Форум » История Яицкого казачьего войска » Кто такие казаки » Ответить

Кто такие казаки

Георгий Гугня: Информация из своетской энциклопедии Яицкие казаки Яицкие казаки, вольные казачьи общины, образовавшиеся на р. Яик (с 1775 — р. Урал) из русских холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феодальной эксплуатации в конце 15 — начале 16 вв. В 16 в. возникло Яицкое казачье войско. Основными занятиями Я. к. были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со 2-й половины 16 в. царское правительство привлекало Я. к. для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 17 в. выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой правительства, которое стремилось подчинить себе Я. к. В 1718 правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 произошли волнения Я. к., которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили атамана выборным. В 1723 волнения были подавлены, руководители казнены: выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения Я. к. происходили также в 1738 и 1748. В 1748 была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие Я. к. в Крестьянской войне 1773—75, после подавления которой в 1775 Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Строгонова: Калёновец пишет: В однодворцев обращали "сынов боярских", которые не стали "столбовыми" дворянами. Вообще разбираться во всех хитросплетениях 16 - 17 вв. очень сложно. Но интересно... В служилом сословии были служилые "по отечеству" и служилые "по прибору". "ПО отечеству" были дети боярские и другие именитые чины. Из них кто продолжил служить стали дворянами, а кто оставил службу ко времени Петра Первого перешли в разряд однодворцев, где все же основная масса была из служилых "по прибору". Служилые "по прибору" - это стрельцы, пушкари, казаки, затинщики, воротники, позднее - драгуны, солдаты. Они "прибирались" на службу из различных слоев населения. Хорошая книга по этому поводу В.П.Загоровского "Белгородская черта". Там рассказывается и как принимали на службу казаков - вольных людей большими группами. И о том. что земля давалась группе казаков вместе и о станичной службе. Все это сделано на основе анализа документов по служилым, которых много сохранилось. Жаль, что по УКВ нет такой сохранности документов, а то бы многие вопросы отпали. После оцифровки списка 1772 года лично у меня вопрос в народе отпал. Слишком много различных иногородцев было на службе в УКВ. Калёновец пишет: Наиболее правдоподобная версия, что на Яик приходили новгородские ушкуйники. Они на Волге громили золотоордынские городки, могли и на Яик пожаловать. Заметка по этому поводу. Название Гнилой, Гниловской происходит от слова "гнила" новгородское наречие, которое обозначает глина.

Калёновец: Строгонова пишет: . После оцифровки списка 1772 года лично у меня вопрос в народе отпал. Слишком много различных иногородцев было на службе в УКВ. К сожалению, у меня стало ещё больше вопросов. Хотел сверится по своим предкам, но форпоста Калёновского в переписи нет. Очень жаль. По поводу иногородцев тоже не совсем понятно. Как иногородцы могли служить в УКВ. Наказные атаманы были не из казаков. Некоторые чиновники в окружении Наказного атамана. Но это очень малое число. Уважаемая госпожа Строгонова, если можно проясните свою мысль.

Калёновец: Строгонова пишет: Заметка по этому поводу. Название Гнилой, Гниловской происходит от слова "гнила" новгородское наречие, которое обозначает глина. Уральские казаки использовали в разговорной речи много "новгородских" слов: ильмень - озеро, шабра - соседка и т. д. Однако, не следует думать, что всех уральских казаков можно отнести к потомкам новгородских ушкуйников. Возможно, самые старинные казачьи рода и относились к ним. В тоже время многие имеют "татарские" или "мордовские" корни. Если "новгородцы" и "татары" были "чистые" воины, то мордовские "бортники" - это прежде всего рыбаки, обеспечивающие пропитание Войску. В 1586 году упоминаются яицкие атаманы Янбулат Ченбулатов и Первуша Зезя. Ченбулатовы - это служилый татарский род из Поволжья. Зезя - мордовский бортник, который после Смуты получил землю в Нижегородском уезде.

Строгонова: Калёновец пишет: Уважаемая госпожа Строгонова, если можно проясните свою мысль. Я имела в виду, что в моем понимании казачество как часть служилого сословия представляла собой сборную солянку из представителей разных народов и сословий, которое могло самоорганизовываться. Самоорганизация нужна была прежде всего для защиты. Жить в диком поле было очень опасно. Поэтому конечно все не были потомками новгородских ушкуйников. Были еще потомки московских стрельцов, городских казаков, татар, каракалпаков, калмык, туркмен, малороссиян и т.д. За слово "айда" в моем обиходе, например, меня муж не признает русской. Я и не думала, что это слово может быть не понятно, а татарских слов было много в обиходе у казаков и понятно откуда - ведь в их рядах служило много татар. Были опасные условия службы и русских на все бескрайние границы государства не хватало, поэтому привлекали и иногородцев. Та же практика сохранилась и в Сибири. Да и заметьте вопрос о выдаче стоял только в отношении крепостных крестьян, так как это затрагивало интересы господствующего класса. Другим беглым разрешалось оставаться служить в УКВ. Наказные атаманы были не из казаков, так как представляли интересы московских властей. Их количество было не большим, ведь казаки внутренние вопросы решали сами. Было хорошо развито так называемое местное самоуправление. форпоста Каленовского могло и не быть на тот период. Расселение по станицам началось позже. В основном все казачество было сосредоточено в г.Уральске.

Калёновец: Строгонова пишет: Я имела в виду, что в моем понимании казачество как часть служилого сословия представляла собой сборную солянку из представителей разных народов и сословий, которое могло самоорганизовываться. Про солянку Вы отчасти правы, но не обольщайтесь словом "самоорганизация". Покажите пальцем, кто из казаков самоорганизовался? Казаков создала "московская власть", для защиты своих рубежей. Потому то казаки и выжили в Диком поле, что была поддержка и защита Москвы. Была "солянка", однако, лишь, татарам и калмыкам разрешено было служить в УКВ не православными. Не только "айда" в разговорном обиходе, но и "карга" - ворона, "джурма" - лапша на яйцах, "аяки" - обувь и т. д. Первые жены были ногайские татарки, числом 300 душ.

Калёновец: Строгонова пишет: Были опасные условия службы и русских на все бескрайние границы государства не хватало, поэтому привлекали и иногородцев. Иногородцами в УКВ называли не войсковое население, т. е. не казаков. Вы пытаетесь уверить меня в том, что наряду с русскими в УКВ служили и не русские. Так, это никто и не отрицает. Только надо называть все вещи своими именами. Строгонова пишет: Та же практика сохранилась и в Сибири. Да и заметьте вопрос о выдаче стоял только в отношении крепостных крестьян, так как это затрагивало интересы господствующего класса. Встречный вопрос: "Вы знаете, как было в Сибири?" Если знаете, то давайте поговорим об этом чуть позже. А пока, про крепостных крестьян в УКВ. Были конечно и крепостные крестьяне, как же без них , ведь, Войско "кушать" требует. В книге Карпова есть допросы казаков, где они рассказывают про крепостных крестьян, которые жили у них в работниках. О ком же тогда шла речь: "С Яика выдачи нет". Несомненно, речь шла о "боевых холопах". Их было много в Войске. После Уложения 1649 года многие получили волю, но остались и такие, что то ли, сами лоханулись, то ли "хозяин" у них был хитрый. Ведь, "боевые холопы" - это те же "сыновья боярские", которые продали по молодости свою душу ни за грош богатым боярам, а к старости спохватились. Вот, их то и не желало выдавать Яицкое войско боярам. Это были испытанные в сражениях воины. А крепостной крестьянин "от сохи" он, что на Руси был раб, что в Яицком войске. Это уже его дети, внуки становились казаками, т. е. "вольными" людьми. По Карпову вернули после переписи 1723 года более 700 человек или 20% от казаков. Однако, надо понимать, что вернули крестьян, не воинов, не казаков. Кстати, после переписи 1723 г. установили право наследования казачьего звания. В Яицком войске всё решали старейшины, а не казаки и не атаманы. О каком самоуправлении и самоорганизации можно говорить, когда реальную власть держала кучка "старых людей", которых ни по именам, ни по облику никто толком и не знал.

Строгонова: Калёновец пишет: Иногородцами в УКВ называли не войсковое население, т. е. не казаков. Да, опечаталась. Хотела сказать иноверцы. В переписи 1773 года встречаются не только калмыки и татары. Есть "башкирец новокрещенный", "вышедший из плена из каракалпак", "новокрещенный из кызылбашей", "нагайский татарин из киргизов", "трухменской нации". Я это имела в виду.

Калёновец: Строгонова пишет: форпоста Каленовского могло и не быть на тот период. Расселение по станицам началось позже. В основном все казачество было сосредоточено в г.Уральске. Форпост "Каменные орешки", а точнее "Калёные орешки" упомянут в книге П. И. Рычкова "Топография Оренбургской губернии" с пометкой 1748 г. Это тот же самый Калёновский форпост, который основал мой предок по прозвищу Рыжичек. Там же в Калёном и проживали "старейшины", которые определяли всю политику УКВ вплоть до 1917 года. Они же знали истинную историю создания Яицкого (Уральского) казачьего войска. До меня дошли некоторые сведения, которые были тщательно проверены прежде, чем я начал их обнародовать. Поэтому давайте дискутировать, спорить, глядишь, истина и выйдет наружу. Часто встречаются люди не умеющие слушать. Зацикливаются на общепринятом подходе к истории казачества и всё. Для "форфосных" казаков, те же "градские" были недоказаки. Самыми настоящими считались "низовские" казаки, а там только "фарфосы" и были. Городом один Уральск считался. На 1913 г. войскового населения (т. е. казачьего) было 166 тыс. чел., в г. Уральске проживало 50 тыс., из них половина иногородних. Значит, казаков в городе Уральске было, примерно, чуть более 15% от общего войскового населения.

Строгонова: Калёновец пишет: Встречный вопрос: "Вы знаете, как было в Сибири?" Я не знаю как было в Сибири. Знаю, что буряты служили в казаках.

Строгонова: Калёновец пишет: На 1913 г. войскового населения (т. е. казачьего) было 166 тыс. чел., в г. Уральске проживало 50 тыс., из них половина иногородних. Значит, казаков в городе Уральске было, примерно, чуть более 15% от общего войскового населения. Я говорю на 1773 год. На 1723 год "на всем Яике только и было селений – Уральск и не принадлежащий еще в то время войску Яицкому Гурьев; не было ни Оренбурга и ни одного из нынешних форпостов, заселение которых началось Неплюевым в половине прошлого столетия" (УВВ № 48 1870 г.)

Строгонова: Калёновец пишет: Там же в Калёном и проживали "старейшины", которые определяли всю политику УКВ вплоть до 1917 года. Они же знали истинную историю создания Яицкого (Уральского) казачьего войска. В переписи 1834 года есть Кенделинское городище где проживали исключительно мужчины преклонных лет. Вам о нем что-то известно? А мои предки значит из недоказаков вышли.

Строгонова: Калёновец пишет: Покажите пальцем, кто из казаков самоорганизовался? Пугачевское восстание. Кочкин пир - здесь их точно не московская власть организовывала.

TatianaIE: Кажется, я пропустила всю дискуссию. И всё-таки добавлю пару слов. Строгонова пишет: А когда они были независимые? На сколько мне известно как они присоединились в Московскому государству служили за жалование. Не скажите... У Донских и Уральских казаков были свои вполне конкурентоспособные экономики. Я читала описание Донского войска Кларка - Донцы выделялись своим богатством на обще-русском фоне. Раз они свою собственную землю имели, то и доходы имели свои собственные. Эти казаки не платили налогов царю (формально), взносы платили в собственную казну. Но раз царь стал забирать казаков на далёкие службы то и стал подкидывать им за это дополнительное жалование. И ущемлял казачьи права как таковые, отбирал выгодные промыслы. Соляную добычу отобрал и сделал её царской (как и кабаки), из-за этого началось восстание Кондратия Булавина. Запретил виноделие в Донском войске, а они хорошо зарабатывали на этом, по Кларку. Разумеется, небольшое автономное образование не может выжить рядом с экономикой большой страны. Пришлось смириться и подчиниться и слиться по уровню доходов с массами нищих русских крестьян к концу 19 века. Строгонова пишет: Те же московские стрельцы фигурируют и в Захаровской переписи уральского казачества, так что особой разницы между пополнением сибирского и уральского казачества я не вижу. Уральское казачество просто само раньше сгруппировалось, когда еще не было сильного московского государства. Не жило оно со своей земли, а вынуждено было ходить за хлебными и другими припасами в Самару и Сызрань (на 1722 год), да и все казачество тогда сосредотачивалось только в г.Уральске. Да не важно как они пополнялись. Люди везде одинаковые, хоть какого они происхождения. Важно, на какой юридической основе действовали их экономики. Сибирское войско не имело своих земель, Запорожцы, Донцы и Уральцы имели. Сибиряки платили налоги царю, наши - нет. Калёновец пишет: Яицкое Войско ни к кому на службу не поступало. Оно изначально было образовано царём Иваном Грозным и служило верой и правдой московским царям до 1917 года. И это факт??? Чем доказано? Сгоревшей грамотой, которую никто не видел? Все казаки пошли от Запорожцев, самого первого казачьего войска. Они создали эту модель автономного общества. Оттуда уже потянулись вольные люди на Дон, Волгу и Урал. Запорожцев тоже Москва организовала??? Калёновец пишет: Как могут быть "союзниками царя" его "холопы". Вы почитайте Челобитные яицких казаков. Они все называют себя холопами, т. е. "верными слугами" русского царя. "Холопами" они стали в итоге, но не холопами они начинали. Посольский приказ не вёл переговоров с "холопами", он вёл переговоры с союзниками. Калёновец пишет: Покажите пальцем, кто из казаков самоорганизовался? Казаков создала "московская власть", для защиты своих рубежей. А Вы покажите документ об организации казаков Москвой...

Denis: Калёновец пишет: В Яицком войске всё решали старейшины, а не казаки и не атаманы. О каком самоуправлении и самоорганизации можно говорить, когда реальную власть держала кучка "старых людей", которых ни по именам, ни по облику никто толком и не знал. Вы наверное имели ввиду старшины( а не старейшины). Общеизвестный факт, что вначале 60-х годов XVIII века Яицкое войско окончательно раскололось на две враждебные партии. Одну партию составляли казачьи старшины и их приверженцы, "согласные" или "послушные" казаки, а другую -"непослушные" или "несогласные", причем к ней принадлежала большая часть войска, потому ее приверженцев называли казаками "войсковой" стороны". "Несогласные" обвиняли старшин в различных злоупотреблениях, например в том, что они удерживают жалованье, а на рыбную ловлю допускают только "послушных". Отсутствие денежных выдач и невозможность заниматься важнейшим казачьим промыслом при малом распространении на Яике хлебопашества делали положение казаков весьма тяжелым.Правительство в данном случае поддерживало старшин, а те в свою очередь не препятствовали стремлению государства упразднить казачьи права и привилегии, что, разумеется, не могло нравиться "непослушным".

Калёновец: Строгонова пишет: Я не знаю как было в Сибири. Знаю, что буряты служили в казаках. Не спорю. Буряты служили, также, как калмыки в УКВ. Форпосты по Яику начали возводить с 1743 года (официальная версия). Кенделинское городище, что это такое. Был форпост Кинделинский, что на границе с Оренбургским КВ, потом станица стала. Про "недоказаков" Вы не правильно поняли. Были казаки "низовские", "верховские", "сурошники" (жители степных станиц) и "градские" (жители города Уральска). Так вот, к "градским" казаки с форпостов относились с пренебрежением. Вероятно, считали их менее патриархальными или распущенными. На "градских" сильное влияние оказывало иногороднее население. С Пугачевским восстанием в корне не согласен. Советую Вам почитать И. И. Железнова и В. Г. Короленко. С Пугачевым была такая тёмная история, что до сих пор не разобрались, что, как и почему. "Кочкин пир" - это не самоорганизация, а хорошо спланированная акция. В России произошла смена власти, и новая попыталась поставить уральских казаков на одну доску с донскими. Однако, попытка не удалась. Вероятно, войсковой атаман Д. М. Бородин не сидел сложа руки, а активно работал над тем, чтобы убрать из УКВ генерала Медера. И потом, не правильно думать, что простые казаки проводили какие то акции неповиновения спонтанно, а тем более самостоятельно. Всем руководили старейшины через войскового атамана и офицеров. Даже, когда Цари стали присылать в УКВ Наказных атаманов не казаков, то они скорее играли роль "свадебного генерала", чем "хозяина" Войска. Наконец, в самый разгар Гражданской войны в Войске был разброд и шатания. Не было никакой самоорганизации, пока не объявился лидер, сначала молодой генерал М. Ф.Мартынов, потом В. С. Толстов, которого Совет старейшин наделил диктаторскими полномочиями для спасения Войска. Или возьмём для примера рыболовство. Разве там присутствовала самоорганизация или другая самодеятельность. Нет! Весь отлаженный механизм веками работал по строгим правилам, установленным старейшинами. Только не нужно путать старейшин и старшин УКВ. Это две очень различные категории. Старейшинам и членам их семей нельзя было занимать после 1725 года руководящие должности в Войске. Они же сами назначали старшин и атаманов, через которых проводили в жизнь нужную политику. По сути, были "серыми кардиналами". Denis пишет: Вы наверное имели ввиду старшины( а не старейшины) Уважаемый Denis выше я ответил на Ваш вопрос. Старшины - это старшины, а старейшины - это старейшины. Про две партии - это не более, чем тонкая политическая игра, которую вело Яицкое, а потом Уральское войско с царским правительством. Если бы Войско не показывало бы Царю "надуманный" раскол в своих рядах, то Царь устроил бы им настоящий, путём интриг и подкупа.

Калёновец: TatianaIE пишет: Все казаки пошли от Запорожцев, самого первого казачьего войска Запорожцев создали поляки для защиты своих южных рубежей от крымских татар, по образу и подобию лёгкой конницы (казаков), которая была у крымчаков. Про документы и грамоты вопрос интересный. А. Б. Карпов упомянул в своей книге Диптик, найденный в Соборе г. Уральска, где первым записан царь Иван Грозный. Почему эта версия не получила широкой огласки до революции? Иван Грозный был "личным" врагом династии Романовых. Потому его и назвали Грозный царь. Он, ведь, половине Романовых головы отрубил. Ведь, прежде чем выдвигать какую - то версию о происхождении Уральских казаков, интересовались в кругах близких к императору, как будет реагировать на это власть. Тот же, И. И. Железнов, лишь, через 150 лет опубликовал Предания об участии Яицких казаков в Полтавской битве. До него никто даже не упоминал про это. Поэтому и сейчас находятся люди, которые категорически отрицают участие яицких казаков в том сражении. Нет, говорят, документов. Однако, уральцы, честь им и хвала, никогда в споры по этому поводу не вступали, а молча поместили казака Рыжичка на свой герб и всё. "Холопами" московского царя называли себя не только казаки, а все служилые люди, в т. ч. князья и бояре. Все они были подданными русского царя. Посольский приказ не вёл переговоры с казаками. Он им указы слал, а те ему в ответ отписки, да челобитные. Насчет документов, надо в архиве РГАДА искать. У меня туда доступа нет. Но если найдётся историк, готовый провести годы за чтением старинных актов, могу подсказать в каком направлении нужно искать.

vl-vl: Калёновец пишет: Так вот, к "градским" казаки с форпостов относились с пренебрежением. С точностью до наоборот! Градские, полагая, что они культурнее и передовее говорили: -Фу! Форфосня! Калёновец пишет: сначала молодой генерал М. Ф.Мартынов, потом В. С. Толстов Калёновец пишет: На "градских" сильное влияние оказывало иногороднее население. Интересно! Как много было иногородних в 18 веке и как это они "разлагали" градское население? Самая первая знаковая личность - Курин С.Г., ведь именно он руководил противодействиям Саратовской армии, а фронт этот в народе назывался Куренским.Калёновец пишет: политическая игра, которую вело Яицкое, а потом Уральское войско с царским правительством По Вашему царевы ставленники вели с ним игру?

Шеврон: Калёновец пишет: Не было никакой самоорганизации, пока не объявился лидер, сначала молодой генерал М. Ф.Мартынов, потом В. С. Толстов, которого Совет старейшин наделил диктаторскими полномочиями для спасения Войска. Какая чушь несусветная!!! Какой еще совет старейшин? Вы лучше почитайте воспоминания о том как Толстов стал атаманом и кто наделил его такими полномочиями, чем такую околесицу нести. Калёновец пишет: Там же в Калёном и проживали "старейшины", которые определяли всю политику УКВ вплоть до 1917 года. Доказательства какие-либо приведите.

Boris: Да.чей ты будешь, Каленовец? Обозначься.

Калёновец: Boris пишет: Да.чей ты будешь, Каленовец? Обозначься. Обозначаюсь: потомок старинного уральского казачьего рода из форпоста Калёновский. Мне историю УКВ отец рассказывал, ещё в советское время. А теперь я только сверяю её по старым книгам и документам. Не всему, что написано можно верить. Вы уважаемые форумчане, когда читаете современные газеты, разве всему верите, что в них написано? Так, было и раньше. Опять же, взять к примеру документы из архивов. Как Вы думаете в них отражено, что на самом деле было или, что угодно было читать начальству? Раньше зачастую, в приказах писали одно, а на словах гонец приносил другое. Про безопасность не забывали. Шеврон пишет: Доказательства какие-либо приведите. Уважаемый Шеврон, какие могут быть доказательства про Совет старейшин, который считался "тайным". А. Б. Карпов в своей книге в полголоса упомянул, про "старых людей", да старинную песню привёл, как старики на острове Камынине проживают. И всё. Куда делся этот остров никто не знает. Вероятно, где - то в дельте Урала (Яика) он был. Оттуда впоследствии мои предки в Калёный переселились. Точнее, основали форпост на том месте. Место знаковое, как раз в центре Войска было. Там, зимой багренье завершалось, а осенью плавня начиналась. Надеюсь, хотя бы на это документы не потребуете? Рыболовство было основой экономики УКВ. Вот, его и регулировали старейшины. К нему же была привязана и "наёмка" и всё остальное. Рыба - всему голова. Уральцы и себя называли прежде всего рыбаками. Наконец, самый острый вопрос: кто не позволял старшинам, а потом и дворянам УКВ взять землю в частную собственность? Царю и Наказному атаману было это не нужно. Войсковые дворяне с большой охотою скупили бы земли и завели на них крепостных крестьян. Это же было, в тайне, на хуторах по границе УКВ, но не повсеместно.



полная версия страницы