоминается крейсер Уралец и это gun boat было значит два судна под названием Уралец ? сомнительно чтобы боевой корабль использовали на рыбном промысле а не для боевых задач скажем патрулирование в Каспии борьба с браконьерами и почему служба лиц войскового сословия на пароходе Уралец считалась нестроевой ? Пароходами были тогда почти все суда так как машина была паровая

Николай: Канонерская лодка "Уралец" ТТД: Водоизмещение: 1280 т. Размеры: длина - 67,2 м, ширина - 12,2 м, осадка - 3,7 м. Скорость хода максимальная: 13 узлов. Дальность плавания: 2100 миль при 6 узлах. Силовая установка: 2 горизонтальные паровые машины двойного расширения, 4 котла, 2 винта, 1657 л.с. Вооружение: 2х1 152-мм, 1 120-мм, 2х1 75-мм и 4х1 47-мм орудия, 2х1 7,62-мм пулемета. Экипаж: 137 чел. История корабля: В начале 80-х годов XIX-го века по русскому проекту на ряде зарубежных верфей были заложены четыре мореходные канонерки, вооруженные крупнокалиберными орудиями. Первыми из них сошли на воду “Сивуч” в Швеции и “Бобр” в Финляндии. Эти канонерки были вооружены одним 229-мм и одним 152-мм орудиями и несколькими малокалиберными пушками. Дальнейшим развитием русского типа мореходной канонерской лодки с тяжелой артиллерией стали “Кореец” и “Манджур”, спущенные на воду в 1886 году соответственно в Стокгольме и Копенгагене. В отличие от “Сивуча” и “Бобра” их вооружение состояло из двух 203-мм и одного 152-мм орудий. Одновременно с ними по тому же проекту на русских черноморских верфях строилось шесть однотипных мореходных канонерских лодок - “Донец”, “Запорожец”, “Кубанец”, “Терец”, “Уралец” и “Черноморец”. При строительстве черноморских лодок за основу приняли базовый проект "Манджура", частично переработав и улучшив его, особенно в отношении водоотливных систем. Корабли заложили в Николаевском адмиралтействе ("Черноморец", "Донец", "Запорожец") и на верфях в Севастополе ("Кубанец", "Терец", "Уралец"). В марте-ноябре 1887 г. лодки спустили на воду, в августе-ноябре 1887 г. первыми прошли испытания "Кубанец" и "Терец", затем другие корабли. Водоизмещение лодок доходило до 1400 т. Их вооружили двумя 203 мм орудиями в бортовых спонсонах за полубаком, одним 152 мм орудием на корме, шестью противоминными 47 мм пушками по бортам и двумя торпедными аппаратами. При мощности механизмов около 1500 л.с. канонерки имели ход от 12 до 14,5 узлов. Экономическим ходом они могли пройти до 2000 миль. 10 мм броня прикрывала котлы, машины, палубу и боевую рубку. Парусное вооружение лодок различалось: николаевские сделали по типу "Манджура" баркентинами с площадью парусов на трех мачтах 500-720 кв.м., а севастопольским при тех же трех мачтах дали более легкое шхунское вооружение, вдвое меньшее. Канонерская лодка "Уралец" вступила в строй Черноморского флота 16.04.1888 года. Вступив в строй, черноморские канонерки главным образом несли дипломатическую службу в иностранных портах как стационары. В 1900 г. они прошли капитальный ремонт и с 1901 г. использовались еще и в качестве учебных судов. В ноябре 1905 года канлодка "Уралец" приняла участие в революционных событиях в Севастополе. В 1911 году канонерская лодка"Уралец" осуществила визит в Иерусалим. 25 ноября 1911 г. "Черноморец" и "Запорожец" исключили из списков действующих кораблей, остальные лодки в 1912 г. прошли капитальный ремонт с полной заменой вооружения. Теперь на них установили два 152-мм, одно 120-мм, два 75-мм, четыре 47-мм орудия и два 7,62-мм пулемета. 01 декабря 1913 года, возвращаясь после очередного средиземноморского плавания в Севастополь, "Уралец" выскочил на камни и 14 декабря 1913 года был разрушен прибоем. Этим кораблем в разное время командовали: - капитан 2-го ранга К.Р. Вальронд; - капитан 2-го ранга В.З. Бурхановский; - капитан 2-го ранга Кузнецов; - капитан 2-го ранга А. Лебединский.

Николай: В конце осени 1913 г. в Средиземное море на смену «Уральцу» была послана канонерская лодка «Терец» и 5 ноября «Уралец» смог отправиться из-за границы обратно в Черное море. Вначале он зашел в Ялту, где 16 ноября был подробно осмотрен императором Николаем II, находившимся в это время со своим семейством в Крыму. На следующий день лодка под командованием капитана 2 ранга С.А.Берха вышла в Севастополь. В ночь на 18 ноября в свежую погоду из-за наступившей мглы, которая скрыла створные огни Севастопольского порта, вахтенные потеряли ориентировку и «Уралец» в кромешной темноте выскочил на прибрежные камни у Круглой бухты. Попытки сняться своими силами не увенчались успехом - корпус плотно сидел на рифе. Тем временем ветер усилился, и людей с лодки пришлось снимать уже во время настоящей бури. Так уж случилось, что единственными жертвами крушения «Уральца» стали члены команды однотипного «Кубанца», который подошел из Севастополя на помощь собрату. При свозе на берег личного состава гибнущей лодки гребной катер «Кубанца» перевернуло штормовыми волнами. В результате утонули мичман А.В.Верещагин и пять матросов. Человеколюбивый подвиг русских моряков, без колебаний поспешивших на выручку погибавшим товарищам, получил большой резонанс в отечественной прессе - несколько дней после этого события первые полосы южных и даже некоторых столичных газет неизменно посвящались обсуждению разыгравшейся драмы. Лодку "Уралец" спасти так и не удалось, двухнедельный зимний шторм помешал спасательным работам, 14 декабря 1913 г. лодка была разрушена прибоем и 28 января 1914 г. приказом по морскому ведомству «Уралец» был исключен из списка судов русского флота.

nazarov: очень интересно спасибо Николай !

казара: Огромное спасибо nazarov, Николай ! Сколько еще неопубликовано необычайно интересного про казачество. А получая такую исчерпывающую информацию, есть желание продолжать поиски, желание знать ! Цитата из протокола от 18 ноября 1885 года. «По обсуждении сего заявления Съезд постановил: 1) так как на крейсер «Уралецъ» есть уже два депутата от войска из числа выбранных станичными обществами казаков, то заявление выборных Гурьевской ст. по этому предмету оставить без выполнения, а только просить Войсковое Хозяйственное Правление обязать находящихся на крейсере «Уралецъ» депутатов заявлять атаману 2 отдела в случае замеченных ими уклонений со стороны команды крейсера от выполнения ее обязанностей по охранению войсковых вод.» Значит это все-таки крейсер и охранял войсковые воды. Это 1885 год.

nazarov: значит крейсер Уралец охранял Войсковые воды но огневого вооружения не имел видно также по составу команды, и по факту что служба на нем не признавалась строевой а крейсером скорее всего назывался по характеру возложенной на него задачи охранять устье Урала а канонерская лодка это боевой корабль Черноморского Флота. Гурьевские морские классы готовили в частности экипажи Уральца

vl-vl: Статья о главной единице уральского флота - бударе click here



полная версия страницы