Форум » История Уральского казачьего войска » Уходцы » Ответить

Уходцы

гуран: не нашел в инете достаточно подробных материалов по настоящему вопросу. Меня интересует следующее: Вообще, по какому принципу властями принимались решения о высылке тех или иных казаков на Арал, существовали ли в этом отношении какие-либо критерии? В каких именно поселках были наибольште антиправительственные волнения, соответственно, откуда высылались казаки? Были ли жертвы при подавлении волнений? Предпринимались ли царским правительством или Временным правительством после февраля 1917 шаги по амнистированию уходцев, если да, то в чем они выражались? Имели ли уходцы хоть какое-то подобие местного самоуправления, если нет, то каким образом управлялись и кому подчинялись? Были ли попытки политической организации уходцев после февраля 1917 и во время ГВ? Как они позиционировали себя по отношению к национальной власти хивинского хана? Отношения аборегенов к уходцам во время ГВ, не было ли в отношении последних каких-либо притеснений как к русским колонизаторам? Использовались ли уходцы в вооруженных формированиях хивинского ханства (слышал о какой-то чимбайской сотне, набранной Джунаид-ханом). Осуществлялись ли между уральцами и уходцами контакты во время ГВ, если да, то какого характера?

Ответов - 144, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Шеврон: Спасибо, очень интересные материалы!

TatianaIE: Спасибо большое за информацию. Каким источником информации Вы пользуетесмь?

TatianaIE: То есть у Вас на руках есть сам источник? туранцев пишет: это РГВИА,Ф.400-1-389

TatianaIE: туранцев пишет: В 90-е годы я работал по теме взаимоотношений уральских казаков и степи,и делал в архиве выписки Огромное спасибо что делитенсь. Где бы мы ещё эти сведения нашли, если нет возможности выехать в сам архив?

Шеврон: туранцев пишет: Хорошо бы,чтобы кто-либо напечатал текст договора уральцев с советской властью.Надо бы привлечь г-на Колычева,у него этот текст имеется. Угадайте, откуда у него этот текст имеется? У меня есть следующие мирные договоры: 1. командующего советскими войсками Аму-Дарьинского группы тов.Щербакова с выборными представителями уходцев Аму-Дарьинского отдела; 2. Между советской властью и казаками и каракалпаками Чимбайского участка. 3. между Российской советской республикой и уральскими казаками, населяющими Заир Чимбайского участка.

Шеврон: туранцев пишет: Выкопировка из работ С.А.Судакова-"Уральские казаки-старообрядцы Аму-Дарьинского оазиса",1933 год. А есть у Вас полностью эта работа? В Уральске давно шли разговоры о ее переиздании, но видимо дальше разговоров дело не пошло.

Шеврон: Насколько мне известно, рукопись Судакова находится в Москве, в архиве РАН. Интересно, а почему шведка Бломквист вообще заинтересовалась темой "уходцев"?

Шеврон: туранцев пишет: А вообще,среди уральцев,как известно,были шведы,которых привозили в Войско после шведских войн. Я тоже об этом слышал. А какие интересно уральские фамилии пошли от этих пленных шведов?

Георгий Гугня: туранцев пишет: В настоящее время уральцы Бабай-калы усиленно занимаются выгонкой самогона.Спекулируют водкой." бабай калы-Это что?

туранцев: Бабай-кала-это поселок уральцев недалеко от Турткуля(раньше-Петро-Александровск).А почему они водкой торговали-наверное от безнадеги,их же всех почти раскулачили,все отобрали.Чем еще было заниматься ?

Георгий Гугня: Ну да. В то время вроде бы всех раскулачили?

туранцев: Да,тогда всех почти,кроме самых голутвенных,но таких было очень мало.Рассказывала мне одна бабка,кажется,Гущина,что у них всего имущества была одна корова,да и ту отобрали.Потом,советские власти очень плохо относились к уральцам.Но,здесь,я думаю,не надо ничего объяснять.Достаточно вспомнить республику Фильчева,когда и красных,и басмачей,всех разбили.Даже поговорка у уральцев там была:"Муйнак взяли,Москва сама падет."

Шеврон: Любопытные данные приводит в своей книге "Уральское казачество в системе российской государственности" А.М.Дубовиков. "Говоря об источниках изучения быта и культуры уральского казачества, можно отметить источники, касающиеся "уходцев". Ценные этнографические исследования проводились уже в советское время и носили целенаправленный научный характер. Несмотря на политические изменения, к началу 30-х годов XX векаматериальная культура азиатских "уральцев" оставалась той же, что и в начале века, а та, в свою очередь с самого начала сохранялась в более чистом виде, нежели казачья культура непосредственно на Нижнем Урале. Полевые материалы Е.Э.Блюмквист, проводившиеся в Средней Азии в годы Великой Отечественной войны, хранятся ныне в архиве РАН в "фонде Блюмквист" (Ф.№10, Оп.№1, Ед.хр.№№1-122). В том же фонде хранится машинописный вариант монографии С.А. Судакова о ссыльных уральцах. Там же имеетсяи ценный источник - прошение к царю ссыльных казаков. Написано оно было в конце IXI века казаками Исакием Ходиным, Федором Изюмниковым и Иоанном Поповым, хотя авторами обращения следует считать казаков-стариков Григория Чернева и Ивана Пупыкина, под чью диктовку оно было написано "за неумения их грамоте"...

туранцев: Именно из этого архива я и приводил выдержки и из Судакова и из Бломквист.Но написание фамилии -Бломквист,наверное Дубовиков напутал.Я про нее лет с пяти слышал,и от родителей,и от деда с бабкой.

TatianaIE: Я веду переговоры с ГАОО по поводу "Дела о переселении семей казаков УКВ в Туркестанский край и Оренбургскую губернию" начато 2.09.1877 и окончено 15.12.1880 года. Обычно они не делают очень больших заказов тем более в цифровом формате. Однако есть надежда, что они возьмутся за это дело. Я хочу заказать фотографии страниц, относящихся к моим предкам, разумеется, но помимо этого также общие документы - приговоры, распоряжения по содержанию арестованных, условия экспроприации имущества (с казаков собирали деньги на содержание армии, которая пришла их подавлять, и на содержание заключённых казаков), описания условий заключения, решения по материальному обеспечению ссыльных и арестантов, переписка с императорской канцелярией, документы относящиеся к снабжению во время этапа, решения войскового начальства относительно этой ситуации, отчёты о происшествиях во время этапа и т.д. - всё это тоже интересно, потому что все эти общие сведения проливают свет на события того времени и на механизмы, которые повлияли на судьбы наших предков (ну и наши тоже, соответсвенно). Я согласна оплатить эту часть сама, потому что мне самой интересно и хочется эти документы иметь. Но если кто-то имеет интерес к этому документу и хотел бы "включиться" в заказ и добавить свои фамилии - добро пожаловать. Пишите в личку.

Шеврон: Иногда "уходцы" возвращались в родное Войско. Вот один из подобных примеров - 1910 год. "Государь Император по всеподданейшему докладу временно Управляющего Военным Министерством, в 8 день сентября сего года, Высочайше соизволил на зачисление бывшего Уральского казака, а ныне мещанина гор. Петро-Александровска, Сыр-Дарьинской области, Федосея Кожевникова с семейством в Уральское казачье войско, по Кругло-озерновской станице. О таковом Высочайшем повелении объявляю по войску..."

TatianaIE: Вообще-то в старообрядческой теории я не очень сильна, но этот Ефремов представлял какой-то особый толк... Некоторые положения для всех староверов одни и те же, как например не общение с мирянами (так как пришествие антихриста произошло уже во времена Никона и он (антихрист) там царствует. Те кто живёт в миру - все опоганены). Под необщением понимают - не принимай от них ничего, что войдёт в твоё тело: не ешь их еду, и даже не ешь с их тарелки. Не нюхай табака. А вот секс в этот запрет не входил... на удивление. А дружить и разговаривать - пожалуйста. А вот по поводу других положений... туранцев пишет: (глава религиозной обшины)греко-кафолической православной веры в 1977-1987 годах Что это за вера и община? Напрмер наши, часовенного толка, не называют себя греко-кафоликами, я такого не слышала. туранцев пишет: Истовых священников нет Что значит "истовых"? Истинных? Тогда верно! Беспоповцы верили, что антихрист извёл всех стинных священников. Если "истовый" значит то, что мы всегда имеем в виду под этим словом - то что и кто подразумевается? туранцев пишет: Мда,с такими людьми нам общаться нельзя. Это уже дело личной интерпретации теории. У меня семья имела более либеральный подход: свою веру хранили в неприкосновенности и даже обсуждать это не имело смысла, но с другими - "мирскими" - дружили, и с мусульманами дружили, и с атеистами. Объяснение этому было: мы все в грехе живём, не нам судить, кто прав, кто виноват. С тех пор как истиное священничество перестало существовать, люди не могут исповедоваться "правильно" и некому им грехи отпустить, некому их крестить, некому их поженить (отсюда было мощное течение безбрачников в расколе, потому что брак не освящённый "правильным" священником" - грех, лучше вовсе не жениться и детей не иметь). А раз уж люди грешат в надежде что Бог простит принимая во внимание обстоятельства то и право на высокомерие они теряют. Смирение - таково было правило. Этот Ефремов совсем не смиренный, а высокомерный, полный гордыни. Такие в нашей Кызыл-Ординской общине тоже были. туранцев пишет: Крестимся-указательный палец-Иисус Христос взошел на небеса,полусогнутый средний-Иисус Христос сходит с небес." А я читала объяснение такое: 3 пальца - символ троицы: отец, сын и святой дух. 2 пальца: единение божественного и человеческого. А вот про Иисуса сходящего-восходящего никогда не слыхала. Я познакомилась с нынешним Кызыл-Ординским "дедушкой" Романом Васильевичем Максиным. Он мне интересные вещи рассказывает, и кстати, он истинный часовенный, и не высокомерный. Как-нибудь у него спрошу про Иисуса. И про Обритых. Это мне тоже в диковинку.

TatianaIE: туранцев пишет: Уважаемая TatianaIE,я ведь не много знаю в старообрядческих толках,знаю только,что эта греко-кафолическая церковь была сильна и на Урале,и на Аму-Дарье. Я не уверена, что мы говорим об одном и том же... и вообще, о чём мы говорим. Греко-католическая церковь, она же униатская, была введена в Польше в конце 16 века. У поляков цель была - объединить православную (греческую) Украину с католической Польшей мирным путём, то есть признать законность обеих церквей и позволить вести службы на родном языке и по разным уставам в одной и той же церкви (тем более что и в странах Европы уже начали вести службы не на латинском, а на местных языках). Хотели украинцев покрепче к себе привязать, потому что Запорожская Сечь уже у них большую часть Украины оттяпала и России отдала (или вроде того). Мудрое было решение по поводу религии, и ненасильственное, на Урале единоверческие церкви начали вводить (чтобы примирить старообрядцев и официальную церковь) только в 19 веке. Поляки были мудрее русского государства. Папа римский дал санкцию на создание этой церкви, чтобы расширить сферу своего влияния, разумеется. И вообще, Ватикан долго старался примириться с Византией и с Россией. Они даже специальных исследователей заслали в Москву в 16 веке, чтобы изучить обстановку на предмет объединения церквей (во времена Ивана Грозного). Так с ходу не вспомню все детали, нужно в книжках покопаться. Сам эксперимент не удался, потому что единой глобальной церкви не получилось ( и вообще Ватикан потом захватил Византию и разграбил вместо того чтобы мириться, ну а потом мусульмане у нихъ Византию тоже отбили - и мириться уже было попробовать только с Россией), но униатство прижилось во многих районах Западной Украины и вообще в Восточной Европе, да и в Западной тоже униатские церкви встречаются не редко. Кстати, объединения не получилось из-за русских. Они (мы) монголов разбили, силы набрались, начали прибирать к рукам земли на Востоке - и отнеслись к попыткам папы без должного интереса. Насколько я знаю, это единственная греко-католическая церковь. Никакого отношения к старообядчеству она не имеет. И вообще как греко-католики оказались на Урале? Когда? Эти церкви распространены на Украине, в Румынии... Я попыталась поискать на интернете "греко-католическая церковь" и "Урал" вместе - ничего нет. Я вглубь не копала, но если эта церковь была представлена на Урале широко, то должны быть какие-то свидетельства... Например, один из пунктов по которым униаты и староверы не могли никогда сойтись - крест. Униаты признали католический четырёх-конечный крест, позже такой крест признала русская православная церковь. Старообрядцы с этим никогда не смирились, и всегда имели восьми-конечный крест (вертикальная полоса и три поперечные разных размеров). Ну и другие пункты тоже... Я это просто к тому, что ваш Ефремов не мог быть старообрядцем, но судя по тому что Вы цитируете - он им был. Кто же он был на самом деле? Вот загадка! Кстати, мой родственник был Ксенофонт Ефремов - его тоже пригнали ребёнком с Урала на Сыр-Дарью. Был ли он родствнником Вашего Ефремова? Пока не знаю. Будем искать. Я к Вам обращусь когда буду знать больше.

TatianaIE: Немного об истории возникновения часовенного толка... Часовенные совершали свои службы в часовнях без алтарей, откуда и получили своё прозвище. Основателем Часовенного толка считается священник Софонтий, спасшийся после разгрома Соловков и скрывавшийся в Керженецких скитах. Сначала часовенные были поповцами. Они принимали священников, переходивших в раскол из синодальной церкви (из-за чего их также звали “беглопоповцы”), и даже пытались узаконить эту процедуру, в 18 веке писали императрице Анне Иоанновне на эту тему. Эту первую попытку “легализовать” раскольников можно считать предшественницей единоверия, я думаю. Однако трудности в общении с государством и постоянная нехватка священников, а особенно появление самозванных “попов беловодского поставления” привели к тому, что к началу 19 века часовенные от священства отказались совсем, а Тюменский собор Часовенного толка в 13 ноября 1840 года узаконил это решение : "…и до сего времени строго преследуются они, мы их оставляем. И на то дело избираем правителей-настоятелей, коим дозволено собором сим исполнять требы и нужды мирян; якоже и предки наши имели у нас настоятелей, но подчинялись оныя священникам правленым. Но ныне их вконец отрицаем" Так они перешли на систему "дедушек" (которая уже и до того практиковалась - по нужде). Их называли не только "дедушками", но и уставщиками или стариками (поэтому этот толк также называли “стариковщина”, "стариковщинский толк"), эти старики вели службы в часовнях, потому что будучи не священниками, они не имели права осквернять алтарь, они исповедовали и причащали верующих (но это тоже роль для священников, так что все эти исповеди были как бы не совсем законные - вообще это очень деликатная тема, до сих пор на эту тему нет одного мнения и старообрядцы спорят). Старики действовали как миряне, они даже не имели права читать молитвы, которые полагалось произносить священнику при богослужении и при совершении таинств. Но, даже перейдя к беспоповской практике, вероучение согласия часовенных продолжало отрицать догмат о полном пресечении истинного священства после реформ патриарха Никона, а были толки, которые всегда верили что антихрист перевёл всех священников).

туранцев: Конечно,так называемая греко-кафолическая церковь среди уходцев никакого отношения к греко-католической церкви на Украине не имеет.Почему уральцы так назвали один из своих толков,я не знаю.Как я уже писал где-то выше,мне говорили,что уходцы делились на 5 толков: 1)греко-кафолическая,московская,австрийская(Бело-криницкая),часовенные и кулугуры.На Аму-Дарье,в Респо(Республиканский поселок)почти все были греко-кафолического толка,там же,но на пристани,жило некоторое количество "австрийцев",А.М.Ефремов побывал и в московском толке,как он сам говорил,и в греко-кафолическом.Насколько я понял,московский толк более либерален и признает священство(среди своих),так же,как и "австрийцы".Возможно,если посмотреть в интернете старообрядческая церковь-толки или греко-кафолическая церковь,то будет информация ? Сейчас посмотрю.Большое спасибо за информацию о Часовенном толке,будем ждать продолжения.Вспомнил,писатель 19 в.Мельников-Печерский написал 2 романа "В лесах" и "На горах",когда-то я их читал,эти романы о старообрядцах,может там что-нибудь можно будет найти.



полная версия страницы