Форум » История Яицкого казачьего войска » Марина Мнишек - самозванка или русская царица? » Ответить

Марина Мнишек - самозванка или русская царица?

Калёновец: Ефимия проговорилась и не решилась открыть тему про Марину Мнишек! Подождал, подождал, да и решился сам открыть такую тему. Поговорим, поспорим, может чего и откроем неизвестного из прошлого наших предков - яицких казаков. Тоже, как и Гудвил, заинтересовался откуда остров получил название "медвежий"? Тигры в низовьях Яика, когда предки наши пришли сюда из России, ещё водились, а вот медведи... Возможно, когда Марину Мнишек и Ивана Заруцкого зазывали на Яик, обещали поселить в "Медвежий угол", чтобы ни одна собака их не нашла. Ведь, на них уже была объявлена охота.

Ответов - 119, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Калёновец: В книге "От гугни до Толстова" есть упоминание о Марине Мнишек: "В 1613 году Н. Ус был на Медвежьем острове, что находился в низовьях Яика, на нем располагался последний лагерь Марины Мнишек (жены Лжедмитрия (I и II) и атамана И. М. Заруцкого. Когда Никита Ус покинул лагерь М. Мнишек, до или после боя последних защитников польской авантюристки с царскими войсками, т. е. 25 августа 1613 года, точно неизвестно" (с.19).

Ефимия: Покопалась в интернете в надежде найти что-либо о пребывании Марины Мнишек на Яике.Заинтересовала книга Леонида Бородина "Царица смуты" Историческая повесть. Труд примечательный,я еще не ознакомилась.. Вот что пишет в заключительной части автор: ""Каждый житель города Коломны знает башню Марины, или «Маринкину башню», где содержалась она до последнего своего часа неизвестно сколько времени. Кто побывал там, лазил по подвалам и перекрытиям, с трепетом всматриваясь в темные углы заброшенного строения, тот с уверенностью скажет, что нет, не оставила после себя блуждающей тени царица русской Смуты — знать, милостив был Господь к «гордой полячке» и, приняв душу ее в свои бережные длани, даровал ей покой и тихую радость. А память народная, что живет своей жизнью, с памятью исторической не соприкасаясь, но по самому главному ей не противореча, — что она сохранила в себе о Марине, урожденной Мнишек, царице московской? Писатель и бытописатель земель яицких Иосаф Игнатьевич Железнов в середине прошлого века такое выслушал сказание о Маринке и Маринкином городке. Жила-де во граде Киеве во времена князя Владимира разбойница, чародейка и еретичка по имени Маринка. И не было с ней никакого сладу, вредила народу христианскому безмерно, и никто с ней справиться не мог. Пока за дело не взялся добрый молодец Добрыня Никитич. Но и от него сия ведьмица в последний час ускользнула и убежала на реку Яик, где построила городок разбойничий, в народе Маринкиным прозванный. И был у ней в подручных злобный и коварный Америк-хан(!), с ним-то и безобразничала она на землях яицких. Но и на Яике отыскал Маринку Добрыня, молодец. И, сперва покончив с Америк-ханом… далее дословно: «Сел на своего добра коня буланого Добрыня Никитич и полетел к Маринкиному городку. Значит, резолюцию сделать еретичке. Прописал же он ей, сударь мой, резолюцию славную! Перво-наперво надавал ей, яко потаскушке, оплеух горячих — без того нельзя! Потом, сударь мой, оттаскал ее добрым порядком за космы — и без этого нельзя! А напоследок, как закон повелевает, привязал ее за хвост дикой лошади да и пустил в чисто поле. Тут Маринке-ехиднице и смерть приключилась. Значит, сколько ни мудрила, сколько ни хитрила, а Добрыниных рук не миновала». Померла Маринка-разбойница. А что после смерти разбойников остается? Ты Яик, Яик, быстра реченька, Издалеча течешь ты мутнехонька. На твоем на дне у крута яра Лежит лодочка позатоплена С золотой казной со Маринкиной, В каменной Москве ей награбленной… …Ты теки, теки, наш Яикушка, Ты корми, корми нас, удалых, Добрых молодцев, слугов верныих Царя-батюшки благоверного…"" Автор Леонид Бородин,интересная личность, вроде сибиряк..Фамилия по отчиму,отец расстрелян в 38-м,о родном отце узнал когда его реабилитировали, воспитывался отчимом..Вот интересно не уралец ли этот отчим Бородин? Надо подумать!

Калёновец: Известный путешественник Паллас написал про Маринкин городок следующее: "Находящаяся при Кулагине древность из средней Российской истории особлива достойна примечания, а именно там есть знатный шанец, который известен Яицким казакам под именем Маринкина городка; но они не знают больше никакого о том известия, как только сие, что Марина была такая женщина, которая в прежние времена ходила на разбой из оного городка. За вероятное почесть можно, что сие место укреплено и проименовано по Марине Сендомирской, супруге ложного Дмитрия. Маринкин городок находится по сию сторону Кулагиной крепости, полторы версты от оной на высоком степном месте при буераке, в котором река Яик, как сказывают, прежде имела свое течение: но ныне она отдалилась полверсты от оного места. шанец имеет вид прямого угла с кривыми сторонами. К оному видны три проезда, а именно самый большой в западную сторону к Калмыцкой степи, и две малые от сторон шанца к юго - западу и северо - востоку. Внутри шанца находятся земляные кучи произошедшие от подземных жилищ, которые, по объявлению казаков, прежде там были" (Паллас П. С., путешествие по разным местам Российской империи. Часть первая. СПб. 1773. С. 605 - 606).


Калёновец: Не менее интересное высказывание о Марине Мнишек оставил историк В. Н. Витевский: "... Яицкие казаки дали у себя приют Марине Мнишек и ее последнему любовнику Ивану Заруцкому, который возмущал весь Прикаспийский край, заставляя присягать сыну Марины, рожденному от второго Самозванца. Марина и Заруцкий укрылись от царских стрельцов на Медвежьем острове *), где 24 июня 1614 г. и были найдены. Заруцкий и сын Марины преданы позорной казни, а сама Марина умерла в темнице... *) Медвежий остров на р. Яике, несколько выше Кулагиной крепости. На имеющейся ландкарте 1745 г., составленной геодезистом Чичаговым, выше Кулагиной крепости обозначено "Маринкино городище"; против него - то, вероятно, и находится Медвежий о - в. Слич. Акты Истор. т. III, № 32, под 1614 г." (Витевский В. Н. Яицкое войско до появления Пугачева//Русский Архив. 1879. С. 299).

Ефимия: Калёновец пишет: *) Медвежий остров на р. Яике, несколько выше Кулагиной крепости. На имеющейся ландкарте 1745 г., составленной геодезистом Чичаговым, выше Кулагиной крепости обозначено "Маринкино городище"; против него - то, вероятно, и находится Медвежий о - в. Слич. Акты Истор. т. III, № 32, под 1614 г." Найти бы это место на карте! Где все наши специалисты по картам, чего то помалкивают..

Ефимия: Ну а сама Марина? То ли утопили ее, то ли своей смертью померла, то ли разумом повредилась в подвале казанского кремля и, в Коломну из Казани доставленная, именно по причине болезни душевной, по безвредности, в отличие от Заруцкого, погибшего на колу, и от сына своего, тайно удавленного, оставлена была доживать в помрачении разума. Отписка же Посольского приказа на польский запрос немногословна: «…А Маринка на Москве от болезни и с тоски по своем выблядке умерла». Читая эти строки из книги Л,Бородина хочется заступиться за Марину ,которую в 16-летнем возрасте втянули в эту аватюрную историю..и вот нашлась информация следующего содержания.. "Поездка въ Самборъ" (отрывок) Слишком мало исторического материала пущено в ход до сих пор. В жизни воеводы сендомирского есть конечно неприглядные стороны,но на воспитании его детей они не повлияли.Здесь встречаются глубокие убеждения. Сестра Марины вступила в строгий кармелитанский орден.Ея брат Франциск Бернард ,отличался по словам Нисецкаго,необыкновенным благочестием. Сама Марина осталась непоколебима в своих верованиях,дорожила церковной обстановкой,даже в Москве был сделандля нея "Костел у Стретенья на переходах подле Николы Яковленскаго"*),при всяком из своих трех браков она прибегала к таинству и священному обряду. Молодая царица была честолюбива. Это не подлежит сомнению. Но ея честолюбие не было мелочное и ничтожное чувство. В нем преобладает страсть величия. Что всего более подкупает в пользу Марины,это странная смесь отваги и простоты, в письмах к отцу она по детски беззаботна, в Москве ,Тушине,Калуге,Астрахани является боевая ,безстрашная,богатырь-женщина. Пирлингъ. 1897 г.

Калёновец: Ефимия пишет: Найти бы это место на карте! На современной карте этого места давно нет. Даже, на карте 1745 г. этого острова уже не было. Во второй половине 19 века начальник дистанции Хорошхин производил на месте Маринкина городка раскопки. Кладов не нашли, но несколько черепков доказывали, что там было когда - то жилище людей. Медвежий остров мог получить своё название от подземных землянок, напоминавших медвежьи берлоги.

Гудвил:

Гудвил: Калёновец пишет: На современной карте этого места давно нет. места может на карте и нет, но вот выше Кулагина указано поселение с интересным названием ниже, на Урале виден остров, но врят-ли это он, больно мелкий. Выше и ниже Кулагина явно видны старые русла Урала. В то время река могла течь как угодно и остров мог находится где угодно. Сам я там никогда не был, поэтому подробно о местности ничего сказать не могу.

Ефимия: Гудвил пишет: выше Кулагина указано поселение с интересным названием Спасибо,Гудвил! сейчас посмотрела на гугл карте, высвечивается название этого поселения -" Маринка"!!! Четыре века, в этом медвежьем углу люди живут и Маринку помнят, уму не постижимо.. Правда, Здорово !!!

Ефимия: Гудвил пишет: Сам я там никогда не был, поэтому подробно о местности ничего сказать не могу. Если есть такие,кто побывал в этих местах..напишите..

Калёновец: Ефимия пишет: Четыре века, в этом медвежьем углу люди живут и Маринку помнят, уму не постижимо.. Правда, Здорово !!! В уральских преданиях её называли Марина Кайдаловна! Почему? Отцом её был воевода Юрий Мнишек, тогда причем такое отчество - Кайдаловна! Опять же, по преданию её победил пришлый богатырь Никита Добрынич. В архивных документах упоминался яицкий атаман Никита Ус, который выдал Марину Мнишек с компанией московским стрельцам.

Калёновец: Была ли Марина Мнишек женой двух самозванцев или одного или настоящих царей, об этом история не имеет однозначного мнения. Однако, суть не в этом, а в том, что сама Марина Мнишек перед вступлением в законный брак с царём Дмитрием Ивановичем, была венчена на царствование в России, т. е. её провозгласили царицей. Вероятно, поэтому донской атаман Иван Заруцкий "запал" на неё после смерти Лжедмитрия II (1610 г.). По слухам, она родила сына ("ворёнка") не от Лжедмитрия II, а от Заруцкого.

Гудвил: будет уместно разместить здесь ее фото

Ефимия:

Ефимия: Калёновец пишет: В уральских преданиях её называли Марина Кайдаловна! Почему? Значение слова кайдал в словаре Даля. кайдал муж. , собир. , дон. гурт, стадо. Кайдальщик муж. , дон. пастух. Кайдалы, кайданы муж. , мн. , зап. и южн. кандалы, цепи, оковы, вязи, колодка. Кайданщик муж. тюремшик, замыкающий в оковы. Даль В.И.. Толковый словарь Даля, 1863-1866. Даль дает точный ответ, комментарии излишни

Ефимия: Калёновец пишет: По слухам, она родила сына ("ворёнка") не от Лжедмитрия II, а от Заруцкого. Слухи это те же сплетни.. ))) Интересные факты..из сети Подступившее к Москве земское ополчение заставило Марину бежать сначала в Рязанскую землю, потом в Астрахань, наконец вверх по Яику (Уралу). У Медвежьего острова она была настигнута московскими стрельцами и, скованная, вместе с сыном, доставлена в Москву (июль 1614 г.). Здесь четырёхлетний её сын был повешен, а она, по сообщениям русских послов польскому правительству, «умерла с тоски по своей воле »; по другим источникам, она повешена или утоплена. Перед смертью прокляла род Романовых, предсказав, что ни один из Романовых никогда не умрёт своей смертью и что убийства будут продолжаться, пока все Романовы не погибнут. Кроме того, существует версия, что Марина Мнишек была заточена в Круглой (Маринкиной) башне Коломенского Кремля, где и скончалась. От Марины сохранились многочисленные письма к отцу, королю и Папе Римскому и дневник.

Калёновец: Ефимия пишет: Слухи это те же сплетни.. ))) К сожалению, вся история государства Российского основана на слухах, то бишь, сплетнях. те же летописи при переписывании так искажали, что "мам не горюй". Вошедший в историю беглый монах Гришка Отрепьев, по мнению некоторых историков вовсе не был Лжедмитрием 1. Многие считают, что это два разных человека, судьбы которых исторически переплелись в один момент времени. Была свадьба Марины Мнишек с настоящим русским царём Дмитрием Ивановичем или с самозванцем, точно неизвестно. Но, фактом остаётся, что Марину Мнишек венчали на царство в России, т. е. сделали официально настоящей царицей, ещё до свадьбы. оказалась она случайно на Яике или её туда умело заманили, тоже неизвестно. Однако, как и в случае с другим известным самозванцем, Емельяном Пугачевым, возле Марины Мнишек крутился казачий атаман Иван Чика. К сожалению, неизвестно из чьих казаков был атаман Чика, но его исчезновение в Туле вызывает много вопросов.

Калёновец: Калёновец пишет: возле Марины Мнишек крутился казачий атаман Иван Чика. К сожалению, неизвестно из чьих казаков был атаман Чика, но его исчезновение в Туле вызывает много вопросов. Известны имена некоторых атаманов И. Заруцкого: Иван Чика - участвовал еще в восстании И. Болотникова, осенью 1608 г. он также был в осаде Троицкой лавры, застрелив видного защитника монастыря И. Внукова, зимой 1612 г. отряд Чики (70 казаков) входил в Первое ополчение и был на постое во Владимирском Рождественском монастыре (Акты времени междуцарствования (1610, 17 июля - 1613)/ под ред. С. К. Богоявленского, И. С. Рябинина, - М., 1915 - с. 65). В районе Венёва был разбит отряд атамана Чики, а сам атаман доставлен в Тулу к князю Григорию Тюфякину. В декабре 1612 г. его казаки заняли городок Михайлов, который на несколько недель стал резиденцией "царицы" Марины и "царя" Ивана. В декабрьской отписке темниковского воеводы И. М. Бутурлина сообщается, что "с Веневы отомана Чику поймав, отвели ко князю Григорью Тюфякину на Тулу" (Цит. по: Станиславский А. А. Столбцы Печатного приказа. - с. 134). Князь Григорий Васильевич Тюфякин ( - после 1625), стряпчий, воевода, Посол в Персии, бездетный. В апреле 1613 г. по царскому указу выступил в поход против мятежного атамана Ивана заруцкого и его казаков.

Калёновец: Что интересно, атаман Иван Чика из Смутного времени, как и Чика (Иван Зарубин) из Пугачевщины, был официально выведен из "игры" по поимке Марины Мнишек, ещё до её окончания. Остаётся только догадываться, взял его князь Тюфякин с собой в поход или оставил сидеть в Тульской тюрьме? Донской историк Савельев писал: "С избранием в цари Михаила Феодоровича казаки возвратились на Дон. Только небольшая часть из них, около 200 человек, вместе с уральскими и терскими присоединилась к Заруцкому, ушедшему с Мариной Мнишек в Астрахань и не признавшему нового царя" (Савельев Е. П. Древняя история казачества. - М., 2008 - с. 298). Возникает вопрос: если яицкие (уральские) казаки хранили память о Марине, то и атаман Чика мог быть из яицких казаков. Возможно, тот Чика из Смутного времени был предком яицких казаков Зарубиных, поэтому Иван Никифорович и взял себе прозвище Чика.



полная версия страницы