Форум » История Яицкого казачьего войска » Судьба ссыльных Яицких казаков » Ответить

Судьба ссыльных Яицких казаков

VladStc: Яицкое казачье войско несло потери не только в сражениях, много настоящих сынов Яика постигла судьба изгнанников, та власть за которую они отдавали свои жизни, по разным поводам лишала их права и возможности жить на войсковых землях, а часто исключало из войскового сословия - без права называться казаками. На форуме много информации про "уходцев" 1875-1878 гг, есть информация о сосланных после восстания 1772 года, но были высланные и в более ранние годы. Как сложилась их судьба за пределами Войска? Возвращались они назад, или их дети? Оставшиеся в войске родственники высланных - как на их жизни, службе это отразилось? Предлагаю вспомнить про них.

Ответов - 21, стр: 1 2 All

VladStc: Ю.Асманов в статье "Город на краю света" , имеющейся на сайте "Горынычъ" (Альманах "Гостинный двор", Оренбург, N 25, 2012г) о гонении Оренбургских властей на яицких старообрядцев пишет: "... Прибыла команда солдат во главе с офицерами; стали они ловить старообрядческих попов и монахов, вязать их да ссылать в Оренбург, 144 человека - "лжеучителей", "держателей", "лжестарцев" и "лжестариц" - отправили по этапу государевы слуги. Да не всех довели до Оренбурга. Многие предпочли мучинический конец - уморили себя голодом. На этом не кончается великая опала. В 1755 году снова пришли солдаты по приказу губернатора Неплюева и по распоряжению епископа Луки, схватили еще 165 человек "хранителей старой веры" и услали в "каторжные работы". Получается 165 человек в 1755 году и 144 человека ранее (я думаю, что в 1754 году, поясню чуть позже) - итого 309 человек. Все ли они были "старцы", или часть из них были и более молодые казаки?

VladStc: Оренбургская областная научная библиотека им. Н.К.Крупской (слово из песни не выбросишь - постоянно что- то напоминает, что "красные" в этой стране победили навсегда...) на своем интернет-сайте разместила некоторые документы по Оренбургскому казачьему войску. "Материлы по историко-статистическому описанию Оренбургского казачьего войска. Выпуск III. Оренбург 1903 г." Опись с 1735-1780гг. "Дело N32. Указ из Военной Походной Канцелярии Д. Тайного Советника и кавалера Неплюева от 19 апреля 1754 года на имя атамана Могутова о заселении редута Озернаго охотниками из людных крепостей Борской, Бузулуцкой и Бердской слободы, а в добавок из предназначенных к поселению по раскольническому делу в Красногорск из Яицких казаков Петра и Герасима Красненковых, да Матвея Суетина." Далее идет интересное предложение о устройстве дальнейшей судьбы Яицких казаков, думаю что писалось это с подачи Атамана Яицкого казачьего войска (кто им был в 1754 году?), но это "неформальное описание" включенное в Указ Военной Походной Канцелярии - дает реальное понимание того, что яицкие казаки (каждый в отдельности) были ценны для власти и "оренбургская власть" не боялась признаться в этом.

VladStc: Продолжение: "В виду сего предписано было инженеру-капитану Назимову при редуте Озерном "надлежащим порядком место под поселение отметить и расчертить, ... а буде ближе того удобное место к Яику реке сыщется, то тут и назначить и таких охотников не упущая нынешней весны, селить по указанию инженера. Чего ради в нынешний и будущий 1755 годы от нарядов от всяких ... льготу иметь, а в атаманы к ним определить из вышепомянутых Краснят кто к тому по Вашему разсмотрению, способнее явится, ибо не безизвестно есть, что они - Краснята - братья родные и живут не в разделе и хлеб у себя для своего содержания имеют свободный, а к казачьей справе яко в ней родившиеся, обычнее нежели протчие в новых крепостях находящиеся и для того который определится там, на тот чин в верности службы и присяге привести...".

VladStc: Продолжение: "Дело N34. ... В Новопостроенной Озрной крепости станичным атаманом был Петр Красненков из Уральских казаков... Переселение и заселение казаками при редуте Озерном совершено было по указу из Военной Походной Канцелярии Неплюева от 19 апреля 1754 года. Крепость получила название Нижнеозерной. Кроме станичного атамана в крепости был Наказный атаман Разнолишников, который иногда и подписывался за станичного атамана Нижнеозерной крепости."

VladStc: Про Матвея Суетина там больше ничего не пишут. Не тот ли это Матвей Алексеевич Суетин (1714-1772) который был войсковым дьяком Яицкого казачьего войска? Службу начал с 1730 г. рядовым казаком, с 1739 - писарь в войсковой канцелярии, в 1756 был выбран старшиной и назначен войсковым дьяком. (Список старшин Яицкого казачьего войска за 1763 г. - РГВИА, ф.17, оп.4, д.150, л.677-678). Суетин - один из лидеров "старшинской" стороны в восстании января 1772 года, 13 января был тяжело ранен в бою с восставшими, а день спустя войсковой казачий круг вынес решение о казни Суетина. Приговор привели в исполнение немедленно. Если это тот самый - Матвей Суетин, то значит он смог вернутся обратно в Войско. Возможно и другие казаки высланные в 1754 и 1755 года вернулись ? Кроме того, могу предположить, что часть из 309 высланных тогда казаков, продолжала службу в Оренбургском казачьем войске - как братья Красненковы.

Калёновец: VladStc пишет: Кроме того, могу предположить, что часть из 309 высланных тогда казаков, продолжала службу в Оренбургском казачьем войске - как братья Красненковы. Правильно мыслите, уважаемый. В 1725 году отправили из Яицкого Войска в ссылку в Тобольск "старых людей". Спрашивается за что или зачем? Чтобы обустроить Сибирское казачье войско. Как раз в том году Указ Государев вышел на эту тему. Также, вероятно, и в данном случае было - послали Яицких казаков организовывать новое Оренбургское казачье войско. Копайте дальше, интересно будет узнать чем наши предки, кроме традиционного рыболовства занимались.

VladStc: В Материалах по историко-статистическому описанию Оренбургского казачьего войска, Выпуск IV, Оренбург, 1905г. (стр.9) Дело 1785 года №33 - в этом деле говорится, что на 8 июня 1785 года атаманом у казаков Красногорской крепости был Лукьян Маслов. Если посмотреть "Список имянной… учиненный при войске яицком дня 1773 года",то на л.л. 392об-393 указаны Маслов Ульян Данилович (62 года на 1773 год) и его сын Маслов Лукьян Ульянович (26 лет на 1773 год) - место жительства Яицкий городок, возможно что это он через 12 лет (уже после Пугачевского восстания, сам перешел, или был сослан) был атаманом в Красногорской крепости. Яицкие казаки Масловы и до этого служили в Оренбургском казачьем войске, так в примечании к Делу 1785 года №33, говорится: "Из дела Войскового архива по описи 1812-1821 гг. №31 видно, что Уральскаго казачьего войска Иван Маслов, явясь к статскому советнику Кириллову, указом 4 июля 1736 г. определен был в казаки Озерной крепости и был утвержден станичным атаманом. Сын его, урядник, был убит Пугачевым при защите крепости в 1773 году, а сын последнего, Андрей, служил писарем."

VladStc: События описываемые далее, произошли уже после введения названия "Уральское" казачье войско вместо "Яицкое", но казаки Яицкие и по месту (времени) рождения и по духу своему: В тех же Материалах ОКВ, выпуск V, стр.79, Дело 1803 года N64 (но возможно год указан не верно, т.к. в самом деле говорится о предписании 1808 года): "Имеется предписание Волконского от 17 января 1808 года о зачислении в Оренбургское казачье войско уральского казака Михаила Панкина в Магнитную крепость, по наказанию шпицрутенами через 500 человек в 4 раза за то, что бежал, в числе прочих, в Петербург,- где и был пойман,- для подачи Его Величеству просьбы с "нелепыми изъяснениями о старой их службе и прочих предметах, к ослушанию правительства относящихся". Так же предписано зачислить в Оренбургское казачье войско казака-уральца Горшкова за ту же просьбу. Горшков был пойман в Птербурге и наказан шпицрутенами в Оренбурге через 500 человек 4 раза. Повелено было доставить Горшкова скованным в крепость Орскую и причислить в число Орских казаков." По переписи 1773 года: л.л. 390об-391, Яицкий городок - Панкин Михаил Дмитриевич - 7,5 лет на момент переписи (отец: Панкин Дмитрий Борисович, 32 года на момент переписи), в 1808 году ему было 42 года. С казаком Горшковым сложнее, за отсутствием имени, по переписи 1773 года Горшковых было очень много, в том числе близких по возрасту Михаилу Панкину.

VladStc: VladStc пишет: из предназначенных к поселению по раскольническому делу в Красногорск из Яицких казаков Касалось это гонения на раскольников в 1754 году, читая книгу В.Н.Витевского "Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в половине XVIII в." (Казань, тип. Ун-та, 1877г.) нашел "предысторию", то что началось в 1741 году: "В самом центре Яицкого казачества, в теперешнем Уральске, возникла особая раскольническая слобода, или Шацкий монастырь, и часовни, в которые устремляются недовольные Москвою и здесь, только здесь желают молиться... В 1741 году на Яик был отправлен майор Дурасов, которому велено произвести розыск раскольников, скрывающихся среди казаков. Все старцы и беглецы, жившие в Шацком монастыре, были схвачены и арестованы... Шацкий монастырь был уничтожен, и кельи монахов проданы за 46 руб. и 10 коп; из этой суммы 3 руб. и 7 1/2 коп. велено было выдать за три подводы протопопа от Самары до Яицкого городка, а остальные 43 руб. 2 1/2 коп. представить в канцелярию оренбургской комиссии: впрочем, впоследствии деньги были возвращены, а кельи Шацкого монастыря отданы в награду казакам, оказавшим особую ревность, при розыске раскольников на Яике"

VladStc: VladStc пишет: Шацкий монастырь был уничтожен, и кельи монахов проданы Вот так рушили фундамент, вырывая по кирпичику - из соборов и монастырей, из сознания людей участвовавших во всем этом, потом лет так через 180 потомки поступят с православными монастырями... В детстве запомнилась фраза из советского фильма про "офицеров" - главный герой в награду получил "красные революционные шаровары", был такой вариант "вознаграждения", в другой классической истории один судья сам себе "брал взятки борзыми щенками". Вот эти крылатые выражения "красные революционные шаровары" и "взятки борзыми щенками" - несколько комично, на другой чаше весов трагедия - "тридцать сребренников" плата за предательство... а вот теперь еще одно равное по значению: VladStc пишет: кельи Шацкого монастыря отданы в награду казакам, оказавшим особую ревность, при розыске раскольников на Яике "монастырские кельи" в виде платы за "особую ревность"... Кто же были те "ревностные" казаки?

VladStc: В книге далее пишется о том. что: "... 15 января 1753 г. Неплюев получил вторичный указ из Военной Коллегии, которым настоятельно требовалось, чтобы уже "всех живущих в Яицком войске раскольнической ереси наставников и укрывателей так же, как в войске Донском, забрать под крепкий караул и о той богомерзкой ереси и о побеге на Кубань, расспрося с пристрастием, прислать в Военную Коллегию под крепким караулом... было переловлено и вывезено из Яицкого городка, включая и виновных в укрывательстве, 144 человека, из которых 42 старца (эти 42 челов. были по преимуществу лжеучителя, ересеначальники и почти все грамотные) были отправлены в Военную Коллегию, один в Нижегородскую духовную консисторию, а прочие были отправлены на каторжные работы в Оренбург. Кроме того, утонувших и замерших в степи было найдено 9 челов., некоторые же, находясь под арестом, добровольно уморили себя голодом." "В первой половине марта того же года (9 и 12 марта 1753 г.) Тевкелев и Бахметьев доносили Неплюеву о поимке 65 челов., в том числе семи ересеначальников, между которыми были старшина Карпов и бывший коммисар Утятников. В ответ на это донесение Неплюев, 23 и 26 марта писал: "старшину Карпова, бывшего коммисара Утятникова и других грамотных, хотя бы из простых, выслать в Военную Коллегию, а казака Логинова и других пристаньщиков взять на работы в Оренбург по указу, а в прочем того следствия в войске Яицком не расширять..." Боялись то как власти "грамотных".

VladStc: Теперь пришло время написать и о "оказавших особую ревность казаках": "...В заключение Неплюев просит передать ... казакам Пономареву и Харкину, что "за ревностное и искусное в том деле происхождение", они достойны похвалы и награждения, и что он постарается не забыть этого (Пономарев и Харкин, как подсудимые, были прощены и из простых казаков произведены в есаулы; Пономарев получил, кроме того, в собственность оставшиеся в Шацком монастыре кельи игумена Иоакима и беглого попа Тихона)... Тевкелев, получив это письмо, снесся с войсковым атаманом (Ильей Меркурьевым), прося его уведомить, на кого бы можно было возложить обязанность наблюдать за раскольниками; войсковой атаман указал на старшину Андрея Мостовщикова и есаулов Пономарева и Вострякова (Востряков был награжден за розыск раскольников подобно Пономареву), как оказавшихся особенно деятельными в розыске и поимке раскольников." Таких малых и больших "гражданских войн" будет еще много на Яике/Урале, до 1772 года еще целых 19 лет...

VladStc: ... а пока: "В течение последних трех лет (1753-1756гг), в пределах войска поймано и отправлено в Оренбург еще 165 раскольников и беглых обоего пола. На этот раз виновными в укрывательстве оказались не только казаки, но и некоторые из старшин. "Хотя,- писал Неплюев,- они за такие, в противность многих запретительных указов, поступки вящему штрафу подлежали; но снисходя к их закостенелости и глубокой старости, старшин - одних лишить чинов, других отставить от службы, иных арестовать и учинить им строгий выговор в Кругу, а рядовых наказать плетьми."

TatianaIE: VladStc пишет: в пределах войска поймано и отправлено в Оренбург еще 165 раскольников и беглых обоего пола. Нужно помнить, что из них далеко не все были казаки. На землях войска укрывалось много пришлых. Между прочим, участие некоторых казаков в поимке раскольников может быть сопряжено с искренними религиозными воззрениями, а не только карьеризмом и т.д. Среди старообрядцев были экстремальные направления, такие как молокане или скопцы. Многие старообрядцы считали это совершенной ересью и боролись с такими течениями не менее ревностно чем госудасртво. Хотя, должна оговориться, это не относилось к Шацкому монастырю; там тоже не приветствовали молокан или скопцов.

VladStc: TatianaIE пишет: Хотя, должна оговориться, это не относилось к Шацкому монастырю; там тоже не приветствовали молокан или скопцов. События по разгрому Шацкого монастыря в Яицком городке развивались в 1741 году, не рановато-ли для "молокан и скопцов"? Даже "духоборам" рановато тогда (1741 год) в Яицком-то городке появиться, да и названия эти все "молокане", "скопцы", "духоборы" намного позднее закрепились за представителями этих верований и учений. В книге М.К. Любавский "Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века", М., 1996 - говорится о том, что "Количество старообрядцев на территориях, занимаемых казачеством, постоянно пополнялось за счет беглых, искавших и находивших там надежное убежище. Значительный приток их произошел после разгрома Керженских скитов в Нижегородской губернии, селились они в особой слободе Яицкого казачьего войска - Шацком монастыре." Ключевая фраза - "искавших и находивших там надежное убежище". Уж не знаю какими "православными" в 1753 году были "охотники за скальпами раскольников" казаки Пономарев, Харкин, Востряков, Андрей Моставщиков (имена других история не сохранила), когда почти все войско было старообрядческим даже век спустя. Желание выслужиться перед властями, чины получить, вот "кельями" оплату получили - а вы говорите TatianaIE пишет: Между прочим, участие некоторых казаков в поимке раскольников может быть сопряжено с искренними религиозными воззрениями, а не только карьеризмом и т.д. чистой воды "карьеризм" - современное слово, как то к 1753 году не очень, тогда наверное "шкурничество" говорили. А ловили они конечно же не только казаков, хотя и и их не мало в "оренбургскую каторгу" отправилось за веру.

TatianaIE: VladStc пишет: А ловили они конечно же не только казаков, хотя и и их не мало в "оренбургскую каторгу" отправилось за веру. Да я с Вами и не спорила, в общем-то, а лишь внесла уточнение. Вы так категорично подошли к теме не только и не столько статистической (сколько и кого куда угнали), а к очень болезненной и запутанной теме меж-Христианских отношений. Я бы с плеча не рубила, и так однозначно, только на основании одного рапорта, я бы не мазала дегтем казаков, ловивших старообрядцев. Человек невинен, пока его вина не доказана однозначно. Одного рапорта недостаточно. Чтобы расследовать эту тему глубоко и аккуратно, нужно начинать не с категоричных выводов, а со сбора информации. Информации-то как раз очень мало. Вы начали хорошую тему, и начали собирать интересный материал, но, пожалуйста, не спешите с выводами, не клеймите людей, о которых Вы ещё ничего не знаете. Я заучила это правило из своего опыта архивной работы: рапорты начальства содержали иногда полную ложь, с выдуманными событиями и именами казаков, которых и в войске-то не было. Молокан я, пожалуй, зря в пример привела, хотя, хоть горшком назови, хоть никак не назови, а разногласия между старообрядцами сформировались ещё при жизни протопопа Аввакума, уже тогда начались раздоры и разночтения. Если у Вас когда-нибудь будет возможность поработать с архивными делами по этому вопросу, многие из сегодняшних идей будут пересмотрены, я уверена. А пока, продолжайте начатое дело, пожалуйста. Очень интересно читать.

VladStc: TatianaIE пишет: только на основании одного рапорта, я бы не мазала дегтем казаков, ловивших старообрядцев. Человек невинен, пока его вина не доказана однозначно. Одного рапорта недостаточно. Всегда, в любое время есть свои "герои", а также Герои (наверное я опять категоричен), для разных сторон и "партий" имеется своя оценка этого понятия. Ведь то, что вы считаете в данном случае "дегтем", для других было "мёдом". В те времена, когда после приезда полковника Захарова (у Карпова в его "Уральцы.Исторический очерк" говорится о последствиях для Войска после ряда решений и произведенных действий), в войске создавалась "новая элита" часть казаков не принадлежащих по рождению своему к "старшинской партии" наверняка хотела сделать "карьеру". Опять же автор (Владимир Николаевич Витевский) говорит о том, что двое из казаков: Пономарев и Харкин, до указываемых событий были "подсудимые", за свою "ревность" были не только прощены, но из простых казаков произведены в есаулы. Чем не карьера... не говоря уж о "наградных кельях". Столетием позже такие же "ревностные" получали на шею медали "За усердие" после успешного выполнения Правительственной "программы переселения" в 1875-1877 годах (имущество высланных наверняка также шло в "оплату" их заслуг). И дело тут совсем не в религиозных распрях, на таких людях Власть держалась до 1917 года. Да и после 1917 года такая же категория людей "делала карьеру", части из них до сих стоят памятники на улицах названных в их честь в городах России, так и Казахстана... Но ведь в другой ситуации - эти же самые люди, наверняка, жертвовали своими жизнями как под Полтавой и Бородино, так и под Иканом, да и под Москвой в 1941 году. Сложно быть объективным при обсуждении конкретного события и конкретного поступка. Мне в данном случае хотелось показать обратную сторону медали - про казаков пострадавших от произвола властей все-таки какая-то информация находится, к сожалению мало конечно, а вот о другой стороне - чьими руками все это делалось (не только "мужики-русские солдаты" поучаствовали), практически ничего не говорится.

TatianaIE: VladStc пишет: Мне в данном случае хотелось показать обратную сторону медали Бог Вам в помощь, но, как я уже Вам говорила, зачем же быть категоричным и делать выводы на основании одного рапорта? А потом, на основании того же единственного рапорта, линчевать людей, о которых мы, в общем-то, ничего не знаем? Историей 18-ого века я не занималась, поэтому ничего не могу сказать Вам по поводу поднятого Вами вопроса, кроме все того же: "Будьте осторожны с выводами". Что касается 1875-1877 годов, то этим периодом я занималась, и на основании собственного опыта я могу с уверенностью утверждать что верить рапортам нельзя, впрочем, как и Витевскому. Он сделал благородное дело, конечно, и это замечательно, что он провернул такой большой проект в чужом, в общем-то, для него месте, но будучи чужаком, он не имел собственного мнения и местных знаний, следовал указкам руководящих товарищей/господ, и оставил довольно неаккуратные сведения по многим вопросам. Витевский был порядочный человек и добросовестно записал, то что ему начальство подсунуло. Начальство же в своих рапортах бывало очень даже непорядочное и откровенно врало. Поэтому сведения, исходящие от администрации, нужно очень тщательно перепроверять, вместо того чтобы обощать без разбора и клеймить "категорию" карьеристов, на которых власть держалась до 1917 года... Если хотите восполнить пробел в наших знаниях документальной информацией, я лично буду следить за Вашими сообщениями с интересом, но если Вы собираетесь митинговать по поводу давно минувших дел, то я на этом свое участие в этой дискуссии прерву. Это - не для меня.

vl-vl: Во многом согласен с мнением Татьяны. Витевский - отнюдь не истина в последней инстанции. Разгром Шацкого монастыря не помог одержать победу над старообрядцами. Примерно в это же время далеко за городским валом начинает обустраиваться знаменитая Успенская часовня. Чуть позже возникают не менее знаменитые Белогорские трущебы - Садовский скит. Думаю, что причиной "сдачи чужих" были опасения в появлении новых экспедиций "из центра", которые "заметут" помимо беглых, своих яикских староверов.

Калёновец: VladStc пишет: Всегда, в любое время есть свои "герои", а также Герои (наверное я опять категоричен), для разных сторон и "партий" имеется своя оценка этого понятия. Лишь, пожалуй, в этом можно с Вами согласится. В остальном же, Татьяна права, в рапортах можно было написать всё, что угодно. "Бумага всё стерпит", - говорили старики. Действительно, выдавали "беглых" раскольников с Яика, потому и скиты раскольничьи стояли на Иргизе. Яицкое войско жило своей особой жизнью, куда "чужих" не принимали. При атамане Меркурьеве много чего насочиняли, теперь что же всему надо верить? В то время вопрос стоял о заселении Яика дворянами, вот казаки и посылали донесения в Оренбург одно нелепее другого.



полная версия страницы