Форум » Переписи » о современной численности потомков уральских казаков » Ответить

о современной численности потомков уральских казаков

михалычъ: возможно ли хотя бы теоретически предположить современную численность потомков этнических уральцев? Какова была их численность после потерь Гражданской войны и сколько их сейчас?

Ответов - 82, стр: 1 2 3 4 5 All

Александръ: Да, тема интересная! Позволю себе опубликовать ответ Николая В. из нашей с ним электронной переписки по вопросу о составе населения Таскалинского р-на Западно-Казахстанской области. Чтобы было понятно, Таскала - это бывшая Каменская станица. "Что касается русских, то в районе русских осталось мало; в основном это пожилые, которые не захотели менять привычную среду проживания, люди предпенсионного возраста, которые дорабатывают до пенсии, а потом планируют переехать в Россию к детям, а также очень небольшая группа молодежи, вступившие в смешанные браки, создавшие семьи с представителями коренной национальности. Помимо этого, есть небольшая группа русских, ассимилированных в казахскую среду, свободно говорящих на казахском языке, перенявших ментальность казахов в связи с оторванностью от русской среды (в основном, это потомки русских во 2-м и 3-м поколениях, проживающих в сельской глубинке (на территории бывших совхозов и их отделений Таскалинского района). По итогам промежуточного учета населения 2019 года доля русских составляет около 8,7%. Что касается казацкого сословия, то большинство из них - потомки казаков разных регионов: Макаровы, Лапшины, Вологины, Севрюгины, Гущины, Кожевы, Слеповы и т.д."

михалычъ: численность русских известна. А вот как разделить потомков казаков от иногороднего населения? Разумеется есть и смешанные браки, но потомки от них это тоже потомки казаков в том числе. Таскала тут не совсем показатель. В Зеленовском районе процент славян выше, да и не одни пенсионеры.

Калёновец: В 1960 - х гг. в СССР было порядка 200 тысяч потомков уральских казаков, обеих полов. Но, в те годы семьи имели по 3 - 5 и более детей. С учетом современной рождаемости, вероятно, численность осталась на том же уровне, по всему миру.


Куренской: Калёновец пишет: В 1960 - х гг. в СССР было порядка 200 тысяч потомков уральских казаков, обеих полов. Откуда такие сведения?

деркул: Калёновец пишет: В 1960 - х гг. в СССР было порядка 200 тысяч потомков уральских казаков, обеих полов. Перед гражданской казачье население составляло около 170 тысяч, учитывая гражданскую войну, репрессии, ВОВ, вряд ли в 60-е годы казачье население превышало 150 тысяч.

колесников: Раньше,можно было по телефонному справочнику отследить фамилии потомков казаков отдельно взятого поселка.

Куренской: колесников пишет: Раньше,можно было по телефонному справочнику отследить фамилии потомков казаков отдельно взятого поселка. А если мама казачка? Её дети ведь тоже потомки, но по фамилии об этом не узнаешь.

колесников: В Яманском, половина населения -казачьи потомки.

Куренской: Калёновец пишет: В 1960 - х гг. в СССР было порядка 200 тысяч потомков уральских казаков, обеих полов. деркул пишет: Перед гражданской казачье население составляло около 170 тысяч, учитывая гражданскую войну, репрессии, ВОВ, вряд ли в 60-е годы казачье население превышало 150 тысяч. Понимаю, что это не показатель, но всё же, несколько лет назад проводил исследование по одной фамилии. На 1910 год было 110 представыителей этого рода, а на 1930 год (с учётом переехавших в другие регионы) только 25 человек. Меньше четверти осталось, а потом была война. Ни о каких 200 тысячах в 1960-е годы речи быть не может.

деркул: У меня все предки казаки, после гражданской живыми остались мужчины в возрасте до 18 лет.

Калёновец: деркул пишет: У меня все предки казаки, после гражданской живыми остались мужчины в возрасте до 18 лет. Так, ведь,остались же живые. От них племя пошло до Великой Отечественной войны, а у их детей, после войны. Рождаемость тогда была высокой. Также не нужно забывать, что на юге Казахстана "уходцы" проживали, у которых тоже детей по многу было. Поэтому цифра в 200 тысяч, вполне, достоверная была. Можно взять данные переписи Уральской и Гурьевской областей за 1960 г. и сделать сверку, отняв казахов. В остатке, порядка 70% потомки казаков.

михалычъ: Калёновец пишет: порядка 70% потомки казаков. иногородних и до революции было немало, а затем коллективизация, целина и т. п. По Чеснокову утраты от событий революции, войны и голода с эпидемиями были более 50 процентов

Разъезд: Выяснить современную численность никак невозможно.Потому что большинству потомков казаков все равно какого они происхождения.

Tashpoisk-Tatyana: Разъезд пишет: Выяснить современную численность никак невозможно.Потому что большинству потомков казаков все равно какого они происхождения. А есть такие люди, которые и не знают, что они являются потомками уральских казаков. До 30-40 лет многие не интересуются своими корнями. А когда старики уже померли, то уже и не у кого спросить.

колесников: Tashpoisk-Tatyana пишет: есть такие люди, которые и не знают, что они являются потомками уральских казаков. До 30-40 лет многие не интересуются своими корнями. А когда старики уже померли, то уже и не у кого спросить. иваны не знающие родства.

Калёновец: Разъезд пишет: Выяснить современную численность никак невозможно Абсолютно с Вами согласен! Но, ведь, в СССР существовала спецслужба, которая мониторила численность "контрреволюционеров", к которым относились и уральские казаки. Было такое выражение: "Чапаевские недобитки". Помню, в наш пионерский лагерь приехал старый чапаевец, боевой товарищ Миши Гаврилова, бивший казару на Урале. После красочных рассказов о боях с белоказаками, кто - то из ребят спросил у ветерана: "А сейчас есть на Урале белоказаки?" Ветеран без утайки ответил: "Говорят, осталось 200 тысяч".

Разъезд: Общался с человеком .Он точно знал что по материнской линии он казачьего роду.Но девичью фамилию бабушки вспомнить не смог как не напрягал извилины.Вот так и живем(.

Калёновец: Разъезд пишет: Общался с человеком .Он точно знал что по материнской линии он казачьего роду.Но девичью фамилию бабушки вспомнить не смог как не напрягал извилины.Вот так и живем(. Не знаю как сейчас, а при царе - батюшке казачий род продолжался только по отцовской линии. По своим родственникам знаю, что до 1960 - х гг. парни старались брать в жены девушек из казачьих семей. Позже, их дети начали жениться "по любви" на иногородних и настало время, когда напрягай - не напрягай извилины, а вспомнить фамилии предков не могут. Я сам только недавно, с удивлением, узнал столько новых фамилий бабушек в своей родословной. Пусть, из 3 - 4 колена, но их нужно знать вплоть до 7-го. Тогда никто не сможет назвать нас: колесников пишет: иваны не знающие родства.

колесников: Калёновец пишет: Тогда никто не сможет назвать нас: колесников пишет:  цитата: иваны не знающие родства. а,я не про вас а,про иванов.

колесников: Разъезд пишет: Общался с человеком .Он точно знал что по материнской линии он казачьего роду.Но девичью фамилию бабушки вспомнить не смог как не напрягал извилины.Вот так и живем(. жаль,что в илецкой газетке,перестали печатать о истории (казачьей). Взять бы и опубликовать первые илецкие фамилии,может кого и зацепит.

Разъезд: Просвещать надо казаков

Калёновец: Разъезд пишет: Просвещать надо казаков Просвещают уже, вовсю! 20 января в интернете появилась статья "Атаман Толстов сгубивший Уральское казачество". Кто писал неизвестно. Но, понятно почему, ведь, в ней нет ни слова правды. Сплошная ложь и клевета на Уральское казачество. Узнать бы имя этого горе - автора, да подвесить за одно место на берегу Урала, чтобы считал поголовно потомков уральских казаков. Мало того, что оклеветал деятельность атамана В. С. Толстова, так он ещё и всех уральских казаков похоронил после Гражданской войны. Не потому не было Уральских казачьих полков во время Великой Отечественной войны, что казаков не осталось, а потому что не захотели наши старики возрождать Уральское казачье войско. Про то сколько уральских казаков сражалось на фронтах ВОВ, этот анонимный автор стыдливо умалчивает. Ничего не сказал и о жизни атамана Толстова на чужбине. А зачем, когда цель совсем другая? Оболгать и оклеветать!

Разъезд: Да кто же теперь верит информации из интернета? Интернет нынче это отвлекатель больше.

Калёновец: Разъезд пишет: Да кто же теперь верит информации из интернета? Интернет нынче это отвлекатель больше. А мы с Вами, где сидит и кому верим? Нынче в книги мало кто заглядывает. Все сидят в интернете. Даже в советское время на атамана Толстова не выливали столько "нечистот", как это делают в настоящее время. В угоду заказчику не брезгуют ничем: ложь, клевета, перевирание известных событий и т. д.

Куренской: Калёновец пишет: Просвещают уже, вовсю! 20 января в интернете появилась статья "Атаман Толстов сгубивший Уральское казачество". Сейчас чего только нет в интернете, я сколько лет прожил, а и не знал, что "В 1801 году Исетское казачество было окончательно включено в Уральское казачье войско". )) Взято отсюда: https://www.youtube.com/watch?v=Yg4Mk95ZH9U

Разъезд: Ну и какой смысл раздражаться от подобной "информации". ?

Строгонова: колесников пишет: В Яманском, половина населения -казачьи потомки. Повезло. У нас в поселке раз два и обчелся.

Разъезд: А в чем везение?

михалычъ: колесников пишет: В Яманском, половина населения -казачьи потомки. а по религиозной принадлежности теперь как?

Шелудяк: Калёновец пишет: Просвещают уже, вовсю! 20 января в интернете появилась статья "Атаман Толстов сгубивший Уральское казачество". Кто писал неизвестно. Здесь эта статья - click here С Николаем согласен, а более всего раздражают, новомодные - АНОНИМНЫЕ статьи!

Шеврон: Шелудяк пишет: Здесь эта статья - click here Прочитал и поставил анонимному автору жирный Согласен с Каленовцем, полное вранье!

колесников: Строгонова пишет: Повезло. У нас в поселке раз два и обчелся так ,то только фамилии...с открытием краеведческого уголка может кого заинтересует прошлое их предков.

колесников: михалычъ пишет: по религиозной принадлежности теперь как? да кто их знает,в душу не заглянеш. Предлагал,на месте сгоревшей в 1916 г. церкви поставить крест,охотников не нашлось но говор ходил по поселку.

Строгонова: Разъезд пишет: А в чем везение? В том, что остались живы, живя на своей земле. Еще как версия, что меньше было переселенцев с других территорий. У нас в поселке из 2 тысяч жителей старожилы в свое время насчитали 7-8 семей потомков казаков. Остальные потомки переселенцев.

Строгонова: колесников пишет: да кто их знает,в душу не заглянеш. Предлагал,на месте сгоревшей в 1916 г. церкви поставить крест,охотников не нашлось но говор ходил по поселку. А у нас никогда церкви не было исторически, так как рядом стоял старообрядческий монастырь. Сейчас поставили православную церковь. Староверов, кажется, уже не осталось. Еще в поселке есть мормоны, и с размахом празднуется Сурхарбан. В общем теперь живет здесь хорошая сборная солянка из народностей.

Разъезд: По мне так на сегодняшний день особой разницы нет между селом где живут потомки казаков и где их нет.Лет тридцать назад еще как то ощущалось.На свадьбах были элементы обрядов.Хоронили тоже по другому.Сейчас этого уже нет.

Строгонова: Разъезд пишет: а свадьбах были элементы обрядов.Хоронили тоже по другому. Поделитесь, какие элементы использовали и как по-другому хоронили?

Разъезд: На свадьбе как помню подруга невесты в руках держала какое то сложное сооружение.Спрашивал как называется-крОсата или девичья краса.Вот так она ее весь день носила)).

Разъезд: А на похоронах гроб до могилы несли на ветках.Потом их в могиле же и закапывали чтоб они из угла торчали.

колесников: Строгонова пишет: общем теперь живет здесь хорошая сборная солянка из народностей. представители этой солянки ,когда встает вопрос о национальности знают что они мордва,украинцы,чуваши,башкиры,армяне и тд.,только казаки говорят что мы русские.

колесников: Разъезд пишет: На свадьбе как помню подруга невесты в руках держала какое то сложное сооружение.Спрашивал как называется-крОсата или девичья краса.Вот так она ее весь день носила)). к жениху (бедолаге) приходили подруги невесты и застелали новою постель,все это сопровождалось песнями,шутками .жених наливал дамам водочки в конце этого действия ,жиниха толкали на новую постель. Помню,падая увлек за собой одну из забористых дам,подруги ее за ноги стянули ). Этот обряд мне больше всех понравился.

Разъезд: Ну такой может и сейчас есть)

Разъезд: колесников пишет: представители этой солянки ,когда встает вопрос о национальности знают что они мордва,украинцы,чуваши,башкиры,армяне и тд.,только казаки говорят что мы русские Когда им начинаешь напоминать что они потомки казаков.Начинается какой то нездоровый смех.

колесников: Разъезд пишет: Начинается какой то нездоровый смех. да,одинаковая реакция у большинства. Глуповатая улыбка и не доверие .

колесников: Разъезд пишет: Ну такой может и сейчас есть) не плохо было вспомнить подробно казачьи свадебные игрища и снять на видео для сохранения истории. Помню,подвыпившие родствинники невесты,заявили мне что невесту украли и я должен ее искать. Я,нашел в толпе гостей одну из подруг невесты и сказал что эта пожалуй красивее будет. Идите ,скажите если сейчас не явится,на этой женюсь. Через пару минут невеста нашлась,ревела а родствиники утешали.)

Разъезд: Насколько я знаю у яицких казаков приданое за невесту не давали.Жених должен был что то вроде калыма дать отцу невесты.

Разъезд: Помню как рассказывали о поведении женшин-казачек.Две соседки поссорятся потом начинают ругаться.Доходит дело до драки.Вырывют друг дружке волосья на голове и на плетнях развешивают как символ победы).

колесников: Разъезд пишет: Насколько я знаю у яицких казаков приданое за невесту не давали.Жених должен был что то вроде калыма дать отцу невесты. от дома невесты,до дома жениха шел гужевой "караван" в телегах на показ везли приданное невесты. Потом ,ходили пересуды сколько повозок,какое приданное.

колесников: Строгонова пишет: том, что остались живы, живя на своей земле. Еще как версия, что меньше было переселенцев с других территорий. У нас в поселке из 2 тысяч жителей старожилы в свое время насчитали 7-8 семей потомков казаков. Остальные потомки переселенцев. Бархансков тыщи две сдаватся привел в Илек?может по этому в илецких поселках половина населения казачья. Успели казаки потомство народить до 30-х.

Разъезд: "Русский народ его обычаи обряды предания суеверия".М.Забылин Москва 1880. У уральских казаков в обыкновении у сговоренной невесты , с начала сговора до самой свадьбы,гостить всем ее подругам,где сходятся молодые люди,поют и пляшут с девушками.В девичник жених приносит своей невесте в подарок платье и весь женский убор а невеста отдаривает эти подарки шапкою,сапогами,рубашкою и шароварами.

Разъезд: После венчания невесту везут в телеге,сзади ея сидит мать и сваха ,пальцы которой унизаны бывают кольцами.Обе они прикрывают невесту полотенцем. чтобы никто не видел ее. Пред телегою идет жених с отцем и дружкою ,а позади ея едут верхом на лошадях приятели и родные жениха.Один из них на шесте ,подобно знамени несет полосатую плахту(юбку).

Калёновец: Разъезд пишет: Спрашивал как называется-крОсата или девичья краса Красота - это свадебный вариант каравайца! Караваец - это сладкий пирог, у которого верхняя часть была открытой, в виде перекрещенных косичек. Ещё, на свадьбе обязательно присутствовали розанцы. Непременно, красноватого цвета.

Калёновец: Разъезд пишет: Насколько я знаю у яицких казаков приданое за невесту не давали.Жених должен был что то вроде калыма дать отцу невесты. Казаки разных национальностей были. Татары платили калым, калмыки свой обряд имели, а русские получали приданное с невестой. Бесприданницы тоже были, но калым русские казаки не платили. Разве, что подарками новую родню одаривали.

колесников: Калёновец пишет: Ещё, на свадьбе обязательно присутствовали розанцы. Непременно, красноватого цвета. у нас розанцы хворостом зовутся.

Разъезд: татарские свадебные обряды до сих пор есть.И казахские тоже.А казачьи уже утрачены.Да и русских свадебных обрядов тоже больше нет.

Orentanchik: Нашла статью: Свадебные традиции Уральских казаков htt***ps://vk.com/wall24375042_1594

Александръ: Уважаемые форумчане! Давайте все же писать по теме. По наметившемуся вопросу есть вот такая тема - Как отмечали праздники уральские казаки. Я потом перенесу последние сообщения туда.

михалычъ: Разъезд пишет: Сейчас этого уже нет. Похоронные обряды еще остались. В сельской местности и у выходцев из сельской местности. Проводы души, поминки, блюда. Частично еще есть. Это самая консервативная часть обрядов. колесников пишет: когда встает вопрос о национальности знают что они мордва,украинцы,чуваши,башкиры,армяне и тд.,только казаки говорят что мы русские. И украинцы, и мордва тоже русеют. Это общий процесс. Просто казаки наиболее близки к великороссам, потому различия стираются. И существуют различные концепции по этому вопросу. Далеко не каждый уралец скажет что я не русский. Это весьма радикально, разве что интеллигенция. Строгонова пишет: рядом стоял старообрядческий монастырь. Сейчас поставили православную церковь. Пардон это речь о Сергиевском ските? колесников пишет: да кто их знает,в душу не заглянеш. Предлагал,на месте сгоревшей в 1916 г. церкви поставить крест церковь была какого упования? После ее гибели как справляли религиозные нужды? Обыкновенно в поселках етим делом занимаются читальщицы. В низовских поселках читальщицы бытуют до сих пор. По численности староверы очень мало представлены. Читальщицы держатся старого обряда но по церковному. Правда могу судить лишь по низу. Что в других местах не вем

колесников: михалычъ пишет: Далеко не каждый уралец скажет что я не русский. Это весьма радикально, разве что интеллигенция. если речь о гражданстве то я -руский,а роду казачьего.вся недолга.михалычъ пишет: церковь была какого упования? После ее гибели как справляли религиозные нужды? единоверческая была.после пожара в молельной избе молились.

Разъезд: Я бы не сказал что русеют.Был такой термин Хомо Советикус.Вот он больше подходит к этому процессу.

михалычъ: колесников пишет: единоверческая была.после пожара в молельной избе молились. соот-но вера была у них. Не бывает чтобы без следа вера исчезла. Раз молились - это все равно, в таких особенно условиях, когда церковь строить было невозможно. колесников пишет: не сказал что русеют Это из Даля. Он писал - мордва русеет.

колесников: михалычъ пишет: Не бывает чтобы без следа вера исчезла. совсем,конечно нет. К примеру в Илецкой церкви сегодня едвали 50 прихожан наберется,это с насилением в 12-15 тыщ. А,в Головском,когда на месте церкви крест ставили,с десяток в обряде учавствовали остальные на принесенных табуретках сидя похахатывали как люди земные поклоны клали. Вера осталась ,но пойди найди ее в людях,не одни подметки изотреш.

vl-vl: Разъезд пишет: А на похоронах гроб до могилы несли на ветках.Потом их в могиле же и закапывали чтоб они из угла торчали. В Янайкине на носилках носили. Ручки, тоже из холмиков торчат.

Разъезд: Обычаи казаков-старообрядцев.

Курин: Всем доброго времени суток! Возник вопрос: Уральское Казачье общество разве не из потомков состоит?

Разъезд: Об каком Уральском Казачьем обществе идет речь?

колесников: Курин пишет: Всем доброго времени суток! Возник вопрос: Уральское Казачье общество разве не из потомков состоит? к примеру илекское казачье общество :три человека с казачьими корнями,три не имеющие ничего общего,разве что "Тихий Дон"смотрели. Студеновское общество: тоже 50×50. Это все возрождатели казачества нагородили, собрались,напринимали в казаки кто захотел,обрядились кто во что (один сотник-скотник и сейчас ходит в портупее из ремней от баяна,с дембельским аксельбантом ну и плеть,как без нее,правда не одного конного не видел,да,шевроны чуть не пропустил,медальки,значки всяческие,фуражка не понятно какого рода войск но кант обшит малиновой ниткой неуклюже вручную.вобще нужно тему создать по современному типажу члена казачьих обчеств.)и заявили о себе как казаки-верные слуги России. Не понятно какие цели пред собой ставили,чего достигли.

Курин: Т.е «Возрождение» это предлог создать общество?! И получается что в обществе люди не имеющие отношения к Казакам?

колесников: Курин пишет: е «Возрождение» это предлог создать общество?! И получается что в обществе люди не имеющие отношения к Казакам? а вот послушать бы тех возрождателей,но думаю точного ответа не будет.

Курин: Странно однако… Общество есть - а казаков (потомков)знающие свои корни выходит не так уж и много.

Разъезд: Ничего странного.Сейчас вообще мало кто интересуется своими корнями.

Курин: Значит я не правильно думаю.. неправильное мышление у меня ! В моем понимание если есть общество Казаков в нем должны быть потомки казаков . И потомки эти должны знать свой род не то что бы до 7колена .. а больше. А иначе зачем все это???

колесников: Курин пишет: Странно однако… Общество есть - а казаков (потомков)знающие свои корни выходит не так уж и много. в 2011-м в Илеке,собралось большое количество "этнических",думали спорили но так ничего не решили. В 12-м,собралось тоже не мало,но меньше чем в предыдущем. Опять головы ломали придумывая свое казачье бытие,но конкретики опять не было. Итак из года в год число собравшихся уменьшалось,в конечном итоге "самоликвидировались",разошлись по разным интернет площадкам. Так что возрождение родило урода замкнутого в себе,не умеющего выразить в устной или письменной форме чего он всетаки хочет.

Разъезд: Так совершенно непонятно что возрождать.К чему стремиться и что взять за образец.

колесников: Разъезд пишет: совершенно непонятно что возрождать.К чему стремиться и что взять за образец. слово не удачное-возрождение,надутое как лягушка через соломинку. Стремление у всех одно,к лучшей доле.

Разъезд: Пока получилось возродить только мергеневский распев.

колесников: Курин пишет: Значит я не правильно думаю.. неправильное мышление у меня ! В моем понимание если есть общество Казаков в нем должны быть потомки казаков . И потомки эти должны знать свой род не то что бы до 7колена .. а больше. А иначе зачем все это??? я,если правильно вас понял,хотите быть в казачьем обчестве? Если так,то рекомендую Студеновское,только в Студеновском потомки казаков записаны казаками,прочие пишутся членами казачьего общества.

Курин: я,если правильно вас понял,хотите быть в казачьем обчестве? нет! Если так,то рекомендую Студеновское,только в Студеновском потомки казаков записаны казаками,прочие пишутся членами казачьего общества. Вот в этом и вопрос как к примеру меня могут принять в общество если я не имею к Казакам отношения????? не являюсь потомком??

колесников: Курин пишет: Вот в этом и вопрос как к примеру меня могут принять в общество если я не имею к Казакам отношения????? не являюсь потомком?? все просто,существует общество созданное потомками казаков на исторически казачьей земле. В общество принемаются люди желающие оказывать поддержку в сохранении истории нашего края. Совсем не обязательно иметь казачьи корни,достаточно быть добрым человеком.

Курин: В общество принемаются люди желающие оказывать поддержку в сохранении истории нашего края. в чем заключается поддержка? Совсем не обязательно иметь казачьи корни,достаточно быть добрым человеком.

Гудвил: Курин пишет: Вот в этом и вопрос как к примеру меня могут принять в общество если я не имею к Казакам отношения????? не являюсь потомком?? К чему это заморачивание?? Если были в Роду Уральские казаки, значит вы являетесь Потомком Уральских казаков. В вашем случае это и так понятно, а в общество может вступить почти любой желающий, как написал Колесников "достаточно быть добрым человеком"

колесников: Курин пишет: чем заключается поддержка в непосредственном участии какого либо "проекта".



полная версия страницы