Форум » История Уральского казачьего войска » Кампания 1877-78г.г. » Ответить

Кампания 1877-78г.г.

vl-vl: Небольшой материал о потерях из Оренбургских епархиальных ведомостей click here

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Шеврон: В русско-турецкой войне 1877-1878 г.г. участвовала Уральская казаья отдельная сотня под командованием войскового старшины Е.Я. Кирилова. Уральский казачий №1 полк подполковника Толстова С.Е. в 1878г. отправился в действующую армию, в военных действиях не участвовал и в 1879г. вернулся на Урал.

Шеврон: Вот как описывает Н.Г.Мякушин действия Уральской отдельной сотни в войне против турок. "...в Турецкой войне 1877-1878 г.г., столь обильной геройскими подвигами, участвовала еще одна отдельная Уральская казачья сотня, которая сумела выделиться и успевала проявлять себя везде, где ей выпадала доля действовать: на нее было обращено высокое внимание Государя Императора Александра II и Августейшего Главнокомандующего армией. В ночь с 14 на 15 июня 1877г. сотня принимала деятельное участие в переправе наших войск через Дунай, где все люди сотни, по распоряжению Его Императорского Высочества Главнокомандующего армией, были распределены на понтонные лодки гребцами, а также и на лодки, назначенные для подания помощи утопающим. Государь Император, по случаю совершившейся с полным успехом, в виду Его Величества переправ через Дунай, Всемилостивейше соизволил пожаловать нижним чинам сотни по 2 руб. каждому и объявить свое милостливое «Спасибо», а Его Императорское Высочество, Главнокомандующий армией изволил пожаловать на сотню 10 знаков отличия военного ордена, особо отличившимся при переправе. Далее сотня находилась в двухкратном набеге за Балканы и в делах при Шипке, Казанлыке, Енизагре, Ескизагре и друг. В ознаменование особенного Монаршего благоволения и в награду за подвиги, мужество и храбрость оказанные в продолжении войны 1877-1878 г.г. Уральской сотней, Всемилостивейше пожалованы ей знаки отличия – головные уборы с надписью: «За отличие в Турецкую войну 1877-1878 г.г.».

StanLey777: Шеврон пишет: В ознаменование особенного Монаршего благоволения и в награду за подвиги, мужество и храбрость оказанные в продолжении войны 1877-1878 г.г. Уральской сотней, Всемилостивейше пожалованы ей знаки отличия – головные уборы с надписью: «За отличие в Турецкую войну 1877-1878 г.г.». Небольшое уточнение: вместо "–", между словами "отличия" и "головные" , нужно оставить "на" , полагаю, что это и имелось ввиду, просто допущена опечатка. Ниже приведено изображение данного знака.


StanLey777: Изображение полного варианта ношения данного знака на головном уборе:

StanLey777: Отрывок из книги " История Оренбуржья". Учебное пособие. Оренбург, 1996 г. глава 5.5 "Наши земляки в русско-турецкой войне 1877-1878 годов" автор Ю.С.Зобов "....Патриотический подъем охватил все народы края, все слои общества. Местная пресса из номера в номер публиковала списки тех, кто приносил пожертвования: крестьяне Репьевской волости Оренбургского уезда отдали 140 руб.; Каликинской волости — 247 руб., села Исаево-Дедово — 200 руб., служащие Оренбургского уездного училища — б руб. 50 коп., врач Смирнов — 3 руб., директор Троицкой гимназии — 20 руб. и т. д. Находилось немало добровольцев, изъявлявших желание пойти воевать за освобождение «братьев-славян». Широкую известность получил уникальный случай, когда на войну отправилась уральская казачка «девица» Татьяна Жукалина. После настойчивых просьб и «домогательств», она, наконец, получила разрешение поступить на военную службу в один из конных полков, действовавших в Турции. При молодости лет она была «очень бедного состояния» и поэтому с трудом собрала средства на столь дальнюю дорогу. С началом войны в Оренбургском крае срочно были приведены в боевую готовность части Оренбургского и Уральского казачьих войск. Проводилась мобилизация в армию на основе недавно введенной воинской повинности. Ближе к театру военных действий были направлены второочередные (8-11) и третьеочередные (12-14) полки Оренбургского казачьего войска, Башкирский конный полк, Первый уральский казачий полк и Уральская казачья сотня, составленная из лучших гребцов. В действующей армии оказались лишь Первый уральский казачий полк, прибывший в декабре 1877 г. в Болгарию, 6 и 7 полки Оренбургского казачьего войска и Уральская казачья сотня. 7-й полк участвовал в сражении на Аладжинских высотах 3 октября 1877 г. и при взятии штурмом турецкой крепости Каре 6 ноября 1877 г. Кроме того, несколько месяцев полк занимал сторожевые посты под Эрзерумом. 6-й полк отличился в боях за Ардаган. Геройски сражалась Уральская казачья сотня. Она первой переправилась через Дунай и перешла Балканы. В ходе войны 3 офицера и 75 казаков сотни положили свои головы за освобождение братьев-славян. Среди отличившихся — казак Жерихов, который первым «протопал дорожку» через Балканский хребет для отряда генерала Гурко; он был награжден двумя Георгиями; унтер-офицер сотни Соболев, служивший ординарцем у генерала Гурко, — тремя Георгиями. Когда храбрые защитники Шипкинского перевала выбились из сил и готовы были отступить, казаки Уральской сотни пришли им на помощь и спасли положение. В составе Иметлийского отряда генерала Скобелева сотня участвовала в трудных и опасных рекогносцировках перевала через Балканы, завершившихся пленением турецкой армии. Вслед за этим она участвовала в быстром походе к стенам Константинополя. В приказе от 5 декабря по Оренбургскому военному округу отмечалось, что оренбургские и уральские казаки «показали себя достойными представителями своих войск, честно исполнили свой долг перед Государем и Отечеством, обновили и упрочили славу знаменитых Оренбургского и Уральского казачьих войск». За участие в войне казаки были награждены знаком на головном уборе с надписью «За отличие в Турецкую войну 1877 и 1878 годов».".

StanLey777: По теме также можно почитать книгу князя Шаховского Л.В. "С театра войны 1877-78. Два похода за Балканы", Москва,1878 г. click here

Шеврон: StanLey777 пишет: Небольшое уточнение: вместо "–", между словами "отличия" и "головные" , нужно оставить "на" , полагаю, что это и имелось ввиду, просто допущена опечатка. Согласен, но у Мякушина именно так написано. Наверное опечатка. StanLey777 пишет: Широкую известность получил уникальный случай, когда на войну отправилась уральская казачка «девица» Татьяна Жукалина. После настойчивых просьб и «домогательств», она, наконец, получила разрешение поступить на военную службу в один из конных полков, действовавших в Турции. При молодости лет она была «очень бедного состояния» и поэтому с трудом собрала средства на столь дальнюю дорогу. На форуме о ней уже писали, но к сожалению, дополнительную информацию про эту казачку нигде не могу найти. http://gorynychforum.forum24.ru/?1-4-0-00000014-000-0-0-1272647135.

StanLey777: Хотел бы немного сказать о специальной награде (медали) "За русско-турецкую войну 1877-1878", которой, наряду с другими участниками той войны, награждались уральцы. Медаль учреждена Высочайшим Повелением Императора Александра II, объявленным по военному ведомству, 17 апреля 1878 года. В статуте указаны три разновидности медалей по металлу исполнения: серебряная, из светлой бронзы и из темной бронзы (медная). На аверсе медали на фоне лучезарного сияния изображён шестиконечный христианский крест, попирающий турецкий полумесяц. По сторонам креста указаны даты: слева – «1877», справа – «1878», на реверсе медали - в лавровом венке – прямая горизонтальная надпись в четыре строки: «Не намъ, не намъ, а имени Твоему». (Примечание : аналогичная надпись была на медали «В память Отечественной войны 1812 года». Фраза является сокращённой цитатой из Ветхого Завета (Псалтырь, глава 113, девятый стих) – «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» и подчёркивает то, что русское воинство, в том числе и казачество служило во славу Господа,православной монархии и русского народа. Носили медаль на груди на комбинированной ленте двух орденов - Святого Андрея Первозванного и Святого Георгия Победоносца (Андреевско-Георгиевская). (Примечание - такой вариант комбинированной ленты был впервые использован на медали "За взятие Парижа"). Серебрянная медаль, диаметр - 26 мм. Серебряная медаль вручалась только тем воинским чинам, которые состояли в войсках, защищавших Шипкинский перевал (в Болгарии) и находившимся в Баязете (в Закавказье) во время блокады, а также лицам, временно пребывавшим на Шипке по делам службы во время обороны Шипкинского перевала. Несколько позже, указом императора Александра II от 19 февраля 1881 года, эта серебряная медаль была выдана всем чинам войск, принимавшим участие в штурме и взятии крепости Карс в 1877 году. Отчеканено таких медалей - 83 334 штуки. Медаль из светлой бронзы, диаметр - 26 мм. Медалью из светлой бронзы награждались все воинские чины от генерала до рядового, чины морского ведомства и милиции, волонтеры и болгарские ополченцы, которые в течение 1877-1878 годов принимали непосредственное участие в боевых операциях против турок на Дунае, Балканах, Черном море и Кавказе, а также чиновники военного и гражданского ведомств, находившиеся при войсках и принимавшие участие в боевых действиях против неприятеля с оружием в руках. Этой же медалью награждался весь медицинский персонал и священнослужители, выполнявшие свои обязанности в боевой обстановке. Таких светло-бронзовых медалей было отчеканено на Санкт-Петербургском монетном дворе - 635 921 штука. Медаль за тёмной бронзы (медная), диаметр - 26 мм. Медалью из тёмной бронзы награждались все части, как русской регулярной армии, так и союзные части и различные ополчения, находившиеся на военной территории, но не принимавшие непосредственного участия в сражениях. Таких медалей было отчеканено вдвое меньше светло-бронзовых - 335 424 штуки.

Шеврон: StanLey777 пишет: Отрывок из книги " История Оренбуржья". Учебное пособие. Оренбург, 1996 г. глава 5.5 "Наши земляки в русско-турецкой войне 1877-1878 годов" автор Ю.С.Зобов. "....Геройски сражалась Уральская казачья сотня. Она первой переправилась через Дунай и перешла Балканы. В ходе войны 3 офицера и 75 казаков сотни положили свои головы за освобождение братьев-славян... Интересно, откуда у него такие сведения? Там ссылки нет никакой? На самом деле потери офицеров и казаков уральцев были гораздо меньше. Из офицеров погиб только один хорунжий, да и тот умер от лихорадки. Погибших казаков тоже можно всех посчитать.

StanLey777: Шеврон пишет: Интересно, откуда у него такие сведения? Там ссылки нет никакой? К сожалению нет, приведённый фрагмент - это дословное цитирование названного источника и ссылок на использованную литературу в конце книги нет, есть только список рекомендованной литературы для чтения. На этот вопрос, вероятно мог бы ответить сам автор - доктор наук Зобов Юрий Спиридонович - историк из Оренбурга, но к сожалению он уже ушёл из жизни. Сама книга в электронном виде, есть в числе прочих, на сайте Раковского С.С. "История Оренбуржья".click here. (Шестая по счёту в открывающемся списке (под ред.Футорянского Л.) Шеврон пишет: На самом деле потери офицеров и казаков уральцев были гораздо меньше. Из офицеров погиб только один хорунжий, да и тот умер от лихорадки. Погибших казаков тоже можно всех посчитать. Скажите, а на какие источники о потерях в составе уральской сотни Вы опираетесь ? Есть ли указание фамилий погибших и раненых ? Также хотел узнать Ваше мнение. В цитируемом выше и обсуждаемом сейчас фрагменте, Ю.С.Зобов указывает несколько героев-уральцев , в частности Жерихова и Соболева. Я полагаю, это герои штурма Джизака , фотографии которых разместил в другой ветке форума click here. Так ли это, или речь идет о родственниках (однофамильцах) ?

Шеврон: StanLey777 пишет: Скажите, а на какие источники о потерях в составе уральской сотни Вы опираетесь ? Есть ли указание фамилий погибших и раненых ? Основных источников два: книга Н.Г.Мякушина "Отдельная Уральская казачья сотня в рядах действующей армии на европейском театре войны в 1877 и 1878 годах" Уральск, 1902г. и "Уральские войсковые ведомости".

Шеврон: StanLey777 пишет: Также хотел узнать Ваше мнение. В цитируемом выше и обсуждаемом сейчас фрагменте, Ю.С.Зобов указывает несколько героев-уральцев , в частности Жерихова и Соболева. Я полагаю, это герои штурма Джизака , фотографии которых разместил в другой ветке форума. Так ли это, или речь идет о родственниках (однофамильцах) ? По моим сведениям, это разные люди. Упоминаемый Зобовым Иван Жерихов был награжден знаком отличия военного ордена (Георгиевским крестом) 4-й ст. «за первый переход через Балканы и за дела за Балканами с 2 по 20 июля», а 3-й степени "За дело под Шейново 26, 27 и 28 декабря 1877г.". Соответственно, награжден ЗОВО 4-й степени за штурм Джизака в 1866 году, другой казак Жерихов. Имя его правда не нашел. Теперь по Соболевым. За штурм Джизака награжден ЗОВО 4-й степени казак Иван Соболев. Героя же войны 1877-1878 годов звали Гурьян Соболев. За эту войну он был награжден ЗОВО 3 и 2 степеней. За что и когда он получил ЗОВО 4-й степени пока мне не известно.

Шеврон: Шеврон пишет: книга Н.Г.Мякушина "Отдельная Уральская казачья сотня в рядах действующей армии на европейском театре войны в 1877 и 1878 годах" Уральск, 1902г. Первая страница указанной книги

Шеврон: Последняя страница из указанной книги, с упоминанием на награды уральских офицеров.

TatianaIE: УВВ, 1877, №32, стр 2

TatianaIE:

TatianaIE: УВВ, 1877, №32, стр 2

Шеврон: Татьяна, спасибо за интересные материалы! Донесение есаула Кирилова неплохо бы на сайте выложить.

TatianaIE: УВВ, 1877, №45, стр 1

TatianaIE: УВВ, 1878, №3, стр4 Пожертвования на русскую армию в войне на Балканах.

TatianaIE: УВВ, 1878, №18, стр 1 Список офицеров, отправляющихся на Балканы

TatianaIE: УВВ, 1878, №12, стр 4 Это Балканская часть списка

TatianaIE: УВВ 1878 №33 стр 1 Действующая армия в то время была на Балканах, а вот куда призывались казаки в 1876 году? Операция-то ещё не началась? Значит их набирали для ещё чего-то?

Шеврон: TatianaIE пишет: Действующая армия в то время была на Балканах, а вот куда призывались казаки в 1876 году? Операция-то ещё не началась? Значит их набирали для ещё чего-то? Уральская отдельная казачья сотня была командирована в действующую армию 9 декабря 1876 года. То что война не за горами все понимали и 12 апреля 1877г. Россия объявила Турцию войну.

TatianaIE: Спасибо, Шеврон! Вы - живая энциклопедия по УКВ.

TatianaIE: УВВ 1878 №38 стр 3

Шеврон: Спасибо, Татьяна! Отличный материал!

TatianaIE: УВВ 1878 №41 стр 1

Шеврон: Е.И. Коротин в своей книге "Социально-экономическая и духовная жизнь Уральской казачьей общины в XIX-XX веках" пишет: "В Русско-Турецкой войне 1877-1878гг. сотня Г.Кирилова в составе шести офицеров 193-х нижних чинов первой форсировала Дунай и обеспечила успех всей русской армии; первой перешла Балканы; защищала Шипку... В боях 3 офицера и 75 казаков сложили свои головы за освобождение братьев славян от 500-летнего османского ига...". Очень странно читать такие заявления в книге человека, который, якобы, переработал все "Уральские Войсковые Ведомости", ведь в них печатались как и состав сотни, так и потери уральцев во время войны. Всего в сотне было 3 офицера, после смерти одного из них был прислан еще один офицер, получается, что во время войны через сотню прошло 4 офицера, а никак не 6. Войсковой старшина Герман Кирилов никакого отношения к упоминаемой сотне не имел, командовал ей на первоначальном этапе войны войсковой старшина Е.Я. Кирилов. Указанные в процитированном абзаце потери уральцев во время войны не выдерживают никакой критики, из офицеров сотня потеряла лишь хорунжего Акутина, да и то не от неприятельского огня, а от болезни. К сожалению, подобные некомпетентные публикации лишь вносят путаницу в дело изучения уральского казачества, на них будут ссылаться другие "историки" и подобные ошибки будут кочевать и дальше из книги в книгу.

bcosmonavt: Шеврон пишет: В боях 3 офицера и 75 казаков сложили свои головы А чем подкрепляет уважаемый Е.И.Коротин свою информацию пусть даст ссылочку это же как я понимаю не бульварный роман

Шеврон: bcosmonavt пишет: А чем подкрепляет уважаемый Е.И.Коротин свою информацию пусть даст ссылочку это же как я понимаю не бульварный роман Ничем не подкрепляет и ссылок не дает.

bcosmonavt: Шеврон пишет: Ничем не подкрепляет и ссылок не дает. Ну это не серьезно с его стороны К чему тогда можно отнести произведения уважаемого Е.И.Коростина к какому литературному жанру. Может кто-то знает

bcosmonavt: Шеврон пишет: Е.И. Коротин в своей книге "Социально-экономическая и духовная жизнь Уральской казачьей общины в XIX-XX веках" Ну так как уважаемый господин Коротин не отвечает тогда я его произведенее назоваю Сказкой

Шеврон: bcosmonavt пишет: А чем подкрепляет уважаемый Е.И.Коротин свою информацию Оказывается эта информация перепечатана из какой-то газеты из Пензы, а потом была опубликована в УВВ. Так что если ссылаться на газету, то все нормально, другое дело, что информация недостоверная и это печально.

bcosmonavt: Шеврон пишет: Оказывается эта информация перепечатана из какой-то газеты из Пензы, а потом была опубликована в УВВ. Вот и качует это информация из года в год. Ну вообще то я не открою каких то секретов что при написании статей книг на серьезные темы обычно стараются пользоватся с не скольких источников информации а возможности сейчас для её получения есть.

Шеврон: bcosmonavt пишет: Ну вообще то я не открою каких то секретов что при написании статей книг на серьезные темы обычно стараются пользоватся с не скольких источников информации а возможности сейчас для её получения есть. Полностью согласен. Для того и используются несколько источников, с целью сравнить, проверить, перепроверить, сделать выводы. Понятно, что ошибки неизбежны, они были, есть и будут у всех, но некорректно по отношению к читателям писать спустя рукава, сделал бы хоть ссылку тогда на эту статейку откуда взял недостоверную информацию.

bcosmonavt: Шеврон пишет: некорректно по отношению к читателям писать спустя рукава Вдвойне не корректно это же не бульварный роман, информация не лежит за семью печатями и проверить её не составляла особого труда а теперь будет кочевать из года в год И теперь ссылки пойдут уже на книгу Е.И.Коротина а это не очень хорошо.

endem: По семейным преданиям прапрадед, оренбургский или уральский казак Гнеушев, учавствовал в битве при Шипке и имел за это награды. В боях там принимала участие только Уральская сотня. Где можно узнать про личный состав сотни и список награжденных?

Шеврон: endem пишет: Где можно узнать про личный состав сотни и список награжденных? Личный состав сотни я не встречал, а вот списки награжденных приведены в книге Н.Г.Мякушина "Отдельная Уральская казачья сотня в рядах действующей армии на европейском театре войны в 1877 и 1878 годах" Уральск, 1902г. (неполный) и в газете "Уральские войсковые ведомости".

endem: Шеврон пишет: Личный состав сотни я не встречал, а вот списки награжденных приведены в книге Н.Г.Мякушина "Отдельная Уральская казачья сотня в рядах действующей армии на европейском театре войны в 1877 и 1878 годах" Уральск, 1902г. (неполный) и в газете "Уральские войсковые ведомости". Где можно скачать книгу?

TatianaIE: Не знаю, есть книга Мякушина в библиотеке Гугл, но там есть такое огромное количество книг дореволюционного издания и начала 1ой половины 20 века, что все, кому интересны книги по истории, обязательно там покопайтесь. Библиотека постоянно пополняется. Так что я заглядываю в одни и те же буквы каталога регулярно. archeologia.ru

Шеврон: endem пишет: Где можно скачать книгу? Если в сети ее нет, то нигде!

endem: На снимке предположительно участник битвы при Шипке. Кто нибудь может прокомментировать его награды?

vl-vl: Сегодня совершенно случайно обнаружил, что уральский священник Чуреев Никита Алексеевич вначале казаком, а затем урядником участвовал в кампании.

Шеврон: vl-vl пишет: Сегодня совершенно случайно обнаружил, что уральский священник Чуреев Никита Алексеевич вначале казаком, а затем урядником участвовал в кампании. Это тот Чуреев, который служил в церкви Красноярского поселка?

vl-vl: Гражданскую службу начал учителем, духовную начинал псаломщиком в Бударине (1880), в 1884 начал служить псаломщиком в Красноярском, затем диаконом, затем священником. Последнее досоветское место - Карачаганакский пос. Переселенческого р-на Уральской обл.

userkos: Размышляя о " своих" уральских казаках пришел в мысли, что отец Ипполита Жукалина, Калистрат мог быть на русско-турецкой войне 1777-78 годов в составе Первого уральского полка у генерала И.В. Гурко. По возрасту до 40 лет, подходит. А так как я о нем ничего найти не могу, мог там и погибнуть. Правда в прочитанных материалах на форуме эта фамилия не встречается. Материалы по этой компании могут быть в РГВИА? Правда рядового казака найти там практически не возможно. Мне уже отказывали неоднократно. Или говорили цену неподъемную. По фамильно потери в то время не сохранялись? Какие нибудь и кому нибудь подробности об уральской казачке «девице» Татьяне Жукалиной известны? Однофамилица или из того же рода? Она участвовала в кампании 1877 годов.

Шеврон: userkos пишет: пришел в мысли, что отец Ипполита Жукалина, Калистрат мог быть на русско-турецкой войне 1777-78 годов в составе Первого уральского полка у генерала И.В. Гурко. По возрасту до 40 лет, подходит. А так как я о нем ничего найти не могу, мог там и погибнуть. 1-й Уральский казачий полк, хоть и был на фронте, но в боевых действиях участия не принимал. В войне 1877-1878г. участвовала лишь Уральская казачья отдельная сотня. Среди погибших, раненых и награжденных казаков сотни Калистрат Жукалин не значится.



полная версия страницы