Форум » Библиография » О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова » Ответить

О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова

Анастасия: ВОСПОМИНАНИЯ ТУРМАНИНОЙ ВАЛЕРИИ ИЛЬИНИЧНЫ (11.01.1933-23.10.2010) О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова Запись 19 декабря 2003 года. Наш геоботанический отряд Аэрогеологической экспедиции №13 из пяти человек в 1955 году работал на правом берегу Урала в Западно-Казахстанской области. База экспедиции многие годы находилась в Новой Казанке (Джангале). Все эти места издавна были заселены уральскими казаками и у моего супруга, Михаила Сереберцева, была кругом родня. Базироваться в Казанке отряду было неинтересно – гаражи, лаборатории, начальство, и мы решили обосноваться в 20 км от Казанки – в Факеево. На рукописной карте петровских времен, хранящейся в картфондах исторического музея, здесь помещен Форпост №6 с небольшим числом казаков с конями и военным снаряжением. Это село расположено на краю Рын-Песков, в местах разлива Большого и Малого Узеней. В советские годы это селение называлось “Аул-совет №10”. В середине ХХ века более сотни домов было в развалинах. Белыми грудами полуразрушенных кирпичей возвышались остатки двух церквей. Постоянно проживали тогда там две русских семьи в добротных деревянных домах, одиноко стоявших среди развалин. Одна семья состояла из мужа, жены и десяти сыновей, одетых в одинаковые выцветшие лыжные костюмы. В другом хорошем большом доме жил дедушка Григорий Сафонович Карташов, приходящийся дальней родней Миши. У него отряд и остановился. Относился он к нам вначале настороженно, фотографировать не разрешал. Было ему тогда лет 70-80. Невысокий, сухощавый старичок с седой бородой и усами. С живыми внимательными глазами светло-голубого цвета. Его речь отличалась московским произношением. Иногда он останавливался и говорил улыбаясь: “Зацыпляет язык, зацыпляет. Вылетают слова из головы”. В.Даль отмечал московский говор уральских казаков, связывая это с высылкой из Москвы стрельцов-старообрядцев во времена Петра I после стрелецкого бунта. Карташов выделил нам с Мишей старинную большую кровать с резными набалдашниками. Миша любил дразнить меня, грубовато заигрывая. Дедушка его одергивал, приговаривая: “Кошке – игрушки, мышке - слезки”. Рядом с домом был двор, окруженный сараями, в которых жили только овцы и куры. Посреди двора был старый колодец с соленой водой, а пресную воду он набирал в колодце среди барханов, вплотную подступавшим к домам. Зимой и весной пресная вода бралась из снега и льда. Временами дули сильные ветры, продвигавшие пески на развалины селения. Песок проникал в дом при этих ветрах даже через двойные стекольные рамы и плотные двери. Когда ветер стихал, дедушка Карташов шел на кладбище, начинавшееся за домом у развалины церкви. Он аккуратно присыпал обнажавшиеся останки, называя каждого захороненного родича по имени и отчеству. Особенно нам с Мишей запомнилась его тетя с ярко рыжими волосами, которые трепал затихающий ветер. Недалеко были рытвины от ериков, заполнявшихся весенними водами и изобиловавшими рыбой. Григорий Сафонович Карташов был старообрядцем. В доме его был порядок. На полках лежали старинные книги времен Аввакума, а в красном углу стояли старые потемневшие иконы. Книги были написаны по старославянскому, но дедушка и приезжавшая однажды из Калмыково его сестра, читали быстро с выражением эти объемные книги в тисненых переплетах. Старообрядцы никогда не переступали порога храма, развалины которого были рядом с домом. Мишину родню он называл “церковниками”, как и всех тех казаков, которые ходили в церковь. Григорий Сафонович служил в казачьих войсках, усмирявших Среднюю Азию до революции. Перед въездом в селение казаки должны были красить губы и щеки помадой, чернить брови карандашом и выпускать из-под шапки кудрявый чуб. Он показывал помаду и бигуди, оставшиеся от тех времен. В прошлом по рассказам Карташева люди здесь жили богато, не бедствовали. У каждого на дворе были несколько коров, лошадей и овец. Но большую часть скота отдавали казахам для выпаса. Для них это было делом прибыльным, и хозяин не был в обиде. Налоги платились только за скотину, которую держали при себе. Людям было выгодно держать много скота, но земля не выдерживала этой нагрузки. И как говорил дедушка: “Стонала земля-матушка от этих стад, и рассыпалась сыпучими песками”. Возле Факеевки не было этих песков, пригнало их ветрами. Но сейчас они зарастают чагыром [Artemisia scoparia]. Вода по Узеням до Факеево доходила ежегодно, разливы были обширные. По островам между ериками люди разводили сады, огороды и цветники. Помидоры начали сажать только в конце 19 века, они сразу же стали давать обширные урожаи. Всегда хорошо удавались бахчевые культуры: арбузы, дыни, огурцы и тыквы. Тыквы использовались даже как посуда, были среди них и кувшинообразные формы. Неплохой урожай давал яблони. Эти сады – садочки был любимым местом гуляния молодежи. Красивые цветники оставались в памяти на многие десятилетия. В прошлом в Факееве любили устраивать кулачные бои. Семь братьев Пономаревых: Нафанаил (дед Миши, самый младший 1878-1945), Иван (самый старший), Осип, Стахий, Кирилл, Савелий, Протерий славились своими кулачищами – “Лапушки у них были звериные”, - говорил Карташев. И каждая улица рада была их видеть в своих бойцах. А еще братья Пономаревы славились пением. Без хорового пения не обходилось ни одного застолья. Дедушка вспомнил начало песен: “Рын-Пески туманны горы…”, “Тучки-тучки понависли, над морем пал туман…”. Славились пением на все Уральское казачество Свистуновские казаки. Они прекрасно пели: “На краю Руси обширной…”, “Спит аул в дремоте сладкой”. Места всегда славились обилием рыбы: сазанами, щуками, осетровыми, сомами. Некоторые из них достигали длины несколько метров. Ее вялили, солили, вываривали рыбий жир, пекли пироги, делали котлеты. Зимой по санному пути приходили обозы с мордвой. Они привозили мебель, полотно, а увозили рыбу. “Мордва, чуваш – народ не наш” – говаривали казаки, но с удовольствием меняли рыбу на привозимые товары. Обозы эти были из многих подвод с хорошей охраной, так как на них нападали иногда разбойники. Рыбы было много и в середине 20 века, все сами плети сети и дедушка Карташев этим занимался. “Лови – не ленись, будешь с рыбой”, - говаривал он. Мы не раз высылали ему из Москвы черную нитку №10 для плетения сетей. Он обязательно высылал десять рублей и писал: “Кириллу (см.сноску) на манну кашу”. Почему-то он запрещал говорить “спасибо”, объясняя это тем, что так говорят мусульмане – “Спаси АБА”. А православные должны говорить – “благодарю”. Дедушка Карташёв был очень разборчив в пище и старался не есть с нами, как и все старообрядцы. Когда он колол курицу, то долго спускал с нее кровь, так как считал, что только бескровное мясо съедобно. Он уговаривал нас остаться в Факееве, предлагая дом со всем его содержимым. Картографируя в масштабе 1:25000 эти места, мы нигде не видели следов садов, пашен и летних домов. У Маштексая, где были в прошлом особенно примечательные сады, заметны были только сухие рытвины, по которым протекали весенние воды. От колхозных дел видны были только квадраты площадью сотни метров, окопанные глубокими канавами. Эти площади отличались обилием итцегека – поташника, зеленые побеги которого выделялись издали среди серой полыни. На современных картах здесь не отмечено ни поселений, ни дорог. Сноска: Кирилл Михайлович Сереберцев – первенец М.Я.Сереберцева и В.И.Турманиной годы жизни: 4.07.1956-4.05.2004

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 All

Калёновец: vl-vl пишет: Бархан, двигаясь, "собирает" всевозможные предметы (монеты, значки, пули и др.) и время от времени людям попадаются на глаза его разнородные и разновременные "сокровища". Даже, если так и происходит, то бархан около Новой Казанки "собирал" предметы в ближайшей округе. Там, вся местность изрезана озёрами и протоками, поэтому бархану разгуляться особенно негде. Фокеев отстоял от Новой Казанки за 20 - 30 км на северо - восток. По логике, казаки не должны были нападать на ордынцев, скорее было наоборот. Вероятно, ордынцы (калмыки) пытались захватить форпост на краю Рын - песков.

RK: Мои предки с Мухора, а он находился в 10 верстах от Факеева. Сами Мухорцы никогда не называли его Мухором. Называли его Казармой. Ударение на последний слог. Там находилась уральская казачья казарма. Номер у этой казармы был то ли 113, то ли 117. Поскольку, в Мухоре (Казарме) проживали исключительно уральские казаки-татары, то они себя именовали "Казармадан", то есть - "из Казармы". Так мне рассказывали. Факеево тоже ведь имеет второе название - Бородина. То есть хутор Бородина. Очевидно, сами жители называли свой хутор Факеево, а на картах он имел название Бородина. Тоже самое относится и к 1-му Глиненскому поселку. Его первоначальное название Маштексай (скорее всего калмыцкое). К чему я собственно веду. Все хуторы ( или правильнее хутора?), что вошли впоследствии в состав Глиненской станицы, появились, после образования Букеевской Орды, в состав которой должен был войти Глиненский форпост (поселок или хутор 1-й Глиненский). Де-юре он вошел в состав Орды, а де-факто - нет. Так вот изначально это был единый форпост, но после того, как было принято решение о передаче его в состав Орды, казаки стали покидать его и образовывать отдельные хутора. Так появились Факеево или Бородина ( от имени Факея Бородина), Мухор или Казарма, Мокрый или Мокринский и 2-й Глиненский. В Первом Глиненском осталась часть казаков, поэтому он до конца сохранил свою двойственную принадлежность. Поселок Новая Казанка изначально должен был появиться на месте Глиненского форпоста после того, как его покинут все казаки. Но этого не случилось, поэтому Новую Казанку построили неподалеку от Первого Глиненского в 1874 году. И туда из Мухора переселили всех татар неказачьего сословия, то есть купцов, без права на землю. Новая Казанка административно входила в состав Букеевской Орды. Ну, а Глинеская станица стала передовой заставой на границе с Букеевской Ордой. При этом один из ее поселков - Первый Глиненский находился внутри Орды.

Калёновец: RK пишет: При этом один из ее поселков - Первый Глиненский находился внутри Орды. Уважаемый RK! В Петровские времена в тех местах кочевала Калмыцкая Орда хана Аюка (если не ошибаюсь). Несомненно, на границе с Калмыцкой ордой стояли какие - то сторожевые посты (хутора) яицких казаков, а после бегства калмыков в 1771 г., их могли снять. Букеевские киргизы пришли в Рын - пески в 1798 - 1801 гг., т. е. через почти 30 лет после калмыков. Тогда же стали возникать и казачьи форпосты на границе с Букеевской ордой. К сожалению, мы точно не знаем когда был основан город Уральск, а уж про форпосты Глиненской станицы и подавно не знаем.


Pavel: Калёновец пишет: Несомненно, на границе с Калмыцкой ордой стояли какие - то сторожевые посты (хутора) яицких казаков, а после бегства калмыков в 1771 г Калмыки кочевали в начале 18 века от левого берега Урала до р Эмба, так и по правому берегу Урала до р. Волги и за Волгой. Зимовки были в низовьях Урала и далее по берегу Каспийского моря, а также между реками Узенями и в районе Камыш-Самарских озер. О какой границе Вы ведете речь?

Калёновец: Pavel пишет: О какой границе Вы ведете речь? О границе между Калмыцкой ордой и Яицким войском. Рекой Яик владели казаки, что доказывается преданиями и пропавшей грамотой царя Фёдора Иоанновича (или Михаила Федоровича Романова). Поэтому территория Войска была очерчена давно, ещё до прихода Калмыков в Поволжье.

Pavel: Калёновец пишет: О границе между Калмыцкой ордой и Яицким войском. Рекой Яик владели казаки, что доказывается преданиями и пропавшей грамотой царя Фёдора Иоанновича (или Михаила Федоровича Романова). Поэтому территория Войска была очерчена давно, ещё до прихода Калмыков в Поволжье. Вероятно калмыки об этом не знали и кочевали спокойно по казачьим землям.

Pavel: RK пишет: Тоже самое относится и к 1-му Глиненскому поселку. Его первоначальное название Маштексай (скорее всего калмыцкое). Мастексай- это 2-й Глиненский форпост. Глиненский форпост был оставлен казаками, в 1870-х годах, да и татары, вероятно переселились в Новую Казанку из этого же форпоста. Вновь образованные 1-й и 2-ой Глиненские форпосты, оба находились в границах войсковых земель. Хутор Бородин, как пишет Савичев Н.Ф, был основан в первых годах 19 века, Фокеем Никифоровичем Бородиным. Мухорский Пост, первоначальное название поселка Мухорский. При постах на которых несли службу линейные казаки, были казармы, конюшни, возможно поэтому татары, которые поселились не далеко от казармы, стали именовать свой поселок "Казарма".

Ефимия: Pavel пишет: В 1793 году была учреждена Узенская кордонная линия от набегов Киргиз-Кайсаков. Уральские казаки несли службу на кордонных постах с 1798 года, до их упразднения в 1831 году. На месте х. Бородина был кордонный пост "Калмыцкий перелаз." Вот интересно была учреждена кордонная линия от набегов киргиз-кайсаков! А кордонный пост назывался "Калмыцкий перелаз",не киргизский а калмыцкий!! Это означает что кордон был основан на много раньше.И название его "перелаз" означает что это была "лазейка" для калмыков..

Ефимия: Калёновец пишет: О границе между Калмыцкой ордой и Яицким войском. Рекой Яик владели казаки, что доказывается преданиями и пропавшей грамотой царя Фёдора Иоанновича (или Михаила Федоровича Романова). Поэтому территория Войска была очерчена давно, ещё до прихода Калмыков в Поволжье. Да я тоже так думаю! И это означает что в петровские времена границы Войска точно были,а может и раньше Pavel пишет: Вероятно калмыки об этом не знали и кочевали спокойно по казачьим землям. Да кочевали,степь большая ..но кордоны все-таки были..

Калёновец: Pavel пишет: Вероятно калмыки об этом не знали и кочевали спокойно по казачьим землям. Калмыки спокойно не кочевали по казачьим землям, а пользовались переходом через реку Яик, где стоял Калмыков городок (П. И. Рычков, 1759 г.)

Ефимия: Калёновец пишет: Калмыки спокойно не кочевали по казачьим землям, а пользовались переходом через реку Яик, где стоял Калмыков городок (П. И. Рычков, 1759 г.) Точно!

Pavel: В 1759 году за р.Уралом, уже киргизы были.

Калёновец: Ефимия пишет: А кордонный пост назывался "Калмыцкий перелаз",не киргизский а калмыцкий!! Почти строго на восток от этого кордона стоял на Яике Калмыков городок. Расстояние 120 - 130 км. В 18 веке киргизов в тех местах не было, а вот, калмыки кочевали в Рын - песках до 1771 года. Тогда, часть из них бежала в Джунгарию, а другая часть (оставшаяся) переселилась за Волгу. В Рын - песках осталась небольшая группа ногайских татар, из которых Джангир - хан в 19 веке создал новый киргизский род "Ногай - казах". Даже, если предположить, что казаки ушли с границы в Рын - песках всего на 20 лет, то от былых посёлков останутся одни развалины. Поэтому закономерно создание новых посёлков, типа Фокеева, с заселением Рын - песков Букеевской ордой в 1798 - 1801 гг.

Ефимия: Калёновец пишет: Даже, если предположить, что казаки ушли с границы в Рын - песках всего на 20 лет, то от былых посёлков останутся одни развалины. Поэтому закономерно создание новых посёлков, типа Фокеева, с заселением Рын - песков Букеевской ордой в 1798 - 1801 гг. Но вернулись казаки на насиженное место? так получается..

Ефимия: Pavel пишет: В 1759 году за р.Уралом, уже киргизы были. Калмыковская крепость основана когда? Возможно на много раньше 1759 года..

Калёновец: Pavel пишет: В 1759 году за р.Уралом, уже киргизы были. На левой стороне Яика (Урала) киргизы появились в 1700 году. Вероятно, потеснили калмыков на запад. А на правую сторону их запустили в конце 18 века, сначала временно, а в 1801 г. Павел1 узаконил их присутствие там. Дело в том, что яицким казакам принадлежала узкая полоса вдоль Урала, а остальное междуречье принадлежало Астраханской губернии. Астраханцы и запустили в Рын - пески киргизов во главе с Букеем, которые спасались от репрессий со стороны хана Младшей орды.

Калёновец: Ефимия пишет: Калмыковская крепость основана когда? Возможно на много раньше 1759 года.. Вероятно, даже раньше 1741 года.

Калёновец: Уважаемые форумчане! Если интересно узнать историю образования Букеевской орды, даю ссылку: https://www.proza.ru/2015/07/26/268

Pavel: Калёновец пишет: В 18 веке киргизов в тех местах не было После бегства калмык, на пустующие земли стали закочевывать киргизы, с 1787 года им разрешили перегонять через Урал скот, в зимнее время. Некоторые из них не возвращались за Урал. Приблизительно в это время и были организованы кордонные линии с постами. На кордонной линии, от устья Малого Узеня, до н.п Новый Узень, было 23 поста, со временем многие из них упразднили. Командовал кордонной стражей в 1798 году, старшина Бородин. Главным считался пост "Калмыцкая переправа" (перелаз), не далеко от устья Малого Узеня. Офицер, по логике, должен был проживать на главном посту, возможно он и основал хутор Бородин.

Ефимия: Калёновец пишет: Уважаемые форумчане! Если интересно узнать историю образования Букеевской орды, даю ссылку: https://www.proza.ru/2015/07/26/268 История грустная..очень хоть плачь..



полная версия страницы