Форум » История Яицкого казачьего войска » Василий Гугня » Ответить

Василий Гугня

Калёновец: Василий Гугня - легендарный первый атаман яицких казаков. От прозвища "Гугня" пошла впоследствии фамилия Гугнин. Однако, среди яицких и уральских казаков не было такой фамилии - Гугнины. Хотя, в Уральске проживали Гугнины, но они были переселенцами из России, т. е. иногородние. В словаре древне - русских личных собственных имён. СПб, 1903 г. сост. Тупиков Н. М., нашёлся: Федко Гугня, вяземский стрелец. 1649. Ю. З. А. III, 116 (д). Учитывая, что набирались стрельцы из "гулящих" людей, сыновей и родственников стрельцов, и за 100 лет сложились семейные стрелецкие династии, можно предположить, что Василий Гугня был не казак, а астраханский конный стрелец, посланный с отрядом на Яик. Таким образом, его появление на Яике случилось не ранее 1562 года. Именно в то время царь Иван Васильевич распорядился послать из Астрахани 20 стрельцов к ногайскому хану, для защиты последнего от набегов его недругов.

Ответов - 56, стр: 1 2 3 All

vl-vl: Ефимия пишет: Наконец-то Вы высказались,Николай!

Шеврон: Калёновец пишет: В середине XVI века на Яике были казаки, только не русские люди, а казахи. Очередной креатив!

Калёновец: Шеврон пишет: Очередной креатив! Да нет, не очередной креатив, просто открыл "секрет полишинеля" для уральских историков. Вы же "бабакиным" рассказам не верите, а пользуетесь только архивными фактами. Вот, пришлось покопаться в недрах матушки - истории специально для Вас.


Шеврон: Калёновец пишет: Вот, пришлось покопаться в недрах матушки - истории специально для Вас. Спасибо за труды... но... может не стоит?

Калёновец: В заключение темы хотел бы внести некоторые коррективы в хронологию события появления Василия Гугни на Яике. Например, П. И. Рычков утверждал, что атаман Григорий Меркурьев "более ста лет жил". На самом деле Григорий Меркурьев (1666 - 1741) умер на 75 году от роду. Младенчество считалось до 7 лет, далее было отрочество. На руси женщины рано выходили замуж и к 40 годам становились бабушками и попадали в разряд старушек. А в 50 - 60 лет их уже считали дряхлыми старухами. Если проведём простые математические вычисления, то получим примерный год появления Гугни на Яике: 1666 + 7 = 1673 - 60 = 1613 + 20 = 1633 - 30 = 1603 г. Таким образом, временем появления Василия Гугни на Яике было царствование Бориса Годунова, т. е. Смутное время, когда на Руси воцарились неразбериха и хаос. В январе 1598 года, сразу после смерти царя Фёдора Ивановича, вдовая царица Ирина Федоровна объявила амнистию, выпустив из тюре всех "татей и разбойников". В "Оренбургской истории" (1744) П. И. Рычков, сославшись на рассказы яицких стариков, заявил о появление казаков на Яике около 1584 года, что подтверждается и документами тех лет. Почему через несколько лет он грубо исказил историю Яицкого войска, неизвестно. Уральцы никогда не признавали своё происхождение от донских казаков. Вероятно, потому что Василий Гугня не оставил после себя потомства на Яике.

Куренской: Калёновец пишет: Василий Гугня - легендарный первый атаман яицких казаков. От прозвища "Гугня" пошла впоследствии фамилия Гугнин. В словаре древне - русских личных собственных имён. СПб, 1903 г. сост. Тупиков Н. М., нашёлся: Федко Гугня, вяземский стрелец. 1649. Ю. З. А. III, 116 (д). Учитывая, что набирались стрельцы из "гулящих" людей, сыновей и родственников стрельцов, и за 100 лет сложились семейные стрелецкие династии, можно предположить, что Василий Гугня был не казак, а астраханский конный стрелец На рубеже 17-18 веков были Донские казаки Лукьян и Иван Самсоновичи Гугнины, нашёл о них упоминание в последней книге Гусева.

Калёновец: Куренской пишет: На рубеже 17-18 веков были Донские казаки Лукьян и Иван Самсоновичи Гугнины, нашёл о них упоминание в последней книге Гусева. В конце ХХ века, в Уральске, по соседству с моей тёщей проживали Гугнины, которые к уральским казакам не имели никакого отношения. Возможно, предки этих Гугниных были донскими казаками. До Петра 1 войско Яицкое несло свою службу "вахтовым" методом. Поэтому в его рядах перебывало столько всякого народа, что возможно был среди них и донской казак Василий Гугня. В то время казаки часто переходили из одного войска в другое, неся "государеву службу". Главное не в этом, а в том, что волжские казаки (ушкуйники) пришли на Яик по Государеву приказу и основали городок в 1584 году, их и нужно считать родоначальниками Яицкого войска, а не донского казака Гугню.

Куренской: Калёновец пишет: Уральцы никогда не признавали своё происхождение от донских казаков. Вероятно, потому что Василий Гугня не оставил после себя потомства на Яике. А как же первый тост:"За бабушку Гугниху - праматерь всех уральских казаков!"? Неужели это не являлось признанием? В нашей семье это до сих пор традиционный тост, да и когда с казаками собираемся тоже произносится.

Калёновец: Куренской пишет: А как же первый тост:"За бабушку Гугниху - праматерь всех уральских казаков!"? Неужели это не являлось признанием? В нашей семье это до сих пор традиционный тост, да и когда с казаками собираемся тоже произносится. Как писал знаменитый поэт А. С. Пушкин: "Доныне, просвещенные и гостеприимные, жители уральских берегов пьют на своих пирах здоровье бабушки Гугнихи". В 1833 году кто из уральских казаков был "просвещенный"? Раз, два и обчелся. "Гостеприимные" были почти все и все пили будь здоров. Так что пейте на здоровье. Тем более, никто и не отрицает, что первыми женами яицких казаков были татарки. И в моей семье предание говорит о том же. Сами подумайте, если служба идёт "вахтовым" методом, вдали от русских земель, а вокруг одни татары... Были и Гугнихи, были и Бочкарихи... Всяко было.

Куренской: История или повествование о Донских казаках Примечательная работа много лет прожившего в бок о бок с казаками генерала А.И. Ригельмана представляет собой увлекательную подборку исторических фактов, переплетенных с легендами и преданиями.

Калёновец: Куренской пишет: История или повествование о Донских казаках Очень вредная для понимания истории Яицких казаков работа. Генерал Ригельман жил среди Донских казаков, а про Яицких слышал краем уха. О том, что Донских казаков нельзя сравнивать с Яицкими и другими, хорошо дал понять беглый подьячий Григорий Котошихин. А Ригельмана можно почитать, для общего кругозора и успокоения души. Это моё личное мнение, поэтому никого не хочу переубеждать и отговаривать.

Куренской: Куренской пишет: На рубеже 17-18 веков были Донские казаки Лукьян и Иван Самсоновичи Гугнины Ещё двое нашлись 1658-1660г.г.

Калёновец: Куренской пишет: Ещё двое нашлись 1658-1660г.г. Про это даже спору нет, были на Дону казаки Гугнины. Более того, знал я и в Уральске иногородцев Гугниных. Гугня - это гнусавый человек, поэтому атаман с таким прозвищем мог быть и на Яике. Только первым он не был. Старые люди про него не знали.

Шеврон: Калёновец пишет: Старые люди про него не знали. Опять эти мифические старые люди.. А сами то они были? Если кто-то про него и не знал, это не значит, что его не было. А вот первым он атаманом был или нет, сейчас уже никто точно и не скажет (если только Куренской не найдет в РГАДА документы на эту тему). Но предания записанные на Яике указывают именно на него.

Куренской: Шеврон пишет: А вот первым он атаманом был или нет, сейчас уже никто точно и не скажет (если только Куренской не найдет в РГАДА документы на эту тему). Но предания записанные на Яике указывают именно на него. Наверное не первым. Он был атаманом изменившим историю и сами принципы существования Яицких казаков. Но скорее не он, с бабушка Гугниха))

Куренской: Шеврон пишет: (если только Куренской не найдет в РГАДА документы на эту тему) Всё возможно. Кто бы знал, что в одном из микрофильмированных фондов (их может просмотреть каждый) найдутся документы с именами казаков 1660 года. Дело довольно большое, но в основном там расписки о получении денег. Половину отснял, а половину только через 3 недели. В читальном зале работаю каждую неделю, а с залом микрофильмов проблема, трудно туда попасть, у меня запись только на 9 марта. В то же время, в читальный зал можно попасть без проблем 2 смены в неделю, что я и делаю.

Шелудяк: Куренской пишет: В читальном зале работаю каждую неделю, а с залом микрофильмов проблема, трудно туда попасть... Спаси Христос, Андрей!!! Не слов описать, насколько большое и важное дело творишь.

Калёновец: Куренской пишет: Но скорее не он, с бабушка Гугниха)) Это сущая правда! Молодец, Андрей! А. Б. Карпов в своей книге привёл документ из Ногайских дел 1586 г.: "Взяли казаки в полон у ногайских людей жен триста душ, и взяли хозяина жену, сестру Уруса, в полон, да всего взяли казаки у ногаев с три тысячи животов (животных) да пятнадцать панцырей" (с. 73). Про то, что "бабушка Гугниха" была прородительницей Уральских казаков, спору нет. Татарки были первыми женами.

Калёновец: Шеврон пишет: Опять эти мифические старые люди.. А сами то они были? Конечно, были и И. И. Железнову предания рассказывали, а тот их записал. К сожалению, нет среди них нет предания об атамане Гугне. Гугню придумал П. И. Рычков, поэтому про него знали только "просвещенные Уральцы", которые на пирах пили, опять же за здоровье "бабушки Гугнихи".

Шеврон: Калёновец пишет: Гугню придумал П. И. Рычков, поэтому про него знали только "просвещенные Уральцы", которые на пирах пили, опять же за здоровье "бабушки Гугнихи". Выходят, что "старые люди", если они вообще существовали, были не просвещенными. А люди не просвещенные не могут играть никакой заметной роли в жизни любого общества. Получается, что Рычков свои рассказы выдумал, а Железнов нет. Почему?



полная версия страницы