Форум » История Яицкого казачьего войска » Кто такие казаки » Ответить

Кто такие казаки

Георгий Гугня: Информация из своетской энциклопедии Яицкие казаки Яицкие казаки, вольные казачьи общины, образовавшиеся на р. Яик (с 1775 — р. Урал) из русских холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феодальной эксплуатации в конце 15 — начале 16 вв. В 16 в. возникло Яицкое казачье войско. Основными занятиями Я. к. были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, который собирался в Яицком городке (на среднем течении Яика). Первоначально все казаки имели равное право на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со 2-й половины 16 в. царское правительство привлекало Я. к. для охраны юго-восточных границ и военной колонизации, разрешая им вначале приём беглых. В 17 в. выделилась богатая верхушка (старшина), ставшая опорой правительства, которое стремилось подчинить себе Я. к. В 1718 правительство назначило атамана и его помощника; часть казаков объявлена беглыми и подлежала возврату помещикам. В 1720 произошли волнения Я. к., которые не подчинились приказу царских властей о возврате беглых и заменили атамана выборным. В 1723 волнения были подавлены, руководители казнены: выборность атаманов и старшины упразднена. Волнения Я. к. происходили также в 1738 и 1748. В 1748 была введена постоянная организация (штат) войска, разделённого на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил своё значение. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие Я. к. в Крестьянской войне 1773—75, после подавления которой в 1775 Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско.

Ответов - 300, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 All

Георгий Гугня: Уральское казачье войско Уральское казачье войско (1775–1920; в 1917 – Яицкое), часть казачества в дореволюционной России, размещавшаяся на З. Уральской обл. (ныне Уральская, часть Гурьевской обл. Казахской ССР и юго-вост. часть Оренбургской обл.), по среднему и нижнему течению р. Урал с центром в г. Уральске (до 1775 – Яицкий городок, основан в 1613). Происходило от яицких казаков, переименованных после подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева в уральских казаков и утративших остатки автономии. Во главе У. к. в. были поставлены наказной атаман и войсковое управление. С 1782 управлялось то астраханским, то оренбургским генерал-губернатором. В 1868 было введено новое "Временное положение", по которому У. к. в. было подчинено генерал-губернатору (он же наказный атаман) вновь образованной Уральской обл. Территория У. к. в. ("земля У. к. в.") составляла 7,06 млн. га и делилась на 3 отдела (Уральский, Лбищенский и Гурьевский) с населением (1916) 290 тыс. чел., в том числе казачьего – 166,4 тыс. чел. в 480 населённых пунктах, объединённых в 30 станиц. 42% казаков были старообрядцами, небольшая часть состояла из калмыков, татар и башкир. В 1908 к У. к. в. были присоединены илецкие казаки. Средний надел на семью составлял 22 га. Значительная часть земель из-за непригодности и отдалённости не использовалась. В отличие от др. казачьих войск, в У. к. в. не был выделен войсковой запас, т. е. запасной земельный фонд, а войсковой капитал был общим без выделения станичных капиталов. У. к. в. имело удлинённый срок службы (с 19 лет до 41 года). В мирное время выставляло 3 конных полка (16 сотен), сотню в лейб-гвардии Сводно-казачий полк и 2 команды (всего 2973 чел.). Участвовало почти во всех войнах, которые вела Россия. Во время 1-й мировой войны 1914–18 выставило 9 конных полков (50 сотен), артиллерийскую батарею, гвардейскую сотню, 9 особых и запасных сотен, 2 команды (всего на 1917 свыше 13 тыс. чел.). После Октябрьской революции 1917 казачья беднота сражалась за Сов. власть, а зажиточные слои во главе с атаманом В. С. Толстовым выступили на стороне белогвардейцев. В 1920 ликвидировано. Лит.: Бородин Н., Уральское казачье войско, т. 1–2, Уральск, 1891; Россия. Полн. географическое описание нашего отечества под ред. Семенова, т. 18, СПБ, 1903; Рознер И. Г., Яик перед бурей, М., 1966; Казачьи войска. Справочная книжка императорской главной квартиры, сост. В. Х. Казин, [СПБ, 19123. Ю. А. Стефанов. Большая советская энциклопедия

Георгий Гугня: Главная → По школьным предметам → Кто такие казаки? Кто такие казаки? Казаки — это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхожде-ния и в переносном смысле означает «вольный человек». На Руси казаками на-зывали вольных людей, живущих на окра-инах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, хо-лопы и городская беднота. Покидать насиженные места людей за-ставляли их бесправное положение, бед-ность, крепостная неволя. Этих беглецов называли «гулящими» людьми. Прави-тельство с помощью особых сыщиков пы-талось разыскивать ушедших в бега, нака-зывать их и водворять на старое место жи-тельства. Однако массовые побеги не пре-кращались, и постепенно на окраинах Ру-си возникли целые вольные области со сво-им казачьим управлением. Первые поселе-ния осевших беглецов образовались на Дону, Яике и в Запорожье. Правительству в конце концов пришлось смириться с суще-ствованием особого сословия — казачества — и попытаться поставить его себе на служ-бу. Больше всего «гулящих» людей шло на привольный Дон, где коренные казаки на-чали селиться с XV века. Там не было ни повинностей, ни обязательной службы, ни воеводы. Казаки имели свое выборное уп-равление. Они разделялись на сотни и де-сятки, которыми руководили сотники и де-сятники. Для решения общественных воп-росов казаки собирались на сходки, кото-рые назывались у них «кругами». Во главе этого вольного сословия стоял выбираемый кругом атаман, имевший помощника - еса-ула. Казаки признавали власть московско-го правительства, считались состоящими у него на службе, но не отличались большой преданностью и нередко участвовали в кре-стьянских восстаниях. В XVI веке было уже множество казачь-их поселений, чьи жители в соответствии с географическим принципом назывались казаками: запорожскими, донскими, яицкими, гребенскими, терскими и др. В XVIII веке правительство преобразо-вало казачество в замкнутое военное сосло-вие, которое было обязано нести военную службу в общей системе вооруженных сил Российской империи. Прежде всего казаки должны были охранять границы страны — там, где они жили. Для того чтобы казаче-ство сохранило верность самодержавию, правительство наделяло казаков специаль-ными льготами и привилегиями. Казаки гордились своим положением, у них воз-никли собственные обычаи и традиции, ко-торые передавались из поколения в поко-ление. Они считали себя особым народом, а жителей остальных областей России на-зывали «иногородними». Так продолжа-лось до 1917 года. Советская власть покончила с привиле-гиями казачества и ликвидировала обособ-ленные казачьи области. Многие из каза-ков подвергались репрессиям. Государство сделало все, чтобы уничтожить сложивши-еся веками традиции. Но полностью заста-вить людей забыть о своем прошлом оно не смогло. В настоящее время вновь традиции российского казачества возрождаются. http://www.potomy.ru/school/2190.html

Георгий Гугня: Главная → По школьным предметам → Кто такие казаки? Кто такие казаки? Казаки — это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхожде-ния и в переносном смысле означает «вольный человек». На Руси казаками на-зывали вольных людей, живущих на окра-инах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, хо-лопы и городская беднота. Покидать насиженные места людей за-ставляли их бесправное положение, бед-ность, крепостная неволя. Этих беглецов называли «гулящими» людьми. Прави-тельство с помощью особых сыщиков пы-талось разыскивать ушедших в бега, нака-зывать их и водворять на старое место жи-тельства. Однако массовые побеги не пре-кращались, и постепенно на окраинах Ру-си возникли целые вольные области со сво-им казачьим управлением. Первые поселе-ния осевших беглецов образовались на Дону, Яике и в Запорожье. Правительству в конце концов пришлось смириться с суще-ствованием особого сословия — казачества — и попытаться поставить его себе на служ-бу. Больше всего «гулящих» людей шло на привольный Дон, где коренные казаки на-чали селиться с XV века. Там не было ни повинностей, ни обязательной службы, ни воеводы. Казаки имели свое выборное уп-равление. Они разделялись на сотни и де-сятки, которыми руководили сотники и де-сятники. Для решения общественных воп-росов казаки собирались на сходки, кото-рые назывались у них «кругами». Во главе этого вольного сословия стоял выбираемый кругом атаман, имевший помощника - еса-ула. Казаки признавали власть московско-го правительства, считались состоящими у него на службе, но не отличались большой преданностью и нередко участвовали в кре-стьянских восстаниях. В XVI веке было уже множество казачь-их поселений, чьи жители в соответствии с географическим принципом назывались казаками: запорожскими, донскими, яицкими, гребенскими, терскими и др. В XVIII веке правительство преобразо-вало казачество в замкнутое военное сосло-вие, которое было обязано нести военную службу в общей системе вооруженных сил Российской империи. Прежде всего казаки должны были охранять границы страны — там, где они жили. Для того чтобы казаче-ство сохранило верность самодержавию, правительство наделяло казаков специаль-ными льготами и привилегиями. Казаки гордились своим положением, у них воз-никли собственные обычаи и традиции, ко-торые передавались из поколения в поко-ление. Они считали себя особым народом, а жителей остальных областей России на-зывали «иногородними». Так продолжа-лось до 1917 года. Советская власть покончила с привиле-гиями казачества и ликвидировала обособ-ленные казачьи области. Многие из каза-ков подвергались репрессиям. Государство сделало все, чтобы уничтожить сложивши-еся веками традиции. Но полностью заста-вить людей забыть о своем прошлом оно не смогло. В настоящее время вновь традиции российского казачества возрождаются. http://www.potomy.ru/school/2190.html

Георгий Гугня: Виктор Безотосный, кандидат исторических наук Кто такие казаки Современная наука утверждает, что казачество — это этносоциальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и представителей других народов, как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. В литературе даются и другие определения: 1) с точки зрения дореволюционного законодательства это особое воинское сословие в Российской империи, имевшее привилегии за несение обязательной службы, 2) отдельный этнос, самостоятельная народность, четвертая ветвь восточного славянства или даже особая нация смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в ХХ веке казачьими историками-эмигрантами. Общественная организация, быт, культура, идеология, этнопсихологический уклад, поведенческие стереотипы, фольклор этого уникального и самобытного свободного «войскового товарищества» всегда заметно отличались от порядков, заведенных в других регионах страны. В силу специфических черт и исполняемых функций имелась даже определенная отчужденность казачества от остального населения. Обилие точек зрения порождено неразработанностью многих проблем ранней казачьей истории. Казачество формировалось с ХIV века и возникло в результате особых условий на степных незаселенных просторах между Московской Русью, Великим княжеством Литовским, Польшей и татарскими ханствами. Процесс зарождения происходил после распада Золотой Орды в постоянной борьбе с многочисленными противниками вдали от развитых культурных центров. Первые страницы казачьей истории читаются с трудом, поскольку не сохранилось достоверных письменных источников. Когда же казачество вышло на широкую историческую арену, то на вопрос, каким образом оно возникло, никто не мог дать ясного и точного ответа. Нехватка бесспорных доказательств привела к обилию гипотез и окутала протоказачью историю туманом легендарных пересказов. Полуфантастические сюжеты и догадки рано нашли место на страницах первых исторических сочинений, а позднее получили дальнейшее развитие. Феномен происхождения казачества многие исследователи пытались разгадать, отыскивая национальные корни их предков среди самых разных народов (скифов, половцев, хазар, алан, казахов, узбеков, киргизов, татар, горских черкес, касогов, бродников, черных клобуков, торков и других), или рассматривали оригинальную казачью воинскую общность как результат генетических связей нескольких племен с пришедшими в Причерноморье славянами, причем отсчет этого процесса велся с начала новой эры. Другие историки, напротив, доказывали «исконную русскость» казачества, делая упор на постоянстве нахождения славян в регионах, ставших колыбелью казачества. Оригинальная концепция была сформулирована историком-эмигрантом А. А. Гордеевым, полагавшим, что предки казаков — это русское население в составе Золотой Орды («налог кровью» с русских земель), поселенное монголами на будущих казачьих территориях. Долго доминировавшая официальная точка зрения (дореволюционная и советская), что казачьи общины появились в результате бегства русских крестьян от крепостного права, так же, как и взгляды на казачество как сословие, была подвергнута в ХХ веке аргументированной критике. Но и «беглохолопская» (миграционная) версия, и теория автохтонного (местного) происхождения казаков на сегодняшний день имеют слабую доказательную базу и не подтверждаются серьезными источниками. Вопрос остается открытым… Нет полного единодушия и в толковании самого термина «казак» (по-украински «козак»). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от принятого в Российской империи наименования современных казахов — кайсаки. Существовали и другие филологические объяснения: от турецкого слова «каз» (гусь), от монгольских слов «ко» (броня, защита) и «зах» (рубеж) — то есть защитник границы. Все же большинство специалистов сходятся на мнении, что термин пришел с востока и он скорее всего тюркского происхождения, с характерным для этих языков окончанием на «ак». В русском языке слово «казак», впервые упомянутое в летописи под 1444 годом, означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с выполнением военных обязательств. В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но доминировал славянский элемент. С этнографической точки зрения, первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди тех и других можно выделить вольных и служивых казаков. На Украине вольное казачество было представлено Запорожской Сечью, существовавшей до 1775 года, а служивое — «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу Речи Посполитой. Русские служивые казаки назывались городовыми, полковыми и сторожевыми. Они использовались для защиты засечных черт и городов, получали за это жалованье и земельные участки в пожизненное владение. Хотя они приравнивались к «служивым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления и в таком виде просуществовали до начала ХVIII века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик (Урал), Терек и Волга. В отличие от служивого казачества, связанного с выполнением военных функций в рамках сложившихся государственных образований (Речь Посполитая и Россия), центрами возникновения вольного казачества стали крупные реки (Днепр, Дон, Яик, Терек) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Георгий Гугня: Каждая крупная территориальная общность независимых казачьих поселений называлась войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков были охота, рыболовство и животноводство. Например, в Войске Донском до начала ХVIII столетия хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды». Огромное значение в жизни казачьих общин играла война (они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями), поэтому важнейшим источником существования для них являлась военная добыча, получаемая в результате их походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ. Организовывались как речные, так и морские походы на легких лодках (стругах), или совершались конные набеги. Часто несколько войск объединялись и совершали совместные сухопутные и морские предприятия. Все захваченное во время военных акций считалось коллективной собственностью и называлось «дуваном». Раздел добычи («дуван дуванить») происходил после завершения похода. Главной особенностью общественной жизни казаков являлась военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях — станичных и войсковых кругах или радах, высших органах казачьего управления. Исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому на кругах войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным. Дипломатические отношения с русским государством поддерживались посредством отправки в столицу зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. Первоначально союзные отношения с Москвой строились по принципу независимых государств, имевших одного противника, а также религиозное и этническое единство. Получая от царя денежную и военную помощь, казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали и фактически принимали на себя набеги степных орд. Казаки принимали участие во многих войнах Москвы с соседними государствами. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, как с иностранным государством. Кремлю было выгодно дистанцироваться от вольных казачьих общин, не связывать себе руки и объяснять, например, туркам, что казаки ему не подчинены. В то же время московское правительство с раздражением смотрело на непредсказуемые деяния казачьих сообществ, постоянно нападавших на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами. Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход зависимых крестьян в казачьи области. Демократические порядки — все равны, ни властей, ни налогов — стали неотразимым магнитом, притягивавшим к себе предприимчивых и смелых людей. Подозрения Кремля оказались отнюдь не беспочвенны — на протяжении ХVII—ХVIII столетий казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — Степан Разин, Кондратий Булавин и Емельян Пугачев. Казаки впервые всерьез заявили о себе в Смутное время, поддержав Лжедмитрия I и составив значительную часть его военных отрядов. В дальнейших событиях Смуты принимали активное участие как вольное казачество (русское и украинское), так и русские служивые казаки. В 1611 году казаки составили главную военную силу первого ополчения, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на Земском соборе 1613 года именно слово казачьих атаманов оказалось решающим, и они настояли на избрании царем Михаила Романова. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, побудила правительство в ХVII веке проводить политику резкого сокращения отрядов служивых казаков на основной территории государства. Но в стратегическом плане самодержавие, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить своей власти казачью вольницу. Для этой цели московские власти постоянно приручали казачью элиту, получившую коллективное название «старшина». Этот процесс закончился указом Павла I 1798 года, по которому все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. Чтобы закрепить верность московскому престолу, цари сумели добиться к концу ХVII века принятия присяги всеми войсками (последним, в 1671 году, присягнуло Войско Донское). В результате из добровольных союзников казаки превратились в подданных русского царя. С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С ХVIII столетия государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные структуры управления, превратив их в составную часть имперской административной системы. В ХVIII веке казачьи военные формирования считались иррегулярными частями, а с юридической точки зрения казачество превратилось в сословие. С 1721 года казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последние остатки казачьей независимости были утрачены после разгрома Пугачевского бунта в 1775-м, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1802 году было разработано первое Положение для казачьих войск (примером послужило Войско Донское). С 1827-го августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 году был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857-м казачество перешло в ведение Управления (с 1867-го Главное управление) иррегулярных (с 1879-го казачьих) войск Военного министерства, с 1910 года перешло в подчинение Главного штаба. Самодержавие по мере необходимости ликвидировало или создавало новые казачьи войска, активно используя эту воинскую силу для присоединения и освоения новых территорий. Генеалогическое древо казачьих войск можно представить, исходя из двух базовых образований вольного казачества — Запорожского и Донского войск. На основе запорожцев были образованы: — в 1787 году — Черноморское войско (первоначальное название — Войско Коша верных казаков запорожских), поселенное в 1792-м на Таманском полуострове (в 1860-м вошло в состав Кубанского войска); — в 1787 году — Екатеринославское войско, упраздненное в 1789-м, некоторая часть (3277 человек) была переселена на Кавказ (1802) и затем влилась в Кубанское войско; — в 1807 году Дунайское войско из беглых запорожцев, в 1856-м названо Новороссийским, упразднено в 1868-м; — в 1828—1829 годах Азовское войско из прощенных задунайских запорожцев, добровольно перешедших на сторону России и принявших участие в русско-турецкой войне, поселено в Екатеринославской губернии, в 1864-м упразднено, а 1050 семей переселилось на черноморское побережье и влилось в Кубанское войско. В состав русской армии в ХVII—ХIХ веках отдельно входили также украинские полки как остатки служивого казачества: в 1651—1765 годах — слободские (черкасские) казачьи полки (Сумской, Изюмский, Ахтырский, Харьковский и Острогожский), затем переформированные в регулярные гусарские. С 1654 года были приняты в российское подданство 10 малороссийских казачьих полков левой стороны Днепра, в 1674-м — еще 10 казачьих полков правой стороны Днепра. В разные времена их количество в армии варьировалось, а в 1783 году 19 малороссийских полков переформированы в регулярные кавалерийские части, но в 1790—1792 годах еще существовали Херсонский, Полтавский казачий и Казачий Булавы Великого гетмана полки, затем переформированные в легкоконные полки. В ХIХ столетии по военной необходимости создавались ополченческие украинские казачьи конные полки: в 1812 году — 23, в 1832-м — 8, в 1855-м — 6, в 1863-м — 3. Колыбелью и образцом для всех российских казачьих войск по праву считался Дон. Донские казаки в ХVI—ХVII веках положили начало созданию терского, яицкого (уральского), волжского (волгского) (переселено в 1770 году на Терек), сибирского казачества. От донцов происходили бахмутские (1701—1764), чугуевские (1700—1808), хоперские (в 1786-м переселенные на Кавказ и вошедшие затем в состав Кубанского войска) казаки, не имевшие войсковой организации. В 1736 году из волжских, яицких, сибирских и служивых казаков возникло Оренбургское войско. На основе остатков Волжского войска в 1750-м было создано Астраханское войско. От Сибирского в 1867 году отпочковалось Семиреченское войско, еще ранее, в 1851-м, отделилось Забайкальское войско, часть казаков которого вскоре была переселена на Амур, что послужило основанием для образования в 1858 году Амурского войска, от которого, в свою очередь, в 1889-м отделили Уссурийское войско. От Сибирского войска вели свое начало сибирские городовые казачьи команды и полки: Тобольский, Енисейский (в 1917—1920 годах — Енисейское войско), Красноярский, Якутский, Иркутский. Среди казачества существовали и национальные формирования: калмыки (в составе Донского, Уральского, Астраханского и Оренбургского войск), крымские татары, татары и башкиры (Башкиро-Мещерякское войско), буряты (в составе Забайкальского войска и отдельных полков), осетины (в составе Терского войска), ногайцы. В 1774—1817 годах существовало Бугское войско, составленное из христиан балканских народов. К иррегулярным частям также принадлежали многочисленные милиционные и ополченческие формирования кавказских народов. В рядах российской императорской гвардии также имелись казачьи части. В 1796 году был сформирован лейб-гвардии Казачий полк, в котором служили донцы. Сыны «вернолюбезного Тихого Дона» и в дальнейшем составляли костяк гвардейского казачества: в 1829 году к гвардии был причислен лейб-гвардии Атаманский (наследника цесаревича) полк, а в 1830-м была сформирована 6-я Донская батарея лейб-гвардии Конной артиллерии. Помимо этого, с 1798 года службу при императорах несла лейб-гвардии Уральская сотня, на основе которой в 1905-м был сформирован лейб-гвардии Сводно-Казачий полк, в котором помимо уральцев служили астраханцы, оренбуржцы, сибиряки, семиреченцы, забайкальцы, амурцы и уссурийцы. В 1827—1881 годах на казачьих правах существовал лейб-гвардии Крымско-Татарский эскадрон. Кроме этого, в лейб-гвардии Собственном Его Императорского Величества конвое с 1828 по 1881 год службу несли представители кавказских народов, а с 1832-го по 1917-й терские и кубанские казаки. Во все времена казачество являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Они считались великолепными наездниками, не знавшими равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений Северной и Семилетней войн, во время Итальянского и Швейцарского походов А. В. Суворова. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Предводимое легендарным «вихорь-атаманом» Матвеем Ивановичем Платовым, иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели французской армии в России в кампании 1812 года, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война ХVIII—ХIХ веков, не говоря уже о покорении Кавказа, присоединении Средней Азии и Казахстана, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи иррегулярной конницы объяснялись умелым применением в боях нерегламентированных никакими уставами дедовских тактических приемов (лава, вентерь, оригинальная система разведочной и сторожевой службы). Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. Умело сражались казаки не только на коне, но и в пешем строю. Так, при штурме Измаила в 1790 году Суворов специально сформировал две колонны из спешенных казаков, которые полностью оправдали его надежды. Случалось казакам держать и долговременную оборону. В анналы военной истории вошло знаменитое «Азовское осадное сидение» (1637—1641), когда донцы и запорожцы не только захватили город, но и четыре года успешно оборонялись от превосходящих сил турок. В ХIХ веке прославили себя черноморские пластуны (кубанская пехота), подарившие русской армии термин «ползать по-пластунски». Для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться», — гласила старинная поговорка. Казачья служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 года на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе. На службу каждый являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью. За подготовку и несение воинской службы отвечала казачья община (станица). Собственно служба, особый вид самоуправления и система землепользования, как материальная основа казачьего существования, были тесно взаимосвязаны и в конечном итоге обеспечивали стабильное существование казачества в качестве грозной боевой силы. Главным собственником земли выступало государство, которое от имени императора отводило казачьему войску завоеванную кровью их предков землю на правах коллективной (общинной) собственности. Полученную «от монарших щедрот» землю войско, оставив часть на войсковой запас, делило между станицами. Станичная община от имени войска периодически занималась переделом земельных паев (размер их колебался от 10 до 50 десятин). За пользование наделом и освобождение от налогов казак и обязан был нести военную службу. Войско также выделяло земельные наделы казакам-дворянам (пай колебался в зависимости от офицерского чина) в потомственную собственность, но эти участки не могли продаваться лицам невойскового происхождения. В ХIХ веке основным хозяйственным занятием казачества стало земледелие, хотя в разных войсках имелись свои особенности и предпочтения, например, интенсивное развитие рыболовства как основной отрасли в Уральском, а также Донском и Уссурийском войсках, охота в Сибирском, виноделие и садоводство на Кавказе и Дону. Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось 11 казачьих войск: Донское (1,6 млн), Кубанское (1,3 млн), Терское (260 тыс.), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн десятин земли с населением 4,4 млн чел. (2,4% населения России), в том числе 480 тысяч служивого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78%), на втором месте стояли украинцы (17%), на третьем буряты (2%).Большинство казаков исповедовали православие, при этом имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском войсках), а национальные меньшинства исповедовали буддизм и мусульманство. На полях сражений Первой мировой войны побывало более 300 тысяч казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли две трети русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших искусственных и технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков вновь были использованы при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом ВЦИК и СНК от 17 ноября 1917 года казачество как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал), именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой белых армий в борьбе с большевизмом. К этому казачество подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, реквизиции, стравливание иногородних против казаков). В Красной армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли менее 10 процентов казачества. После поражения в Гражданской войне около ста тысяч казаков оказались в эмиграции. В советское время официальная политика расказачивания фактически продолжалась, хотя в 1925 году пленум ЦК РКП (б) и признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций». Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались поражению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной армии был снят лишь в 1936-м, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя в Великой Отечественной войне. http://istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1156&n=66

vl-vl: Георгий Гугня пишет: запрет служить в рядах Красной армии был снят лишь в 1936-м Касательно уральцев. Здесь был создан кав. полк переменного состава (1926).

Георгий Гугня: vl-vl пишет: Здесь был создан кав. полк переменного состава (1926). Извстна его судьба? Кто комполка? До какого года существовал?

Георгий Гугня: Кто такие казаки. Миллионы людей, живущие на территории от берегов Дуная и Днепра до самой Камчатки, зовут себя много веков казаками, то есть людьми вольными, никому неподвластными. В переводе с тюркского это значит белый лебедь (гусь), белая ладья. В языке монгольском казак - пограничник, страж, воин, легка конница (вспомните гусар). Нам пытались внушить в годы ярых репрессий против казачества, что мы, казаки, происхождения неблагородного - сплошь из беглых преступников, гулящих бездомных, искавших дикой воли и добычи в улусах орды. Понятно, если нас так называли враги, но с какой стати мы сами стали бы звать себя прозвищем бранным?! Каждый народ с гордостью носит только то имя, какое он себе дал, а не то, каким его называют другие. Вспомните новгородскую вольницу и сравните ее с казачьей. Разве не похоже? Это люди с сильным свободным духом. И были ли в мировой истории примеры, чтоб бежавшие в одиночку, холопы и преступники за тысячу верст от Родины, среди враждебного им народа, смогли основать особую общину - казачью вотчину - целое государство, целый народ с его обычаями, традициями, своеобразным воинским устройством, правлением, где нет старшего, а младший равен всем? Но главное - рыцарская идея: лечь костьми за обиженных и угнетенных, за Веру, Царя и Отечество на удивление миру и на славу своим потомкам. Казаки сыны славянских предков. Летописи времен Василия Темного упоминают о казаках в 1444 году как об особенно легком войске. Казаки отстояли для России весь Юг, покорили Сибирь, проникли на Амур за двести лет до его присоединения (Албазин), открыли Берингов пролив за сто лет до Беринга (Дежнев). Лишь издревле, от славных предков получившие единый мощный казачий дух, люди могли не только сохранить себя, но и приумножить былую славу своего племени. Казачество стояло за свою свободу, за права угнетенных и было самым веротерпимым: никогда никому силой своей веры не навязывало. На берегах Днепра жили торки и берендеи, именовавшие себя казаками еще в Х веке. Об этом свидетельствуют Киевские летописи. Историк Карамзин писал о казаках как о страшных для варваров защитниках России: «Между Азовским и Каспийским морями сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говоривших нашим языком, исповедывающих нашу веру, неутомимых в ратном деле, своевольных, но подвигами усердия и доблести прославленных». Лихие конники и отважные мореходы казаки были передовым оплотом великого славянорусского племени еще в глубокой древности за много веков до Рождества Христова. http://protigor.narod.ru/cossacks/whosuch.html

Георгий Гугня: Славянская гипотезаПо другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В. М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст.[13] В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот — «разбойник»[источник не указан 315 дней]. Также — «бродяга»[14], «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием.[источник не указан 315 дней] В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками.[источник не указан 315 дней] Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане[13]. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов[15]. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает татарский элемент.[13]

vl-vl: Георгий Гугня пишет: Извстна его судьба? Кто комполка? До какого года существовал? Я как-то сильно этим не интересовался историей 46-го кав.полка. В "Красном Урале" за 1926-1930г.г. достаточно информации о нем. Кстати, именно эти кавалеристы на своем собрании в 1929 году постановили из Невского собора сделать клуб комсомола, а еще у них появилась мысль занять Покровскую австрийскую церковь под стрелковый тир.

Георгий Гугня: Будем их считать не совсем казаками...за такие дела..

Шеврон: Георгий Гугня пишет: Тем не менее казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались поражению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной армии был снят лишь в 1936-м, когда создали несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя в Великой Отечественной войне. vl-vl пишет: Касательно уральцев. Здесь был создан кав. полк переменного состава (1926). А как же Уральский советский крепостной полк, который в составе конармии Буденного с поляками воевал в 1920 году? Сплошь из плененных красными уральских казаков состоял...

vl-vl: В период "заигрывания" с казаками на уральской земле поселения с компактным казачьим населением вновь из волостей были переименованы в станицы. Мелочь? А приятно!

охотник: Георгий Гугня пишет: Извстна его судьба? Кто комполка? До какого года существовал? 11 кавалерийская Оренбургская ордена Ленина Краснознаменная ордена Красной Звезды дивизия имени тов.Морозова click here Кроме 46-го Уральского, в состав дивизии входил 44-й Илецкий полк. В Уральске 46-й полк стоял до 1936 г. Командир на 1935 г. Есипенко И.Т. Страничка с биографией.click here

охотник: Интересные сведения из 17 века. В 1696 году киевский воевода князь Барятинский получил от стародубского жителя Суслова письмо, в котором тот пишет: "Начальные люди теперь в войске малороссийском все поляки. При Обидовском, племяннике Мазепы, нет ни одного слуги казака. У казаков жалоба великая на гетманов, полковников и сотников, что для искоренения старых казаков, прежние вольности их все отняли, обратили их себе в подданство, земли все по себе разобрали. Из которого села прежде на службу выходило казаков по полтораста, теперь выходит только человек по пяти или по шести. Гетман (Мазепа) держит у себя в милости и призрении только полки охотницкие, компанейские и сердюцкие, надеясь на их верность и в этих полках нет ни одного человека природного казака, все поляки… — С. М. Соловьев — «Исторія Россіи», т. XIV. М 1962, кн. VII, стр. 597-598

Шеврон: охотник пишет: Кроме 46-го Уральского, в состав дивизии входил 44-й Илецкий полк. В Уральске 46-й полк стоял до 1936 г. Среди командного состава этих полков ни одного уральца нет.

Строгонова: Шеврон пишет: А как же Уральский советский крепостной полк, который в составе конармии Буденного с поляками воевал в 1920 году? Сплошь из плененных красными уральских казаков состоял... А есть ли список воевавших в этом полку?

Палыч с Обчего: 11-я кавдивизия до января 1943 года официально называлась "казачьей". Когда точно она получила такое наименование - не знаю,но,естественно,в 1936 или позже.Сохранились материалы 2-го съезда Советов Тепловского района. Участвовала в нем и делегация 46-го кавполка. Тов.Великолепов избирался в президиум,тов.Есипенко выступил с отчетом,полковой оркестр практически после каждого выступления играл "Интернационал" и т.д.Было все это,мне кажется в ноябре 1934 года. Через месяц была образована Оренбургская область две трети района вошли в нее(Тепловский р-н). Оставшаяся территория осталась в Казакской АССР(Приуральный район).

Палыч с Обчего: Посмотрел оригиналы 2-го съезда Советов Тепловского района.Оказалось,что память подводит. В президиум избирался ком.полка Есипенко. Он же,а также командир конной батареи Великолепов выступили с приветствиями к съезду.в начале и в конце их выступлений оркестр играл "Интернационал". Я уже не говорю о зажигательных лозунгах,которыми заканчивались буквально все выступления.

Шеврон: Строгонова пишет: А есть ли список воевавших в этом полку? У меня нет



полная версия страницы