Форум » История Уральского казачьего войска » След уральцев в истории Забайкальского казачьем войска » Ответить

След уральцев в истории Забайкальского казачьем войска

гуран: Вот что нашел на одном из краеведческих сайтов Забайкалья: Цитирую: "1773 г. В Забайкалье прибывает первая партия яицких казаков - участников восстания Е. Пугачева. 1777 г. Участниками пугачевского восстания - яицкими казаками, сосланными в Забайкалье, основаны Калга и Ильдикан-Чашино. 1809 г. В Нерчинский Завод были сосланы 26 семей старообрядцев из уральских казаков". Кто что скажет по этому поводу? Кстати, мои предки по мат. линии были из Солонечного и Чашино-Ильдиканского поселков Больше-Зерентуйской станицы Нерчинск-Заводского отдела Заб. каз. войска

Ответов - 8

гуран: вдогонку... крупная старообрядческая станица Донинская (с ударением на 1-й слог, ныне село Доно) Заб. каз. войска вроде как основана ссыльными старообрядцами из уральских казаков. Но это проверять надо.

гуран: Из энциклопедии Забайкалья: ДОНО, с. на юго-зап. Калганского р-на, центр сельского самоуправления, расположено в 25 км от с. Калга. С 1850-х центр Донинской ст-цы 2-й и 1-й бригады конного войска ЗКВ, затем 2-го военного отд. С сент. 1908 в ст-це дислоцировался 1-й Аргунский полк. До 1918 центр Донинской казачьей ст-цы. ЧАШИНО-ИЛЬДИКАН, с. на юге Нерчинско-Заводского р-на, центр сельского самоуправления, расположено в 45 км к югу от с. Нерчинский Завод. Основано в 1777. До революции 1917 работало одноклассное уч-ще, хлебозапасный магазин, поселковое правление, торговые лавки, проходил почтовый тракт. КАЛГА, с. на юго-вост. Чит. обл., адм. центр Калганского района (с 1942), расположено в 581 км от Читы. Основано в 1777 ссыльными участниками восстания Е. Пугачева. С 1851 в составе конного войска ЗКВ, крестьяне переведены в казачье сословие. В 1872–1918 центр Калганской ст-цы 2-го военного отд. ЗКВ, с сент. 1908 в станице дислоцировалась 1-я Заб. батарея (см. Забайкальские казачьи батареи). В 1902 население – 2054 чел., работали 2-классное уч-ще, церковь, кабак. В 1926–42 в составе Быркинского р-на. В кон. 1920-х большая часть крестьянских хоз-в объединилась в коллективные хоз-ва, но к лету 1930 коммуны распались. В 1931 созданы 5 колх. и 2 товарищества по совместной обработке земли, в 1932 транспортная артель им. П.Н.Журавлева.

гуран: Писатель Константин Седых - автор романов «Даурия» и «Отчий край», повествующих о трех поколениях казачьей семьи Улыбиных, родился в казачьей семье в поселке Поперечный Зерентуй станицы Большезерентуйской Читинской области. Сам писатель о себе пишет следующее: «Предки мои по отцу и по матери – уральцы. Отцовская линия – это заводские крестьяне, переселенные в Забайкалье для работы на Нерчинских сереброплавильных заводах, а материнская – ЯИЦКИЕ КАЗАКИ, сосланные туда же на каторгу за участие в Пугачевском восстании. Позже они были причислины к забайкальским казакам". Поперечный Зерентуй находится совсем рядом с вышеуказанным поселком Чашино-Ильдиканский , основанным ссыльными яицкими казаками и находился с ним в составе одного станичного юрта. Конечно же нельзя говорить, что сосланные в Забайкалье уральцы к 1917 году избежали ассимиляции так же как уходцы в Каракалпакстане, но все-же, итересно было бы узнать, до какого времени в чужом краю они сохраняли самоиндификацию и иными группами населения забайкалья выделялись в качестве яицких казаков. Также было бы неплохо проследить след уральцев по фамильекону жителей указанных поселков.


vl-vl: гуран пишет: материнская – ЯИЦКИЕ КАЗАКИ А более он ничего не называет? Фамилию?

Sotnik: Здорово дневали! У меня прадед, казак-старовер Савин Феофан Алексеевич ст. Донинская, арестован и расстрелян в 1938 г. в Даурии. Братья-казаки, может у кого есть данные по 1-му Аргунскому полку или по Доно. Если что есть отпишитесь на адрес: savin_vitaly@mail.ru , в блоге у меня есть старинные казачьи книги (бесплатное скачивание) http://blogs.mail.ru/mail/savin_vitaly/ - может кого заинтересуют, можно под заказ. Буду рад любой информации. С Уважением, родовой забайкальский казак Савин Виталий.

Катя-казачка: Когда я искала свою фамилию, неожиданно нашла ссылку на поселения вдоль р.Аргун. Поселок Сетлоколуй, который основал Иван Елизарович Бизьянов. В статье подробно указаны имена людей, основавших сначала хутора, а потом из хуторов выросли поселки. Меня чрезвычайно удивил этот факт. Но позже, после подробного изучения истории уральского края я узнала, что там располагались Нерчинские заводы (куда ссылаликазаков после бунта Пугачева). Хотя моих роственников не ссылали на заводы, но их ссылали на поселение в сибирь (в частности петра Ивановича Бизянова, что был дружкой у Пугачева на свадьбе с Устиньей Кузнецовой), а вот куда ссылали (конкретное местоположение) я не знаю. Но исконно уральская фамилия Бизянов не могла появиться на Аргуне просто так! Если у кого есть данные поссыльным поделитесь. Вот информация про те поселки на р. Аргун 2 РУССКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ТРЕХРЕЧЬЕ riatr.ru › 2006/2006-4-WEB/15p121-134.pdf А вот здесь официальные списки наказанных казаков после восстания Пугачева. Набираете в поисковике google книги далее в поисковую строку вставляете этот текст "Чтения в Императорском обществѣ исторіи и древностей россійских ..., Выпуск 2 бизянов" (скопируйте его и вставьте), далее нажмите на книжку и читайе со стр. 46- сначала какое наказани, затем наказание смягчили, затем списки наказанных. Но лучше прочитать страницы выше и ниже, чрезвычайно интерезный документ. Может кто из этих людей основал поселки, так ак часто сбегали с заводов. Или отправленные на поселение.

Катя-казачка: Вот нашла информацию, видимо сын какого-то ссыльного. Может еще у кого данные есть? Безянов Петр Федотович (варианты фамилии: ( Бизянов )) Родился в 1900 г., с. Калга Нерчинско-Заводского уезда Забайкальской обл.; русский; Работал в мясосовхозе "Пограничный", рабочий.. Проживал: с. Калга Быркинского р-на Читинской обл.. Арестован 11 декабря 1937 г. Приговорен: тройкой УНКВД по Читинской обл. 15 марта 1938 г., обв.: по ст. 58-2, 58-7, 58-10, 58-11 УК РСФСР. Приговор: к ВМН. Расстрелян 2 июня 1938 г. Реабилитирован 17 июня 1938 г. военным трибуналом ЗабВО. Источник: Книга памяти Читинской обл.lists.memo.ru › d3/f490.htm

Шеврон: Интересная статья об уральских казаках, сосланных в Забайкалье. «От Показанного Со Стороны Казаков Упорства» (Об Уральских Казаках, Сосланных В Забайкалье) От Урала до Забайкалья дорога не близкая, по прямой более 3000 верст. Не одну неделю надобно было потратить конному, чтобы добраться до Моря (так тогда называли Байкал). А уж этап со ссыльнокаторжными шёл до места назначения несколько месяцев. И казалось, что объединяло Урал да Забайкалье, только общая принадлежность к России. Но в начале XIX века произошли события, которые связали эти два края кровным родством. Уральское казачье войско ведёт своё начало от Яицкого казачьего войска, появившегося в XV – XVI веках на территории Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-восточная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик). В 1775 году получившее название Уральского войска, оно участвовало во всех азиатских походах Российской империи. Во время никоновских реформ Яицкое войско имело полную автономию, так как территориально было отдалено от Московского царства. Казакам удалось сохранить веру и обычаи своих предков. Всякое отступление от религиозных догм или перемены в церковном устройстве они считали грехом. Этот островок старообрядчества в неизменном виде просуществовал на Урале до начала ХIХ века. Большинство бунтов и волнений, происходивших здесь, было связано с посягательством правительства на духовную жизнь. Как и все староверы, яицкие - уральские казаки страшились составления каких-либо реестров, личных документов и ношения установленной униформы. Это положение дел не устраивало правительство. Поэтому 26 декабря1803 г.император Александр I утвердил доклад министров Военных Сухопутных Сил и Внутренних дел об устройстве Уральского казачьего войска. На тот момент в нём числилось 6134 служилых чиновника и казака. Из всех нововведений, в числе которых было деление казачьего войска на десять номерных полков и введение регулярной службы, особенное неприятие вызвало введение единого форменного мундира (малинового чекменя). Многие казаки, сорок процентов из которых оставались приверженцами старой веры, отказались носить одежду с «антихристовыми знаками». Свой отказ они аргументировали следующим: «В чем ходили наши праотцы, в том и мы будем ходить, в том и детишек наших желаем видеть! – Не надо формы!» Казаки разделились на «согласных» и «несогласных». Последние отказались участвовать в церемонии открытия войсковой канцелярии и стали требовать отмены всего нового Положения. Начальство пошло на некоторые уступки. «Увещивать» казаков приехал оренбурский военный губернатор князь Г.С. Волконский, но всё было напрасно, «несогласные» стояли на своём, требуя отменить все нововведения. Губернатор отбыл восвояси на прощание сказав «Ждите меня, ребятушки, скоро приеду к вам в гости: не один приеду, а с детками». Через два месяца, в ноябре, князь Волконский снова прибыл в Уральск, Обещанными «детками» оказались несколько батальонов солдат и башкир с 12 орудиями. Казаки встретили губернатора хлебом-солью. И опять начальство стало уговаривать упорствующих казаков. Не добившись ничего, Волконский приказал прибывшим войскам разойтись на постой в квартиры. Казаков призвал пойти по домам, но те ответили: «Где наши дома? Ты заполнил их своими детками. Вишь, сколько нагнал сюда всякой сволочи. Зачем пришёл к нам с армеюшкой, то и делай, а в дома мы не пойдём». Прошли сутки, несмотря на мороз казаки оставались на лобном месте. Атаман Д.М. Бородин снова уговаривал «несогласных» разойтись, но всё было тщетно. К вечеру второго дня князь Волконский с ротой солдат и башкирами появился перед казаками: «Повинуйтесь воле начальства». Казаки ответили: «Ты прежде скажи, в какую силу повиноваться?» Тогда князь скомандовал войскам: «А вот в какую силу! Кочкин!! Катай их, дураков в нагайки!» Башкиры схватили предводителя упорствующих казаков Павлова, сорвали с него одежду и начали избивать нагайками. Стоявшие рядом с Павловым казаки, стараясь доказать, что они «не выдадут друг друга», несмотря на мороз, сами сорвали с себя одежды и с возгласами: «Его бить - и нас бить!» кинулись под удары нагаек, прикрывая своими телами Павлова. Вслед за ними это проделали и все присутствующие казаки. По свидетельству очевидцев «Сделалось побоище страшное. Ни у одного казака не оставили живого места на теле, словом, избили всех до полусмерти, а наиболее упорных связали и развезли по казематам и по караульным домам» (С. 375). Это побоище известно в истории как «Кочкин пир», по имени майора Кочкина, командующего экзекуцией. Для «несогласных» казаков это происшествие имело весьма печальные последствия. Состоялось расследование и суд, который приговорил одних казаков к телесным наказаниям, а других, наиболее упорствующих, к ссылке в Сибирь. В приговорах значилось: «За дерзновенное показание в суде, что он двух постановлений под смертною казнью принять не хочет». «За то, что прежде прочих приходили к Атаману и в войсковую канцелярию с объявлением от имени войско, что они новаго не принимают». «Сто семнадцать человек приходили во время производства суда над прочими казаками в войсковую Канцелярию а некоторые в комиссию военнаго Суда с требованием об освобождении подсудимых и выдачи ружей, которые были отобраны». «Сии шесть человек обвинены в одинаковых преступлениях с вышеупомянутыми, но как имеющие тогда выше 15 лет, то освобождены от казенной работы и по нахождению сосланы на поселение». «Будучи послан склонить упорствующих к повиновению он не только не исполнил, но и скрылся и подстрекал к неповиновению, сам остался в суде при таковом упорстве». Но, тем не менее, казаки могли праздновать победу – 4 декабря 1806 года «Высочайшим рескриптом» «старый порядок вещей» им вернули. Начальство интересовалось: «Довольны ли? – Как не довольны!- Благодарите Волконского! – Не за что! – Как так? - Не он нам дал, а старики наши. – Какие? – А что в Сибирь пошли…» Прошло почти 30 лет, но Уральское казачье войско всё это время не забывало о своих соплеменниках и отсылало начальству прошения о возвращении из ссылки наказанных. 18 июля 1833 года Оренбурский военный губернатор писал Генерал-Губернатору Восточной Сибири: «Убеждаясь неотступными просьбами родственников и единоплеменников казаков и полагая, что справедливо претерпенный их долговременный опыт наказания искоренил прежние заблуждения, закон обратил их к искреннему раскаянию. Войсковое начальство ходатайствует о возвращении людей на родину, представляя, что в преклонной достиженной ими старости, будучи немощными они могут внушать соплеменникам всю тяжесть подобных преступлений и предостерегая от оных». В этом же году в Петровскую заводскую контору из Нерчинской горной экспедиции пришёл приказ предоставить сведения о сосланных в Сибирь в 1806-1808 гг. казаках. По списку значилось 117 человек. Начались поиски оставшихся в живых сосланных казаков. В их процессе выяснилось, что все они были распределены в местах преимущественно со старообрядческим населением: в сёлах Бичура, Куналей, Куйтун, Новая Брянь, «в селениях около Моря и в Байдаргинском».Из 117 казаков сосланных в Сибирь - 9 проживало в Бичуре, 13 - в Куналее, 13 - в Куйтуне, 2 - в Новой Бряне, 1 – в Александровке, 12 – «за Камнем» (Уралом), 39 казаков к этому времени уже умерло. 6 человек, отбыв назначенные судом пять лет ссылки, давно уже отбыли на Родину. Если казаки, попавшие в селения с близкими для них духовными позициями, получили там поддержку, как пострадавшие за веру, то двадцать казаков, сосланных на Нерчинские заводы в 1809 году, оказалась в полной власти горного и полицейского начальства. Дело усугублялось, тем, что казаки упорствовали и здесь, не соглашаясь находиться на казённых работах и получать казённое довольствие. Таким образом, они довели себя до нищенства и добывали пропитание милостыней. На приказ, при каждом случае упорства давать им по десять ударов кнутом, они ответили: «Мы требуем Государя Императора именного повеления, почему мы безвинно посланы, но оное нам не показывают; ваша воля, что хотите над нашими телами, то и делайте, однако же работать не будем до конца жизни».Казака Якова Краснятова за показанное им упорство наказали плетьми и два раза кнутом с вырезанием ноздрей и проставлением знаков. Эта экзекуция совершалась специальными щипцами. Ноздри рвали до костей. На Нерчинском заводе эти орудия пытки оказались узки и коротки, поэтому палач совершал операцию только за три приёма. Так же был наказан и другой уралец - Данило Лифанов и ещё пятеро казаков. Часть страдальцев подчинилось, но остальные продолжали упорствовать. Местное начальство даже растерялось, поскольку все методы давления были уже испробованы, но в итоге приняло решение выдавать казакам провиант в ограниченном количестве, лишь бы те не умерли с голоду. Кроме этого за ними было усилено наблюдение, чтобы казакам никто не помогал. Но сломить их так и не удалось, о чём нерчинская горная экспедиция констатировала в своём сообщении иркутскому губернатору. Десять билетов сосланных казаков, по неизвестно причине, оказались на хранении в Петровской заводской конторе: Ефима Павлова, Андрея Федулева, Семёна Еманова, Емельяна Зенкина, Емельяна Сопрыгина, Ивана Мурзина, Егора Котельникова, Леонтия Герасимова и Григория Чурбанникова. 16 января 1834 года Петровская контора сообщила Нерчинской горной экспедиции, что «по статейным спискам никого из казаков в здешний завод никогда прислано не было и в штат не поступало». В станице Доно, считавшейся одной из лучших в Нерчинско-Заводском округе, уже в конце XIX века насчитывалось 80 дворов, принадлежащих старообрядцам, предками которых были уральские казаки. Чем закончилась ссылка для казаков сосланных в Нерчинские заводы, неизвестно. Судя по отношению к ним начальства, конец их был печальным. Но казаки, попавшие в старообрядческие сёла, основательно встали на землю, отстроились, неженатые обзавелись семьями. Многие из них дали начало новым родам старообрядцев и их потомки совершили немало славных дел на благо своей новой родины – Забайкалья. Дмитрий Головин г. Петровск - Забайкальский Взято с сайта: www.rusarticles.com



полная версия страницы