Форум » История Уральского казачьего войска » Казачья амуниция. » Ответить

Казачья амуниция.

vl-vl: Предлагаю здесь размещать все, что связано с так называемым тыловым обеспечением.

Ответов - 109, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Александръ: А вот интересно, как выглядел уральский казак периода ГВ? Было ли на нем русское обмундирование, быть может где-нибудь оставленное на складах в Уральске еще с мирного времени или Первой мировой, или же английское, переданное союзниками, а может в чем был казак в своей станице, в том был и на фронте?

vl-vl: По мемуарам того времени: казаки испытывали нужду не только в боеприпасах и оружии, но и в обмундировании. С приходом к командованию Толстова появилось и английское. Красные в газете писали, что казакам Антанта поставляет даже кофе. Сомневаюсь, что уральцам он пришелся по вкусу и что его только им и не хватало.

Александръ: Обмундирование в войне, а тем более в войне гражданской, играет непоследнюю роль. Мне кажется, что не очень приятно видеть казака, да и любого другого русского война, в английской форме.


гуран: да, интересно, как обмундировывали были ли свои мастерские по пошиву амуниции? английская одежда всяко была, но интерсно, в каких объемах? Шла ли англицкая одежа напрямую от англичан или через деникина? Немаловажно, что судя по воспоминаниям Толстого и Масянова, в Форте были огромные запасы обмундирования. Когда ее туда завезли? Если еще летом-осенью 19-го то логики нет, на фронте нешиша, а склады наполняются в глубоком тылу.

vl-vl: Вообще, в Войске существовали своя обмундировальная и оружейная мастерскин. Поэтому, думаю, что они вполне справлялись со своими задачами, а вот в условиях ГВ (блокада) видимо, сказались недостаток в материалах.

Александръ: Так же в Петровске находилось имущество Отдельной Уральской армии и войска. Гуран пишет: Когда ее туда завезли? Если еще летом-осенью 19-го то логики нет, на фронте нешиша, а склады наполняются в глубоком тылу. Могли завозить с конца лета 18-го и до осени 19-го. Может быть стали завозить в далекий тыл в связи с ухудшением на фронте? Ну что-то вроде разумных запасов как и в любой армии.

Юрий: Здравствуйте уважаемые участники форума. Скажите пожалуйста, носили ли уральские казаки ермаковки (гимнастёрки с лацканом)? Насколько я знаю эта неуставная форма была распрастранена только у семиреченских, оренбургских и сибирских казаков. Однако

Александръ: Спасибо Вам за вопрос, Юрий! Отдельное спасибо за фото! Нет, насколько мне известно, ермаковки были лишь распространенны в Сибирском и Семиреченском казачьих войсках. "Ермаковка — разновидность мундира, рубахи в Сибирском и Семиреченском казачьих войсках. Характерные черты: лацкан на груди; цветной галун по краям лацкана, воротника, реже рукава; газыри, в которые вставлялись винтовочные патроны. Восходит к казачьим рубахам времен туркестанских походов. В последней четверти XIX в. шиком были ермаковки с лацканами или даже всей грудью, вышитыми различными узорами. В нач. XX в. ношение в строю ермаковок, как неустановленного образца обмундирования, запрещалось и даже преследовалось, что видно из приказов по строевым частям и что свидетельствует о популярности этого вида военной одежды у казаков. В Первую мировую войну, когда в силу ряда причин стали допускаться вольности в обмундировании, офицеры и казаки снова начинают справлять себе ермаковки. В Гражданскую войну они широко бытовали в Сиб. и Семир. каз. войсках." (В.А.Шулдяков) Вот собственно ермаковки: С уважением.

Юрий: Спасибо Александръ, это я знаю. Но видимо они были и у уральцев [copyright][hideguest][/hideguest][/copyright]

Александръ: Спасибо, Юрий! Да, эта фотография подтверждает, что кроме Сибирского и Семиреченского, ермаковки были так же и в Уральском казачьем войске. Вероятно, с легкой руки терцев и кубанцев они появились во всех степных войсках, которые участвовали в туркестанских походах. Интересное фото!

Юрий: Интересно, а терцы и кубанцы участвовали в туркестанских походах?

Александръ: Про туркестанские походы точно не скажу, но в 1881 году в Туркестан были переведены 1-й Кавказский и 1-й Таманский полки ККВ, которые были Объеденены в Закавказскую казачью бригаду, "усмиряли воинственных туркменов, провоцируемых вождями афганских племен. Штаб полка располагался в г. Мерв, а его сотни охраняли границу с Персией и Афганистаном в районе населенных пунктов Кушка и Тахта-Базар, расположенных на юге современного Туркменистана." Видимо все-таки благодаря кавказским войскам ермаковка была так распространенна.

Юрий: Большое спасибо Александръ. С уважением.

Шеврон: Юрий, спасибо за вопрос и особенно за фото. Оно очень интересное, оригинальное! Не подскажите какого оно периода и кто на нем изображен? Заранее спасибо!

Юрий: Простите Шеврон, но я не знаю. Сам нашёл его в интернете давно, а сейчас просто вытащил из своего архива, и насчёт периода тоже точно сказать не могу. (Конец 19 первые годы 20 века) С уважением.

гуран: как я понял, лацкан - всего лишь один из атребутов ермаковки. На представленных в фото гимнастерках отсутствуют важнейший компонент - газыри, посему, считать их ермаковками можно лишь условно.

Челим: Уральцы 1915 год.Вот такая форма.Ваши мнения.

Челим: Юрий фото не 1916года,где 2 казака,а 1915года.Из собрания Телятовых-его друзья.Переданные мною в музей "Старый Уральскъ" Есть фото групповое сотня казаков.На ней эти казаки тоже присутствуют.3 полк.

Александръ: Челим, куртки, насколько я понимаю, кожаные. Обычно это характерно для каких то технических частей, но у уральцев такими можно назвать к этому времени только Уральскую артиллерийскую батарею, но для ее обслуживания вполне можно было обходиться из без кожаных курток, как это делалось во всей РИА. Может быть по собственному почину они были приобретены? Да! И ребенок! Поэтому фото было вероятно сделано в Уральске, а там можно было и в кожанках ходить.

Юрий: Большое спасибо Челим. А не могли бы Вы выложить эту фотографию сотни уральцев 3-го полка на форуме? С уважением.

Шеврон: По одной из версий это мотициклетная команда полка. Была и такая...

Александръ: Интересно, первый раз слышу...но все-таки ребенок наводит на мысль, что фотография была сделана в тылу, в Уральске.

Шеврон: Ясное дело, фотография в Уральске сделана.

Челим: Вот фото по просьбе Юрия.Сотня 3 полка с сотенным значком.Уникальнейшее фото.

vl-vl: Очень!!! Челим!!!

Николай: А это фото в максимальном разрешении выложено? Или есть получше качество сканирования?

Юрий: Огромное спасибо Челим. Шикарное фото!

Александръ: Очень-очень-очень хорошее фото!!! Действительно, редкость. А сотенный значок кажется самодельный. Если не ошибаюсь, уставные были другого образца.

Челим: А такую видали?Новобранцы 3полк с командирами.

Юрий: Ух ты! Шикарно!!! Спасибо.

vl-vl: Ну, ... уж ты Л... дал! Ошеломил!

Шеврон: Спасибо, Челим! В центре командир полка - полковник В.Ф.Железнов.

NORGE: Челим пишет: Вот фото по просьбе Юрия.Сотня 3 полка с сотенным значком.Уникальнейшее фото согласен уникальное фото

NORGE: Челим пишет: А такую видали?Новобранцы 3полк с командирами шикарно порожает качество и сохранность

Александръ: А к какому времени относится фотография? У второго с права во втором ряду не медаль "300-летия дома Романовых"? Может быть еще что-нибудь можно узнать. Спасибо за фото! Бравые казаки!

Челим: По моим сведениям 1914год.3ряд( снизу),справа первый, вольноопределяющийся Телятов Леонид Георгиевич.

Александръ: Спасибо, Челим! Да, Л.Г.Телятов известный казак!

Александръ: А не сохранилась ли казачья шашка выдающегося казака или офицера войска? Или даже просто, любая, пережившая Великую и Гражданскую войну! Любой казак - герой! Было бы хорошо увидеть ее!

Челим: Вот он с друзьями Уральцами.

Челим: Александръ пишет: А не сохранилась ли казачья шашка выдающегося казака или офицера войска? Или даже просто, любая, пережившая Великую и Гражданскую войну! Любой казак - герой! Было бы хорошо увидеть ее! К сожалению на шашках опознавательных знаков не попадалось,только со слов родственников.Да,и шашки редкость у нас.

Александръ: Жаль, было бы очень интересно, только представить что она могла принести смерть не одному большевику, немцу, австрийцу... Но, думаю, все же должны сохраниться, хотя бы даже у потомков эммигрировавших казаков, надеюсь на это. Спасибо за еще одно интересное фото!

vl-vl: За шашку можно было под расстрел пойти и не только прятавшему, но всей семье.

Шеврон: У нас до сих пор еще шашки на подловках лежат... Ждут своего часа родимые...

Александръ: vl-vl пишет: За шашку можно было под расстрел пойти и не только прятавшему, но всей семье. Да, это так...

Челим: Мне показывали саблю,лет 8 назад в Круглоозёрном нашли в саманном доме.Так вот на ней на старославянском была надпись кому принадлежала и кому передали по наследству.Сабелька была 18 века.К сожалению не продали как только я их не уговаривал.Кончилось всё тем что её воткнули в огород подвязывать помидоры.А затем она пропала.Мне даже не дали её толком разглядеть и почистить.Психология сельская.

Александръ: Могла бы быть очень интересной находкой... А ее дети вытащили или кто-нибудь еще, кто знал о ней.

vl-vl: Такое вот оружие в личном музее на хуторе у одного уральца.

Александръ: Шашка Спасибо! Довольно старая, могла запросто применяться и в Великой и Гражданской войне, что скорее всего 100% и даже больше, может и поржавела от того, что была спрятана от большевиков в земле. Спасибо Вот от нее то, как и от десяков тысяч других, и увидели смерть враги русского государства и казачества.

vl-vl: Очень легкая. И гнется почти, как булатная.

Челим: Вот в том году мне попадалась такая сабеля.Толи татарская толи киргизская.18век.

Александръ: Вопрос по амуниции уже поднимался, но все-таки хотелось бы еще раз. Какова было форма казаков при формировании казачьих частей весной-летом 18-го года? В работе Д.Дубровина "Забытый герой. Светлой памяти Сергея Гурьевича Курина" указывается, что 1-й Уральский Учебный конный полк, при формировании "был вооружен из запасов лучшего имевшегося в Войске оружия, чины полка получили новое обмундирование". Следовательно запасы в войске на начало войны имелись. Значит и другим формирующимся частям могли выдавать обмундирование оставшееся с германской войны до тех пор, пока запас его не иссяк? Все-таки приятно видеть уральцев не в английской, а в русской форме. Могли ли казаки, ввиду нехватки обмундирования, на начальный период войны выступать на фронт в своей повседневной одежде?

Шеврон: В Уральске была своя Войсковая обмундировальная мастерская, но она не могла обеспечить форменой одеждой всех служащих казаков. Учебные полки были одеты со складов этой мастерской, а вот в чем остальные воевали можно только догадываться. В 1919 обмундирования катастрофически не хватало и получить его было негде. Раз все пишут, что пленных красных до гола раздевали, то с одеждой в Войске было плохо и лишь английское обмундирование было как глоток свежего воздуха. А в повседневной одежде, я думаю, воевали казачьи дружины, да полки стариков.

Александръ: Спасибо, Шеврон! Интересно, как выглядела форма изготовляемая мастерской? Можно думать, что она соответствовала той, что была установленна в РИА. Наверное и некоторые другие части были одеты в нее.

vl-vl: Казачья амуниция изготавливалась строго по установленным образцам. К тому же существовало подробнейшее ее описание.

Александръ: К настоящему времени эти образцы уже наверное не сохранились, жаль... И жаль все-таки, что практически нет фотографий уральцев в Гражданскую.

Шеврон: Александръ пишет: К настоящему времени эти образцы уже наверное не сохранились, жаль... И жаль все-таки, что практически нет фотографий уральцев в Гражданскую. Ну вот, например, фотка, опубликованная в альманахе "Белая Гвардия" №5. Озаглавлена там как "Уральские казаки в конном строю перед атакой". Якобы, Гражданская война. Происхождение этого фото мне неизвестно. Обратите внимание на форму и на пики!

vl-vl: Лошадь содержится по-уральски(на переднем плане)- хвост не стрижен.

Александръ: Сомнительно, что это построение казаков могло быть перед атакой, скорее где-то на плацу. Но если это Гражданская война, то одеты хорошо. Спасибо за фото!

гуран: одеты уж слишком как-то на подбор, не верю!!! Лошади вроде как все одной масти, что в условиях ГВ тоже подозрительно. На правой руке офицера интересно что за шеврон? Вопрос по фотографиям, почему так мало фотографий отснято в УОА за время ГВ? Был ли штатный фотограф в армии? Если даже нельзя было снимать непосредственно в фронтовой обстановке, то в Уральске и Гурьеве наверняка существовали частные фотоателье, куда по крайней мере офицерство должно было захаживать.

vl-vl: Фото, безусловно,были. Однако, наличие фото ГВ или с наградами и проч. было чревато кирпичной стеной в ЧК или тюрьме. Урал-батюшка хранит в себе много наград от которых казаки

vl-vl: Фото, безусловно,были. Однако, наличие фото ГВ или с наградами и проч. было чревато кирпичной стеной в ЧК или тюрьме. Урал-батюшка хранит в себе много наград от которых казаки избавлялись

Александръ: И не только наград... много-много всего... Кажется это Л.Л.Масянов в своей книге "Гибель Уральского казачьего войска" писал, что в ноябре-декабре, когда фронт на некоторое время остановился, казаки топили в Урале пушки, военное имущество, чтобы ничего не досталось врагу.

Шеврон: Фото, конечно, много вопросов вызывает. Одеты все одинаково, масть коней у всех одинаковая, а вот пики в руках далеко не у всех казаков. Судя по лицам, это не молодые учебные полки, а, скорее всего, льготники. Но я, например, не слышал, чтобы в атаку на красных казаки с пиками ходили (кроме атаки под хутором Халиловым 27 июня 1918). Но там совсем старики были, а тут казаки среднего возраста вроде.

Челим: Наши казаки со знаками Уральского казачьего войска и медалями в честь 300-летия дома Романовых.Красавцы!

Шеврон: Отличная фотка! Спасибо, Челим!

vl-vl: А подписей на обороте нет?

Челим: К сожалению нет.Знаю только что это казаки из Темирской команды.

vl-vl: Челим пишет: Новобранцы 3полк с командирами. Шеврон, давайте "вычислим" остальных офицеров на фото! Чилим, можно ли показать крупно только офицеров?

Юрий: Отличная фотография Челим! Спасибо.

Челим: А вот казаки "за пивком".Тоже Темирцы.

Шеврон: Интересно, какой марки пиво они пили? В Уральске до революции вообще пиво свое варили?

Юрий: Хорошая фотография. Не могли бы Вы сказать Темирская команда от какого-нибудь полка комплектовалась или была отдельной частью? Спасибо.

Шеврон: Уильская и Темирская казачьи команды были отдельными частями!

vl-vl: Юрий пишет: Темирская команда от какого-нибудь полка комплектовалась или была отдельной частью? Изначально, комплектовалась и инспектировалась, по-моему, 3 полком. Найду выписку - выложу.

Юрий: Благодарю!

Челим: А вот команда с офицером.

vl-vl: Год не подписан?

Шеврон: Юрий пишет: Хорошая фотография. Не могли бы Вы сказать Темирская команда от какого-нибудь полка комплектовалась или была отдельной частью? Спасибо. Небольшое уточнение. Выписка из "Краткой исторической справки о сформировании и службе 3-го Уральского казачьего полка" "...Последнее сформирование 3-го Уральского казачьего полка, после которого этот полк оставлен на постоянную службу, было произведено по Высочайшему повелению в 1882г. Полк был сформирован в составе 4-х сотен. Формирование было закончено в сентябре 1882г. Штаб полка и 1-я сотня сформированы из 5-й и 6-й сотен 2-го Уральского казачьего полка, а 2,3 и 4 сотни из отдельных сотен, находившихся в Уильском, Нижнее-Эмбенском и Темирском укреплениях...". В дальнейшем Уильская и Темирская казачьи команды были самостоятельными частями.

vl-vl: Юрий пишет: Не могли бы Вы сказать Темирская команда от какого-нибудь полка комплектовалась или была отдельной частью?

Юрий: Большое спасибо Челим, Vl-vl, Шеврон за предоставленные материалы.

Юрий: vl-vl пишет: Год не подписан? Видно, что фотография сделана между 1912-1917 годами

Челим: Фото1913-1914 год.У офицера медаль 300 лет Д.Р.

Юрий: Понятно, спасибо.

Буран: Александръ пишет: А к какому времени относится фотография? У второго с права во втором ряду не медаль "300-летия дома Романовых"? Может быть еще что-нибудь можно узнать. Спасибо за фото! Бравые казаки! По правую рукуот Владимира Феофилактовича сидит полковник Скворкин Василий Иванович (зам. ком. полка по строевой части), правее подъесаул Кузнецов Петр Фролович, заведовавший в 1913 г. учебной командой полка, изображенной на фото.

Киев-1Уральский: Шеврон пишет: Ну вот, например, фотка, опубликованная в альманахе "Белая Гвардия" №5. Озаглавлена там как "Уральские казаки в конном строю перед атакой". Якобы, Гражданская война. Происхождение этого фото мне неизвестно. Обратите внимание на форму и на пики! Изначально это была дореволюционная открытка, изображающая то ли уральцев, то ли оренбуржцев, то ли каких-то других казаков. А вообще, я неоднократно сталкивался с фактическими фальсификациями иллюстративного материала, которые публикует редактор данного издания.

Шеврон: Киев-1Уральский пишет: я неоднократно сталкивался с фактическими фальсификациями иллюстративного материала, которые публикует редактор данного издания. Не удивлен! Так и думал, что эта фотография (открытка) никакого отношения к уральцам в Гражданской войне не имеет.

aa888: А какую сейчас форму шьют? Образцы каких годов?Где нить в Уральске шьют?

vl-vl: Глядя на современных казаков - в ходу только полковничья.

aa888: Что значит полковничья?

vl-vl: Шутка, конечно! Но погоны - что б непременно полковничьи!

aa888: *PRIVAT*

Гришка: Хотелось бы узнать подробнее об амуниции уральских казаков времён гражданской войны.

Шеврон: Гришка пишет: Хотелось бы узнать подробнее об амуниции уральских казаков времён гражданской войны. Читайте тему "Обмундирование уральских казаков в годы Гражданской войны".

Шеврон: Список предметов казачьего снаряжения, которые изготавливались в Уральской войсковой обмундировальной мастерской в начале ХХ века.

Владимир Бур: То, что уральские казаки носили "ермаковки" - это точно. Мой прадед сфотографирован в гимнастерке такого фасона, вместе со своим братом одетым в такую же форму. Фотография 1890 года. Очевидно, что для него это была, скорее, не строевая, а выходная одежда, так же как и "терская" портупея. Правда "ермаковка" без "газырей" и иных вычурностей, скромная. В то же время у Федора Лаврентьевича (мой прадед) и его брата Григория Лаврентьевича пошив "ермаковок" отличается. Постараюсь, в ближайшее время эту фотографии разместить на форме.

Шеврон: Владимир Бур пишет: Постараюсь, в ближайшее время эту фотографии разместить на форме. Было бы интересно посмотреть. Будем ждать!

Владимир Бур: Как и обещал, выкладываю фотографию уральских казаков братьев Бурыкиных. Фотография примерно 1890 года сделана в гор. Гурьеве. Сидит - Григорий Прокофьевич Бурыкин казак 7-го Уральского полка. Стоит мой прадед Федор Прокофьевич Бурыкин. В прошлом сообщении допустил ошибку, назвав их по отчеству Лавреньвичами. Евдокия Лаврентьевна - это моя пробабка. Приношу извинения. Спаси Вас, братцы, Христос

Шеврон: Владимир Бур пишет: Фотография примерно 1890 года сделана в гор. Гурьеве. Сидит - Григорий Прокофьевич Бурыкин казак 7-го Уральского полка. Спасибо за фото, однако его датировка вызывает большие вопросы. На левом погоне у Григория Прокофьевича, конечно, просматривается цифра 7, что означало номер полка, где казак служил. Но 7-й Уральский казачий полк был сформирован во время подавления революционных беспорядков 1905-1907г. и располагался в гор.Пензе. Вторично 7-й Уральский казачий полк был сформирован уже в годы 1-й Мировой. Соответственно или дата 1890г. не верна или неверно про 7-й полк. Хотя это можно проверить по спискам казаков этого полка.

Владимир Бур: Очень интересное и важное замечание! Спасибо за него. Это не ошибка, снимок датирован 1890 годом. Правда запись сильно затерта, поскольку сделана карандашом на оборотной стороне. Но фотография не может быть сделана позже. Дело в том, что рядом с Марфой Егоровной (в девичестве Хандохиной) жены Григория Прокофьевича сидит девочка Лида (их дочь). Я ее внучатый племянник. Именно она и сохранила эту фотографию. Бабушку Лиду я прекрасно помню, она умерла в 1969 году в Гурьеве в возрасте 81 года. Судя по фотографии ей, в момент, когда она была сделана не более 1,5-2 лет. Соответственно и фото не могло быть сделано позже. Ваше сообщение переворачивает все мои сведения о жизни Григория Прокофьевича. Что же тогда означает цифра 7 на его погонах? К сожалению никаких сведений о прохождении им службы у меня нет. Знаю, только, что умер он в 1920 году. По одним сведениям от тифа, по другим - замерз отступая с казаками из Гурьева. Если есть возможность проверить то, ради Христа, сделайте это. Спаси Вас, братцы, Христос

TatianaIE: Может, и не совсем по теме... Здесь всё больше разговор шёл про амуницию начала 20 века, а мне на глаза попалась заметка об изменении вооружения в 1870-е годы. Ну, может, кому интрересно. УВВ 1873 №13 стр 4

vigor: http://albert-motsar.livejournal.com/257961.html

TatianaIE: У меня вопрос к знатокам - не совсем про амуницию, но более подходящего раздела не могу подобрать. Что такое "контр-агент"? В переписке о заготовке ссыльных этапов в Туркестан встречаются жалобы, что Оренбургское войско не успевает заготовить сухари и контр-агент для этапов. Есть какие-нибудь соображения?

Denis: Скорее всего это персонал занимающийся сбором вещей и всего необходимого, для людей уходящих на этап.

TatianaIE: Вообще-то, фраза в рапорте объединяла сухари и контр-агент именно так как я это передала: не успеваем заготавливать сухари и контр-агент... Персонал не заготавливают, тем более вместе с сухарями... это какой-то предмет, вещество, нечто необходимое во время этапа. Медикамент?

деркул: КОНТРАГЕНТ - лицо или учреждение, принявшее на себя те или иные обязательства по договору; каждая из сторон в договоре по отношению друг к другу.

TatianaIE: Тогда остаётся лишь удивляться начальнику писавшему рапорт, для которого сухари и люди были одно и тоже

vl-vl: М.б. кто-то поскажет - были ли упразднены эполеты на казачьем мундире? Когда?

Калёновец: Эполеты в Русской армии были упразднены в 1917 году, навсегда.

Куренской: Всем доброго времени суток! Нигде не могу найти данные по шевронам за выслугу периода 1869-1974 годов. Какие шевроны за сколько лет службы давались? Жёлтый, серебряный, золотой, в 1 ряд, 2 , 3 ряда? Попался только приказ об отмене этих нашивок (1875 год).



полная версия страницы