Форум » История Уральского казачьего войска » Уходцы » Ответить

Уходцы

гуран: не нашел в инете достаточно подробных материалов по настоящему вопросу. Меня интересует следующее: Вообще, по какому принципу властями принимались решения о высылке тех или иных казаков на Арал, существовали ли в этом отношении какие-либо критерии? В каких именно поселках были наибольште антиправительственные волнения, соответственно, откуда высылались казаки? Были ли жертвы при подавлении волнений? Предпринимались ли царским правительством или Временным правительством после февраля 1917 шаги по амнистированию уходцев, если да, то в чем они выражались? Имели ли уходцы хоть какое-то подобие местного самоуправления, если нет, то каким образом управлялись и кому подчинялись? Были ли попытки политической организации уходцев после февраля 1917 и во время ГВ? Как они позиционировали себя по отношению к национальной власти хивинского хана? Отношения аборегенов к уходцам во время ГВ, не было ли в отношении последних каких-либо притеснений как к русским колонизаторам? Использовались ли уходцы в вооруженных формированиях хивинского ханства (слышал о какой-то чимбайской сотне, набранной Джунаид-ханом). Осуществлялись ли между уральцами и уходцами контакты во время ГВ, если да, то какого характера?

Ответов - 144, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Георгий Гугня: Читаешь....все сплошь знакомые фамилии...по Уральску..

Шеврон: Очень интересно, из каких поселков и станиц была наибольшая масса сосланных уральцев?

Горыновичъ: Дельно. Оградить от смут и раскола население. Жаль от большевиков не убереглись.

TatianaIE: туранцев пишет: бывшие уральцы не должны быть лишаемы возможности пользоваться отпусками по паспортам, но без права переезда в Уральскую область, как это установлено ст.520 Установления о ссыльных, изд.1890 г. Странная идея "отпуска". Я понимаю так что это была ссылка (административная или нет... мне кажется не столько административная сколько насильственная), людей везли насильно и наказывали физически. Мужчин везли в цепях, а женщин и детей позже без цепей, но не по своей воле. Где именно была хорошая жизнь? В Казалинске казаков ждали бараки. За провинности их пороли. Женщин потом тоже расселяли по баракам отдельно от мужей. Я не знаю как они оказались в пустыне - насильно их туда вытеснили, или они сами подались подальше с начальственных глаз. У кого была возможность вернуться в Уральское войско чтобы кого-то смущать? С них глаз не спускали. Их начальство проверяло. Не знаю до какого года. На поездки на ярмарки нужны были разрешения. Может на базаре казаки "смущали народ" рассказами оь отличной рыбной ловле?

TatianaIE: И вообще я "завожусь" от начальственной терминологии: надавать кому-нибудь по морде, отмутузить батогами, посадить на цепь, загнать в пустыню, лишить семьи на годы (в некоторых случаях убить (или способствовать смерти) - или самого казака, или его жену, или детей), оставить без средств к существованию - и назвать это временной отлучкой! Горынович, стоит ограждать население от смут и расколов такими методами?

Горыновичъ: TatianaIE пишет: И вообще я "завожусь" от начальственной терминологии: надавать кому-нибудь по морде, отмутузить батогами, посадить на цепь, загнать в пустыню, лишить семьи на годы (в некоторых случаях убить (или способствовать смерти) - или самого казака, или его жену, или детей), оставить без средств к существованию - и назвать это временной отлучкой! Горынович, стоит ограждать население от смут и расколов такими методами? Идет речь о уже случившемся факте. Есть переселенцы и есть оставшиеся. Когда общество уравновешенно стоит ли допускать смуту? Нужен второй Пугачев? С уходцами обошлись ужасно,я этого не отрицаю. Но прошло время и народ стал жить в мире.

Шеврон: Горыновичъ пишет: А Вы спросите у Вашего знакомого диссертанта (К.-?). Он, наверное, должен знать. Я ведь тоже читал эти списки, но где-не могу вспомнить. Помню-вроде было много Илецких. Уже спросил, он отослал в ГАОО. Там списки уходцев должны быть. Насчет Илецких сильно сомневаюсь, большинство скорее низовских казаков должно быть.

TatianaIE: Горыновичъ пишет: Когда общество уравновешенно стоит ли допускать смуту? Нужен второй Пугачев? Если бы Российское общество было уравновешено то не было ни трёх революций, ни декабристов, ни Пугачёва. Смутьяны не сваливаются с Луны а вскармливаются их же собственной средой. 150 лет спустя нет никакой необходимости принимать точку зрения сытого и хорошо устроенного генерала, который жил себе да жил где-нибудь в Петербурге. Для него 7 тысяч порушенных жизней были статистикой. Для меня - нет. Смысл истории - возздать справедливость ушедшим поколениям и научиться чему-то из уроков прошлого. Судя по Вашему - заткнуть глотки тысячам людей (в том числе малым детям, которые там вообще были ни при чём!) - это приемлемый урок истории. Для меня - нет. История уходцев - это история тирании и государства, основанного на полицейских принципах. Когда принимается закон, люди его принимают, если этот закон в интересах населения и население этот закон понимает. Если произошло недоразумение (как это описал Маслянов) то вина падает на государство, которое не провело разъяснительной работы, не вникло в суть конфликта, а упрямо продолжало игнорировать проблему. Было несколько "посольств" к царю. Царь ни разу никого не принял. Проще было прихлопнуть горластых, чем поговорить по-человечески. Между прочим, казаки-смутьяны никого не убивали, к восстанию не подговаривали, против монархии не выступали, как Ленины и Троцкие. Вполне благонадёжные люди были. Вот только указы читать не умели. Так ведь за это государство должно отвечать. Вы не признаёте принципов демократии, соответсвенно которым все имеют право на мнение, но мнение большинства побеждает? Соответсвенно с принципами демократии - меньшиство за их мнение не ссылается, а ж тем более сажается в тюрьму (а были казаки, которые оказались на каторге). Вы серьёзно считаете что называть это "отлучкой" не лицемерие и государство имеет право на такие меры???

Горыновичъ: TatianaIE пишет: Вы серьёзно считаете что называть это "отлучкой" не лицемерие и государство имеет право на такие меры??? Произошедшее с уходцами- ужасный факт,я про это писал. Но подавляющая часть уральцев приняла указы и стала жить по новым правилам. Почему все казаки (поголовно) не снялись со своих мест и не поехали в ссылку за уходцами? Зачем приезжать и баламутить оставшихся?У людей ,живущих на Яике , тоже дети.

Шеврон: туранцев пишет: Когда я был в Нукусе, источник, пожелавший остаться неназванным, рассказывал, что в войну 1941-1945 гг. на территорию обитания уходцев на Аму-Дарье были засланы "многие уральские казаки из Ирана (занимавшего прогерманскую позицию), как он сказал- "иранские уральцы". Интересно, откуда в Иране уральские казаки появились?

TatianaIE: Горыновичъ пишет: Почему все казаки (поголовно) не снялись со своих мест и не поехали в ссылку за уходцами? Зачем приезжать и баламутить оставшихся?У людей ,живущих на Яике , тоже дети. Горынович, в пустыню никто бы добровольно не поехал, в том числе и уходцы не сами туда подались от нечего делать. Их туда угнали. Оставшиеся на Урале должны были спятить с ума, чтобы поехать в Туркестанские пустыни с семьями. Воевать казаки в Туркестане воевали, но без семей, разумеется. Право "баламутить народ" как Вы выражаетесь является частью демократии. Это называется свободой слова. За это не нужно наказывать, Вам не кажется? Что Вы скажете, если завтра российское правительсво сошлёт куда-нибудь в Никель или на Соловки 7 тысяч человек родни тех, кто высказывается против Путина или Медведева, например... Тоже "нечего баламутить народ"? И как это у Вас получается, что то государство сделало с уходцами "ужасно" но правильно? Ужасные вещи не могут быть правильными. И наказывать людей за мнение - тирания и самодурство...

Шеврон: туранцев пишет: Один раз в воскресенье поймал 18 сазанов. Отец говорил-"выкидывай-грех". Значит рыбы было огромное количество и жили казаки неплохо, раз могли себе позволить столько рыбы выкинуть.

TatianaIE: туранцев пишет: Было 400-500 лодок рыбаков. Были и Уральцы, и русские, и местные. Это интересно. Я не знаю какого размера были артели в Казалинске, Кызыл-Орде и Джусалах, но там были только "свои" - уральцы. Русских сторонились и презирали. Пока я в школу не пошла, я даже не знала что я русская, а не уралка. Для меня это был удар - стать русской. Про русских всегда очень плохо отзывались. И вообще, ни с кем не смешивались особо, держались особняком. Моя мама пока в мед училище не пошла вообще не общалась ни с кем кроме уральцев. А папа у меня рос бес присмотра (отец погив на войне, мать работала весь день) - он общался с кем хотел: и с казахами, и с башкирами, и с русскими. Так что он на уральцев смотрел и глазами уральцев, и со стороны. Он рано понял насколько они высокомерны и всегда хотел вырваться из этой среды. Описания уральцев на Аму-Дарье и описания уральцев на Аральском море очень разнятся. "Наши" были не гибкие. Это подтверждает моё подозрение что они были, наверное, самые зачинщики, самые провинившиеся - вот их и загнали куда Макар телят не гонял и где про них забыли.

TatianaIE: Шеврон пишет:  цитата: Один раз в воскресенье поймал 18 сазанов. Отец говорил-"выкидывай-грех". Значит рыбы было огромное количество и жили казаки неплохо, раз могли себе позволить столько рыбы выкинуть. Ещё одно сравнение с Аральскими уральцами. Не знаю относятся ли мои восполминания к истории Стольникова, но "наши" терпеть не могли, когда что-нибудь портилось. Поймал рыбу - тут же свари, засоли, повяль - не дай рыбе протухнуть. Если не можешь тут же обработать - лучше и не лови. То же самое с фруктами - собрал вишни с дерева - тут же посуши, или варенье свари, или вареники сделай. Собери только то, что можешь обработать прямо сейчас. А то что не собрал - пойдёт на пропитание птицам и жукам - они тоже божьи творения. А рыбы ловили очень много. Даже после того что сдавали государству всё равно много оставалось казаком. Возами вяленую и солёную рыбу и икру продавали вплоть до конца 20х. А вот как местные артели работали потом - не очень хорошо знаю. Займусь этим вопросом летом, когда поеду в Россию. Порасспрашиваю.

TatianaIE: туранцев пишет: Отец мой Парфил Осипович родился в 1884 г., жил в Старом Городе, там раньше был уральский поселок. Деда Осипа привезли с Урала лет 17-ти. Меня цифры смущают. Что-то я про все эти административные дела не знаю. Бунт был в 1870е, начале 1880х. А людей начали привозить только лет 10-15 спустя. Да и потом среди "наших" были также кто родился в Уральской области уже в 20м веке, а жили потом на Аральском море. Как этот механизм работал? Их продолжали ссылать или они уже сами туда приезжали. Ведь Парфил Стольников приехал на Аму-Дарью уже в 20 веке. Не мог он быть сослан... Кто-нибудь задумывался над процессом миграции уходцев? Как это происходило после первоначальной ссылки?

TatianaIE: Всё, разобралась с цифрами Стольниковых. Это я невнимательно прочитала, и невнимательно посчитала. Приношу извинения.

Шеврон: туранцев пишет: У меня 6 сыновей, 2 дочери. Трое живут в Гурьеве. Интересно, сейчас в Гурьеве его потомки проживают?

туранцев: Полагаю,что да,хотя я их там не встречал.Правда,я их и не искал.

туранцев: Полагаю, что да, хотя я их там не встречал. Правда, я их и не искал.

TatianaIE: туранцев пишет: У меня 6 сыновей, 2 дочери. Ах, если бы Ефремов ещё и имена детей назвал... Я ищу хоть что-нибудь про Ксенофонта Ефремова из уходцев. Не знаю где жил. Родиться мог приблизительно в 1920х.



полная версия страницы