Форум » История Уральского казачьего войска » Уходцы » Ответить

Уходцы

гуран: не нашел в инете достаточно подробных материалов по настоящему вопросу. Меня интересует следующее: Вообще, по какому принципу властями принимались решения о высылке тех или иных казаков на Арал, существовали ли в этом отношении какие-либо критерии? В каких именно поселках были наибольште антиправительственные волнения, соответственно, откуда высылались казаки? Были ли жертвы при подавлении волнений? Предпринимались ли царским правительством или Временным правительством после февраля 1917 шаги по амнистированию уходцев, если да, то в чем они выражались? Имели ли уходцы хоть какое-то подобие местного самоуправления, если нет, то каким образом управлялись и кому подчинялись? Были ли попытки политической организации уходцев после февраля 1917 и во время ГВ? Как они позиционировали себя по отношению к национальной власти хивинского хана? Отношения аборегенов к уходцам во время ГВ, не было ли в отношении последних каких-либо притеснений как к русским колонизаторам? Использовались ли уходцы в вооруженных формированиях хивинского ханства (слышал о какой-то чимбайской сотне, набранной Джунаид-ханом). Осуществлялись ли между уральцами и уходцами контакты во время ГВ, если да, то какого характера?

Ответов - 144, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

казара: Очень здорово !!! Уходцы - это ведь наши, уральцы. Никто не знает, как они сейчас живут? Прходила информация, что некоторые компактно переехали в Волгоградскую обл.

Шеврон: казара пишет: Прходила информация, что некоторые компактно переехали в Волгоградскую обл. Насколько мне известно община уходцев проживает в городе Калач-на-Дону Волгоградской области.

Шеврон: Окончание воспоминаний Н.А.Бородина о его поездке к уходцам "...Заканчивая речь об этой поездке на Сыр и Аму-Дарью, я должен сказать, что как цифровые данные об общем улове рыбы, сосредоточенные у оренбургского рыботорговца Макеева, через руки которого проходила вся рыба, ловимая в этом районе, и записи которого были в моем распоряжении, так и личное ознакомление с обеими реками и Аральским морем, - говорили очень определенно за то, что основывать благосостояние проектируемого военным министерством к образованию на Аму-Дарье казачьего войска на рыбном промысле совершенно невозможно: он был слишком незначителен и не имел шансов на развитие в дальнейшем. Таковое заключение я и представил Куропаткину, и вопрос о новом войске был снят с очереди. Уральцы же так и остались на Аму-Сыр-Дарье, дождавшись большевистского владычества. Какую роль они играли во всех крупных событиях, имевших место в этом крае во время революции и возстаний, - я к сожалению сведений не имею…"

Шеврон: По уходцам довольно мало литературы, но кое-что все-таки есть. Например, книга одного из потомков уходцев Максима Ефимовича Кожевникова "Суводь : Повесть в рассказах". Издана в 1983г. в г.Нукус (Каракалпакстан). Это художественное произведение, но в нем довольно красочно и интересно рассказывается о жизни уходцев на Аму-Дарье во время Гражданской войны. Книга написана в «застойный» период и не носит какой-либо исторической или строго научной направленности. Это произведение рассказывает о принятии уходцами советской власти. Главная линия книги – изменение психологии казаков, отказ их от средневековых заблуждений, главным образом религиозных, и как следствие открытие ими нового пути своего развития, с помощью, естественно, большевиков. В общем, написано так, как было положено писать в советское время. Но вместе с тем в книге описываются: рыбалка уходцев, охота, свадебные обряды, традиции, разговоры и т.д. и этим она представляет из себя ценный материал. Один экземпляр этой книги находится в музее "Старый Уральск", другие - по библиотекам. Может у кого из форумчан есть эта книга?

гуран: интересно, а пересилившись и продолжая компактно проживать в том же Калаче-на-Дону, сохранили уходцы свой уклад жизни, веру, традици и т.д.?

Шеврон: Какова была судьба самого атамана Фильчева?

Георгий Гугня: Пять церквей . Как они уживались? Какие были взаимоотношения казаков Австрийской (Белокриницкого согласия) и Московской церквей?

туранцев: Ну, вообще-то, в окружении мусульман и атеистов они вынужденно уживались, хотя и косились друг на друга, чему я был свидетелем. Поищу более подробно.

Георгий Гугня: Ну не могло же там быть по пять церквей или молельных домов в одном поселении? А праздники вместе отмечали?

TatianaIE: туранцев пишет: Семьи уральцев в пос. "Экспедиция" под Нукусом: Колбановы(4 семьи), Шишенковы, Ефремовы, Таликовы, Ширявсковы, Свешниковы, Логашкины, Кириллины, Чернояровы, Самарцевы, Макарчевы, Гутаревы, Шляпины, Зотовы. А можно где-нибудь найти более подробную информацию об этих семьях и этих событиях? Логашкины в нашей семье проходят по касательной, а вот Ефремовы уже по прямой. Кстати, я сама - Ефремова, но не из тех. Ефремовы по отцовской линии были тоже старообрядцы и казаки - но в 1880х перебрались в Зилаирский район Башкирии. Откуда - не знаю. Но лругие Ефремовы - точно из Уральска, уходцы.

TatianaIE: туранцев пишет: В 1990-м г. в Нукусе,в пос.Рес.По проживало около 70 семей уральцев.Вот их фамилии: 1) Пискуновы; 2) Лепилины; 3) Ефремовы; Добавлю к моему предыдущему вопросу Пискуновых. Как можно найти сведения об этих семьях? Кстати, что такое Рес По? Я не местная, объясните пожалуйста.

TatianaIE: Шеврон пишет: Нашел в интернете интересную статью об уходцах Николая Погорелова, ученика 3 класса "А" МОУСОШ №5 (2008 год). Привожу ее полностью. Вот ссылка: Elstal-sosh5-2007.narod.ru/dettvor/rodoslovn/pogorelov.doc Шеврон - огромное спасибо за такой подарок! У меня сердце растаяло... Николай Погорелов - мой троюродный племянник. Я его никогда не видела, но знаю его отца очень хорошо - в одной и той же Кызыл-Орде проводили летние каникулы. Он (Коля) воспользовался моим блогом "История семьи", когда писал это сочинение. Блог закрыт для посторонних, так как там много личной информации о живущих людях. Я информацию для блога собираю среди старшего поколения нашей семьи, а также на интренете, включая разные форумы, в том числе и этот. И все это опять вернулось сюда... Удивительно, как информация гуляет по миру и возвращается к своим же истокам. Я этого сочинения раньше не читала. Обязаельно напишу Павлу, его отцу, скажу спасибо. И если не возражаете, я это сочинение скопирую в наш блог.

TatianaIE: казара пишет: Очень здорово !!! Уходцы - это ведь наши, уральцы. Никто не знает, как они сейчас живут? Прходила информация, что некоторые компактно переехали в Волгоградскую обл. Не знаю по поводу компактного переезда, хотя и читала на Интернете такие слухи. Когда началась перестройка, многие уходцы перебрались в Россию, и в частности на Волгу, но не общинами, а семьями. Один брат переехал - все братья (в том числе двоюродные, троюродные) - перебираются туда же. Наша семья разбросана по всей Волге от Сызрани до Волгограда (Тольятти, Саратов, Петров Вал). Но и по остальной России (Сибири, Дальнему Востоку, Москве) нас тоже много. Да и в Казахстане много наших осталось, только уже не в Казалинске (что там делать?) а в Джамбуле, Караганде. Многие русские сосредоточились в Ленинске (на Байконуре), потому что работа на Байконуре даёт русское гражданство и жильё в России по выслуге лет, так что молодёжь сосредотачивается там. Тех, кто ещё "правильный уралец" - носит традиционную одежду, не ест из чужой посуды, не смотрит телевизор и т.д. почти никого не осталось, разве что очень древние страрики.

Шеврон: TatianaIE пишет: И если не возражаете, я это сочинение скопирую в наш блог. Конечно, мы не возражаем! Всегда рады Вам помочь!!!

Шеврон: Вчера консультировался с человеком долгое время занимавшемся темой "уходцев". Он мне сказал, что списки уральцев, высланных административным порядком на Аральское море видел в ГАОО (государственный архив Оренбургской области). Думаю, что надо искать там.

TatianaIE: То что я слышала от наших стариков, и то что помнят наши родители из рассказов тех, кто непосредственно пережил ссылку, очень отличается от того, что раззказывал Т.М. Ефремов. Привезли казаков на подводах. Из имущества было только то что могло уместиться на подводы. Как я понимаю, немного. Судя по некоторым историям, недвижимость у казаков не экпроприировали. Они жили в Казалинске, а в Уральске у них были дома и какое-то имущество. Была ли у них возможность пользоваться этим имуществом и как - не знаю. Жили казаки в ужасных условиях, в страшной бедности и без каких либо социальных благ. Не было школ, врачей, ничего из признаков цивилизации. Их "бросили" в пустыне. Они там вырыли землянки. Жили сезонно: летом все уезжали на острова ловить, сушить и вялить рыбу, зимой возвращались на большую землю. И там и там условия проживания были временные. То что описывает Бородин совпадает с тем что я слышала, и то что вижу на старых фотографиях поражает бедностью. Одной из главных причин плачевного состояния домов и дворов было отсутсмвие воды. В Казалинске в итоге провели воду. Худо - бедно но питьевая вода была. Моя семья круглый год жила на острове Сарбасат где не было никакой пресной воды, кроме льда. У всех были неимоверного размера ледники, в которые нарезали ледяные кирпичи за 3 месяца зимы, и потом жили на этом льде остальные 9 месяцев. Эту воду использовали для питья, варки, стирки, мытья... Понятно, что при такой ситуации огороды не заводились. Не говоря уже об облагораживании улиц. Сестра моей бабушки, проживавшая в Джусалах Кызыл-Ординской области, не имела водопровода до 1987 года, носила воду вёдрами из Сыр-Дарьи. Я приезжала к ней в гости и писала заявление на проведение воды так как в её годы (далеко за 70) таскать воду с реки (довольно далеко) ей уже было не под силу. Казаки жили на рыбе и икре. Недостаток хлебопродуктов, овощей и фруктов сказывался на здоровье людей, особенно детей. Детская смертность была не менее 50% вплоть до 30х годов. Я не знаю как это соотносится с показателями в более цивилизованных районах. В итоге недостаток воды и школ привёл к тому, что уральцы стали перебираться в города (может, к тому времени уже было послабление в правилах и они могли выбирать место жительства?), такие как Кызыл-Орда, а потом и дальше. В городах начали строить мазанки - дома из камыша обмазанные глиной. Дома у всех были маленькие. Зачастую сначала строили землянку, а потом с годами - мазанку. В моей семье некоторые люди жили в землянках до 1950х годов (в Кызыл-Орде). Поколение наших бабушек-дедушек все жили в мазанках и в них умирали. Никто не имел кирпичного дома - ни у кого не было таких денег. Я согласна с Бородиным, что в домах у уральцев было исключительно чисто и ухоженно (хотя и не обязательно богато). Все женщины рукодельничали и окна, кровати, иконы были украшены со вкусом и мастерством. Накрахмаленные и вышитые накидушки, занавески, покрывала были в каждом доме. Может это производило впечатления богатсва о котором пишет Бородин. С самого начала уральцы начали возить свой товар - рыбу и икру - на большие ярмарки в Уральске и Оренбурге. Там закупали всё необходимое - инструменты, ткани, посуду. По месту проживания покупать было негде. Наживали ли они большие состояния на торговле - не знаю. Сарафаны, которые сохранились в нашей семье, исключительного богатсва и красоты, однако никаких других следов (памяти) о богатсве нет.

TatianaIE: Дополнение к предыдущему сообщению. Массированное перемещение уральцев с островов и из Казалинска началось уже в Советское время, когда точно не было ограничений на перемещение по стране. Одной из главной причин как мне кажется была возможность дать детям образование на русском языке, что было возможно только в больших населённых пунктах. В деревушках школы были казахские.

TatianaIE: Сыр-Дарья тоже кишела рыбой. Я не думаю, что разница была в природных условияХ. Нужно посмотреть на административное и социальное окружение... близость к цивилизации (города, дороги и т.д.) А может, Казалинские больше провинились перед властью и их держали в "чёрном теле"? САма я таким анализом не занималась, это только прежположения. Однако насчёт богатсва Сыр-Дарьи до того как она обмельчала из-за мелиорации я слышала много. Богатая была река. Да и Аральское море было богатое.

TatianaIE: Кажется, кнопка "спасибо" не работает. Шеврон, спасибо за сведения про архив.

Шеврон: Помимо повести "Суводь" (Нукус, Каракалпакстан, 1983) Максим Ефимович Кожевников автор также сборника повестей "Тревожные рассветы" (Нукус, Каракалпакстан, 1990).



полная версия страницы