Форум » История Яицкого казачьего войска » Кто такие казаки » Ответить

Кто такие казаки

Георгий Гугня: Информация из своетской энциклопедии Яицкие казаки Яицкие казаки, вольные казачьи общины, образовавшиеся на р. Яик (с 1775 — р. Урал) из русских холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феодальной эксплуатации в конце 15 — начале 16 вв. В 16 в. возникло Яицкое казачье войско. Основными занятиями Я. к. были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со 2-й половины 16 в. царское правительство привлекало Я. к. для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 17 в. выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой правительства, которое стремилось подчинить себе Я. к. В 1718 правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 произошли волнения Я. к., которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили атамана выборным. В 1723 волнения были подавлены, руководители казнены: выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения Я. к. происходили также в 1738 и 1748. В 1748 была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие Я. к. в Крестьянской войне 1773—75, после подавления которой в 1775 Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Анастасия: Георгий Гугня пишет: Русские служивые казаки назывались городовыми, полковыми и сторожевыми. Они использовались для защиты засечных черт и городов, получали за это жалованье и земельные участки в пожизненное владение. Хотя они приравнивались к «служивым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления и в таком виде просуществовали до начала ХVIII века. О трагической странице потомственных воинов - московских стрельцов ГОЛЫГИНСКИЕ ПРИЗРАКИclick here

Георгий Гугня: На основе различий в типе хозяйства, региона проживания, особенностей народной культуры, конфессиональных отличий среди русских выделяется ряд этнографических групп[65][66]: В Северной России Поморы — на побережьях Белого и Баренцева морей Скобари — в Псковской области В Центральной России Однодворцы — в Центральной России Полехи — в Орловско-Калужском полесье Пушкари — в Тверской области Саяны — в Курской области Сицкари — в Ярославской области Тудовляне — в Тверской области Цуканы — в Тамбовской области Терюхане — Нижегородская область На Кавказе Терские, кубанские казаки Молокане — на Северном Кавказе, в Закавказье и на тихоокеанском побережье США Птишане — на северо-западе Ставропольского края В азиатской части России Каменщики — в юго-восточной части России, по низовьям Дона и Днепра, Лабы. Камчадалы — на Камчатке Гураны, Карымы, Семейские, Якутяне — в Забайкалье Затундренные крестьяне — на полуострове Таймыр Кержаки — в Нижегородском Заволжье, на Урале и в Сибири Колымчане, Русскоустьинцы — в Якутии Марковцы — на Чукотке Сибиряки, Чалдоны — в Сибири Поляки — в Алтайском крае За пределами России Албазинцы — в Китае. Семиреченские казаки — в Восточном Казахстане и северной Киргизии Горюны — на Украине Липоване — в Румынии Некрасовцы — в Турции. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%F3%F1%F1%EA%E8%E5 Уральцев однако не вписали с донцами та....Википедия....

Вахнин: Эта Википедия одна брехаловка. Толковой информации практически нет.

Denis: Вахнин пишет: Эта Википедия одна брехаловка. Толковой информации практически нет. А что именно вас не устраивает. Почему так категорично заявляете?

Denis: Прежде всего - о самом слове КАЗАКИ. Это международное слово тюркского происхождения. У многих народов Восточной Европы и тюркского мира этим словом называли самые разные общности людей. У тюрков казаками называли бессемейных воинов, которые состовляли авангард при передвижениях и походах орд, постоянно несли разведывательную и сторожевую службу. Позднее такие воины охраняли баскаков, а с 14в. переходили на службу к усилившимся русским князьям, которые расселяли часть из них по окраинам для несения сторожевой службы. С 16в. известно о существовании групп служилых людей тюркского происхождения на крымско-турецкой службе. По документам их называли перекопскими и азовскими казаками, чем-то их положение напоминало русское служилое казачество. Кроме того, дошли сведения и о существовании в 15- нач.16вв. в степях юго-восточной Руси к западу от Волги бродячих разбойничьих шаек, которых также называли казаками. В основном - остатки орд кочевников, занимались разбоем и наемничеством. Постепенно, к середине 16века они исчезли. Их "наследники"- воровские казаки 16-18вв. В тюркских языках иносказательно казак -вольный бродяга, разбойник, свободный человек. Также - страж, кочевник, прозвище, кочевников у оседлых народов Туркестана. Отсюда возникло и современное название казахского народа. Слово казак(козак) из тюркских языков перешло в русский и стало для восточнославянских народов родным. Но само понятие "казачество" за века обросло многогранными смыслами и требует временного и тематического подхода. КАЗАКИ 15-17 ВЕКОВ В это время русские и другие народы Восточной Европы называли казаками три совершенно различные, хотя и нередко взаимно пересекающиеся, общности людей, которые возникли в огромной зоне соприкосновения христианского мира с миром Великой Степи. 1) ВОЛЬНЫЕ КАЗАКИ. Принадлежали к независимым и полузависимым казачьим общинам-войскам, в основном восточнославянского происхождения на Дону, Днепре, Тереке, Волге и Яике. Они имели свои земли за пределами оффициальных границ России и Польско-Литовско-Русского государства. Казаки обладали сильной военной организацией, самоуправлением, своей системой хозяйства. Основа вольных общин - атаманы, старшина, крепкие домовитые казаки. Голутвенные казаки частично служили источником пополнения шаек воровских казаков, частично - становились зажиточными хозяевами-воинами. Вольные казачества составляли независимые воинские союзы. Первое более-менее достоверное упоминание о казаках относится к 1380г. В то же время вольное казачество имело более глубокие местные исторические корни. Согласно гипотезе Шенникова, войскам, известным по документам с сер.16в., предшествовалои свободные и полузависимые общины лесостепей, бассейнов рек Дона и Днепра, которые существовали в 13 -15вв. - Червленый Яр, севрюки и др. Возможно, вольные казачьи войска имеют еще более глубокие местные исторические корни, связаннные с местным древнерусским и древнеславянским населением - бродники, донские славяне и т.д. Вопрос о происхождение казачества детально до сих пор не исследован. 2) СЛУЖИЛЫЕ КАЗАКИ России и Польско-Литовско-Русского государства. В России различались городовые и сторожевые, поместные и просто служилые казаки. По месту поселения были казаки Рязанские(упоминаются первыми в 1444г.) Московские, Шацкие, Арзамаские, Смоленские, Воронежские и многие другие. Служилые казаки являлись частью класса Государевых служилых людей, несли службу по охране городов и рубежей России. Они верстались из различных сословий, в том числе и из вольных казаков, могли наделяться землей, освобождаться от податей. Служилое казачество имело своих исторических предшественников. Во времена Древнерусского государства к ним по положению, возможно, приближались группы переселенцев на грани со степью -получившие земли стражи Руси - Черные клобуки, берендеи ит.д. Такие служилые казаки были отменены в нач.18в., вошли в состав войскового казачьего и других сословий. До нач. 19 всохранялись лишь в некоторых городах Сибири, а также в Чугуеве, Новохоперске и в некоторых других местах. В течение 17-18 вв. происходило постепенное сближение статусов вольного и служилого казачеств. 3) ВОРОВСКИЕ КАЗАКИ. Шайки степных разбойниковразличного происхождения , постоянно жили разбоем и наемничеством. Не подчинялись законно избранным казачьим атаманам, изменяли Государю и казачеству, обращали против них оружие. Имели параллельную систему воровских атаманов. По происхождению -голытьба из новоприбывших. 4) "ВОЛЬНОЕ КАЗАЧЕСТВО" смутного времени нач.17в., его выделяет А.Станиславский. Орудовали чуть ли не по всей России, в их составе полностью преобладали недавние холопы, крестьяне, бедные дворяне. Служили то законной власти, то самозванцам, боролись с дворянами за власть в разоренной стране. 5) НА УКРАИНЕ в те времена также были казаки вольные - запорожццы, и казаки служилые - реестровые. КАЗАКИ В 18 - НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ В это время в России под казачеством подразумевали военное сословие (состояние). Основу сословия составляли потомки вольных казаков. В разное время по строгому отбору в сословие входили лучшие представители служилых людей, крестьян, инородцев и др. 1) РОССИЙСКИЕ КАЗАКИ - лица, принадлежавшие к войсковому сословию( состоянию) Российской Империи.Пользовались особыми правами и преимуществами на условиях обязательной и всеобщей воинской повинности. К ним относили также лиц казачьего происхождения иных сословий, - войсковых дворян, духовентсво, разночинцев, были и торговые казаки. Приписные казаки - лучшие из воинов-неказаков, служивших на войне в составе казачьих частей, за особые заслуги могли быть приняты в войсковое сословие. Изредка в казаки могли принимать по решению схода лучших из иногородних. 2) В узком смысле в России казаки - часть воооруженных сил, преимущественно кавалерия и конная артиллерия. В еще более узком смысле казаки - нижние чины казачьих войсковых частей рядового звания. 3) Также необходимо упомянуть лиц, состоявших в упраздненных казачьих войсках Империи. Среди них - Чугуевское, Бахмутское, Бугское, Екатеринославское, Дунайское, Буджакское(Новороссийское), Украинское, Азовское, Башкирско-Мещерякское, Крымско-Татарское, Греческо-Албанское и др. 4) Стоит вспомнить и о временных казачьих частях и бывших временно на положении казачьих и иррегулярных частей: Слободские-Черкасские и Молороссийские казачьи полки, Ямской казачий полк, Московский казачий полк, образованный в 1813г. графом Дмтириевым-Мамоновым из своих крепостных. 5) Кроме того - "исторические казаки" в Российской Империи - потомки казаков различных войск, команд и формирований, утратившие значение членов войскового сословия, но продолжавших формально числиться в сотоянии казаков исторически, например, полтавские казаки. Жили в некоторых областях Великороссии и Малоросии, несколько отличались по своему общественному положению от крестьян и мещан. Ю.Аверьянов

Denis: Слава тебе, Господи, что мы — казаки! Вокруг казачества, его роли в отечественной истории,на протяжении предыдущих десятилетий было нагромождено немало лжи. Выяснение правды об этом удивительном народе было предельно затруднено. Советским пропагандистским аппаратом, средствами массовой информации, кино, художественной литературой, формировалось представление о казаках как об опоре реакции, как о малограмотных людях, тупой и грубой силе, секущей всех налево и направо нагайками. Имена выдающихся деятелей культуры, науки, выходцев из казаков, скрывались или, во всяком случае, их происхождение и связь с казачеством широко не указывалась. Этот порок не изжит до сего дня. Нет-нет, да появится в прессе или на телевидении материал, в котором содержатся негативные оценки процесса возрождения казачества, создания его различных объединений. Оскорбительно пренебрежительное выражение "ряженные" стало притчей во языцех. Не исключение и Крым. Феномен казачества – явление чисто российское, за пределами нашего Отечества не встречающиеся. В ряде стран – Англии, Пруссии, Турции в XIX веке были предприняты попытки создать формирования по типу казачьих, но они потерпели неудачу. Да и в самой России, у некоторых, вновь присоединенных народов, правительство пыталось создать национальные воинские формирования, построенные по казачьему принципу, но вскоре вынуждено было отказаться от этой затеи. Ибо сказано: "Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!" Казачество – это особое состояние духа, предполагающее служение Отечеству, как более высокую ценность, чем служение личным интересам. Этноним "казак" имеет множество толкований, зачастую взаимоисключающих друг друга. Так некоторые авторы считают, что это слово происходит от названия одного из древних народов Кавказа – косогов. Другие считают, что оно произведено от наименования другого народа – казар (хазар). Есть предположение, что происхождение этнонима имеет скифское происхождение – "ко-сак" т.е. "белый олень." и т.д. Одно из наиболее древних, содержится в словаре половецкого языка 1303 года: казак – бессемейный, легко вооруженный воин, несущий охранную службу или сопровождающий важных особ. В более поздний период давались другие определения. С точки зрения дореволюционного законодательства, казаки – это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы. В настоящее время получила признание версия, когда казаки признаются отдельным этносом или субэтносом, самостоятельной народностью, четвертой ветвью восточного славяно-тюркского происхождения. Она усиленно разрабатывалась в XX веке казачьими историками-эмигрантами. Данное утверждение пользуется популярностью и у современного казачества. В ходе последней переписи населения в РФ было установлено, что казаки могут вносить данные о своей национальной принадлежности в соответствующую графу. Кто же прав? Заглянем в Токовый словарь В. Даля. Там сказано: "Сословие – люди общего им занятия, одних прав; звания, состояния, разряд, каста. Сословие селян, мещан, купцов, дворян, сословие ремесленников или цех: более тесное братство; сословие столяров, сапожников и портных. Податные сословия". Если казаки сословие, то, как объяснить, что были казаки-дворяне, казаки-торговцы, казаки-землепашцы? Три сословия в одном? Как известно Советская власть уничтожила сословия. А что же тогда подвигло большевистских вождей в середине 30-х годов "возрождать" казачество? Были сняты ограничения на военную службу в РККА, созданы соответствующие кавалеристские части, возвращена традиционная форма. Очевидно, накануне грядущей войны востребованы те воинские качества, которые отличали казаков в прежние времена, которые составляли суть казачества, как субэтноса. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О реабилитации казачества" № 3321-1от 16 июля 1992 года, за казаками признается право на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций, установление территориального общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах. Это постановление, по сути, признает наличие у казачества особых, отличных от собственно русских, этнических признаков. В последней переписи населения, проводившейся в Российской Федерации, в перечень национальностей включены казаки. Таковыми себя определили более 140 тыс. человек. На самом деле, к казакам относят себя значительно большее количество людей. Для того, чтобы иметь правильное представление о казачестве, сегодня необходимо отказаться от школьного представления, связывающего казаков со Степаном Разиным или Емельяном Пугачевым, с вольными и недисциплинированными ватагами разбойников, не признававших ничьей власти и чуть что хватавшихся за саблю. Это ранняя история и она не соответствовала тому облику казака, каким он стал к началу ХХ столетия. В течение XVIII-ХХ столетий сложилась иная общность людей дисциплинированных, активных, хорошо подготовленных физически и нравственно к несению не только военной службы, но и выполнению государственных и общественных обязанностей. Не удивительно, что казачество выдвинуло немало выдающихся деятелей, внесших весомый вклад в развитие русской культуры, в расширение и укрепление русского государства. Среди них патриарх Ермоген, первопроходцы Ермак, Е. Хабаров, С. Дежнев, канцлер Российской империи А.А. Безбородко, военачальники: М.И. Платов, Я.П. Бакланов, А.М. Каледин, Л.Г. Корнилов, П.Н. Краснов, Ф.К. Миронов, О.Г. Городовиков, С.М. Штеменко, создатель российского кинематографа А.А. Ханжонков, премьер-министр РФ В.М Черномырдин, актриса Н. Мордюкова и др. Петр I ввел порядок, при котором он предлагал кандидатуру на должность атамана, а казачьему кругу оставалось проголосовать за неё. Екатерина Великая создала казачью гвардию и определила ее в качестве собственной охраны. Павел I ввел единую форму для казаков. Николай I установил единообразный порядок казачьего вооружения и конского состава. При Александре II написаны уставы для казачьих частей. Так постепенно государство, подчинило казачество, сохранив при этом его лучшие воинские качества. К 1917 году в Российской империи было 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Уральское, Терское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Уссурийское, Амурское, а так же Енисейский и Якутский казачьи полки, которые находились в ведении МВД Российской империи. В ходе Гражданской войны 1918-1920 гг. были предприняты попытки сформировать и другие казачьи войска, но они не увенчались успехом. Казачьи войска делились на кавказские – Кубанское и Терское, и все остальные – степовые. Внешне они отличались по обмундированию. Так, Кубанское и Терское войска носили черкески с газырями, а все остальные – мундиры, сходные с общевойсковыми. Донское, Кубанское, Терское, Уральское и Астраханское считались исконными войсками, а остальные были образованы по императорским указам. Иногда к казакам относили часть жителей, областей, где когда то существовал казачий порядок, но войсковая организация была упразднена – на Украине, в Приднестровье и др. Согласно статистическим данным, численность казачьего населения была невелика – 4434 тысячи человек, из которых 474 тысячи составляли служилый состав или 10% всей русской кавалерии (данные на 1916 г.). Большинство казаков принадлежали к русскому и украинскому народам. Но среди казаков были представители и других народов России. Так, в составе Войска Донского, числились калмыки, в Оренбургском – башкиры, в Терском – осетины, в Забайкальском – буряты. Якутский казачий полк набирался из якутов. Были национальные формирования, которые создавались по казачьему принципу. Особенность казачьей службы состояла в том, что отправляясь на службу, казак обязан иметь собственного коня, собственное обмундирование, снаряжение и амуницию, получая от казны лишь огнестрельное оружие. Следует отметить, что такой порядок тяжким бременем ложился на хозяйство, тормозя, а часто и разоряя его. По подсчетам современников отправка на службу одного казака обходилась семье в 250-300 рублей (стоимость коровы по ценам 1913 г. = 12 рублям). Казачьи войска заключали в себя служилый состав и войсковое ополчение. Служилый состав исполнял свои обязанности, как в мирное, так и в военное время. Войсковое ополчение созывалось лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени. Общий срок службы составлял 20 лет, а в Уральском войске – 22 года. Однако, в случае военных действий, казак, выслуживший свои сроки, мог вступить в полк добровольцем. Такие факты широко известны. Согласно Положения от 1874 года, служилый состав разделялся на три разряда: 1) приготовительный, в котором казаки получали первоначальную подготовку, как правило, по месту жительства под руководством урядников и офицеров запаса. На это уходило три года, Затем срок был сокращен до 2-х лет. 2) строевой, из которого комплектуются строевые части. При этом, служба 1-ой очереди, непосредственно в полку – 4 года, а затем казак находился на льготе во 2-ой и 3-ей очереди (соответственно по 4 года в каждой очереди); 3) запасный, назначаемый для пополнения убыли в строевых частях и формирования новых частей в военное время (5 лет). В мирное время казаки призывались на лагерные сборы на три-пять недель. Казаки имели 4 гвардейских полка, служба в которых считалась особо почетной: Собственный его Императорского величества конвой, который набирался из кубанских и терских казаков, Лейб-гвардии казачий и Атаманский – из донских. Все остальные войска были представлены в Сводном лейб- гвардии казачьем полку. Казачьи полки набирались из казаков станиц и хуторов, расположенных по соседству друг от друга. Так, 10-й Донской казачий Генерала Луковкина полк состоял из казаков станицы Луганской, Митякинской, Гундоровской, Каменской, Миллеровской. В одном полку служили близкие и дальние родственники, соседи, что обеспечивало дух взаимопомощи и поддержки и исключало неуставные отношения. Если бы казак из старшего призыва обидел молодого, то тот мог написать домой и пожаловаться на причиненную обиду. По возвращению обидчика домой, его могли публично пристыдить. Служба в полку была нелегкой, день от подъема до отбоя расписан по часам, много сил уходило на уход за конем, на воинские упражнения и учебу. Если казак исправно служил, то мог рассчитывать на 1-2 отпуска домой на полгода. П.Н. Краснов в своей "Истории Войска Донского" отмечал "Я знал родителей многих казаков, говорил с ними. Я никогда не слыхал ропота, жалоб на разорение, на тяжесть службы. Молча, в величайшем сознании своего долга перед Родиной, несли казаки свои тяготы по снаряжению на службу и гордились своим казачьим именем. В них было прирожденное чувство долга". С детства и юности мальчик-казачок воспитывался на рассказах о подвигах предков, о службе государю. Его рано начинали приучать и готовить к службе. В пять годиков мальчика могли посадить на коня, в 10 лет начинали "ставить руку" и учить владеть шашкой. Подростки охотно принимали участие в традиционных скачках на атаманский приз. Не служить, уклониться от службы, для молодого казака было немыслимо. Офицерский состав войск комплектовался как из представителей дворянства, пожелавших служить в казачьих частях, так и за счет подготовки молодых казаков в кадетских корпусах и юнкерских училищах. К кандидатам на обучение в училищах предъявлялись серьёзные требования, особенно в нравственном отношении. Они должны были служить примером добросовестного выполнения служебного долга и храбрости в бою. Как правило, казачьи офицеры хорошо знали личный состав и по каким-то неуловимым признакам могли даже назвать фамилию новобранца, похвалив при этом достойную службу отца или старшего брата. О внимательном и заботливом отношении к служившим, свидетельствует старинный обычай ношения серьги, выполнявшей роль оберега. Так, серьга в правом ухе говорила о том, что этот казак последний в роду, где кроме него нет наследников по мужской линии. Серьга в левом ухе – означала, что он единственный сын у матери. Две серьги – единственный ребенок у родителей. Перед атакой, офицер, приподнявшись в седле, осматривал строй и подавал команду: "С серьгами, в коноводы!!" Тем самым сберегалась жизнь казакам и оставлялась надежда родителям дождаться сына с войны. В казачьих частях строго соблюдалась субординация по отношению к начальствующему составу – урядникам и вахмистрам и, само собой разумеется, по отношению к офицерам. Неповиновения не могло быть. В свою очередь, вышестоящие проявляли к младшим по званию и положению и требовательность и заботу. Панибратство, сквернословие, нечестность, не товарищеское поведение и унижение человеческого достоинства осуждалось. Не удивительно, что казаки демонстрировали в ходе боевых действий беспримерное мужество и храбрость. В годы Первой мировой войны первыми кавалерами георгиевских крестов стали представители казачества – приказный 3-го ДКП К.Ф. Крючков, который в неравной схватке убил 11 немецких драгун и офицера. Первым офицером, награжденным высшим военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия, стал сотник 1-го Донского казачьего полка С.В. Болдырев. Показателем хорошей военной подготовки и воинского мастерства казаков являлся и весьма низкий уровень их безвозвратных и санитарных потерь, особенно если учесть масштабы и активность участия в боях. За 1914-1917 гг. по Войску Донскому было убито 183 офицера, 3444 казака, ранено 777 офицеров и 11898 казаков. В ходе Германской войны не было случая оставления казаками позиций без приказа и массового дезертирства. С появлением авиации и танков, с появлением субмарин, с ростом мощи артиллерийского огня с использованием боевых отравляющих веществ, кавалерийские части становились анахронизмом. Стали поговаривать о том, что казачьи формирования себя исчерпали. Возможно и так. Но что мешало использовать традиционные формы и методы подготовки и воспитания воинов в новых условиях? К сожалению, история не дает на этот вопрос ответа. Грянувшие революции и Гражданская война надолго прервали нормальную жизнь казачества, которому пришлось сполна испить горестную чашу массовых репрессий, раскулачивания, изгнания и лишения политических прав. Александр Шевцов, член Президиума Русской общины Крыма, есаул СКО

Denis: ТВ-5: Кто такие казаки? http://www.5-tv.ru/programs/broadcast/507356/ Создание спецотрядов казаков-дружинников и их единой партии, призывы к отмене культурных мероприятий… Казачье сообщество в последнее время – в центре внимания. Так кто же они такие – современные казаки? И чего они добиваются? Участники программы: в Санкт-Петербурге: Игорь Риммер - атаман казачьей станицы, член фракции Законодательного собрания Санкт-Петербурга; Виталий Мартыненко - атаман Северо-Западного округа Союза казаков России; Владимир Беличенко - член экспертного совета Комитета по культуре Госдумы РФ; Дмитрий Юрченко - начальник штаба Санкт-Петербургского отдельского казачьего общества; Дмитрий Карпушин - заместитель атамана Санкт-Петербургского отдельского казачьего общества; в Москве: Максим Шевченко - журналист; и другие герои, представляющие обе стороны вопроса.

Denis: Какие будут мнения господа казаки?

Георгий Гугня: Denis пишет: Какие будут мнения господа казаки? Начло мне понравилось - в видеосюжете знакомые лица...вечером все просмотрю ..

Denis: Борис Алмазов: Я казак — это боль моя и трагедия «Да вся проблема у казачества - в отсутствии казаков. Ну да ладно, спрашивайте, что вас интересует», - усмехнулся первый атаман «Невской станицы». Организатора и идеолога казачьего движения, писателя, поэта и журналиста Бориса Александровича Алмазова «Фонтанка» попросила помочь разобраться в том, что сегодня происходит с казаками Петербурга, многие из которых считают себя наследниками основанного им землячества. «Невская станица» - Борис Александрович, объясните, пожалуйста, что творится с казачеством в Петербурге? Несколько десятков станиц, городское общество, два областных и два окружных, которые не могут толком договориться, что такое казачество и кто есть казак. Не много ли на город, где казаки никогда не составляли заметную часть населения? И отчего такой разлад? - Разлад в казачестве? Нет в казачестве никакого разлада. Есть казаки по национальности, которые друг друга знают и с ужасом смотрят на то, что происходит. А то, что сейчас происходит в Петербурге, никакого отношения к казакам вообще не имеет. - Как так? Ведь вы сами в начале 1990-х годов организовали первое казачье общество «Невская станица», говорили о возрождении казачества... - То была совсем другая история. Когда казаки в 1990 году поднимались — это поднималась элита, городская элита казачества. У нас в “Невской станице» на 720 казачьих семей было 10 докторов наук и около 30 кандидатов. «Невская станица» должна была стать национальным землячеством, у которого всего две задачи: быть казаками между своими и помогать своей казачьей родине, помогать уезжать на родину тем, кто этого хотел. На родину — это куда? - На Дон, на Кубань, на Терек, в те места, где казакам ещё можно зацепиться за землю и жить. Надо сказать, что из первой волны, из тех, кто был в землячестве, значительная часть уехала. Потому что на самом деле у человека, живущего не на родной земле, у него должно быть одно желание — домой. В Майкоп, в Нальчик, на Кубань уехали многие из Петербурга, примерно до 20 процентов. Мы помогали им уезжать. Тем, у кого были потеряны корни, помогли родню найти в станицах. В Петербурге должна жить община по законам землячества. Когда собирается любой этнос, в нем главная задача - сохраниться, сохранить традиции, жениться на своих. Это у нас и происходит, третье поколение уже растет. Помогать дому: отправлять туда книжки, принимать сюда студентов, лечить больных... - Насколько можно судить из заявлений петербургских атаманов, такие задачи не ставятся. Напротив, планируется весьма активное участие казачьих объединений именно в местной жизни, никто на Северный Кавказ, на Дон, в Оренбург и Забайкалье ехать жить не собирается. Что-то пошло не так? - Чем быстрее и жестче какая-то общность структурируется, выстраивается по иерархии, тем скорее ей отрывают башку и приставляют другую. Я атаманом был 11 месяцев. После этого к станице была приделана другая голова. В Советском Союзе, если люди собирались числом более тридцати, хотя бы играть в шахматы, спецслужбы внедряли к ним двух осведомителей. В 90-х методика не изменилась. В 1992 году наполнили станицу уволенные из армии офицеры, появилась идея «войска» от Пскова до Финляндии — бред сивой кобылы в летнюю ночь. И этот бред постоянно повторяется. Есть такой народ - Если казак - не состояние духа, то кто такой казак? Сословия в России отменены с 1917 года. - Я считаю, что казаки - это неотъемлемая часть русского народа, называемая во всех справочниках «субэтнос». Существует народ. Сейчас, к сожалению, уже малый народ — казаки. До революции казаков было в Российской империи 4 миллиона 430 тысяч. После Гражданской войны и расказачивания осталось 10 процентов. Многие ушли с немцами во Вторую мировую войну — по некоторым оценкам, до полумиллиона. Конечно, столько казаков на то время в России уже не было, под именем казаков уходили от Советов все, от страха перед репрессиями. Сегодня, если опираться на цифры переписи, - казаков 69 тысяч. Это тех, кто считает себя народом. Я полагаю, что нас несколько больше. Например, меня никто переписывать не приходил. Зато кто-то моим именем подписал воззвание, которое я не только не писал, но и не читал. По оценке же президентской администрации, казаков в России 7 миллионов. Столько и в империи не было! Чтобы достичь такой численности, казаки почкованием должны были размножиться. Чудовищный геноцид ХХ века пережила лишь малая часть настоящих, по крови, казаков. Такого геноцида, как казаки, ни один народ не переживал, ну, кроме, может, американских индейцев. Если в Великую Отечественную войну погиб каждый четвертый белорус, и это страшная трагедия белорусского народа, то у нас уцелел один из пятидесяти. Сейчас на их костях пляшут ряженые с лентами на кальсонах. - Но государство декларирует курс на возрождение казачества в России, в 2005 году принят закон «О государственной службе российского казачества», в 2008 году утверждена Концепция развития казачества,чиновники всегда говорят о казаках как об опоре и надежде государства, разве не так? - Ну и куда деваться казакам с этими законами и концепциями? Правительство с 1990 года старательно не отвечает на вопрос: казаки - это кто? Или казаки - это для чего? Непризнание казаков субэтносом мешает казакам самоопределиться и успокоиться. Ты казак? Казак. Если есть такой народ в России, то наступает ясность. Всё, дальше вперед, в соответствии с Конституцией. А если нет... Сейчас коренное казачество в традиционных местах проживания находится в чудовищном положении. Его просто вырезают: Ставропольский край, Краснодарский край. Про Терек я уже просто помалкиваю. Сейчас терские казаки вспоминают, как хорошо жили при Дудаеве, потому что Дудаев признавал их народом. Сейчас — это ужас, это волосы дыбом встают. Во всех станицах, где они живут, казаки находятся в ничтожном количестве, когда они пытаются национальную автономию какую-то получить, это вызывает такую ненависть у маргиналов, что там им не устоять. Кроме того, сейчас идет просто нашествие капитала на Дон. С мая месяца проходят многотысячные митинги о запрещении строительства никеледобывающего комбината в Воронежской области, на Хопре. Я себе это представляю как экологическую и национальную катастрофу. Кто там не был, не понимает, что все места разработок — на 350 метров выше Дона и Хопра. Пока Хопер - это самая чистая река Европы. Там собираются рыть котлованы диаметром по 6 км и километр в глубину. И вся эта зараза хлынет вниз. Получится Норильск. На самом деле под угрозой 4 области — Воронежская, Волгоградская, Ростовская и часть Тамбовской. Будут уничтожены лучшие зернопроизводящие районы, что на себе почувствуют миллионы человек. - Я видел в сети призывы к петербургским казакам выехать на помощь братьям на Хопер. - Кто им сказал, что они там нужны? Что они там будут делать? В свое время эти ряженые уже выдвигались защищать Псковскую губернию и так далее. Это люмпены, которым нечем себя занять. Представьте себе: собирается толпа, которая едет умирать за родину. Во-первых, туда никто их не призывает умирать, во-вторых, ребята, это что, ваша родина? «Мы за справедливость». Прекрасно. Допустим, они приедут. Где их селить, чем их кормить? Кто это такие, откуда они взялись, зачем они нужны? Хочешь помогать родине — помогай здесь. Пиши статьи, пикетируй органы власти, стучись во все государственные двери. - Не знаю, как статьи, а письма казаки пишут. Недавно после письма, подписанного казаками, Леонид Мозговой отменил спектакль по набоковской «Лолите», а музей Набокова, который постоянно уродуют погаными надписями, перешел под усиленную охрану. От казаков или от тех, кто себя казаками считает. - Так если бы написали письмо от имени папуасов, то и резонанса бы никакого не было. Предполагаю, что это такие же казаки, как я - японский император. Но у нас теперь каждый, кто хочет, казак по духу. На самом деле казаку должно быть абсолютно наплевать, что там в театре идет. Не захочет казак - и своих детей туда не поведет, плюнет и все. Кстати, уж чем не понравилось кому-то классическое произведение Набокова, которое должен был читать замечательный актер, не знаю. У авторов писем подметных хочется спросить: ребята, вы вообще в театре когда-нибудь были? Или только в цирке на детском утреннике в первом классе? Я могу понять, когда Гельмана казаки не пускают на Кубань. Они там дома живут и решают, что им нужно, а что нет. Понимаю, когда казачьи отряды самообороны в Краснодаре, в Ставрополе идут на смерть, защищая свои дома и свою родину. А в Петербурге казаки — такие же горожане, как и все другие. Если уж не нравится спектакль, так иди протестуй, кидай туфли, помидоры и тухлые яйца, но выступай от себя, а не используй в качестве заслона казачье имя. Будь ты на самом деле казак или нет. Дух казачества - Может, создание реестра и поможет отделить «правильных» казаков от «неправильных»? - Реестр тут совсем ни при чем. Реестр — это служба. А национально-культурная автономия — это жизнь. То, что сейчас происходит, - мотивированное сверху дальнейшее уничтожение казачества. И невероятное количество негодяев, в том числе и чиновников, промышляет за счет этой всей казачьей декорации. Сделано сознательно: создание плавающих центров, создание плавающих организаций, реестры какие-то, записывающие в «казаки» непонятно кого. Полагаю, что казакам возродиться не дадут. Возможно, потому что это «единственная часть русского народа», как сказал Троцкий, «способная к самоорганизации». Поэтому надо нарисовать выдуманных казаков из реестра, которые никуда самоорганизовываться не будут. А для этого только и нужно нашить ленты на штаны и сказать, что я - казак! Понабилось в землячество нечто непонятное. Спрашиваешь, какой станицы? Так он не только этого не знает, он вообще не знает, что казаки бывают разные. «Я казак. Я ощущаю в себе дух казачества». А я ощущаю в себе дух Великого Могола, ну и что? Это проблема любого землячества — всегда являются негодяи, просто больные, сумасшедшие, какие угодно. Сейчас этот бред принял государственные формы. Появился реестр, в котором есть совершенно замечательные строчки: «Лицо, изъявившее готовность и имеющее желание исполнять казачью воинскую службу, считается казаком». Кто такое это лицо? Какой национальности? Какой веры? Мужик или баба? Нагайки, лампасы, погоны... Звонит мне тут женщина: «Здравствуйте, я атаман Басакина». Тогда я — гувернантка. - Женщина атаманом быть не может категорически? - Женщина в брюках, в мундире казачьем, с погонами, в атаманах — это нонсенс. В станице заплевали бы, будь там казаки в большинстве. «Не видал я черта на свинье, а бабу в атаманах» - пословица народная. Атаман — отец воинам. Женщина не может быть отцом. Настоящие казачки настолько горды и настолько хорошо понимают свою роль в казачьей жизни, что в атаманы никогда не полезут. У них степной менталитет, который заключается в том, что казак в войске может быть урядник, а в доме он никто и звать его никак. Мне бабушка говорила: «Гвардейского полка урядник - царю, а отцу с матерью он раб и сын послушный». И ни в какую домашность он не входит, потому что у него на это времени нет, он делом занят, и всем в доме жена командует. Когда казачонок шалил, мать говорила: «Вот отец придет, он тебе всыпет». А отец приходил, мать снимала с него сапоги, и он тут же засыпал — ему уже ни до чего было. И это было воспитание. Казак — дело личное - Ну а если без женщин? Сама идея казачьих реестровых формирований на государственной службе не поможет казакам найти себе место в сегодняшней России? Чем-то им надо заниматься? - А что, больше заняться нечем? На что такие на госслужбе? В том виде, как это делается, — нет. Это бред. Если хотите создать национальную гвардию — это одно. Некие полувоенные формирования, войска гражданской обороны, всё что угодно, которые в случае чрезвычайных ситуаций, наводнения, пожара, эпидемии, криминальной обстановки в течение 15 - 20 минут должны занять свои места по номерам, и каждый должен знать, что делать. Ребенок потерялся, кого поднимать? Национальную гвардию! Эти формирования должны создаваться из людей обученных, годных и местных, здесь проживающих. Какой они национальности — не важно. Если ты гражданин, налоги платишь, законы не нарушаешь — все. Военнообязанный, обученный. Любой, а не только казак. То, что ты казак, это твое личное дело. Проект полицейских казачьих отрядов, как это пытаются сделать в Москве, — вообще идиотизм. Идея, что казаки ничем другим не занимались, кроме как только пороли студентов, демонстрантов и вообще всех, кто под руку попадется, — большевистская байка! Всё говорит о том, что те, кто пытается это странное патрулирование ввести, не знают казачьей истории: казаки всеми силами всегда сопротивлялись полицейской службе. А если и выполняли подобные задачи, то в составе воинских подразделений. Точно так же, как солдаты. Да почти на всех картинах, где казаки разгоняют демонстрации, — на самом деле это драгуны. «Солдатушки бравы ребятушки», а не казаченьки, - Серов никого не обманывал. Если уж обязательно решили завести национальные патрули, то почему обязательно казачьи? Почему не ингушские или не мордовские? От таких «казаков» взвоет очень скоро город, потому что туда хлынет весь криминал. Уже сейчас почти нет в реестре казаков по происхождению. Любым делом, и охраной правопорядка, должны заниматься профессионалы. А эта суета вокруг казачества дает возможность вписаться в социум всяким маргиналам, они этот процесс и симулируют. Никакой добровольной отдельной казачьей стражи в Москве или Петербурге быть не может. Я уже устал это объяснять. В 1990 году была выработана замечательная программа: образование, гостеприимство, сохранение традиций, окормление церковью и помощь храмам и так далее. Она не выполнена. А вот ряженые меня до сих пор проклинают: "Алмазов вносит раскол". Расколоть можно нечто монолитное. Ту субстанцию, которая получилась, расколоть нельзя. Правда, и слепить из неё ничего не получится. - Некоторые видят выход в организации казачьей партии... - У нас что, есть партии, сформированные по национальному принципу? Национальная партия приходит на память одна, называлась она "Национал-социалистическая немецкая рабочая партия", и возглавлял её партайгеноссе Шикльгрубер под псевдонимом Гитлер. Партия — объединение единомышленников, которые идут к власти. Зачем казакам власть во всей России? Куда они идут? Зачем? Они не понимают, что партия — это одно, общественное движение — это другое, формирование общественного мнения — это третье. Это разные технологии. Добить до конца - Так что ж, всё, закончилась история казаков? Что им делать сегодня? И надо ли вообще что-то делать, или смириться и забыть? - То, что я думаю, вы не напишете. А думаю я достаточно просто: если казаков официально признают субэтносом — это решит нашу главную проблему. Законодательная база существует. Есть закон о национально-культурной автономии (который сейчас везде нарушается) и существует закон о местном самоуправлении. Хотите у себя в станице ввести атаманское правление — собирайте сход, вводите, кто вам мешает? Вперед! Это если казаки народ. А если казаки - это нечто непонятное, то остаются клоунские патрули и ансамбль «Рашен балалайка». Кому-то очень надо добить казаков до конца! Гражданин Егор Холмогоров выступил в Интернете, говорит, что тех казаков, которые считают себя народом, надо выводить на снег и расстреливать. Вообще в нормальных странах людей за такие высказывания отдают под суд. Попробуйте такое сказать про евреев — посмотрим, что будет. А про казаков можно. Это же чистая цитата из Троцкого, Ленина или Свердлова. Вот вам ещё форма расказачивания. Колоссальное оскорбление. Это кого расстреливать, меня? Моих детей? За что? И после этого он хочет, чтобы я любил его как представителя великого русского народа? Я, например, считаю, что казак — национальность, а гражданин Холмогоров считает, что нет. Значит, меня надо расстрелять. А я с того, что я казак, не имею никаких привилегий. То, что я казак, — это моя трагедия и моя боль. «Расстрелять на снегу». Да нас всех расстреляли. Уже некого стрелять. Мысль, надеюсь, ясна. На мой взгляд, возрождение казачества возможно только национальное, религиозное, культурное. Всё. Остальным должно заниматься государство, а государству должны служить граждане — граждане, вне зависимости от национальности, пола и вероисповедания. В том числе и казаки. Беседовал Денис Коротков, «Фонтанка.ру»

Георгий Гугня: Как то несколько человек из разных городов,и в разное время называли Бориса Алмазова сказочником...

Stanitnik: Борис Алмазов несомненно прав. Еще в начале 90-х на совещании в Москве с широким представительством казаков со всех войск выступил Загудаев Ю.Н., в то время, заместитель Атамана Кубанского казачьего войска Громова В.П., в своем выступлении предложил четкую и внятную концепцию развития казачества, как народа, но к сожалению не был понят и услышан большинством казаков. Видя ,что казачество в своем движении утратило верные ориентиры и пошло по ложному пути, часть казачества и как мне представляется лучшая его часть отошла и перестала активно участвовать в движении. И слава Богу, что казаки начинают понимать всю важность этого вопроса.

Георгий Гугня: Казачий народ , особенно Уральский- природен по своей сути... Но как применить национальную идею к искусственно созданным казачьим войскам?

Георгий Гугня: https://www.youtube.com/watch?v=wqKvT7wxQRI казаки от казаков ведутся....отрывок из Тихого Дона

Шеврон: Георгий Гугня пишет: Будущее казачества – это будущее России. Не будет России, не станет и казачества. Наивно полагать, что казаки могут создать собственные государственные образования. Полностью согласен! Однако наивных в рядах нынешнего казачества, хоть отбавляй!

vl-vl: Сплошная патетика, дешевое использование известных фактов. К тому же, весьма непатриотичная и опасная, т.к. обращается к народу, победившему во 2-й Мировой, но в то же время безбожного остограменного похотливого стада, именуемого «красной армией», ограбившего и изнасиловавшего половину Европы и Маньчжурию Георгий! Мы только, что отпраздновали День Победы! Где Вы находите такие тухлые материалы? Прочтите внимательно, прежде, чем выставлять!!!

Георгий Гугня: Прочитал повнимательнее в целом мнение нормальное, хотя , вы правы, автора немного занесло... Ну чтож... Удалил сам..

vl-vl: Там не занос, а явная провокация, раскол и прочая... Писал явный "засланец", пытающийся прикрыться казачьим лампасом.

Георгий Гугня: Наткнулся на новое мнение по теме... Разместил не дочитав внимательно до конца.. Исправлюс(

Георгий Гугня: Казаки – это русские люди, у которых существуют свои обычаи и традиции, у которых есть свои исторические корни. Слово «казак» тюркского происхождения, что в переносном смысле означает «свободные человек». На Руси казаками считались вольные люди, которые жили на окраинах государства. Казаки в прошлом были беглыми крепостными крестьянами, холопами и городской беднотой. Покидали они свои места от безвыходности. Бедность, крепостная неволя и бесправное положение – это основные причины их бегства. Беглецом еще называли «гулящими» людьми. У правительства были сыщики, которые разыскивали беглецов. Если ушедших в бега находили, их наказывали и возвращали на прежнее место жительства. Массовые побеги продолжались. На окраинах Руси образовались вольные области. Первые поселения возникли на Дону, Яике и в Запорожье. Правительство было бессильно. Оно смирилось с существованием казачества. Больше всего казаков было на Дону. Там они стали селиться в начале 15 века. В те времена не существовало ни обязательной службы, ни повинностей и ни воеводы. Казаки сами выбирали управляющих. Казаки делились на сотни и десятки, которыми управляли сотники и десятники. Для решения проблем казаки собирались на сходки, которые еще назывались «кругами». Во главе сословия был атаман, у которого был свой помощник есаул. Казаки подчинялись московскому правительству и были у него на службе. Но они не отличались большой преданностью и порой принимали участие в крестьянских восстаниях. В шестнадцатом веке образовалось множество казачьих поселений, жители которых именовались в соответствии с географическим принципом, например, донские, запорожские, яицкие, гребенские, терские и др. В восемнадцатом веке московское правительство превратило казачество в замкнутое военное сословие, которое должно было нести военную службу в системе вооруженных сил Российской Империи. Казаки стали охранять границу страны. Именно там они и жили. Чтобы казаки оставались верными, московское правительство наделяло их льготами и привилегиями. Казаки гордились своим положением. У казаков были свои обычаи и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Казаки считали себя особым народом, остальных жителей они называли «иногородними». В 1917 году все изменилось. Советская власть отменила привилегии и льготы, ликвидировала казачьи области. Казаки подвергались репрессиям. Советская власть прикладывала все усилия для уничтожения традиций, которые создавались столетиями. Но стереть с памяти людей прошлое она не смогла. В настоящее время многие традиции казачества начинают возрождаться. http://polilogic.info/kazaki.html



полная версия страницы