Форум » История Яицкого казачьего войска » Пугачевщина.Ядро. » Ответить

Пугачевщина.Ядро.

vl-vl: В народном музее "Старый Уральскъ" хранится это ядро, найденное в Куренях южнее Старого собора во дворе частного дома.

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

Георгий Гугня: TatianaIE пишет: Нельзя было по-доброму договориться с турками и торговать как мы сейчас торгуем? турки в те времена были агрессивны....и джинсы еще не шили в таком количестве.... Вот поход Ермака в Сибирь ,также был успешен... TatianaIE пишет: Отняли у турков их территорию Это была не турецкая территория изначально....

TatianaIE: Георгий Гугня пишет: турки в те времена были агрессивны.... Спрашивается, а почему они были агрессивны с нами? Мы их, что, по головке гладили? Или всё больше пушечными ядрами? Георгий Гугня пишет: Это была не турецкая территория изначально.... Да все территории оккупированы позднее пришельцами. Это что, оправдание для захватнических войн? То же самое относится и к Ермаку. Он пришёл в Сибирь с армией оккупантов. Сделанного не вернёшь, и Сибирь - моя родина благодаря Ермаку, но гордиться захватническими войнами в наше время не пристало. Мы живём в правовые времена (считается). И коренное население Сибири вряд ли праздновало победу Ермака. Или интересы коренного населения не важны? Только интересы русского царя и казачества принимаются во внимание?

TatianaIE: Кстати, Георгий, про "другие" варианты у казачества Вы деликатно промолчали... А мне бы хотелось представить - пусть чисто гипотетически - как ещё казаки могли изменить существующее положение вещей, не прибегая к оружию или массовым протестам?


Георгий Гугня: TatianaIE пишет: Или интересы коренного населения не важны? это была слабозаселенная территория.... TatianaIE пишет: Кстати, Георгий, про "другие" варианты у казачества Вы деликатно промолчали Напишу вам в личных сообщениях....деликатные способы)

Шеврон: Давайте про пугачевщину, тема об этом!

Георгий Гугня: Шеврон пишет: Давайте про пугачевщину, тема об этом! А мы про нее родимую... тут все связано..

Fighter: "Зачем казара перла на превосходящие силы"? Тогда,согласно этой логике,не надо было казаре драться с саратовским и оренбургским совдепами в 1918 г.,у них силы были тоже превосходящие. Наверное,на то она и казара,чтобы переть на превосходящие силы,хоть того же Ермака вспомнить.

Георгий Гугня: то же логично...

TatianaIE: Георгий Гугня пишет: это была слабозаселенная территория.... Ну и что? Сибирь и сейчас - слабозаселённая территория. Так что, другое государство у нас его может оттяпать? Вдоль центральных трасс население есть, а попробуйте уехать чуть-чуть в сторону. Красноярский край почти в 5 раз больше Франции, и имеет население меньше 3 миллионов, а во Франции проживает 65 миллионов. Так что Сибирь и сейчас слабо заселена!

vl-vl: TatianaIE пишет: Или интересы коренного населения не важны? Только интересы русского царя и казачества принимаются во внимание? А вот здесь-то надо сравнить резоны. Что было и что получили. Думаю, что в конечном итоге получили больше, чем имели (питие водки - не в счет!). Получили: образование; здравоохранение; карантинно-эпидемиологическую( и эпизотическую) службу; надзорность за исполнением законодательства; возможность поступления на гос.службу в государстве, а не родо-племенном объединении государственные (пусть робкие) коммуникации - почта, дороги и ... защиту внешних границ от "дружеских" нашествий соседей

Шеврон: Статья из советской газеты, когда еще о казаках можно было упоминать! Пугачевщина в преданиях яицких казаков В 70-х годах восемнадцатого века, лет полтораста тому назад, восточная часть России пережила революционное движение под руководством донского казака Емельяна Пугачева. Исторические причины, вызвавшие это движение, коренились в крепостническом строе общества того времени. Недостаток земли, наглая эксплуатация крестьянства – вызывали отдельные бунты, которые с появлением Пугачева – слились в общий бурный поток, известный нам под именем пугачевщины. Кроме общих причин, по свидетельству историка Покровского, были причины чисто местные. Например, в деле возмущения местного (тогда еще яицкого) казачества большую роль играл соляной вопрос. Против громадной соляной подати, против разные незаконных поборов старшин восставали яицкие казаки. Неудивительно, что объявившийся на Яике «Петр III» - Емельян Пугачев нашел здесь верную себе поддержку. Таким образом, уральцам есть чем особенно интересоваться в движении пугачевщины. Лекция педагога Прянишникова, прочитанная на днях в доме рабпроса, включала в себя две части: историческое объяснение пугачевщины и взгляд на нее местных старожилов по преданиям, собранным уральским писателем Железновым. Последняя часть доклада представляет наибольший интерес, так как сведения, сообщенные в этой части доклада, широкой публике были неизвестны. По преданиям можно установить, что яицкие казаки видели в Пугачеве не Пугача (как называли его враги), а именно какого-то идеального царя Петра Федоровича, защищавшего сторону простого народа. Предания рассказывают, будто он поссорился в Петербурге с царским двором, бежал за границу, и за помощью обратился к турецкому «салтану», который и посоветовал ему обратиться к своим «орлам» - яицким казакам. Царь послушался мудрого совета. Но по дороге он поторопился объявится на Поволжье. Мощной поддержки он там не получил. И яицкие казаки гордятся, что первую удачу «Петр» получил именно у них. Знаменитая женитьба Пугачева на местной казачке Устинье Кузнецовой объясняется противоречиво. В одном месте говорится, что он сам убеждал своих сподвижников в необходимости женитьбы, в другом месте – совершенно обратное, в третьем – будто царица Екатерина провокационно старалась подвести Пугачева на такую женитьбу и тем самым скомпрометировать его «царское» происхождение. Зато все предания согласны в том, что именно с этой женитьбы пошли у Пугачева неудачи. Неудачи не потому, что он женился на простой казачке. Это допустимо. А вот большой грех, что он не постарался предварительно развестись с первой женой, а женился на второй, тем самым нарушил закон религии. Вот что ставилось ему в вину. Насколько образ Пугачева был дорог для яицких казаков – устанавливают те же предания. Народ не верит, что Пугачева казнили. Он спасся. Казнили подставное лицо – колодника, который за деньги согласился на это (деньги завещал детям). Вот вкратце, как образ Пугачева отразился в представлении старого казачества, которое отдельным историческим фактом этого движения давало свои местные объяснения. Пугачевщина была серьезной угрозой крепостническому строю. И когда Екатерина одержала победу, она дала сенату «указ от 15 генваря 1775 года», в котором писала: - Всемилостивейше повелеваем для совершенного забвения сего на Яике последовавшего несщастного происшествия» и т.д… переименовать реку Яик в Урал, Яицкий городок – в Уральск, а яицких казаков – в уральских. Копия подлинного указа Екатерины хранится в местном музее, где есть еще некоторые материалы из времен пугачевщины. Крестьянство (и казачество) того времени не допускало еще, чтобы простой смертный донской казак смог осмелиться поднять за собой такую революционную лаву и пойти на свержение царицы Екатерины. Даже рабочие промышленных центров до 1905 года верили в царские милости и подавали прошения, пока такая вера не была расстреляна. Не так важно, что народ шел за якобы, царями, хотя и «демократическими» разукрашенными народной фантазией. Важнее всего, сторону кого они защищали, что является решающим в организации восстания. Пугачев (назвавшийся Петр III) был противником крепостнических прав, потому народ и шел за ним. Настоящий же Петр III – царь – ничем не отличался от других царей, он также был опорой помещиков и притеснителем крестьянства. Процарствовал он несколько месяцев, затеял было войну с Данией, но был свергнут и убит своей женой Екатериной, которая и стала потом императрицей. Будем признательны лектору Прянишникову за его труд по выявлению роли яицкого казачества в движении пугачевщины. Пожелаем, чтобы данная лекция, как и предшествующие ей (напр. лекция физика Галера о радио) получили наибольшее распространение среди профколлективов Уральска. А-ов. Красный Урал от 3.12.1926г. № 278.

Ефимия: По "преданиям старины" у Железнова ....Разин на Яике был?Кому верить

Ефимия: Вл-Вл утверждает категорично что в Яицком городке не был .А в каких станицах был, сохранились какие-то сведения кроме записей Железнова. Тема интересная.... ,информации нет.

vl-vl: Дело в том, что Гурьев в те времена называли тоже Яицким городком. Отсюда и путанница. Безусловно, разинские переговорщики встречались с яицкими казаками, но дальше разговоров/переговоров дело не пошло. Яицкое войско Разина не поддержало.

Шеврон: vl-vl пишет: Яицкое войско Разина не поддержало. "Разина порода!" Это ругательство пошло как раз с тех времен.

Ефимия: Выражение это говорит о том что примкнувшие к Разину были... .Из поколения в поколение этих людей помнили и называли" Разиной породой" Ну а позже оно стало нарицательным....Может их было не так уж много ,но они были. У нас одна бабушка Гурьевская была так вот она нас детей даже делила и некоторых называла "уууууу.... РАЗИНА ПОРОДА" А мужа своего Глиненского" мокро-ым " )))))) И говорила что она только казачка а он "музлан")))))Во как! Вот и хотелось бы по фамилиям узнать кто примкнул к Разину?Список имеется такой?

Ефимия: Это так... лирическое отступление..А если серьезно, про путаницу с Яиком первый раз слышу.....В сети везде пишут что "Разин поднялся вверх по Яику и взял Яицкий городок почти без боя...."Странно как-то что никто про два городка Яицких не знает.

vl-vl: Просто никто внимательно не читал первоисточники.

Ефимия: Ну допустим до Яицкого городка(Уральска ) Разин не дошел.В Гурьеве был же ....и по Яику вверх поднимался...так что и в разливе Камыш-Самарских озер возможно побывал.Ну откуда там Степановские озера???

vl-vl: А что только Разин был Степаном?



полная версия страницы