Форум » История Яицкого казачьего войска » Марина Мнишек - самозванка или русская царица? » Ответить

Марина Мнишек - самозванка или русская царица?

Калёновец: Ефимия проговорилась и не решилась открыть тему про Марину Мнишек! Подождал, подождал, да и решился сам открыть такую тему. Поговорим, поспорим, может чего и откроем неизвестного из прошлого наших предков - яицких казаков. Тоже, как и Гудвил, заинтересовался откуда остров получил название "медвежий"? Тигры в низовьях Яика, когда предки наши пришли сюда из России, ещё водились, а вот медведи... Возможно, когда Марину Мнишек и Ивана Заруцкого зазывали на Яик, обещали поселить в "Медвежий угол", чтобы ни одна собака их не нашла. Ведь, на них уже была объявлена охота.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Калёновец: Гудвил пишет: будет уместно разместить здесь ее фото Марина Мнишек в 17 лет вышла замуж за Дмитрия Ивановича (1606 г.) и судя по всему, была "из молодых, да ранних". По мнению историков, донской атаман Иван Мартынович Заруцкий тоже был молод и красив собой, к тому же был властолюбивый человек и авантюрист по натуре. Весной 1614 г. Заруцкий, оставшись с небольшим отрядом казаков, вынужден был запереться в Астраханском кремле. В мае того же года, Заруцкий с Мариной Мнишек и сыном её Иваном бежали на Яик, где и укрылись на Медвежьем острове, но были там схвачены и доставлены в Москву. "На Москве же тово Заруцково посадили на кол, а Воренка повесиша, а Марина умре на Москве в тюрьме в 1614 - м году".

Калёновец: Итак, полячка Марина Мнишек, в отличие от яицкой казачки Устиньи Кузнецовой, стала русской царицей, ещё до замужества, а поэтому выяснять кто был её мужем, самозванец или настоящий русский царь, не имеет смысла. Следующей русской императрицей, венчанной на царствование, стала Екатерина 1. Однако, в отличие от неё, Марина Мнишек не переходила в православие, а оставалась католичкой, что очень не нравилось русским людям. Триумфальное начало её царствование закончилось быстро и трагично. Князь Василий Шуйский совершил дворцовый переворот и захватил власть, объявив себя новым царём. Смута на Руси при нём не улеглась, а лишь усилилась.

Калёновец: После свержения Лжедмитрия 1 в 1606 году, его жена и тесть, Марина и Ежи (Юрий) Мнишеки, были сосланы в Ярославль. Как известно, ярославский купец Гурий Назарьев скупал "погромную рухлядь" у яицких казаков, а его сын, Михаил Гурьев, в 1640 г. основал в устье Яика каменную крепость, названную впоследствии Гурьевым - городком. Короче говоря, можно предположить, что Марина Мнишек слышала про яицких казаков и реку Яик, богатую рыбой. В 1608 году Марина с отцом и другими поляками были отпущены на родину. В том же году появился новый самозванец Лжедмитрий II, его войска осадили Москву и подступили к Ярославлю. За годы Смуты большая часть Ярославля была сожжена, а население разорено.


Ефимия: Да мы не можем знать о чем думала Марина на берегах Яика..Но вот Леонид Бородин в своей книге так описывает мысли Марины.. — А вот, заброшенная с горсткою остатних казаков на пустынный остров дикого Яика, Марина испытывает и такой поворот: “не-хо-чу-в-Мос-кву! Хочу здесь! Не хочу быть царицей! Не хочу каменных палат, хочу избу по-чёрному. Не хочу одеял атласных, хочу рогожу да посконку!”; “бесы страхами искушали меня, громами да молниями. Теперь покоем искушают. Ты, говорят, устала, царица. Посмотри, говорят, вокруг, мир для покоя души создан. А ещё наговаривают уроды невидимые, будто Отцу Великому никакого дела до меня нет”, “и верно, давно надо б от лишней суеты отречься, извечностью порядка восхититься”, “раньше сердцем слепа была к миру Божьему”, а вот “средь быдла и природной дикости почему мне здесь хорошо, как нигде не было”. (Александр Солженицын Леонид Бородин — «Царица смуты» Из «Литературной коллекции») Несомненно Л.Бородин с большой симпатией относился к героине своей книги. А как относились к Марине казаки на Яике? Уже после того, как узнали о ее пребывании на Яике..

Калёновец: Ефимия пишет: А вот, заброшенная с горсткою остатних казаков на пустынный остров дикого Яика, Марина испытывает и такой поворот: Судя по раскопкам, проведенным в середине 19 века, на Медвежьем острове было поселение людей. Паллас писал, про шанец (крепостное укрепление), который был сооружен на бывшем острове. Опять же, в начале 17 века левый (бухарский) берег Яика был покрыт лесом, а сама река была достаточно обжита людьми. Поэтому Леонид Бородин писал больше эмоционально, чем со знанием дела и местности, где происходили события. Ефимия пишет: А как относились к Марине казаки на Яике? Уже после того, как узнали о ее пребывании на Яике.. Если яицкие казаки выдали Марину Мнишек царским стрельцам, то отношение к ней было явно негативное. Хотя, в период Смуты яицкие казаки могли служить царю Дмитрию Ивановичу и его жене Марине Мнишек. На то она была и Смута, что метался народ из стороны в сторону, и яицкие казаки не были исключением. При царе Федоре Ивановиче, главой донских, терских и яицких казаков был донской атаман Василий Янов, который в Смуту служил и Дмитрию 1 и Василию Шуйскому, а 1611 г. переметнулся к полякам и поступил на службу к королевичу Владиславу, претендовавшему на русский престол.

Ефимия: Калёновец пишет: Если яицкие казаки выдали Марину Мнишек царским стрельцам, Нет нашли Марину астраханские казаки и выдали московским стрельцам..

Ефимия: Калёновец пишет: Итак, полячка Марина Мнишек, в отличие от яицкой казачки Устиньи Кузнецовой, стала русской царицей, Да, Марина Мнишек, не самозванка! Она царица! Марина знала что ее ждет в Москве. И как мать думала не о себе, о сыне. Если бы она была одна,кто знает как бы развернулись события, может и не далась бы в руки московским стрельцам.. Красоты Яика в теплую майскую ночь.. были для Царицы Марины Мнишек последним глотком Свободы. Нашли и взяли Марину в конце лета.. И частичка души ее осталась, там на Яике в глухом "медвежьем углу".. и поныне!!!

Калёновец: Ефимия пишет: Нет нашли Марину астраханские казаки и выдали московским стрельцам.. Впервые слышу такую версию. Уточните источник! По моему, её выдали стрельцам яицкие казаки атамана Никиты Уса. Ефимия пишет: И частичка души ее осталась, там на Яике в глухом "медвежьем углу".. и поныне!!! Насчет души не знаю, а Маринкины клады яицкие казаки искали, но не нашли.

десятник: почему то не пишите про воеводу Пальчикова ,который стоял на Волге при устье реки Ус ,выше Самары. Ему пришёл приказ из Москвы об пленении Бунтовщиков .Которые грабили и сжигали городки и были в Астрахани . был бой и бунтовщики с ранеными на стругах ушли вниз по Волге .при них были заложники ,позже они требовали за каждого пленника заплатить по 10 000 лошадей.Послали двух татар договариваться о выкупе и были пойманы ,и при допросе они указали что они Яицкие казаки ,и что Маринка с ватагой казаков находится на медвежьем острове ,который находится выше по Яику индерских гор .которые с татарского переводятся как соляные два дня хода .И. Железнов изучал архивы и сделал расчёт .за один день хода у татар считалось расстояние 100 -?? вёрст . и выше индера это двести верст ,получается на старице медвежьей ,был остров .временное убежище.Медвежья старица и сейчас есть на картах он находится выше Чапаево. насчёт клада я думаю что история Бударино про будару с золотом возможно связана с историей 1614 г. p.s. Написал по памяти ,есть у меня распечатка с архива дознание и история ,которой пользовался И.Железнов.она есть в интернете.В районе Кулагино есть городище ,но оно не может быть Маринкиным городком ,согласно показанием пленных яицких казаков.Я заезжал проездом к этому городку ,на этом месте находится К.Х. загорожено забором из колючей проволоки, видел хозяев ,дядьки мусульмане бородачи ,и нам не разрешили ,да и как то по строгому настрою " хозяев " не было уже желанию нам заезжать для осмотра.

десятник: вот на карте Медвежья старица ,и Бударино не далеко ,

десятник: О посылке под Астрахань и о взятии Астрахани и о Маринке. Послал государь под Астрахань боярина князя Ивана Никитича Одоевского, да окольничего Семена Васильевича Головина, да дьяка Василия Июдина. Они же пошли и зимовали в Казани, а Заруцкий в ту пору зимовал с Маринкой в Астрахани. И начал астраханцам делать утеснение великое, и воеводу князя Ивана Дмитриевича Хворостинина казнил. И была в Астрахани между ними рознь великая. И прослышал про то воевода на Терке Петр Васильевич Головин, и послал под Астрахань казанца Василия Хохлова с ратными людьми. Он же пришел под Астрахань. Астраханцы увидели, что он пришел, и выбежали к нему все из Астрахани. Заруцкий же, видя приход терских людей и соединение с ними астраханцев, побежал из Астрахани с Маринкою на Еик. Воевода же Петр Васильевич Головин послал к Москве с сеунчем того Василия Хохлова. Боярин же князь Иван Никитич Одоевский с товарищами пошли наспех в Астрахань; и, придя, в Астрахани сели; и тех воров, которых захватил, тех переловили; и укрепился в Астрахани и послал за Заруцким многих людей. Они же его встретили на Еике, на острове, и тут его побили, и Маринку и Воренка живых взяли, и многую с ними казну взяли, и послали его к Москве к государю. На Москве же того Заруцкого посадили на кол, а Воренка и изменника Федьку Андронова повесили, а Маринка умерла в Москве. https://www.vostlit.info/Texts/rus13/Nov_letopisec/text4.phtml?id=1008

Гудвил: десятник пишет: Железнов изучал архивы и сделал расчёт .за один день хода у татар считалось расстояние 100 -?? вёрст . и выше индера это двести верст ,получается на старице медвежьей ,был остров .временное убежище.Медвежья старица и сейчас есть на картах он находится выше Чапаево. насчёт клада я думаю что история Бударино про будару с золотом возможно связана с историей 1614 г. версия интересная, а вот насчет будары я слышал другую версию, якобы она принадлежала Пугачеву

Калёновец: Гудвил пишет: версия интересная, а вот насчет будары я слышал другую версию, якобы она принадлежала Пугачеву По сути, Паллас писал, что казаки вспоминали Маринкин городок, как местонахождение Марины - разбойницы. Тот же Паллас предположил, что речь шла о Марине Мнишек, а яицкие казаки о ней и не ведали. Про Медвежий остров у Палласа тоже ничего не говорилось. В предании о Харко говорилось про киргизских амазонок, которые промышляли около форпоста Харкин. Таким образом, женщина - разбойница вполне могла обитать в тех краях в начале XVII века.

Ефимия: Гудвил пишет: версия интересная, а вот насчет будары я слышал другую версию, якобы она принадлежала Пугачеву А еще был Степан Разин и там тоже были стоянки на Яике и сокровища.. Местечко "Маринкин",однозначно про Марину Мнишек,и возможно две стоянки были у них с Заруцким..

Калёновец: Ефимия пишет: А еще был Степан Разин и там тоже были стоянки на Яике и сокровища.. Степан Разин однажды зимовал в Нижнем Яицком городке (Гурьеве) и выше по Яику он не поднимался. Ефимия пишет: Местечко "Маринкин",однозначно про Марину Мнишек,и возможно две стоянки были у них с Заруцким.. Про две стоянки на Яике Заруцкого и Марины, версия интересная. Возможно, что больше было стоянок. Заруцкий из Астрахани направился вверх по Волге, а уже потом повернул на восток, к Яику. Где он вышел на Яик, в каком месте были его стоянки, доподлинно неизвестно.

десятник: Нашел исторические акты, Приказы, переписки тех времен. По этой теме все начинается с 20-й страницы. Скачать акты можно по ссылке https://disk.yandex.ru/i/wLPjXZUp1iO46g

Калёновец: десятник пишет: Нашел исторические акты, Приказы, переписки тех времен. Молодец! 282. - 1614 Мая 31. Отписка стрелецкого головы Василия Хохлова, воеводам князю Ивану Одоевскому и Семену Головину , о побеге Марины и Заруцкого из Астрахани: "... вор Ивашко Заруцкий и с Маринкою и с выблядком, а с ними Волгские атаманы и казаки, а поехали протокою Арчаком в верх; и по тем вестям я послал за вором за Ивашком Заруцким, в погоню, Астраханских служилых людей и Терское войско всех ратных людей..." (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 3. 1613 - 1645. - СПб., 1841. - с. 417). По предположениям, Василий Хохлов мог являться прообразом казака Терского в предании И. И. Железнова. После Пугачевского бунта яицкие казаки Хохловы стали Салынины и проживали в Гурьеве - городке, где родился бытописатель Иоасаф Игнатьевич Железнов.

Калёновец: десятник пишет: вот на карте Медвежья старица ,и Бударино не далеко , Известный уральский журналист и краевед Николай Чесноков писал, что яицкие казаки на вопрос: "Где зимовали?", отвечали по разному, а некоторые так: "...четвертые - "В Медвежьем", что рядом с нынешнем Кожехаровым, если уже не переименованном..." (Чесноков Н. Город малиновых зорь. Ч. 1. Уральск, 2010. - с. 323).

десятник: у меня есть книга ,довольно интересная с лоцией Урала. там есть Медвежий яр , Маринкин яр.

Калёновец: Получается, что: Медвежий яр находится чуть ниже Антонова, а Маринкин яр - чуть выше Харкина.



полная версия страницы