Форум » Станицы и поселки 1-го военного отдела » ст. Иртецкая » Ответить

ст. Иртецкая

Александръ: Станица Иртецкая (станичный поселок) располагалась на р. Иртек, входила в 1-й военный отдел и относилась к числу т.н. «верховских» станиц, т.е. расположенных выше по течению реки относительно столицы войска и областного центра – Уральска. Известен с 1769 г. К 1839 г. в нем насчитывалось 95 дворов, в которых проживали 526 лиц войскового сословия. К 1862 г. в станице (Иртецкий форпост) проживало 875 лиц войскового сословия; к 1915 г. в станичном поселке Иртецкий насчитывалось 364 двора, в которых проживало 1513 лиц войскового сословия и 493 иногородних. В нем располагались две школы (войсковая и церковно-приходская), церковь, кирпичный и два гончарных завода, две мельницы и две кузницы. К станице были причислены следующие населенные пункты (поселки): Иртецкий (р. Иртек), Утвинский (оз. Козлявка), Бородинский (оз. Барское), Ташлинский (р. Ташлинка), Болдыревский (р. Иртек), Акутинский (оз. Никашкино), Ранневский (старица р. Урал).

Ответов - 31, стр: 1 2 All

Сания: Доброго времени суток. Есть ли информация по посёлку Бородинский?

Ефимия: Сания пишет: Доброго времени суток. Есть ли информация по посёлку Бородинский? История основания села Бородинск Село Бородинск было основано в 1743 году (по данным Оренбургского института степи) История села связана с казаками Мартемьяном и Давидом Бородиными. Мартемьян Михайлович Бородин был избран в 1767 году войсковым старшиной. В историю он вошел как каратель крестьянской войны под руководством Е . Пугачева . Мартемьян Бородин был богатейшим человеком в Уральском казачьем войске .Он ,единственный помещик , который имел деревню с крепостными крестьянами , хотя крепостное право официально в войске никогда не было. Мартемьян Бородин за активное участие в подавлении Пугачевского бунта получил чин майора, пожалован золотой медалью и награжден тысячью рублями .В 1775 году императрица Екатерина произвела его в полковники и назначила войсковым атаманом Уральского казачьего войска. Но вступить в должность атамана он не успел, скоропостижно умер. Этот факт породил много легенд. Его сын Давид продолжил селить здесь крестьян, покупая целые деревни ,выигрывая в карты. О нем говорили: «Атаман Бородин в войске один», подчеркивая этим его могущество. Казачья совесть сурового атамана, по-видимому, и сама плохо мирилась с этим рабством, и поэтому незадолго до смерти он освободил всех своих крепостных, около тысячи душ, добившись их причисления в казаки. Бородинская станица была богатой , огромной и цветущей. Ее еще называли «Генеральской».Здесь находился станичный атаман и его канцелярия. В ведении станицы относились поселки Иртецкий, Кузьминский ,Ташлинский , Болдыревский (Акутинский ). Станица относилась к Уральской губернии, а с 1927 года отошла к Оренбургской губернии. Бородинск становится форпостом с 1818 до 1820гг. http://nasledie-sela.ru/places/ORE/1405/3638/

Разъезд: А кого карал Мартемьян Михайлович Бородин?


колесников: А,вот х.Муровой что меж Бородинским и Крестовским поселками в старые времена как назывался?кто знает? И Крестовский-это советское название,старое не известно.

Ефимия: Разъезд пишет: А кого карал Мартемьян Михайлович Бородин? там же написано.. пишет: каратель крестьянской войны под руководством Е . Пугачева

Ефимия: колесников пишет: х.Муровой что меж Бородинским и Крестовским поселками Хутор Муровой,название хутора интригующее..

Разъезд: А может Крестовка только в советское время появилась как и Заживное.

Сания: Спросила у дяди,проживает в тех краях. Крестовка находится рядом с п.Кинделя между Кинделёй и Студёным.Муровая осталось только название какой-то местности между Крестовкой и р.Урал.

Разъезд: Муровой.Рядом еще был хутор Коаыльный.

колесников: Разъезд пишет: Муровой.Рядом еще был хутор Коаыльный. там рядом место Дуванное или Дуванный яр по разному называют.

колесников: Разъезд пишет: может Крестовка только в советское время появилась как и Заживное. название да,а первые поселенцы Турчевы были,товарищи в коллективизацию извели их.

колесников: Сания пишет: Муровая осталось только название какой-то местности между Крестовкой и р.Урал. верно,поселка давно нет,рядом Урал ,на месте поселка большой курган.

Сания: Вы тоже с тех краёв?

Сания: В Бородинский проживало не только крестьянское население Бородина, так же служилые люди(какое-то время был фортпост), староверы.татары. Там рядом Кош-Яик расположен,те места одни из первых заселены яицкими поселенцами(старообрядцами,первыми яицкими казаками).Д.М.Бородин по завещанию своему в 1932 году из крепостных своих записал в казаки около 60человек).Не знаю какие там деревни он выигрывал в карты,видимо очень маленькие.

колесников: Сания пишет: Вы тоже с тех краёв? да'с.

Сания: Откуда именно? Люблю Бородинск,там особенная атмосфера.

Сания: В детстве много рассказывали про хутора,у некоторых казачьих семей были хутора небольшие,в основном сезонно жили там или прям совсем по 3-5 семей.Вокруг Бородинска много таких было тоже,бабуля много называла.У наших предков тоже был свой хутор недалеко от Бородинска,мельница была водяная. Ваш хутор наверное был чей-то личный?

колесников: Сания пишет: Откуда именно? Люблю Бородинск,там особенная атмосфера я с Илека.вы правы,в каждом поселке своя природа,в Затонном пески,а севернее в Сладковом холмы,глубокие ростоши которые тянутся километрами.

Ефимия: Сания пишет: В детстве много рассказывали про хутора,у некоторых казачьих семей были хутора небольшие,в основном сезонно жили там или прям совсем по 3-5 семей.Вокруг Бородинска много таких было тоже,бабуля много называла.У наших предков тоже был свой хутор недалеко от Бородинска,мельница была водяная. Ваш хутор наверное был чей-то личный? Спросить хочу,в Бородинском Карташовы не проживают сейчас,или в советское время может жили? Мои Карташовы из Бородинского пос, Глиненской станицы. Мечтаю найти ветку Карташовых из того поселка Бородинский.,Иртецкой станицы т.к именно оттуда ветка тянется.. одно время он относился к Каменской станице.

Разъезд: Сейчас в Бородинске действительно особенная атмосфера((

колесников: Сания пишет: В детстве много рассказывали про хутора,у некоторых казачьих семей были хутора небольшие,в основном сезонно жили если посмотреть на карту земли УКВ середины 19-го столетия то увидим вокруг поселка обозначения с названием "летник" это и есть сезонное место проживания казаков. Сания пишет: Ваш хутор наверное был чей-то личный? был хутор Колесников по речке Заживной,а в Затонном у Колесниковых была мельница, не выберу время побывать на обломках той мельницы говорят,там торчит из песка край жернова. Колесников Епифан считался середником в Затонном,держал в работниках брата своей жены Сакмаркиной Любови Кузминичны. Родители детей Сакмаркиных сгинули в отступе а дети остались в Затонном,так и жил Фома Сакмаркин с женой в бане у Епифана и дочь в бане родилась.

Ефимия: Разъезд пишет: Сейчас в Бородинске действительно особенная атмосфера(( а что так плохо стало?

Разъезд: Добыча нефти началась.Прямо за околицей

Сания: Да,говорят там пахнет плохо.Жалко,там хорошо было. Дядя мой у которого спрашивала тоже в Илеке живёт.Чистяков Виктор.

Сания: Разъезд пишет: Сейчас в Бородинске действительно особенная атмосфера(( Ну деревья и луга пока живые) А добыча полезных ископаемых это конечно грусть...

Сания: Ефимия пишет: Спросить хочу,в Бородинском Карташовы не проживают сейчас,или в советское время может жили? Мои Карташовы из Бородинского пос, Глиненской станицы. Мечтаю найти ветку Карташовых из того поселка Бородинский.,Иртецкой станицы т.к именно оттуда ветка тянется.. одно время он относился к Каменской станице. Только увидела Ваш, вопрос. Я спрошу у знакомых кто там живёт, фамилия знакомая. Но я за последние недели столько перечитала про Бородинск и те края, могу сказать что там видимо ещё один хутор Бородин был , на р.Иртек.(В описание попадалось и на карте одной есть). Наш Бородинск ближе к реке Кинделя расположен(почти на реке Кинделя).

Разъезд: Сания пишет: Ну деревья и луга пока живые) А добыча полезных ископаемых это конечно грусть... Меня больше угнетают браконьеры истребляющие все живое.

Разъезд:

Разъезд:

Разъезд: Памятник в с.Бородинск

petryaeva_iv56: Статья в УВВ номер 25 от 03.07.1894 года войскового Иртекского учителя, коллежскооо регистратора Ивана Антиповича Быкова: Вблизи Иртецкого поселка есть местности, о которых не лишне будет сказать несколько слов, так как с ними соединены некоторые воспоминания из казачьей жизни. Версты с полтора к северу от Иртецкого поселка на берегу реки Иртек, есть местность называемая «Патрикеич». Местность эта раньше была покрыта густым лесом, в настоящее же время здесь встречается лишь небольшой кустарник и кое-где деревья. Лет около 60-ти тому назад около Иртека проживал выходец с Дона – донской казак Иван Патрикеич или как обыкновенно его называли «Патрикеич». Покинув родной Дон, в следствии якобы какого-то притеснения из-за веры Патрикеич появился на берегах Урала и поселился именно около Иртецкого поселка, в лесу, в келье; около кельи он устроил молельный дом , так ка считался человеком начитанным; кроме того Петрикеич учил церковной грамоте ребят. Около кельи его было еще 3-4 , в которых проживали старики из Иртецкого поселка. В молельный дом стекалось множество народа из окрестных мест. Патрикеич пользовался такой популярностью, что его знали, как говорят, вся Низовая линия. Все относились к старичку с почтением и буквально заваливали различным подаянием: рыбы (от низовых казаков), меда в кадках, хлебов, сухарей и т.п., всего у него было вдоволь. Патрикеич был старик среднего роста, с окладистой седой бородой, бодрый, гнусоватый и, как говорят чрезвычайно скупой. В народе была молва, что у Патрикеича много денег, так как де расхода никакого, а доход у него большой. Так жил этот донской выходец на этом месте несколько лет. С ним же пришел родной брат Игнатий, который жил в поселке. В одно время, лет 57 тому назад, Петрикеича нашли в его келье мертвым, с признаками насильственной смерти. Убит был Патрикеич в самый валовый сенокос, когда он оставался один,- старики, соседи его по кельям, все разъезжались на сенокос. По произведенному следствию оказалось, что убийцами Патрикеича были илецкий казак Кулезнев и с ним два беглых солдата. Беглых в то время, говорят, было у нас много и скрывались они в окрестностях Иртецкого поселка, напр. В зарослях по Бобровке. Кулезнев, говорят, признался и добавил, что у Патрикеича было много денег, которые он разделил с своими сообщниками; последние скрылись и найдены будто бы не были. Кулезев же понес заслуженную им законную кару. Так покончил свое земное поприще старик Патрикеич, мученически отошедши в вечность. Останки его бренного тела были положены вблизи его кельи. Насыпи его могилки в настоящее время не заметно; равно как незаметно ничего такого, чтобы говорило о житье-бытье здесь Патрикеича; осталась только одна память, одно воспоминание, как обыкновенно бывает в подобного рода случаях. Впрочем, стоит крест, по сказанию одних, над могилкою Патрикеича, а по сказанию других - вблизи оной. Местность эту в Иртеке всякий знает, даже мальчик, и может указать, где жил когда-то Патрикеич. К северу же от Иртецкого поселка, верст в пяти почти против водяной мельницы генеральши Бизяновой,- находится так называемая «Медвежья россошь»; в этой россоши и по настоящее время стоит вековой обхвата в полтора, дуб. Дуб этот свидетельствует о том, что здесь по россоши когда-то росли подобные ему собратья, их которых уцелел только один их представитель. Название самой россоши «Медвежья» точно определить старожилы не могут: одни говорят, что здесь когда-то давно водились медведи, так как местность была очень лесистая, другие говорят, что вблизи этой россоши не была ли пашня казака Медведева, так как прежде именно здесь (в северном и северо-восточном направлении от поселка) производился посев, и здесь была казачья пашня. Самый большой посев, к слову сказать, в то время был 5-6 десятин и редко, говорят, десять. Медвежья россошь и старец дуб были свидетелями, может быть, не одной кровавой расправы, совершавшейся около, в былое далекое не безопасное для казаков время. Около «Медвежьей», как сказано, были казачьи пашни; хотя это от поселка было и близко, но проживать на пашнях, в особенности ночевать, было очень опасно, так как в описываемое время киргизы сильно пошаливали и мало-мальски оплошавших умерщвляли и обирали, или же забирали в плен, уводя к себе в неволю, или продавали в Хиву, в рабство. Русские пленники, по преданию, ценились дороже всяких других: напр. Персиянин стоил только половину стоимости русского. В особенности ценились те, в которых замечалась физическая сила. На пашнях в одиночку ночевать не решались, а к вечеру обыкновенно съезжались к кому-либо на один стан, семей 5-6 и более. Казаки, деды наши, во всяком случае принимали меры предосторожности против киргиз, так напр. Были и пикеты, и разъезды казаков; версты за две или за две с половиною от поселка по дороге в Бородинск- вправо возвышается мар, называемый «Караульный»: говорят, что с этого мара казаки следили за движением киргиз. Здесь на мару были поделаны караульные лачуги. Это очень вероятно, так как с мара прекрасно можно видеть окрестность на большое расстояние; хорошо видны Утвинские горы, между левым берегом Урала и правым берегом р. Утвы; самое уже название мара «Караульный» указывает какое он имел в старину значение. Поселок в то время был маленький домов 20-30. На том месте, где в настоящее время стоит казенный дом или, как в поселке его называют «крепость», - прежде стоял деревянный домик с каланчей; это старинная «крепость» была обнесена рвом, следы которого видны и в настоящее время. В крепости была пушка и зарядный ящик.. В одно время «крепость» перенесли было приблизительно на версту(на восток) по дороге в Бородинск, но нашли новое место неудобным и оставили «крепость» на старом месте. Несмотря на все предосторожности, в окрестностях поселка, говорят, происходили частые тревоги, в особенности по ночам. То киргизы забирают оплошавших в плен, то угоняют скот и т.п. Казаки садятся на заранее уже оседлавших лошадей и летят в погоню за басурманом. Какое, подумаешь, было времечко! Теперь казак едет за 40-60 и более верст вглубь киргизской степи и думушки не думает, хоть бы и один был; а в то время, так сказать, у себя дома, за 2-3- версты от поселка, казак не считал себя вне опасности и всегда должен быть был на стороже, на готове, на предмет внезапного нападения со стороны киргиз. Но на всякий час, должно быть, не убережешься и чему быть, тому не миновать! Вот, например, случай из давнего прошлого. Это было в день святителя Николы 9 мая 1824 или 1825 г. Казак Иртецкого поселка Григорий Темнов с женою и родной брат его Иван (холостой) 18 лет, в ночь отправились в телеге на свою пашню, до которой было всего верст шесть или много семь. Дорогою братья задремали и уснули; не спала только жена Григория – Василиса,- она правила лошадь. Недалеко и до пашни осталось, каких-нибудь верста или много полторы, только лишь проехали «Медвежью», как вдруг на Темновых напали киргизы. Младшего брата Ивана, сонного, ударили чеканом; удар был меток, Иван потерял сознание и лежал без чувств. Старший брат Григорий на крик жены: «киргизы»! хотя и вскочил вовремя, но спросонок и не имея в руках никакого орудия, растерялся, и не знал, что ему делать. Между тем киргизы успели уже нанести ему несколько ран пикой. Оправившись, Григорий оторвал у телеги вязок и, насколько было возможно, защищался, отбиваясь вязком. Получив пикою семь ран, Григорий изнемог в неравной борьбе и уже не в силах был сопротивляться; его связали и вместе с женою и братом повезли за Урал. На берегу Урала киргиз съехалось около двух десятков,- они были в рассыпную в разных направлениях и съезжались по известным им условным знакам и сигналам. Главные виновники похищения братьев Темновых были киргиз Дзимбарак, и помощником ему в этом деле служил Бузалбак. Дзимбарак умер назад тому года 2-3; а Бузалбак лет пять. У того и другого, говорят, и сейчас живы дети и внуки. На Бухарской стороне начались сортировка братьев; скоро им разлучили: старшего Григория, с женою купил почетный бий Салпык, кочеваший около Урала, а холостой Иван (уже на Бухарской пришедший в себя) продан был в дальний род, а в конце концов перепродан в Хиву. Почетный бий Салпык, вероятно, пожалевший Григория с женою, выдал их нашему войсковому начальству и таким образом пленные вернулись на свою родину. Долго не мог простит себе Григорий ту оплошность и беспечность, жертвою которой сделался он с братом. Участь младшего брата была иная. Хозяин Ивана в Хиве был человек состоятельный, и Ивану жилось у него вообще хорошо. Иван обладал недюжинною физическою силою, почему и прославился, как батырь (удалец, силач). Оказалось, что Иван, действительно, был удалец, много, проделывал разных разудалых штук, а подчас наминал бока тем, кто подвертывался ему под руки; в результате было то, что его побаивались. Иван был в связи с женою своего хозяина, которая была и молода и хороша собою. За какие-то, однако, проделки Ивана приговорили к смертной казни через повешение. Тогда Иван принял ислам и дал слово исправить свою разудалую жизнь. Батыря-Ивана помиловали и даровали ему жизнь. По смерти хозяина, Иван женился на его жене, от которой имел детей. Но удаль привела добра-молодца все-таки к виселице. Он вновь что-то такое набедокурил, и, вероятно, очень важное, потому что его приговорили опять к повешению и на этот раз повесили. Прошли года после описанного происшествия, орда приутихла, или, вернее сказать, ее заставили приутихнуть, и прежние заклятые враги стали чуть ли не друзьями! Враг Григория Темнова, заполонивший его с женою и братом, киргиз Дзимбарак не раз был в доме Григория и ел его хлеб-соль. Вспоминалось прошлое, но объяснялось все временем. « Что делать будешь, время был такой!»-говорил Дзимбарак. Однажды заехал к Григорию Темнову дядя его казак Павел Чернов, житель Ташлинского поселка; вследствие такой экстренности, дядя и племянник изрядно выпили; тут же был известный нам Дзимбарак. Григорий Темнов, вспоминая прошлое, раскрыл ворот своей рубахи, причем на груди его оказались следы полученных им ран и, указывая на Дзимбарака, сказал: «Вот ведь кто мне это сделал!». «Как ты давно не убьешь эту гадину!» - закричал дядя, возбужденный хмельком и вскочив, бросился снимать висевшую на стене винтовку, говоря, что он сейчас же убьет Дзимбарака! Киргиз так перепугался, что опрометью бросился вон из избы, вскочил в седло своей лошади, стоявшей во дворе и пустился скакать прямо на Бухарскую. После этого Дзимбарак не показывал глаз в дом Темнова. Однажды Григорию понадобилась соль, за которой он снарядил своих сыновей 12-летних мальчиков (близнецы) на Бухарскую сторону купить ее у киргиз: там киргизы добывали соль из имеющихся у них соляных озер. Соль эта хотя не отличалась доброкачественностью, но тем не менее расходилась в большом количестве для домашнего обихода. Здесь - в степи- Дзимбарак увидел мальчиков Темновых, узнал их, схватил и повлек в свою кибитку. «Дядя ваш, Пашка Чернов хотел меня убить, - говорил Дзимбарак- я скорее вас убью!» В кибитке, в которой были только телята и ягнята. Дзимбарак связал и привязал к стене кибитке одного из мальчиков - Марка, продержав его в таком состоянии целые сутки. Второй братишка ничему подобному не подвергся и оставлен был свободным. Отец мальчиков, не дождавшись возвращения детей во время, стал беспокоиться. Наконец, он получил сведения о постигшей его сыновей участи. Не решаясь пока ехать лично за выручкой детей, чтобы по присущей отцу ревности и горячности не ухудшать дела , отец послал с выкупом к Дзимбараку киргиза-косяшника, своего тамыра (приятеля), Сарайку (Сарайка долго был косяшником и базарником в Иртецком поселке). Переговоры Сарайки с Дзимбараком и выкуп, полученный последним, привели к желаемому результату. Мальчики были освобождены, и Сарайка привез их к отцу здравыми. Бывший пленник Григорий Темнов умер в 1856 г. Двенадцатилетний в то время сынишка его Марк, попавшийся в руки Дзимбарака, жив и доселе здравствует. Марку Темнову в настоящее время 58 лет. Также здравствует родной брат пленника (Григория) Клим, которому во время плена братьев Григория и Ивана было 5-6 лет, а в настоящее время дедушке Климу 75 лет. От дедушки Клима и дедушки Марка я прибрел те сведения, которыми сейчас поделился с читателям



полная версия страницы