Форум » Библиография » О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова » Ответить

О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова

Анастасия: ВОСПОМИНАНИЯ ТУРМАНИНОЙ ВАЛЕРИИ ИЛЬИНИЧНЫ (11.01.1933-23.10.2010) О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова Запись 19 декабря 2003 года. Наш геоботанический отряд Аэрогеологической экспедиции №13 из пяти человек в 1955 году работал на правом берегу Урала в Западно-Казахстанской области. База экспедиции многие годы находилась в Новой Казанке (Джангале). Все эти места издавна были заселены уральскими казаками и у моего супруга, Михаила Сереберцева, была кругом родня. Базироваться в Казанке отряду было неинтересно – гаражи, лаборатории, начальство, и мы решили обосноваться в 20 км от Казанки – в Факеево. На рукописной карте петровских времен, хранящейся в картфондах исторического музея, здесь помещен Форпост №6 с небольшим числом казаков с конями и военным снаряжением. Это село расположено на краю Рын-Песков, в местах разлива Большого и Малого Узеней. В советские годы это селение называлось “Аул-совет №10”. В середине ХХ века более сотни домов было в развалинах. Белыми грудами полуразрушенных кирпичей возвышались остатки двух церквей. Постоянно проживали тогда там две русских семьи в добротных деревянных домах, одиноко стоявших среди развалин. Одна семья состояла из мужа, жены и десяти сыновей, одетых в одинаковые выцветшие лыжные костюмы. В другом хорошем большом доме жил дедушка Григорий Сафонович Карташов, приходящийся дальней родней Миши. У него отряд и остановился. Относился он к нам вначале настороженно, фотографировать не разрешал. Было ему тогда лет 70-80. Невысокий, сухощавый старичок с седой бородой и усами. С живыми внимательными глазами светло-голубого цвета. Его речь отличалась московским произношением. Иногда он останавливался и говорил улыбаясь: “Зацыпляет язык, зацыпляет. Вылетают слова из головы”. В.Даль отмечал московский говор уральских казаков, связывая это с высылкой из Москвы стрельцов-старообрядцев во времена Петра I после стрелецкого бунта. Карташов выделил нам с Мишей старинную большую кровать с резными набалдашниками. Миша любил дразнить меня, грубовато заигрывая. Дедушка его одергивал, приговаривая: “Кошке – игрушки, мышке - слезки”. Рядом с домом был двор, окруженный сараями, в которых жили только овцы и куры. Посреди двора был старый колодец с соленой водой, а пресную воду он набирал в колодце среди барханов, вплотную подступавшим к домам. Зимой и весной пресная вода бралась из снега и льда. Временами дули сильные ветры, продвигавшие пески на развалины селения. Песок проникал в дом при этих ветрах даже через двойные стекольные рамы и плотные двери. Когда ветер стихал, дедушка Карташов шел на кладбище, начинавшееся за домом у развалины церкви. Он аккуратно присыпал обнажавшиеся останки, называя каждого захороненного родича по имени и отчеству. Особенно нам с Мишей запомнилась его тетя с ярко рыжими волосами, которые трепал затихающий ветер. Недалеко были рытвины от ериков, заполнявшихся весенними водами и изобиловавшими рыбой. Григорий Сафонович Карташов был старообрядцем. В доме его был порядок. На полках лежали старинные книги времен Аввакума, а в красном углу стояли старые потемневшие иконы. Книги были написаны по старославянскому, но дедушка и приезжавшая однажды из Калмыково его сестра, читали быстро с выражением эти объемные книги в тисненых переплетах. Старообрядцы никогда не переступали порога храма, развалины которого были рядом с домом. Мишину родню он называл “церковниками”, как и всех тех казаков, которые ходили в церковь. Григорий Сафонович служил в казачьих войсках, усмирявших Среднюю Азию до революции. Перед въездом в селение казаки должны были красить губы и щеки помадой, чернить брови карандашом и выпускать из-под шапки кудрявый чуб. Он показывал помаду и бигуди, оставшиеся от тех времен. В прошлом по рассказам Карташева люди здесь жили богато, не бедствовали. У каждого на дворе были несколько коров, лошадей и овец. Но большую часть скота отдавали казахам для выпаса. Для них это было делом прибыльным, и хозяин не был в обиде. Налоги платились только за скотину, которую держали при себе. Людям было выгодно держать много скота, но земля не выдерживала этой нагрузки. И как говорил дедушка: “Стонала земля-матушка от этих стад, и рассыпалась сыпучими песками”. Возле Факеевки не было этих песков, пригнало их ветрами. Но сейчас они зарастают чагыром [Artemisia scoparia]. Вода по Узеням до Факеево доходила ежегодно, разливы были обширные. По островам между ериками люди разводили сады, огороды и цветники. Помидоры начали сажать только в конце 19 века, они сразу же стали давать обширные урожаи. Всегда хорошо удавались бахчевые культуры: арбузы, дыни, огурцы и тыквы. Тыквы использовались даже как посуда, были среди них и кувшинообразные формы. Неплохой урожай давал яблони. Эти сады – садочки был любимым местом гуляния молодежи. Красивые цветники оставались в памяти на многие десятилетия. В прошлом в Факееве любили устраивать кулачные бои. Семь братьев Пономаревых: Нафанаил (дед Миши, самый младший 1878-1945), Иван (самый старший), Осип, Стахий, Кирилл, Савелий, Протерий славились своими кулачищами – “Лапушки у них были звериные”, - говорил Карташев. И каждая улица рада была их видеть в своих бойцах. А еще братья Пономаревы славились пением. Без хорового пения не обходилось ни одного застолья. Дедушка вспомнил начало песен: “Рын-Пески туманны горы…”, “Тучки-тучки понависли, над морем пал туман…”. Славились пением на все Уральское казачество Свистуновские казаки. Они прекрасно пели: “На краю Руси обширной…”, “Спит аул в дремоте сладкой”. Места всегда славились обилием рыбы: сазанами, щуками, осетровыми, сомами. Некоторые из них достигали длины несколько метров. Ее вялили, солили, вываривали рыбий жир, пекли пироги, делали котлеты. Зимой по санному пути приходили обозы с мордвой. Они привозили мебель, полотно, а увозили рыбу. “Мордва, чуваш – народ не наш” – говаривали казаки, но с удовольствием меняли рыбу на привозимые товары. Обозы эти были из многих подвод с хорошей охраной, так как на них нападали иногда разбойники. Рыбы было много и в середине 20 века, все сами плети сети и дедушка Карташев этим занимался. “Лови – не ленись, будешь с рыбой”, - говаривал он. Мы не раз высылали ему из Москвы черную нитку №10 для плетения сетей. Он обязательно высылал десять рублей и писал: “Кириллу (см.сноску) на манну кашу”. Почему-то он запрещал говорить “спасибо”, объясняя это тем, что так говорят мусульмане – “Спаси АБА”. А православные должны говорить – “благодарю”. Дедушка Карташёв был очень разборчив в пище и старался не есть с нами, как и все старообрядцы. Когда он колол курицу, то долго спускал с нее кровь, так как считал, что только бескровное мясо съедобно. Он уговаривал нас остаться в Факееве, предлагая дом со всем его содержимым. Картографируя в масштабе 1:25000 эти места, мы нигде не видели следов садов, пашен и летних домов. У Маштексая, где были в прошлом особенно примечательные сады, заметны были только сухие рытвины, по которым протекали весенние воды. От колхозных дел видны были только квадраты площадью сотни метров, окопанные глубокими канавами. Эти площади отличались обилием итцегека – поташника, зеленые побеги которого выделялись издали среди серой полыни. На современных картах здесь не отмечено ни поселений, ни дорог. Сноска: Кирилл Михайлович Сереберцев – первенец М.Я.Сереберцева и В.И.Турманиной годы жизни: 4.07.1956-4.05.2004

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 All

vl-vl: Анастасия пишет: Белыми грудами полуразрушенных кирпичей возвышались остатки двух церквей. две... в одном маленьком поселке...

Шеврон: Анастасия пишет: Перед въездом в селение казаки должны были красить губы и щеки помадой, чернить брови карандашом и выпускать из-под шапки кудрявый чуб. Первый раз о таком слышу. Анастасия пишет: Григорий Сафонович служил в казачьих войсках, усмирявших Среднюю Азию до революции Действительно, служил во 2-м Уральском казачьем полку. Есть приказы, где он упоминается.

Анастасия: Спасибо за отклики и уточнения! "Перед въездом в селение казаки должны были красить губы и щеки помадой, чернить брови карандашом и выпускать из-под шапки кудрявый чуб". Я об этом еще в детстве слышала от приезжавшей в Москву родни из казачества. Это был как ритуал для большего устрашения противника.


vl-vl: У Анастасии почему-то не получилось вставить фото автора воспоминаний - ее мамы Валерии ИльиничныТурманиной. Вот это фото.

Анастасия: Михаил Яковлевич Сереберцев 1954 год.

Игорь: Хорошие воспоминания. Мне понравились. Когда мы живем на земле, то как правило не задумываемся, что события которые проходят мимо нас и есть история. Очень жаль, что многие люди уходят из жизни и после них ничего не остается. А вот по таким крупицам можно судить о прошедших уже далеких событиях... Всем усопшим - Вечная память. Слово "спасибо" как известно сокращенная форма "Спаси Бог", тоже как "Спаси Господи" или "Спаси Христос", т.е. - форма благодарения. Мне тоже запомнилось из детства от своей бабушки, что слово спасибо "не наше", нужно говорить благодарю. Наверное, это действительно от староверов шло.

Анастасия: Спасибо за добрые отзывы! Хотелось добавить историю происхождения фамилии мамы ТУРМАНИНА. Она вспоминала: “Папа любил рассказывать, как после революции они, три друга-студента, решили, что начинается новая жизнь и им надо прежде всего поменять фамилии, чтобы обновленными войти в эту жизнь. Решили гадать по словарю – на какое слово попадешь, такую фамилию себе избрать. Первому выпало слово “шайба” и фамилию он себе избрал “Шайбин”. У папы (Сараева Ильи Гавриловича) выпало слово “турман” – порода голубей. И фамилия получилась “Турманин”. А третий, ставший потом писателем, решил, что не серьезно так менять фамилии и избрал себе фамилию “Савгай” по названию реки, протекавшей возле деревни”.

Анастасия: Из писем к нам НОННЫ НАФАНАИЛОВНЫ ПОНОМАРЕВОЙ (1926-2003): Мне не известно, как попали на Факеево Сереберцевы, два брата: Платон Александрович и Яков Александрович. Я их семью прекрасно знала, а жена Платона родная сестра Григория Сафоновича Карташова – Ирина. Который жил возле кладбища. У них было три сестры: Ирина Сафоновна Карташова была замужем за Платоном Александровичем Сереберцевым. (В 1960-ых годах жила в Уральске, занимаясь торговлей). Агафья Сафоновна Карташова была замужем за сыном Ивана Михайловича – Кириллом Ивановичем Пономаревым. Я его хорошо знала, он был шахтер, и видела в Караганде где-то в 1947-48гг. Кирилл Иванович очень похож на нашего отца Нафанаила Махайловича Пономарева (около 1878-7.09.1945) Александра Сафоновна Карташова была замужем за внуком Ивана Михайловича – Черекаевым Иваном Семеновичем, он был моим крестным. Церковь-то развалили, я не помню когда, только мы с её холма катались на “ледянках”. Я Факеево помню, так как ходила уже в школу. Учителем был Николай Иванович Пономарев, сын Ивана Михайловича. Факеево окружен солёными озёрами. Соль там янтарная. Я с отцом часто ездила за солью. Вы пишите в Факеево был красивый оазис, но этого я не помню, так как в нашем посёлке растительный мир был беден из-за зыбучих песков, это наверное спутали с Маштексаем, где выращивали фруктовые сады и прочее. А у нас только росли бахчевые культуры, а позже стали выращивать овощи. И все это выращивалось без полива. Мы уехали из Факеево в 1937 году, так как дядя Ларя (Илларион Порфирьевич Черакаев) умер в 1932 году. А Селькин Василий Афанасьевич (1903-1962) жил у них. У Василия Афанасьевича (он был трижды женат) было 11 детей, не считая умерших в малолетстве, троих. В Фурманове я жила с 1950-го по 1970-ые годы, но о Сереберцевых я ничего не знала, но поселок Серебряково и по сей день существует. Он находится не доезжая г. Лбищенска. В Фурманове добротные дома двухэтажные, которые стоят до сих пор. Там прорыт переход через реку Узень. Когда-то там были хорошие сады, поливались они чигирем. Это было до революции. Мы этот поселок знали как Сломихино. 14.02.2002 года

Анастасия: ПИСЬМО В.И.ТУРМАНИНОЙ Н.Н.ПОНOМАРЕВОЙ Дорогая Нонна! Очень обрадовало твое письмо, в котором чувствуется оптимизм, которого нам почему-то не хватает… О садах под Факеевым рассказывала мне дочь Лариона, что жила в Новой Казанке в 50-ые годы. Говорил об этом и Григорий Сафонович Карташев. Мы жили в его доме вместе с ним в экспедиции в 1955 году. “Сады” разводили на островах в разливах Узеней, может быть ближе к Мостыксаю. Но цветов там было много и молодежь факеевская ходила гулять в эти сады. И помидоры там же в конце 19 века первыми стали разводить. Карташев говорил, что мы родня, но я не знала, что через Платона. Миша рассказывал, что Платон магазином заведовал, жил богаче Якова. Я поняла, что это было в Факеево. А может быть, уже в Пятимаре? И еще, Нонна, пожалуйста, вспомни о делах в Сламихине. Дед Александр Сереберцев имел, наверное, своих двух сыновей Платона и Якова. А как ему приходились тогда две учительницы Сереберцевы, которых ты знала, и Сергей Сереберцев, инкассатор, получивший на войне много ранений и ушедший снова воевать, чтобы не быть инвалидом дома. Благодаря памяти о нем Мишу в Фурманове уважали... март 2002 года

Анастасия: В.Даль отмечал московский говор уральских казаков, связывая это с высылкой из Москвы стрельцов-старообрядцев во времен Валерия Ильинична Турманина отмечала московский говор уральских казаков, а вот и потверждение: Сереберцев Иван Васильевич (---1698.09.30,Москва) стрелец click here

Ефимия: Решила написать сюда что-бы в тему было. На соседнем форуме промелькнула информация о сосланных в войско в 1683-1702гг стрельцах. И о каких-то поименных списках этих стрельцов. И о книге Изюмова А.И. в которой он пишит об этом... Может кто поподробней напишет ,меня эта тема заинтерисовала давно. но информации мало....

Denis: Никто стрельцов на Яик не ссылал, это бред. Они сами бежали к яицким казакам, чтобы приписаться к казачеству. Вот как об этом пишет в книге "Уральцы" А.Б. Карпов. " ... Избрание правительницей царевны Софии вызвало ряд придворных интриг, завершившихся стрелецкими бунтами в Москве. Бунты были подавлены - и это тяжелое время стрелецкх бунтов отразилось на Яике небывало притоком беглецов из Руси. Этому также способствовали и начавшиеся вслед за этим преследования старообрядцев. За один только 1683 год на Яик бежало 320 человек, преимущественно стрельцов". В Приложение "№4, к книге "Уральцы" приведена таблица, из которой следует, что основной приток беглых на Яик был в 1653году - 122человека, 1663г.- 331ч., 1673г.- 363ч., 1683г. - 320ч., 1693г.- 206ч.,1702г.- 42ч.,1703г.-167ч., 1704-101ч., 1705г.- 90ч., 1706г.- 131ч.1707г.- 111ч.17-8г.- 108ч. Как видно из таблицы, приток людей происходил в среднем, раз в 10 лет. Но основной наплыв произошел во время правления Императора Петра Первого.

Ефимия: Уральские краеведы по этому вопросу, что говорят?Есть ли какие-то работы ,статьи.... Кто-нибудь изучал эту тему...да и В.И. Даль чем то обосновывал свои слова ....наверное в архивах работал....

Denis: Ефимия лучше всего вам почитать книгу Ахилла Вонифатьевича Карпова "Уральцы". Там все подробно и четко описано. Кто приходил на Яик, в каком количестве, с каких городов и.т.д. Эта самая подробная работа по данной тематике, написанная в 1911г.

Анастасия: Ефимия пишет: Уральские краеведы по этому вопросу, что говорят?Есть ли какие-то работы ,статьи.... Кто-нибудь изучал эту тему...да и В.И. Даль чем то обосновывал свои слова ....наверное в архивах работал.... Основным доказательством этому являлся московский говор уральских казаков, который так поразил и мою маму Валерию Ильиничну Турманину в 1950-ых годах, когда она работала в тех местах в экспедиции. А у мамы в роду по женской линии были очень древние московские корни. И может поэтому мой папа Михаил Яковлевич Сереберцев вызвал у нее такой огромный интерес, что она связала с ним свою судьбу, создав семью

Denis: Воспоминания В.И. Турманиной о жизни в Факеево: http://www.liveinternet.ru/users/4316166/rubric/4786896/

Ефимия: Из метрической книги 1903г. 24 января. Казак Глиненской станицы ,Бородина поселка Иоанн Сафонев Карташов,единоверец,первым браком 22-х лет. Казачья дочь Глиненской ст,Бородина пос .Ульяния Николаева Чераеаева,единоверческая,первым браком 18 лет. Поручители по жениху:Глиненской станицы,Бородина пос,казак Авдей Тимофеев Синильников и 2-го Глиненского пос.казак Афанасий Николаев Селькин. по невесте: Глиненской станицы,Мокринского пос.казак Иван Савельев Макеев и 2-го Глиненского пос.казак Вонифатий Иакимов Черакаев.

Ефимия: 21 января 1903 года Иоанн Сын казака Глиненской станицы,Бородина пос. Иоанн Сафонев Карташов 22-х лет от рождения состоящий в расколе беспоповщинской секте,присоединен к православной Греко-Российской церкви с оставлениемего прежнего имени. При миропомаз.присутствовали Глиненской ст,Бородина пос.урядник Феопент Никитин Хорошкин и вдова казака 2-го Глиненского пос.Феодосия Иванова Черекаева. Священник Ипатий Корин. Дьякон Петр Аржанов.

Ефимия: 21 января 1903 г. Симеон Сын казака Глиненской станицы,Бородина пос.Симеон Сафонтев Карташов, состоящий в расколе безпоповщинской секты присоединен к православной Греко-Российской церкви 18 лет от рождения с оставлением его прежнего имени. При миропомаз.присутствовали Урядник Глиненской ст,Бородина пос.Фиопенит Никитин Хорошкин и казачья жена того же пос.Капетолина Федорова Понамарева. Св.Корин. Д-н Аржанов.

Ефимия: 21 января 1903г Павел Сын казака,Глиненской станицы,Бородина поселка Павел Сафонтев Карташов состоящий в расколе в беспоповщинской секты 16 лет от рождения присоединен к православной Греко-Российской церкви с оставлением его прежнего имени. При миропомаз. присутствовали Урядник Глиненской станицы,Бородина поселка Феопенит Никитин Хорошкин и казачья жена того же поселка Акилина Артемонова Карташова. Св.Корин. Дьяк.Аржанов.

Ефимия: УВВ № 4, 1884 г. В отставку по болезни из полевого разряда: Сафон Наумов Карташов - Бородина пос. Сафона Наумовича Карташова сыновья:Иван,Семен,Павел,Григорий.

Анастасия: Ефимия пишет: УВВ № 4, 1884 г. В отставку по болезни из полевого разряда: Сафон Наумов Карташов - Бородина пос. Сафона Наумовича Карташова сыновья:Иван,Семен,Павел,Григорий. Благодарю. Интересная информация..

Ефимия: Анастасия пишет: О жизни в Факеево у Григория Сафоновича Карташова Анастасия пишет: На рукописной карте петровских времен, хранящейся в картфондах исторического музея, здесь помещен Форпост №6 с небольшим числом казаков с конями и военным снаряжением. Как бы найти скан и посмотреть такую карту с форпостами?? Может кто знает?

Калёновец: Анастасия пишет: В.Даль отмечал московский говор уральских казаков, связывая это с высылкой из Москвы стрельцов-старообрядцев во времена Петра I после стрелецкого бунта. Вряд ли горстка стрельцов могла создать "московский говор" уральских казаков. Волжские казаки, которые образовали Яицкое войско, по Волге "промышляли", а родом были, в большинстве своём, из Московского царства. Они и занесли на Яик "московский говор".

Ефимия: Калёновец пишет: Вряд ли горстка стрельцов могла создать "московский говор" уральских казаков. Волжские казаки, которые образовали Яицкое войско, по Волге "промышляли", а родом были, в большинстве своём, из Московского царства. Они и занесли на Яик "московский говор". Эти же стрельцы минуя Волжское войско могли прийти и на Яик..Бежали от виселицы ... Спрятаться как можно дальше..за Волгу.. на окраину на Яик.. Например мои Костины,пришли на Яик в 1695 году,из под Мурома. Это же нынешняя Владимирская область, Подмосковье. Полубабкины в те же годы из Серпуховского уезда..Стрельцами они ясное дело не записались.

Ефимия: В 1695 год царицу Софью заточили в темницу.. а к власти пришел клан Нарышкиных..Стрельцы были в опале..

vl-vl: Ефимия пишет: Как бы найти скан и посмотреть такую карту с форпостами?? Может кто знает? В петровские времена форпостов на Яике, а тем более по Узеням, не было.

Ефимия: Анастасия пишет: Белыми грудами полуразрушенных кирпичей возвышались остатки двух церквей. Анастасия пишет: Когда ветер стихал, дедушка Карташов шел на кладбище, начинавшееся за домом у развалины церкви. Он аккуратно присыпал обнажавшиеся останки, называя каждого захороненного родича по имени и отчеству В Факеево было две поперечные улицы и четыре продольные.В центре поселка стояла каменная церковь.Это я узнала недавно!! В Факееве действительно было две церкви! С южной стороны поселка в сторону песков находилось кладбище. И там была еще одна церковь..возможно деревянная..

Ефимия: vl-vl пишет: В петровские времена форпостов на Яике, а тем более по Узеням, не было. Вот и хочется найти эту карту из исторического музея!

Pavel: В 1793 году была учреждена Узенская кордонная линия от набегов Киргиз-Кайсаков. Уральские казаки несли службу на кордонных постах с 1798 года, до их упразднения в 1831 году. На месте х. Бородина был кордонный пост "Калмыцкий перелаз." Ефимия пишет: Вот и хочется найти эту карту из исторического музея! Обозначения этих кордонных постов, могут быть на картах не ранее конца 18 века, или что более вероятно на картах 19 века.

Шелудяк: Есть: - карта Европейской России под редакцией Стрельбицкого создавалась в 1865-1871 годах - Атлас Оренбургского края. 1869 год Могу залить на Облако.

Ефимия: Анастасия пишет: На рукописной карте петровских времен, хранящейся в картфондах исторического музея, здесь помещен Форпост №6 с небольшим числом казаков с конями и военным снаряжением. Анастасия не могла выложить эту информацию с потолка! Вероятно она видела эту рукописную карту петровских времен! Я уверена в этом!

Ефимия: Pavel пишет: На месте х. Бородина был кордонный пост "Калмыцкий перелаз." Узнать бы историю этого кордона? Он мог существовать на этом месте и до 1798 года..Возможно это место имело какое то стратегическое значение. Например это путь с Иргиза на Сарайчик..это так к примеру..

Калёновец: Ефимия пишет: Например мои Костины,пришли на Яик в 1695 году,из под Мурома. Это же нынешняя Владимирская область, Подмосковье. Полубабкины в те же годы из Серпуховского уезда..Стрельцами они ясное дело не записались. Так, весь 17 век на Яике шла постоянная ротация казаков. Одни уходили, другие приходили. Возможно, были среди них и стрельцы. Суть в другом, что люди эти были из Московского царства. Оттуда и говор. Московский говор дал основание считать, что уральские казаки произошли не от донских казаков, а от волжских, которых при Иване Грозном называли новгородскими ушкуйниками.

Ефимия: Калёновец пишет: Московский говор дал основание считать, что уральские казаки произошли не от донских казаков, а от волжских, которых при Иване Грозном называли новгородскими ушкуйниками. Да я с такой версией согласна! Меня интересует Факеево..история возникновения.. две церкви..в таком маленьком поселке. Вторая церквушка могла быть очень древней! может просто часовня.

Калёновец: vl-vl пишет: В петровские времена форпостов на Яике, а тем более по Узеням, не было. Вопрос этот до конца не изучен, поэтому категорично отрицать нельзя. Предание о Харко говорит об обратном. В Петровские времена в Рын - песках кочевала Калмыцкая орда, поэтому по границе песков могли стоять казачьи заставы, получившие впоследствии название форпосты. Вряд ли Неплюев начал создавать Нижне - Яицкую линию на "голом месте". Между Гурьевым и Яицким городками обязательно должны были быть населенные пункты до 1741 г.

Ефимия: Калёновец пишет: Вряд ли Неплюев начал создавать Нижне - Яицкую линию на "голом месте". Между Гурьевым и Яицким городками обязательно должны были быть населенные пункты до 1741 г. Согласна! И на Узенях такой форпост мог быть..

Калёновец: Ефимия пишет: И на Узенях такой форпост мог быть.. Рядом с аэродромом посёлка Новая Казанка был "кочующий" песчаный бархан. Однажды он переместился на новое место и обнажил под собой "поле битвы". На том месте находили наконечники стрел, ржавые ножи, стремена и т. д. Вероятно, на этом месте в давние времена бились казаки с ордынцами.

Ефимия: Калёновец пишет: Рядом с аэродромом посёлка Новая Казанка был "кочующий" песчаный бархан. Однажды он переместился на новое место и обнажил под собой "поле битвы". На том месте находили наконечники стрел, ржавые ножи, стремена и т. д. Вероятно, на этом месте в давние времена бились казаки с ордынцами. Люди жили в этих местах с незапамятных времен. И свидетельство тому сорок Мокринских курганов..

vl-vl: Бархан, двигаясь, "собирает" всевозможные предметы (монеты, значки, пули и др.) и время от времени людям попадаются на глаза его разнородные и разновременные "сокровища".

Калёновец: vl-vl пишет: Бархан, двигаясь, "собирает" всевозможные предметы (монеты, значки, пули и др.) и время от времени людям попадаются на глаза его разнородные и разновременные "сокровища". Даже, если так и происходит, то бархан около Новой Казанки "собирал" предметы в ближайшей округе. Там, вся местность изрезана озёрами и протоками, поэтому бархану разгуляться особенно негде. Фокеев отстоял от Новой Казанки за 20 - 30 км на северо - восток. По логике, казаки не должны были нападать на ордынцев, скорее было наоборот. Вероятно, ордынцы (калмыки) пытались захватить форпост на краю Рын - песков.

RK: Мои предки с Мухора, а он находился в 10 верстах от Факеева. Сами Мухорцы никогда не называли его Мухором. Называли его Казармой. Ударение на последний слог. Там находилась уральская казачья казарма. Номер у этой казармы был то ли 113, то ли 117. Поскольку, в Мухоре (Казарме) проживали исключительно уральские казаки-татары, то они себя именовали "Казармадан", то есть - "из Казармы". Так мне рассказывали. Факеево тоже ведь имеет второе название - Бородина. То есть хутор Бородина. Очевидно, сами жители называли свой хутор Факеево, а на картах он имел название Бородина. Тоже самое относится и к 1-му Глиненскому поселку. Его первоначальное название Маштексай (скорее всего калмыцкое). К чему я собственно веду. Все хуторы ( или правильнее хутора?), что вошли впоследствии в состав Глиненской станицы, появились, после образования Букеевской Орды, в состав которой должен был войти Глиненский форпост (поселок или хутор 1-й Глиненский). Де-юре он вошел в состав Орды, а де-факто - нет. Так вот изначально это был единый форпост, но после того, как было принято решение о передаче его в состав Орды, казаки стали покидать его и образовывать отдельные хутора. Так появились Факеево или Бородина ( от имени Факея Бородина), Мухор или Казарма, Мокрый или Мокринский и 2-й Глиненский. В Первом Глиненском осталась часть казаков, поэтому он до конца сохранил свою двойственную принадлежность. Поселок Новая Казанка изначально должен был появиться на месте Глиненского форпоста после того, как его покинут все казаки. Но этого не случилось, поэтому Новую Казанку построили неподалеку от Первого Глиненского в 1874 году. И туда из Мухора переселили всех татар неказачьего сословия, то есть купцов, без права на землю. Новая Казанка административно входила в состав Букеевской Орды. Ну, а Глинеская станица стала передовой заставой на границе с Букеевской Ордой. При этом один из ее поселков - Первый Глиненский находился внутри Орды.

Калёновец: RK пишет: При этом один из ее поселков - Первый Глиненский находился внутри Орды. Уважаемый RK! В Петровские времена в тех местах кочевала Калмыцкая Орда хана Аюка (если не ошибаюсь). Несомненно, на границе с Калмыцкой ордой стояли какие - то сторожевые посты (хутора) яицких казаков, а после бегства калмыков в 1771 г., их могли снять. Букеевские киргизы пришли в Рын - пески в 1798 - 1801 гг., т. е. через почти 30 лет после калмыков. Тогда же стали возникать и казачьи форпосты на границе с Букеевской ордой. К сожалению, мы точно не знаем когда был основан город Уральск, а уж про форпосты Глиненской станицы и подавно не знаем.

Pavel: Калёновец пишет: Несомненно, на границе с Калмыцкой ордой стояли какие - то сторожевые посты (хутора) яицких казаков, а после бегства калмыков в 1771 г Калмыки кочевали в начале 18 века от левого берега Урала до р Эмба, так и по правому берегу Урала до р. Волги и за Волгой. Зимовки были в низовьях Урала и далее по берегу Каспийского моря, а также между реками Узенями и в районе Камыш-Самарских озер. О какой границе Вы ведете речь?

Калёновец: Pavel пишет: О какой границе Вы ведете речь? О границе между Калмыцкой ордой и Яицким войском. Рекой Яик владели казаки, что доказывается преданиями и пропавшей грамотой царя Фёдора Иоанновича (или Михаила Федоровича Романова). Поэтому территория Войска была очерчена давно, ещё до прихода Калмыков в Поволжье.

Pavel: Калёновец пишет: О границе между Калмыцкой ордой и Яицким войском. Рекой Яик владели казаки, что доказывается преданиями и пропавшей грамотой царя Фёдора Иоанновича (или Михаила Федоровича Романова). Поэтому территория Войска была очерчена давно, ещё до прихода Калмыков в Поволжье. Вероятно калмыки об этом не знали и кочевали спокойно по казачьим землям.

Pavel: RK пишет: Тоже самое относится и к 1-му Глиненскому поселку. Его первоначальное название Маштексай (скорее всего калмыцкое). Мастексай- это 2-й Глиненский форпост. Глиненский форпост был оставлен казаками, в 1870-х годах, да и татары, вероятно переселились в Новую Казанку из этого же форпоста. Вновь образованные 1-й и 2-ой Глиненские форпосты, оба находились в границах войсковых земель. Хутор Бородин, как пишет Савичев Н.Ф, был основан в первых годах 19 века, Фокеем Никифоровичем Бородиным. Мухорский Пост, первоначальное название поселка Мухорский. При постах на которых несли службу линейные казаки, были казармы, конюшни, возможно поэтому татары, которые поселились не далеко от казармы, стали именовать свой поселок "Казарма".

Ефимия: Pavel пишет: В 1793 году была учреждена Узенская кордонная линия от набегов Киргиз-Кайсаков. Уральские казаки несли службу на кордонных постах с 1798 года, до их упразднения в 1831 году. На месте х. Бородина был кордонный пост "Калмыцкий перелаз." Вот интересно была учреждена кордонная линия от набегов киргиз-кайсаков! А кордонный пост назывался "Калмыцкий перелаз",не киргизский а калмыцкий!! Это означает что кордон был основан на много раньше.И название его "перелаз" означает что это была "лазейка" для калмыков..

Ефимия: Калёновец пишет: О границе между Калмыцкой ордой и Яицким войском. Рекой Яик владели казаки, что доказывается преданиями и пропавшей грамотой царя Фёдора Иоанновича (или Михаила Федоровича Романова). Поэтому территория Войска была очерчена давно, ещё до прихода Калмыков в Поволжье. Да я тоже так думаю! И это означает что в петровские времена границы Войска точно были,а может и раньше Pavel пишет: Вероятно калмыки об этом не знали и кочевали спокойно по казачьим землям. Да кочевали,степь большая ..но кордоны все-таки были..

Калёновец: Pavel пишет: Вероятно калмыки об этом не знали и кочевали спокойно по казачьим землям. Калмыки спокойно не кочевали по казачьим землям, а пользовались переходом через реку Яик, где стоял Калмыков городок (П. И. Рычков, 1759 г.)

Ефимия: Калёновец пишет: Калмыки спокойно не кочевали по казачьим землям, а пользовались переходом через реку Яик, где стоял Калмыков городок (П. И. Рычков, 1759 г.) Точно!

Pavel: В 1759 году за р.Уралом, уже киргизы были.

Калёновец: Ефимия пишет: А кордонный пост назывался "Калмыцкий перелаз",не киргизский а калмыцкий!! Почти строго на восток от этого кордона стоял на Яике Калмыков городок. Расстояние 120 - 130 км. В 18 веке киргизов в тех местах не было, а вот, калмыки кочевали в Рын - песках до 1771 года. Тогда, часть из них бежала в Джунгарию, а другая часть (оставшаяся) переселилась за Волгу. В Рын - песках осталась небольшая группа ногайских татар, из которых Джангир - хан в 19 веке создал новый киргизский род "Ногай - казах". Даже, если предположить, что казаки ушли с границы в Рын - песках всего на 20 лет, то от былых посёлков останутся одни развалины. Поэтому закономерно создание новых посёлков, типа Фокеева, с заселением Рын - песков Букеевской ордой в 1798 - 1801 гг.

Ефимия: Калёновец пишет: Даже, если предположить, что казаки ушли с границы в Рын - песках всего на 20 лет, то от былых посёлков останутся одни развалины. Поэтому закономерно создание новых посёлков, типа Фокеева, с заселением Рын - песков Букеевской ордой в 1798 - 1801 гг. Но вернулись казаки на насиженное место? так получается..

Ефимия: Pavel пишет: В 1759 году за р.Уралом, уже киргизы были. Калмыковская крепость основана когда? Возможно на много раньше 1759 года..

Калёновец: Pavel пишет: В 1759 году за р.Уралом, уже киргизы были. На левой стороне Яика (Урала) киргизы появились в 1700 году. Вероятно, потеснили калмыков на запад. А на правую сторону их запустили в конце 18 века, сначала временно, а в 1801 г. Павел1 узаконил их присутствие там. Дело в том, что яицким казакам принадлежала узкая полоса вдоль Урала, а остальное междуречье принадлежало Астраханской губернии. Астраханцы и запустили в Рын - пески киргизов во главе с Букеем, которые спасались от репрессий со стороны хана Младшей орды.

Калёновец: Ефимия пишет: Калмыковская крепость основана когда? Возможно на много раньше 1759 года.. Вероятно, даже раньше 1741 года.

Калёновец: Уважаемые форумчане! Если интересно узнать историю образования Букеевской орды, даю ссылку: https://www.proza.ru/2015/07/26/268

Pavel: Калёновец пишет: В 18 веке киргизов в тех местах не было После бегства калмык, на пустующие земли стали закочевывать киргизы, с 1787 года им разрешили перегонять через Урал скот, в зимнее время. Некоторые из них не возвращались за Урал. Приблизительно в это время и были организованы кордонные линии с постами. На кордонной линии, от устья Малого Узеня, до н.п Новый Узень, было 23 поста, со временем многие из них упразднили. Командовал кордонной стражей в 1798 году, старшина Бородин. Главным считался пост "Калмыцкая переправа" (перелаз), не далеко от устья Малого Узеня. Офицер, по логике, должен был проживать на главном посту, возможно он и основал хутор Бородин.

Ефимия: Калёновец пишет: Уважаемые форумчане! Если интересно узнать историю образования Букеевской орды, даю ссылку: https://www.proza.ru/2015/07/26/268 История грустная..очень хоть плачь..

Калёновец: Pavel пишет: После бегства калмык, на пустующие земли стали закочевывать киргизы, с 1787 года им разрешили перегонять через Урал скот, в зимнее время. С киргизами, более менее понятно, поэтому хотелось бы прояснить ситуацию с Калмыками, которые соседствовали с яицкими казаками с начала 17 века и до 1771 года. Прямых свидетельств существования кордона в Рын - песках нет. Может удастся собрать косвенные свидетельства: предания, воспоминания и т. д.

Ефимия: Pavel пишет: Командовал кордонной стражей в 1798 году, старшина Бородин. Главным считался пост "Калмыцкая переправа" (перелаз), не далеко от устья Малого Узеня. Офицер, по логике, должен был проживать на главном посту, возможно он и основал хутор Бородин. "..Бородин поселок заселен казаками Уральского войска. Первым переселенцем был сотник Уральского войска Фока Никифорович Бородин. По словам старожилов казаков Бородин на месте поселка завел сначала хутор около тридцатых годов прошедшего столетия. Бородин был в то время командирован войсковым начальством с несколькими казаками для следования с топографом, который проводил пограничную линию между Уральской областью и смежными губерниями: Самарской и Астраханской. Местность Бородина поселка граничит с Астраханской губер."..(Из очерка священника Истифеева,1907г) Дата основания поселка указана не правильно...

Калёновец: Ефимия пишет: История грустная..очень хоть плачь.. Не менее грустная история и здесь: https://www.proza.ru/2015/07/30/1533

Pavel: Калёновец пишет: Калёновец пишет: Может удастся собрать косвенные свидетельства: предания, воспоминания и т. д. Симон Палас был в этих краях в 1773г, но ни каких казачьих хуторов, пикетов и форпостов он там не видел.

Калёновец: Pavel пишет: Симон Палас был в этих краях в 1773г, но ни каких казачьих хуторов, пикетов и форпостов он там не видел. Сей факт говорит, что после бегства калмыков в 1771 г. их могли снять.

Pavel: Сей факт говорит о том, что их там не было.

Ефимия: Калёновец пишет: Сей факт говорит, что после бегства калмыков в 1771 г. их могли снять. Надо искать рукописную карту петровских времен! Пришли к тому с чего начали!

Калёновец: Pavel пишет: Сей факт говорит о том, что их там не было. Петер Симон Паллас путешествовал от Яицкого городка до Гурьева вдоль реки Яик (Урал), изучая флору и фауну, а оттуда степью добрался до Уфы, и писал свои записки. Так, что на кордонной линии, отстоящей от Урала на 120 км, он мог и не быть. Его интересовали животные и растения Прикаспийской низменности, а не история казачьих кордонов. Кстати, путешествовал он в 1768 - 1770 гг., ещё до бегства калмыков.

Калёновец: В статье "Кое что о службе наших уральских казаков в прежние годы" (УВВ № 39, 1871) прочитал: "1) В 737 году приказано иметь разъезды вверх и вниз по Яику по 100 человек в каждую сторону. 3) Для преследования калмыцкого владельца Бая 650 казаков. 6) Для охранения калмыцких улусов 1000 каз." Таким образом, яицкие казаки защищали свои границы не только от киргиз - кайсаков, но и от калмыков.

Ефимия: Это ценно! Имеется в виду 1737 год!!.

Калёновец: Ефимия пишет: Это ценно! Имеется в виду 1737 год!!. Вероятно, потому что последняя запись датирована 1744 годом. В статье Ю. Костенко "Бегство калмык в 1771 году" (УВВ № 5, 1869) говорится, что калмыки в конце 1770 года начали скапливаться около Узеней, а затем двинулись всей массой на восток. Яицкие казаки ближайших форпостов попрятались в крепостях: Калмыковской и Яицкой. Когда людская масса в 160 тысяч движется, то вряд ли что уцелеет на её пути. Вероятно, форпосты на Узенях были разграблены и разрушены калмыками. Из переписи 1773 г. видно, что многие служивые калмыки бежали в Джунгарию. Возможно, они и составляли большинство казаков на кордонной линии. К сожалению, более точных сведений об этом бегстве не сохранилось.

Ефимия: В продолжение темы... ""Тяжела и неприглядна была служба на кордонных постах, беспрерывно занимавшая наше войско, в течение больше ста лет. Помещением для пребывания на кордоне, как уже мы знаем, служили тесные и смрадные турлушки, сделанные из хвороста или из камыша, обмазанные глиной. Посты Каспийской линии располагались по северо-восточному берегу моря, среди многочисленных заливов и ильменей. Вода в этих местах была горько-солёная, пользоваться которой в зимнее время ни людям, ни лошадям было нельзя. В летнее время вода бывала лучше, но только при сильном юго-восточном ветре (моряна), значительно поднимавшем воду в заливах и култуках. Затем с весны и до осени мириады комаров, мошек и тому подобных насекомых отравляли здесь жизнь до того, что казачьих лошадей, например, приходилось отправлять на пастбища в долину Ахтубы. От плохой воды люди и лошади болели. В поисках устранения невыгодных свойств морской воды казаки прибегали зимою к снегу, когда он бывал; в особых котлах разогревали его, обращая в воду [72]. На постах других линий было лучше немногим, да и то больше относилось это на счёт Ахтубинской и части Элтонской линий, где поблизости к кордону находились русские сёла. Но другая часть Элтонской линии и Узенские посты располагались на открытой степи. Воды часто нехватало здесь; а какая была, нередко имела горько-солёный вкус. Летнее солнце жгло обитателей кордона, зима же приносила с собою стужу, снежные бураны. Исполняя различиые поручения в степи зимой, люди страдали от холода. Случаи жестокого обмораживания рук, ног и проч. были не редки. Хлебом приходилось кормиться тем, который выпекали сами казаки; для улучшения же выпечки там, где было возможно, выпечка поручалась сельским жителям. Из съестных продуктов всегдашним и единственным являлась баранина; приправы горячая пища, по большей части, не имела вовсе. При всём этом полагавшееся казакам и калмыкам денежное жалованье и др. виды довольствия нередко запаздывали к выдаче на непозволительно долгое время, и люди, томимые голодом, продавали иногда последнюю одежду на хлеб для себя. Лошади часто и помногу падали от бескормицы. Вся эта, вкратце нарисованная, мрачная обстановка, вместе с сравнительным бездельем, делала жизнь на кордонных постах подчас невыносимой, как для казаков, так и для офицеров в особенности. Томящую тоску и скуку обитатели кордона часто старались заглушать «зелёным вином», которое, в свою очередь, подвигало их на различного рода преступления и очень часто влекло к серьёзной ответственности. Одним из наиболее часто повторявшихся преступлений среди казаков было самовольное оставление поста и воровство. Офицеры-начальники, получавшие до-нельзя скудное жалованье, на которое приходилось содержать оставленные в станицах семьи, соблазнялись возможностью увеличить своё материальное благосостояние путём обращения в свою пользу полагавшегося казакам казённого довольствия. Для достижения этого практиковалось в широких размерах увольнение людей в отпуск без надлежащего разрешения начальства. Ежегодно инспектировавшие кордонные линии, войсковые атаманы, постоянно отмечали это грустное и нежелательное явление, но конец ему настал лишь с упразднением кордона [73]. Неисправное исполнение казаками службы если бывало замечено начальством, наказываюсь телесно без всякого промедления; причём орудием наказания служила большей частью плеть-нагайка..."" Может кому интересна история кардона!!! https://www.proza.ru/2017/06/27/833 " Кардон против киргиз-кайсаков."

Ефимия: Ефимия пишет: Надо искать рукописную карту петровских времен! С апреля по сентябрь 1696 г. С. У. Ремезов в составе военного отряда участвовал в походе по степным районам за р. Ишим, во время которого воинам приходилось неоднократно вступать в схватки со степными наездниками немирных племен. Позже, в разъяснении к своему «Чертежу земли всей безводной и малопроходной каменной степи» он отметит главную цель своего участия в этом походе: «По указной грамоте великого государя, велено в Тоболску тобольскому сыно боярскому Семену Ремезову в 204 (1696 г. — М.Ц.) году, апреля в 17 день написать степи от Тобольска до Казачьи (Казахской. — М.Ц.) Орды, и до Бухареи Болшей, и до Хивы, и до Еика (Яика. — М.Ц.), и до Астрахани, куды ближе и сколь далеко днями в ход пути сухим и водяным, летом и зимою, и реки числом и величиною, и корм людем и скоту безскуден бы, и переправы преходны б, и каменные горы проходны б, и урочища ведомы, и всему учинить наличной чертеж трех аршин длины, поперег двух, и на чертеже подписать именно»... С.Ремизов. "Четрежная карта Сибири" Получается, Ремизов Семен Ульянович ,был на Яике в период с 1696-1701 гг. На карте ..река Яик,Узень,Камыш -Самарские озера...жаль поселки не указаны.

vl-vl: Ефимия пишет: ...жаль поселки не указаны. Их там тогда не было.

Ефимия: vl-vl пишет: Их там тогда не было. Да кто знает ,может и были! Вот накопала в сети: http://www.kurgangen.ru/genealogy/Mokrinskie/Predky%20Dalmata/ После смерти жены Дмитрий Иванович Мокринский решил уйти в Невьянский монастырь и там был наречён Далматом. Но вскоре покинул его с иконой Успения Божией Матери, ушел на берег Исети, где и основал монастырь в 1644 году. Царской грамотой от 1659 года Далматову монастырю отписаны обширные владения, на которых вскоре возникли села и деревни. Когда Далмат по старости и болезни отстранился от управления, его сменил Исаак, в 1667 году – игумен, в 1702 – архимандрит Далматовского монастыря. Скончался Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103 лет (11). Неизвестна судьба остальных детей Дмитрия Ивановича. Можно только с натяжкой предположить, что отмеченный в Смотренной книге тобольских служилых людей 1689 года среди сынов боярских Алексей Михайлов сын Мокринской был его внуком (12). Переписью 1710 года он в возрасте 50 лет он с женой Татьяной записан в Тебенякской слободе (ныне Белозерский район Курганской области) (13), а в 1720 году проживал в Тобольске на подворье у известного картографа, архитектора и летописца Семена Ремезова (14)... Я думаю так. Название Поселков Мокринский и Глинский (Глинянский)возникли не при казаках яицких.. А появились они на территории Астраханской Губернии.. еще до образования Букеевской Орды.. И основали их слуги царские..отсюда и названия такие..нетипичные для УКВ. Изначально Глинянский писался как Глинский(от фамилии Глинские) позже стал Глиненским. Как, Вам такая версия,Уважаемые форумчане!!

Куренской: Ефимия пишет: Я думаю так. Название Поселков Мокринский и Глинский (Глинянский)возникли не при казаках яицких.. А появились они на территории Астраханской Губернии.. еще до образования Букеевской Орды.. И основали их слуги царские..отсюда и названия такие..нетипичные для УКВ. Изначально Глинянский писался как Глинский(от фамилии Глинские) позже стал Глиненским. Как, Вам такая версия,Уважаемые форумчане!! Думаю, что форумчане забракуют Вашу версию. Да и посёлок (форт), изначально назывался не Глинянский, а Гниловский, от слова "гнила"-глина.

Ефимия: Да в верховьях УКВ был поселок Гниловский! Тогда почему на Узенях пос.Глиненский..по переписи 1834 года Глинский. Уже это наводит на мысль ,что название поселку давали не казаки!

Строгонова: Ефимия пишет: И основали их слуги царские..отсюда и названия такие..нетипичные для УКВ. Изначально Глинянский писался как Глинский(от фамилии Глинские) позже стал Глиненским. Мне, кажется, наоборот самое типичное и распространенное название для УКВ. Два населенных пункта с этим названием было. Что-что, а глины в наших краях много. Дополню, "гнила" - это глина на новгородском наречии. Свободолюбие у казаков видимо из Великого Новгорода.

Строгонова: Ефимия пишет: Да в верховьях УКВ был поселок Гниловский! Тогда почему на Узенях пос.Глиненский..по переписи 1834 года Глинский. У меня по переписи 1834 год значатся Глиненский форпост, Гниловский форпост, Гниловский хутор, Гнилой умет (это тот, что в верховье УКВ). В 1817 - есть теже, но без Глиненского форпоста.

Ефимия: Месторасположение Мокринского поселока,очень интересное. Там в междуречье Большого и Малого Узеней,в самом узком месте между реками протягивается гряда из сорока курганов.Курганы очень древние. Я общалась с человеком ,который был в шахте одного из курганов.Они все разграблены в стародавние времена,и брать там нечего.Но место значимое для истории.Я так считаю. И в таких местах всегда живут люди..они как оберег и охрана святого места.. Поэтому я думаю там поселения были..

Ефимия: Строгонова пишет: У меня по переписи 1834 год значатся Глиненский форпост Да ,Наталья,правильно в переписи 1834г. написано Глиненский,извиняюсь. Но название Глинский встречается довольно часто..я посмотрю .. надо поискать,где я видела еще..

Строгонова: Ефимия пишет: Поэтому я думаю там поселения были.. Курганов много по степи и поселения были, но вопрос когда они были и есть ли связь между старыми поселениями и казачьими, а так же между народами их населявшими. На форуме как-то обсуждалось, что казахи хотят поменять год основания Уральска на десятки тысячелетий назад и сделать его древнейшим городом Казахстана. Но я считаю, что это разные истории.

Ефимия: Строгонова пишет: Курганов много по степи и поселения были, но вопрос когда они были и есть ли связь между старыми поселениями и казачьими, а так же между народами их населявшими. На форуме как-то обсуждалось, что казахи хотят поменять год основания Уральска на десятки тысячелетий назад и сделать его древнейшим городом Казахстана. Но я считаю, что это разные истории. Есть книга 1890г.АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАРУЗИН-"КУРГАНЫ БУКЕЕВСКОЙ СТЕПИ" Если кому интересно..Казахам надо еще разобраться ,кто курганы насыпал..



полная версия страницы