Форум » История Яицкого казачьего войска » Кто такие казаки » Ответить

Кто такие казаки

Георгий Гугня: Информация из своетской энциклопедии Яицкие казаки Яицкие казаки, вольные казачьи общины, образовавшиеся на р. Яик (с 1775 — р. Урал) из русских холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феодальной эксплуатации в конце 15 — начале 16 вв. В 16 в. возникло Яицкое казачье войско. Основными занятиями Я. к. были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со 2-й половины 16 в. царское правительство привлекало Я. к. для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 17 в. выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой правительства, которое стремилось подчинить себе Я. к. В 1718 правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 произошли волнения Я. к., которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили атамана выборным. В 1723 волнения были подавлены, руководители казнены: выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения Я. к. происходили также в 1738 и 1748. В 1748 была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие Я. к. в Крестьянской войне 1773—75, после подавления которой в 1775 Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Калёновец: TatianaIE пишет: Чем больше я читаю о России и Уральских казаках, тем меньше я верю в этот широко-распространнённый миф. Согласна со следующим предложением о сохранении своей обособленности и независимости, но независимость и старина - не одно и тоже. Общественно-экономический механизм, созданный казаками, был настолько эффективным, так хорошо работал: обеспечивал почти полную демократию и равновесие между интересами личными и общественными, - что добавлять к нему было особенно нечего, пока система работала. Когда начали появляться новые технологии (косилки, например), казаки начали их применять без санкций свыше. Здравомыслящий хозяин никогда не отказывается от выгодных (в том числе и передовых) нововведений. Другое дело, что реформы в России не были направлены на улучшение быта народа, в частности - казаков, а наоборот, старались подорвать финансовую, политическую и общественную независимость казачества. И казаки, как нормальные люди, боролись против реформ, которые бы ухудшили их положение. Здравые рассуждения, приятно и почитать.

Denis: Ефимия пишет: Просто я вспомнила что я знаю одного уральца по фамилии Дураков,кстати он очень интересуется своей родословной и гордится своей фамилией.Проживает в Тольятти. Дураковых и Пановых в Уральске много в данный момент проживает. А вот Салынин действительно редкая фамилия. Не слышал даже такую. В фамилиеконе Алоиза Назарова есть похожая фамилия, Салонин.

Калёновец: TatianaIE пишет: Карпов - не эталон, а лишь капля в море мнений Если Карпов не эталон, то кого тогда считать таковым, из историков УКВ? Все писали по мере того, что им было известно. А сейчас, мы из этого многообразия выбираем то, что нравится каждому из нас. Не пора ли вспомнить о плюрализме мнений и не давить друг другу на больную мозоль. Был же призыв работать сообща, так давайте его придерживаться.

Калёновец: Denis пишет: Дураковых и Пановых в Уральске много в данный момент проживае К сожалению, большинство из них к уральским казакам, вообще, никакого отношения не имеют. Они потомки крестьян из Самарской губернии. По моим сведениям, Дураковы из Калёного поменяли фамилию, т. к. были активными участниками Уральской отдельной армии.

Denis: Каленовец пишет: Дураковы из Калёного поменяли фамилию А в Каленом кто-то еще остался из казаков или уже нет никого там?

Калёновец: Denis пишет: А в Каленом кто-то еще остался из казаков или уже нет никого там? Лет десять назад мне написали в письме, что в Калёном проживают 3 семьи русских, но они про казаков ничего не знают. Вероятно, из иногородних, которых заселяли на землях УКВ после Гражданской войны. Наши последние родственники уехали оттуда в 1946 году. В 1980 году мне довелось побывать на родине предков, правда, только в новом посёлке. В старом Калёном одни "мары" остались. Русских я там не видел, только казахи встречались. В то время, там ещё лесхоз, вернее, участок от Уральского лесхоза, работал. Деревьев много в посёлке было.

TatianaIE: Калёновец пишет: Здравые рассуждения, приятно и почитать. Спасибо, но комплименты, сделанные в покровительственном тоне, читать неприятно. Я уже просила Вас изменить высокомерный тон поучающего профессора. Калёновец пишет: Не пора ли вспомнить о плюрализме мнений и не давить друг другу на больную мозоль. Был же призыв работать сообща, так давайте его придерживаться. Призыв работать сообща был мой, но для меня "работать" - в нашем контексте - означает уважение к вещественным доказательствам, о чём я многократно говорила и что Вы упорно не хотите слышать. Любые исторические теории, основанные не на документах, а на собственных желаниях - вредят делу восстановления истинной истории. Я с этим борюсь и буду бороться. Например, Вы постоянно возвращаетесь к теме дворянства в УКВ. Вам, видимо, очень хочется, чтобы Ваши предки оказались благородных кровей. Если Вы изучите этот форум довольно хорошо, то увидите, что Вы не первый, и увы, я думаю, не последний. У нас тут было много новичков, которые заскакивали на форум на белом коне с целью доказать нам, что их предки были дворяне, и все из Каленого, кажется (такое вот совпадение!). Кстати, вполне может быть, что Ваши предки были дворяне, но начинать поиск с такой предпосылкой значит начинать поиск с завязанными глазами. Слепые исследователи - опасны. Вспомните Шлимана с его поисками Трои; это самый классический пример того, как одержимый одной идеей человек, крушит исторические свидетельства, потому что в упор не видит их. Единственное, что имеет цену - документ и вещественные свидетельства. Только после того, как у Вас на руках будут вещественные свидетельства (кстати, фрагменты документов упоминаемые в работах других исследователей, тоже входят в круг доказательств) и Вы начнёте формировать своё собственное мнение, только на этом этапе можно начинать сверять документы с идеями других историков.

Строгонова: Калёновец пишет:  цитата: По Калёновскому форпосту посмотрите статью на Прозе.ру http://www.proza.ru/2015/08/07/781 "В 1573 году "сыны боярские" Радя Ондреев сын Дураков и Таир Иванов сын Панов были записаны на листе № 8 в Список опричников царя Ивана Грозного. На Яике "бывшие" опричники вошли в историю, как "воровские" атаманы Ивашко Дуда и Никита Ус, которых упомянул в своём письме царю Самарский воевода Григорий Засекин в 1586 году [Там же, с. 81]. А в 1632 году, они увековечили себя в списках яицких казаков Богдана Змеева. Так, Ивашко Дудов (вероятно, писарь записал не Дуда, а Дудов) включен в список № 1, про яицких казаков из которого сказали, "что они пошли с Саратова на Самару с атаманом с Тимофеем Попом, а к Москве они пришли генваря в 5 день (1633 г.)"" - это выдержка из статьи по Дураковым. То что Дураковы, Дурины из "сынов боярских" это совершенно точно. Встречается эта фамилия и среди однодворцев, возможно отсюда эта фамилия в УКВ и среди крестьян Самарской губернии, так как потомки служилых людей переселялись в Самарскую губернию с 1809 года и среди них было очень много беглых при Петре Первом, есть целые пустовые ревизии. Но это только предположение. Доказательство это когда в одной ревизии (или другом документе) по прежнему месту жительства написан убыл и желательно куда, а в другой - прибыл и состав семьи совпадает. Так восстанавливают родословную переселенцы. Дворяне тоже были. Но Дуда к Дураковым привязан за уши. Я так своих Строгоновых могу привязать к знаменитым купцам и баронам. На 1773 год Дураковы проживали в Уральске и Сундавском форпосте, Чеботаревы - г.Уральск, Иртецкий и Кош-Яицкий форпостах, Пановы - г.Уральск и Гниловский форпост. На тот период можно практически все фамилии встретить в Уральске. Это к вопросу от куда переселялись казаки по форпостам. В переписи Богдана Змеева есть Алексей Тимофеев Бирюк. В УКВ прослеживается фамилия Бирюков - вот здесь связь на 90%. На 1834 год они проживали в 5 напунктах, в том числе в Соболевском, Теплом уметах и в г.Уральске, то есть относились к верховым (это те что недоказаки) и городским казакам. Вот такой старинный род. В 1771 году умер Бирюков Григорий Афанасьевич, который будучи в отставке был деньщиком подполковника Бородина. Если Каленовский форпост был "рыболовной" столицей может отсюда и предания, так как в этом деле старейшины из этого поселка могли рулить.

Строгонова: TatianaIE пишет: У меня такое впечатление, что Тольятти - как магнит для уральцев. Их так много туда переехало... Я человек 20 знаю в Тольятти. Социологи тальятинцев называют "казаки на жигулях". Очень много общего они нашли среди жителей этого города сейчас и казаками прошлого. Сейчас я знаю много из г.Уральска переселяются в г.Саратов. А когда-то крестьяне с Самарской и Саратовской губерниях массово ходили в УКВ на заработки.

TatianaIE: Строгонова пишет: Если Каленовский форпост был "рыболовной" столицей может отсюда и предания, так как явно в этом деле старейшины из этого поселка могли рулить. Cпасибо за справку, Наталья, и с этим Вашим утверждением я тоже могу согласиться. Хоть документальных свидетельств роли "стариков" (никто их старейшинами не называл в народе, насколько я знаю) нет как таковых, но косвенных свидетельств того, что они "рулили" на покосах и в рыбных сезонах, таких свидетельств - сколько угодно.

Строгонова: Калёновец пишет: Если можете подскажите кто из Филатовых проживал в Калёном. Я нашёл данные только по Гурьеву. Филатов Савелий Степанович - 20 лет по прежней переписи 38 лет на 1834 год Филатов Анисим (Онисим) Савельевич - сын Савелия Степановича 10 лет на 1834 год Филатова Варвара - жена Савелия Степановича 35 лет Филатова Екатерина Савельевна - дочь Савелия Степановича 6 лет

Строгонова: TatianaIE пишет: Зато в тот период принимали много иногородних в войско, благо что много бывших крепостных хлынуло на окраины, в том числе и в УКВ... Почему вы думаете крепостных? На мой взгляд потомков крепостных как раз было очень мало в войске. Ведь из-за них были основные проблемы войска с московскими властями и с 1723 года их запрещалось брать в войско. А вот к другим крестьянам и сословиям это не относилось. В России в разное время до 50% было некрепостных крестьян - государственных, экономических, пашенных и т.д. Во многих губерниях России вообще доля крепостных была близка к нулю, например, Вятская губерния (одна из густонаселенной до революции, где родословную крестьян можно построит до 16 в. именно тогда у них появились фамилии), русский север, откуда крестьянин Ломоносов пришел в Москву, Сибирь, Казанская губерния где были ясачные русские крестьяне. В Курской, Воронежской, Рязанской губерниях жило очень много потомков служилых людей и из них была основная масса переселенцев. У меня один дальний родственник из государственных крестьян Курской губернии малороссиянин был приписан к Оренбургскому казачеству как раз после 1834 года.

TatianaIE: Строгонова пишет: Почему вы думаете крепостных? На мой взгляд потомков крепостных как раз было очень мало в войске. Ведь из-за них были основные проблемы войска с московскими властями и с 1723 года их запрещалось брать в войско. До 1862 года так и было. А потом крепостное право отменили, и крестьяне начали расползаться по империи в поисках земель. УКВ тогда преобразовали, превратили в часть Уральской области, объединив УКВ с киргизской ордой, иногородним стали разрешать селиться на территории УКВ. За их счёт пополняли казну, потому что право жить на территории УКВ дорого стоило. Для иногородних стало выгоднее записаться в казаки, чем платить ренту в казну. Может и не все были крепостные, но крепостных было очень много, и на пути в Сибирь и Среднюю Азию они проходили через УКВ. Неудивительно, что многие оседали. Хотя точных цифр по осевшим крестьянам у меня нет. Нужно свериться с Бородиным. Может у него есть.

Строгонова: TatianaIE пишет: А потом крепостное право отменили, и крестьяне начали расползаться по империи в поисках земель. УКВ тогда преобразовали, превратили в часть Уральской области, объединив УКВ с киргизской ордой, иногородним стали разрешать селиться на территории УКВ. За их счёт пополняли казну, потому что право жить на территории УКВ дорого стоило. Для иногородних стало выгоднее записаться в казаки, чем платить ренту в казну. Может и не все были крепостные, но крепостных было очень много, и на пути в Сибирь и Среднюю Азию они проходили через УКВ. Неудивительно, что многие оседали. Возможно разрешили селиться не на территории УКВ, а на территории Уральской области куда входили земли не только УКВ. Мне кажется казаки очень ревностно относились к общинному пользованию своей земли и крестьяне в основном нанимались в наем к казакам, помогали им обрабатывать их земли за определенную плату, в том числе в виде сена например, но землей не владели. Если сравнивать фамилии казаков в ранних ревизиях с поздними данными, то новых фамилий не так уж много. Не думаю, что после 1862 года шло массовое пополнение казаков за счет бывших крепостных. В это время бывшим крепостным проще было оседать в городах, да и УКВ уже сформировалось и хорошо пополнялось за счет естественного прироста населения, и само давало переселенцев в другие регионы. У переселенцев в Сибирь было четкое место переселения, которое указывалось в их подорожных документах и вряд ли они могли самовольно их поменять. Переселялись обычно компактно выходцы с одного места, основывая новый нас. пункт. На территории УКВ все новые нас.пункты основаны казаками фамилии которых можно проследить до ранних ревизий.

Калёновец: TatianaIE пишет: У нас тут было много новичков, которые заскакивали на форум на белом коне с целью доказать нам, что их предки были дворяне, и все из Каленого, кажется (такое вот совпадение!) Уважаемая Татьяна! Не собираюсь я никому ничего доказывать. Насчет дворян УКВ, если Вы не в курсе, они были записаны во 2 - ю часть родословной книги (если таковая была). Из Калёного туда попали казаки Бизянов и Плотников. Мои предки себя к дворянам УКВ никогда не относили. Они были записаны по "московскому списку", но там надо было после 1785 года доказывать документально свою принадлежность к "столбовым дворянам" дворянскому собранию губернии. Когда кто - то из них переезжал в Россию, то там и доказывали, а в УКВ им дворянство было не нужно. Наоборот, если Вы внимательно почитаете форум, я сказал, что старейшины и члены их семей не могли быть дворянами УКВ. Поэтому Вы напраслину на меня не гоните.

Калёновец: Строгонова пишет: Если Каленовский форпост был "рыболовной" столицей может отсюда и предания, так как в этом деле старейшины из этого поселка могли рулить. Так, а про что весь сыр - бор. Старейшины занимались РЫБОЙ. Если в России "Хлеб - всему голова", то на Яике (Урале) "Рыба - всему Голова". Они и занимались регулированием в этой отрасли экономики. А войной за "гранью" занимались генералы и офицеры, во главе с наказным атаманом. На Рыбе, ведь, была построена не только официальная экономика УКВ, но и "теневая" имела большой оборот. На взятки и подкуп чиновников в Петербурге денег уйма уходила. Разве по таким "делам" могли быть документы?

Калёновец: Строгонова пишет: Филатов Савелий Степанович Спасибо за информацию. А по переписи 1773 года, данные по Дураковым и Пановым из Уральска и Гнилого, не смогли бы подсказать? Заранее благодарю.

Калёновец: Строгонова пишет: Но Дуда к Дураковым привязан за уши Таким же образом, могу "привязать" Никиту Уса к Таиру Панову. Верится с трудом, согласен, но если это так на самом деле. До переписи 1723 года яицкие казаки писались в лучшем случае под именем и отчеством, как в списках 1632 г. или же использовали прозвища. К сожалению, и в списке опричников 1573 года, из первых 661 чел., большинство записаны под "татарскими" именами, хотя каждый имел православное крестильное имя. Например, Таир был по крещению - Никита. Также, Радя - Иван. Сулемен Тимофеев сын Булгаков - Ермолай (Ермак) Тимофеевич. Многие не верят, что яицкие казаки могли знать свою родословную со времён Ивана Грозного. Старообрядцы, коими были уральские казаки, обязаны были знать свой род до 9 колена, чтобы не дай то Бог не поженится на родственнике. Однако, записей никто не вёл. Всё передавалось "из уст в уста", т. е как устное предание.

Калёновец: Строгонова пишет: На мой взгляд потомков крепостных как раз было очень мало в войске

Калёновец: TatianaIE пишет: Вы начнёте формировать своё собственное мнение, только на этом этапе можно начинать сверять документы с идеями других историков. Уважаемая Татьяна! Поучать Вас или отпускать Вам комплименты, даже, не думал. Да, и мне формировать собственное мнение не нужно. Оно, слава Богу, сформировалось. Документы, ведь, никто не отрицает. А если их нет. Старики говорили: "На нет и суда нет". А Вы, как прокурор требуете документальных доказательств. Когда - то, в старину, достаточно было честного слова.



полная версия страницы