Форум » История Яицкого казачьего войска » Кто такие казаки » Ответить

Кто такие казаки

Георгий Гугня: Информация из своетской энциклопедии Яицкие казаки Яицкие казаки, вольные казачьи общины, образовавшиеся на р. Яик (с 1775 — р. Урал) из русских холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феодальной эксплуатации в конце 15 — начале 16 вв. В 16 в. возникло Яицкое казачье войско. Основными занятиями Я. к. были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со 2-й половины 16 в. царское правительство привлекало Я. к. для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 17 в. выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой правительства, которое стремилось подчинить себе Я. к. В 1718 правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 произошли волнения Я. к., которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили атамана выборным. В 1723 волнения были подавлены, руководители казнены: выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения Я. к. происходили также в 1738 и 1748. В 1748 была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие Я. к. в Крестьянской войне 1773—75, после подавления которой в 1775 Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Шеврон: Происхождение казачества Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор казачества всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других областях России. Казачество зародилось в 14 веке на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. Его формирование, начавшееся после распада Золотой Орды, проходило в постоянной борьбе с многочисленными врагами вдали от развитых культурных центров. О первых страницах казачьей истории не сохранилось достоверных письменных источников. Истоки происхождения казачества многие исследователи пытались обнаружить в национальных корнях предков казаков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, киргизов, татар, горских черкесов, касогов, бродников, черных клобуков, торков и др.) или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали русскость казачества, делая упор на постоянность нахождения славян в областях, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была выдвинута историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, считавшим, что предками казаков является русское население в составе Золотой Орды, поселенное татаро - монголами на будущих казачьих территориях. Долгое время доминировавшая официальная точка зрения, что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостной зависимости (а также взгляд на казачество как на особое сословие), были подвергнуты в 20 веке аргументированной критике. Но и теория автохтонного (местного) происхождения имеет слабую доказательную базу и не подтверждается серьезными источниками. Вопрос о происхождении казачества по-прежнему остается открытым.

Георгий Гугня: Хороший обобщающий пост.... полагаю истина где-то посередине...

Шеврон: Георгий Гугня пишет: Само же слово "казаки" признается тюркским и переводится как "авантюристы" или "повстанцы". А вот другая версия Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении слова «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж). Большинство специалистов сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств.

Георгий Гугня: Шеврон пишет: х(к)азары) из всего вышенаписанного наиболее сомнительно это сравнение...

Шеврон: В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью (просуществовало до 1775), а служилое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-Литовском государстве. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад. Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью — дуваном.

Denis: А как следует относится к версии происхождения казаков, выдвинутой историком А.А.Гордеевым. В его работе "История казаков" говорится, что предками казаков были славяне вывозимые татаро-монголами с Руси в качестве данников( 1/10 часть населения), для обслуживания своих обширных территорий. Их селили на границах татаро-монгольских улусов по р.Яик, Терек, Дон где они занимались скотоводством, коневодством, рыболовством, охотой. Управлял ими Баскак. Кстати, в Уральске этот топоним сохранился до сей поры. .

Георгий Гугня: Denis пишет: А как следует относится к версии происхождения казаков, выдвинутой историком А.А.Гордеевым. В его работе "История казаков" говорится, что предками казаков были славяне вывозимые татаро-монголами с Руси в качестве данников( 1/10 часть населения), для обслуживания своих обширных территорий. Их селили на границах татаро-монгольских улусов по р.Яик, Терек, Дон где они занимались скотоводством, коневодством, рыболовством, охотой. На мой взгляд , вполне возможный вариант...Точно никто не знает , к сожалению..

Шеврон: Интересное определение казачества (державная версия). КАЗАЧЕСТВО - древняя праславянская ветвь воинов по духу и вере, впоследствии вобравшая в свои ряды многонациональный состав служилого люду, объединенного одной целью - служить державе!

Георгий Гугня: Шеврон пишет: Интересное определение казачества (державная версия). КАЗАЧЕСТВО - древняя праславянская ветвь воинов по духу и вере, впоследствии вобравшая в свои ряды многонациональный состав служилого люду, объединенного одной целью - служить державе! а источник?

Шеврон: Георгий Гугня пишет: а источник? Да на сайте каком-то такой слоган висел.

Denis: Притча записанная бытописателем И.И. Железновым о появление яицких(уральских) казаков на Яике: Спрашивает внук деда: - Дедика, откуда уральские казаки пошли? Дед задумался на миг, потом погладил седую бороду и, хитровато улыбнувшись, сказал: - Пчелка собирает по капельке с каждого цветка, что в нем есть лучшего, и что выходит? - Мед, - отвечает внук. - Верно, - говорит старик. - Вот таким-то образом и образовалось наше войско: отовсюду приходили к нам лучшие люди. Находясь на "краю Руси обширной", находясь на пересечении торговых путей из Азии в Европу, яицкие казаки создали уникальную войсковую общину, которая впитала в себя тайные знания ассимилированных народов, а также народов тех мест, где пролегали военные тропы "лыцарей Уральского войска". Из Персии, Ассирии, Индии и Хивы к уральским казакам пришли отголоски учений древних суфиев, йогов и зоро-астрийцев. Когда-то известный английский писатель Р.Киплинг написал такие строки: "Запад есть Запад, Восток есть Восток". И вместе им не сойтись..." - и сильно ошибся. Они сошлись на Яике. В результате этого удивительного союза родился народ с особой самобытной культурой - яицкие казаки. ( Из книги Марии Писаревой "Секреты здоровья уральских казаков", Санкт-Петербург, 2010г.)

Шеврон: Denis пишет: Из книги Марии Писаревой "Секреты здоровья уральских казаков", Санкт-Петербург, 2010г. А что за книжка такая интересная?

Denis: Книжка действительно очень интересная. Чувствуется автор серьезно отнеслась к ее написанию. Книга выпущена издательством "Вектор". Вектор-М - торговое представительство издательства "Вектор" в Москве. Телефон (495) 647-14-93, моб. 8926-911-01-52. Я ее тоже через знакомых, в Москве заказывал.

Георгий Гугня: Новинка ,однако))

Шеврон: Некий Олег Данкир определяет казачество так: Казачество – этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами..

Георгий Гугня: Шеврон пишет: Последняя версия усиленно разрабатывалась в 20 веке казачьими историками-эмигрантами.. эта мосонская теория муссируется некоторыми и в 21 веке

Шеврон: А кто-нибудь из форумчан читал эту книгу?

Шеврон: Вот ряд теорий о происхождении казачества. Выберите понравившуюся Казённая теория происхождения казачества возводит его к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали к середине XVI в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России. Данная точка зрения доминирует в представлениях большинства неказачьего населения. В данном случае казачество рассматривается как, безусловно, русская (или украинская) группа населения, в ходе особых условий существования (пограничье, постоянные войны и набеги) выработавшая специфические черты: особую военную организацию, уклад, общинный быт и др.. Теория Антоновича и Щербины. Особой точки зрения на происхождение казачества придерживались профессор В.Б. Антонович и самый крупный и авторитетный историк кубанского казачества Ф.А. Щербина. Они связывали происхождение казачества с древнерусскими вечевыми общинами. "Несомненно, что казачество появилось на смену вечевого уклада народной жизни, хотя, разумеется, и под влиянием экономических причин. Жажда свободы и стремление к народоправству были прямым наследием вечевых порядков.".. Теория Байера. Версия раннего и нерусского происхождения казачества Юга России. Одним из первых ее изложил в XVIII в. Г.З. Байер, который писал, что казаки "почитались всеми за храбрый и сильный народ", и такой народ не мог происходить от "воров" и "разбойников", из которых, как говорилось в ряде документов XVI-XVII вв., произошли казаки. Поэтому он заявил о существовании казачества еще в X в., ссылаясь на Константина Багрянородного, отмечавшего, что казаки "в 948 году. жили в нынешней Кабарде. где они от великого князя Мстислава в Российское подданство приведены были"; в дальнейшем эти казаки принимали беглых "россиан, поляков и других.".. Теория Бельского. Польский хроникер Мартин Бельский, дядя которого был первым старшиной в казацком войске в начале XVIв., говорит, что казачество выделилось из народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и условий жизни.. Теория Боплана. В целом взгляд Бельского на казачество как на класс рыцарей разделял и французский инженер Боплан, около 20 лет пробывший на Украине и украинский летописец Самоил Величко.. Теория Галутво. Л.М. Галутво считает казачество единым населением с определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой.. Теория Голубовского. Профессор П.В. Голубовский связывает казаков с бродниками, которые еще в домонгольские времена (XI - XII вв.) занимали степные места.. Теория Гордеева. А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" - "тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков (монголов и половцев).. Теория Грабянки и Ригельмана. В XVIII в. чисто внешним филологическим путем, основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки или потомков различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман производили казаков от хозар.. Теория Каманина. По мнению И.М.Каманина казачество - "исконное землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население, сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере, которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом, перейдя под владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней, обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту казацкой истории".. Теория Карпова и Тумасова. Карпов и Тумасов связывают казачество с княжескими дружинами.. Теория Козлова. А.И. Козлов видит экстремизм в попытках возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в обоснование "сословной" теории.. Теория Костомарова. Н.И.Костомаров считал казаков за мещан, которые ходили на юг сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были вооружаться и вести военный образ жизни.. Теория Куценко. И.Я. Куценко считает, что казачество это своеобразная и "самобытная народная демократия., превратившаяся в служилое сословие".. Теория Лукичёва. П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической самостоятельности казачества.. Теория Матвеева. О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого казачьего образования".. Теория Певнева. А.П. Певнев видит в казаках потомков рязанских и мещерских стражников, защищавших русские поселения от татарских набегов в эпоху господства Золотой Орды.. Теория Скрынникова. - По мнению крупнейшего российского историка Р. Скрынникова, казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с населением татарских станиц в степях.. Теория Тикиджьяна. Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине XVI веков на территории Дикого Поля шло формирование казачества как особой социальной и этнографической группы (субэтноса) на полиэтнической основе".. Теория Трута. В.П. Трут считает принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей сомнений.. Теория Фролова. Б.Е. Фролов, опираясь на большое количество документированных фактов, подчеркивает полиэтничность происхождения казачества.. Теория Яковенко. И. Яковенко убежден в том, что казачество возникло в результате половецко-русского смешения при явном доминировании половецкого субстрата. По его мнению, антропологические (форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков..

Polina: Здравствуйте! А что известно об уральских казаках, которые жили на территории Каракалпакской АССР? Знаю, что предки были сосланы, а больше ничего. Помогите, если сможете.

Шеврон: Polina пишет: А что известно об уральских казаках, которые жили на территории Каракалпакской АССР? Знаю, что предки были сосланы, а больше ничего. Помогите, если сможете. Полина, их звали "уходцами". Все материалы и списки здесь click here click here



полная версия страницы