Форум » Разное » Одежда казаков » Ответить

Одежда казаков

Георгий Гугня: Черкеска, бешмет, чекмень, башлык - одежда казаков. Костюм как нельзя лучше отражает уникальность сложившейся культуры казачества. С одной стороны - казаки люди очень русские, чем гордятся. С другой - их история и география так уж сложились, что казаческое сообщество - по природе своей глубоко интернациональное. Казаки торговали и воевали с соседями, брали замуж полонянок, теряя людей в походах, охотно пополняли войско за счет иноземцев и иноверцев. В 1647 году дьяк Хотунский, говоря о казаках, отмечал: "...живут в тех местах изстари кочевым обычаем, и с ними живут разных вер люди, литва и немцы, и горские, и запорожские черкесы, и крымцы, и ногайцы, и азовцы". "Калмыкам столько нравилась жизнь казачья, что они охотно поступали в их общество и заключали союзы и договоры о вьючном совместном житии и служении" - читаем мы у известного исследователя казачьего быта В. А. Сухорукова. Казачья жизнь нравилась не только калмыкам. С начала XVII века в состав войск входили и татары, которые назывались "наши татаровя", считались вполне казаками и несли службу наравне с остальными. В Черкасске ими была заселена целая станица - татарская слобода, имевшая свою мечеть и самоуправление по казачьему образцу. Казаки вообще, и в особенности донские, так сроднились с татарами, что еще в XVIII веке говорить дома по-татарски считалось у них обычным явлением. В конце XVII века на Дон начинают активно переселяться русские и украинские крестьяне, после раскола православной церкви во множестве едут старообрядцы. Плюс к тому на Лону живут евреи, армяне, греки, переселившиеся из Крыма, выходцы из Дагестана... Представление о национальном составе Донского войска дают старинные казачьи фамилии: Греков, Грузинов, Евреинов, Ляхов, Татаркин, Туроверов... Вся эта национальная пестрота чрезвычайно ярко выражается и пестротой казацкого костюма. "Их одежда, уборы и оружие, - пишет Сухоруков, - принадлежали разным племенам и народам. Собственно своих одежд долгое время у них не водилось. Русские, турецкие, черкесские и татарские одежды составляли их пестрый наряд, иногда по цветовой гамме и сочетанию вещей весьма и весьма странный. Один являлся в лазоревом атласном кафтане с серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой - в камчатном или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою; третий - в камчатном кафтане с золотыми турецкими пуговками и в настрафильном зипуне. У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию". А атаман донской зимовой станицы Савва Кочет так описывает казаков в Посольском приказе: "...платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравитца: иные де любят платье и обувь по-черкески, и по-калмыцки, а иные обыкли ходить в руских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочетца, тот тако и творит. И в том де междо ними распри и никакого посмеханья друг над другом нет". Основной деталью казацкого мужского костюма являются, вне всяких сомнений, штаны - древнее скифское изобретение, без которого невозможна жизнь конника. Широкие шаровары, которые казаки носили почти до конца XIX века, в точности такие же, как те, что находили при раскопках древних курганов. Помимо шаровар мужской казачий костюм включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы). Поверх рубахи надевался зипун. Зипун - это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота. Исключительно удобная одежда, особенно для верхового. Зипун считался настолько важной деталью туалета, что нередко походы за военной добычей назывались "походами за зипунами". Также носили казаки бешмет - кафтан с перехватом, иногда отрезной в талии, но не со сборками, а с клиньями. Его шили из разных тканей, иногда из шелковой восточной материи, на подкладке, часто стеганным на вате. Говоря о женской традиционной одежде, разберемся для начала, кто же такие настоящие казачки. В одной из исторических хроник пишут: "На Дону казаки сперва жительством, нравом и поведением своим совсем Запорожским казакам подобны были. Ибо как сказывают сами, не имели жен и терпеть их не могли; но как стали за добычыо отходить, то в промыслах своих доставали от Турок, Кумык, Крымцев, Кубанцев, Черкес, от разных горских Татар и из прочих мест всякую пажить и людей, в том числе и женский пол, оных стали брать за себя и сожительствовать с ними". Полонянки - поначалу это были преимущественно татарки и турчанки - долго сохраняли традиционную одежду своего народа. К примеру, штаны, неприличные русской женщине, зато любимые женщиной восточной, долго были типичным предметом гардероба казачек. Так же как и мужчины, дамы носили домотканую рубаху. Правда, она была несколько длиннее мужской, да и понаряднее. Рукава, узкие от плеча и расширяющиеся книзу, обшивались в два-три ряда цветными лентами. Ворот и подол были "перетканы рядами, цвятками, как кому нравится". Девки, для которых такая рубаха до венца служила верхней одеждой, подпоясывали ее ярким шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Замужней женщине поверх рубахи полагалось носить сарафан - в разных станицах его называли кубелек или сукман. Этот самый кубелек, чисто восточная штучка, напоминавшая по покрою татарский камзол с очень короткими и узкими рукавами, шили из окрашенного в яркие цвета сукна, а кто побогаче - и из парчи. Лиф застегивался серебряными или позолоченными пуговицами. Параллельно им шел второй, декоративный ряд пуговиц - золотых или низанных из жемчуга. По подолу кубелек обшивали широкой шелковой лентой (обычно красной или синей), а по самому краю - ажурной тесьмой. Под грудью всю эту красоту перехватывали поясом из позолоченных серебряных звеньев, либо бархатным, шитым жемчугом. Во второй половине XIX века на смену кубелеку приходит сарафан, подчеркивающий пышные формы его обладательницы. Задняя часть этого сарафана была вся в сборку, и материи на нее шло в 4-5 раз больше, чем на переднюю. Все эти сборки украшали лентами, и повязывали сарафан широким плисовым поясом ниже талии, чтобы сзади "сборы были видны и ленты". Выходя из дому летом, женщина набрасывала на плечи каврак - халат из шелка или парчи. Зимой - шубу, конечно же. Шубы шили длинные, в виде широкого, запахивающегося халата, колоколом расходящегося книзу. Подбивали лисьим, беличьим и заячьим мехом, покрывали сверху сукном, шелком, штофом, атласом. Те, кто не мог себе позволить шубу на лисе, ходили в овчинной. Также по холоду носили ватные пальто (плиски, жупейки) и кофты (ватянки, холодайки). Что до головных уборов, то казачки на протяжении более чем двухсот лет к татарскому платью надевали совершенно русскую кичку - высокую жесткую шапочку с круглым дном либо рогатую, вроде пилотки, надетой поперек. На кичку шел сложенный в несколько слоев холст. Его прошивали густыми рядами суровыми нитками, а потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди навешивали налобник, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали расшитый подзатыльник. Кичку украшали золотом, шелком, бисером, жемчугом, а бывало - и алмазами. Кое-где вместо кички носили вязаный колпак или колотовочку (небольшой платочек, завязанный наподобие банданы, и прикрывающий лоб). Поверх колотовочки надевалась шаль - с боков ее слегка закладывали внутрь, а надо лбом поднимали "уголком". Зимой поверх всего этого великолепия надевали еще один платочек, т.н. знузданку, - концы его связывались на макушке так, чтобы знузданка закрывала уши. Однако веяния времени не обошли казачество стороной. Во второй половине XIX века казачки в большинстве своем сменили чирики на туфли, а на головы вместо кичек водрузили модные чепчики и шляпки. Примерно в это же время сформировался комплекс военного казацкого костюма. Обмундирование донских казаков состояло из темно-синей куртки на крючках, зимой - темно-синий чекмень - куртка того же покроя, но длиной до колен, с темно-синим воротником, обшлагами и погонами с выпушкой прикладного цвета, темно-синих шаровар с лампасами. Головной убор - черные папахи либо фуражки с козырьками, красным околышем и темно-синей тульей, вытянутой вверх наподобие колпака. А для кубанских казаков, наоборот, черкеска черного сукна. Количество газырей, расположенных на груди с каждой стороны, первоначально равнялось десяти, но со временем увеличилось до 15 (калибр патрона винтовки, бывшей в употреблении у казаков Кубани, - 15.24, что равнялось 6 линиям). Крайние внешние газыри по своей высоте были на треть меньше основного ряда, в котором в специальных пеналах хранились капсюля. Бешмет - зимняя форма одежды - из белого шерстяного сукна, подбивается каракулем черного (темно-коричневого) цвета. Кубанский башлык - съемный капюшон с кожаными накладками на швах и удлиненными полами для защиты лица в ненастную погоду, прототип современной лицевой маски, - всегда красный. Точно как и рубаха "косовороткой", одеваемая под черкеску тоже красного цвета. На голове чаще всего кубанка - папаха уменьшенной высоты. У кубанских казаков на шароварах отсутствуют лампасы - это одно из основных отличий. Форма покроя прямая. Как мы видим, форма сохранила ряд традиционных элементов мужского костюма - бешмет, черкеска, чекмень, бурка. В то же время такие элементы формы, как китель, гимнастерка, фуражка, настолько полюбились казакам, особенно донским, что получили широкое распространение в качестве повседневной одежды. Кубанские же казаки остались верны своим кубанкам и газырям. К слову, кое-что из обмундирования конца XIX - начала XX века казаки носили и при советской власти. Во время Великой Отечественной войны, например, их полевая форма, представляла собой винегрет из предметов униформы образца 30-х годов, дореволюционного обмундирования и униформы образца 1941/1943 годов. Казаки упорно не желали расставаться с папахами и носить положенные по форме ушанки. И никакая советская власть не смогла вытряхнуть их из любимой черкески с газырями, в которой казачество щеголяет на протяжении нескольких веков. Текст: Екатерина Костикова, "Костюм имени дружбы народов", журнал "Националь" № 01/2004

Ответов - 197, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

Георгий Гугня: Евгений пишет: Всё таки не уверены в названии? Хорошо хоть сходимся в одном,что это верхняя одежда которую носили наши казаки. Пусть не имеющая названия. А теперь сравните с халатом ( как в простонародье называет Владимир) и поймёте, что с большей степенью вероятности они схожи. Во- первых этот пестрый халат с полосочками и орнаментами принципиально не похож на татарку , азям или кафтан. Во- вторых ребята и не скрывают , что начали носить узбекские халаты. Узбекский халат - это национальная одежда УЗБЕКОВ!!! И то что я вижу -так это фотографии улыбающихся наших молодых ребят в национальной одежде УЗБЕКОВ! В одежде которую носили их .. узбекские предки?!! Или уральские казаки с узбеками в родстве? Давайте здраво рассуждать. Вот отрывок из "Дело под Иканом". 4, 5 и 6 (17, 18 и 19) декабря 1864 г. Когда падал на землю очередной израненный и истекающий кровью уралец, «как хищные звери, с неистовыми криками отделялись из толпы конные всадники и бросались на свою беспомощную жертву – ведь, с нею легко уже было справиться.. всякий спешил отрезать голову, чтобы скорее представить начальству, как доказательство своей храбрости и удальства, достойных награды. И казаки награждали кокандцев за их усердие: не один из таких «героев» рядом с своим трофеем слагал и свою голову, пораженный метким выстрелом уральца..» (М.Хорошхин, стр. 24 – 25). Когда казаки уходили дальше выстрела от тела павшего товарища, ничто не мешало кокандцам надругаться и издеваться над телом. Всё это происходило на глазах отступавших. Нести тяжелораненых у измученных казаков просто не было сил. В любую минуту каждый мог упасть, и оказаться следующей жертвой. А вот справка по кокандцам. Кокандское ханство - Ханство было основано в 1709 году, когда Шейбанид Шахрух II из узбекского племени минглар основал независимое владение в западной части Ферганской долины. Он построил крепость в небольшом городе Коканде, ставшем столицей ханства. Однако необходимо было обосновать право династии на власть, в связи с чем утверждалось происхождение династии от Тамерлана. Хивинское ханство, феодальное государство в Средней Азии 16 — начала 20 вв. Образовалось в 1512 под властью узбекского хана Ильбарса. Включило территорию Древнего Хорезма, кочевья туркмен на Мангышлаке, Дахистане, по Узбою, а также северная часть Хорасана Феодальные порядки тесно переплетались с патриархально-родовыми и рабовладельческими. За исключением нескольких хлопкоочистительных заводов, промышленность отсутствовала. Экспорт составляли хлопок, сухофрукты, шкуры, шерсть. Хан пользовался неограниченной властью. В стране царили произвол и насилие. . Так какое здесь родство? И где логика ношения национальной одежды кокандцев в наше время?

Евгений: Георгий, с твоей логикой соглашусь,что у нас уральцев нет никакого родства с хивинцами (или почти нет). Но касаемо одежды это большой вопрос. На представленном Шевроном фото действительно стоит наш казак в Азяме. Сравнивая это фото с гравюрой казаков уральцев,которую выложил ты,видно,что их одежды разные. А значит, азям и верхняя одежда казаков, это ни одна и таже одежда. Как она называлась? Утверждать не буду. Одно ясно, одежда людей распространённая в те времена на евразийских просторах имела очень много сходство. Т.е. мы видим, что она имела ниспадающий покрой с запашными полами, обвязывающаяся либо бечевой, либо кушаком. Верх одежды был без ворота, с закруглёнными концами. Под эту верхнюю одежду подразумевалось поддевать нижнее бельё с поднятым воротом. Различие по всей видимости составляло - по плотности материала, степени набивки(зимние,летние) по цвету материала, по ширине рукавов. Но все эти различия не были значительными. Так,что мы видим, что эта одежда в разных землях называлась по разному. Халат на Урале как-то не прижился, и это название мы связываем с женской одеждой. Отсюда и неприятие,я так думаю, название мужской одежды-Халат. Однако как не назови,а одежда была, и уральцы в древние времена её использовали. Данную одежду казаки либо захватывали в виде добычи после набегов на орду, либо меняли с ордой,либо сами шили.

TatianaIE: Я никогда раньше не сталкивалась с термином "азям" - так что заинтересовалась, и решила посмотреть на значение слова. Если верить словарям на Интернете - азям это татарское слово для верхней крестьянской одежды, одним из синонимов является , в то числе, и зипун. Вот дословные истолкования: АЗЯМ - , озям, татарск. сермяга, долгий и полный крестьянск. кафтан, верхний кафтан халатного покроя, без бор, из домотканины, крестьянск. сукна, понитка; зипун; каз. синий долгополый кафтан; влад. перм. армяк из армячины или из верблюжьего сукна; влад. летник, холодник, холщевик, балахон; сар. кур. волчья, лисья, сторожковая (песья) ШУБА: ниж. астрх. крытый овчинный тулуп. Другое истолкование: При татаро-монгольском господстве от татар были заимствованы не столько предметы одежды, сколько их наименования. Разновидности кафтана — армяк, азям, сермяга (а это названия татарского происхождения) принадлежали к одежде низшего сословия. Армяк изготовлялся из армячины — ткани из верблюжьей шерсти, отсюда и произошло его название, — был свободного покроя, без сборок сзади и разрезов по бокам внизу. Азям – крестьянский кафтан такого же покроя, как и армяк, — пошивался из понитка (так в старину называлась полусуконная ткань, вырабатывавшаяся из пеньковой или льняной основы и шерстяного утка). Сермяга (сермяжный кафтан) изготовлялась из грубого неокрашенного домотканого сукна. И ещё одна справка (позаимствованная у наших собратьев с Яик.ру: Верхняя одежда в XIX в. была разнообразной как по крою и материалу, так и по способам ношения. Основными видами мужской верхней одежды были "армяк", "чапан", "тулуп", "шуба", "доха", "бешмет", "чекмень"/"халат", "азям", "куртка", "пальто" и др. женской – "шуба", "шубейка"/"пальто". Основным материалом для изготовления верхней одежды был "армяк" – сукно из верблюжьей шерсти. В старину уральские казачки сами делали "армяк", в XIX в. его покупали у казахов, татар, каракалпаков, позже шили одежду из фабричного сукна. Тулупы, доху или "яргак" шили из овчины и волчьего меха. Во второй половине XIX века получила большое распространение одежда на стежке – "халаты", "фуфайки", "куртки" и др. "Шубейки", "куцавейки", "фуфайки" – распашная женская одежда. Их носили поверх косоклинного сарафана и сарафана "в перекат". "Зипун", как и предшествовавший ему "армяк", кроился с прямой спинкой и клиньями по бокам. В первой половине XIX века у казаков бытовал и нарядный зипун – "малинового сукна, обшитый у ворота и рукавов узким золотым галуном" [5]. "Халат" известен как верхняя одежда уральских казаков с XVIII века, кроился с боковыми клиньями и шалевидным воротником. В старину халат не подпоясывали. Халат широко бытовал во второй половине XIX — начале XX века, причем не только в качестве рабочей или молельной одежды, считаясь "почтенной и щеголеватой одеждой, которой носили молодые казаки" [6]. Со временем халат превратился в молельную одежду старообрядцев. "Халат" в первой половине XIX века использовался в качестве верхней одежды казака-воина. Известно, что один из уральских атаманов предлагал даже ввести его в "состав форменной одежды, имея в виду то, что халат может заменить казаку китель, как вещь красивая, легкая, не маркая и постройка ее делается домашними средствами" [7]. Бешмет ("бахмат", "татарка") долгое время был форменной одеждой казаков. Он кроился прямым спереди, с отрезной спинкой и пришивными клиньями сзади. Бешмет был настолько популярен у казаков, что выйдя в отставку, они нередко перешивали прямой мундир. Бешмет шили из сатина, а также из шелка и надевали в качестве жилета под суконный "чекмень". /www.yaik.ru/rus/forces/ethno/index.php?SECTION_ID=258&ELEMENT_ID=2187 Обратите внимание, что слово "халат" используется как термин для обозначения казацкой одежды, а не просто какого-то халата в общем..., или узбекского или татарского.

TatianaIE: Крой армяка. Ну очень похоже на верхнюю одежду казака на фотографии

Евгений: Сравните одежду казаков [right][/right] третье фото казака с азямом не смог поставить рядом (защищено правами администратора форума)

Евгений: Андрей, возможно я с тобой соглашусь в общем,но в частности мы разбираем одежду... ,что носили уральские казаки раньше... А вот одевать её или не одевать, этот вопрос здесь не поднимался. Сейчас кто что хочет тот и одевать, а кто не хочет-нет. Некоторые в стрингах щеголяют и им хоть бы что. На картинках одежды очень даже похожи.

Шеврон: Евгений пишет: А вот одевать её или не одевать, этот вопрос здесь не поднимался. Сейчас кто что хочет тот и одевать, а кто не хочет-нет. Это верно, кто что хочет, тот то и носит! Если человек хочет выглядеть клоуном, то он, конечно, вправе носить узбекский халат и называть себя при этом уральским казаком! Каждому свое!!!

Данилыч: туранцев пишет: Вот уходцы,насколько я знаю,халатов не носили.Надо спросить TatianaIE,она должна знать,носили или не носили уходцы халаты на манер азиатских.Я то бывал у уходцев с промежутками между 1975 и 1990 годами,тогда не носили. TatianaIE пишет: Откровенно говоря, не видела ни разу. У моего приятеля на производстве трудится несколько узбеков. Когда я узнал, что они из Каракалпакии (берунийский район), поинтересовался про Уральцев-уходцев. Говорят, что раньне часто встречали их в Нукусе на базаре и в своём районе, последнее время редко. Отличительными чертами они назвали длинные седые бороды, и передвигались они на велосипедах (???). Сегодня специально позвонил и поинтересовался у узбека, встречал ли он Уральца в халате? Ответ : "Так они же не узбеки, чтобы носить халаты. У нас узбеки то в халатах ходят ТОЛЬКО по дому, а на улицу выходят в чапанах. И то сейчас очень редко такое встретишь."

TatianaIE: По поводу того что будут носить в будущем, и почему узбекских халатов надевать не надо... Жизнь не стоит на месте. Казаки в далёком прошлом позаимствовали от азиатских соседей кое-что, что-то видоизменили - но при этом, меняя свой внешний облик, они всё-таки оставались казаками. Если проще надеть узбекский халат, вместо того чтобы шить "казацкий халат" ( не все современные казацкие жёнки к рукоделью приучены) - то какое же в этом предательство? Практичность и удобство... Кстати, пока копалась на интернете нашла казацкие бешметы в продаже - 900 рублей и внешне ты уже казак? Может, узбекские халаты дешевле?

Василий Кашпирский: Спор по поводу национальной одежде и военной форме бесконечен. Предлагаю взглянуть на эту проблему с точки зрения исторической реконструкции. Новичку всегда задают один и тот же первый вопрос - реконструкцией какого века он хочет заниматься. Одежда меняется со временем и рассуждения какая из них правильная, а какая нет абсурдны. Все зависит от личных предпочтений и какая одежда приживется не знает никто. Так что возможны любые варианты - главное соответствие выбранной эпохе.

Георгий Гугня: TatianaIE пишет: Казаки в далёком прошлом позаимствовали от азиатских соседей кое-что Слово позаимствовали здесь весьма подходит,Татьяна. Узбекские халаты могли добываться казаками во время военных походов , но становится ли трофейная одежда национальной? TatianaIE пишет: Кстати, пока копалась на интернете нашла казацкие бешметы в продаже - 900 рублей и внешне ты уже казак? Может, узбекские халаты дешевле? В настоящее время казачью одежду достать не проблема - шаровары 1 200 рублей , бешмет - 900 рублей, пояс - 300 рублей . Итого - 2 400 рублей. Смотрим узбекский халат мужской - Узбекский стеганый халат (чапан) Традиционный узбекский национальный мужской костюм состоит из теплого стеганого халата - чапана, подвязанного платком или платками, головного убора тюбетейки, а также сапог, выполненных из тонкой кожи. Мужчины носят рубахи прямого покроя, нижний и верхний халаты. Халат может быть легким или теплым, стеганным на вате. По бокам халата есть разрезы для удобства при ходьбе и сидении на полу. Халат - чапан - обычно подвязывается платком или поясом. Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок и т. д. Только у нас Вы можете приобрести подлинные изделия ручной работы узбекских мастеров по минимальным ценам! Стоимость комплекта, состоящего из чапана (стеганого халата), тюбетейки и поясного платка – всего 5 000 руб. Размеры халатов - M, L, XL. Отдельно халат ручной работы (с поясным платком) можно приобрести за 4 000 рублей. Покупателям тандыров, грилей и казанов - существенные скидки. Возможны оптовые поставки сувенирных, повседневных и праздничных халатов из Узбекистана по значительно более низким ценам (под заказ). http://www.krafthaus.ru/aksessuary/halaty-i-tyubeteiki/halat Халат несколько подороже.

Василий Кашпирский: Казак в первую очередь воин и цивильная одежда мало чем отличалась и отличается от воинской. Чем же так стеганные халаты нравились уральцам? Стеганный халат, один из вариантов стеганки - поддоспешника, также мог выступать самостоятельно в качестве стеганного доспеха. Идеальная зашита от стрел. В случае опасности достаточно было одеть кольчугу или другую броню и ты уже готов к бою. На гравюре есть длинные колпаки, кто нибудь пробовал одеть ведро на голову, очень неудобно., тем более хороший шлем весил 1,5 - 2 кг. Это идеальный вариант подшлемника. Как только у степняков вместо лука появились ружья стеганный халат утратил свое истинное назначение. привязанность к нему осталась и он превратился в цивильную одежду. Время взяло свое и халаты постепенно вышли из употребления.

vl-vl: Изначально казаки одевались и вооружались по случаю т.е. кто что добыл, то и надел. И суть многих волнений уральцев в том, что их собирались экипировать однообразно. Со временем правительственные меры победили. Однако, учитывая недовольство казаков, военное ведомство сделало послабление в части холодного оружия. Где-то на рубеже 19 и 20в.в. разрешили иметь в строю, переданные и сохраненные от дедов, сабли и шашки неуставного образца. По мере обживания и обустройства казаки отдали предпочтение отдельным элементам одежды потому, что степная жизнь подвигла их к этому. Простота, удобство, стоимость и сама возможность приобрести - главные критерии. Относительно защиты от стрел. С самого начала освоения прияицких земель вооружение (огнестрельное) казаков позволяло держать кочевников на значительном расстоянии т.е. вне поражающего действия стрел. Казачья тактика , а именно конный бой, лава, быстрый маневр, подразумевали легкость всадника, любые доспехи сковывали его действия . Современники в начале 19в. указывали, что уральцы отдают предпочтение более всего хлопку и шелку, нежели сукну.

Василий Кашпирский: Любой бой предполагает сближение противников и степняки стрел не жалели, так как знали мало им не покажется. Казакам тоже приходилось держать осаду городов и доспехи были тогда нелишними. В хорошей стеганке удобства тоже мало и в ней есть существенный недостаток, её можно легко разрезать саблей. Разновидностей доспехов великое множество и можно было использовать лишь отдельные элементы тем самым увеличивая подвижность. Надевались они непосредственно перед боем.

Георгий Гугня: Вася - а фото уральцев в доспехах сможешь выложить?Или рисунок..

Георгий Гугня: Битва казаков с киргизами. Одни в халатах, другие нет - кто есть кто?

Евгений: Бой вижу,а окромя ничего путного не видно. Одежда на казаках ( каких и где? Так как если не надпись,не понять,что это уральские казаки) более позднего периода. В дали видны горы, то ли Уральские,то ли Кавказские, то ли отроги Тянь-Шаня? Сама битва красочная, а вот стиль одежды на ней трудно определить с точностью.

Василий Кашпирский: Конкретно уральцев это вряд ли. Форма одежды номер 8, что украли то и носим. А вот реконструкций ордынских доспехов в ине-те предостаточно. Ермака на дно утянула кольчуга. Ещё небольшая тонкость - в отличии от стёганки застегивая халат на запах в двое увеличивается защитный слой, рыцари использовали другой прием - подкладывали подушки на грудь, чтобы стрела не смогла достичь тела. К сожалению у большинства слово доспех ассоциируется с железными рыцарскими латами Короткая справка: вес мушкета 7-9 кг., время зарядки 2 минуты, при Петре появились фузеи - вес 5 кг., время зарядки не менее 1 минуты. За минуту лошадь преодолевает расстояние в 300-400 метров, лучник выпускает в минуту 10-12 стрел на дистанцию 300-500 метров. посмотрите внимательно на фото зипуна 17 века, он уже сам по себе является доспехом, он полностью закрывает руки и ноги всадника.

vl-vl: Василий Кашпирский пишет: Форма одежды номер 8, что украли то и носим. Изначально, думаю, так и было. Василий Кашпирский пишет: рыцари использовали другой прием - подкладывали подушки на грудь, чтобы стрела не смогла достичь тела. Тут, скорее, амортизатор. Ведь рыцари - тяжелая конница, вооруженная тяжелыми Копьями(пиками) и мечами. Эта конница могла быть эффективной только в ближнем бою и с себе подобной. Казачья конница относится к разряду легкой и для ближнего боя, а тем более с бронированными рыцарями, мягко говоря, не совсем годится. Во всех войнах (вплоть до 1916г., когда война стала позиционной)казаки использовались, в основном, для разведки, патрулирования, рейдирования по ближним тылам противника и обеспечения связи. Конечно, во время войны казакам приходилось биться в ближнем бою, с защищенным противником, в пешем и городском боях, но это скорее исключения, чем правило. Василий Кашпирский пишет: За минуту лошадь преодолевает расстояние в 300-400 метров Однако, не смотря на длительность перезарядки мушкета и др., предки знали залповый огонь и панику, которую он вызывает. К тому же существовала система из мелких пушченок(одна из подобных имеется в народном музее "Старый Уральскъ"), расположенных на плоской повозке или на колесе(так называемая система Нартова(вроде фамилию не исказил), позволявшая вести стрельбу очередями. Немаловажный фактор против кочевников и их лошадей - грохот выстрелов.

Георгий Гугня: Хотелось бы вернуться к основной теме разговора.... Что носили уральские казаки мужчины ... Момент первый - узбекский халат не является национальной одеждой природного уральского казака , Моментом вторым хотелось бы порассуждать о вариантах мужской одежды далее.. Самым основным , отличительным и не встречающимся у других народов элементом казачьей одежды уральцев являются шаровары с малиновым лампасом . В бытность свою пытался выяснить появление лампаса у казаков и в особенности историю "МАЛИНЫ" , но исчерпывающего ответа не было... Татьяна , может у вас имеется информация по шароварам с лампасом?



полная версия страницы