Форум » История Уральского казачьего войска » Уходцы » Ответить

Уходцы

гуран: не нашел в инете достаточно подробных материалов по настоящему вопросу. Меня интересует следующее: Вообще, по какому принципу властями принимались решения о высылке тех или иных казаков на Арал, существовали ли в этом отношении какие-либо критерии? В каких именно поселках были наибольште антиправительственные волнения, соответственно, откуда высылались казаки? Были ли жертвы при подавлении волнений? Предпринимались ли царским правительством или Временным правительством после февраля 1917 шаги по амнистированию уходцев, если да, то в чем они выражались? Имели ли уходцы хоть какое-то подобие местного самоуправления, если нет, то каким образом управлялись и кому подчинялись? Были ли попытки политической организации уходцев после февраля 1917 и во время ГВ? Как они позиционировали себя по отношению к национальной власти хивинского хана? Отношения аборегенов к уходцам во время ГВ, не было ли в отношении последних каких-либо притеснений как к русским колонизаторам? Использовались ли уходцы в вооруженных формированиях хивинского ханства (слышал о какой-то чимбайской сотне, набранной Джунаид-ханом). Осуществлялись ли между уральцами и уходцами контакты во время ГВ, если да, то какого характера?

Ответов - 144, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

туранцев: Еще были никудышники среди уходцев,помимо названных толков.Да,А.М.Ефремов говорил,что указателный палец-Иисус взошел на небеса,полусогнутый средний-сошел с небес,"остальные три перста-отец и сын и святой дух"."У нас крестят в 3 погружениях,у латин-в 2 или 1-это искажение"."Утром надо читать молитву "Достойно есть",перед обедом-"Боже милостив буди мне грешному создавий меня Господи,и помилуй без числа согреших.Господи помилуй и прости меня грешного"."И священники исказили все.Если кто спросит"Что крест носишь ?"-"Иисуса Христа гвоздильные раны"."Ангели Христовый-он предан мне на соблюдение души моей от святого крещения.Два ангела,один ночной,другой дневной.Приставлены к человеку-там все пишут,а когда помрешь-все твои грехи там- судить будут"..."Богородице дево радуйся ,обрадованная Мария,Господь с тобою,благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего,яко родила еси Христа Спаса,избавителя душам нашим"(поклон).

туранцев: Нашел,набрав "греко-кафолическая церковь старообрядцев".Раздел-"Пуритане-Puritane"."Православная церковь Божией Матери Державная(богородичный центр,Российская Марианская церковь).Церковь исповедует православную веру,следует Святому Писанию и Святому Преданию православной греко-кафолической церкви,принимает 7 Вселенских Соборов Св.Отцов,апостольские правила и каноны православной церкви.Церковь исповедует никео-цареградский символ."Кто был на самом деле Александр Маркович Ефремов-это действительно загадка,но скорее не в конфессиональном смысле,а в плане личной индивидуальности,если еще учесть,что он и всю войну прошел,был в разведроте в танковых частях.Имел ордена:Орден Красной звезды-2, медали-За Сталинград,за Будапешт."В 1945 г.болел,мозговая оболочка контужена в последней стадии,уже умирал".

туранцев: Супруга А.М.Ефремова,тетя Поля Макарьевна Ефремова(ур.Лачугина) рассказывала об обрядах погребения у уральцев-уходцев."В гроб кладут сначала стружки,потом саван,потом покойника.К левому и правому краям савана подшивают клинья(сарафан,чулки).20 метров белого материала.Когда запеленают в саван-3 креста должно быть-1 на груди,1 на животе,1 на коленках.После всех обрядов-внизу покрышка,и сверху покрышка белая,а еще покрывают цветной покрышкой на белую.Цветная покрышка-4 метра.Крышку гроба не забивают.Специальные носилки-2 палки,к ним веревки.Когда опускают в могилу,туда спускается человек,чтобы поддерживать гроб.Глубина-2-3 метра,чтобы собака не вырыла-подают материал,яблоки,урюк,у кого что есть.Зеркала закрывают.Напоследок молитва-Святый Боже,Святый Крепкий,Святый Бессмертный,помилуй нас.На кладбище идут все,и молодые,и старые.На могиле крест ставят на 40-й день.Раньше имен не писали,теперь часто пишут.Не писали имен,это связано с тем,что в последнее время будет на земле ходить Нечистый Антихрист,будет говорить:"Скажи,где могила мужа,отца и т.д.Я его воскрешу."Перед похоронами молятся,помолились,молельщиков сажают обедать,потм кладут начало(молятся),потом выносят.Потом свои возвращаются обедать,с родственниками.На обед-сначала воду и хлеб,соль,потом пироги с блинами,"дедушка" благословляет.Благословение:"Господи Иисусе Христе,Сыне Божий,помилуй нас и благослови!"Ставят много воды,соли,хлеба.Хлеб ломают,захлебывают ложкой,пьют из кружки.Потом "дедушку"просят благословить и порезать пироги.На каждый пирог кладут по три блина,на пироге блины крестом режут(восьмиконечным).После пирога подают кашу-молочную.Если постный день-на воде,постную кашу,мелют кишмиш с орехами.Если обычный день,варят на молоке рисовую кашу,мелют кишмиш с орехами.Общая тарелка.Потом кисель из теста,кислое тесто,наливают в тарелки,мажут медом,которые в состоянии-каймаком мажут.Здесь подают милостыню."Спаси Христос,Царствие небесное родителям,рабе-X и мне рабу-Y,а вам доброго здоровья! Пусть Ваша милостыня будет на престоле у Христа."Потом подают каравайцы с урюком испеченные.Потом едят похлебку с пирогом.Скоромный день-с рыбой,в постный день-с орехами и кишмишем.Рыба,рис,лук,капуста-похлебка в скоромный день.Никогда не подают картошку на поминки.Квас на стол,вместе с пирогами и похлебкой.Но в постный день-кислое молоко."А.М.Ефремов:"На Урале мыло кладут в гроб",П.М.Ефремова:"Ну ничего себе,покойник будет на том свете мучиться"."Здесь мылом не обмывают".

TatianaIE: Что касается "греко-кафоликов" - то это не толк. Посидела в интернете, почитала русских священников по поводу истории церкви и теологических вопросах - разобралась. Католический - значит "вселенский". До раскола наша церковь называлась православная или греко-кафолическая, что значит "греко-вселенская". Раскольники упорно признавали за собой это старое имя и отрицали "греко-кафолическую" природу новой церкви. Другое имя, которое они себе дали "древлеправославные христиане". И то и другое - одно и то же, все греко-кафолики. туранцев пишет: Как я уже писал где-то выше,мне говорили,что уходцы делились на 5 толков: 1)греко-кафолическая,московская,австрийская(Бело-криницкая),часовенные и кулугуры Я не знаю много о старообрядцах из УКВ, так что буду говорить о старообрядцах в целом. В принципе всех староверов нужно делить на две принципиальные группы: поповцы и беспоповцы. Это краеугольный камень всех прений: можно ли считать полноправным священником того кто не имеет благословения епископа и не был освящён для такой деятельности? Беда в том что никто не знает что Бог по этому поводу думает... Ну а отсюда вытекают все последствия: что называть грехом, сколько мы грешим и как эти грехи компенсировать... Обе группы называют себя "древлеправославные христиане", но беспоповцы - " древлеправославные христиане иже священства не приемлющие". Как мы уже выяснили: "греко-кафолики" относится ко всем, так же как и кулугуры. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона слово «кулугур» или «калогер» означает имя, с которым в древних греческих монастырях младшие обращались к старшим, более почетным лицам из монашествующих. Со временем оно сделалось нарицательным для дедушек или почётных членов старообрядческих общин. В 19 веке это слово уже было не только уважительным, но и насмешливым. Я не уверена, относили ли слово "кулугур" ко всем старообрядцам, или только к беспоповцам, но это точно не толк, а общее обозначение. Часовенные - это толк, и очень большой. Они сначала были поповцы, а точне - беглопопвцы (принимали беглых попов из православной церкви), а потом перешли в беспоповство. Кажется в России до сих пор не менее 2 миллионов часовенных (не знаю насколько верна эта цифра - статистика может быть вещью субъективной), из тех, кто иммиграровал из России во время и после революции тоже был большой процент часовенных, если не большинство.. Белокриницкий и Московкий толки были по сути одним и тем же (насколько я знаю, но ручаться не могу), только с разными митрополиями: одна в Москве, другая в Румынии (тогда это место было на территории Австрийской империи, отсюда и название толка, а сейчас это - Украина... Вот и разберись тут!). Они были поповцами, долго и упорно искали себе епископов (очень мучительный и запутанный процесс был, как они выискивали лазейки в истории церкви, чтобы оправдать приём священников из других церквей), и когда часовенные сдались и перестали искать, поповцы продолжали надеяться на то, что эту проблему можно будет урегулировать законным путём используя прецеденты в истории церкви "до раскола", причём не только до русского раскола, но и до раскола христианской церкви на Римскую и Византийскую. По Московский толк я знаю ещё меньше чем про Австрийский - в Москве было несколько толков, когда о них начинают говорить и писать - легко заблудиться. А вот беспоповцы были многочисленны и разнообразны. Их можно разбить на подгруппы, например: брачники и безбрачники. Разные толки принадлежали к этим подгруппам. Одной из самых заметных групп были Федосеевцы (они в Москве были сильны). Часовенные были брачниками, также как и аристовцы (про них я тоже мало знаю) Было также "нетовское" или "Спасовское" согласие. Спасовцы верили только в Спаса, у них ничего не было: храмов, служб, обрядов... Этот толк тоже вышел из Керженских скитов, как и Часовенный, но это был толк крайнего фанатизма. Про старообрядцев всё время рассказывают легенды как они себя целыми деревнями сжигали... Это Спасовцы. Самосожжение был лучший способ очищения от антихриста. Ещё самосожжениями занимались филипповцы, менее распространённый толк, про них я тоже мало знаю. Было среди беспопвцев и Бегунское согласие (или странническое). Эти странники-бегуны считали от антихриста нужно прятаться, бежать. Они не признавали никакой документации или отчётности: ни паспортов, ни военной службы, никаких присяг, налогов, податей... даже деньги отрицали. Их ещё и "безденежниками" звали. Разумеется у них не было семей. А вообще толков было очень много: темноверы, Аароново согласие, Зольное согласие, Островное... только я про них не знаю ничего, кроме имён.

туранцев: Я иногда там думал,что многие уходцы и сами толком не знали,к какому толку они принадлежали(прошу прощения за невольный каламбур).Некоторые мне говорили "мы греко-кафолической веры",некоторые "московской".Они точно не были "австрийцами",часовенными,никудышниками и т.д.,потому что отзывались о них с презрением.Думаю,что уходцы Респо были или приверженцами греко-кафолической Православной церкви Божией Матери Державной,поскольку у них большую роль играл Собор,либо московского толка,но безпоповского.Как-то мимо проходил никудышник,так мои собеседники аж зашипели на него-"Так он ведь никудышник,еретик,с ним нельзя общаться".Примерно также они отзывались и об "австрийцах","щепоть приняли,беглые попы из Австрии"и т.д.

TatianaIE: туранцев пишет: многие уходцы и сами толком не знали,к какому толку они принадлежали Это правда. Мне дедушка Максин расказывал, что мать ему сказала что она - часовенная только перед смертью. Он и не знал что есть такой толк. Мать его готовила заменить её в общине, так "натаскала" его перед смертью... Ещё зависит от семейного окружения. В нашей семье было много "мастериц" и "дедушек", и были родственники священники (из поповцев - беспоповцы на поповских дочерях женились) - дебаты религиозные в семье велись постоянно, и спорить у нас любили... Моя бабушка и её братья-сёстры все были в религии очень грамотные. Я теперь себя так пинаю за то что вовремя не училась у них... столько возможностей утеряно.

Евгений: TatianaIE пишет: Моя бабушка и её братья-сёстры все были в религии очень грамотные. Я теперь себя так пинаю за то что вовремя не училась у них... столько возможностей утеряно. Не пинайте себя,не надо.Человек задним умом прав. У меня тоже така ситуация. Пока малой был,столько информаций по религии было... В родне были и часовенные,и беспоповцы(собирались отдельно в домах),и никониане.И хоть спорили,кода соберуться вместе,но жили дружно.Главное я особо в то время не вникал во все тонкости,считал всё само сабой разумеещееся. А в итоге,плаваю в тонкостях религиозных.общую концепцию знаю,а тонкости.....не силён. Да и вообще в низовних станицах казаки древневеры,терпимо относились к другим,а вот в верху- там намного строже порядки были.

туранцев: Максим Ефимович Кожевников,уралец-уходец,родившийся и проживший молодость в Петро-Александровске(Турткуль) рассказывал о своей жизни:"Садились за обед по старшинству.Все семейные вопросы решались за столом.Все вопросы решались на семейном совете." "Вечерами в Петро-Александровске молодежь выходила на гулянку,танцы.Первыми обычно выходили дети зажиточных,они ходили,как петухи,а к вечеру,как стемнеет,шла беднота...Были кулачные бои,играли в лапту,фантики,казаки-разбойники.Ворота мазали девицам,потерявшим девственность...Гадание.Кольцо в стакан,зеркало,кур приносят перед зеркалом,как они реагировали на зеркало-так и говорили.Гадание в бане.Лестовка.17 евангелистов.38 недель носила Богородица.33 года Христа.Запреты в пост:"Не все коту масленица,придет Великий пост".Масленица-только молочное.Великий пост-7 недель.Только растительные масла,крупы,овощи.Есть два дня-можно кушать икру и рыбу".

TatianaIE: Мне только что в голову пришло что имелось в виду под "бритыми" (Туранцев раньше писал). Имели в виду бороду, а не голову... Это точно, что кондовые староверы безбородых не признавали. Безбородый и жениться не мог, раз бороды нет - значит, не дорос ещё. Вообще-то, в Средней Азии и борода и волосы - вещь неудобная в жаркую погоду. Поэтому местные: казахи, киргизы, узбеки - всё время бреются. Уральцы в Казалинске детям делали послабление на лето, брили им головы, чтобы не так жарко было, но впереди оставляли чубчик (полоску) - как компромисс. Как же, мужчина и без волос - не положено.

TatianaIE: У меня мама из уходцев, а вот папа родился и вырос на Урале и они только в 1953 году переехали к родственникам в Казахстан. Поэтому папе были хорошо видны различия между уральцами и уходцами. Уходцы были куда строже в сохранении старых правил. У уральцев уже было много "послаблений", они были более "мирскими". А уходцы никаких послаблений не признавали. Например, уходцы требовали, чтобы все мужчины носили бороды, а уральцы уже нет. Уходцы позволяли своим мужчинам брить бороды только когда их призывали в армию. Те, кто после армии продолжали бриться, не признавались. Мой дядя и курил, и бороду не носил - его свои, старообрядцы, отказались отпевать. Хоронили по православным обычаям. Уралки носили платки, или не носили - их за это уже не ругали. А у уходцев женщины не только платки носили, но и под платком - волосник, и с волосником хоронили. Грех предстать перед Богом с непокрытой, не смиренной головой. Уралки носили нижнее бельё (трусы), а уходцы никаких штанов для женщин не признавали. Даже в 1950е годы девочки-уходки в школу ещё ходили без трусов (сладкие воспоминания из папиного детства, как девчонкам под ноги бросали зеркальца...), и даже когда со временем это правило слегка смягчилось раз в году женщины не могут носить штаны: в Вербное воскресенье. В этот день все строобрядки не носят трусов (опять-таки с этим связаны многочисленные папины воспоминания о детских проказах - праздник-то какой, все русские девчонки в школе - бесштанные) Впрочем, старообрядцы вообще не любили ничего кроенного и сшитого. Старики - уходцы не носили кроенных трусов, а носили четырёхугольный кусок материала на шпагате. Не носили ничего с пуговицами, особенно прямо на теле, потому что сшитая одежда и пуговицы были от антихрста:пришиваешь пуговицу, и антихриста с ней к себе пришиваешь (что-то в этом роде). Уральцы пекли жаворонков на Троицу, а уходцы - нет.

TatianaIE: туранцев пишет: "В гроб кладут сначала стружки,потом саван,потом покойника.К левому и правому краям савана подшивают клинья(сарафан,чулки).20 метров белого материала.Когда запеленают в саван-3 креста должно быть-1 на груди,1 на животе,1 на коленках.После всех обрядов-внизу покрышка,и сверху покрышка белая,а еще покрывают цветной покрышкой на белую.Цветная покрышка-4 метра.Крышку гроба не забивают.Специальные носилки-2 палки,к ним веревки.Когда опускают в могилу,туда спускается человек,чтобы поддерживать гроб.Глубина-2-3 метра,чтобы собака не вырыла-подают материал,яблоки,урюк,у кого что есть.Зеркала закрывают.Напоследок молитва-Святый Боже,Святый Крепкий,Святый Бессмертный,помилуй нас.На кладбище идут все,и молодые,и старые.На могиле крест ставят на 40-й день.Раньше имен не писали,теперь часто пишут.Не писали имен,это связано с тем,что в последнее время будет на земле ходить Нечистый Антихрист,будет говорить:"Скажи,где могила мужа,отца и т.д.Я его воскрешу. Про опилки не помню, сама опилки в гроб не ложила, но по нашему семейному опыту (похоронили двух бабушек строго в соответствии с уральскими порядками под "чутким руководством" занющих бабушек и дедушек) знаю некоторые "процедурные моменты" похорон как они практиковались в Кызыл-Орде. После обмывания тело обряжается в специальную одежду: рубашка, саван - как накидка с капюшоном, поясок, бахилы или лапти (одна бабушка была уралка - её нужно было хоронить в лаптях, другая уходка, её хоронили в бахилах, носки такие вязаные - очень грубые и толстые). Всё ручной работы, домотканное, некрашенное (выглядит ужасно, как дерюга, очень грубый материал). Всё сшито руками, ничего нельзя шить на машинке - смертный грех. В последнее время домотканные вещи почти никто не делает... Наши бабушки или сами ткали, или заказывали у тех кто ещё имеет ткацкие станки - уже давно, в 1970е, и хранили свои погребальные вещи до самой смерти. Пока усопший в доме - непрестанно читаются заупокойные молитвы - день и ночь. Один крест надевается на шею (тот который при жизни человек носил), другой вкладывается в руки. На лоб ложится бумажная лента с отпечатанной молитвой. Гроб простой, деревянный, не обитый внутри материалом, никак не украшенный - просто струганные доски. Если есть возможность раздать личные вещи покойного наследникам - книги, крестики, иконы и так далее (духовные предметы) - то их отдают. Продавать или выбрасывать нельзя. Если нет никого, кто мог бы унаследовать эти вещи - их ложат в гроб с покойным (потому что выбрасывать нельзя). На могилку ходят мало, и то только в первый год. В годы гонений на старообрядчество могилы не помечали совсем, из боязни, что усопших потревожит власть (С телом усопшего часто хоронили старообрядческие "крамольные" книги и иконы, их старались спасти от осквернения, так же как и тела усопших). Такое объяснение я слышала от наших старообрядцев, про антихриста оживляющего мёртвых не слыхала. С тех пор как гонения прекратились на первый год ставится крест на могилке (без имени). Даже в 1930-е, 40-е годы старообрядцы хоронили усопших быстро и без регистрации (не сообщали ни врачам ни милиции) из-за чего у них часто были неприятности с властью. Поминают усопшего на 9й день, 40й и на год. А потом крест убирают, и про могилку забывают. Уральцы из "новопришлых" следуют этому правилу. "Настоящие" уходцы, из коренных, вообще не помечали могилки даже на первый год. Считалось, что память нужно иметь в душе, молиться, свечки на помин души ставить. Считалось, что чем больше людей пришло на похороны помянуть усопшего, тем лучше. Это считалось свидетельством того, что человек был хороший, и это зачтётся усопшему на небесах. На похоронах водку и чай не пьют, грех. Едят блины, кутью, кисель, пьют компот. Вся еда холодная. Из горячей еды разрешаются только щи (никто не мог дать мне ответа почему). На все поминальные дни еда одна и та же, а вот молитва на 40й день другая - читают сорокоуст.

Шеврон: А вообще какое было отношение у "уходцев" к алкоголю? Были ли самогонные аппараты? Кожевников в своих книгах описывает, что пили "уходцы" не мало.

TatianaIE: Пили, пили,,, и пьют. Насчёт самогонных аппаратов не знаю, не видела, не слышала. В магазинах покупают. А раньше сами делали, но это уже вспоминаю рассказы из далёкого прошлого: пятидесятые или даже раньше.

vl-vl: Шеврон пишет: А вообще какое было отношение у "уходцев" к алкоголю? А что они не русские что ли?! Это сектанты не пьют. Давно когда-то пришлось работать с одним из секты субботников. У них алкоголь разрешен только в медицинских целях. Скажем, если человек провалился под лед. В этом случае - не возбраняется.

Шеврон: Любопытный эпизод про уходцев упоминает в своих воспоминаниях "Идеалы и действительность" Н.А.Бородин. "...Один из моих товарищей по уральскому землячеству, юрист по образованию Н.М.Лагашкин, был вне революционной работы и готовился быть адвокатом, конечно, имея в виду оказывать помощь массе населения по преимуществу. Как раз перед окончанием курса он получил с почты таинственную посылку - круглую коробку с обсахаренными фисташками; почтовый штемпель был "Казалинск, Сырдарьинской области". Когда этот гостинец мы поели, - с удовольствием, конечно, - то на дне оказалась объемистая рукопись, писанная "уставом", то есть славянскими печатными буквами. То было письмо "уходцев", то есть ссыльных уральских казаков находившихся в то время на поселении в Туркестанском крае... Обо всех этих злоключениях своих, которые казаки, как люди глубоко религиозные считали божеским наказанием за их грехи, "уходцы" подробно и замечательным библейским слогом и с сильным пафосом писали в послании к студенту-юристу Лагашкину, котрого лично, конечно, не знали, а знали лишь, что он казак, студент и юрист. А цель послания была ни более, ни менее как добиться царского приказа о расследовании дела и о восстановлении ссыльных в их прежних казацких правах. Они были убеждены, да в сущности не без основания..., что все это творилось без ведома царя. Конечно, студент Лагашкин сделать ничего подобного не мог, но Лагашкин - впоследствии дельный адвокат - немало помогал бывшим ссыльным уральцам в восстановлении их имущественных прав...".

TatianaIE: Шеврон пишет: Они были убеждены, да в сущности не без основания..., что все это творилось без ведома царя. Ну это спорное замечание. То что они не верили, что царь всё знает, это правда. А вот вот насчёт оснований... их вера ни на чём не основывалась: все постановления были от имени царя и правительства, единоверческие церкви строились по приказам патриарха, который был близко знаком с царём, местные атаманы постоянно повторяли что всё делается от имени царя... Ну не хотели они верить ничьим свидетельствам. Упёртые были до ужаса... Вот уж где "идеалы" были сильнее любой "действительности".

Шеврон: Татьяна, полностью с Вами согласен. Наивность и вера в доброго царя наших предков поражает меня до сих пор. Самое интересное, что вот из этой фразы "Они были убеждены, да в сущности не без основания..., что все это творилось без ведома царя", видно, что даже представители просвещенной уральской интеллигенции были до ужаса наивны. За это потом и поплатились...

TatianaIE: Начинаю публикацию списков сосланных уходцев по газете Уральские Войсковые ведомости Это выпуск №34 за 1875 год Печатать буду по возможности. Выкладываю текст прямо на странице - без сносок. Подскажите, если это неудобно. Я переделаю (но сама я так предпочитаю читать почему-то)

туранцев: Уважаемая TatianaIE,все это очень интересно,и на мой взгляд весьма удобно.Будем ждать продолжения.

Шеврон: Присоединяюсь к мнению Туранцева. Татьяна, большое спасибо за редкие и крайне интересные материалы. Ждем продолжения списка из "Уральских войсковых ведомостей"! А пока вот такая статья вышла об участии "уходцев" в Гражданской войне. Автор - С.Ю.Василенко. Источник - альманах "Донские казаки в борьбе с большевиками" №3.



полная версия страницы